Актуальные вопросы современного воспитания и образования. Воспитание детей в современном мире

Актуальные вопросы современного воспитания и образования. Воспитание детей в современном мире

Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания?

На наш вопрос ответили педагоги, директора школ и ученые

Воспитание, как известно, самая непостижимая часть педагогики. «ПС» по мере возможности старается знакомить вас с результатами научных изысканий в этой области, но пока ученые спорят о целях, результатах, субъектах и эффектах, в каждом российском классе воспитание так или иначе происходит ежеминутно. Причем самих классных руководителей довольно редко спрашивают о сути их работы. Поэтому спросить решили мы вместе с центром «Педагогический поиск».
Мы попросили учителей школ, сотрудничающих с газетой, преподавателей вузов, школьных управленцев назвать самые важные, на их взгляд, проблемы в области воспитания. А потом предложили ученым прокомментировать ту картину, которая,
как из мозаики, сложилась в результате опроса.
Сегодня, на границе двух учебных полугодий, когда принято подводить предварительные итоги, мы представляем эти материалы вам. Каждый, кого они заинтересуют, вольно или невольно займет позицию эксперта: систематизирует ответы в соответствии
со своим педагогическим и управленческим опытом, сделает выводы о состоянии нашего современного воспитания и о людях, профессионально занимающихся этим воспитанием. Читатель, которого увлекает подобная аналитическая работа, наверняка сначала познакомится с результатами опроса, чтобы составить собственное мнение.
И только потом соотнесет его с высказываниями приглашенных нами экспертов.
Можно сделать и наоборот: сначала с помощью ученых выбрать приемлемый фокус для рассмотрения, а потом уже знакомиться с ответами коллег. Надеемся, что читатели, выбравшие как первый, так и второй варианты, мысленно добавят к названным проблемам и свои ответы.
Результаты опроса можно использовать и как повод для проведения зимнего педсовета. В этом случае лучше, конечно, сначала провести подобный опрос среди педагогов школы (по желанию – анонимно), а газету до поры до времени припрятать, чтобы не было соблазна присоединиться к уже сформулированному мнению. При таком сценарии мнения ученых-экспертов прозвучат не вообще, а будут обращены к каждому учителю вашей школы. Впрочем, в роли аналитика тоже может выступить кто-нибудь из педагогов школы, использовав предложенный алгоритм систематизации проблем и предлагая свои варианты их разрешения.

Елена КУЦЕНКО

Учителя

Сотрудничество с родителями (школа не всегда привлекает родительскую общественность к решению проблем в организации воспитательного процесса, а иногда и родители не хотят участвовать в решении этих проблем).
Использование современных технологий, причем различных (чаще ведь по старинке, все «проводим мероприятие»).
Работа с подростками.

Надежда Зубарева

Проблемы взаимосвязи родителей и классных руководителей. Живое общение часто заменено отправкой электронных и почтовых сообщений. Не хотят родители идти в школу, а обсуждение проблем по телефону не всегда эффективно.
Бумажные и электронные отчеты отнимают массу времени, которое можно было бы отдать непосредственно работе с детьми.
Управление воспитательным процессом в школе должно быть более гибким. Требования к работе каждого классного руководителя не могут быть одинаковыми, как неодинаковы дети в разных классах. Что хорошо для одних – неприемлемо для других.

Светлана Кинельская

Взаимодействие классного руководителя и родителей (низкая родительская активность). Оснащение учебного процесса (ТСО, наглядности, компьютер и т.д). Питание в школьной столовой (многих не устраивает ассортимент блюд, предпочитают, например, булочки, чай. Но так как в столовой нет кассового аппарата, в розницу больше продавать не будут. И как будут заниматься ученики на голодный желудок, если у них бывает по семь уроков?).

Марина Гордина

Информатизация учебного и воспитального процесса. Развитие научно-технического творчества. Проблема «отцов и детей».

Елена Салитова

Формирование классного коллектива. Воспитание толерантности. Социализация ребенка в общество.

Татьяна Потапова

Влияние на воспитание киноиндустрии и масс-культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры.
Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу, и здесь идет борьба на выживание – кто сильнее – любыми способами. К сожалению, примеры черпаются из боевиков.
Снизились общий уровень культуры и кругозор учащихся, они мало читают, низкая мотивация к учебе (главный лозунг: сейчас все можно купить!). Но пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи. К сожалению, подростки не знают ничего ни про Холокост, ни про историю политических репрессий в СССР. Возможно, в этом причина ростков фашизма и русского шовинизма в России.

Евгения Колтановская

Низкая мотивация самих взрослых к самоизменению. Умение «слышать» подростков.

Алена Михеева

Установление единых требований к ребенку со стороны учителей и родителей. Проблемы родительского контроля за обучением ребенка.

Наталья Терехова

Воспитательные методики и технологии в условиях гуманизации школьного образования. Влияние уровня развития классного коллектива на формирование интересов, склонностей и способностей воспитанников. Гуманистическая воспитательная система школы как среда становления гармонично развитой личности.

Марина Вдовина

Снижение мотивации обучения. (Зачем учиться, если дальнейшее образование платное?!)
Заполнение кучи ненужных бумажек как классным руководителем, так и учителем. Дайте работать!!!
Слишком много полномочий стало у администрации, и все бесправнее становится учитель. Какую личность может воспитать учитель, который себя не может защитить? А теперь при новом финансировании учитель за всё отвечает рублем. Почему администрации школы позволили распределять надбавки к зарплате? И как это вообще должно происходить? Может, независимой комиссией?

Светлана Карпенко

Проблемы адаптации школьников, переходящих на следующую ступень обучения. «Забумаженность» работы администрации школы. Отсутствие желания учительства мыслить новыми, экономическими категориями, развивая при этом у себя и у детей психологию бедности.

Светлана Корнаухова

Образ воспитанного человека, транслируемый СМИ, далек от того, который представляют себе профессиональные педагоги.
Формы праздников и прочих мероприятий морально устарели и неинтересны детям.

Алиса Жилинская

Некоторые родители посылают детей работать или побираться вместо учебы. В перспективе нет работы, нет веры в будущее.
Как справиться с драками, матом, пивом, курением? Дети не берегут и не ценят то, что есть в школе, все пачкают и ломают.

Антонина Захарова

Родители бьют детей, они не союзники в воспитании. Нет ощущения гражданства, привычка отделять себя от государства, от семьи, автономизация личности – перекос в индивидуализм. Нет защиты от агрессивных СМИ.

Людмила Коломиец

Дети брошены: родители массово уезжают на заработки. Социальное расслоение в классах. Школа ставит задачи, далекие от интересов детей: старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы им – профилизацию и ЕГЭ.

Светлана Назарова

Директора

Мировоззренческая. Так называемый светский гуманизм продемонстрировал полную несостоятельность во всех странах мира, где он доминирует. Образование, основанное на академических предметах, не имеет выхода в воспитательный аспект.
Неопределенность конечного продукта воспитания.

Ощутимый недостаток квалифицированных кадров, способных профессионально учить и воспитывать. Загруженность родителей необходимостью зарабатывать деньги ведет к тому, что родители перестают заниматься образованием, интеллектуальным и культурным развитием ребенка, его нравственным воспитанием, перекладывая это полностью на плечи школы.
Сама структура школы не позволяет работать индивидуально, а без индивидуального подхода развивающие задачи решить невозможно. Такая работа может быть эффективной только при совместных усилиях семьи и школы.
Откат аппарата чиновников к временам диктаторского насаждения установок. Жесткая регламентация, попытки структурировать и ранжировать работу всех школ по единому образцу, понятному чиновникам. В основе – желание чиновников уберечь себя от любых возможных проблем. Например, именно поэтому все меньше педагогов ездят в поездки, ходят в походы, даже на экскурсии.

Николай Изюмов, заместитель директора ГОУ школа № 1199 «Лига Школ» г. Москва

Отсутствие интереса к воспитанию детей со стороны семьи. У младших подростков наблюдается повышенная контактная агрессивность: могут схватить одноклассника за волосы, начать бить. В школе мало активных форм воспитания (образовательных проектов, имитационных игр, различных встреч…), а воспитание как насаждение правильных норм поведения неэффективно.

Людмила Долгова, директор школы «Эврика-Развитие» г. Томск

Отсутствие идеологической базы (что мы воспитываем?). У семьи не сформирован запрос к школе на воспитание. Отсутствие кузницы кадров: на воспитателей нигде не учат.

Дмитрий Тюттерин, директор частной школы «Знак» г. Москва

Практически все школьные ситуации строятся таким образом, что у ребенка не возникает необходимости в самостоятельном принятии решения. Педагоги не очень хорошо представляют, что нужно современным подросткам и молодым людям.

Михаил Черемных, директор Гуманитарного лицея г. Ижевск

Несогласованность действий служб структур, которые должны заниматься ребенком. Каждое ведомство (школа, комиссия по делам несовершеннолетних, центр «Семья»…) отчитывается за определенный аспект.
Неумение педагогов глубоко понять личностные особенности ребенка, внутреннюю мотивацию его поступков. В этом могут помочь психологи, но не во всех школах существуют хорошие психологические службы.
Запущенность воспитания в семье. Школе трудно воспитывать ребенка, который не высыпается и недоедает.

