Тенденции в состоянии здоровья подростков. Ухудшение здоровья детей - проблема современного общества

Тенденции в состоянии здоровья подростков. Ухудшение здоровья детей - проблема современного общества

Оценка демографической ситуации в России и разработка основных направлений решения этой важнейшей проблемы содержится в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, где снижение смертности, повышение рождаемости, эффективная миграционная политика, поддержка молодых семей, обеспечение потребностей в детских садах и яслях, материальное стимулирование устройства на воспитание в семьях детей, оставшихся без попечения родителей, признается государственным приоритетом. Проблему низкой рождаемости невозможно решать без изменения отношения всего общества к семье и её ценностям. Среди этих ценностей лидирующие позиции занимают здоровье детей, образование и среда обитания.

Устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья. Негативные тенденции в состоянии здоровья россиян, особенно рост заболеваемости, изменения в показателях физического развития детей и подростков, нерациональное и неадекватное питание детей весь период их роста от продуктов прикорма до питания в детских учреждениях, разработка и реализация мер по их устранению постоянно находятся в поле зрения ученых.

Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45,5% до 33,89%), с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Для коренного улучшения ситуации в состоянии здоровья детей необходимо комплексное решение наиболее актуальных вопросов организации охраны здоровья женщин и детей с использованием новых технологий профилактики, диагностики, лечении и реабилитации. Высокая заболеваемость и инвалидность среди детского населения свидетельствует о том, что проблема охраны здоровья детей переросла медико-социальный уровень. В связи с этим дальнейшее ускорение разработки научных основ охраны здоровья детей и повышение их эффективности является приоритетной проблемой, которая должна решаться на межведомственном уровне.

Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по следующим классам болезней:

болезни крови и кроветворных органов - 32%, прежде всего, за счет анемий (33%);

болезни эндокринной системы - 31%, в основном за счет болезней щитовидной железы (34%) и ожирения (25%);

болезни костно-мышечной системы - 26,5%;

болезни органов пищеварения - 24,7%;

болезни системы кровообращения - 24%.

Нарушения состояния здоровья беременных женщин и кормящих матерей, сопряженные с низкой распространенностью грудного вскармливания и нерациональным питанием детей первого года жизни, лежат в основе высокой частоты рахита, анемий, гипотрофии, острых инфекционных заболеваний и других нарушений в состоянии здоровья детей раннего возраста, что в свою очередь, вызывает рост сердечнососудистых заболеваний, болезней почек, желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ в последующие возрастные периоды. Значительная доля болезней формируется в школьном возрасте. Изучение фактического питания учащихся выявило явные нарушения в структуре их питания (энергетическая, белковая, витаминно-минеральная недостаточность, биологическая неполноценность), что служит серьёзной причиной алиментарно-зависимых заболеваний.

Негативные тенденции в состоянии здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер и стали еще более очевидными, поскольку не преодолен демографический кризис, а численность населения неуклонно уменьшается. В Российской Федерации на каждую тысячу новорожденных приходится 50 детей с врожденными и наследственными заболеваниями. Физиологически протекающие роды встречаются не более чем у 30-35% женщин. Перинатальная патология регистрируется у 39% детей в неонатальном периоде и остается основной причиной младенческой смертности (около 10,0 на 1000).

Ранняя трудовая занятость подростков является существенным фактором ухудшения их здоровья. Темпы роста предотвратимой смертности подростков выросли в 6 раз у юношей и в 3 раза - у девушек, преимущественно за счет увеличения злокачественных опухолей, травматизма и отравлений, а также возникающих в результате загрязнений окружающей среды воздействий, как на детей, так и на их родителей. Проведенные исследования показали, что дети являются наиболее уязвимой группой риска, у которой наблюдаются не только токсические поражения различных органов и систем, но и отдаленные, в том числе канцерогенные эффекты. Ранняя заболеваемость и ее неуклонный рост сопровождаются увеличением числа детей - инвалидов.

За последние десятилетия заболеваемость детей в различных возрастных группах увеличилась на 18-20%. Здоровье 30% выпускников школ не выдерживает критериев профессионального отбора, что является причиной ограничений в выборе профессии, кроме того более 70% выпускников школ не годны к военной службе по состоянию здоровья и физической подготовленности. Частота психических расстройств и отклонений в поведении возросла среди подростков на 27%.

Число практически здоровых детей в отдельных регионах снизилось до 30%, нервно-психические нарушения выявляются у 60% выпускников школ. Показатели психической болезненности детского населения и подростков в два раза выше, чем взрослых, и имеют неуклонную тенденцию к росту.

За последние десять лет детский алкоголизм вырос в два раза и продолжает расти. Смертность от самоубийств очень высока по сравнению с другими странами, суициды наблюдаются даже у детей 5-10 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения превышение порога 20 случаев самоубийств на 100 тысяч населения указывает на чрезвычайную ситуацию в обществе.

По критериям Всемирной организации здравоохранения в России недоедает 30% населения, при этом самая страдающая группа - дети от 10 до 14 лет. Смертность детей в РФ в возрасте от 0 до 5 лет превышает европейскую в 5,3 раза. Каждый грамм питательных веществ, недополученный во внутриутробной жизни, отражается на здоровье рожденного ребенка, а у нас в стране, по существу, невозможно найти полноценно питающуюся беременную женщину.

Заболеваемость детей. По данным официальной статистической отчетности представленной участникам XII Конгресса педиатров России в 2008 году, за последние 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 13,1%, в возрасте 15-17 лет - на 15% (рис.1.1). Рост заболеваемости отмечается по всем классам болезней, но самые высокие темпы прироста отмечаются при болезнях крови и кроветворных органов, новообразованиях (в 1,6 раза), мочеполовой системы и врожденных аномалий (в 1,5 раза). В структуре же хронических болезней ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы (24%), органов пищеварения (23%), нервной системы и психической сферы (20%).

Следует отметить, что состояние здоровья детей, проживающих в сельской местности, значительно хуже, чем детей-горожан. Так, здоровые дети, проживающие в городе, составляют 36,9%, тогда как в сельской местности-29,02%. У детей, проживающих в сельской местности показатель заболеваемости впервые в жизни выявленной патологией выше, чем в городах.

Социально значимые заболевания. Особой проблемой современного российского общества стал неуклонный рост числа социально обусловленных и социально значимых заболеваний в детско-подростковом периоде, что, безусловно, не может не отразиться на уровне здоровья и инвалидизации населения в последующих возрастных периодах. Вполне ожидаемым становится прогноз дальнейшего снижения качества воспроизводства последующих поколений россиян.

Репродуктивное здоровье подрастающего поколения. В период полового созревания лежащие в его основе биологические процессы ведут к физическим изменениям, которые вызывают очевидные изменения в интеллектуальной, эмоциональной, социальной и поведенческой сферах, и многие из этих изменений приводят к последствиям, связанным со здоровьем. Подростки различаются по времени начала полового созревания, как и по темпам физических изменений. Одни достигают половой зрелости намного раньше других, и это объясняется влиянием широкого спектра факторов: генетических и биологических, хронического стресса, социально-экономического положения, появлением токсинов в окружающей среде, качеством и рационом питания, физическими упражнениями, количеством жировой клетчатки, весом тела и хроническими заболеваниями.

Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но и даже в пределах одного пола. Как правило, дети с интенсивным ростом в первые годы жизни раньше вступают в период полового созревания и быстрее его проходят. Однако среди детей с высокими показателями роста могут оказаться и лица с отставанием полового созревания. Их форсированный рост связан именно с некоторым запаздыванием половой зрелости. Это чаще наблюдается у подростков 14-15 лет. Дети, склонные к избыточной массе тела, созревают в половом отношении раньше, чем нормально и мало упитанные, однако чрезмерная масса тела - истинное ожирение - тормозит половое созревание. Задержать наступление половой зрелости у подростка могут и хронические заболевания, частые повторные тяжелые инфекции.

