Конспект занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников «Мы веселые, добрые и смелые. Практический материал Конспект занятия по эмоциональному развитию

Конспект занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников «Мы веселые, добрые и смелые. Практический материал Конспект занятия по эмоциональному развитию

Цель - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Форма проведения - групповое занятие, 6-8 человек.

Материалы : магнитофон; аудиозаписи В. Шаинского - Ю. Энтин «Чунга-чанга», звуки природы, музыка для релаксации; коробочка, картинки с изображением эмоций; карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, тактильные дорожки.

Ход занятия.

I . Вступление.

1.Приветствие «Радостная песенка».

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа и спою песенку про то, как я рада его видеть - «Я очень рада, что (имя) в группе есть», а теперь все вместе «Мы рады, что (имя) в группе есть»

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче.

2.Игра «Разноцветное настроение».

Цель - отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите - у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик - цветок настроений. Каждый лепесток - разное настроение:

  • красный - бодрое, активное настроение - хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
  • желтый - веселое настроение - хочется радоваться всему;
  • зеленый - общительное настроение - хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
  • синий - спокойное настроение - хочется спокойно поиграть, посмотреть в окно;
  • малиновый - мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
  • серый - скучное настроение - не знаю чем заняться;
  • коричневый - сердитое настроение - я злюсь, я обижен;
  • черный - грустное настроение - мне грустно, я расстроен.

Мы отправим клубочек по кругу, и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

II. Основная часть.

3.Этюд «Танец радости».

Звучит аудиозапись музыки В. Шаинского - Ю. Энтин «Чунга-чанга»

Все становимся в круг, беремся за руки, теперь скачем, как радостные воробушки в солнечную погоду (дети танцуют 1-2мин) Теперь подставляем бока солнышку, как радостные котята (дети танцуют 1-2мин) У вас хорошо получается! А теперь прыгаем как радостные ребята на солнечной прогулке (дети танцуют 1-2мин) Хорошо! Настроение поднимается, ребята? Дети отвечают.

4.Игра «Коробочка эмоций»

Цель - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции радости, правильно их выражать, полноценно переживать.

Ребята, посмотрите, вот «Коробочка эмоций» предлагаю с ней поиграть. Внутри набор карточек, на которых изображены различные эмоции. Каждый берет себе одну карточку, не показывая ее остальным. После этого все по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Остальные зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.

Обсуждение: Какие эмоции легче показывать? А какие сложнее? Почему?

Ответы детей.

5.Упражнение «Музыка и эмоции»

Цель - способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством музыки, и развитию образного мышления.

Сейчас мы будем слушать музыкальные отрывки, а затем описывать настроение музыки.

Обсуждение: Какое настроение у каждой музыки было? Какие чувства вызывает? (веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная)

Дети прослушивают музыку и отвечают.

6. Упражнение «Волшебные дорожки»

Цель - способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством ощущений, прикосновений (мягкий, колючий, жесткий и т.д.)

Сейчас мы пойдем по волшебным дорожкам. Как думаете, почему дорожки волшебные?

Ответы детей

(Дорожки волшебные, потому что они разные - есть мягкие, приятные, а есть колючие, жесткие, шуршащие)

Какие чувства, ощущения вызывает у вас каждая дорожка? Какие прикосновения бывают у нас в жизни? Ответы детей.

III. Заключение.

7.Упражнение на релаксацию.

Цель - обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте по удобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, подумайте о приятном.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.

Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.

Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;

формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Материал для занятия:

«Волшебный клубочек»;

Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.

Магнитная доска; Человечки-эмоции;

Бумага для рисования, карандаши;

Использованные технологии занятия:

Сопровождении музыки: Магнитофон с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»; экран, проектор.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть

– прослушивание музыкальных произведений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех! А какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на темную тучку?
(ответы детей)

Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.

Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Мы посетим «Царство эмоций». Жители этого царства приглашают нас в гости и высылают ковер-самолет. Дети садятся на ковер и под музыку летят. Звучит песня “Дорогою добра”.

Какое настроение у этой песни (бодрое, веселое, доброе, светлое).

