Как формируется детский иммунитет? Выработка защитных механизмов иммунной системы ребенка. Иммунная система ребенка Во сколько лет формируется иммунитет у ребенка

Как формируется детский иммунитет? Выработка защитных механизмов иммунной системы ребенка. Иммунная система ребенка Во сколько лет формируется иммунитет у ребенка

Глава 2. Основная часть

2.1 Что такое иммунитет?
2.2 Виды иммунитета

2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета

Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 «5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Глава 2. Основная часть


2.1 Что такое иммунитет?
2.2 Виды иммунитета
2.3 Механизм действий иммунного ответа
2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета


Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 « 5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Глава 1.

Введение.


В народе говорят: «Здоровье, как погода, пока хорошее – не замечаешь».
Зачем людям – не медикам, нужно знать об иммунитете? Анализ состояния здоровья населения во всем мире показал, что медицине не удается сделать здоровыми без вооружения человека знаниями о его собственной природе, о причинах возникновения болезней о путях восстановления и поддержания нормальной деятельности всех органов и систем организма.
В этой связи осведомленность людей – не медиков, в вопросах сохранения нормального функционирования иммунной системы организма неоценимо важна. В современном мире у человека могут формироваться различные иммунные нарушения, в результате чего человек становится, по сути, заложником иммунодефицита на всю жизнь, который и определяет его «здоровье».
Исследования последних лет показали, что основной причиной многих и многих заболеваний являются нарушения иммунитета. Чем бы и как бы человек не лечился, болезнь возвращается вновь и вновь до тех пор, пока не будет восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам.
Цель: выяснить, что такое иммунитет, как его повысить и формировать у детей дошкольного возраста.
Задачи:

  • изучить и проанализировать материал по теме;
  • рассмотреть механизм действия иммунитета;
  • выяснить причины ослабления иммунитета;
  • найти пути повышения иммунитета;
  • детский иммунитет;
  • проанализировать и систематизировать полученные сведения.

Глава 2

Основная часть

2.1. Что такое иммунитет?

Сегодня одна из модных тем это иммунитет человека. На эту тему пишутся различные статьи, научные работы, но безграмотность населения относительно этого вопроса остается еще достаточно высокой. А тем не менее, чтобы успешно заниматься вопросами восстановления своего здоровья, а еще лучше - его профилактикой, необходимо разбираться в этих фундаментальных понятиях.

Иммунитет - защитная реакция организма, способность противодействовать повреждающим факторам и обеспечивать невосприимчивость к инфекции. Иммунитет контролирует сложный механизм взаимодействия нескольких систем одновременно: нервной, эндокринной, обмена веществ и других.

Состоит из ряда звеньев - клеточного, гуморального, фагоцитарного, интерферонового, взаимодействие которых обеспечивает правильные реакции защитной системы. Недостаток или избыток любого из них приводит к нарушениям.

Элементами иммунной системы человека являются костный мозг, вилочковая железа, селезёнка, лимфатические узлы, лимфоидные образования кишечника, эмбриональная печень, а также клетки костномозговой природы - лимфоциты и моноциты, присутствующие в крови и тканях. Иммунитет осуществляется самими клетками (клеточный) и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный).

Защита организма человека имеет многоуровневую систему и поэтому чужеродным организмам невозможно выжить при условии если наша иммунная система (ИС) здорова и все ее компоненты работают отлажено. Но чтобы в случае чего "помочь" своему иммунитету, необходимо знать его "структуру", каким образом она работает.

2.2 Виды иммунитета


По механизму развития различают следующие виды иммунитета:
Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида. Он, в основном, связан с отсутствием необходимых условий для размножения возбудителя.
Например, собаки не болеют некоторыми болезнями человека (сифилис, гонорея, дизентерия), и, наоборот, люди не восприимчивы к возбудителю чумы собак. Строго говоря, данный вариант резистентности не является истинным иммунитетом, так как он не осуществляется системой иммунитета. Однако есть варианты видового иммунитета, обусловленные естественными антителами. Такие антитела исходно имеются в необходимом количестве против многих бактерий и вирусов.
Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых, может быть активным и пассивным.
Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов.
Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.
Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.
Искусственный активный иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части

2.3. Механизм действий иммунного ответа

Иммунный ответ - реакция организма на агрессию микробов или токсинов. Его вызывает любое вещество, по структуре отличное от тканей человека, но в зависимости от заложенных механизмов он различен.

Неспецифический иммунный ответ – первая реакция при обнаружении инфекции. Он почти одинаков для любого типа микробов и определяет общую сопротивляемость. Его задача - формирование очага воспаления как универсального защитного процесса локализации и первичного разрушения микробов.