Широкое варьирование сроков и темпов полового созревания подростков затрудняет оценку полового развития (соответствия его возрасту) и выявление отклонений в его течении. В случаях длительной задержки появления вторичных половых признаков у подростка для выяснения причин отклонений в половом созревании широко используются методы исследования содержания половых гормонов в крови и моче, которые дают более точное представление о гормональной активности и позволяют исключить эндокринное заболевание подростка. К более глубокому, гормональному исследованию прибегают лишь в случаях ярко выраженных признаков задержки полового созревания.

В этой связи весьма важным является изучение того, как время наступления полового созревания соотносится с последствиями для здоровья, особенно здоровья девочек, и в нем утверждается, что программы и стратегии укрепления здоровья должны разрабатываться на основе понимания этого вопроса. По-видимому, способность молодых людей приспосабливаться к изменениям, вызванным половым созреванием, по крайней мере, частично зависит от времени наступления полового созревания по сравнению с большинством сверстников. В общем случае совпадение по времени с большинством сверстников, по-видимому, облегчает приспособление к изменениям у девочек. Отклонение от нормы, особенно ранняя половая зрелость, очевидно, создает для девочек особый риск определенных последствий для здоровья. Этот риск может вытекать и из психологических, и из социальных реакций на раннее созревание. Одну из главных трудностей адаптации могут представлять изменения в физическом облике, происходящие во время полового созревания. В период полового созревания мысли молодых людей все больше и больше заняты их собственным телом.

По данным официальной статистики за последние десятилетия в Рос­сийской Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей всех возрастных групп , сформировались устойчивые негативные тенденции - рост распространенности факторов риска формирования нарушенного здоро­вья детей , увеличение заболеваемости и инвалидности , что в ближайшие годы может привести к увеличению числа взрослых больных хронической легочной патологией .

Большинство специалистов считают, что в основе ухудшения здоровья детей лежит комплекс причин: патология, перенесенная как в перинатальном периоде , так и в первые годы жизни , снижение резистентности организма , экологоги­гиеническая обстановка , не отвечающая требованиям растущего организма, низкая эффективность значительной части оздоровительных про­грамм .

Несмотря на бурное развитие современной медицины, одной из акту­альных проблем в педиатрии до настоящего времени остается патология ор­ганов дыхания , которая неуклонно влияет на стратегию здравоохранения как на глобальном , так и региональном уровне . Справиться с ростом распространенности болезней органов дыхания, особенно у детей - достаточно трудно, поскольку повышение общей рези­стентности организма напрямую связано не только с применением фармако­логических агентов , но и с образом жизни больных , а также техногенными и социальными факторами на фоне физиологических особенностей детского возраста. В силу своих морфофизиологических особенностей дети наиболее чувствительны к эколо­гическому неблагополучию . Углубленные научные исследования свиде­тельствуют о том, что в ряде регионов России практически исчерпана воз­
можность адаптации человеческого организма ко все ухудшающимся усло­виям жизни .

По данным Всероссийской диспансеризации в Уральском федеральном округе зарегистрирован высокий уровень детей с хронической патологией (19,8% по сравнению с аналогичным показателем в целом по России, равным 16,2%), при этом доля здоровых детей ниже среднероссийских данных (28,3%).

В педиатрической практике наибольшую актуальность приобретает проблема частых острых респираторных заболеваний , т.к. данная пато­логия приводит к нарушению физического и нервно-психического развития, способствует снижению функциональной активности иммунитета и сры­ву компенсаторно-адаптационных механизмов, а также нарушению социаль­ной адаптации детей. Проблема носит не только медицинский, но и медико­социальный характер, так как частые инфекции верхних дыхательных путей ухудшают качество жизни детей и их родителей и наносят ощутимый эконо­мический ущерб. Часто болеющие дети (ЧБД) по данным разных авторов составляют от 20% до 65% детской популяции. Проблема ЧБД требует разработки более эффективных методов оздоровления , т.к. частые респираторные инфекции приводят к снижению качества жизни болеющих : пропуски работы или занятий в детских учебных и до­школьных учреждениях, снижение работоспособности и успеваемости при всё увеличивающемся количестве экономических затрат на лечение . Вне- больничные пневмонии также оказывают негативное влияние на социальную активность семьи больного ребенка, поскольку являются причиной об­ращения за медицинской помощью, расходов на обследование и лечение, не­трудоспособности родителей .

На X конгрессе педиатров России была признана неэффективность про­водимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление соматического, психического и репродуктивного здоровья детей и подростков. Существующие реабилитационные программы
, в том числе для часто болеющих детей и больных бронхиальной аст­мой , пневмонией позволяют значительно улучшить результаты лечения, обеспечить контроль над заболеванием, уменьшить тяжесть течения и частоту рецидивов, но не отражают количественно динамику изменения всех сфер жизнедеятельности ребенка. Количественно выразить физические, социаль­ные, психические проблемы позволяет исследование качества жизни. По­этому назрела необходимость проведения мониторинга за показателями ка­чества жизни (а не только за общим состоянием здоровья детей) в рамках реализации на территории Челябинской области Концепции развития пуль­монологической помощи населению, утвержденной решением Коллегии Минздрава России 16.09.2003.

Мониторинг состояния здоровья детей, повышение его уровня и качест­ва жизни являются главными задачами Национального проекта «Здоро­вье», ведомственной программы «О мерах по улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации на 2004-2010 гг.», подпрограммы «Здоровый ребенок» в рамках Федеральной целевой программы «Дети России» и целе­вой программы «Дети Южного Урала».

С каждым годом увеличивается количество попыток дать исчерпы­вающее определение понятию здоровья с различных позиций . Все многообразие (более 100) сущностных признаков здоровья может быть отражено в 4 концептуальных моделях (медицинской, биомедицинской, биосоциальной, целостно-социальной). Последней модели в наибольшей сте­пени соответствует определение понятия здоровья, сформулированное Все­мирной организацией здравоохранения: «здоровье - это полное физическое, социальное и психологическое благополучие человека, а не просто отсутствие заболевания».

Институтом гигиены детей и подростков России здоровье определяется как отсутствие болезни и повреждения, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспо­собность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная спо­
собность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды» . Таким образом, здоровье человека следует оценивать через его способ­ность осуществлять естественные жизненные функции . По мнению А.В. Мазурина , все вышеизложенное справедливо для всего периода жизни человека, включая и детский возраст.

Состояние здоровья детей - надежный индикатор качества здоровья общества в целом. В основу методики комплексной оценки состояния здоровья у детей положено понимание здоровья, как «физического совер­шенства», включающего своевременное и гармоническое телесное и психи­ческое развитие, нормальное функционирование всех органов и систем, вы­сокую работоспособность при различных видах деятельности, отсутствие за­болеваний, способность адаптироваться к непривычным условиям среды, ре­зистентность к неблагоприятным воздействиям .

Оценка физического развития является первой составляющей здоровья детского населения, т.к. во многом определяется состоянием социально- экономических отношений в обществе и отражает уровень жизни населения в целом , а на уровне организма - служит показателем функциональной зре­лости. Установлено, что нарушение сроков возрастного развития и дисгармо­ничность морфологического статуса, как правило, сочетаются с отклонениями в состоянии здоровья . Общебиологический смысл роста состоит в дос­тижении такого уровня физического развития, который обеспечивает жизне­способность и выполнение социальных функций, т.е. репродукцию человека. На рост и развитие ребёнка оказывают своё влияние как эндогенные факторы - здоровье родителей, так и факторы внешней среды - питание, заболевания, уход, воспитание и т.д. . Ряд авторов показали, что частые рес­пираторные заболевания ухудшают физическое развитие детей. Поскольку на физическое развитие влияют многие факторы, действующие в течение дли­тельного времени в разных экономико-географических районах страны, то физическое развитие может быть различным, поэтому возникает необхо­
димость разрабатывать местные стандарты , т.е. условные нормы, полу­ченные на основании обследования больших однородных групп детей.

