Здоровый образ жизни способы обучения. Московский государственный университет печати

Здоровый образ жизни способы обучения. Московский государственный университет печати
Здоровый образ жизни способы обучения. Московский государственный университет печати

Не имеет четкого определения. Однако в общих чертах его можно свести к следующему: это поведенческий образ жизни направленный на повышение иммунитета, профилактику болезней, укрепление здоровья.

В последнее время, проблема и необходимость формирования здорового образа жизни стала более актуальна. Это связано с тем, что глобальная урбанизация, плохая экология, развитие технического прогресса, который способствует меньшей активности человека, угрозы техногенного характера и множество других негативных факторов с каждым днем все больше вредят организму человека.

Органы здравоохранения и государственные структуры активно пропагандируют здоровый образ жизни, однако результатов пока достигнуто мало. Дело в том, что для формирования ЗОЖ необходима личная мотивация каждого индивида, а также возможность его реализации как в материальном плане, так и в плане социальной оценки.

Государственные программы формирования ЗОЖ

Любое государство имеет своей целью сохранение и защиту здоровья своих граждан. В реализации этой задачи видится доступность медицинского обслуживания населения, а также продвижение в жизнь различных программ по бесплатному проведению профилактических мероприятий для малообеспеченных и льготных категорий граждан.

Государство проводит стимулирующие и запрещающие меры, в том числе на финансовом и законодательном уровне. К таким мерам можно отнести запрет на производство и использование наркотических веществ (исключая медицинские цели), их употребление и распространение, которые караются уголовной ответственностью, запрет на распространение рекламы на табачные изделия и спиртные напитки, ограничение их продаж в определенных местах, возрастные ограничения на их приобретение, повышение акцизов, стимулирование пропаганды ЗОЖ в средствах массовой информации, введение в образовательные программы специальных курсов, направленных на пропаганду ЗОЖ.

Основная работа по формированию ЗОЖ ложится на плечи здравоохранения, однако без государственной поддержки - как в правовом плане, так и в финансовом - такая программа реализуется крайне медленно.

В этом направлении со стороны здравоохранения должны быть выполнены действия по предоставлению населению консультативной помощи в медицинских учреждениях.

Важную роль имеет подключение к процессу формирования здорового образа жизни средств массовой информации, которые должны активнее вести пропаганду среди населения о негативном отношении к лицам, ведущим нездоровый образ жизни и, наоборот, поощрения и стимулирования занятий физкультурой и спортом, положительного отношения и культивации физически красивого и здорового тела, а также побуждение к отказу от вредных привычек. В плане последнего, также следует отметить ограничительные меры, вводимые государством.

Принципы формирования здорового образа жизни

Любой образ жизни основан на определенных принципах. Это принятые к реализации правила поведения для каждого человека, основой которых являются биологические и социальные принципы.

Биологический принцип предполагает, что образ жизни должен соответствовать возрастным показателям и быть энергетически обеспеченным, укрепляющим организм, умеренным в плане нагрузок и ограничений, а также ритмичным.

Социальный образ жизни предполагает соблюдение высокой нравственности, эстетическое воспитание, проявление воли, способности к самоограничению.

Совокупность этих двух аспектов создает единство биологического и социального развития организма и его взаимодействие со средой обитания.

Исходя из этого, можно выделить основные жизненно важные поведенческие формы.

  1. Формирование положительных психологических эмоций во всех сферах жизнедеятельност и (работа, быт, семейные отношения, реализация в общественной и культурной жизни) и формирование оптимистических взглядов.
  2. Организация трудовой деятельности с максимальной эффективностью, что дает возможность реализации и отражает сущность каждого человека.
  3. Двигательная активность.
  4. Ритмичный образ жизни предполагает соответствие биологическим ритмам как в плане суточных биоритмов, так в плане возрастных потребностей.
  5. Сексуальная активность.
  6. Здоровое старение - это естественный процесс, который при правильной организации протекает с минимальными негативными последствиями.
  7. Отказ от вредных привычек, что способствует поддержанию высоких показателей здоровья.

Пути формирования ЗОЖ

Конечно, для рационального использования путей формирования здорового образа жизни, требуется задействовать все возможные методы. Формирование ЗОЖ является не только задачей здравоохранения, как уже было сказано выше, но и задачей образования, а также семейного воспитания и личного примера, а также задачей социальной защиты.

Исследования ВОЗ в этом направлении привели к выявлению следующих статистических цифр. Здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-23% - от наследственных факторов, на 20-25% - от факторов экологии и только на 8-10% - от медицины и здравоохранения.

  1. Формирование привычки правильного питания, которое включает отказ от пищи, содержащей большое количество животных жиров, отказ от чрезмерного потребления соли и сахара, воздержание от алкоголя. Это приводит, как следствие, к поддержанию нормального веса.
  2. Формирование активной жизни, которая включает физические упражнения, пешие прогулки, пробежки на свежем воздухе, умеренное занятие спортом в соответствии с возрастными особенностями.
  3. Снижение уровня стрессов, поддержание психологически уравновешенного состояния, умение регулировать эмоции, направлять психологический настрой на оптимизм. Во многом, на формирование этого поведения влияет социум, а также возможность гармоничного существования в нем.
  4. Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение).