Как вы понимаете слова “Дорогою добра”.

Что вы почувствовали, когда слушали эту песню? Ребята у меня есть карточки с лицами. Они называются пиктограммы. Давайте рассмотрим их. На них изображены люди с разным выражением лица. Какое выражение лица у этого человека, у этого? (Раздает конверты с пиктограммами каждому ребенку.) - Какую пиктограмму вы покажите, прослушать эту песню? (показывают).

Ковёр-самолёт приземляется. Детей встречают герои сказок.

Воспитатель: - А сейчас мы вспомним героев наших любимых сказок.
- Какие чувства испытывают герои этих сказок?
1.Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки.
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!» (радость)
2.Плачет серый воробей:
- Выйди, солнышко, скорей!
Нм без солнышка обидно,
В поле зернышка не видно! (грусть)
3.И доктор пришил ему ножки
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха мать
Тоже пошла танцевать (радость)
4.Прибежала зайчиха
И закричала: «Ай-ай!
Мой зайчик попал под трамвай
И теперь он больной и хромой
Маленький заинька мой!» (страх)
Воспитатель: - Дети, вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить с вами на занятии? (ответы детей)
- Да, мы будем говорить о чувствах. Как вы понимаете это выражение
«чувства»? (ответы детей)

Дети проходят на полянку.

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)

А какое у него настроение?

Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

«Радость - это когда все радуются, всем весело».

«Радость - это когда у всех праздник».

«Радость - это когда никто не плачет.

«Радость - это когда нет войны».

«Радость - это когда все здоровы».

«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.

(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру, будьте внимательны.
Игра «Скажи наоборот»
Вы грустные ребята – Мы веселые ребята.
Вы ленивые - Мы трудолюбивые.
Вы злые - Мы добрые.
Вы рассеянные - Мы внимательные.
Вы неряшливые – Мы аккуратные.
Вы грубые - Мы вежливые.
Вы злые - Мы добрые.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь я вас приглашаю на прогулку по улицам
этого города. Я хочу убедиться, что вы умеете чувствовать настроение тех
людей, которые встретятся нам в пути

По мостику дети проходят на остров. Их встречает Человечек-Грусть.

Что такое грусть?

Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)

Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)

- А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)

Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)

На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

На пути « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Воспитатель включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

- Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)

- Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)

А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.

Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)

Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)

А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

«Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)

Как вы догадались?

Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.

Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.

Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.

– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.

Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.

Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.

Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

Мамы злятся, когда кушают мороженое.

Мамы злятся, когда на них кричат.

Мамы злятся, когда им дарят подарки.

Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.

Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».

Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.

Мамы злятся, когда их любят.

Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…»

Я злюсь, когда… и т.д.

– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)

Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Садятся на еовёпр-самолёт.

Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)

А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!

Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей

старшей группы дошкольного возраста :

Путешествие в страну «Эмоции» .

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.

Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.

Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.

формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;

формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Состав группы:

Возраст участников: 5 – 6 лет.Кол-во детей в группе: 6-8 человек Продолжительность занятия: 30 минут.

Материал для занятия:

«Волшебный клубочек»;

Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.

Магнитная доска; Человечки-эмоции;

Бумага для рисования, карандаши;

Детские стулья по числу детей;

Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;

Использованные технологии занятия:

С опровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»;

Элементы здоровьесберегающей технологии

Игры с песком.

Психогимнастика.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть

– прослушивание музыкальных произведений

– проведение психологических игр и упражнений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!

Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.

Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.

Бывают чувства у зверей,У рыбок, птичек и людей. Влияет без сомнения, на всех Нас настроение. Кто веселится! Кто грустит? Кто испугался! Кто сердит? Рассеет все сомнения Азбука настроения.

(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)

Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.

Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)

– Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)

– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:

Наш волшебный поездВсех друзей вперед увозит…

(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)

1 остановка. «Поляна Радости » (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой )

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)

А какое у него настроение?

-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

Например:

«Радость - это когда все радуются, всем весело».

«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - когда у всех».

«Радость - это когда у всех праздник».

«Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек».

«Радость - это когда нет войны».

