Как вырастить ребенка здоровым. Как вырастить здоровых телят

Как вырастить ребенка здоровым. Как вырастить здоровых телят
Как вырастить ребенка здоровым. Как вырастить здоровых телят

Как бы банально это ни звучало, дети — самое ценное, что есть у родителей. Их здоровье, самочувствие, настроение — то, что заботит любящих родителей с момента рождения детей. С этапа планирования малыша и до его совершеннолетия родители стараются создать максимально комфортные условия для гармоничного развития будущего чада. Они мечтают вырастить его успешным и здоровым. Каким должен быть здоровый ребёнок и как вырастить ребёнка здоровым — тема нашего сегодняшнего материала.

Здоровый ребёнок: что это значит?

В понятие «здоровье» ребёнка мы вкладываем физический аспект и психологическое состояние ребёнка, а также его эмоциональный настрой. Здоровый ребёнок гармонично развивается, его организм справляется с вредными факторами окружающей среды и противостоит болезням.

Здоровый ребёнок жизнерадостен, активен, хорошо ест, с удовольствием играет, доброжелателен и не доставляет родителям никаких хлопот. Когда он не голоден и у него ничего не болит, он выглядит и ведёт себя, как абсолютно здоровый, счастливый малыш.

На здоровье ребёнка влияет генетика, социальная и экологическая среда, соблюдение правил гигиены и множество других факторов. Но в основном здоровье ребёнка зависит от его родителей и их совместных усилий.

Именно они должны взять на себя обязательства по воспитанию здорового ребёнка и успешной личности. От них будет зависеть конечный результат. Главная роль отводится матери малыша, но и отец очень важен для гармоничного роста и развития ребёнка.

Рост, вес, развитие ребёнка в соответствии с возрастом - также важные показатели здоровья, как и базовые физические качества, черты характера, навыки и привычки, которые формируются постепенно, от месяца к месяцу и от года к году.

Формированием личности ребёнка нужно заниматься с раннего детства.

Чтобы ребёнок быстро развивался и рос здоровым, нужно соблюдать немало правил, мы назовём лишь основные из них. Возможно, они вам знакомы.

Если вы хотите вырастить ребёнка здоровым, вам придётся:

  • следить за режимом дня ребёнка с самого рождения;
  • организовать ежедневные физические нагрузки, активные прогулки, занятия спортом;
  • обеспечить полноценное правильное питание;
  • закаливать малыша, одевать по погоде;
  • создать комфортные условия для сна и отдыха;
  • приучить к здоровому образу жизни и ежедневной гигиене;
  • создать благоприятную, доброжелательную семейную атмосферу;
  • развивать когнитивные и коммуникативные способности;
  • много общаться;
  • учить всему не на словах, а на собственном примере;
  • избегать физических наказаний;
  • любить ребёнка безусловно, а не за его успехи и заслуги.

Растим здорового ребёнка: спорт и физические нагрузки

Мало кто из педиатров или психологов порекомендует малышу профессиональный спорт, как эффективное средство физического развития. Но физические нагрузки, гимнастика, активные прогулки и подвижные игры должны присутствовать в распорядке дня ребёнка любого возраста в обязательном порядке. Если ребёнок ходит в детский сад, о его двигательной активности позаботятся воспитатели, но о детях до детсадовского возраста и о тех, кто по каким-либо причинам не посещает детские учреждения, должны позаботиться родители и обеспечить:

  1. Утреннюю гимнастику;
  2. Ежедневные физические нагрузки;
  3. Активные игры и прогулки на свежем воздухе;
  4. Закаливание;

Если малышу до трёх лет достаточно активных игр и прогулок на свежем воздухе в любое время года, то деткам постарше уже можно посещать различные спортивные секции:

  • плавание;
  • гимнастика;
  • футбол;
  • волейбол.


Им полезна езда на велосипеде, прыжки на батуте, утренние или вечерние пробежки.

Все эти занятия принесут ребёнку огромную пользу и море удовольствия, особенно если рядом будут находиться любящие и заботливые папа и мама.

Чтобы ребёнок рос здоровым, энергичным и подвижным, делайте вместе с малышом утреннюю зарядку, учите самым простым физическим упражнениям. Чем больше ребёнок будет двигаться, тем лучше он будет развиваться и быстрее расти. Нельзя недооценивать пользу двигательной активности для здоровья детей любого возраста. Физические упражнения положительно влияют не только на формирование иммунитета, но и на развитие памяти, мышления, умственных способностей и личностных качеств.

Детские болезни: почему их не стоит бояться?