Ольга Полякова, директор школы № 6 г. Сосновый Бор

Ученые

Взрослые вообще, учителя в особенности, часто путают назидание (поучение, наставление) и воспитание. Это не одно и то же. О воспитании обычно говорят тем больше, чем хуже решается главная задача школы – обучение. В действительности эффективность воспитания в школе зависит прежде всего от качества обучения.
Возможности школы как инструмента воспитания в действительности ограничены, и любая попытка увеличения удельного веса воспитательных функций школьного образования чревата ростом лицемерия и пустословия. А главная проблема – в управлении образованием, в запредельной степени формализма на всех уровнях.

Из-за бесконечных циркуляров, предписаний и другой бумажной рутины учитель не бывает в состоянии свободы, а свобода в воспитании превыше всего.
Назидательность: важно не учить ребенка жить, а создать ауру, атмосферу, которая соответствует прекрасным человеческим отношениям. Зачастую к детям относятся как к средству для достижения своих целей, тогда как каждый ребенок есть ценность нескончаемая.

Виталий Ремизов, руководитель Инновационного центра повышения квалификации «Школа Л.Н.Толстого» г. Москва

В школе нет детских организаций. Большинство школ устроено без учета сегодняшних реалий возраста. Нет хороших, идеальных форм, образов желательного будущего, на которые можно ориентировать в воспитании. Нет посредников – взрослых, через которых осуществляются связи со старшим поколением, с позитивным, социумом.

Борис Хасан, директор Института психологии и педагогики развития г. Красноярск

В школе ведется недостаточно целенаправленная работа по воспитанию инициативности, ответственности, гражданственности и патриотизма. Социум изменился, в школу пришли другие дети, а методы воспитания остались такими же, как 20 лет назад.
Отчуждение детей от школы. Школа не становится «домом» для ребенка, и воспитательная работа все больше выносится за стены школы. Сейчас даже вечера выпускные стараются проводить не в школах, а например, в Домах культуры.
Работа учителя оценивается только по результатам обучения, что задает определенную направленность деятельности педагога.
Вводим профильное обучение и сокращаем часы на основные предметы, которые формируют личность человека (литература, музыка...).

Роза Шерайзина, ректор Института непрерывного педагогического образования НовГУ им. Ярослава Мудрого

В последнее время много сделано для социальной маргинализации педагогов, для того, чтобы в школе оставались только героические люди. А их слой очень тонок. Многие педагоги чувствуют себя неудачниками, людьми, которые не могут занять достойное место в обществе.
Отчуждение детей и педагогов от школы, друг от друга. Воспитывать можно в той мере, в которой люди ориентированы друг на друга, слышат и принимают другого.

Галина Прозументова, заведующая кафедрой управления образования факультета психологии ТГУ

Мы благодарим всех, кто принял участие в опросе. К сожалению, в публикацию вошли не все ответы: мы убирали повторы
и реплики не по теме

Экспертное мнение

Сергей ПОЛЯКОВ, доктор педагогических наук, г. Ульяновск

Педагогические задачи реальные. И мнимые

По словам эксперта, сначала он «собирался последовательно отреагировать на все позиции, мнения, суждения, но потом
показалось, что, несмотря на разность слов, в ответах повторяются одни и те же подводные темы», которые и стали заголовками разделов этого комментария.

Мифология продолжается

Я по-прежнему убежден, что воспитание может быть хоть в каком-то смысле успешным, только если воспитатели и управленцы станут большими реалистами (об этом писал несколько лет назад в книге «Реалистическое воспитание»). Однако, судя по результатам опроса, наше желание строить в воспитании воздушные замки неизбывно.
Мы желаем, чтобы появилась единая идеология, чтобы среда была гармоничной, чтобы родители оказались активны, чтобы воссоздалась единая детская организация, чтобы в воспитании был какой-то конечный (!) продукт и, наконец, чтобы оказалась решенной проблема отцов и детей (!!!).
Увы или к счастью – точнее, ни то ни другое, – всего этого не будет в ближайшие десятилетия, а то и никогда.
Так что если мы хотим воспитывать, давайте думать о другом и тратить силы на другое.

Бег от проблемности

Однако чтобы решить, на что же стоит тратить наши силы, надо обнаружить проблемы. Проблемы – это то, в чем конкретно мы неуспешны и что в наших действиях ведет к такой неуспешности.
Увы, формулировки ответов-запросов, к сожалению, совершенно в другом, «жалобном», ключе.
«Дети не берегут и не ценят то, что есть в школе, все пачкают и ломают». Но что же мы, педагоги, делаем, что дети так реагируют на школьное бытие?
«Потеря интереса к учебе». Однако что в наших действиях помогает потере интереса к учебе?
«Снизился общий уровень культуры и кругозор учащихся». Мы помогаем или сопротивляемся этому снижению?
И так далее – список жалоб не исчерпан.
Наш бег от проблемности проявляется и в том, что, не успев осознать, понять проблему, мы спешим ставить задачи «формирования классного коллектива», «воспитания толерантности», «социализации в обществе» (кстати, что это такое?) и прочая, и прочая.
Почитав список жалоб, задач, изучив старые и новые воспитательные мифы, хочется присоединиться к лозунгу, который недавно пришлось услышать: «Меньше воспитания!»

Меньше воспитания

Вспомним тот удивительный, всем знакомый семейный пример, когда в семье никто сильно не озабочен воспитанием детей, а они вырастают хорошими и разумными.
Не так ли и в работе некоторых учителей, увлеченных больше своей замечательной наукой и видящих поэтому в школьниках не предмет воспитательных действий, а «сообщников» по научному и культурному деянию? Иногда от такого невоспитания и воспитательный результат ведь повыше, чем от упорной изматывающей воспитательной работы.
Я отношусь весьма скептически к воспитательной работе в вузе (может, потому, что в институте меня почему-то миновали воспитательные усилия преподавателей). Но недавно прочитал одно исследование, в котором утверждается, что воспитание студентов в университете не результат какой-то специальной работы, а следствие реализации в вузе в целом его воспитательной функции, то есть функции развития нравственно и проблемно-ориентированного специалиста.
Может быть, и в школе стоит больше говорить не о воспитании, а об осуществлении школой функции развития личности во всех школьных пространствах: во взаимоотношении педагогов и детей, в укладе и атмосфере школьной жизни, в имидже школьных педагогов…
И тогда воспитание окажется не столько специальным воздействием, сколько узнаванием, пониманием и жизнью.

Воспитание – это узнавание и понимание

Об этом говорили Василий Александрович Сухомлинский, Аркадий и Борис Стругацкие.
Помните, была такая журналистская игра: «Если бы директором был я…». Предлагаю для педагогов и управленцев от воспитания две игры на определение эффективности деятельности воспитателя.
Первая: подсчитать, сколько времени учитель разговаривает со своими учениками просто так, без специальной цели. Чем больше, тем лучше: ведь педагог–больший мастер нецеленаправленных разговоров имеет возможность больше узнать и понять другого человека.
Вторая игра: «Открой невидимку». Задание: выбрать среди своих воспитанников самого никакого, неясного, непонятного и попытаться понять только через наблюдение , что он такое и что им движет. Более успешные в таком задании – лучшие воспитатели.
Однако есть такие проблемы, от которых не отмахнешься.

Действительные проблемы

Они совсем не там, где их ищут, не в школе, а в социуме, в мире социализации детей. Социализации не в том смысле, как последнее время мелькает в школах, где она порою трактуется как подготовка к профессии и поведению будущих избирателей на выборах, а в широком социальном поле, о котором блестящая книжка А.В.Мудрика «Социализация человека».
Педагог, не прочитавший этой книги, вряд ли сумеет адекватно ориентироваться в социальном пространстве, в котором живут современные молодые люди. А не сориентировавшись, не сумеет увидеть действительные проблемы и поставить реалистичные задачи.
Оказывается, дело не в том, как влияют масс-культура, СМИ, боевики, «интернеты», социальное расслоение и прочие «страшилки» нового времени, а умеем ли мы формировать отношение ребят к этим реалиям – не негативное отношение, основанное на эмоциях, а интеллектуальное, аналитическое, позволяющее обнаруживать влияния на себя и учиться противостоять социальным манипуляциям.
Поднимите руку, только честно, кто в этом учебном году провел хотя бы одно воспитательное действие или один урок, на котором вы вместе с ребятами учились анализировать социальные влияния и вырабатывали отношение к ним.
Вот то-то и оно.
Но, может, для этого нужна новая теория воспитания?