Технология обучения дошкольников

здоровому образу жизни.

Пущина Ольга Николаевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1Радость»,

село Верховажье.

«Единственная красота,

которую я знаю - это здоровье»

Г.Гейне:

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. Однако, согласно данным Минздрава РФ, сегодняшнее состояние здоровья детей и подростков вызывает серьёзную тревогу: количество абсолютно здоровых детей за последнее десятилетие снизилось с 23% до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания с 16% до 17,3%, приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Все больше и больше в современном образовании ощущается доминанта «интеллектуального» образования, в результате чего страдает здоровье детей. А ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Задача раннего формирования навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях еще и потому, что мы, воспитатели, сталкиваемся с проблемой ослабленного здоровья детей, низкого уровня их физического развития и т.д. Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

От того, какой уровень здоровья, физического развития будет достигнут к концу пребывания ребенка в дошкольном учреждении, зависят и его успехи в школе.

Чтобы мотивировать ребенка на здравоохранительное поведение, стараюсь его заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использую положительные примеры из окружающей жизни, личный пример.

Я считаю, что детский сад должен стать “Школой здоровья” детей, где любая их деятельность (игровая, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни.

Представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни я формирую через применение здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Выделяют три группы технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья,
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни,
  3. Коррекционные технологии.

К технологии обучения здоровому образу жизни относятся: физкультурные занятия, проблемно - игровые ситуации, коммуникативные игры, самомассаж, точечный массаж, занятия о здоровье.

Я поделюсь опытом использования в своей работе самомассажа, точечного массажа и проведения цикла занятий для дошкольников «Азбука здоровья».

Наиболее простым, доступным пониманию и исполнению ребенка является массаж и самомассаж. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно. Эффективны следующие упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Массаж и самомассаж рекомендую проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз: по 3- 4 раза для правой и левой руки. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук.

Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам подбираю стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Начинать следует с согревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Следующим видом здоровьесберегающих образовательных технологий, которые я использую в своей работе, является система игровых занятий из серии «Азбука здоровья». Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях, опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим, как к самому себе.

В процессе ознакомления детей с человеческим организмом решаю следующие задачи:

Сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении

собственного тела);

Создать у ребенка целостное представление о своем теле;

Научить «слушать» и «слышать» свой организм;

Помочь осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом

образе жизни;

Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для

жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.

В своей работе я использую программу ознакомления дошкольников с человеческим организмом «Я и мое тело» (автор - С.Е.Шукшина), материалы из программы С.А.Козловой «Я - человек», методическое пособие Мосаловой Л. Л. «Я и мир». На основе методической и художественной литературы разработала цикл познавательных бесед, в которые включены сведения о внешнем и внутреннем строении человека.

Познавательный материал преподношу детям в доступной для их понимания форме. Знакомя детей со своим телом, использую разнообразные жизненные ситуации, режимные моменты, для того чтобы показать ребенку, что «умеют» делать его руки, ноги, зачем нужны глаза, уши, язык, почему нужно одеваться в холодную погоду. Все эти занятия ребенок получает в соответствующих ситуациях, и поэтому они ему понятны, легко запоминаются.

Порой бывает трудно убедить ребенка не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пишу, а не заглатывать ее целиком, чистить зубы, не смотреть долго телевизор и т.д. Ребенку еще очень сложно установить взаимосвязь между болезнью и ее причинами. При этом не предполагается подробное изучение с детьми курса анатомии и физиологии человека.

Валеологический материал органично включаю в структуру занятий, он способствует расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваю комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки игрового самомассажа.

Приоритетным направлением валеологического воспитания я считаю, является формирование нравственных качеств ребёнка. Поэтому так важно развивать в детях доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру. Столь же важны для здоровья навыки рефлексии, т. е. способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения.

Организованную образовательную деятельность по валеологии я разделила на следующие блоки:

Блок “Познай себя”. На занятиях дети получают информацию по своему физическому здоровью, о строении своего тела. О внутренних органах, причинах возникновения заболеваний, как их избежать, как стать здоровым и сильным, знакомство со специализацией врачей. Формирование практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. Профилактика вредных привычек. Значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом. Знания о правильном питании.

Блок “Эмоциональное здоровье”. На занятиях этого блока дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье; осваивают речевой этикет, культуру поведения и общения; знакомятся с неприятными эмоциями, со способами эмоциональной разрядки.

Блок “Экстремальные ситуации”. Этот блок самый важный, потому что детей знакомят с экстренными ситуациями, которые могут окружать нас. Дети закрепляют знания правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, как вести себя на улице, одному на природе и дома. Важно научить детей самостоятельности и умению обходить опасности стороной.