Для любящих родителей любой чих ребёнка — серьёзный повод для беспокойства. А если температура любимого чада внезапно поднялась выше 38 градусов, то без помощи специалиста никак не обойтись.

Однако, обычно все не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Сегодня особой популярностью (вполне заслуженно) пользуется книга Роберта Мендельсона, американского профессора, доктора медицины и педиатра «Как вырастить ребёнка здоровым вопреки врачам», где он подробно объясняет, почему не стоит бояться детских болезней.

Р. Мендельсон уверен, что большинство детских болезней не нуждается во внимании докторов, и учит родителей воспринимать болезни, как «естественный этап развития ребёнка», как своеобразную реакцию организма на «динамику жизни».

Родительский долг — заботиться о ребёнке, растить его в любви и заботе, не следовать стереотипам, не перекладывать уход за ним и ответственность за его здоровье на кого-либо.

Титанические усилия любящих родителей обязательно будут вознаграждены — ребёнок вырастет здоровым и успешным.

Соблюдая элементарные правила, можно избежать частых ОРВИ и сократить до минимума общение с врачами. Вот некоторые из них: не кутайте малыша и гуляйте с ним в любую погоду, приучайте ходить босиком в любое время года дома, а летом — ещё и на даче, закаливайте деток с раннего детства.

Старайтесь проветривать помещение, где ребёнок проводит много времени, как можно чаще, но не реже, чем два раза в день — утром и вечером. Очень положительно на развитие и самочувствие ребёнка влияет грудное вскармливание.


Ещё один совет относительно питания малышей — не спешить с прикормами и отдать предпочтение простой, незатейливой еде — кашам, пюре из овощей и фруктов, супам и бульонам.

Следует учесть, что у разных детей разный аппетит. Нельзя требовать от ребёнка, чтобы он ел больше или меньше. Полагайтесь на выбор ребёнка и его желание.

Здоровье малыша — это кропотливый, ежедневный труд его родителей, которым придётся трудиться каждый день, без праздников и выходных, чтобы вырастить ребёнка здоровым.

На собственном примере нужно приучать детей к здоровому образу жизни, здоровым привычкам, правильному режиму, полноценному питанию.


Здоровье ребёнка — не сиюминутное состояние, а результат длительной работы его родных.

Будьте уверены в том, что ваш ребёнок — здоров, и пусть эта уверенность передаётся вашему малышу. Положительный настрой, доверительные отношения, благоприятная семейная атмосфера, любовь и поддержка родителей — вот что поможет вырастить ребёнка здоровым. Любите своих детей, доверяйте своей интуиции и руководствуйтесь здравым смыслом в вопросах воспитания.

Мы лечим детские простуды, дважды в год водим ребенка к стоматологу, строго придерживаемся графика прививок. В общем, стараемся, чтобы наши дети были здоровы. Однако в силах родителей сделать гораздо больше. Наши дети могут дожить до 90 лет, быть здоровыми и активными, если мы заложим фундамент их будущего долголетия в детстве.

О том, что же должны сделать для этого родители, нам рассказывает руководитель отделения питания здорового и больного ребенка Научного центра здоровья детей РАМН д.м.н, профессор Татьяна Боровик.

В: Насколько справедливо утверждение, что все болезни «уходят корнями в детство»?

Совершенно справедливое утверждение. Любая болезнь возникает в результате сбоя в работе иммунной системы, которая формируется в детстве. Таким образом, и здоровье взрослого человека программируется в детском возрасте. Последние научные исследования показали: ключ к здоровью – в грудном вскармливании. Материнское молоко – не просто идеальное питание для младенца. Ведь и современные детские молочные смеси содержат все необходимые младенцу питательные вещества. Но только в грудном молоке содержатся гормоны, ферменты, другие биологически активные вещества, благодаря которым компенсируется еще недостаточная активность иммунной, эндокринной и ферментной системы желудочно-кишечного тракта. Если ребенок на грудном вскармливании, у него гораздо реже встречаются такие заболевания, как железодефицитная анемия, пищевая аллергия, функциональные нарушения кишечника. Уже доказано, что ожирение, сахарный диабет, гастроэнтерологические, сердечно-сосудистые заболевания, патология почек чаще бывают у детей, лишенных материнского молока в младенчестве.

В: Для более взрослых детей питание также остается ключевым фактором?