Негативному влиянию подвергается не только физическое, но и пси­хологическое , эмоциональное и социальное благополучие детей , особенно при неконтролируемом течении бронхиальной астмы . Рецидивирование респираторных заболеваний отрицательно влияет на исполнение детьми их социальных функций : в дошкольном возрасте многократные заболевания являются одним из препятствий нормального нервно-психического развития, в школьном - успешной учебы. Различные ви­ды органических нарушений влекут за собой изменения в психике, личност­ном статусе человека и его социальном поведении . Повторяющиеся ост­рые заболевания, преходящие симптомы или жалобы могут быть указанием на наличие хронического заболевания или устойчивого пограничного состояния и рассматриваться при ранжировании здоровья как недифференцированные синдромы или симптомокомплексы, вероятно, значимые в прогнозе ограни­чений качества жизни ребенка . В современных условиях особую акту­альность приобретают исследования адаптации детского организма к услови­ям внешней среды и изучение факторов риска, определяющих прогноз разви­тия заболевания и уровень социальной интеграции .

В последнее время в различных областях медицины для оценки вы­раженности реакций адаптации и иммунорезистентности, проявлений эндо­генной интоксикации, а также в целях уточнения прогноза течения патоло­гического процесса, эффективности проводимого лечения в литературе все чаще встречаются работы, посвященные исследованию интегральных пока­зателей периферической крови , в том числе у часто болеющих де­тей .

Лейкоцитарный индекс интоксикации (интегральный показатель ЛИИ) давно используется в практическом здравоохранении как для оценки прогноза течения заболевания, например, при остром течении пневмонии , так и для определения степени интоксикации при осложненном течении
пневмонии и контроля эффективности лечебных мероприятий , в том чис­ле у детей с острыми и хроническими болезнями органов дыхания .

Индекс иммунореактивности (интегральный показатель ИИР), учитыва­ет клетки- продуценты цитокинов . Дефицит одного из видов клеток от­ражает сдвиги в спектре цитокинов и факторов детоксикации (эозинофилы). Повышение индексов ЛИ и ИИР при благоприятной динамике клинического статуса является хорошим прогностическим критерием.

Так, например, клеточно-фагоцитарная защита (интегральный показа­тель КФЗ) обеспечивается кооперирующим взаимодействием клеток крови, обладающих фагоцитарной функцией (нейтрофилов, моноцитов). Специфи­ческий иммунный лимфоцитарно-моноцитарный потенциал (интегральный показатель СИЛМП) - это способность организма отвечать на раздражение чужеродного антигена выработкой антител последовательной реакцией мо­ноцитов, распознающих и перерабатывающих антигенную информацию, и лимфоцитов - главных исполнителей антителогенеза.

В литературе было показано, что лейкоцитарная формула и прежде всего процентное содержание лимфоцитов, определяющих тип адаптацион­ной реакции, позволяет следить за влиянием на организм лечебных проце­дур и прогнозировать динамику функционального состояния и уровня здоро­вья каждого ребенка. В работе Л.И. Дубенской был разработан индиви­дуализированный корреляционный анализ лейкоцитарной формулы перифе­рической крови и было доказано, что состоянию адаптивной нормы соответ­ствует единственная обратная корреляция между сегментоядерными нейтро­филами и лимфоцитами. У часто болеющих детей в периоде здоровья наблю­даются главным образом напряженные реакции тренировки и спокойной ак­тивации. «Идеальному здоровью» (редко болеющие или почти не болеющие деги) соответствует реакция повышенной активации без элементов напряже­ния в лейкоцитарной формуле. Эта же реакция наблюдается и на этапе выздо­ровления .

Наличие большого количества экзогенных и эндогенных факторов риска частых заболеваний респираторного тракта способствуют развитию эндогенной интоксикации. Для количественной оценки степени тяжести вы­раженности интоксикационного синдрома у часто болеющих детей была предложена бальная шкала оценки.

Проблема оценки текущего уровня индивидуального здоровья и кон­троля за его изменениями приобретает все более важное значение для насе­ления в целом , но особенно у детей. В существующей научной литературе широкое распространение получили попытки интегральной ко­личественной оценки уровня индивидуального здоровья, в том числе с ис­пользованием оценки качества жизни.

Проблемы здоровья подростков 15-16 лет

Здоровье как категория бытия является во всем мире важнейшим приоритетом в жизни (А.В. Вехов, 2001). Если о других ценностях бытия (образование, быт, материальное благополучие и пр.) люди вынуждены заботиться, то отношение к здоровью формируется как элемент национальной культуры.

В современной научной (философской, психологической, социологической) и публицистической литературе зачастую наше общество описывается как духовно, душевно, психологически, нравственно нездоровое. В этом плане на образование, как на единственную целостную и сохранившуюся государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих задач сохранение психологического, физического и нравственного здоровья подрастающего населения страны.

Так, И.Е.Оранский (1999) подчеркивает, что здоровье - одна из важнейших человеческих ценностей. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности.

По определению ЮНЕСКО понятие «здоровье», в самых общих чертах, это психическое, физическое и социальное благополучие. Здоровье нового подрастающего поколения - особая боль и забота нашего общества.

Укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из важных государственных задач Республики Беларусь. Подростки - это особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является индикатором социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.

Проблема приобретает в настоящее время особую остроту в связи с ухудшением показателей здоровья подростков на фоне демографического спада и постарения населения. Так, в Беларуси численность лиц в возрасте 15-19 лет за период с 2008 по 2012 годы сократилась на 23,3% - с 712411000 до 546438000 человек, их доля в 2012 году составила 5,8% от общей численности населения (в 2011г. - 6,2%,в 2010г. -6,6%, в 2009 г. - 7,0%, 2000г. -8,1%).

В подростковом возрасте (15-17 лет) наблюдаются самые высокие темпы роста заболеваемости почти по всем классам болезней, причем преимущественно по тем, которые формируют хронические заболевания. Уровень общей заболеваемости лиц 15-17 лет в 1,4 раза выше того же показателя у взрослых. Основными классами заболеваний, формирующими уровень первичной заболеваемости, являются болезни органов дыхания(61 -72% в структуре заболеваемости), внешние воздействия, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни нервной системы и органов чувств.

К наиболее актуальным медико-социальным аспектам проблемы здоровья подростков следует отнести связанные с репродуктивным и психическим здоровьем. Это, прежде всего, инфекции, передаваемые половым путем, и подростковая беременность. Из общего числа производимых в Беларуси абортов на подростковый возраст приходится 9-10%.Абсолютное число абортов, производимых подростками, постепенно снижается. Однако каждый десятый аборт проводится у подростков и молодежи в возрасте до 20 лет.

За последние 10 лет выявлены негативные тенденции в показателях физического развития подростков. Установлено достоверное снижение темпов роста. Снижается доля подростков с нормальным физическим развитием.

Особая роль принадлежит детской инвалидности, поскольку состояние здоровья детей и подростков определяет трудовой потенциал общества. Тяжесть первичной инвалидности в данной возрастной группе ниже, чем детей младшего возраста, за счет более низкого удельного веса детей-инвалидов с 3 и 4 степенью утраты здоровья. Однако среди детей 15 -17 лет доля наиболее тяжелой степени утраты здоровья увеличилась с 5,9% в 2002 г. до 11,7% в 2010г.

Подростки - это тот возрастной контингент, уровень смертности которого относительно невелик по сравнению с другими возрастными группами населения. В то же время, анализ подростковой смертности в Беларуси показал, что 75% от общего числа смертей можно было предотвратить, поскольку они были обусловлены несчастными случаями (34%), самоубийствами (30%) злоупотреблением или отравлением психоактивными веществами (6%), алкогольной интоксикацией (5%). Проблема самоубийств среди молодежи чрезвычайно актуальна во многих странах и является третьей по значимости причиной смерти среди молодых людей в Европейском регионе.