1 “Познай себя”

Познакомить детей со строением человека; с названием, расположением и функцией внутренних органов; с ролью отца и матери в рождении ребенка.

Дать некоторые понятия о заболеваниях органов слуха, зрения, зубов, внутренних органов. Научить детей избегать этих заболеваний (профилактика).

Объяснить детям, почему необходимо посещать врача. Познакомить детей с некоторыми специальностями медицинских работников (ЛОР, окулист, стоматолог, педиатр и т.д.)

2. “Эмоциональное здоровье людей”

Ребенок и его чувства. Научить детей выражать положительные чувства и сдерживать отрицательные эмоции.

Люди и их чувства. Дети знакомятся, как выражают свои чувства другие люди.

Какой человек? Познакомить детей с положительными и отрицательными чертами характера людей.

Настроение. Научить детей описывать разнообразные эмоции, переживаемые в повседневной жизни (печаль, горе, радость, удивление и т.д.), в следствие чего они происходят.

Научить детей справляться с неприятными эмоциями. Выход из стрессового состояния.

3 “Экстремальные ситуации”

Ребенок и общество. В общении с незнакомыми людьми необходимо проявлять осторожность. Вызов милиции 02.

Ребенок на улице. Правила дорожного движения.

Ребенок один дома. Пожарная безопасность. Вызов пожарной охраны 01, скорой помощи 03. Электричество. Газ. Опасные предметы (яд, бытовая химия, остро-режущие предметы, лекарства и т.д.).

Ребенок на природе (в лесу, на реке). Охрана природы.

Времена года. Зима - снег, сугробы, холод, обморожения, переохлаждения. Весна, осень - гололед, тонкий лед на водоемах, простуды. Лето - жара, солнечный удар, ожог.

Разработала перспективный план по валеологическому воспитанию для детей старшего возраста:

сентябрь

Беседа «Что будет если…»

Изучить представления детей по разделу «Я учусь охранять свою жизнь и здоровье».

Индивидуальные наблюдения за выполнением процессов самообслуживания

Диагностировать уровень усвоения навыков здоровья и физической культуры у детей (культурно-гигиенические навыки, труд по самообслуживанию, интерес к физическим упражнениям, забота о своем здоровье).

Беседа «Какой Я?»

Изучить отношение детей к результатам своей деятельности в «Центре Здоровья и физической культуры», на физкультурных занятиях; диагностировать уровень отношения к себе.

Игра «Овощи на нашем столе»

Расширять представления детей о значении и пользе витаминов для здоровья человека.

октябрь

Беседа «Какой «Я» и растения?»

Познакомить детей со строением тела, некоторыми особенностями строения тела человека и растения.

Игра «Мой день»

Формировать представления детей о способах организации своей жизни; режиме дня дома и в д/саду; способах отдыха.

Игра «Ой, живот болит»

Учить детей устанавливать связь между совершаемыми действиями и состоянием здоровья.

Беседа «Что нам осень принесла»

Познакомить детей с пословицами, поговорками, потешками о полезной пище, витаминах.

Беседа «Что делать, если…»

Закрепить правила безопасного поведения в группе, на улице, в лесу, в селе. Познакомить со способами страховки.

ноябрь

Чтение произведений: «Серая шейка», «Гадкий утенок»

Уточнить представления детей о связи между здоровьем и целостностью (сохранностью) частей тела.

Беседа «Мое тело»

Формировать представления детей о функциях организма человека, животных, учить находить сходства и различия в строении тела.

Составление рассказа на тему: «Откуда быстрота пришла»

Расширять представления детей о значении движений в жизни и здоровье человека, формировать представления о способах развития быстроты (на примере спортсменов).

Беседа «Почему вечером начинаем хотеть спать»

Раскрыть значение сна и отдыха в жизни и здоровье человека; познакомить с элементами планирования своего времени.

декабрь

Чтение произведений: «Девочка чумазая», «Федорино горе»

Формировать представления о культуре гигиены человека и животных - не пользоваться общей посудой, одеждой, предметами быта…

Игра «Путешествие в страну микробов»

Расширять представления детей о значении правил гигиены человека во время болезни, профилактике заболеваний.

Беседа «Мои органы чувств»

Познакомить детей с основными органами чувств (уши, глаза, язык, рот, зубы), их строением и функциями, способами ухода за ними.

Беседа «У нас порядок»

Игра «Хорошо-плохо»

Познакомить детей с основами этикета, хороших манерах, способах поддержания порядка.

Беседа «Как украсить квартиру к Новому году»

Познакомить детей с традициями встречи Нового года, изготовлению новогодних подарков, елочных украшений.

Новогодние игры-аттракционы

Учить передавать различные физические и эмоциональные состояния через образы новогодних героев.

январь

Игра «Пожалей свою бедную кожу»

Беседа «Что можно, чего нельзя»

Формировать у детей представления об органах осязания (ладони, кожа, язык), продолжать знакомить со способами сохранения своего здоровья, охраной органов чувств.

Беседа «Откуда лыжи, коньки, санки к нам пришли»

Формировать представления детей о зимних физических упражнениях, особенностях их выполнения в условиях Урала.

