Навыки зож. Система работы по формированию навыков здорового образа жизни

Навыки зож. Система работы по формированию навыков здорового образа жизни
Навыки зож. Система работы по формированию навыков здорового образа жизни

Ирина Малиновская

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности, наиболее полному самовыражению личности. Здоровье – это активная гармоничная деятельность всех органов и систем организма. Нарушение гармонии взаимодействия ведет к различного рода осложнениям, возникновению болезни.

На состояние здоровья человека влияют множество факторов : наследственность, состояние окружающей среды, медицинское обеспечение, условия и образ жизни людей .

В последние годы появились дополнительные факторы, негативно влияющие на здоровье подрастающего поколения : чрезмерное использование технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, недостаточно сбалансированное и полноценное питание, психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе состояние экологии, агрессивная социальная среда.

Дети – это особая часть популяции, которым свойственна особая ранимость и чувствительность к воздействию окружающей среды. Здоровый ребёнок – дошкольник , говорят врачи – педиатры, - это жизнерадостный , активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития. Показатели здоровья детей определяют состояние не только медицинских, но и педагогических, социальных, экономических проблем общества. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения образования – это государственная задача, от которой зависит будущее нации.

Ребёнок – дошкольник всё познаёт в деятельности. В реальном предметном действии он является и теоретиком, познающим мир, и практиком, этот мир преобразующим . Знания по основам здорового образа жизни , умения и навыки по сохранению , поддержанию и укреплению здоровья , полученные в дошкольном возрасте , являются фундаментом формирования основ здорового образа жизни . Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое образование дошкольников , т. е. обучение детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья , в процессе которого они овладеют системой научных знаний и познавательных умений и навыков , культурой здоровья личности .

Укрепление здоровья - одно из ведущих направлений деятельности педагога учреждения дошкольного образования . Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей , способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей, физкультурно - оздоровительные мероприятия , гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов.

Система знаний и умений, которые старший дошкольник получит в процессе своей деятельности, раскрыта в учебной программе дошкольного образования в образовательных областях «Физическая культура» , «Ребенок и общество» , «Ребенок и природа» . Они обеспечивают реализацию таких направлений образовательного процесса , как воспитание у детей сознания того , что человек - часть природы и общества; установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой; воспитание привычек личной гигиены; закаливание ребенка и повышение его двигательной активности; профилактика и устранения вредных привычек.

Цель нашей работы - формирование у дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни , помощь в раскрытии и реализации природных потенциалов каждого воспитанника, создание устойчивой потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих .

При реализации учебной программы особенно важно не только передать знания и сформировать практические умения и навыки , но и научить детей осознанному выбору правильного решения в каждой конкретной ситуации. От результата этого выбора будет зависеть, куда ребенок сделает «шаг» : в сторону здоровья или болезни . В этой связи мы поставили перед собой следующие задачи :

Расширить и углубить представления детей о себе , своем теле, внутренних органах организма, их функциональных особенностях, средствах защиты;

Формировать у детей убеждение – «Природа – мой друг, я её частица» ;

Познакомить детей с правилами безопасной жизни в окружающем ;

Упражнять в умении управлять своим здоровьем ;

Формировать устойчивый интерес и потребность в двигательной деятельности;

Осознание основных примет здоровья (когда ничего не болит, нормальная температура, хороший аппетит, весёлое настроение и т. д.).

Составляющие здорового образа жизни :

Двигательная активность, физическая культура и спорт

Закаливание

Рациональный режим

Рациональное питание

Личная гигиена

Благоприятная психологическая обстановка в детском саду и семье

Экологически грамотное поведение

Создание и пополнение развивающей среды по формированию навыков здорового образа жизни у старших дошкольников играет решающее значение в работе педагога. Развивающая среда - это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Предметная окружающая среда является частью социальной среды. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребёнка. Окружающие предметы являются источником знаний, эмоций, одним из условий межличностного общения. Мы добивались того, чтобы среда обеспечивала активность детей , их саморазвитие, способствовала физическому развитию наших воспитанников, сохраняла право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие. При организации пространственной среды мы исходили из необходимости учета возрастных , полоролевых и индивидуальных особенностей детей , их интересов, предпочтений, возможностей.

Мы пополнили в группе центр двигательной активности, стараясь разместить оборудование так, что бы дети могли подойти к нему, не мешая друг другу,

оформили «Уголок здоровья » ,

где разместили дидактические и развивающие игры по формированию ЗОЖ , ОБЖ «Как избежать неприятностей?» , «Валеология или здоровый малыш . Кожа, питание, сон» , «Валеология или здоровый малыш . Зубы, уши, глаза» ,

Ребусы «Моя безопасность» ,


«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» ,


«Мой режим дня» ,


«Составь рассказ по картине» , «Составь предложение на тему «Здоровье » ,


«Придумай чистоговорку на тему «Здоровье » ,


«Полезно – вредно» ,

«Учимся оказывать первую медицинскую помощь» , «Выполняй правила безопасности» , Лабиринты «Мое здоровье , моя безопасность» , «Викторина «Что ты знаешь о безопасности и здоровье , «Расскажи об опасной ситуации» .