Заключение по параграфу 1.3

Статистические данные показываю что большие интелектуальные и статические влияния на школьников наряду с ограниченой двигательной активностью, несбалансибованным питанием, а так же ведением малоподвижного образа жизни ведут к ухудшению зрения, деятельности сердечно-сосудистой системы, нарушению обмена веществ, уменьшению сопротивляемости организма к воздействиям неблагоприятных факторов, и как следствие все это приводит к общему снижению уровния здоровья школьников. И одним из рациональных путей который позволит увеличить адаптационные возможности организма, повысить уровень здоровья, подготовить личность к результативной деятельности - это путь занятий физической культурой и спортом.

Заключение по ГЛАВЕ 1

Трудно переоценить значение игр для человека. Ведь он начинает использовать их практически с самого момента рождения. Они помогают ему познавать мир, развиваться. Спортивные игры сформировались именно на основе игровой деятельности, которая заложена в человеке. И такие игры связанные со спортом, состязаниями выделили в отдельную группу, которую назвали спортивные игры (или игровые виды спорта)

Игровые виды спорта - прекрасный инструмент который можно использовать как для совершенствования физической подготовленности занимающихся, так и как оздоровительный элемент. Очень велико его как командное так и индивидуальное влияние на личность спортсмена. Спортивные представляют ряд требований к воспитанию личности спортсменов. Тут и воспитание коллективизма, развитие способности жертвовать собственными интересами ради команды, чувства помощи и поддержки. Так же высокое место занимает значение игровых видов спорта в воспитании волевых качеств. Игровые виды спорта способствуют развитию гармоничной личности.

Что особенно важно для подростков 15-16 лет. Ведь именно в этом возрасте происходят многие изменения как в организме, так и в личности подростков. Происходит половое созревание, отмечается значительное развитие центральной нервной системы. Совершенствуется абстрактно-логическое мышление. Однако нервная система обладает пока еще низкой устойчивостью к действию высоких умственных и физических нагрузок, что обходимо учитывать при работе с подростками.

У подростка заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, а занятие игровыми видами спорта с динамической сменой игровых сцен, и необходимостью постоянного контроля широкой области игровой площадки способствует как их быстрейшему развитию, так и закреплению в процессе становления.

Но также в данный период подростки подвержены различным заболеваниям. К наиболее часто встречаемым можно отнести проблемы репродуктивного здоровья и психического состояния. Век компьютеризации - ведет подростка к малоподвижному образу жизни. Что влечет за собой вереницу как физических так и психологических проблем. Тут и избыточный вес, и неприязнь "живого" общения с другими людьми. По данным статистики за последние 10 лет выявлены снижение темпов роста, упала доля подростков с нормальным физическим развитием.

Проблемы здоровья подростков

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не и только отражающий настоящую ситуацию, но и делающий прогноз на будущее.

Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.

Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений стали волновать специалистов уже очень давно. Еще в 1897 году в Москве состоялся XII международный съезд врачей, на котором активно обсуждалась тема влияния школьных занятий на гигиеническое и физическое состояние учащихся. По данным широкомасштабных исследований заболеваемости детей, проведенного в 1880 году международной группой ученых, было установлено, что из сорока пяти тысяч детей Швеции и Дании, учившихся в школах и частных училищах, в среднем 36 % мальчиков и 60 % девочек подвержены хроническим заболеваниям, таким как малокровие, носовое кровотечение, искривление позвоночника и так далее. Причем этот процесс с возрастам повышается. Эти цифры, как и основные заболевания достаточно близки к сегодняшним данным. Единодушное мнение принимавших участие в съезде врачей состояло в том, что выходом из сложившегося положения должно быть введение разумных форм «телесно-двигательной практики» как обязательный предмет во всех классах школы. Помимо этого отмечалась важность проведения подвижных игр на воздухе, прогулок, катание на лыжах и коньках.

Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессивную тенденцию, состоит в сокращении объёмов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.

Движение – важнейшее свойство живых организмов.

Наиболее эффективной формой организации физической активности учащихся является традиционный урок физической культуры. Его несомненные преимущества: регулярность, систематичность, профессиональный контроль.

В связи с тем, что дети во время учебного года не получают должного количества двигательной нагрузки, это негативно влияет на здоровье, снижает работоспособность скелетной мускулатуры, что ведет за собой нарушение осанки, плоскостопию, задержку возрастного развития, недостаточное развитие двигательных качеств, гибкости, силы, ловкости, координации движений.

Необходимо детей научить использовать физическую культуру и спорт, как важные факторы здорового образа жизни.

Одна из проблем физического воспитания состоит в том, что родители порой мало интересуются успехами своих детей в этой сфере школьной жизни, поскольку она, как им кажется, не имеет прямого значения для подготовки к будущей профессии. Между тем, это, безусловно, ошибочное представление. Уровень здоровья ребенка напрямую зависит от его физической активности, а это уже само по себе имеет немало важное значение для будущей профессиональной деятельности. Кроме того, успешное освоение сверхсложной школьной программы по гуманитарным, естественным и общественным наукам невозможно, если ученик не владеет средствами релаксации, восстановления работоспособности, а это инструменты в сфере физического развития.

В современной школе обучение увеличивает нагрузку на организм ребёнка, дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения, что может повлиять на отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, нарушение артериального давления, снижение функциональных возможностей дыхательного аппарата, накопление избыточного веса – в свою очередь ведёт к различным заболеваниям.

Особенно актуальной является проблема физического воспитания в настоящее время, так как существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не наблюдается.

В российском образовании наметилась перспектива развития системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

По данным ВОЗ состояние здоровья подростков является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.

В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психо-эмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.

Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье. Здоровье будущего поколения в наших руках, если мы не воспитаем в наших детях культуру здорового образа жизни, то это может губительно повлиять на нашу нацию и на здоровье последующих поколений.

Наше физическое состояние непосредственно влияет на состояние наших будущих или уже рожденных детей. Это очень глобальная проблема, которая затрагивает общекультурные ценности и нормы, она на столько большая, что имеет огромное множество проблем, которые нам с вами предстоят решить. В своей дипломной работе мы затронули только часть проблемы валеологического воспитания подростков их культуры, а в частности такие общеизвестные проблемы как: наркомания, и подростковый алкоголизм, психические заболевания подростков и низкая физическая активность. На основании многочисленных источников можно выявить пути возможной профилактики и предупреждения этих проблем.

В XIX веке в Европе, по мнению Филиппа Ариеса, отсутствовало понятие отрочество.

Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту .

Общество усложнялось и для успешного вхождения в мир взрослых необходим еще один возрастной период.

Подростковый возраст - это возраст начала формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении.

Подростковый возраст - это период между детством и взрослостью.

По данным ООН , на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков.

По данным ЮНФПА (Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения)подростки - лица в возрасте 10--19 лет:

· ранний подростковый возраст -- 10--14 лет;

· поздний подростковый возраст -- 15--19 лет

В настоящее время подростковый период охватывает возраст с 10-11 до 15-17 лет.

1. Здоровье подрастающего поколения

1.1 С остояние здоровья подростков

Подростковый возраст связан с половым созреванием, определяемыми эндокринными изменениями в организме. Под действием половых гормонов происходит усиление уровня обмена веществ, что интенсифицирует рост, развитие, быстрыми темпами увеличивается длина костей, растет мышечная масса, появляются вторичные половые признаки. Время начала и скорость отмеченных изменений неодинакова у мальчиков и девочек. Кроме того, разные физиологические системы у одного и того же подростка развиваются не одновременно, поэтому, например, может быть снижено кровоснабжение головного мозга, что приводит к усилению процессов торможения, быстрой утомляемости, перепадам настроения, эмоциональной нестабильности, расстройствам сна.

Состояние здоровья подростков в особенности зависит от употребления алкоголя и наркотиков, половые связи и травмами. Существенную роль играют также психические расстройства, состояния опорно-двигательного аппарата и половых органов, а также состояния желудочно-кишечного тракта.