Новая теория воспитания

Может, и так.
По крайней мере что-то такое проклевывается.
И.Д.Демакова говорит о пространстве детства , которое важно знать, понимать и чувствовать.
Д.В.Григорьев пропагандирует идею событий как истинного предмета работы воспитания (ценностно-наполненных ситуаций, создающих переживания и интеллектуальные порывы).
М.В.Шакурова утверждает, что соединение социального, культурного и воспитывающего происходит в сознании школьника как акт социокультурной идентичности , то есть в ответе школьника на вопросы «Кто Я? С кем Я? Где мой человеческий образец?» (и именно помощь в решении таких вопросов, по М.В.Шакуровой, – настоящая работа педагога).
И.Ю.Шустова показывает, что традиционные понятия коллектива и группы недостаточны для описания современной «среды совместного обитания» школьников. Она предлагает использовать существующее в психологии словосочетание событийная общность , в котором соединяется тема коллективности и тема событий.
Психолог М.Р.Битянова и педагог Б.В.Куприянов придают особое значение ролевым играм как методу, позволяющему погрузить подростков и старшеклассников в ценностные конфликты и подтолкнуть их к игровому, а потом и жизненному выбору личных, ценностно-окрашенных взглядов, позиций.
Самое замечательное, все эти исследователи не только авторы и пропагандисты новых идей, которые, может быть, когда-нибудь сложатся в новую теорию воспитания, но и практики, превращающие свои идеи в события совместного проживания с молодыми людьми напряженных «продвигающих» ситуаций.

Экспертное мнение

Борис КУПРИЯНОВ, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет

Трудности, которые могут стать ресурсом развития

Это экспертное мнение основано на так называемом ресурсном подходе, достаточно продуктивном для анализа деятельности классного руководителя. Cторонники этого подхода считают: практически все, что окружает классного руководителя, вполне может рассматриваться как ресурс для решения актуальных задач воспитания каждого школьника
и всего классного коллектива.

У сильного всегда бессильный виноват. А у бессильного?

Человек, считающий, что его жизнь – это исключительно его рук дело, называется интерналом. А экстернал уверен, что линия его судьбы прочерчена жизненными обстоятельствами, по большей части мало от него зависящими (из словаря).
При осмыслении результатов опроса учителей, выполняющих обязанности классных руководителей, легко повестись на провокацию экстернальностью – обвинить обстоятельства в трудностях собственной воспитательной работы.
И прежде всего, судя по анкетам, это касается отношения классного руководителя к взаимодействию воспитанников с социальной реальностью.
Классные руководители констатируют: «Нет ощущения гражданства, привычка отделять себя от государства...», «Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу...», «Нет защиты от агрессивных СМИ».
Но и в этой ситуации педагог может не только плыть по течению, но и проявить интернальный подход: взаимодействие с социальными реалиями – такой же ресурс, как, например, взаимоотношения с родителями. Справедливости ради заметим, что проблема не только в субъективном образе бессовестных СМИ в учительском сознании, но и в целом ряде объективных трудностей. И все же думается, что, как и в случае, например, с субкультурами, со СМИ надо работать, разрабатывать методику работы, а не просто «учитывать» их существование.
Рассмотрим линию взаимодействия классного руководителя с родителями . Если следовать экстернальной логике, родители предстают «недостаточно активными», «не хотят участвовать в решении проблем», «не хотят идти в школу», «перестают заниматься ребенком».
И совсем вопиющие факты родительского поведения: бросают или бьют детей, посылают их работать или побираться. Слова здесь излишни. Можно только надеяться, что таких родителей не очень много.
Есть ответы и в интернальной логике (берем ответственность на себя): «школа не всегда привлекает родителей», «живое общение часто заменено отправкой электронных сообщений». В ответственной логике классные руководители констатируют недостаточную «эффективность поиска диалога с родителями», необходимость «установления единых требований к ребенку со стороны учителей и родителей».
Особое место в деятельности классного руководителя занимает взаимодействие классный руководитель – ученики . Здесь не так просто интерпретировать ситуацию. С одной стороны, следует признать неблагоприятные изменения в поколении современных школьников. Мало кто будет спорить с тем, что «снизился общий уровень культуры и кругозор». Тревожнее звучит такое замечание: «У младших подростков наблюдается повышенная контактная агрессивность: могут схватить одноклассника за волосы, начать бить».
Однако встречаются и интернальные высказывания: «...пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи».
Оценка отношений классного руководителя со школьной реальностью также грешит экстернальностью. Например, возмущает плохая работа столовой. Отрицательно классные руководители воспринимают недостатки в сфере организации школьного самоуправления, отсутствие общественных детско-подростковых организаций. Педагоги критичны к ориентирам образовательной политики: «Старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы им – профилизацию и ЕГЭ».
В то же время возникает вопрос: а может, удовлетворение потребностей в дружбе и общении подросткам можно обеспечить на уровне класса, не пеняя на государство, школу?

Пеняем на отражение, на зеркало и на…

Весьма показательно, что классные руководители отдают себе отчет в собственных проблемах : «отсутствие желания учительства мыслить новыми, экономическими категориями, развивая при этом у себя и у детей психологию бедности», «низкая мотивация к самоизменению», неумение слышать подростков.
На технологическом уровне тоже немало трудностей: «использование современных технологий, причем различных…». Учителя признают, что мероприятия проводятся по старинке, в то же время «влияние массовой культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры». Школьные воспитатели отмечают, что сложность вызывают задачи повседневного регулирования поведения школьников: «Как справиться с драками, матом, пивом, курением?» Весьма тревожно звучит такая фраза, касающаяся самоотношения школьного воспитателя: «В перспективе нет работы, нет веры в будущее».
Очень показателен тезис о трудностях, вызванных «воспитательными методиками и технологиями в условиях гуманизации школьного образования». Это очевидное проявление мифологизации педагогической деятельности. Слово «гуманизация» звучит повсюду. Руководители требуют хотя бы о ней говорить, а еще лучше – демонстрировать. Но в ситуации симулякра это практически невозможно. Можно научиться называть тенденции трендами, но показать то, чего не существует, учителю, оставшемуся один на один с проблемой проектирования и строительства потемкинских деревень, чрезвычайно сложно.
Еще один миф современной школьной реальности связан с психологической панацеей: «Вопрос очень серьезный, только психолог способен его разрешить… Все останавливаемся, садимся и начинаем ждать психолога в голубом вертолете…» Не буду спорить, существуют случаи, когда требуется помощь профессионального психолога, однако было время, когда про психологов никто и не слыхивал, а по-житейски психологические проблемы решали. Когда думали и брали на себя ответственность, чаще разрешали сложные коллизии.
Еще одна актуальная тема, которую хотелось бы поддержать, – взаимодействие классного руководителя с руководством в сфере нормирования деятельности . Криком о помощи звучат реплики: «Заполнение кучи ненужных бумажек как классным руководителем, так и учителем. Дайте работать!!!», «Забумаженность работы…», «Бумажные и электронные отчеты отнимают массу времени, которое можно было бы отдать непосредственно работе с детьми». Имеются конструктивные предложения: «Требования к работе каждого классного руководителя не могут быть одинаковыми, так как неодинаковы дети в разных классах». Педагоги сетуют также на «отсутствие в школе взаимодействия методического объединения классных руководителей, психолога, социального педагога, завуча». Администраторы также отмечают: «Несогласованность действий служб и структур, которые должны заниматься воспитанием ребенка...» Думаю, что из уст рядовых воспитателей с некоторыми оговорками сетования на недостаточную координацию можно принять. Хотя убежден, что именно в координации и состоит задача классного руководителя, а его деятельность представляет собой управление ресурсами школы и окружающей среды для реализации задач воспитания учеников. Что же касается недовольства администраторов несогласованностью, то кто еще может решать задачу по координации?
Весьма тревожной можно назвать другую тенденцию – «Откат аппарата чиновников к временам диктата и жесткой регламентации...».
Учителя серьезно переживают ситуацию взаимоотношений со школьной администрацией: «Слишком много полномочий стало у администрации, и все бесправнее становится учитель. Какую личность может воспитать учитель, который себя не может защитить!»

Без образов будущего?

Весьма любопытно позвучали мнения директоров школ, демонстрирующие сложности целеполагания школьного воспитания : «Так называемый светский гуманизм продемонстрировал полную несостоятельность во всех странах мира, где он доминирует», «Отсутствие идеологической базы (что мы воспитываем?)», «У семьи не сформирован запрос к школе на воспитание», «Образование, основанное на академических предметах, не имеет выхода в воспитательный аспект», «Вводим профильное обучение и сокращаем часы на основные предметы, которые формируют личность человека (литература, музыка...)», «Неопределенность конечного продукта воспитания».
Еще одна тема, тревожащая администраторов, – это кадровое обеспечение воспитания и обучения. Тревожность ощущаешь особенно в размышлениях о том, что в школе может работать человек и без педагогического образования. Может, я и не прав, но сомневаюсь!
Весьма красноречиво и мнение Б.И.Хасана об отсутствии «образов желательного будущего, на которые можно ориентировать в воспитании. Нет посредников – взрослых, через которых осуществляются связи со старшим поколением, с позитивным социумом».
Вообще ситуация отражается поразительная: воспитание никто толком не заказывает; в идейном плане совершенно непонятно, на что ориентироваться; содержание образования в данном аспекте также не инструмент; профессионалов-воспитателей нет... Может быть, действительно ну его, это воспитание: не можем воспитывать, чего переживать… И только подобное утрирование позволяет увидеть, что на самом деле не так уж все плохо.

Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания?

На наш вопрос ответили педагоги, директора школ и ученые

Воспитание, как известно, самая непостижимая часть педагогики. «ПС» по мере возможности старается знакомить вас с результатами научных изысканий в этой области, но пока ученые спорят о целях, результатах, субъектах и эффектах, в каждом российском классе воспитание так или иначе происходит ежеминутно. Причем самих классных руководителей довольно редко спрашивают о сути их работы. Поэтому спросить решили мы вместе с центром «Педагогический поиск».
Мы попросили учителей школ, сотрудничающих с газетой, преподавателей вузов, школьных управленцев назвать самые важные, на их взгляд, проблемы в области воспитания. А потом предложили ученым прокомментировать ту картину, которая,
как из мозаики, сложилась в результате опроса.
Сегодня, на границе двух учебных полугодий, когда принято подводить предварительные итоги, мы представляем эти материалы вам. Каждый, кого они заинтересуют, вольно или невольно займет позицию эксперта: систематизирует ответы в соответствии
со своим педагогическим и управленческим опытом, сделает выводы о состоянии нашего современного воспитания и о людях, профессионально занимающихся этим воспитанием. Читатель, которого увлекает подобная аналитическая работа, наверняка сначала познакомится с результатами опроса, чтобы составить собственное мнение.
И только потом соотнесет его с высказываниями приглашенных нами экспертов.
Можно сделать и наоборот: сначала с помощью ученых выбрать приемлемый фокус для рассмотрения, а потом уже знакомиться с ответами коллег. Надеемся, что читатели, выбравшие как первый, так и второй варианты, мысленно добавят к названным проблемам и свои ответы.
Результаты опроса можно использовать и как повод для проведения зимнего педсовета. В этом случае лучше, конечно, сначала провести подобный опрос среди педагогов школы (по желанию – анонимно), а газету до поры до времени припрятать, чтобы не было соблазна присоединиться к уже сформулированному мнению. При таком сценарии мнения ученых-экспертов прозвучат не вообще, а будут обращены к каждому учителю вашей школы. Впрочем, в роли аналитика тоже может выступить кто-нибудь из педагогов школы, использовав предложенный алгоритм систематизации проблем и предлагая свои варианты их разрешения.

Елена КУЦЕНКО

Учителя

Сотрудничество с родителями (школа не всегда привлекает родительскую общественность к решению проблем в организации воспитательного процесса, а иногда и родители не хотят участвовать в решении этих проблем).
Использование современных технологий, причем различных (чаще ведь по старинке, все «проводим мероприятие»).
Работа с подростками.

Надежда Зубарева

Проблемы взаимосвязи родителей и классных руководителей. Живое общение часто заменено отправкой электронных и почтовых сообщений. Не хотят родители идти в школу, а обсуждение проблем по телефону не всегда эффективно.
Бумажные и электронные отчеты отнимают массу времени, которое можно было бы отдать непосредственно работе с детьми.
Управление воспитательным процессом в школе должно быть более гибким. Требования к работе каждого классного руководителя не могут быть одинаковыми, как неодинаковы дети в разных классах. Что хорошо для одних – неприемлемо для других.

Светлана Кинельская

Взаимодействие классного руководителя и родителей (низкая родительская активность). Оснащение учебного процесса (ТСО, наглядности, компьютер и т.д). Питание в школьной столовой (многих не устраивает ассортимент блюд, предпочитают, например, булочки, чай. Но так как в столовой нет кассового аппарата, в розницу больше продавать не будут. И как будут заниматься ученики на голодный желудок, если у них бывает по семь уроков?).

Марина Гордина

Информатизация учебного и воспитального процесса. Развитие научно-технического творчества. Проблема «отцов и детей».

Елена Салитова

Формирование классного коллектива. Воспитание толерантности. Социализация ребенка в общество.

Татьяна Потапова

Влияние на воспитание киноиндустрии и масс-культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры.
Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу, и здесь идет борьба на выживание – кто сильнее – любыми способами. К сожалению, примеры черпаются из боевиков.
Снизились общий уровень культуры и кругозор учащихся, они мало читают, низкая мотивация к учебе (главный лозунг: сейчас все можно купить!). Но пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи. К сожалению, подростки не знают ничего ни про Холокост, ни про историю политических репрессий в СССР. Возможно, в этом причина ростков фашизма и русского шовинизма в России.

Евгения Колтановская

Низкая мотивация самих взрослых к самоизменению. Умение «слышать» подростков.

Алена Михеева

Установление единых требований к ребенку со стороны учителей и родителей. Проблемы родительского контроля за обучением ребенка.

Наталья Терехова

Воспитательные методики и технологии в условиях гуманизации школьного образования. Влияние уровня развития классного коллектива на формирование интересов, склонностей и способностей воспитанников. Гуманистическая воспитательная система школы как среда становления гармонично развитой личности.

Марина Вдовина

Снижение мотивации обучения. (Зачем учиться, если дальнейшее образование платное?!)
Заполнение кучи ненужных бумажек как классным руководителем, так и учителем. Дайте работать!!!
Слишком много полномочий стало у администрации, и все бесправнее становится учитель. Какую личность может воспитать учитель, который себя не может защитить? А теперь при новом финансировании учитель за всё отвечает рублем. Почему администрации школы позволили распределять надбавки к зарплате? И как это вообще должно происходить? Может, независимой комиссией?

Светлана Карпенко

Проблемы адаптации школьников, переходящих на следующую ступень обучения. «Забумаженность» работы администрации школы. Отсутствие желания учительства мыслить новыми, экономическими категориями, развивая при этом у себя и у детей психологию бедности.

Светлана Корнаухова

Образ воспитанного человека, транслируемый СМИ, далек от того, который представляют себе профессиональные педагоги.
Формы праздников и прочих мероприятий морально устарели и неинтересны детям.

Алиса Жилинская

Некоторые родители посылают детей работать или побираться вместо учебы. В перспективе нет работы, нет веры в будущее.
Как справиться с драками, матом, пивом, курением? Дети не берегут и не ценят то, что есть в школе, все пачкают и ломают.

Антонина Захарова

Родители бьют детей, они не союзники в воспитании. Нет ощущения гражданства, привычка отделять себя от государства, от семьи, автономизация личности – перекос в индивидуализм. Нет защиты от агрессивных СМИ.

Людмила Коломиец

Дети брошены: родители массово уезжают на заработки. Социальное расслоение в классах. Школа ставит задачи, далекие от интересов детей: старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы им – профилизацию и ЕГЭ.

Светлана Назарова

Директора

Мировоззренческая. Так называемый светский гуманизм продемонстрировал полную несостоятельность во всех странах мира, где он доминирует. Образование, основанное на академических предметах, не имеет выхода в воспитательный аспект.
Неопределенность конечного продукта воспитания.

Ощутимый недостаток квалифицированных кадров, способных профессионально учить и воспитывать. Загруженность родителей необходимостью зарабатывать деньги ведет к тому, что родители перестают заниматься образованием, интеллектуальным и культурным развитием ребенка, его нравственным воспитанием, перекладывая это полностью на плечи школы.
Сама структура школы не позволяет работать индивидуально, а без индивидуального подхода развивающие задачи решить невозможно. Такая работа может быть эффективной только при совместных усилиях семьи и школы.
Откат аппарата чиновников к временам диктаторского насаждения установок. Жесткая регламентация, попытки структурировать и ранжировать работу всех школ по единому образцу, понятному чиновникам. В основе – желание чиновников уберечь себя от любых возможных проблем. Например, именно поэтому все меньше педагогов ездят в поездки, ходят в походы, даже на экскурсии.

Николай Изюмов, заместитель директора ГОУ школа № 1199 «Лига Школ» г. Москва

Отсутствие интереса к воспитанию детей со стороны семьи. У младших подростков наблюдается повышенная контактная агрессивность: могут схватить одноклассника за волосы, начать бить. В школе мало активных форм воспитания (образовательных проектов, имитационных игр, различных встреч…), а воспитание как насаждение правильных норм поведения неэффективно.

Людмила Долгова, директор школы «Эврика-Развитие» г. Томск

Отсутствие идеологической базы (что мы воспитываем?). У семьи не сформирован запрос к школе на воспитание. Отсутствие кузницы кадров: на воспитателей нигде не учат.

Дмитрий Тюттерин, директор частной школы «Знак» г. Москва

Практически все школьные ситуации строятся таким образом, что у ребенка не возникает необходимости в самостоятельном принятии решения. Педагоги не очень хорошо представляют, что нужно современным подросткам и молодым людям.

Михаил Черемных, директор Гуманитарного лицея г. Ижевск

Несогласованность действий служб структур, которые должны заниматься ребенком. Каждое ведомство (школа, комиссия по делам несовершеннолетних, центр «Семья»…) отчитывается за определенный аспект.
Неумение педагогов глубоко понять личностные особенности ребенка, внутреннюю мотивацию его поступков. В этом могут помочь психологи, но не во всех школах существуют хорошие психологические службы.
Запущенность воспитания в семье. Школе трудно воспитывать ребенка, который не высыпается и недоедает.