В уголке здоровья имеется демонстрационный материал «Виды спорта» ,


«Лекарственные растения» ,


познавательная литература для рассматривания «Природа и здоровье » , «Как уберечь себя от беды» , «Питание и здоровье » ,


иллюстрированные рассказы «Непослушный Стобед или детям о правилах безопасности» .



Для организации работы с детьми нами собран практический материал по ЗОЖ, ОБЖ, составлена картотека подвижных и пальчиковых игр, физкультминуток, игротека и фильмотека здоровья . Для реализации намеченных задач мы используем пособия к сюжетно-ролевым играм «Больница» , "Аптека",


атрибуты и шапочки к подвижным играм,





детскую художественную и научную литературу.


В целях обеспечения эколого-гигиенических условий в группе созданы условия для соблюдения санитарных норм – ежедневная уборка групповых помещений, соблюдение температурного режима. Обеспечению психологического комфорта каждого воспитанника группы способствуют условия для свободного выбора деятельности. Обеспечению оптимальной активности детей в течение дня способствуют условия для самостоятельной двигательной деятельности,



включение движений во все виды детской деятельности.

Особое внимание мы уделяем организации закаливания наших воспитанников.

Строго следим за слойностью одежды в группе и на прогулках, организуем кратковременное хождение босиком до и после дневного сна, при всех переодеваниях. Пропагандируем виды закаливания среди родителей. Из индивидуального опроса родителей и детей мы выяснили , что 23% воспитанников посещают занятия по плаванию, 68% родителей стараются ежедневно организуют совместные прогулки и игры с детьми на воздухе (в парке, в зоопарке, на детской площадке, за городом, на даче) . Все это также способствует формированию навыков здорового образа жизни у детей .

Формирование навыков ЗОЖ у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения дошкольниками суммой определенных знаний, применения различных форм , методов и приемов работы с детьми. Мы используем следующие методы и приемы : игровые комплексы по эмоциональному, социальному, познавательному и нравственному развитию, минутки психологической разгрузки, опыты, эксперименты и наблюдения в рамках познавательно-практической деятельности детей , проблемные ситуации, релаксационные паузы, элементы психогимнастики и сказкотерапии, игры-драматизации, игры-тренинги «Искусство быть здоровым » , игры и упражнения на обучение простейшим способам саморегуляции, беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, плакатов, просмотр мультфильмов, видеопрезентаций, слушание аудиозаписей, ознакомление с художественной и научной литературой, минутки размышления, комплексы общеразвивающих упражнений, корригирующей гимнастики, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, подвижные, спортивные, дидактические, театральные, настольные, сюжетно-ролевые, пальчиковые, логоритмические игры, конкурсы и викторины, музыкально-ритмические и физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, физкультпаузы, инсценирование и анализ литературных произведений, обсуждение опасных ситуаций.

В содержании работы по формированию ЗОЖ значительное место занимают проведение занятий с детьми различного характера : познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, фольклорные, музыкально-ритмические и т. д. Все виды занятий мы условно разделили на 3 блока : 1блок – «Здоровье – бесценный дар природы» – направлен на уточнение и систематизацию представлений детей о здоровье , его факторах, причинах возникновения болезней и формирование у детей понятия о здоровом образе жизни . 2 блок – «Движение – путь к здоровью » – направлен на формирование у детей представлений и знаний об одном из основных факторов здоровья – движение ; способах достижения полноценного здоровья через организацию оптимального двигательного режима и физкультурно-оздоровительную , спортивную деятельность. 3 блок – «Если хочешь быть здоров – закаляйся » – направлен на ознакомление детей со способами закаливания организма с целью противостояния различным заболеваниям.

Познавательные занятия проходят с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста . В качестве фольклорного материала используем потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки.

На занятиях знакомим детей с элементарными научными знаниями о внешних и внутренних органах человека, с основами первой помощи при травмах, с правилами безопасного поведения в быту и на природе. Тематика занятий разная : «Наши помощники – глаза» ,

«Наши помощники – уши» ,

«Эти опасные животные» , «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу , «В гостях у Лесовичка» , «Витамины на грядке» , «Путешествие в страну Огородию» , «В школе юного пешехода» , «Путешествие в природу» , «Дорога к здоровью » , «Золотой ключик страны Здоровья » ,


«Мое сердечко – удивительный мотор» , «Беседа о хорошем настроении» , «Опасные предметы» , «Красивые зубы – красивая улыбка» ,


«Что такое микроб и как он попадает в рот?» , «Уроки Мойдодыра» ,


«Забочусь об окружающей среде, а значит о самом себе» и др.