Состояние здоровья молодых людей определяет множество факторов - как объективных: экология, здравоохранение, качество условий жизни, так и субъективных. Считается, что в молодом возрасте решающее значение имеют субъективные причины. А это - осознание ценности здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом, отсутствие таких привычек, как злоупотребление алкоголем и табакокурение.

По данным специалистов научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников;

3. Резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;

4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.

1.2 Курение и алкоголизм

Казалось бы, человек должен осознать необходимость оградить себя от дополнительного поступления чуждых организму веществ. В жизни, нередко, человек совершает действия, которые ухудшают его состояние здоровья, приводят к заболеванию основных органов: сердца, легких, печени, почек. Пристрастие к таким действиям часто называют вредными привычками. Наиболее распространенные из них - это курение, употребление алкоголя и наркотиков. Содержащийся в табаке никотин - очень ядовит. Это особенно остро ощущают те, кто только пробует курить. У них появляется тошнота, головокружение, ненормальное возбуждение. Коварство никотина в том, что со временем организм привыкает к нему. Симптомы отравления пропадают, и остается лишь приятное возбуждение. Но вредное действие никотина на организм не пропадает, а, наоборот, усиливается. Вместе с тем, в табачном дыму обнаружено более 30 вредных для здоровья веществ. Смертельная доза никотина для человека 1-2 мг в день. При выкуривании 20-25 сигарет в день в организм поступает 1 мг никотина. Однако смерть не наступает, т.к. яд вводится постепенно. Курение снижает работоспособность, память, внимание, т.к. никотин нарушает работу центральной нервной системы. Вещества, содержащиеся в табачном дыме, делают человека раздражительным, часто вызывают головную боль. Очень вреден никотин для сердца и сосудов. Длительное курение приводит к нарушению стенок кровеносных сосудов. У курильщиков во много раз чаще отмечаются заболевания, связанные со спазмом и поражением сосудов сердца и ног. Все это приводит с годами к инфаркту. Курильщики в 5-10 раз чаще заболевают бронхиальной астмой, воспалением и раком легких. Вот почему курение несовместимо со здоровьем. В подростковом возрасте некоторые школьники, к сожалению, начинают курить. Приобретают эту привычку они в основном из-за желания казаться более взрослыми, самостоятельными. Но при этом они не осознают, какой огромный вред может принести им курение. И вместе с тем подростки не учитывают то обстоятельство, что мужество, самостоятельность и уверенность помогут приобрести регулярные занятия физической культурой и спортом, а не курение. Доказано влияние никотина на половые железы. По наблюдениям специалистов, не менее чем в 10% случаев причиной полового бессилия является курение. А прекращение никотиновой интоксикации ведет к восстановлению половой функции. Курящие женщины, как правило, быстро стареют, у них наступает преждевременно половое увядание. У курящих женщин выкидыши и мертворождение встречаются в 2-3 раза чаще, чем у некурящих. Девушки, рано начавшие курить, хуже развиваются физически, чаще болеют бронхитом, чем их некурящие сверстницы. Употребление табака женщинами всегда считалось признаком дурного тона и осуждалось.

Вред алкоголя. Одной из пагубных привычек, разрушающих здоровье, является употребление спиртных напитков. Начинают употреблять спиртное обычно в связи с каким-либо событием - днем рождения, праздником. И хотя это происходит, порой, с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение к вину опасно. Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Алкоголик направляет всю свою энергию, средства и мысли на добывание спиртного любой ценой. Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. Оно разрушает организм человека, его мозг, лишает разума. Это зло приобрело социальную опасность. Статистика показывает, что более 2/3 злостных хулиганов и свыше половины тяжких преступлений совершается в состоянии опьянения. Социальная опасность алкоголизма возрастает в условиях отсутствия организованной борьбы с ней. Систематическое употребление спиртными напитками отмечается прежде всего среди некультурных, морально распущенных людей, которые потеряли чувство ответственности перед семьей, своей совестью. Очень часто злоупотребление алкоголем является следствием неправильного воспитания. Для слабовольных и распущенных людей достаточно любого повода, чтобы выпить. Алкоголь - яд универсального действия. Злоупотребление алкоголем понижает сопротивляемость организма к внешним факторам, в частности к инфекциям, нарушает обменные процессы, ускоряет одряхление. Статистика показывает, что смертность среди систематически пьющих в 1,5 раза выше, чем среди непьющих. Спирт прежде всего губительно действует на клетки головного мозга. Находясь в состоянии опьянения, человек теряет критическое отношение к своим поступкам. Он склонен переоценивать свои способности и возможности. Координация движений нарушена. У алкоголика нарушается сон, развиваются невриты, слабеет половая функция, нарушается работа сердца, появляются заболевания органов пищеварения. Абсолютно у всех «любителей» алкоголя поражается печень. Одной из причин употребления алкоголя у подростков является неверные представление о нем, как о приятном и даже полезном напитке, что алкоголь прибавляет силы и снижает усталость. Необходимо вести с подростками разъяснительную работу.

1. 3 Физиология подростков

У подростков в 12-17 лет увеличиваются вторичные половые признаки:

· у девочек начинается менструация, в яичниках начинают созревать и развиваться яйцеклетки.

· у мальчиков к 12-15 годам начинается на теле, лице рост волос, появляются поллюции .

Подростковый период - это переходный возраст и называется:

· пубертатным или пубертальным,

· переходным или отрочеством,

· половое созревание.

Подростки ищут себя, определяют цели в жизни. В пубертатном возрасте ребенок становится потерянным. Подросток чувствует, что что-то изменилось, но что не понятно, меняются интересы. Подросток не является ребенком, но полностью не сформировался как личность. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.

В этот период формируется осознанное отношение к своим потребностями способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая, в свою очередь, выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков. Внимание к внешности. Сравнивая себя с «эталоном», подростки находят «недостатки» в своей внешности, что вызывает беспокойство и неуверенность в себе. При этом вместе с чувством наслаждения появляются смутное беспокойство, тревога. Нерешенные по различным причинам задачи взросления, оказывают влияние на дальнейшее влияние личности блокируют возможности самораскрытия и личностного роста. Как каким образом, помочь подростку поставить перед собой эти задачи, как показать, что «решение существует», как включить подростка в осознанный процесс поиска решений. Сегодня этим в нашей стране специально и целенаправленно не занимается никто. Конечно, задачи взросления могут решаться стихийно, чаще всего так и происходит, либо не решаться вовсе. К сожалению, такой путь, способствует преобразованию разрешимых в подростковом возрасте задач в неразрешимые проблемы всей дальнейшей жизни. Многие комплексы неполноценности, переживаемые взрослыми есть не что иное, как нерешенные в детстве задачи взросления.

Физическое развитие мальчиков и девочек происходит по-разному.

В 12-13 лет девочки опережают мальчиков, потому что на два года раньше вступают в пубертатный скачок роста, у них в этом возрасте начинаются менструации.

В 14-15 лет физические показатели мальчиков становятся выше, у них повышается деятельность желез внутренней секреции, половых органов, появляются поллюции. У подростков происходит развитие нервной системы, растет мышечная сила.

Подростковый возраст или период полового созревания - завершается:

· у девушек к 16-17;

· у юношей - к 18-19 годам.

В подростковом возрасте быстро развивается сердечно-сосудистая система, растет сердце, вес которого удваивается. Этот процесс не успевает за стремительно растущим организмом, поэтому дети жалуются на слабость, утомляемость, сердцебиение, у них может быть склонность к обморокам. Подростку необходимы систематические физические упражнения, правильное питание, четкий режим труда и отдыха.

Проблемой является гиподинамия , поэтому работоспособность у них резко снижается, а здоровье ухудшается.

Еще одна проблема современного поколения - акселерация , то есть ускорение развития и роста подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

Современные мальчики выше своих сверстников начала прошлого века на 16,2 см, а девочки - на 14, 2 см, соответственно увеличился их вес, раньше наступает половое созревание.