Ребенку необходимо полноценное разнообразное сбалансированное питание. Этот тезис актуальности не утратил. Исследования установили четкую зависимость между уровнем доходов и образования в семьях и здоровьем детей. В состоятельных семьях, а также в тех, где родители – люди образованные и достаточно культурные, те же железодефицитная анемия и ожирение встречаются намного реже. Образованные люди понимают, что питание определяет рост и развитие ребенка, а значит, и его здоровье в будущем. Дети должны есть больше овощей и фруктов, круп, обязательно мясо, рыбу, молочные продукты. И никакого раздельного питания. Очень важен режим. Ребенок должен есть как минимум четыре раза в день. Обильное двухразовое питание – утром и вечером – неизбежно ведет к нарушению обмена веществ. Еще незрелая ферментативная система просто не может справиться с большими объемами пищи.

В: Почти все дети – сладкоежки. Родители оправдывают это тем, что дети подвижны и тратят очень много энергии. Насколько опасно пристрастие к сладкому?

Пристрастие детей к сладкому – привычка. Она формируется в детстве. Приучайте ребенка к естественному вкусу пищи. Не добавляйте во все блюда сахар только для того, чтобы он поел. Что касается потребности в «топливе», то сахар содержится не только в кондитерских изделиях. Он есть во всех фруктах, поэтому их надо включать в рацион ребенка в достаточном количестве. От культуры питания в семье также очень много зависит. Ребенок будет придерживаться принятых в доме правил. Ведь когда он взрослеет, у него меняется уровень обмена, а любовь к сладостям остается. В результате – полнота.

В: Даже худых детей надо ограничивать в сладком?

Сладости в своем большинстве содержат пустые калории. Если ребенок очень худой, ему надо обеспечить полноценное питание, а не подкармливать сладким. В питании ребенка должны широко использоваться такие важные продукты, содержащие кальций и белки, как творог, разнообразные кисломолочные каши, обогащенные витаминами и минеральными веществами, свежие фрукты и овощи. При этом нужно учитывать, что риск развития диабета от телосложения и склонности к полноте напрямую не зависит.

В: Действительно ли жировые клетки закладываются в детстве?

Ребенок рождается с определенным количеством жировых клеток – адипоцитов. Количество это индивидуально. Если ребенок получает много углеводов, адипоциты увеличиваются в размерах, в них откладывается жир. В соединительной ткани есть зачатки этих клеток. При определенных условиях они «просыпаются» и также начинают аккумулировать жир. Чаще всего толчком служат гормональные изменения. У девочек это, как правило, происходит в подростковом возрасте.

В: Как научить ребенка контролировать аппетит?

Повторюсь, в семье должна быть установка: питаться надо правильно. Более взрослому ребенку можно просто объяснить: чтобы выглядеть привлекательно, чувствовать себя комфортно в коллективе, надо следить за весом. Объясните ребенку, что контроль за весом состоит не только в ограничениях в питании, но и в учете энергозатрат. Мы рекомендуем детям с помощью взрослых вести дневник, где бы фиксировалась двигательная активность в течение дня. Из этих записей сразу видно, сколько времени ребенок проводит за партой, у телевизора, на диване с книгой, а сколько двигается, помогая по дому, гуляя, занимаясь спортом.

В: Как снизить риск возникновения самых грозных заболеваний?

Сердечно-сосудистые заболевания по-прежнему остаются самыми распространенными. К нарушению липидного обмена ведет неправильное питание. В настоящее время у 10–14 летних детей выявляются ранний атеросклероз, гипертония. Их сосуды напоминают сосуды людей преклонного возраста. Что касается онкологии, то тут определенную роль играет наследственность. Ею определяется склонность к заболеваниям, а условия жизни могут послужить «пусковым механизмом». Очень важно есть больше фруктов, ягод: они содержат антиоксиданты. Безусловно, огромной нагрузкой на детский организм является неблагоприятная экология в больших городах. Поэтому городских детей надо как можно чаще вывозить за город, стараться гулять не по улицам, а в парках. Иммунная система должна окрепнуть, тогда взрослому человеку легче противостоять плохой экологии.

В: Детские инфекционные заболевания оставляют след?

Частые ОРЗ, тонзиллиты, ангины могут осложниться ревматоидной патологией. Под ударом оказываются сердце, почки. Вирусная инфекция может стать причиной диабета, так как она влияет на выработку инсулина. Очень важно полностью долечить инфекционное заболевание. Подтвердить факт излечения необходимо анализами. Для начала достаточно сделать клинический анализ крови и общий анализ мочи. В зависимости от ситуации врач может назначить и другие лабораторные исследования.