Специфический иммунный ответ – второй этап защиты организма. Он характеризуется распознаванием микроба и созданием факторов специфической защиты.

Неспецифический и специфический иммунитеты согласуются и дополняют друг друга. Различают два типа специфического иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный иммунный ответ - формирование К-лимфоцитов, разрушающих клетки, содержащие инородные материалы. Направлен преимущественно на ликвидацию вирусной инфекции и некоторых типов бактерий (проказа, туберкулёз), а также раковых клеток.

Гуморальный иммунный ответ - активация В-лимфоцитов, после распознавания активно синтезирующих антитела (иммуноглобулины).

На поверхности одного микроба может быть множество различных антигенов, поэтому вырабатывается целая серия антител, каждое из которых направлено на определенный антиген. Иммуноглобулин – молекула белка, способная прилипать к микроорганизмам определенной структуры и вызывать его разрушение.

Сила иммунного ответа различна и зависит от реактивности организма – уровня реакции на инфекцию и токсины.

2.4. Факторы, наносящие вред иммунной системе

  • Нездоровый образ жизни
  • Загрязнение окружающей среды
  • Появление новых вирусных бактерий
  • Частые бактериальные и вирусные инфекции
  • Неправильное питание
  • Длительное лечение антибиотиками и др. препаратами
  • Тяжелые физические и умственные нагрузки, стресс.

2.5. Особенности иммунитета

При решении задачи укрепления иммунной системы (ИС) необходимо учитывать особенности иммунитета, которые зависят от возраста индивидуума. Мы уже знаем, что формирование ИС человека начинается уже со 2-го месяца беременности и заканчивается к 14-16 годам. За это время человек проходит несколько критических периодов, связанных с особенностями иммунитета. К примеру, в первые месяцы своей жизни малыш обладает только неспецифическим иммунитетом, наследованным от родителей и сильно подвержен ко всякого рода инфекциям, которые имеют специфическую природу. Это, конечно, же необходимо учитывать. В преклонном возрасте формирование специфических иммунных клеток так же проблематично т.к. тимус уже потерял свою активность и в 10 раз (по сравнению со своим максимальным весом) уменьшился в объеме. Именно по этим причинам особенности иммунитета нужно учитывать постоянно, занимаясь вопросами своего здоровья.

2.6. Причины снижения иммунитета

Возрастные изменения, старение и износ организма также приводят к снижению иммунитета. Но существуют и разнообразные методики укрепления здоровья и повышения иммунитета у детей и взрослых.

Глава 3.

3.1.Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста.

Детский иммунитет формируется в период внутриутробного развития. Если ребёнок часто болеет, причиной может быть курение или злоупотребление спиртного родителями, перенесённые мамой инфекционные заболевания при беременности или недостаток молока в период грудного вскармливания, которое очень важно для формирования иммунитета ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливание от рождения до полугода, гораздо реже болеют и растут крепкими. Каждая капля материнского молока ценна для малыша и способна поднять иммунитет: ведь с молоком в детский организм поступают антитела к заболеваниям, перенесённым ранее матерью.

Высокая концентрация иммуноглобулинов класса A в первом грудном молоке, который при вскармливании распределяется в полости рта, желудочно-кишечном тракте, верхних дыхательных путях, обеспечивает малышу полноценную защиту. Таким образом иммунитет ребёнка, не болея сам, «знакомится» с целым спектром болезней. Искусственное питание молочными смесями таких иммуноглобулинов, естественно, не содержит, и вероятность заражения ребёнка возрастает.

Часто у новорождённых наблюдаются признаки неполного созревания иммунной системы. Причина - замедленное внутриутробное развитие. В таких случаях требуется постоянный врачебный контроль, процедуры для укрепления здоровья детей, способствующие формированию иммунной системы и поддерживающие ребёнка до его завершения.

Как правило, набор и количество антител достигает нормальной концентрации к 2-3 годам жизни.

3.2. «5 критических периодов в жизни детей»

Известны «5 критических периодов в жизни детей, каждому из которых присущи особенности иммунитета.