Ольга Полякова, директор школы № 6 г. Сосновый Бор

Ученые

Взрослые вообще, учителя в особенности, часто путают назидание (поучение, наставление) и воспитание. Это не одно и то же. О воспитании обычно говорят тем больше, чем хуже решается главная задача школы – обучение. В действительности эффективность воспитания в школе зависит прежде всего от качества обучения.
Возможности школы как инструмента воспитания в действительности ограничены, и любая попытка увеличения удельного веса воспитательных функций школьного образования чревата ростом лицемерия и пустословия. А главная проблема – в управлении образованием, в запредельной степени формализма на всех уровнях.

Из-за бесконечных циркуляров, предписаний и другой бумажной рутины учитель не бывает в состоянии свободы, а свобода в воспитании превыше всего.
Назидательность: важно не учить ребенка жить, а создать ауру, атмосферу, которая соответствует прекрасным человеческим отношениям. Зачастую к детям относятся как к средству для достижения своих целей, тогда как каждый ребенок есть ценность нескончаемая.

Виталий Ремизов, руководитель Инновационного центра повышения квалификации «Школа Л.Н.Толстого» г. Москва

В школе нет детских организаций. Большинство школ устроено без учета сегодняшних реалий возраста. Нет хороших, идеальных форм, образов желательного будущего, на которые можно ориентировать в воспитании. Нет посредников – взрослых, через которых осуществляются связи со старшим поколением, с позитивным, социумом.

Борис Хасан, директор Института психологии и педагогики развития г. Красноярск

В школе ведется недостаточно целенаправленная работа по воспитанию инициативности, ответственности, гражданственности и патриотизма. Социум изменился, в школу пришли другие дети, а методы воспитания остались такими же, как 20 лет назад.
Отчуждение детей от школы. Школа не становится «домом» для ребенка, и воспитательная работа все больше выносится за стены школы. Сейчас даже вечера выпускные стараются проводить не в школах, а например, в Домах культуры.
Работа учителя оценивается только по результатам обучения, что задает определенную направленность деятельности педагога.
Вводим профильное обучение и сокращаем часы на основные предметы, которые формируют личность человека (литература, музыка...).

Роза Шерайзина, ректор Института непрерывного педагогического образования НовГУ им. Ярослава Мудрого

В последнее время много сделано для социальной маргинализации педагогов, для того, чтобы в школе оставались только героические люди. А их слой очень тонок. Многие педагоги чувствуют себя неудачниками, людьми, которые не могут занять достойное место в обществе.
Отчуждение детей и педагогов от школы, друг от друга. Воспитывать можно в той мере, в которой люди ориентированы друг на друга, слышат и принимают другого.

Галина Прозументова, заведующая кафедрой управления образования факультета психологии ТГУ

Мы благодарим всех, кто принял участие в опросе. К сожалению, в публикацию вошли не все ответы: мы убирали повторы
и реплики не по теме

Экспертное мнение

Сергей ПОЛЯКОВ, доктор педагогических наук, г. Ульяновск

Педагогические задачи реальные. И мнимые

По словам эксперта, сначала он «собирался последовательно отреагировать на все позиции, мнения, суждения, но потом
показалось, что, несмотря на разность слов, в ответах повторяются одни и те же подводные темы», которые и стали заголовками разделов этого комментария.

Мифология продолжается

Я по-прежнему убежден, что воспитание может быть хоть в каком-то смысле успешным, только если воспитатели и управленцы станут большими реалистами (об этом писал несколько лет назад в книге «Реалистическое воспитание»). Однако, судя по результатам опроса, наше желание строить в воспитании воздушные замки неизбывно.
Мы желаем, чтобы появилась единая идеология, чтобы среда была гармоничной, чтобы родители оказались активны, чтобы воссоздалась единая детская организация, чтобы в воспитании был какой-то конечный (!) продукт и, наконец, чтобы оказалась решенной проблема отцов и детей (!!!).
Увы или к счастью – точнее, ни то ни другое, – всего этого не будет в ближайшие десятилетия, а то и никогда.
Так что если мы хотим воспитывать, давайте думать о другом и тратить силы на другое.

Бег от проблемности

Однако чтобы решить, на что же стоит тратить наши силы, надо обнаружить проблемы. Проблемы – это то, в чем конкретно мы неуспешны и что в наших действиях ведет к такой неуспешности.
Увы, формулировки ответов-запросов, к сожалению, совершенно в другом, «жалобном», ключе.
«Дети не берегут и не ценят то, что есть в школе, все пачкают и ломают». Но что же мы, педагоги, делаем, что дети так реагируют на школьное бытие?
«Потеря интереса к учебе». Однако что в наших действиях помогает потере интереса к учебе?
«Снизился общий уровень культуры и кругозор учащихся». Мы помогаем или сопротивляемся этому снижению?
И так далее – список жалоб не исчерпан.
Наш бег от проблемности проявляется и в том, что, не успев осознать, понять проблему, мы спешим ставить задачи «формирования классного коллектива», «воспитания толерантности», «социализации в обществе» (кстати, что это такое?) и прочая, и прочая.
Почитав список жалоб, задач, изучив старые и новые воспитательные мифы, хочется присоединиться к лозунгу, который недавно пришлось услышать: «Меньше воспитания!»

Меньше воспитания

Вспомним тот удивительный, всем знакомый семейный пример, когда в семье никто сильно не озабочен воспитанием детей, а они вырастают хорошими и разумными.
Не так ли и в работе некоторых учителей, увлеченных больше своей замечательной наукой и видящих поэтому в школьниках не предмет воспитательных действий, а «сообщников» по научному и культурному деянию? Иногда от такого невоспитания и воспитательный результат ведь повыше, чем от упорной изматывающей воспитательной работы.
Я отношусь весьма скептически к воспитательной работе в вузе (может, потому, что в институте меня почему-то миновали воспитательные усилия преподавателей). Но недавно прочитал одно исследование, в котором утверждается, что воспитание студентов в университете не результат какой-то специальной работы, а следствие реализации в вузе в целом его воспитательной функции, то есть функции развития нравственно и проблемно-ориентированного специалиста.
Может быть, и в школе стоит больше говорить не о воспитании, а об осуществлении школой функции развития личности во всех школьных пространствах: во взаимоотношении педагогов и детей, в укладе и атмосфере школьной жизни, в имидже школьных педагогов…
И тогда воспитание окажется не столько специальным воздействием, сколько узнаванием, пониманием и жизнью.

Воспитание – это узнавание и понимание

Об этом говорили Василий Александрович Сухомлинский, Аркадий и Борис Стругацкие.
Помните, была такая журналистская игра: «Если бы директором был я…». Предлагаю для педагогов и управленцев от воспитания две игры на определение эффективности деятельности воспитателя.
Первая: подсчитать, сколько времени учитель разговаривает со своими учениками просто так, без специальной цели. Чем больше, тем лучше: ведь педагог–больший мастер нецеленаправленных разговоров имеет возможность больше узнать и понять другого человека.
Вторая игра: «Открой невидимку». Задание: выбрать среди своих воспитанников самого никакого, неясного, непонятного и попытаться понять только через наблюдение , что он такое и что им движет. Более успешные в таком задании – лучшие воспитатели.
Однако есть такие проблемы, от которых не отмахнешься.

Действительные проблемы

Они совсем не там, где их ищут, не в школе, а в социуме, в мире социализации детей. Социализации не в том смысле, как последнее время мелькает в школах, где она порою трактуется как подготовка к профессии и поведению будущих избирателей на выборах, а в широком социальном поле, о котором блестящая книжка А.В.Мудрика «Социализация человека».
Педагог, не прочитавший этой книги, вряд ли сумеет адекватно ориентироваться в социальном пространстве, в котором живут современные молодые люди. А не сориентировавшись, не сумеет увидеть действительные проблемы и поставить реалистичные задачи.
Оказывается, дело не в том, как влияют масс-культура, СМИ, боевики, «интернеты», социальное расслоение и прочие «страшилки» нового времени, а умеем ли мы формировать отношение ребят к этим реалиям – не негативное отношение, основанное на эмоциях, а интеллектуальное, аналитическое, позволяющее обнаруживать влияния на себя и учиться противостоять социальным манипуляциям.
Поднимите руку, только честно, кто в этом учебном году провел хотя бы одно воспитательное действие или один урок, на котором вы вместе с ребятами учились анализировать социальные влияния и вырабатывали отношение к ним.
Вот то-то и оно.
Но, может, для этого нужна новая теория воспитания?