ОБЯЗАТЕЛЬНО:

Дети должны заниматься физкультурой. Лыжи, коньки, велосипед, плавание, игры активизируют работу иммунной и сердечно-сосудистой систем, тренируют костно-мышечный аппарат.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Для того чтобы держать ситуацию под контролем, для детей школьного возраста проводятся ежегодные диспансеризации. Если по какой-то причине ваш ребенок остался «неохваченным», сдайте анализы и посетите специалистов самостоятельно.

Тест

Почему это важно

Индекс массы тела

Контроль за весом ребенка – это наилучшая профилактика ожирения.

Кровяное давление Врачи обнаруживают признаки гипертензии у детей школьного возраста все чаще. Поэтому раз в год надо измерять ребенку артериальное давление.
Уровень холестерина Ежегодно необходимо проверять у ребенка уровень холестерина в крови, чтобы контролировать состояние его сосудов.
Уровень сахара Диабет все чаще встречается у детей, поэтому раз в год нужно измерять уровень сахара в крови.
Образ жизни

Если ребенок правильно питается, ведет активный образ жизни, общается со сверстниками и занимается физкультурой, он более гармонично развивается и физически, и умственно, и эмоционально.

Елена Воробьева
Как вырастить здорового ребенка

Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к своему ребенку .

Что же главное в воспитание ребенка ?

Конечно, хочется ответить все главное! И все же главное задача в воспитании ребенка – ребенок должен расти здоровым ! Ни полнота и упитанность, ни богатырское сложение, ни румянец на пухлых щечках ребенка сами по себе не являются критериями здоровья . Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям.

Жизнь неизбежно столкнет ребенка с трудностями и испытаниями разного характера. Будь то резкая смена температуры или инфекция, физическая перегрузка или душевное волнение, крепкий здоровый организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый потерпит поражение.

Здорового ребенка легче воспитывать . У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развитие инициативы, сильной воли, дарованной и природных способностей.

Так что же делать, чтоб ребенок вырос здоровым !

Здоровье ребенка , прежде всего, конечно же зависит от здоровья его родителей , от образа жизни который ведут его родители. На здоровье ребенка оказывает влияние и среда, в которой он растет и развивается. Детский организм пластичен, изменчив и податлив. В определенных условиях неблагоприятные врожденные особенности могут остаться непроявившимися, а могут и стать источником серьезных заболеваний. Точно так же благоприятные задатки либо развиваются и совершенствуются. Либо угасают.

Ребенок рождается на свет уже с известным запасом сопротивляемости, устойчивости, «готовых» приспособительных механизмов. Например, таких как терморегуляция. В ответ на охлаждение организма уменьшается теплоотдача, а в ответ на перегревание -она увеличивается. Таким образом, если эти механизмы упражнять часто, с возрастающей нагрузкой, то они становятся все более надежными, безотказными. Если же этой тренировки нет, заметно снижаются. Проще говоря, если ребенка не закалять , все время кутать, прятать от малейшего дуновения ветра, устойчивость к простудным заболевания будит велика.

Обобщая ниже сказанное можно сделать вывод : воспитание должно быть не изнеженным, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.

Не ограждайте вашего ребенка от лучшего в мире учителя – жизненного опыта!

Крепкий организм!

«Крепкий организм» - так обычно характеризуют здорового человека , который способен выдержать суровые испытания и выжить в трудных условиях.

Что же обеспечивает «крепость» здоровья человека ? Прежде всего – это особенности развития его организма. Чем лучше развит человек, тем выше резервные возможности его организма, а следовательно, тем крепче у него здоровье . Уровень развития организма, в свою очередь, связан с развитием его отдельных частей - органов и систем, с тем насколько согласованно они работают.

Как проанализировать работу детского организма?

Ранее было сказано о том, что «крепость» организма напрямую зависит от уровня, степени его развития. Как определить уровень развития организма своего ребенка ? Многие родители считают, что это можно сделать, измерив рост и массу тела, оценив физическую подготовленность, но такой анализ не будет являться точным, так как каждый ребенок развивается по-разному, с разной скоростью. К тому же разные дети имеют разные способности и склонности к чему-либо.

Как же все-таки оценить развитие ребенка ? Как определить, нормально он развивается, отстает или наоборот опережает своих сверстников?

Прежде всего, надо проанализировать поведение самого ребенка , говоря научно-его физическую и умственную активность.