«Радость - это когда все здоровы».

«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

- А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.

(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги - проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).

Психогимнастика « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.

-Ребята, м ысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

Дети мысленно передают друг другу радость.

2 остановка. « Остров Грусти»

Что такое грусть?

Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)

Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица… Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)

- А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)

Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите . (р ассказы детей)

На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

3 остановка. « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

- Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)

- Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (о бсуждение детей)

А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.

Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)

Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)

А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

4 остановка. «Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)

- Как вы догадались?

Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.

Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.

Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.

– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.

Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.

Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.

Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

Мамы злятся, когда кушают мороженое.

Мамы злятся, когда на них кричат.

Мамы злятся, когда им дарят подарки.

Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.

Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».

Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.

Мамы злятся, когда их любят.

Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение « Закончи предложение ».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).

Я злюсь, когда… и т.д.

– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)

Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)

А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!

Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.

Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. И я вам предлагаю нарисовать кисточкой свое настроение на песке!

И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.

На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.

Цель: создание условий для развития у старших дошкольников способов адаптации, развитие навыков коммуникации.

Задачи:
Социально-коммуникативное развитие.
Образовательные:
Создать условия для обучения навыкам саморегуляции поведения.
Обеспечить условия для формирования умения работать в микрогруппах.
Коррекционно-развивающие:
Создать условия для развития и коррекции навыков общения старших дошкольников в детском коллективе.
Обеспечить условия для формирования умения преодолевать трудности и страхи.
Способствовать снижению психомышечного напряжения и расслаблению.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию доброжелательности.
Создать условия для воспитания эмпатиических чувств.

Методы и приёмы: чтение художественных произведений, анималотерапевтические игры и упражнения, релаксация, упражнения подражательно-исполнительского характера.

Оборудование и ТСО: мягкие игрушки котят, клубки шерстяных ниток, две корзинки, карточки с изображением клубков и бантов, набор мягких модулей, карта города котят, аудиозапись релаксационной музыки, музыкальный центр, напольные мягкие маты.

Психологические технологии: музыкотерапия, телесно-ориентированные техники, релаксация.

Здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, физкультминутка.

Ход непосредственной образовательной деятельности

I этап. Организационный и мотивационный момент.
Дети играют в групповой комнате. В центре комнаты на полу «появляется» клубок шерстяных ниток. Педагог-психолог привлекает внимание детей к клубку и интересуется, кому он может принадлежать.
Ответы и предположения детей.
— Ребята, а давайте представим себя маленькими котятами и поприветствуем друг друга необычным способом.
1. Игра «Необычное приветствие».
Дети с психологом встают вкруг, поочередно здороваются сначала носиками, затем «лапками» и воображаемыми «хвостиками».
Взрослый обращает внимание воспитанников на звуки: «Ребята, а клубок оказывается волшебный, он нас куда-то зовет. Наверное кому-то нужна наша помощь. Последуем за клубком и посмотрим куда же он нас с вами приведет?»
II этап. Практический.
Взрослый и дети идут за клубком и находят карту города котят. Психолог рассказывает историю: «Это карта города котят, когда-то этот город назывался Городом Счастливых котят, потому что все котята, живущие здесь были веселыми, добрыми и смелыми. Но это не понравилось злой феи и она заколдовала город. Один котенок стал всего бояться, другой стал злым, а третий все время грустил».
— Ребята, вы хотите помочь котятам снова стать веселыми, сильными и смелыми?
Ответы детей.
— Тогда вперед, за волшебным клубком!
Дошкольники вместе с педагогом-психологом идут за клубком и подходят к домику из мягких модулей, на крыше которого сидит игрушечный, мягкий, «испуганный» котенок.
Педагог-психолог, взяв котенка, произносит стихотворение А.Блока «Почему грустит котенок» (модификация):

«Жил-был маленький котенок
И совсем ещё ребёнок.
Ну, и этот котя милый
Постоянно был пугливый.
Почему? Никто не знал,
Котя это не сказал».
А.Блок