Новая теория воспитания

Может, и так.
По крайней мере что-то такое проклевывается.
И.Д.Демакова говорит о пространстве детства , которое важно знать, понимать и чувствовать.
Д.В.Григорьев пропагандирует идею событий как истинного предмета работы воспитания (ценностно-наполненных ситуаций, создающих переживания и интеллектуальные порывы).
М.В.Шакурова утверждает, что соединение социального, культурного и воспитывающего происходит в сознании школьника как акт социокультурной идентичности , то есть в ответе школьника на вопросы «Кто Я? С кем Я? Где мой человеческий образец?» (и именно помощь в решении таких вопросов, по М.В.Шакуровой, – настоящая работа педагога).
И.Ю.Шустова показывает, что традиционные понятия коллектива и группы недостаточны для описания современной «среды совместного обитания» школьников. Она предлагает использовать существующее в психологии словосочетание событийная общность , в котором соединяется тема коллективности и тема событий.
Психолог М.Р.Битянова и педагог Б.В.Куприянов придают особое значение ролевым играм как методу, позволяющему погрузить подростков и старшеклассников в ценностные конфликты и подтолкнуть их к игровому, а потом и жизненному выбору личных, ценностно-окрашенных взглядов, позиций.
Самое замечательное, все эти исследователи не только авторы и пропагандисты новых идей, которые, может быть, когда-нибудь сложатся в новую теорию воспитания, но и практики, превращающие свои идеи в события совместного проживания с молодыми людьми напряженных «продвигающих» ситуаций.

Экспертное мнение

Борис КУПРИЯНОВ, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет

Трудности, которые могут стать ресурсом развития

Это экспертное мнение основано на так называемом ресурсном подходе, достаточно продуктивном для анализа деятельности классного руководителя. Cторонники этого подхода считают: практически все, что окружает классного руководителя, вполне может рассматриваться как ресурс для решения актуальных задач воспитания каждого школьника
и всего классного коллектива.

У сильного всегда бессильный виноват. А у бессильного?

Человек, считающий, что его жизнь – это исключительно его рук дело, называется интерналом. А экстернал уверен, что линия его судьбы прочерчена жизненными обстоятельствами, по большей части мало от него зависящими (из словаря).
При осмыслении результатов опроса учителей, выполняющих обязанности классных руководителей, легко повестись на провокацию экстернальностью – обвинить обстоятельства в трудностях собственной воспитательной работы.
И прежде всего, судя по анкетам, это касается отношения классного руководителя к взаимодействию воспитанников с социальной реальностью.
Классные руководители констатируют: «Нет ощущения гражданства, привычка отделять себя от государства...», «Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу...», «Нет защиты от агрессивных СМИ».
Но и в этой ситуации педагог может не только плыть по течению, но и проявить интернальный подход: взаимодействие с социальными реалиями – такой же ресурс, как, например, взаимоотношения с родителями. Справедливости ради заметим, что проблема не только в субъективном образе бессовестных СМИ в учительском сознании, но и в целом ряде объективных трудностей. И все же думается, что, как и в случае, например, с субкультурами, со СМИ надо работать, разрабатывать методику работы, а не просто «учитывать» их существование.
Рассмотрим линию взаимодействия классного руководителя с родителями . Если следовать экстернальной логике, родители предстают «недостаточно активными», «не хотят участвовать в решении проблем», «не хотят идти в школу», «перестают заниматься ребенком».
И совсем вопиющие факты родительского поведения: бросают или бьют детей, посылают их работать или побираться. Слова здесь излишни. Можно только надеяться, что таких родителей не очень много.
Есть ответы и в интернальной логике (берем ответственность на себя): «школа не всегда привлекает родителей», «живое общение часто заменено отправкой электронных сообщений». В ответственной логике классные руководители констатируют недостаточную «эффективность поиска диалога с родителями», необходимость «установления единых требований к ребенку со стороны учителей и родителей».
Особое место в деятельности классного руководителя занимает взаимодействие классный руководитель – ученики . Здесь не так просто интерпретировать ситуацию. С одной стороны, следует признать неблагоприятные изменения в поколении современных школьников. Мало кто будет спорить с тем, что «снизился общий уровень культуры и кругозор». Тревожнее звучит такое замечание: «У младших подростков наблюдается повышенная контактная агрессивность: могут схватить одноклассника за волосы, начать бить».
Однако встречаются и интернальные высказывания: «...пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи».
Оценка отношений классного руководителя со школьной реальностью также грешит экстернальностью. Например, возмущает плохая работа столовой. Отрицательно классные руководители воспринимают недостатки в сфере организации школьного самоуправления, отсутствие общественных детско-подростковых организаций. Педагоги критичны к ориентирам образовательной политики: «Старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы им – профилизацию и ЕГЭ».
В то же время возникает вопрос: а может, удовлетворение потребностей в дружбе и общении подросткам можно обеспечить на уровне класса, не пеняя на государство, школу?

Пеняем на отражение, на зеркало и на…

Весьма показательно, что классные руководители отдают себе отчет в собственных проблемах : «отсутствие желания учительства мыслить новыми, экономическими категориями, развивая при этом у себя и у детей психологию бедности», «низкая мотивация к самоизменению», неумение слышать подростков.
На технологическом уровне тоже немало трудностей: «использование современных технологий, причем различных…». Учителя признают, что мероприятия проводятся по старинке, в то же время «влияние массовой культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры». Школьные воспитатели отмечают, что сложность вызывают задачи повседневного регулирования поведения школьников: «Как справиться с драками, матом, пивом, курением?» Весьма тревожно звучит такая фраза, касающаяся самоотношения школьного воспитателя: «В перспективе нет работы, нет веры в будущее».
Очень показателен тезис о трудностях, вызванных «воспитательными методиками и технологиями в условиях гуманизации школьного образования». Это очевидное проявление мифологизации педагогической деятельности. Слово «гуманизация» звучит повсюду. Руководители требуют хотя бы о ней говорить, а еще лучше – демонстрировать. Но в ситуации симулякра это практически невозможно. Можно научиться называть тенденции трендами, но показать то, чего не существует, учителю, оставшемуся один на один с проблемой проектирования и строительства потемкинских деревень, чрезвычайно сложно.
Еще один миф современной школьной реальности связан с психологической панацеей: «Вопрос очень серьезный, только психолог способен его разрешить… Все останавливаемся, садимся и начинаем ждать психолога в голубом вертолете…» Не буду спорить, существуют случаи, когда требуется помощь профессионального психолога, однако было время, когда про психологов никто и не слыхивал, а по-житейски психологические проблемы решали. Когда думали и брали на себя ответственность, чаще разрешали сложные коллизии.
Еще одна актуальная тема, которую хотелось бы поддержать, – взаимодействие классного руководителя с руководством в сфере нормирования деятельности . Криком о помощи звучат реплики: «Заполнение кучи ненужных бумажек как классным руководителем, так и учителем. Дайте работать!!!», «Забумаженность работы…», «Бумажные и электронные отчеты отнимают массу времени, которое можно было бы отдать непосредственно работе с детьми». Имеются конструктивные предложения: «Требования к работе каждого классного руководителя не могут быть одинаковыми, так как неодинаковы дети в разных классах». Педагоги сетуют также на «отсутствие в школе взаимодействия методического объединения классных руководителей, психолога, социального педагога, завуча». Администраторы также отмечают: «Несогласованность действий служб и структур, которые должны заниматься воспитанием ребенка...» Думаю, что из уст рядовых воспитателей с некоторыми оговорками сетования на недостаточную координацию можно принять. Хотя убежден, что именно в координации и состоит задача классного руководителя, а его деятельность представляет собой управление ресурсами школы и окружающей среды для реализации задач воспитания учеников. Что же касается недовольства администраторов несогласованностью, то кто еще может решать задачу по координации?
Весьма тревожной можно назвать другую тенденцию – «Откат аппарата чиновников к временам диктата и жесткой регламентации...».
Учителя серьезно переживают ситуацию взаимоотношений со школьной администрацией: «Слишком много полномочий стало у администрации, и все бесправнее становится учитель. Какую личность может воспитать учитель, который себя не может защитить!»

Без образов будущего?

Весьма любопытно позвучали мнения директоров школ, демонстрирующие сложности целеполагания школьного воспитания : «Так называемый светский гуманизм продемонстрировал полную несостоятельность во всех странах мира, где он доминирует», «Отсутствие идеологической базы (что мы воспитываем?)», «У семьи не сформирован запрос к школе на воспитание», «Образование, основанное на академических предметах, не имеет выхода в воспитательный аспект», «Вводим профильное обучение и сокращаем часы на основные предметы, которые формируют личность человека (литература, музыка...)», «Неопределенность конечного продукта воспитания».
Еще одна тема, тревожащая администраторов, – это кадровое обеспечение воспитания и обучения. Тревожность ощущаешь особенно в размышлениях о том, что в школе может работать человек и без педагогического образования. Может, я и не прав, но сомневаюсь!
Весьма красноречиво и мнение Б.И.Хасана об отсутствии «образов желательного будущего, на которые можно ориентировать в воспитании. Нет посредников – взрослых, через которых осуществляются связи со старшим поколением, с позитивным социумом».
Вообще ситуация отражается поразительная: воспитание никто толком не заказывает; в идейном плане совершенно непонятно, на что ориентироваться; содержание образования в данном аспекте также не инструмент; профессионалов-воспитателей нет... Может быть, действительно ну его, это воспитание: не можем воспитывать, чего переживать… И только подобное утрирование позволяет увидеть, что на самом деле не так уж все плохо.