Если ваш ребенок много двигается и с удовольствием занимается физическими упражнениями, у него хороший аппетит, если он охотно посещает детский сад, стремится к общению со своими сверстниками, идет на контакт с взрослыми, принимает активное участие в играх, то можно смело считать, что он развивается нормально. Если же вы не наблюдаете у своего ребенка этих проявлений , если у ребенка нет интереса к активному образу жизни, он склонен проводить большую часть времени в пассивном состоянии, в саду он чаще играет один, не идет на контакт с воспитателем, плохо питается, медленно растет – это может являться замедлением развития!

Как вырастить здорового ребенка ?

Чтобы ребенок рос и развивался в соответствии со своим возрастом и возрастными особенностями, необходимо с самого детства прививать ему интерес к физической культуре и спорту! Занятие спортом позволит ребенку повысить работоспособность его организма, делает его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы дети развивались и росли здоровыми !

В современном мире, к сожалению, родители уделяют очень мало внимания и своего времени детям. Ошибочно полагаться только на детский сад, так как физическое развитие ребенка должно быть не прерывно и в детском саду и дома.

Физкультурно – оздоровительная работа детей в семье чрезвычайно разнообразна. Она может быть связана с подготовкой и проведением каких-либо праздников, семейных торжеств, плановых и неожиданных событий (т. к. победа в соревнованиях, проводимых в детском саду или выпуск из детского сада и др.). Кроме того потребность в общении и совместных занятиях возникают ежедневно в вечерние часы, когда вся семья собирается после работы, а также в выходные дни.

В выходные дни лучше всего организовать отдых на открытом воздухе. Например, в теплое время года можно всей семьей пойти в поход. Семейные туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект ,получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов : солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. доказано,что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений : ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, способствуют совершенствованию такого ценного оздоровительного качества , как выносливость. Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи и компенсации того внимания, которое родители не додают своему ребенку .

За частую если на улице ненастная, дождливая или ветреная погода, родители предпочитают остаться дома с ребенком . Тогда то и возникает следующая проблема связанная, прежде всего. Со сложностью разрешения противоречия между высокой естественной потребностью ребенка в активной двигательной деятельности и площадью современных квартир. В этом случае родители часто отдают предпочтение организации спокойных занятий (лепка, рисование, просмотр мультфильмов, компьютерные игры, настольно-печатные игры). Учитывая достоинства и важность вышеупомянутых видов деятельности, следует отметить важность двигательной активности для развивающего организма ребенка . Ограничение двигательной активности ребенка в домашних условиях может привести к невосполнимым потерям в его здоровье и гармоничном физическом и общем развитии.

Для того чтобы ребенок мог рационально использовать свою двигательную деятельность в домашних условиях, можно установить в детской комнате «спортивный комплекс» конечно, если это позволяет площадь его комнаты. Тем более в наше время выбор «спортивных комплексов» в специализированных магазинах достаточно разнообразный.

Другой формой проведения домашнего физкультурного досуга является подвижные игры и игровые упражнения. С учетом ограниченной площади и возможностей квартиры рекомендуется отбирать игры и упражнения малой и средней подвижности. Участниками могут быть как дети так и все члены семьи. Это могут быть игры в «кольцеброс, дартс, боулинг» , так же это могут быть такие игры как «прятки, жмурки, море волнуется и т. д.»

Так же не надо забывать о том, что подвижные игры во дворе являются самым доступным и массовыми видом физических упражнений для ребенка . Как мы знаем игра стоит на высшей ступени интересов у детей. однако многие современные виды развивающих игр (компьютерные, электронные игры) не способствуют укреплению здоровья ребенка и формированию тех важных нравственных качественных качеств как (взаимопомощь, честность, смелость, справедливость и др., основа которых закладывается только в коллективных подвижных играх во дворе со своими сверстниками. Взрослые могут быть зачинщиками такого досуга. Помочь оборудовать площадку для игры, смастерить недостающий инвентарь. Продумать и подготовить призы. Зачастую вы гуляете во дворе семьями, можно организовать игры соревновательного характера. Например папа и сын одной семьи, мама и дочь другой семьи провести эстафеты (кто быстрей доскачет на одной ножке по дорожке, перенеси мяч и не урони, переправа «с помощью обруча» , вытолкни из круга и т. д.). сколько радости и удовольствия приносят совместные игры взрослых и детей. Очевидно, что такие мероприятия при нынешней занятости родителей не могут повторятся часто. Но достаточно, если взрослые объединяться с детьми для совместных игр в выходные дни или во время отпуска!

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ .

Просыпаясь не залеживаемся в постели.

Каждый день начинаем с зарядки.

Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.

Лифт – враг нашему здоровью , спускаемся и поднимаемся по лестничной площадке пешком.

В детский сад – пешком в быстром темпе.

Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!

При встрече с воспитателями и детьми в детском саду обязательно здороваемся (желаем доброго здоровья !

Режим дня – наш друг, хотим все успеть – успеем!

Питаемся правильно и с пользой для своего здоровья !

Вечером в семейном кругу обсуждаем, как провели день!

В отпуск и выходные дни – только всей семьей!

Кто из родителей не мечтает о том, чтобы их дети были здоровы и счастливы во взрослой жизни? Вопрос риторический. Конечно, мамы и папы желают своему ребенку только добра, удачи и успехов. А для успехов и достижений нужны хорошее здоровье, сильный характер и целеустремленность. Но если о здоровье своего подрастающего поколения большинство родителей заботится, то вот с выработкой волевых качеств и тренировкой мотивации все несколько сложнее. Почему-то они отходят на второй план, и вспоминают о них, лишь когда ребенок сталкивается с первыми серьезными испытаниями на прочность, которые ему устраивает судьба. Вот тогда родители спешно пытаются вложить в детскую голову те ориентиры и ценности, следуя которым, как они полагают, их чадо пробьет себе дорогу в жизни.

Психологи, писатели, философы, социологи - все сходятся во мнении, что для того, чтобы вырастить здорового и душой, и телом человека, необходимы несколько важных факторов. И все они нематериальные: внимание к ребенку и всему, что происходит с рождения в его жизни, любовь - безотчетная, искренняя, но при этом не слепая и не всепоглощающая, взаимное уважение всех членов семьи и, конечно же, личный пример родителей. Никакие слова не будут услышаны маленьким человечком, если на деле, в реальной жизни, они будут расходиться с тем, как живут, какие поступки совершают мама или папа. «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя», - гласит старинная английская пословица.

И кстати, это правило работает не только с поступками, жизненными правилами и принципами, моральными ценностями, но и со здоровьем. Сегодня уже ни для кого не секрет, что, например, все пищевые привычки закладываются и формируются в детстве, как и вкусовые. Именно поэтому, когда нам что-то очень понравилось в гостях или в ресторане, мы говорим: «Вкусно, как в детстве», «У этого блюда вкус детства».

Многочисленные исследования, проводившиеся в разных странах (США, Мексике, Испании, Великобритании и других), показали, что дети, чьи родители имеют лишний вес, также склонны к ожирению или уже в школьном, подростковом возрасте приобретают лишние килограммы. Уже во взрослой жизни у них выше риски для развития сахарного диабета и болезней обмена веществ, артериальной гипертонии, других серьезных проблем со здоровьем. Исследователи стали выяснять, почему толстеют дети, и оказалось, что подавляющее большинство семей, где есть ребенок с лишним весом или ожирением, питаются неправильно, в их рационе преобладают дешевые полуфабрикаты, соусы, жареное и острое, много сладостей, они злоупотребляют фастфудом и газированными напитками.

Еда и система питания - наиболее яркий пример того, как модель поведения (в данном случае пищевого) влияет на здоровье ребенка. Не менее показательна другая ситуация - когда у ребенка наблюдаются психосоматические проблемы: нарушения сна, беспокойство, повышенная тревожность, снижение внимания и концентрации, смена настроения, агрессия и проблемы в общении со сверстниками, плохая успеваемость в школе. Как правило, все это развивается у детей из семей, где родители очень загружены работой, живут в постоянном стрессе либо у них серьезные проблемы в отношениях, они постоянно ругаются и говорят на повышенных тонах. И в том и в другом случае им не до ребенка, который бессознательно начинает вытворять нехорошие вещи, чтобы вызвать осуждение окружающих и родителей и привлечь таким образом их внимание. Когда в ситуацию вмешивались семейный, детский психолог и родители кардинально перестраивали модель своего поведения, все менялось к лучшему, и не нужны были никакие лекарства.

Поэтому миссия родителей заключается не только в том, чтобы «кормить - поить - обувать» любимое чадо, оплачивать репетиторов, кружки и секции, поездки на каникулы. Это нечто намного большее, от чего зависят здоровье ребенка, физическое и ментальное, а также развитие его личностных качеств, то, что выстраивается на доверии: мальчик или девочка подражает во всем своим самым близким людям - маме и папе. Он берет себе за жизненные правила ориентиры родителей, и здесь очень важно, чтобы взрослые об этом помнили и стремились не на словах, а на деле быть примером во всем - от заботы о собственном здоровье до того, как общаться с людьми, кому доверять, а кому нет.