2.Упражнение «Чего боится котенок?»
Дети передают котенка друг другу и рассказывают, чего он боится.
3. Беседа «Как помочь котенку не бояться?»
— Ребята как мы с вами можем помочь котенку не бояться? Дети высказывают свои предположения.
— Правильно, давайте его пожалеем, погладим. Дошкольники обнимают, гладят и жалеют котенка.
Педагог-психолог делает вывод.
— Ребята, смотрите котенок был пугливый, а теперь, когда вы его погладили, пожалели, обняли он уже не боится.
4. Анималотерапевтическая игра » Испуганные котята».
Дошкольники распределяются на две команды по карточкам (бантики и клубки). Одни дети изображают испуганных котят, имитируют их движения и повадки. Другие воспитанники представляют себя смелыми ребятами, которые помогают «котятам» не бояться (гладят их, жалеют, прижимают к себе). Затем дошкольники меняются ролями.
В завершении игры педагог-психолог обсуждает чувства воспитанников.
— Ребята, вам понравилось, когда вас успокаивали? Приятно ли вам было?
— Смотрите ребята наш клубок нас куда-то опять зовет, кому-то еще нужна наша помощь.
Педагог-психолог и дети подходят ко второму дому из модулей, внутри которого сидит игрушечный, мягкий, «грустный» котенок. Взрослый произносит стихотворение А. Блока «Почему грустит котенок?»

«Жил-был маленький котенок
И совсем еще ребенок.
Ну, и этот котя милый
Постоянно был унылый.
Почему? Никто не знал,
Котя это не сказал».
А. Блок

— Ребята, это котенок грустит, наверное ему скучно.
— Как мы можем его развеселить? Что вы делаете, когда вам скучно?
Ответы дошкольников. (Поиграть с ним)
— Правильно, молодцы! Я знаю интересную игру!
Педагог-психолог совместно с детьми выполняет
физкультминутку «Котик».

Вот какой каташка, Воспитанники двигаются по кругу друг за другом.

Круглая мордашка, Останавливаются, показывают обеими
руками мордочку.
И на каждой лапке — Ритмично вытягивают вперед
коготки-царапки, поочередно правую и левую руки;
Все ему игрушки: повороты на месте, вокруг себя.
кубики, катушки,
Котик, точно мячик, совершают прыжки на двух ногах,
По квартире скачет. руки на поясе.
Н.В.Нищева.

— Смотрите, ребята, наш котенок развеселился, здорово вы ему помогла, но наш «волшебный» клубок зовет нас дальше в дорогу.
Дети и взрослый подходят к третьему дому из модулей, в котором сидит «сердитый» игрушечный котенок.
Педагог-психолог читает стихотворение «Сердитый котенок».

У него взъерошилась шерстка,
Изогнулась дугою спинка,
Хвост трубой,
Он шипит и рычит, словно тигр:
Уходите, не хочу я ваших игр. (Авторское).

— Ребята, какой сердитый котенок, как же ему можно помочь?
Ответы детей.
— Правильно, давайте скажем ему ласковые слова. Дошкольники говорят котенку ласковые слова.
Педагог-психолог подводит итог.
— Посмотрите, котенок уже не сердится, он стал добрым, потому что услышал от вас столько ласковых слов. Молодцы!
III этап. Заключительный.
6. Релаксация. «Чудесный сон котенка»
На фоне тихой, спокойной музыки, взрослый медленно произносит: «Маленькие котята очень устали, набегались, наигрались и прилегли отдохнуть, свернувшись в клубочки. Им снится чудесный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки.

Снится нам, что мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке,
Греет солнышко сейчас —
ручки теплые у нас,
Ярче солнышко сейчас —
ножки теплые у нас.
Напряжение улетело и
расслаблено все тело.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Кряжева Н.Л.

Чудесный сон, но пора просыпаться.
— Котята открывают глаза, потягиваются, улыбаются. Хорошо мы отдохнули!
Педагог-психолог расспрашивает детей: понравилось ли вам путешествие в Город котят? Какое настроение сейчас?
Рефлексия. Ритуал прощания.
Педагог психолог показывает две корзинки желтую и серую. Предлагает взять каждому по одному клубку шерстяных ниток в соответствии с настроением: желтый — радостное, веселое; серый — грустное и положить в соответствующие по цвету корзинки.
Педагог-психолог и дети выполняют ритуал прощания: встав в круг и взявшись за руки, хором говорят: «До свидания!»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Ромашка» с. Михайловка Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

Подготовила и провела педагог – психолог Киреева Б.Р.