воспитательный подростковый профессиональный образование

Воспитание: понятие, формы воспитания в истории и контексте современности

Прогрессивное развитие любого государства основано на его духовном богатстве. Духовные ценности любой нации и общества становятся важнейшим фактором, определяющим их будущее.

В современных условиях развития нашего общества и государства острейшей проблемой остается уровень духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Неблагоприятная демографическая ситуация, рост преступности, нивелирование семьи как ценности, утрата патриотического сознания, снижение уровня здоровья и качества жизни требуют серьезного пересмотра векторов развития образования, определения его не только материальных, но и духовных ресурсов. Если материальные ресурсы в последнее время через национальные проекты помогают повысить, то духовные пока вызывают серьезные опасения.

В обществе все еще нет системы, которая боролась бы с негативными явлениями, оказывающими растлевающее действие на души людей. Российское образование, после модернизации и реформирования, утратило свою воспитательную функцию. Вслед за пионерией и комсомолом наши дети лишились и тимуровского движения, и клубов интернациональной дружбы, и строевых смотров военной песни, и «Зарницы», и шефства, и соревнований за право быть правофланговыми... В свое время эти и другие формы реально способствовали воспитанию коллективизма, лидерских качеств, любви к Отечеству, уважения к другим народам, стремления старших помочь младшим. Взамен мы получили шквал пропаганды жестокости, насилия, равнодушия, цинизма, рекой льющейся с экранов телевизоров и компьютеров.

Кто может сегодня противостоять этому натиску? Прежде всего -- семья, организованная система воспитания в образовательных учреждениях, церковь. Эти социальные институты всегда боролись за сохранение нравственности, моральных устоев российского общества, как самое драгоценное оберегали духовный мир людей от черствости, хамства, карьеризма.

Жизнь диктует необходимость формирования у студентов активной гражданской позиции, привлечения их к общественно полезной деятельности, пропаганды здорового образа жизни, физического и нравственного развития.

В современном российском обществе идея патриотизма может и должна стать стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции, устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действиям для блага Отечества. Истинный патриотизм предполагает формирование и постоянное развитие комплекса позитивных качеств, основой которого должны явиться духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Большую роль в воспитании подрастающего поколения играет семья. Именно в семье закладываются те основные мировоззренческие, нравственные позиции ребенка, его ориентиры, представления о хорошем и плохом, которые потом, на последующих этапах воспитания и образования в учебном заведении, лишь конкретизируются. Семья должна стать партнером государства в осуществлении патриотического воспитания молодежи и детей. Отчий дом притягивает людей теплотой и открытостью, создает возможности для самореализации и самовыражения. Именно любовь к Родине сохраняет в веках народ, обеспечивает его ресурсом не только для выживания, но и для саморазвития, раскрытая потенциала.

Чрезвычайно актуальна, как для настоящего, так и для будущего России, проблема сохранения и укрепления здоровья населения. Сохранение и укрепление здоровья учащихся и подростков -- важнейшая задача современного образования. Качество образования, формирование ключевых компетенций учащихся находятся в прямой зависимости от их физической подготовленности. Повседневные занятия физическими упражнениями содействуют духовному в физическому оздоровлению детей и молодежи, их активному участию в разнообразных формах творческой социально полезной деятельности, включая спорт и искусство, формированию ориентации на духовно-нравственные ценности, на возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину, -- доброты, великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой, здоровьем и талантливостью в различных видах творческой деятельности.

После Октябрьской революции 1917 г. и до середины 1980-х гг. в нашей стране концепция воспитания определялась особенностями коммунистической идеологии и тоталитарного общества. Несмотря на отдельные достижения теории и практики воспитания (в первую очередь это связано с А.С. Макаренко, поставившим во главу угла разновозрастной коллектив и его влияние на формирование ребенка, так как «там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений» ), оно было направлено на формирование людей, преданных коммунистической идеологии, обладающих качествами, полезными для социалистического строительства, вследствие чего понятие о самоценности личности утрачивалось. Однако в период «оттепели», после XX съезда КПСС (1956), осудившего культ личности Сталина, и в педагогике начались перемены.

Символом гуманистических исканий стал В. А. Сухомлинский (1918--1970), считавший, что нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни ребенка. По Сухомлинскому, «воспитывать совесть -- это значит утверждать в человеке мысль о том, как оценят его поступок люди, добиваться того, чтобы человек боялся осуждения людей и видел бы себя всегда как бы освещенным ярким светом людской молвы, того, что в народе нашем называют слух, слива... Воспитывать совесть -- это значит учить человека с детства отдавать себя другим людям, переживать потребность в человеке» . Подход к воспитаннику, основанный на непреходящих общечеловеческих ценностях, предполагает усвоение детьми таких нравственных категорий, как счастье, свобода, честь, достоинство, долг, справедливость, уважение достоинства личности другого. В школе Сухомлинского эти категории усваивались через заботу об окружающих, через формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Проблема воспитания человека как носителя нравственности приобретает особую актуальность в конце XX в. в связи с усиливающейся технократизацией общества, прагматизацией социального бытия людей, сопровождающихся снижением нравственных барьеров.

Интересным представляется опыт воспитания достойной личности, предложенный В. Ф. Шаталовым в трудах, раскрывающих основные принципы и содержание разработанной им методической системы («Куда и как исчезли тройки», 1979; «Педагогическая проза», 1980; «Эксперимент продолжается», 1989, и др.). Педагог размышляет о влиянии оценки на формирование личности человека, которая при неумелом с ней обращении может стать средством угнетения личности, о том, что подчас «в погоне за сиюминутными внешними результатами» упускается из внимания главное -- человек, его отношение к другим людям.

Во второй половине 80-х гт. в качестве альтернативы официальной педагогики была выдвинута и обоснована идея педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили. Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин и др.), основанная на предоставлении обучащимся, где только можно, свободного выбора и призывавшая к строящемуся на уважении достоинства совместному труду педагогов и студентов.

По убеждению Ш. А. Амонашвили, гуманная педагогика должна способствовать реализации природы каждого человека, которая у детей проявляется в стремлении к развитию, страсти к свободе, потребности взросления, -- именно в этом ее высший смысл и главное предназначение; «личностно-гуманный подход заключается в том, чтобы необходимое для усвоения в определенный период педагогического процесса сделать значимым, т. е. чтобы ребенок осознавал учебную задачу (педагогически и социально обязательную)

Наука и практика продолжают двигаться по пути гуманистических преобразований. Гуманистическая педагогика ориентирована на человека, признавая уважение достоинства его личности. В первую очередь ее отличает то, что приоритет отдается развитию психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности формированию свободной, самостоятельно думающей и действующей гуманной личности, способной делать обоснованный выбор в различных учебных и жизненных ситуациях, обеспечению условий для успешной переориентации учебно-воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика требует предъявлять к воспитаннику разумно сформулированные требования, уважать его права.

Гуманистическая концепция народного образования практически означает введение нового типа образования, ориентированного на освоение учащимися культуры и общечеловеческих ценностей, современных достижений науки и техники, необходимого опыта, предполагающего максимальное раскрытие творческого потенциала индивида на основе его самоопределения и самостоятельности как субъекта культурно-исторического процесса.

В свете этой концепции образовательное учреждение становится важнейшим культурно-образовательным институтом. Его основная и стратегическая цель -- подготовка интеллигентного, образованного и культурного человека, обладающего творческим мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми.

Понятие «воспитание» для отечественной системы образования неразрывно связано с духовно-нравственным формированием и развитием человека. Причем если мы рассматриваем обучение с точки зрения освоения участниками образовательного процесса определенных знаний.

Все это достигается на основе гуманизации всей системы образования, культурного и свободного общения, педагогики сотрудничества и сотворчества, посредством использования новой технологии, активных форм и методов обучения и воспитания. В конце XX -- начале XXI столетия возникла принципиально новая педагогическая ситуация, когда каждый педагог, каждый педагогический коллектив получили возможность проектировать воспитательные системы, адекватные природе детства, культурно-историческим традициям общества. Следствием этого явилось появление значительного количества гуманистически ориентированных концепций воспитания, в которых воспитание рассматривается в разных аспектах.

Целью воспитания в XXI в. должно стать содействие индивидуальному развитию человека, формированию у вето высоких нравственных качеств, гражданского самосознания. Доминантой нового воспитания, позволяющего студентам реализоваться на всех ступенях их личностного развития, является принцип формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в социуме.

Привитие учащимся гуманистических идеалов, в том числе толерантности, коллективизма, взаимопонимания, ответственности, признания за другими права на уважение достоинства их личности - одни из главных задач современного образовательного процесса.