Игра «Полезные и вредные микробы»

Познакомить детей с микробами, вызывающими грипп, способами профилактики и защиты от гриппа.

Беседа «Почему при беге мы пыхтим, как паровозы»

Формировать представления детей о строении дыхательной системы, условиях правильного дыхания; раскрыть роль физ. упр. в укреплении дыхательной системы.

Надо заметить, что результативность моей работы по данной проблеме во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нем родители. Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, консультациях учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. Для родителей оформляются в «Уголке здоровья» рекомендации, советы.

Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты.

Таким образом, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

Библиография:

Л. Ф. Тихомирова «Уроки здоровья»

Т. А.Шарыгина «Беседы о здоровье»

М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим».

С.Е.Шукшина «Я и мое тело»

С. А. Козлова «»Я - человек»

Л. Л. Мосалова «Я и мир»


1. Рациональное питание:

· регулярное (4-5 раз в день)

· сбалансированное по белкам, жирам и углеводам

· последний прием пищи не позже 3-х часов до сна

· ограничение легких углеводов

· разнообразное

2. Высокая двигательная активность:

· посещение спортивных секций, танцевального кружка, «школы здоровья»

· регулярное выполнение утренней зарядки

· участие в туристических походах

· велосипедные прогулки за городом

· прогулки на свежем воздухе

· быстрая ходьба пешком

· выполнение элементов дыхательной гимнастики

· регулярная уборка жилого помещения

· прогулки перед сном

· работа на приусадебном участке

· активное участие в спортивно-массовых мероприятиях города (района, области)

3. Создание благоприятного психо-эмоционального климата в семье, на работе и в быту:

· проявление высших нравственных отношений к людям

· культурное поведение в коллективе, в семье и в обществе

· соблюдение дисциплины и пунктуальности

· бесконфликтное сотрудничество на работе

· нетерпимость к грубости, хамству, невежеству, расовой дискриминации и насилию

· уважительное отношение к беременным женщинам, людям пожилого и старческого возраста, инвалидам

· любовь к людям и себе

· уважение и почитание родителей, всех членов семьи

· помощь родителям в воспитании младших членов семьи

· оптимистическое отношение к жизни

· любовь к жизни

· охрана и бережное отношение к природе и животным

· бережное отношение к культурному наследию города и страны

4. Повышение защитных сил с организма:

· полноценный отдых и сон

· использование различных методов закаливания организма

· соблюдение чистоты своего тела и одежды

· использование водных процедур (душ, сауна, баня, купание в водоеме и в ванне)

· прием солнечных ванн (в утренние и вечерние часы)

· ношение одежды по погоде

· частое пребывание на свежем воздухе

· выполнение календаря прививок для профилактики инфекционных заболеваний

· прием поливитаминов в зимне-весеннее время

· профилактическое посещение стоматолога и гинеколога (женщинам)

2 раза в год

5. Снижение воздействия на организм неблагоприятных факторов внешней среды:

· выбор жилья в неопасной экологической зоне

· правильный выбор продуктов питания

· использование дома и на работе воздухоочистителей

· частое проветривание жилого помещения

· использование фильтра для очистки воды

· разведение комнатных растений, безвредных для здоровья, с целью создания благоприятного микроклимата жилья

· применение защитных средств (перчатки, маска) при использовании бытовой химии

· в период эпидемий ОРВИ: ношение маски, профилактический прием рекомендованных здравоохранением иммуномодуляторов, использование прививок

· выполнение профилактики инфекций, передаваемых половым путем

(в том числе ВИЧ-инфекции):

Частое мытье рук

Использование знаний культуры сексуальных отношений

(безопасный секс – это использование мужского и женского презервативов в период выбора спутника (спутницы) жизни, в дальнейшем - моногамные сексуальные отношения, использование сексуальных игрушек; использование защитной пленки при оральном сексе)

· ношение нательного белья из натуральных тканей (хлопок, лен), (профилактика кандидомикоза половых органов)

· использование только личных средств гигиены (зубная щетка, станок для бритья, расческа, полотенце, маникюрный и педикюрный наборы, купальник)

· соблюдение гигиены половой жизни

· соблюдение гигиены менструального периода

· отказ от длительного просмотра телевизионных программ

· выполнение нормативных требований при работе с компьютером

· использование мобильных телефонов для короткой информации

6. Отрицательное отношение к психоактивным веществам: табакокурению, алкоголю и наркотическим веществам.

Противостояние влиянию негативных социальных процессов.