Цель:

  • закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, грусть, страх, удивление, гнев) .

Задачи:

  1. способствовать осознанию, пониманию эмоций;
  2. повысить устойчивость эмоциональных состояний;
  3. помочь укрепить уверенность в себе, развить самосознание;
  4. помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.) , препятствующие его полноценному личностному развитию;
  5. обогатить эмоциональную сферу ребенка.

Этапы занятия:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, групповая дискуссия.)
  3. Рефлексия занятия - оценка занятия.
  4. Ритуал прощания.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Возраст участников: Старший дошкольный возраст.

Оборудование: картинки гномов с разными эмоциями; магнитофон, аудиозапись музыки, солнышко с прищепками, пиктограммы с изображением эмоций, «сухой дождик» , коробка с конфетами

Предварительная работа:

  • знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, удивление, злость.
  • прослушивание музыкальных произведений.
  • проведение психологических игр и упражнений.

Ход занятия:

Приветствие: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте мы поприветствуем друг друга:

Здравствуй солнце, (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй я, (показывают на себя)

Здравствуй все мои друзья! (обнимают соседей справа и слева за плечи)

Нетрадиционная игра с прищепками Сегодня нас в группе встречает солнышко, которое решила раздать вам свои лучики, для того чтобы узнать с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад. Вы должны рассказать, как вас зовут, какое у вас настроение. Продолжить предложения: Меня зовут… У меня сегодня … настроение, потому что…

(детям раздаются прищепки, солнышко передают по кругу и одевая прищепку (лучик) ребенок рассказывает о своем настроении.)

Посмотрите, сколько лучиков у солнышко и каждый лучик с разным чувством и настроением, у нас лучики и радостные и грустные. И поэтому, чтобы поднять всем настроение мы поиграем с «Солнечным лучиком»

Игра «Солнечный лучик» Солнечный лучик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, но ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного лучика, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался на живот, погладь его. Лучик не озорник - он просто любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Отлично! Мы подружились с солнечным лучиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Основная часть:

Сегодня к нам из страны эмоций пришли в гости сказочные гномы

Они нам помогут вспомнить эмоции, о которых мы с вами говорили на прошлых занятиях.

  • Отгадайте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки, эмоцию какую сейчас вам покажу я?

(звучит радостная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией радости. Ответы детей)

Наш гномик принес нам пиктограммы с различными эмоциями и хочет нас проверить, все ли эмоции вы знаете. (детям раздаются пиктограммы с эмоциями радость, грусть, страх, злость, удивление) А теперь назовите гномику вашу эмоцию, которая изображена на пиктограмме и расскажите гному, когда вы испытываете это чувство. Например: У меня радость «Я радуюсь, когда никто не болеет» .

  • На гнома посмотрите. Эмоцию мне назовите… (звучит грустная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией грусти. Ответы детей.)

Как вы думаете, что с ним могло произойти, почему он грустит?

  • Идет гномик к нам другой. Посмотрите, он какой? (звучит страшная музыка. Педагог-психолог показывает гнома с эмоцией страха. Ответы детей.)

Упражнение «У страха глаза велики» .

Педагог-психолог: А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны) . У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук) . Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки) . А затем вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками) . Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

Молодцы, ребята, вы справились со страхом.

  • На этого гнома посмотрите. Эмоцию мне назовите… (Звучит гневная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией гнева. Ответы детей.)

А знаете этот гном мне рассказал, на что он сильно разозлился. Оказывается ему в волшебной стране никто не хотел рассказывать сказки и поэтому он такой злой. Давайте мы с вами расскажем ему сказку. (дети соглашаются)

Сейчас я буду рассказывать сказку, а вы будете изображать героев сказки после того, как услышите слова «вот так» .