Крупные и развитые, они по весу и росту не уступают взрослым, но их нервная и эндокринная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы находятся в стадии развития.

Процесс акселерации вызывает некоторые проблемы в воспитании подростков и юношей. Если раньше наступление половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то теперь ситуация изменилась: девушки и юноши пребывают в положении детей.

Для овладения профессией требуется учеба, что сдвигает сроки самостоятельности.

Подростков продолжают излишне опекать, они не испытывают ответственности за свои поступки.

1.4 Состояние органов пищеварения у подростков

Системе органов пищеварения подросткового возраста предъявляются повышенные требования. Бурный рост ребенка, интенсивная умственная и психическая деятельность, половое созревание требуют дополнительной энергии, усиленного усвоения разнообразных белков, витаминов, микроэлементов и других биологически активных веществ. Это ведет к повышению аппетита и увеличению количества потребляемой пищи.

Наиболее распространенной патологией органов пищеварения у подростков являются дисфункции желудочно-кишечного тракта, проявляющиеся в нарушении моторно-эвакуаторной деятельности (дискинезии) желудка, тонкой или толстой кишок, желчного пузыря, гастрит, язвенная болезнь, чаще переходящая на хроническую форму.

Гастрит - это воспалительные или воспалительно-дистрофические изменения слизистой оболочки.

Главная причина гастрита у подростка - неправильное питание.

Подростки едят пищу быстрого приготовления на улице, покупают себе чипсы, сухарики, жевательные резинки, шоколадные конфеты, газированные напитки, а также начинают в раннем возрасте курить и употреблять алкоголь - все эти причины дают почву для развития гастрита.

В результате воспаления органов пищеварения, могут появиться язвы.

Гастрит у подростков проявляется:

Ш острая боль в верхней области живота - боль в желудке;

Ш изжога, часто отмечается ее появление при физических нагрузках;

Ш сильная тяжесть в желудке после приема пищи;

Ш отрыжка, которая сопровождается неприятным запахом из ротовой полости;

Ш тошнота и обильная рвота;

Ш высокое слюноотделение, или наоборот, сухость во рту;

Ш часто наблюдаются запоры или расстройства желудка;

Ш бледность кожи, светлый налет на языке и прочее;

Ш отсутствие аппетита;

Ш общая слабость организма, частое головокружения, повышение температуры, низкое давление, иногда головная боль .

Лечение гастрита у подростков

Для избавления от симптомов следует устранить причину его появления, а значит, необходимо обратить внимание на рацион питания детей.

Правила полезного питания:

Первое :

Ш дробность,

Ш порционность

Ш регулярность приемов пищи.

Порции должны быть небольшими, кушать необходимо по пять раз в день в одно и тоже время. Это позволит активизировать работу ЖКТ.

Второе - продукты должны быть

Ш качественными,

Ш свежими

Ш полезными.

Нельзя при лечении гастрита употреблять острые, соленые, жирные, копченые продукты и мучные изделия.

Третье - термообработка. Все блюда должны быть в форме:

· кашицеобразной,

· мягкой форме.

Четвертое - меню для подростка должно быть разнообразным. Растущий организм он нуждается в белковой пище, клетчатке, разнообразных витаминах и микроэлементах.

Пятое - прилежно и строго соблюдать диету в первые две недели заболевания.

Лекарственные препараты при гастрите:

Сорбенты: активированный уголь, Смекта, Энтеросгель и др.

Ферментные лекарства: Мезим, Фестал и др.

Гастроцитопротективныепрепараты: Алмагель, Фосфалюгель и др.

Дискинезия желчевыводящих путей и желчного пузыря

Слово «дискинезия » означает - нарушение движения . Это функциональное расстройство двигательной функции желчного пузыря.

Нарушается согласованное сокращение желчного пузыря и сфинктеров, позволяющих желчи выходить из желчного пузыря в двенадцатиперстную кишку.

В норме желчь синтезируется печенью, откуда попадает в желчный пузырь. В пузыре желчь ждет - когда съеденная пища из желудка попадет в двенадцатиперстную кишку. Как только это происходит, желчный пузырь, сокращаясь, выделяет порцию желчи в просвет кишки.

Желчь выполняет важную функцию - она способствует перевариванию жиров. Благодаря желчным кислотам происходит эмульгация жира и его расщепление на жирные кислоты .

Механизм развития дискинезии желчевыводящих путей

· вегетоневроз - дискоординация сокращений желчного пузыря и сфинктерного аппарата.

· гормональный - в регуляции желчеотделения большую роль играют кишечные гормоны - стимулирующие - холецистокинин, подавляющие - глюкагон

В физиологических условиях процессы торможения и возбуждения саморегулируются.

Неблагоприятные факторы, влияя на вегетативную нервную систему и гормональную регуляцию, приводят к нарушениям моторики и изменению физико-химических и бактериостатических свойств желчи.

Еще причина - отсутствие нормального выделения желчи в желчный пузырь. Аномалии развития желчного пузыря и желчных протоков, перетяжек, сужений, клапанов

Дискинезия желчевыводящих путей чаще болеют подростки. Почти 90% испытывают внезапные схватки или тупыми болями в правом подреберье, ощущение горечи во рту, тошнота, язык нередко обложен серо-желтым налетом.

Подростки отмечают боль в правом подреберье, ноющие, колющие или схваткообразные, отдающие в правую лопатку, плечо, спину; которая чаще бывает после приема пищи, особенно жирной, отрыжку, горечь во рту, снижение аппетита. Может наблюдаться учащение стула, вздутие живота. Постоянный застой желчи может стать причиной отложения камней в желчном пузыре, развития воспаления его стенки. Иногда кратковременная желтуха.

Лечение дискинезии желчевыводящих путей и желчного пузыря.

Соблюдение режима питания, лечение основного заболевания, ставшего причиной дискинезии, устранение нервного напряжения.

Немаловажную роль в развитии первичных дискинезии желчевыводящих путей и желчного пузыря играет нарушение режима питания:

· длительные интервалы между приемами пищи,

· переедание,

· насильственное кормление,

· злоупотребление жирной или острой пищей.

Соблюдение диеты с ограничением животных и растительных жиров, яиц, мясных и рыбных бульонов.

Примерное меню стол №5:

1-й завтрак : молочная каша, яйцо всмятку, чай с сахаром, хлеб с маслом и сыром.

2-й завтрак : фрукты.

Обед : суп вегетарианский из сборных овощей, отварная рыба с картофельным пюре, салат из свежих огурцов или капусты с растительным маслом, компот из сухофруктов.

Полдник : стакан молока или кефира, зефир - 1-2 штуки.

Ужин: мясные паровые фрикадельки с вермишелью, сладкий чай, хлеб со сливочным маслом.

Перед сном : стакан кефира.

В зависимости от вида дискинезии назначаются: препараты, снимающие спазм желчегонные средства.

1.5 Подростковые прыщи

Подростковые прыщи переживают почти все молодые люди, что обычно наблюдается в возрасте от 10 до 18 лет. По некоторым оценкам медиков, ежегодно во всем мире порядка 80% несовершеннолетних подвергаются кожными высыпаниями. Причем чаще подростковые прыщи застают врасплох самых юных лиц (12-15 лет), то есть в самом начале гормональных изменений.

Причины угревой сыпи:

1) Дисбаланс в организме. Гормональные нарушения первая причина появления прыщей у подростков. Также прыщи на шее могут появиться из-за болезни щитовидной железы.

2) Неправильное питание. Потребление острой пищи с большим содержанием канцерогенов, приведет к засорению организма, что не лучшим образом скажется на состоянии кожи. Кушайте по утрам овсяную кашу и пейте больше простой воды.

3) Пот. При активном образе жизни тело потеет, и кожа загрязняется больше. Если не хотите ждать появления прыщей, вовремя принимайте душ;

4) Гормональный всплеск. Возрастные нарушения гормонального баланса часто являются причиной появления прыщей.