Обязанность родителей - научить распознавать «своих» и «чужих», предостеречь от чего-то и подстраховать на случай неожиданных проблем. Причем от каких-то реальных сложностей и непредвиденных ситуаций можно подстраховать буквально - оформив для ребенка страховой полис, который станет своего рода подушкой безопасности для него. Рынок страховых услуг в России уже достаточно развит, многие программы страхования стали вполне доступны, и купить может каждый.

Великий Уинстон Черчилль говорил: «Успех - это умение двигаться от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма». С ним трудно не согласиться, но таких энтузиастов-оптимистов, сильных личностей, прямо скажем немного. Не каждый человек бывает готов к испытаниям, особенно если речь идет о здоровье. И здесь , оформленная заботливыми и дальновидными родителями, может оказаться той спасительной соломинкой, которая поможет в нужный момент выплыть из жизненных проблем.

« Как вырастить здорового ребёнка?»

Цель: объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.

Задачи:

  1. Получение родителями информации о здоровье школьников как факторе социализации личности.
  2. Выявление ключевых проблем и тенденций, влияющих на состояние здоровья учащихся.
  3. Разработка форм взаимодействия классного руководителя и семьи по сохранению и укреплению здоровья школьников.

На сегодняшний день остро стоит проблема сохранения здоровья детей. По данным многолетних наблюдений от 1 к 11 кл. в два раза увеличивается число детей с нарушением двигательного аппарата, с заболеваниями сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха, в 5 раз увеличивается число детей с заболеваниями эндокринной системы.

Поэтому, одной из центральных проблем правительство обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения.

Для достижения этой цели учителя и родители должны так обучать и воспитывать учеников, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Состояние здоровья зависит от многих факторов, среди которых важное место принадлежит образу жизни. К основным компонентам образа жизни относятся: питание, быт, организация учебного труда и отдыха, отношение к вредным привычкам. Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни, особенно в школьный период являются систематические занятия физической культурой и спортом.

Родители должны организовать здоровый быт ребенка, позаботиться о здоровье и физической закалке, правильном режиме.

Не все дети рождаются здоровыми и ловкими. Задача родителей - укреплять здоровье детей, содействовать их физическому развитию. В тех семьях, где родители поощряют занятия своих детей подвижными играми, физкультурой и спортом, устанавливают и поддерживают строгий режим в занятиях и отдыхе ребенка, там дети растут физически крепкими, здоровыми и дисциплинированными.

Правильное физическое воспитание детей в семье предполагает, прежде всего, соблюдение ими определенного режима. Режим школьника – это рациональное, распределение в течение суток учебной и неучебной работы и отдыха. Строгое выполнение режима дисциплинирует школьников, приучает их к точному и аккуратному выполнению учебных заданий и общественных поручений. Вместе с тем режим способствует правильному физическому развитию и укреплению здоровья детей.

Учебная работа требует большого напряжения умственных и физических сил учащихся. Отсутствие достаточного отдыха может привести к серьезному расстройству здоровья школьников и к неправильному их физическому развитию.

В режиме школьника обязательно предусматривается время пребывания на воздухе и нормальная продолжительность сна. Чем моложе ребенок, тем больше продолжительность его сна. Врачи рекомендуют для школьников 7 лет - 12 часов сна, 8-10 лет-11 часов, 11-12 лет - 10 часов, 13-16 лет - 9 часов, 17-18 лет - 8 часов.

Родителям важно приучить детей ежедневно ложиться и вставать в одно и хо же время. Перед сном необходимо проветривать комнату.

Пища должна приниматься всегда в определенное время. Для правильного роста и развития детского организма очень важно обеспечить регулярное и разнообразное питание.

В режиме следует предусмотреть также свободное время для игр и развлечений школьников, для выполнения ими различных поручений родителей.

Режим, разумеется, не может быть одинаковым в каждой семье: он зависит от возраста детей, от конкретных условий жизни.

Есть еще такие родители, которые занятия своих детей физкультурой и спортом рассматривают как пустое времяпровождение. Они недооценивают роль физических упражнений и игр для формирования организма детей, для разностороннего их развития.

Правильно поступают многие родители, которые поощряют участие своих детей в физкультурно-спортивных мероприятиях и обеспечивают их необходимым спортивным инвентарем.

Большое влияние на физическое развитие детей оказывает утренняя гимнастика. Конечно, приучить школьника к утренней гимнастике не так просто. Надо терпеливо и настойчиво напоминать ему о необходимости утренней зарядки до тех пор, пока она не войдет в привычку. Важным средством физического воспитания детей является также использование солнца, воздуха и воды для закаливания еще не окрепшего детского организма. Но пользоваться солнцем и водой нужно умело. Нужно стремиться к тому, чтобы дети как можно больше находились на воздухе, при этом не следует их слишком тепло одевать, так как это приводит к простудным заболеваниям.