Есть одна замечательная планета, которое носит название Земля. Она большая и круглая. На ней много лесов, морей, рек. И живут на ней люди, звери, птицы, насекомые. Так вот, на этой планете есть огромная ярко – зеленая поляна. Над этой поляной небо часто бывает синим. В небе летают птицы. Эту поляну согревает своими теплыми лучами солнце.

Однажды среди белого дня на этой поляне вдруг появился город. Откуда взялся? Может, кто и знает, но мне не известно. Все в этом городе было необыкновенным. Дома были разного цвета: красные, желтые, зеленые, синие, фиолетовые – будто радуга оставила свой след на каждом из них, разной формы – круглые, квадратные и даже треугольные. Окна в домах были очень большими, чтобы в дом проникало много света. Ф еще было много дверей, и все они были открыты. Входи когда хочешь и иди куда хочешь.

А жили в этом необычном городе маленькие волшебники, похожие на вас. И на тебя Денис, и на тебя, Ирина (и т. д.) . Волшебники были очень добрые и дружные. Они трудились и многое умели. А если у них что-то не получалось, они знали, что обязательно получится, пусть не сразу. Любили волшебники играть и веселиться. То и дело слышался их веселый смех. А смеялись они вот так… (Дети ложатся на спину, болтают ногами, руками, хлопают себе по животу и громко смеются.)

Но бывало волшебникам и грустно, и тогда они грустили вот так… (Дети изображают печаль с помощью мимики.)

Иногда им хотелось поплакать, и они позволяли себе это. Они плакали вот так… (Дети изображают плач с помощью пантомимики.) Огромные слезы катились по их щекам, а когда они падали на землю, то превращались в хрустальные бусинки. Звон от них был мелодичным и успокаивающим.

Волшебники любили придумывать разные чудеса с превращениями. Когда кто-нибудь в кого-нибудь превращался, то они удивлялись вот так (Дети широко открывают глаза, приоткрывают рот, произносят «ах» .)

Сейчас мы попадем в эту страну. Закройте глаза и следите за дыханием. Насчет три вы откроете глаза и окажетесь в волшебном городе. Вдох – выдох – один, вдох – выдох – два, вдох – выдох – три. (Дети выполняют инструкцию.)

Откройте глаза. Мы в необычном городе. (Дети открывают глаза.)

Не успели мы попасть в этот город, как тут же превратились в большущих слонов. У слона четыре мощные ноги. Он ходит важно, не спеша, медленно перенося массу тела с одной ноги на другую. Ставит ногу на всю ступню, как бы продавливая землю. Попробуем ходить вот так… (Дети плавно, медленно переносят тело с одной ноги на другую, шумно вдыхают, на выдохе длительно произнося звук «а» .)

Слон подошел к стройке, где маленькие волшебники строили дом. Наверное, для нас с вами. Слон – сильное животное и он принялся помогать волшебникам поднимать тяжелые камни вот так… Он поставил устойчиво ноги (дети ставят ноги на ширину плеч) , чуть согнул колени, поднял камень передней правой ногой и с силой вытолкнул ее вверх, подавая камень наверх (имитируя движения) . Затем поднял камень передней левой ногой и так же подал его наверх строителям (имитируя движения) . Ему было нелегко, и он не скрывал этого. Тяжело дышал вот так… (Дети на выдохе длительно произносят «а» ) .

Но тут слона постигла неудача: тяжелый камень упал ему на ногу. Слон поднял ушибленную ногу и застонал вот так… «о» ) .

Слон очень разозлился, его тело напряглось, он сжал челюсти, стал размахивать хоботом, грозно трубить вот так… (дети имитируют движения и длительно произносят звук «а» ) .

А затем слон пошел по городу сотрясая воздух ревом вот так… (дети движутся, перенося массу тела с одной ноги на другую с резким движением рук, сжатых в кулаки, вверх; на выдохе опускают руки вниз, произнося звук «а» ) .

Тут слон увидел газету. Он хватил ее и принялся мять. Он топтал ее ногами, рвал на части вот так… (дети мнут газету, топчут, рвут) .