Познавательные занятия разнообразны по форме : дидактические игры, конкурсы знатоков, самостоятельные исследования, «круглые столы» , викторины, игровые путешествия. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ЗОЖ , если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме .

Очень любят наши воспитанники познавательные видеопрезентации. С помощью родителей мы собрали большую «Фильмотеку здоровья » : «Если хочешь быть здоров » , «Что такое хорошо и что такое плохо на современный лад» , «Детям о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте» , «Полезные привычки» , «Школа дорожных наук» , «Почему нужно чистить зубы и мыть руки» и др.

Очень нравятся детям минутки размышлений, например : Почему важно быть здоровым ? Возможна ли жизнь без движений ? Какие движения полезны? Зачем человеку сохранять здоровье ? Какие предметы опасны? Можно ли жить без воздуха? Почему полезны овощи и фрукты? Зачем нужен спорт? Что такое активный отдых? Что детям можно делать? Что детям нельзя делать?

Интересно детям решать проблемные ситуации, например : «Хрюша любит овощи и фрукты, но у него болит от них живот. Что делать?» , «Легко ли жить, если наши глаза ничего не видят?» , «Чем ребенок похож на взрослого» , «Что будет, если не лечить болезнь?» , «Что будет, если исчезнут врачи?» , «У тебя заболел зуб, а дома никого нет» , «Пропала вода из крана, что делать?» .

Воспитанники с удовольствием обсуждают проблемные вопросы «Сколько воды нужно человеку?» , «Чистая ли вода в стакане?» , «Почему надо отдыхать детям и взрослым?» , «Зачем нужен сон?» .

Постоянно включаем в работу с детьми чтение художественной литературы по данной теме : К. Чуковский «Мойдодыр» , «Федорино горе» , В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» , А. Барто «Девочка чумазая» и др.

Разработаны игры-тренинги на тему «Искусство быть здоровым » . Их цель – формирование у дошкольников привычки к ежедневному выполнению действий, направленных на укрепление своего здоровья . Вот некоторые из них «Пять дел перед сном» , «Как мыть руки» , «Как ухаживать за зубами» , «Зоркий глаз – гимнастика для глаз» , «Чтобы горло не болело» и др.

Воспитанию потребности в физических упражнениях способствуют ежедневные двигательные и музыкально-ритмические минутки, ежедневная утренняя зарядка. С помощью бесед с ребятами, через рассматривание иллюстраций о физкультуре и спорте, через настольные и дидактические игры «Если хочешь быть здоров » , «Узнай вид спорта» , мы стараемся привить всем нашим воспитанникам интерес и любовь к спорту. 41% воспитанников нашей группы посещают спортивные секции.

Чтобы сформировать у детей навыки культуры питания , мы провели следующие занятия «Приятного аппетита» , «Овощи и фрукты – полезные продукты» и др., организовали беседы о культуре еды, о культуре поведения за столом, упражнялись правильно сервировать стол. Эти знания закрепляем во время приема пищи, в сюжетно-ролевых играх «Дом» , «Семья» , «Дочки-матери» .

В процессе работы с детьми стараемся соблюдать все режимные моменты. Даем детям необходимую информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Постоянно упражняем детей в навыках личной гигиены и самообслуживания. Каждый режимный момент для нас это временной ориентир к постепенной смене деятельности детей . Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми . Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой наши воспитанники начинают осознавать : почему именно так надо умываться, чистить зубы, мыть руки, зачем нужны сон и зарядка, проветривание помещения, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот.

Мероприятия по формированию основ здорового образа жизни , правильно организованный распорядок дня дают свои результаты : наши дети спокойны, активны, у них отсутствует напряжение и возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Так, шаг за шагом воспитанники накапливают опыт сохранения и поддержания здоровья , овладевают соответствующей компетентностью, стремятся проявлять её.

Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни невозможно без помощи родителей. Родители помогают в обогащении развивающей среды группы, в приобретении познавательной литературы по проблеме, развивающих игр. С их помощью была собрана коллекция видеопрезентаций для детей , загадок, картотека пословиц и поговорок о здоровье , оснащен «Уголок здоровья » , уголок по ПДД «Зеленый огонек» , уголок сюжетно-ролевых игр «Мы играем» , игровой центр «Учимся ухаживать за телом» , составлен «Каталог витаминов» .


С целью повышения компетенции родителей в вопросах сохранения и оздоровления детей дошкольного возраста составлены тематические папки «Формирование основ здорового образа жизни » , «Вредные привычки» , «Физическое развитие ребенка в семье» , «Воспитание правильной осанки» , «Копилка советов о здоровье ребенка » , «Что надо знать о закаливании детей » .