Очень важным средством физического воспитания детей являются прогулки и совместные с родителями походы. Они организуются обычно в выходные дни и в дни каникул. В зависимости от времени года они могут быть пешеходными, лыжными или водными. Такие прогулки не только помогают укреплению здоровья ребят, но и способствуют всестороннему их развитию.

В летнее время особенно важно, чтобы дети занимались плаванием, ездой на велосипеде.

Зимой создаются большие возможности для занятия детей лыжным спортом, катаньем на санках и т. п.

Но заниматься этим нужно в меру.

Физическое воспитание включает в себя также приучение детей к соблюдению правил санитарии и гигиены. Соблюдение чистоты одежды и обуви, мытье рук перед едой, пользование носовым платком, умывание и регулярное посещение бани - все это должно войти в привычку у детей и подростков.

Подведя итог вышесказанному, можно выделить типичные ошибки родителей и советы по их исправлению.

Наши ошибки

Полезные советы родителям

Низкая двигательная активность детей.

Ребенок должен чередовать “сидение” за уроками и телевизором с активными движениями на свежем воздухе, спортивной секции, в рамках помощи по хозяйству.

Отсутствие культуры здоровья у всех членов семьи (пассивный отдых, стрессовые ситуации, вредные привычки, злоупотребление собственным здоровьем).

Нужно контролировать режим питания и объяснять ребенку, что полезно для него, а что вредит здоровью. Кстати, сами родители тоже должны придерживаться декларируемых принципов, иначе ребенок сразу почувствует фальшь.

Злоупотребление медикаментами как “панацеей” от всех проблем, недостаточная информированность всех членов семьи (и особенно детей) о профилактике заболеваний и важнейших “факторов риска” для здоровья человека.

Каждая семья должна иметь травы для профилактики и лечения простудных и типичных для семьи хронических заболеваний и выработанные поколениями приемы “выхода” из болезненного состояния.

“Пьяные застолья” на глазах у детей. По крайней мере, их число должно быть минимальным: пример взрослых заразителен.

Главное для здоровья членов семьи – радостная, дружелюбная атмосфера в семье, сопереживание и поддержка.

Курение взрослых провоцирует повторение этой вредной привычки детьми.

Большое впечатление на детей производит то, что ценой неимоверных усилий взрослый бросает курить. Это – лучшая воспитательная мера.

Учащимся была предложена мини-анкета “Общение в лицах детей и родителей”.

1. С каким лицом родители общаются с детьми утром, днем, вечером.

Выводы. В классе взаимоотношения детей и родителей ровные, доброжелательные.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Блиц-опрос

  1. Сформулируйте хотя бы одно правило для родителей из серии “Как воспитать здорового ребенка?”.
  2. Что мешает выполнять эти правила.
  3. Что, в вашем представлении, есть здоровый образ жизни?
  4. В чем просчеты школы в решении задачи сохранения и укрепления здоровья наших детей,
  5. Дайте советы педагогам, которые на Ваш взгляд, помогут преодолеть эти просчеты.
  6. Что бы Вы делали по-другому, если Вам начать воспитание своего ребенка заново?

Анкета для родителей

  1. Ваш ребёнок регулярно чистит зубы.
  2. Он всегда моет руки перед едой.
  3. По утрам регулярно делает зарядку.
  4. Ваш ребёнок ложится спать не позже 10 часов вечера.
  5. Ежедневно гуляет на свежем воздухе.
  6. Полноценно питается.
  7. У него хорошее зрение.
  8. Летом он отдыхал в лагере.
  9. Вы считаете, что всё делаете для здоровья своего ребёнка.
  10. Вы считаете своего ребёнка здоровым.

Если на большинство вопросов вы ответили утвердительно, значит, в вашей семье уделяют внимание сохранению здоровья детей, если нет - это повод задуматься и вплотную заняться этим.

  1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять, глядя на него с высоты своего авторитет а. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях он будет и уметь больше вас. А если он повторит в ваш адрес те же слова, что он сейчас говорите ему вы?
  2. Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
  4. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или посторонним наблюдателем.
  5. Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
  6. Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов не, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить, Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
  7. Помните: для ребенка что-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
  8. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициатив, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.
  9. Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
  10. Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддержите, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
  11. Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - “не навреди”.