Затем слон завалился на спин и принялся колотить по земле ногами, вертеть головой и реветь вот так… (дети ложатся на спину, стучат об пол ногами, мотают головой, длительно произносят звук «а» ) .

Постепенно чувство злости стало покидать слона, он закрыл глаза, вытянувшись на земле во весь рост вот так… (дети ложатся на пол, закрывают глаза, слушают текст на релаксацию) .

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, …засыпают… (2 раза)
Напряжение улетело
И расслаблено все тело (2 раза)

Губы не напряжены
Приоткрыты и теплы (2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык (2 раза)

Дышится легко…ровно…глубоко…

Вскоре слон совсем успокоился, он лежал расслабленный. Открыв глаза, он огляделся кругом вот так… (дети открывают глаза, осматриваются по сторонам) .

Как хорошо: солнышко пригревает, небо голубое, трава зеленая, в речке вода течет. И ему стало совсем спокойно и уютно. А о злости напоминали только разбросанная по земле обрывки бумаги. Давайте уберем все остатки «злости» , чтобы она нас больше не беспокоила (все убирают обрывки газет) .

Ну что пришло время возвращаться домой. Закройте глаза, следите за дыханием. На счет «три» вы откройте глаза и снова окажитесь в нашей группе детского сада. Вдох – выдох – один, вдох – выдох – два, вдох – выдох – три. (Дети выполняют инструкцию.)

Символическое возвращение из сказки - упражнение «Это я»

Дети встают в круг, взявшись за руки, топают ногами, повторяя на выдохе: «Это я. Это я» .

Ну вот мы и вернулись. Вам понравилось быть слонами? Какое чувство переживал слон, когда камень свалился ему на ногу? Как он выражал это чувство? Что он при этом делал? Вы заметили, что слон, несмотря на то, что был зол, никого не оскорблял и не обижал. Слон - миролюбивое животное. И если вдруг вас когда – нибудь посетит чувство гнева, злости, вспомните слона.

  • На гномика взгляните, Эмоцию определите… (Звучит необычная музыка. Педагог-психолог показывает гнома с эмоцией удивление. Ответы детей.)

Правильно, это удивление! Я вам расскажу чему же удивился сказочный гном, может вы тоже удивитесь.

1. Игра - релаксация «Сухой дождь» .

Прислушайтесь, что за звуки? Это дождь шумит. Пойдём, посмотрим (аудиозапись - Шопен «Вальс дождя» ) .

К нам прилетела дождевая тучка, но дождь не простой, а волшебный (на зонтике разноцветные атласные ленты) . Погладьте его.

Наш дождь разноцветный, сухой, тёплый, веселый, добрый, ласковый, нежный. Дождик нас радует, успокаивает. Можно немного потанцевать под музыку.

Дождик, дождик, мой дружок, ты пролейся на лужок,

По рукам и по лицу, ты пляши без лени, первый, весенний.

Так приятно гулять под нашим дождиком.

Наш волшебный дождик словно смывает все переживания, страхи, усталость и наполняет нас здоровьем и весенним настроением.

Рефлексия занятия

  • Давайте вспомним, какие эмоции живут в сказочной стране?

Какая игра показалась вам наиболее интересной?

  • А какое у вас сейчас настроение?

(Дети вспоминают) .

Ритуал прощания.

Подошло к концу наше встреча с сказочными гномами.

Они на прощание дают нам наставление:

Быть добрым, без капризов

И дарят вам сюрпризы. Гномы в гости к нам пришли тоже не с пустыми руками а с сюрпризом (Показываю детям коробочку, закрытую крышкой. Трясу коробочку и предлагаю детям отгадать на слух, что там находится.) Как вы думаете, что это может быть?

На самом деле это конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что – то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на земле… (Детям раздаются конфеты, они высказывают свои пожелания) .

Спасибо! Вы сегодня молодцы. До свидания.

Список используемой литературы:

  1. Программа Эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В., Слободяник Н. П. Практическое пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 208 с.; ил.
  2. Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психо- коррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) . – М.: Национальный книжный центр, 2011. – 136 с. (Психологическая служба.)