7. Правильная организация режима труда и отдыха:

· активное участие в общественно-политической жизни страны

· регулярное посещение культурно-спортивных заведений:

выставок, галерей, музеев, концертных залов, консерваторий, театров, стадионов, кинотеатров

· чтение художественной, публицистической и профессиональной литературы

· оказание помощи родителям, родственникам, близким и одиноким людям пожилого и старческого возраста в решении повседневных бытовых проблем

· проявление интереса к домашней кулинарии

· обучение шитью, вязанию, вышиванию и др. (иметь свое хобби)

· обучение игре на музыкальном инструменте

· посещение театральных, хоровых и танцевальных студий

· участие в волонтерских движениях города

· экскурсии по историческим местам нашей страны

· обучение иностранному языку (языкам)

· туристические поездки в зарубежные страны

· посещение парикмахерских и салонов красоты

· организация и участие в культурных мероприятиях коллектива

· прием гостей

· уход за домашними животными

8. Соблюдение правил личной гигиены:

· прием душа минимум один раз в день (летом чаще)

· гигиена полости рта утром и вечером

· после каждого приемы пищи полоскание полости рта, использование зубной нити

· после каждого акта дефекации осуществление туалета области ануса

· ежедневная смена нательного белья

· раз в неделю смена постельного белья

· мужчинам ежедневная смена носков

· регулярный уход за обувью

· использование индивидуального полотенца (для ног отдельное)

· частое мытье головы

· ношение чистой и выглаженной одежды

· при менструальном периоде: использование гигиенических прокладок, их менять после каждого мочеиспускания, туалет наружных половых органов производить 2 раза в день

· пользоваться только индивидуальными средствами гигиены

9. Повышение профессионального уровня и развитие творческого потенциала личности:

· правильная организация труда и своего рабочего места

· добросовестное отношение к работе, ответственность

· регулярное чтение профессиональной литературы

· проявление интереса к научным исследованиям

· осуществление постдипломного образования

· совершенствование практической деятельности, путем изучения новых профессиональных технологий

· участие в исследовательской работе

· публичное выступление на заседаниях, конференциях

· активное участие в дикуссиях



Под понятием «образ жизни» психологи подразумевают не только определенные привычки человека, но и его профессиональную занятость, быт, форму и способы удовлетворения материальных, физических и духовных потребностей, особенности поведения и общения с другими людьми. В целом, образ жизни каждого человека включает 4 аспекта: уклад жизни, стиль жизни, уровень жизни и качество жизни.

Ключевое значение для здорового образа жизни человека имеет его стиль жизни, так как уровень, уклад и качество жизни являются его производными. Стиль жизни каждого человека зависит исключительно от внутренних факторов – мотивации, жизненных целей и приоритетов, склонностей, предпочтений, бытовых и личных привычек и др. Поэтому очевидно, что именно стиль жизни определяет и жизненный уклад, и качество жизни, и именно от него зависит, будет человек жить счастливо или выживать. К примеру, ленивый человек, страдающий от алкоголизма, вряд ли сможет похвастаться интересной работой, достойным заработком, хорошим самочувствием и высоким качеством своей жизни.

Главная задача, которую ставит перед собой психология здоровья и здорового образа жизни – научить людей корректировать свой стиль жизни таким образом, чтобы достичь и психологического, и физического здоровья, и сохранить это здоровье на долгие годы. Решение этой задачи специалисты уже нашли – к примеру, академик Н. М. Амосов утверждает, что каждый человек, желающий иметь крепкое здоровье, должен соблюдать 5 основных условий:

  1. Ежедневно выполнять физические упражнения
  2. Ограничивать себя в пище и придерживаться правил здорового питания
  3. Закалять свой организм
  4. Полноценно отдыхать
  5. Быть счастливым.
Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым.

Отношение к здоровью и здоровый образ жизни

Поскольку здоровый образ жизни играет столь важную роль в сохранении хорошего здоровья, следует понять установки, побуждающие людей следовать или пренебрегать принципами здорового поведения :
  • Желание следовать принципам здорового образа жизни стимулируется следующими пятью убеждениями.
  • Общие ценности, связанные со здоровьем, включающие в себя заинтересованность в здоровье и заботу о здоровье.Восприятие серьезности угрозы, которую представляют для здоровья различные заболевания.
  • Осознание своей личной уязвимости в отношении заболеваний.
  • Убеждение в собственной способности предпринимать необходимые действия, позволяющие снизить такую угрозу (самоэффективность).
  • Убеждение, что эти действия окажутся эффективными в предотвращении такой угрозы (эффективность поведения).

Министерство здравоохранения Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

"Свердловский областной медицинский колледж"


Дипломная работа (проект)

Обучение населения здоровому образу жизни


Исполнитель: студентка группы 401

специальности Сестринское дело

Ушакова Светлана Александровна

Руководитель:

Фасхиева Мария Салимовна



Введение

Глава 1. Здоровый образ жизни теоретический аспект

1 Понятия здорового образа жизни и его проблемы

2 Обучение населения здоровому образу жизни

Глава 2. Практическая часть

1 Анкетирование

2 Интерпретация данных

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение


Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Обучение населения здоровому образу жизни актуальная тема на сегодняшний день. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья людей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими пациентами. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других).

Здоровый образ жизни - это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.