Благодаря этому тесному сотрудничеству наши дети замечательно владеют основными культурно-гигиеническими навыками , знают правила личной безопасности, основные правила здорового образа жизни . На протяжении значительного времени в группе низкий уровень заболеваемости воспитанников. Как показала практика, планомерная работа по формированию навыков ЗОЖ приводит не только к улучшению здоровья детей , но и к повышению их самооценки ребенка, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор дошкольников . У родителей формируется активная позиция в вопросах физического развития и здоровья детей , повышение компетентности в данной области.

Стасенко Юлия
Система работы по формированию навыков здорового образа жизни

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна , своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей ? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить ? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья . Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических , осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем . То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей , формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности , творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Проблемы сохранения здоровья детей , привитие навыков здорового образа жизни , создание условий, направленных на укрепление здоровья , сохранение здоровья физического , психического и духовного, очень актуальны сегодня. Современная жизнь ставит перед нами , педагогами, много новых задач, среди которых на сегодняшний день является сохранение здоровья подрастающему поколению. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек , которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Которые должны быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии ФГОС по физическому развитию.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются :

1. формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни .

2. формирование здорового образа жизни .

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью , чувство ответственности за него.

Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

В своей работе особое внимание уделяю следующим компонентам ЗОЖ :

1. Занятия физкультурой, прогулки.

2. Правильная организация питания обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья , имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

3. Соблюдение правил личной гигиены : закаливание, создание условий для полноценного сна (перед сном обязательно проветриваю помещение, провожу гигиенические процедуры : умывание прохладной водой, полоскание рта).

4. Рациональное питание.

Следующий фактор здорового образа жизни

5. Закаливание.

Практически всем известно изречение : "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека .

6. НОД, беседы («Разговор о правильном питании» , «Самые полезные продукты» , «Что надо есть, если хочешь стать сильным» , «Изучаем своё тело» , и другие). Использую следующие методические приёмы : заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов, сюжетно-ролевые игры; дидактические игры.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов :

Постепенность;

- систематичность ;

Комплексность;

Учет индивидуальных особенностей.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в группе включает в себя :

утренняя гимнастика (ежедневно) ;

физкультурные занятия;

пальчиковая, зрительная гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

ходьба по массажным коврикам (босохождение) ;

гимнастика пробуждения

дыхательная, гимнастика на соответствующих занятиях)

точечный массаж

прогулки с включением подвижных игр;

физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно) ;

эмоциональные разрядки, релаксация;

Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Для работы с родителями в группе оформлен родительский уголок с информацией по формированию навыков ЗОЖ у детей . Это консультации на тему : «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников : что нужно знать родителям»; «Как помочь избежать простуды тому, кто часто болеет» ; «О правильной осанке» ; «Значение витаминов для роста и развития ребенка» и другие.

Заключение

Основной целью современного общества является формирование привычки здорового образа жизни , создание всех необходимых и благоприятных условий начиная с младшего дошкольного возраста для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.

Для достижения этой цели необходимо формировать у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить своё здоровье , навыки здорового образа жизни , формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья , поскольку самое ценное у человека - это жизнь , самое ценное в жизни- здоровье .

Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребёнка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создание оптимальных гигиенических условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качеств детского организма, профилактике различных заболеваний.

Публикации по теме:

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей как физического,.

Комплексная работа по формированию здорового образа жизни в ДОУ Болезнь не возникает внезапно, ее отделяет от здоровья целый ряд функциональных состояний, которые являются пограничными между нормой и.

Опыт работы

Cлайд 1

Cлайд 2

На сегодняшний день актуальность выбранной темы здоровый образ жизни состоит в том чтобы привить навыки здорового образа жизни для того чтобы снизить процент заболеваемости у школьников, так как поднятой проблемой вызвана потребность психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на здоровый образ жизни в формировании школьника. Отсюда вытекает проблема здорового образа жизни у школьников. Это послужило основанием для выбора темы исследования и его проведения.

Cлайд 3

Объектом исследования: является процесс формирования представлений у школьников о здоровом образе жизни и дополнительной подготовке в области волейбола. Предметом исследования: является способы формирования представлений у школьников о здоровом образе жизни и волейболе. Цель исследования: выявление уровня знаний о здоровом образе жизни.

Cлайд 4

раскрыть основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни; проанализировать основные компоненты здорового образа жизни у школьников; рассмотреть личную гигиену как залог здорового образа жизни; раскрыть профилактику вредных привычек как основу здорового образа жизни; провести педагогическое исследование на знание о здоровом образе жизни у учащихся 5 класса. разработать систему развивающих упражнений по формированию навыков игре в волейбол.

Cлайд 5

теоретический анализ литературы; метод педагогического наблюдения; метод тестов; метод математической статистики.

Cлайд 6

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: «…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». По мнению С.В.Попова «Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации».