5) Жирная косметика. Прыщи появляются из-за закупоривания каналов кожи, которое происходит от частого использования жирной косметики и масляных средств для кожи.

Для лечения подростковых прыщей можно использовать некоторые проверенные годами средства:

1. самым популярным средством по праву считается салициловая кислота. Необходимо протирать очищенную кожу лица смоченным в растворе ватным тампоном. Лучше всего использовать 1%, 2% или 3% растворы;

2. дегтярное мыло -- это еще одно эффективное средство против прыщей. Умываться при помощи данного мыла рекомендуется на ночь, поскольку оно слишком сушит кожу;

3. болтушка -- старый действенный препарат в лечении прыщей. К сожалению, сейчас её нельзя купить в приготовленном виде. Наносить её необходимо на лицо смоченной ваткой и желательно вечером.

В то же время, подростку следует соблюдать диету. Рекомендуется отказаться от приема жирной, копченной и острой пищи, искусственных красителей и консервантов, а также сладостей и газированной воды.

1.6 Повышенное потоотделение у подростков

Повышенное потоотделение или гипергидрозу подростков - явление достаточно распространенное, так как именно в этом возрасте развивается эндокринная система, что и провоцирует усиление секреции потовых желез в несколько раз.

Избыточная потливость у молодых людей доставляет им много неприятностей. Ранимые подростки стесняются и запаха из подмышек, и разводов от пота на одежде, и своих потных холодных рук.

Существуют два вида подросткового гипергидроза:

Первичный - повышенная потливость локализуется в области подмышек, рук, лица и ног. Ухудшается состояние больного в период полового созревания.

Вторичный - распространён. При гипергидрозе чрезмерная потливость вызывается влиянием другого заболевания и обычно наблюдается по всему телу, без конкретной локализации. Заболеваниями, которые могут провоцировать вторичный гипергидроз, могут быть заболевания сердца, ожирение, инфекции, гипертиреоз, психические расстройства, сахарный диабет, туберкулёз и др.

1. ежедневное купание, чтобы уменьшить количество бактерий в подмышечных областях;

2. использование удобной, не сковывающей движений, одежды из натуральных тканей, которые легко адсорбируют влагу;

3. частое переодевание в свежую одежду;

4. использование алюмохлоридных антиперспирантов перед сном.

7. сбалансированное питание подростков

Также причины обильного потоотделения могут крыться в генетике человека. Гипергидроз в 25-40% случаев является генетической проблемой и передается «из поколения в поколение».

1.7 Вегетососудистая дистония у подростков

Вегетососудистая дистония - это многосимптомный синдром, затрагивающий различные системы и органы человеческого организма. Основное воздействие со стороны вегетативной нервной системы оказывается на периферические нервы. Страдает также и сердечно-сосудистая система. подросток здоровье гастрит гипергидроз

Подростковые годы являются переходными не только в процессе превращения ребенка во взрослого человека, но и в нейрофизиологическом. Конфликтные ситуации, эмоциональные стрессы, хронические заболевания, эндокринные расстройства, недостаток движения и прочие факторы являются во многом провокаторами развития вегетососудистой дистонии у подростков. Повышенная умственная нагрузка, имея под собой наследственную составляющую, приводит к возникновению некоего дисбаланса в организме, который и приводит к появлению и развитию вегетососудистой дистонии .

Лечение

Для того чтобы справится с любой проблемой, нужно прежде всего определить причины ее возникновения. Виной всему повышенные психо-эмоциональные нагрузки, с которыми неокрепшая нервная система не в состоянии совладать. Именно поэтому чаще всего страдают от вегетососудистой дистонии подростки с тонкой душевной организацией, легковозбудимые и склонные к переживаниям.

Усугубляется все несоблюдением режима, полуночными бдениями за компьютером, неумеренными физическими нагрузками и тягой к взрослой жизни в виде сигарет и выпивки.

Справиться с вегетососудистой дистонией у подростков поможет соблюдение следующих правил:

1. Подростку необходимо наладить режим дня;

2. Правильное питание; лучшие друзья сосудов это продукты, содержащие калий и магний:

· гречка;

· овсянка;

· бобовые (горох, фасоль);

· шиповник;

· абрикосы;

· сухофрукты (изюм, курага, чернослив), орехи;

· овощи (петрушка, лук, баклажаны).

3. Хорошим способом избавить подростка от вегетососудистой дистонии является также лечебный массаж и физиопроцедуры.

4. Жизнь подростка полна разнообразных стрессов. Это и учебные нагрузки, и отношения с ровесниками, и перемены, происходящие с его телом. Поэтому не стоит еще больше усложнять его жизнь непомерными требованиями.

5. В особо тяжелых случаях, когда вегетососудистая дистония у подростков буквально отравляет им жизнь, стоит прибегнуть к медикаментозной терапии. Препараты для лечения вегетососудистой дистонии подбирает врач-невропатолог, учитывая все особенности заболевания. Чаще всего в состав терапии включают антидепрессанты, успокаивающие препараты и общеукрепляющие средства.

1.8 Сколиоз у подростков

Сколиоз - это заболевание позвоночника, при котором отмечается боковая деформация позвоночного столба. Чаще всего сколиоз встречается у подростков, то есть в период активного роста человека. Ведь в этом возрасте скелет формируется быстрее, чем развивается скелетная мускулатура, и позвоночник подвергается огромному риску деформации. В медицине данное заболевание называют юношеский идиопатический сколиоз. Из всех причин его развития, основными все же считаются малоподвижность и неправильное длительное сидение на стуле, из-за чего происходит перегрузка позвоночника и его искривление. Именно поэтому лечение сколиоза у подростков начинают с выяснения причин заболевания и их устранения. А уже после подбирается индивидуальный курс лечения.

Лечебный режим при сколиозе

Еще одним важным и неотъемлемым моментом в лечении подросткового сколиоза является специальный лечебный режим. Он состоит из следующих мероприятий:

§ прием витаминов, сбалансированное питание;

§ утренняя зарядка, включая спецупражнения, плавание;

§ сон на ортопедическом матрасе, согласно рекомендации врача;

§ использование эргономичной мебели: стола ортопедического кресла;

§ отмена спортивных тренировок, связанных с повышенной нагрузкой на позвоночник и с несимметричным развитием мышц. То есть нельзя заниматься футболом, художественной гимнастикой, спортивной гимнастикой, теннисом, а также тяжелой атлетикой.

2. Исследовательская работа

С теоретической частью так же связана и наша практическая часть о состояние здоровья подростков в городе Байконур. Из журнала педиатрического отделения больницы №1 "Книга учета больных, находящихся на стационарном лечении" были изучены заболевания, часто встречающиеся среди подростков за 2013-2015 гг.

Цель исследования заключается в выявлении влияния факторов на состояние здоровья подростков.

Была выдвинута следующая гипотеза: в числе многих причин, влияющих на состояние здоровья подростков, немаловажную роль играют хронические болезни, психические расстройства, значительные отклонения в формировании репродуктивного здоровья, рост болезней, передаваемых половым путем, учащение девиантных форм поведения, подростковой преступностью, проституцией, бродяжничеством, социальным одиночеством, юным материнством, увеличение алкоголизации, наркотизации, токсической зависимости, значительная степень ограничения возможностей социальной интеграции.

В соответствии с целью и вышеуказанной гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Отобрать психодиагностические методики диагностики с целью выявления заболеваний среди обследуемых.

2. Выявить связь между организационными факторами и подростками.

2.1 Использованные методики

В исследовании были использованы:

Наблюдение из практики

Пациент 13 лет, находится на стационарном лечении в педиатрическом отделении с диагнозом острый гастрит.