Актуальность работы заключается в рассмотрении значения здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека и изучении основных компонентов здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Цель работы состоит в изучении здорового образа жизни.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

) Дать определение здоровому образу жизни, рассмотреть его основные проблемы

) Научить основным приемам формирования ЗОЖ

) Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью

На первом этапе исследования изучалось теоретическая значимость

На втором этапе исследования проводилось анкетирование, интерпретация данных и выводы о проделанной работе.


Глава 1. Здоровый образ жизни теоретический аспект


.1 Понятия здорового образа жизни и его проблемы


Аспекты, характеризующие ЗОЖ. Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят: трудовая, социальная, психологическая, интеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Академик Лисицын Ю.П. в понятие "образ жизни" включает важный фактор - медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:

Характер активности людей - интеллектуальный, физический.

Сфера активности - трудовая, внетрудовая.

Виды активности - производственная, социальная, культурная (образовательная), физическая, медицинская и т.д.

Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.

Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни - это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мине - и макросреде, быт и обустройство своего жилища.

Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Можно дать несколько понятий для здоровья, образа жизни, болезни и профилактики. Термин здоровье невозможно сформулировать однозначно.

В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может, раскрыт его в полном объеме. Это и понятно, потому что сам человек неоднозначен, не только внешне, но и внутренне. Неоднозначно его поведение, восприятие, взгляды, мысли, поступки, реакции на то или иное воздействие. Разные люди отражают действительность совершенно по-разному. Но самое, пожалуй, интересное состоит в том, что один и тот же человек на одно и то же воздействие в разное время реагирует совершенно по-разному.

Новое определение понятия "здоровье" было впервые сформулировано Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Оно звучит так: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни". Верное по смыслу определение, тем не менее, не отражает всех возможных состояний человека. Оно по нашему мнению, наделено вполне очевидной абстракцией. Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в нем, каких - либо упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь формирует культуру человека. Конечно, в данном случае речь идет о медицинской, а более точно - о гигиенической культуре как элемент общечеловеческой культуры.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально - психологических ситуаций. Образ жизни - это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели.


.2 Обучение населения здоровому образу жизни


Обучение здоровому образу жизни - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

Ю.П. Лисицын выделяет в образе жизни три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). И, наконец, стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Согласно Ю.П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля жизни. Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

Таким образом, здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья. Обучение здоровому образу жизни - это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

ЗОЖ включает следующие компоненты:

) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности.

) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье.

) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам.

) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте.

) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода.

Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными генотипами. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля над их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым.


Глава 2.Практическая часть


.1 Анкетирование


Анкетирование проводилась в ГБУЗ СГБ№1 с 13.05.14г по 20.05.14г. В опросе участвовало 270 респондентов. Заданные им вопросы указаны в анкете (см. Приложение 1). Расчет результатов велся в процентах. Общее количество опрошенных людей бралось за 100%,и методом уравнения находился нужный нам процент опрошенных.

Принимали участие люди обоих полов, различного возраста, проходивших плановое или незапланированное обследование больнице г. Серова.

Классификация вопросов в анкете производится по основным критериям: первые 5 вопросов об уровне гигиены собственного здоровья и здоровом образе жизни, следующие 2 о состоянии здоровья, следующие 6 о влиянии вредных факторов на здоровье респондентов, завершающие 4 вопроса касаются условий и уровня жизни респондента.


Таблица 1.Общие результаты анкетирования в процентах

1.Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?1. Именно такой12,22. Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;13,23. Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима74,62.Регулярно ли вы делаете зарядку?1. Да, это для меня необходимость282. Иногда делаю62,53. Нет, не делаю вовсе9,53.Часто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?1. Регулярно (как минимум два раза в месяц)192. Иногда (2 - 3 раза в полгода);473. Никогда или очень редко344.Насколько Вы оцениваете свою успеваемость? Шкала: -2- очень низко, +2 - очень высоко-2-10+1+23,85,24312,335,75.Хорошо ли вы спите? Шкала: -2- слишком плохо, +2- очень хорошо-2-10+1+212,219,835,920,711,46.Часто ли вы болеете? Шкала: -2- никогда, +2 - часто-2-10+1+22,317,329,841,39,37.Страдаете ли вы хроническими заболеваниями? Шкала: -2-да, +2 - нет-2-10+1+23,294919,8198.Соблюдаете ли вы правильный режим дня? Шкала: -2- нет, +2 - да-2-10+1+232,19,444,341,29.Часто ли вы устаете?1.Почти никогда не устаю;142.Иногда устаю очень сильно;463.Да, почти всегда сильно устаю.4010.Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?1.Да, я регулярно посещаю спортзал192.Периодически посещаю спортивные секции463.Нет, я вообще не увлекаюсь спортом3511.Курите ли вы?1.да582.Нет223.редко2012.Употребляете ли вы спиртное?1.Нет, даже пиво422.Иногда бывает493.Выпиваю довольно часто913.Пьете ли вы кофе?1.Очень редко, в основном предпочитаю чай302. Пью не много (1-2 чашки в день)273.Пью его очень много (более 2 чашек)4314.Пол1. Женщина1602. Мужчина11015.Возраст1. 18- 35 лет452. 36- 55 лет38,7Более 56 лет16,316.Состав семьи1. Один человек11,12. Два человека23,23. 3-4 человека59,54. 5 человек и более6,217.Ежемесячный доход семьи1. до 5000 рублей13,42. 5000- 7999 рублей34,13. 7000- 9999 рублей48,24. 10000- 20000 рублей2,25. более 20000 рублей1,8