Cлайд 7

«Здоровье человека - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Cлайд 8

Образ жизни – тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Cлайд 9

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Cлайд 10

Режим труда (учебной деятельности) и отдыха Режим сна Физическая нагрузка Распорядок дня Закаливание Режим питания Личная гигиена Профилактика вредных привычек

Cлайд 11

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на весь организм человека.

Cлайд 12

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И.П. Павлов указывал, что сон- это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Cлайд 13

Для школьников систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Тренированный школьник легко справляется со значительными физическими нагрузками. Физкультура и спорт весьма полезны. Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для школьников такой же привычкой, как умывание по утрам.

Cлайд 14

Режим каждого школьника должен предусматривать определенное время для учебы, отдыха, приема пищи, сна. Распорядок дня у разных школьников может и должен быть разным в зависимости от характера учебы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Очень важно, чтобы школьник спал и принимал пищу всегда в одно и то же время.

Cлайд 15

Время суток, часы Элементы режима дня 7.00 – 7.05 7.05 – 7.15 7.15 – 7.20 7.20 – 7.45 7.45 – 8.00 8.00 – 13.30 13.30 – 14.30 14.30 – 15.00 15.00 – 16.30 16.30 – 18.30 18.30 - 19.30 19.30 – 21.00 Подъём, уборка постели Утренняя гимнастика Умывание, закаливающие процедуры Завтрак Ходьба пешком в школу Учебное занятие Обед, прогулка на свежем воздухе Послеобеденный отдых Самоподготовка Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (3 -5 раз в неделю) Ужин, отдых Самоподготовка и отбой

Cлайд 16

Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм. Оно укрепляет нервную систему, оказывает благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, улучшает обмен веществ.

Cлайд 17

Школьники питаются по-разному, однако существует ряд требований, которые должны учитываться всеми. Прежде всего, пища должна быть разнообразной и полноценной, т.е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества. Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса (например, обильное введение жиров или углеводов, повышенное потребление поваренной соли).

Cлайд 18

Примерное меню школьника Завтрак Салат из свежих овощей Омлет с морковью Кофе с молоком Хлеб пшеничный, сыр, масло Полдник Настой шиповника Ватрушка с творогом Фрукты, орехи Обед Суп овощной Котлеты мясные с тушёным картофелем Сок, курага, хлеб ржаной Ужин Винегрет Гречневая каша Молоко с мёдом, хлеб

Cлайд 19

Большое значение в охране и укреплении здоровья школьника принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте.

Cлайд 20

Привычки - это форма нашего поведения. Недаром А.С.Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастью она». Полезные привычки помогают формированию гармо нически развитой личности, вредные, - наоборот, тормо зят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы. Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.

Cлайд 21

В заключении можно сделать вывод, что надо не только хотеть быть здоровым, но активно и настойчиво работать в этом направлении, так как легких путей к достижению высокого уровня здоровья нет.

Cлайд 22

Cлайд 23

Cлайд 24

Cлайд 25

Cлайд 26

Результаты исследования свидетельствует о возросшем количестве детей, осознающих личную значимость здорового образа жизни и уверенных в его необходимости. Теперь большая часть учащихся приписывает ответственность за отклонения от норм здорового образа жизни только самим себе, а не своим родителям, врачам или окружающей среде.

Cлайд 27

Тип урока: Закрепляющий. Цель:Совершенствовать технику элементов волейбола. Задачи урока: Способствовать закреплению быстроты перемещений. Закрепить технику выполнению передачи и приёма мяча сверху двумя руками. Закрепить технику выполнения нижней прямой подачи мяча. Развивать чувство сотрудничества с партнёром по команде.

Навыки здорового образа жизни

Навыки здорового образа жизни базируются на пяти компонентах, к которым относится:

1. Рациональное питание

2. Физическая активность

3. Общая гигиена организма

4. Закаливание

5. Отказ от вредных привычек

1. Рациональное питание

Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни, и в книгах, посвященных данному вопросу, он подвергается наиболее тщательному исследованию. Ведь несомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. «Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит, предупреждая многие болезни, мощным профилактическим средством». (В.Михайлов, А.Палько. Выбираем здоровье! – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1987 – с. 109)

Нерациональное же питание, напротив, заметно повышает риск возникновения заболеваний, которые могут даже привести к смертельному исходу (например, излишнее накопление холестерина, содержащегося в жирных продуктах, вызывает атеросклероз).

Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен «содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества» (Книга о здоровье: Сборник/Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н.Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. – М.: Медицина, 1988. – с. 278)

Впрочем, американские исследователи утверждают, что человеку «совсем необязательно питаться пищей животного происхождения – мясом, птицей, рыбой, яйцами и молочными продуктами» (Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.: Медицина, 1990. – с. 45.). А для этого ему нужно быть разнообразным. В него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты.