Жалобы на боли в эпигастральной области,

В третьем пункте экспериментальной части - результаты исследования излагаются полученные данные. Их целесообразно представить в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, которые должны иметь нумерацию и точное название. К таблицам, диаграммам и т.д. должны быть текстовые пояснения. Надо указать, на что именно в представленной таблице обратить внимание. Дать подробную оценку, делать выводы пока не нужно, необходима лишь беспристрастная констатация полученных данных.

В четвертом пункте проводится обсуждение полученных данных. Начать его целесообразно с ответа на вопрос о подтверждении или неподтверждении гипотезы. Собственное обсуждение результатов может проводиться в двух направлениях. С одной стороны, оно состоит в сопоставлении полученных данных с результатами раннее проведенных исследований по данной теме, которые уже нашли отражение в первой, обзорной главе дипломной работы. Другая линия обсуждения результатов - это их объяснение (интерпретация).

Необходимо придерживаться определенной логики изложения материала: рассмотрим результаты, полученные с помощью методики…; они представлены в таблице 3…; как видно из таблицы 3, испытуемые… отличаются (характеризуются)…; таким образом, можно сделать вывод, что…».

В заключении приводятся результаты исследования. На основании научно-теоретического и экспериментально-практического изучения поставленной проблемы подчеркивается ее актуальность, отмечается степень выполнения цели и задач исследования, подтверждается или опровергается гипотеза, оценивается практическая значимость работы (вклад ее автора в решение проблемы). При необходимости, определяется круг вопросов, требующих более глубокой разработки, и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы. В заключении не допускается повторение содержания введения или основной части. Примерный объем заключения 5-7 страниц.

I этап - сестринское обследование

Выясняются объективные симптомы : цвет кожи, выражение глаз, полость рта, оценка массы тела, форма живота, боль при пальпации живота в эпигастральной области. Устанавливается связь болей в животе с приемом пищи.

II этап - сестринскоеопределение проблем пациента

Настоящая проблема - боль в эпигастральной области, снижение аппетита

Потенциальная проблема - язва желудка

Приоритетная проблема - боль в области эпигастрии

III этап - планирование сестринских вмешательств

Краткосрочные цели - уменьшить боль в течение дня

Долгосрочные цели - не допустить развитие осложнений

IV этап - реализация сестринских вмешательств

Зависимые вмешательства- выполнение назначения врача

Независимые вмешательства - провести беседу с пациентом об особенностях питания, о необходимости соблюдения диеты; контроль над аппетитом, сном; выявление жалоб; измерение АД, температуры тела, контроль физиологических отправлений.

V этап - оценка эффективности

Цель достигнута - боль в эпигастральной областиликвидирована.

Заключение

Состояние здоровья подростков в последнее десятилетие характеризуется:

Неуклонным ростом хронических болезней

Увеличением уровня психических расстройств

Значительными отклонениями в формировании репродуктивного здоровья

Ростом болезней, передаваемых половым путем

Учащением девиантных форм поведения, подростковой преступностью, проституцией, бродяжничеством, социальным одиночеством, юным материнством

Увеличением алкоголизации, наркотизации, токсической зависимости

Значительной степенью ограничения возможностей социальной интеграции

Разрешение этих проблем требует:

1. Оптимизации и ускорения процессов реформирования медицинского обслуживания подростков.

2. Межведомственного подхода (сотрудничество врачей, педагогов, медицинских психологов, социальных работников и др.).

3. Создания устойчивой системы управления здоровьем подростков, основанной на управлении факторами риска и использовании принципов гигиенического обучения и воспитания.

4. Привлечения образовательных и спортивно-оздоровительных учреждений к формированию здорового, социально эффективного жизненного стиля подростков.

5. Создания многоуровневой системы просвещения подростков в области здоровья.

На практической части данной дипломной работы на преддипломной практике будем проводить исследование над состоянием здоровья подростков, будет анализирована статистика группы здоровья подростков по городу Байконур.

Список использованных источников

1. Отрочество: исторический подход / Кле М. Психология подростка // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И.. -- М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -- С. 103--140.

2. Безух Ксения Евгеньевна Методическая разработка спецкурса для учащихся "Подросток и его здоровье"

3. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций.. -- Москва: Айрисс-пресс, 2005. -- 238 с.

4. Седьмой ежегодный демографический доклад НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ 1999

5. 17. www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/39/1003905/1003905A.htm

6. 1. window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=27758&p_page=4

7. Жданова Л. А., Салова М. Н., Рунова О. С. Нейро-соматический подход к реабилитации подростков с заболеваниями пищеварительного тракта//Вестн. Ивановской медицинской академии.-2009.-Т. 1

8. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. - СПб. : Специальная литература, 1996. -454 с.

9. Кучма В. Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: рук-во для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений. - М. : ГЕО-ТАР-Медиа, 2005. - 528 с.

10. Кушнир С. М., Антонова Л. К. Вегетативная дисфункция и вегатативная дистония. - Тверь, 2007. - 216 с.

11. Медико-социальные и демографические параметры службы охраны здоровья матери и ребенка: ин-форм. матер. Минздравсоцразвития РФ. - М., 2007. - 128 с.

12. Менделевич В. Д., Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. - 608

13. Белоусов А. С., Водолагин В. Д., Жаков В. П. Диагностика, дифференциальная диагностика и лечение болезней органов пищеварения / М.: «Медицина», 2002. А. А. Реан. Психология человека: от рождения до смерти. -- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. -- С. 319-396. -- 656 с.

14. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. - Санкт - Петербург: «Адис», 1994.

15. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста (теоретический, клинический и судебно-психиатрический аспекты). - Томск: Изд-во Том.ун-та, 1994.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Гипомоторный (гипокинетический, гипотонический) и гипермоторный (гиперкинетический, гипертонический) типы дискинезии желчевыводящих путей. Патогенез заболевания. Нарушение нейрогуморальной регуляции желчевыводящих путей. Течение дискинезий у детей.

    реферат , добавлен 01.03.2017

    Курсовая работа посвящена анализу особенностей подросткового возраста с точки зрения медицины. Психофизиологические особенности и состояние здоровья подростков. Проблемы здоровья подростков: статистика.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2003

    Проблемы пубертатного периода и психосоциального созревания. Модель здоровья подростка. Биологическое, психическое и социальное развитие подростков. Понятие о физиологической зрелости. Факты о репродуктивном здоровье и сексуальном поведении подростков.

    доклад , добавлен 01.10.2009

    Камнеобразование в желчном пузыре. Заболевания желчевыводящих путей. Общие факторы, приводящие к дискинезии желчевыводящих путей. Задачи лечебной физической культуры при болезнях печени и желчных путей. Факторы, влияющие на приток крови к печени.

    реферат , добавлен 15.12.2011

    Виды дискинезии желчевыводящих путей. Причины и факторы риска ее развития. Клинические и диспепсические проявления, основные симптомы заболевания, осложнения и последствия. Методы диагностики и лечения. Основные принципы сестринской помощи при ДЖВП.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2016

    Характеристика динамики состояния здоровья подростков в Российской Федерации за последние годы. Здоровье населения как своеобразное зеркало социально-экономического, экологического, демографического и санитарно-гигиенического благополучия страны.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2016

    Психофизиологические особенности и состояние здоровья подростков, проблемы здоровья подростков: статистика. Минздрав предупреждает…Распространение наркомании среди подростков. Признаки в поведении, указывающие на потребление наркотиков.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2004

    Причины и клинические симптомы воспалительных процессов при заболеваниях печени, желчного пузыря и желчевыводящих протоков. Принципы фитотерапии, классификация и характеристика растений. Лечение дискинезии желчевыводящих путей, хронического холецистита.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2016

    Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Гигиена труда и охрана здоровья работающих, лечебно-профилактических учреждений, детей и подростков. Закаливание детей и подростков.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2016

    Определение понятия репродуктивного здоровья; основы его сохранения. Особенности охраны здоровья матери и ребенка в Казахстане. Рассмотрение факторов, влияющих на возможность зачать, выносить и родить здорового ребенка. Проблемное поведение подростков.