Таблица 2 Цель опроса

ВопросТипЦелевое назначение вопросаКак известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?функционально-психологическийУточнить режим дняРегулярно ли вы делаете зарядку?вопрос-фильтрУзнать отношение к зарядкеЧасто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?функционально-психологическийУзнать отношение к прогулкамНасколько Вы оцениваете свою успеваемость: -2- очень низкое, +2 - очень высокоефункционально-психологическийУзнать отношение к успеваемостиХорошо ли вы спите?вопрос-фильтрУзнать отношение к снуЧасто ли вы болеете?вопрос-фильтрУзнать отношение к количеству болезнейСтрадаете ли вы хроническими заболеваниями?вопрос-фильтрУточнить количество хронических заболеванийСоблюдаете ли вы правильный режим дня?вопрос-фильтрУзнать отношение к режиму дняЧасто ли вы устаетевопрос-фильтрУзнать отношение к утомляемостиЗанимаетесь ли вы каким-либо видом спортавопрос-фильтрУзнать отношение к видам спортаКурите ли вы?вопрос-фильтрУзнать отношение к курениюУпотребляете ли вы спиртное?вопрос-фильтрУзнать отношение к спиртномуПьете ли вы кофе?вопрос-фильтрУзнать отношение к кофеПолконтрольныйУточнить полВозрастконтрольныйУточнить возрастСостав семьиконтрольныйУточнить состав семьиЕжемесячный доход семьиконтрольныйУточнить доход семьи

2.2 Интерпретация данных

население здоровье самочувствие гиподинамия

В данной главе при анализе полученных данных результаты проведенного исследования будут указываться - где это возможно - в процентах. Всего обработано 270 опросных листов (160-женщины, 110-мужчин).

Было выявлено, что тенденция к здоровому образу жизни у населения г. Серова начинает усиливаться. (28% -делают зарядку, 63,5%-иногда делают зарядку, спортом занимаются 19%, иногда- 46%). Скорее всего, это выявлено тем, что во всех СМИ и ТВ регулярно идет пропаганда здорового образа жизни (в начале 90-х годов активно рекламировалось употребление спиртного и табакокурение в виде новых марок водки и сигарет, а в эпоху застоя на неискушенный народ это очень действовало).Открываются в больших количествах различные фитнес - клубы и спортзалы, спорткомплексы. Мода на здоровье опять начинает возвращаться. Будем надеяться, что данная тенденция сохранится надолго и наша нация станет здоровой.

Рассмотрим все тенденции подробнее:

К сожалению, не уделяется должного внимания правильному режиму питания, что можно увидеть на рисунке 1:


Рисунок 1. Характеристика режима питания респондентов в процентных соотношениях


Немного лучше обстоят дела с зарядкой, большая часть респондентов делает ее регулярно или периодически - рисунок 2 .


Рисунок 2. Выполнение зарядки респондентами в процентном соотношении


Отношение респондентов к активному отдыху и спорту

ХарактеристикаКоличество респондентов%Регулярно активно отдыхают5119Иногда активно отдыхают12747Никогда не отдыхают активного9234Итого270100Посещают спортзал постоянно5119Иногда посещают спортивные секции12446Не занимаются спортом9535Итого270100

Рисунок 3 Успеваемость респондентов в процентном соотношении.


При этом большая часть респондентов вполне довольна своей успеваемостью, оценивая ее как высокую и очень высокую, что может свидетельствовать о нормальном самочувствии, и психическом здоровье людей.

Состояние сна у респондентов в целом тоже удовлетворительное. А показатели заболеваемости очень оптимистические: 79 процентов респондентов болеют редко и 84 не склонны к хроническим заболеваниям.

То есть мы можем заметить, что отношение к спорту и активному отдыху приблизительно одинаковое. Оно в целом удовлетворительно, но требует небольшой коррекции.


Рисунок 4. Диаграмма заболеваемости и хронических болезней в процентах


Уровень утомляемости респондентов. Также анкетирование показало, что подавляющее большинство респондентов подвергают себя непосильным нагрузкам, вследствие чего сильно утомляются.

Данный фактор, безусловно, является негативным.

В сфере вредных привычек респондентов курят 58, 24 часто употребляют спиртное, а 116 часто пьют кофе. Для того чтобы рассмотреть данную статистику подробнее составим таблицу сопряженности по половому признаку:


Таблица 3. Таблица сопряженности

ПолКурятНе курятВсегоМужчины30 (а)97 (b)127 (а)Женщины28 (с)115 (d)143 (с)Итого58 (а+с)212 (b+а)270

Коэффициент контингенции рассчитывается по формуле:

Коэффициент контингенции показывает связь между переменными в таблице сопряженности, он всегда меньше единицы, но чем ближе он стремиться к нулю, тем меньше связь между переменными. Так и в нашем случае связь между показателями пола и вредной привычки курения невелика.