Однако в рациональном питании выделяются определенные группы продуктов, употребление которых рекомендуется снизить или же совсем исключить (на основе информации из всех использованных источников):

Копчености. Эта группа продуктов содержит вредные для организма вещества – нитриты, которые, накапливаясь в пищеварительном тракте, могут образовывать соединения, обладающие канцерогенной активностью. Для выведения из организма вредных веществ нужно употреблять в пищу овощи и фрукты, а также кисломолочные продукты, оздоравливающие кишечник.

Молочные продукты с высоким содержанием жира. Жир, содержащийся в молочных продуктах, может значительно увеличить уровень холестерина в крови (а сливочное масло также содержит и очень большое количество насыщенных жиров). Однако исключать их из рациона нельзя, так как в них содержится множество необходимых для организма веществ (например, молочные продукты являются главным источником кальция), поэтому следует пить (или есть) их в обезжиренном виде.

Скрытые насыщенные жиры, содержащиеся в гидрогенизированных маслах и использующиеся при изготовлении множества продуктов (маргарин, печенье, пирожные) чрезвычайно вредны для здоровья, так как они имеют такое же высокое насыщение, как, например, сливочное масло.

Соль. Следствием излишней соли в пище может стать повышенное артериальное давление. Натрий, содержащийся в соли, необходим организму, но в ограниченных количествах.

Сахар. Основные следствия избыточного употребления сахара – это заболевания зубов (кариес), диабет и избыточный вес, который может привести к атеросклерозу. Сахар – это сплошные калории, которые не успевают расходоваться организмом, а потому сахар больше полнит, чем любая другая пища равной калорийности.

Белые сорта хлеба. При изготовлении белой муки при размоле зерна тратится до 80% питательных веществ и ряд ценных витаминов, вследствие чего у человека снижается необходимость в белом хлебе. Помимо этого, такие сорта хлеба чрезвычайно калорийны. Намного полезнее и дешевле хлеб из муки грубого помола.

Большое значение в организации рационального питания уделяется правильной обработке продуктов питания. Необходимо знать, что «некоторые виды тепловой обработки пищевых продуктов (жарение, запекание), особенно если она длительна и интенсивна, отрицательно сказываются на качестве готовых изделий» (В.Михайлов, А.Палько. Выбираем здоровье! – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1987. – с. 110). Одной из главных идей правильного питания является исключение или ограничение процессов жарения и пассирования. В результате таких воздействий в продукте происходят необратимые изменения с белками, жирами, углеводами, аминокислотами, разрушаются витамины, пигменты, ценные для организма активные вещества.

Важная характеристика рационального питания – это умеренность. Необходимо сознательно регулировать калорийность пищи, соблюдать энергетический баланс. «Об энергетическом балансе яснее всего говорит масса тела, которая сохраняется в пределах нормы лишь при энергетическом равновесии» (Книга о здоровье: Сборник / Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н.Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. – М.: Медицина, 1988. – с. 282). Также не следует делать больших перерывов между приемами пищи и поглощать ее в большом количестве.

Сложность в переходе к правильному питанию скорее даже не собственно физиологическая, а психологическая. «Мы привыкли питаться так, как питаемся, а привычки, складывающиеся в течение всей жизни, сразу не изменить» (Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.: Медицина, 1990. – с. 43)

Американские ученые предполагают, что такой переход должен осуществляться постепенно, примерно в течение года. Зато результат от такой перестройки организма сразу же даст себя знать – улучшится самочувствие, аппетит, нормализуется масса тела, увеличится физическая активность и, что самое главное, откроются новые возможности для самосовершенствования человека.

2. Физическая активность

Это второй базовый компонент здорового образа жизни. Американские ученые приводят массу доводов, которые могли бы убедить людей заниматься физическими упражнениями. Среди них:

1. Физические упражнения – это удовольствие.

2. Подходящий вид физических упражнений найдется для каждого.

3. Через несколько месяцев вы так к ним привяжетесь, что уже ни за что не бросите.

А через полгода:

4. Вы станете деятельнее, живее.

5. Почувствуете прилив сил, улучшится координация движений, лучше станет реакция.

6. Легче будет справляться с нервным напряжением и плохим настроением.

7. Уменьшится содержание жировых отложений.

8. Укрепятся костные ткани.

9. Улучшится кровообращение.

10. У вас повысится работоспособность

Нельзя не согласиться с этими выводами, так как они многократно были подтверждены реальной практикой. Физические упражнения по праву входят в систему здорового образа жизни, так как без физической активности состояние человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое, снижаются интеллектуальные возможности человека (врачи утверждают, что умственная работа должна в полной мере компенсироваться физической).

Если рассмотреть собственно систему упражнений, предлагаемых американскими авторами, то мы увидим, что они не дают каких-либо особых упражнений, связанных с целенаправленной тренировкой мышц или специальным развитием каких-либо физических качеств (ловкости, выносливости, быстроты и т.п.). Для ведения здорового образа жизни, по их мнению, необходимы аэробные упражнения.