Любое, даже самое черствое сердце отзывчиво на добро, детское - вдвойне

В современной ситуации социокультурной и экономической жизни проблемы воспитания подрастающего поколения приобрели особую актуальность. Возросло внимание к проблемам воспитания со стороны государства, органов управления образованием, педагогической науки. Но несмотря на это все общество выражает недовольство состоянием воспитания современной молодёжи.

Известно, что для воспитания существенную роль играет социальный опыт прошлых поколений. Россия в течение более 70 лет была страной закрытой, лишь немногие её жители хорошо владели иностранным языком, имели возможность бывать за границей, читать разную зарубежную литературу, общаться с иностранцами. Теперь ситуация коренным образом изменилась. Для россиян, особенно молодых, так как «молодежь – дитя нашего неспокойного времени», мир становится всё более открытым. Они не только бывают в других странах, но учатся там и работают. Они, как губка, впитывают новые для себя ценности, усваивают обычаи, традиции разных народов. Доступность других культур создаёт условия не только для идентификации человека с другими культурами, что позволяет ему лучше понимать, усваивать и принимать ценности, традиции, обычаи другой культуры, но способствует и обособлению человека от других культур, ставит его в ситуации соотнесения с ними, последнее способствует и лучшему пониманию своей собственной национальной культуры. Но становится доступной не только культура высокого уровня, но и массовая культура, которая включает в себя и образцы низкого уровня. Они-то для современных детей и молодёжи подчас являются более желанными и легко осваиваются. В связи с этим возникают вопросы. Какая молодежь будет определять пути развития общества в ХХI веке? Кто и как должен сегодня решать задачи воспитания детей? Какие идеалы и принципы определяют или должны определять воспитательные цели и организацию воспитательной работы с детьми, подростками и юношеством?

Эти и другие вопросы к семье, к системе образования, к общественным организациям, к иным социальным институтам, к науке и к практике. Их обсуждают и решают на федеральном и региональном уровне, на уровне муниципальных образований, конкретных образовательных учреждениях и педагогических коллективов. В качестве приоритетного вопрос об организации воспитательной работы стоит перед теми, кому предназначено управлять социальной сферой, в частности, системой образования.

Воспитание детей, в узком смысле слова, определяется как процесс целенаправленного формирования личности, мировоззрения, нравственного облика, определенных черт характера. При этом, речь, как правило, идет либо о семейном воспитании, либо о целенаправленной деятельности педагогов, их воспитательной работе в условиях учреждений и организации разных типов, видов и ведомств Воспитание как общественные отношения, в которых одни люди прямо или косвенно, непосредственно или апосредственно воздействуют на других в целях направленного формирования или изменения их определенных личностных качеств и форм поведения (сп, Баринов).

Воспитание как один из компонентов составляющих процесс социализации детей, подростков и юношества, происходит сегодня в необычайно противоречивых условиях. Ослаблено воспитание в семье. Негативные явления жизни пагубно влияют на становление нового поколения.

Проблема воспитания патриотизма в современной России одна из самых острых и сложных. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Распад СССР, экономические неудачи, падение авторитета страны в мире, критика и недружественная политика со стороны многих западных стран, локальные вооружённые конфликты также не способствуют формированию патриотических чувств. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Поэтому ключевой задачей современного российского образования является обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, поэтому духовно-нравственное развитие личности, воспитание патриотизма является одним из главнейших ориентиров современного образования.

Обучение в школе – один из важнейших этапов в жизни человека. Как правило, школа становится для ребенка «вторым домом». И именно здесь ему прививают такие важные человеческие качества, как честность, добросовестность, коллективизм, уважение к представителям старшего поколения, мужество, любовь к своему народу и своей Родине, мужество. Не меньшее значение также уделяется уважению к собственной семье, родителям и семейным традициям, ведь гармоничная любящая семья – это ячейка высоконравственного, успешного и процветающего общества. Именно в школе закладывается фундамент для социальной активности, которая направлена на служение интересам Родине. Здесь же дети осознают всю важность честного труда, учатся воспринимать его как главный ключ к достижению успеха в жизни. Также в рамках духовно-нравственного воспитания ученики должны получить положительное отношение к здоровому способу жизни, приобрести активную позицию в тех вопросах, которые касаются их здоровья. И, разумеется, получить полное...

Моя работа, как классного руководителя, строится на рассмотрении вопросов воспитания у школьников патриотизма через вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел.

Коллективная деятельность «способствует формированию процессов децентрализации ребенка, т.е. способности оказаться в положении другого человека, увидеть ситуацию его глазами», развивает способность к сопереживанию, сочувствию. Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом.

Патриотические чувства, любовь к Родине развиваются у старшеклассников в тесной связи с теми новообразованиями, которые присущи этому возрастному этапу: стремление к героическому, жажда подвига в жизни, потребность в самоутверждении, обретение своего места в коллективе сверстников, признании товарищей, ориентация на требования коллектива и повышение внимания и требовательности к себе, большая социальная активность.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

Усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

Использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и вне учебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно- эстетической среды.

Постоянной, острой проблемой стало нравственное воспитание школьников, молодежи на фоне интенсивного развития средств массовой информации. Средства массовой информации играют особую роль в процессе глобализации. Можно сказать, что они информационно обеспечивают его. Именно с помощью средств массовой информации человек не только получает сведения о мире, других странах, народах, их культуре, но и становится виртуальным участником основных событий, происходящих в той или иной стране. К сожалению, средства массовой информации далеко не всегда представляют человеку лучшие образцы мировой культуры. Значительно чаще мы имеем дело с массовой культурой, с её худшими образцами, особенно этим грешит отечественное телевидение. Воспитывать нравственного человека на таком фоне достаточно сложно. Другой существенной составляющей нравственного воспитания является развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе. Таким образом, и идеологией современного воспитания должен выступать гуманизм. В основу нравственного воспитания могут быть положены ценности: человек, семья, Отечество, Земля, мир, труд, культура, знания (В.А. Караковский).

Но поскольку речь идёт о гуманистических ценностях, необходимо обратить большее внимание на основополагающую ценность гуманизма - ценность человека. Для ребёнка она проявляется в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного.

Хочу отметить, как бы хорошо ни проводились классные часы по патриотическому воспитанию, как много бы ни делала школа, самый прочный фундамент мировоззрения закладывается именно в семье. Родители также могут сделать немало для развития чувства патриотизма у детей. Отправиться с ними на экскурсию по интересным историческим местам страны, рассказать о подвигах прадедушек и прабабушек в годы войны, показать фото из семейного архива. Кто-то из родителей, возможно, предложит своему чаду посмотреть интересный документальный фильм об исторических событиях, кто-то – покажет, как много радости можно получить, поделившись одеждой или другими вещами с детьми-сиротами и инвалидами. Все эти маленькие шажочки на пути к формированию великой личности имеют огромное значение. Патриотическое образование детей должно происходить как в школе, так и за ее стенами, в кругу семьи. Только в таком случае ребенок сможет осознать его значимость и перенять важнейшие нравственные, культурные и гражданские ценности....

Список литературы

1. Селиванова Н. «Современные проблемы воспитания в образовательных учреждениях» ж. Воспитательная работа в школе № 5, 2012г.;

2. Грищенко В.Н. кандидат пед наук «Современная практика воспитания в образовательном учреждении» ж.Инновационные проекты и программы в образовании №3, 2010

Почему сегодня для воспитания ребёнка нужно прилагать значительно больше усилий чем 10-15 лет назад? Как оказалось, основную проблему составляет негативное влияние средств массовой информации и ТВ на общество, а, в особенности, на ребёнка. Сегодня дети предоставлены сами себе – Интернет, просмотр ТВ, печатные СМИ, электронные СМИ, компьютерные игры, улица, дискотеки. Это то, чем сегодня занята молодёжь. О содержимом интернета говорить не стоит, все прекрасно знают, что там любой найдёт всё по своим потребностям.

Что детям предлагает индустрия развлечений?

ТВ продукция для младшего возраста – .

Сравнение нескольких российских и западных мультфильмов примерно схожих по сюжету.

«Ну, погоди» – постоянное соревнование в хитрости – кто кого перехитрит, мирное сосуществование; и «Том и Джерри» – издевательские шутки, пропаганда насилия и преимущества сильного над слабым.

«Аленький цветочек» – красота нежность, ответственность, верность, доброта; и
– уродство физическое и моральное. В мультфильме издевательство над животными представлено в виде безобидной шутки. Надувание змеи и лягушки, взрывающиеся птицы, яйца в гнёздах.

«Подводная братва» – это передача о подводной тюрьме? Нет, это детский мультфильм! И какое красочное название! Он собрал столько зрителей! – это смешные шарики? Нет, это Бараш, Крош, Нюша, Лосяш – какие-то тюремные клички вместо нормальных имён. Из всех более менее стандартных серий, особый интерес вызывает история про «Чёрного Ловеласа»!?? Маловероятно, что до этого мультфильма ваши дети знали, кто такой – ловелас. Не переживайте, если они даже не знали такого слова, то после просмотра данного «шедевра», у них этот вопрос обязательно возникнет. И если Вы им этого не сможете объяснить, найдутся те, кто их обязательно просветит в данном вопросе.