При этом 85 человек не имеют вредных привычек, значит, 185 человек имеет вредные привычки, из них 112 даже несколько, так как 297 человек больше, чем общее число респондентов - 270.


Заключение


Здоровье - одни из компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Спросите больного человека "может ли отдать свои силы на созидание, на преодоление трудом задач, связанных с трудовой деятельностью или бытом которые были посильны для него до болезни?" Ответ будет четким и однозначным - нет, ибо в настоящее время он не здоров. Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще быть сильным и здоровым, сохранить как можно больше подвижность, энергию и достичь долголетия. Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Человек, как homo sapiens высший и наиболее сложно организованный продукт не только биологической, но и социальной эволюции. И здесь очень хорошо вписываются строки из поэзии Фирдоуси (10 век н.э.); "В цепи человек стал последним звеном, и лучшее всё воплощается в нём", т.е. процесс продолжается и в дальнейшем, нет остановки его совершенствования. Цель жизненной позиции человека - быть не только самому здоровым, но и иметь здоровых детей, внуков и правнуков.

Проведя анкетирование, можно прийти к выводу, что здоровье жителей Серова в целом хорошее, но они недостаточно уделяют внимания гигиене, правильному режиму питания, труда и отдыха, злоупотребляют никотином и кофеином, что в будущем может привести к их ухудшению здоровья и ухудшению здоровья их детей. Большинство из них люди зрелые - люди молодые от 18 до 35 лет и зрелые, имеющие средний уровень доходов в пределах 5000 - 10000 рублей. Поэтому для них целесообразно проводить разъяснительную и пропагандистскую работу в учебных заведениях, по телевидению, через печатные средства массовой информации.

Список литературы


1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. - 48 с.

Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 1985. - 176с.

Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с.

Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 1987 .- 63с.

Андрейченко Л.А. Философия. Ставрополь, 2000.

Антропова М.В., Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. //Физическая культура в школе. - 1993, № 3. - 28 - 36с.

Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - с. 172 .

Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.

Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // теория и практика физической культуры. 1994, № 4. - с. 3 -5.

Беляев Н.Г. Возрастная физиология. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 103с.

Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. - с. 30 - 31.

Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.

Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ /Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с.

Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 1990. - 288 с.

Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи //Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, с. 24-26, 39-40.


Приложение 1. Анкета "Будем здоровы!"


Уважаемый участник! Перед Вами анкета, позволяющая определить Ваше отношение формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль вашей жизни. Вам будет предложено три варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

Сначала, дайте, пожалуйста, ответы на вопросы, касающиеся Вашей гигиены.

1 . Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

1. Именно такой.

Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда.

Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.

2. Регулярно ли вы делаете зарядку?

Да, это для меня необходимость.

Иногда делаю.

Нет, не делаю вовсе.

3. Часто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?

1. Регулярно (как минимум два раза в месяц)

Иногда (2 - 3 раза в полгода);

Нет, не делаю вовсе.

4. Если Вы студент, ученик или работаете, то насколько Вы оцениваете свою успеваемость:

Очень низкая.

Средняя.

Высокая.

Очень высокая.

В данном случае в зависимости от быстроты и количества выполняемой работы, оценок преподавателей либо замечаний руководящего начальства.

5. Хорошо ли Вы спите?

1. Очень плохо.

Удовлетворительно.

Очень хорошо.

Теперь подумайте над вопросами, характеризующими, состояние Вашего здоровья.

6. Часто ли Вы болеете?

1. Никогда.

Довольно часто.

7. Страдаете ли Вы хроническими заболеваниями?

Были раньше

Участились в последнее время.

Не замечал (а).

8. Соблюдаете ли правильный режим дня?

Да, всегда.

Подумайте, пожалуйста, насколько сильно влияют на Ваше здоровье негативные факторы. Для этого ответьте на следующие вопросы:

9. Часто ли Вы устаете?

1. Почти никогда не устаю.

Иногда устаю очень сильно.

Да, почти всегда сильно устаю.

10. Занимаетесь ли Вы каким-нибудь видом спорта?

1. Да, я регулярно посещаю спортзал.

Периодически посещаю спортивные секции.

Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.

11 . Курите ли Вы?

12 . Употребляете ли Вы спиртное?

Нет, даже пиво. 2. Иногда бывает.

Выпиваю довольно часто.

13. Пьете ли Вы кофе?

1.Очень редко, в основном предпочитаю чай.

Пью не много (1-2 чашки в день)

Пью очень много (более 2 чашек)

Теперь заполните, пожалуйста, данные паспортички анкеты.

14. Ваш пол

1. женский

Мужской

15. Возраст

От 18 до 36 лет

От 36 до 60 лет

16. Состав семьи (количество человек)

е) 5 и более

17. Ежемесячный доход семьи в рублях с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.