«Аэробными называются такие упражнения, которые заставляют ритмично работать крупные группы мышц. Они не связаны непосредственно с физическими нагрузками, но они должны способствовать снабжению тканей кислородом и большему его потреблению» (Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.: Медицина, 1990. – с. 86)

Любой вид аэробных упражнений будет укреплять сердечно-сосудистую систему, если заниматься при нагрузках умеренной интенсивности по двадцать минут через день или хотя бы три раза в неделю.

К числу аэробных упражнений относят ходьбу или походы, бег, бег на месте, плавание, коньки, подъем по ступенькам, греблю, катание на скейт-борте, роликовых коньках, танцы, баскетбол, теннис. Как мы можем увидеть, практически все из этих упражнений не требуют никаких специальных физических навыков. Все они выполняются в особой, интересной для занимающегося, форме. Естественно, что это является дополнительным стимулом к занятиям физкультурой, а значит и к ведению полноценного здорового образа жизни.

3. Общая гигиена организма

Гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова. Проблема чистоты кожного покрова весьма актуальна для человека, так как: «примерно 2,5 млн. потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20 г сала в сутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, на грязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы. При загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, и нарушается способность организма к терморегуляции. На грязной коже легко развиваются грибковые заболевания, лечение которых требует много времени» (Книга о здоровье: Сборник / Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н.Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. – М.: Медицина, 1988. – с. 285 – 286)

Естественно, что все эти факты убеждают нас в необходимости поддержания чистоты тела.

4. Закаливание

Это достаточно широкое понятие также входит в общую концепцию здорового образа жизни. Раньше под закаливанием понимали, прежде всего, или даже исключительно, привыкание организма к холоду. Сейчас это понятие истолковывают более широко – закаливание означает «укрепление сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, т.е. напряжение». (Книга о здоровье: Сборник / Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н.Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. – М.: Медицина, 1988. – с. 291)

К таким факторам относятся низкая и высокая температура воздуха, чрезмерно пониженная или повышенная влажность, резкие изменения атмосферного давления и т.д. Однако наиболее важным остается все же закаливание к чрезмерному охлаждению, а иногда и к перегреванию.

«Под воздействием высоких или низких температур в организме человека происходят физиологические сдвиги. Благодаря закаливанию активизируется центральная нервная система, снижается возбудимость периферической нервной системы, усиливается деятельность желез внутренней секреции, растет активность клеточных ферментов» (В.Михайлов, А.Палько. Выбираем здоровье! – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1987. – с. 71). Все это повышает устойчивость организма к условиям внешней среды.

Неоднократное охлаждение тела повышает стойкость к холоду и позволяет в дальнейшем сохранять тепловое равновесие организма даже тогда, когда человек сильно замерз.

Способы закаливания против холода всем давно известны. Это воздух, вода и солнце в совокупности с физическими упражнениями. «Наилучшие результаты дает комплекс приемов, состоящий из конвекционного (воздушные и солнечные ванны) и кондукционного охлаждения (обтирание и обливание, ножные ванны, купание, чередующиеся водные процедуры)» (Книга о здоровье: Сборник / Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н.Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. – М.: Медицина, 1988. – с. 293)

Эффект закаливания недолговечен, он длится только во время закаливания организма и недолго после него, поэтому закаливание должно быть постоянным и последовательным, им следует заниматься ежедневно.

5. Отказ от вредных привычек

Прежде всего, необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий.

К вредным привычкам, прежде всего, относят употребление алкоголя и табакокурение, причем в литературе курение представляется как более распространенная привычка, а, следовательно, и как большее зло для человека.

Курение подвергает опасности многие жизненно важные органы. Курильщики рискуют получить легочные заболевания, а также подвергаются повышенной опасности ишемической болезни сердца и инсульта. «Сигареты ускоряют сужение артерий, уменьшают содержание кислорода в крови на целых 15%, и, следовательно, создают перегрузку всей сердечно-сосудистой системы» (Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.: Медицина, 1990. – с. 31)

Не менее вреден для организма и алкоголь. У тех, кто злоупотребляет им, чаще встречается повышенное артериальное давление. Ну а то, что алкоголь разрушает печень, известно всем. Особенно прискорбен тот факт, что алкоголь и табак отрицательно влияют на врожденные характеристики детей и могут вызвать серьезные отклонения в их развитии.

Для тех, кто хочет бросить пить и курить особое значение имеет здоровый образ жизни в целом. Регулярные физические упражнения, рациональное питание в большой степени способствуют преодолению вредных привычек.

Заключение

Итак, рассмотрев основные критерии здорового образа жизни, мы можем подвести некоторый итог нашим рассуждениям. Мы выяснили, что здоровый образ жизни – это совокупность профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека.

Ведение здорового образа жизни предполагает не хаотическое использование различных методик, но применение индивидуального, тщательно подобранного плана. План этот должен учитывать физиологические и психологические особенности конкретного человека, стремящегося улучшить свое состояние. Здоровый образ жизни не предполагает какую-то специальную физическую подготовку, его принципы рассчитаны на использование их обычным человеком с целью поддержания работоспособности и нормализации жизнедеятельности организма.

Библиографический список

1. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.: Медицина, 1990.

2. Книга о здоровье: Сборник // Сост.: Ю.В. Махотин, О.В. Карева, Т.Н. Лосева. Под. ред. Ю.П. Лисицына. – М.: Медицина, 1988.

3. В. Михайлов, А. Палько. Выбираем здоровье! – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1987.

Похожие рефераты:

Здоровье и окружающая среда. Здоровье и факторы риска болезни. Стрессы в современном мире. Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья.

Ценность здорового образа жизни, его биологические и социальные принципы. Воспитание здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов, его составные элементы. Режим дня как фактор ЗОЖ студента. Значение пропаганды гигиенических знаний для здорового образа жизни.

ИМО НовГУ Кафедра валеологии Итоговая работа по валеологии «Моя система оздоровления» Выполнил/Проверила преподаватель: Студент гр. 9012

Здоровье ребенка - основа его гармоничного развития. Разработка программы «Остров здоровья» по оздоровительной работе ДОУ, направления ёе реализации. Профилактическая работа в МДОУ - детском саду присмотра и оздоровления, оздоровительные мероприятия.

Зависимость здоровья человека от множества причин. Биологические причины, влияющие на здоровье – наследственность, воздействия внешней среды. Социальные – режим труда и отдыха, занятий и спортом, качество и режим питания, наличие вредных привычек.

Личная гигиена человека и условия окружающей среды. Теория и практика рационального питания. Оздоровительный эффект и приемы закаливания. Сознательное отношение к здоровью. Двигательная активность, физическое самовоспитание и искоренение вредных привычек.

Ослабление мышечной деятельности (гиподинамия), как бич современной цивилизации. Влияние гиподинамии на организм человека: слабость мышц и ощущение усталости. Риск для здоровья, связанный факторами нерационального питания. Вредные привычки и зависимости.

Понятие и содержание, пути и методы формирования здорового образа жизни, его значение в сохранении активности и здоровья человека на современном этапе. 10 приоритетных норм здорового образа жизни на сегодня, методы и инструменты их пропагандирования.

История зарождения и распространенность на современном этапе системы оздоровления йогов, ее структура и основные задачи. Методика проведения процедур личной гигиены по принципам йоги и внутренней гигиены организма. Примеры специальных лечебных диет.

Витамины и микроэлементы. Особенности детского питания. Влияние алкоголя и табакокурения на организм человека. Первая помощь при ожогах и травмах. Профилактика инфекционных заболеваний. Формирование навыков здорового образа жизни. Личная гигиена.

Научными исследования последних лет установлено, что выраженность негативных тенденций в состоянии здоровья во многом зависит от образовательного учреждения, в котором обучается ребенок.

Основные законы рационального питания и их характеристика. Понятие калорий, их воздействие на организм. Необходимость в калориях при физической активности. Рациональный режим и правила питания как необходимое условие для сохранения и укрепления здоровья.

Влияние малоподвижности на организм человека. Оценка физической формы. Рекомендуемые виды физической активности. Правильное, рациональное питание как основной фактор здоровья и долголетия. Соответствие питания энергетическим затратам, полноценность пищи.

Правильное питание как основа здоровья человека. Суть рационального питания и совместимость продуктов. Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе взрослого человека. Предназначение и задачи РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Обмен веществ и его природа. Саморегуляция как механизм поддержания жизнедеятельности организма на постоянном уровне. Безопасность и экологичность технических средств и технологических процессов: основные требования, их нормативная база и реализация.

Основы здорового образа жизни. Почему люди пьют и курят? О методе Г.А. Шичко. Влияние алкоголя на кровь и мозг.

Налаживание рационального образа жизни студентов. Здоровый образ жизни - плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, личная гигиена, закаливание, рациональное питание. Первая помощь при отморожении и травмах.

Особенности организма студентов, обусловленные возрастом и влиянием условий учебы и быта. Сбалансированное питание для нормальной жизнедеятельности организма. Отрицательные последствия для здоровья молодых девушек, вызванные применением жестких диет.

Вопросы и проблемы питания. Увеличение производства разнообразных пищевых продуктов. Основные функции и правила гигиены питания. Динамическое действие пищи. Энергетическая ценность. Гигиена, режим и различные формы организации питания школьников.

Характеристика врожденных и приобретенных заболеваний сердца. Рассмотрение клинических проявлений, причин развития (чрезмерное накопление холестерина в организме), распространенности, факторов риска и методов профилактики ишемической болезни сердца.