  1. Первые 28 дней жизни, когда дети имеют иммунитет, полученный от матери. Отсутствие материнских антител от какой-либо инфекции, повышает чувствительность ребёнка. Так называемый первый перекрёст в формуле белой крови на пятые сутки жизни устанавливает преобладание лимфоцитов. В это время очень важно сохранять грудное вскармливание. Однако в этом периоде недостаточен неспецифический иммунный ответ за счет неразвитого фагоцитоза(слабая способность зернистых лейкоцитов локализовать инфекции и разрушать возбудителя)
  1. В 3-6 месяцев происходит разрушение материнских антител. Период, когда формируется активный иммунитет. Дети подвержены ОРВИ, кишечным инфекциям, пищевым аллергиям и нуждаются дополнительных факторах (например, вакцинации) для поднятии иммунитета.
  2. Около 2 лет, когда ребёнок активно познаёт мир, могут проявляться атопический диатез, врождённые аномалии.
  3. В 4-6 лет уже накоплен активный иммунитет, сформированный благодаря перенесённым инфекционным заболеваниям и вакцинации. Возможно возникновение острых процессов и хронических заболеваний.
  4. В 12-15 лет происходит бурная гормональная перестройка. Повышенная секреция половых гормонов сочетается с уменьшением размеров лимфоидных органов. Время окончательного формирования типов иммунного ответа. Одновременно организм ребёнка впервые сталкивается алкоголем, курением, наркотиками.

Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Часто болеющий ребёнок – совсем не редкость. Зачастую источник повторяющихся заболеваний – снижение иммунитета.

Явные признаки ослабленного иммунитета: хроническая усталость, быстрая утомляемость, головные боли, сонливость, бессонница, ломота в мышцах и суставах, частые простудные заболевания и обострения герпеса, длительные повышения температуры, сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

На формировании и уровне иммунитета у ребёнка могут сказаться различные факторы.

3.3. Восстановление иммунитета

Восстановление иммунитета у детей может быть двух видов.

Для специфической иммунокоррекции применяются препараты, непосредственно воздействующие на иммунную систему и помогающие в эффективном лечении ОРВИ:

  • Иммуностимуляторы, способствующие возрастному созреванию иммунной системы,
  • Индукторы иммунологической толерантности, повышающие активность иммунной системы.
  • Иммуносупрессоры для поддержки иммунной системы
  • Эти препараты могут быть назначены врачом иммунологом и только после детального обследования состояния уровня иммунитета у конкретного ребенка.
  • При неспецифической иммунокорреции повысить иммунитет позволяют: правильное питание: разнообразная и качественная пища. Регулярное употребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, зелени, кисломолочных продуктов. Исключение из рациона консервантов, продуктов с избытком сахара. Отказ от диет и, с другой стороны, борьба с избыточным весом.
  • Витамины и минералы: витамины A, B5, C, D, F, PP, минералы - селен, цинк, магний, кальций, железо, йод и марганец.
  • Пробиотики - продукты, стимулирующие рост в организме полезных бактерий: репчатый лук и лук-порей, чеснок, бананы и артишоки.
  • Закаливание организма. Чередование низких и высоких температур: контрастный душ, обливание холодной водой, баня, сауна.
  • Природные средства: эхинацея, солодка, женьшень, лимонник, а также травяные отвары и настои. Возможно использование и лекарственных средств, изготовленных на основе растительных адаптогенов, или применение индукторов интерферона (потенцируют выработку собственных интерферонов в организме) – анаферон детский, эргоферон.
  • Активный образ жизни, физические упражнения: гимнастика, бег и плавание, фитнес, аэробика, длительные пешие прогулки.
  • Расслабление. Правильное расслабление помогает эффективно бороться с последствиями стрессов. Спокойная музыка, позитивные мысли, дыхательная гимнастика.
  • Борьба с дисбактериозом: поддержание баланса полезных бактерий и палочек в кишечнике.
  • Полноценный сон. Спать нужно не менее 8 часов в сутки, а для детей дошкольного возраста оптимальным является продолжительность ночного сна -10 часов.

Глава 4 .

Вывод.

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Давайте разберемся, каким образом формируются основные механизмы иммунитета. Как так получается, что у некоторых людей эффективный иммунитет, а у других – слабый.

Все дело в том, что еще до формирования плода, когда начинает образовываться яйцеклетка и происходит ее оплодотворение, родительские гены комбинируются, в результате чего по наследству передается генетическая информация, которая тесно связана с возможностями иммунной системы.

Любопытно, что у человека насчитывается более 36000 генов, причем около половины из них по-своему связаны с работой как иммунной системы, как и всей биологической защитой организма. По этому факту можно сделать вывод о том, насколько большое значение имеет иммунная система.

На некоторых уровнях развития плода активируются разнообразные генетические программы, благодаря которым в первую очередь создаются центральные, а затем периферические органы иммунной системы. Со временем эти органы заполняются клетками, которые создаются сперва в печени, а затем и в костном мозге. Из этих-то клеток после проведения нескольких операций дифференцирования и образуются клетки, формирующие иммунную систему, в первую очередь, лимфоциты, разделяемые на две группы.

Первая группа является наибольшей. Это группа Т-лимфоцитов, представляющих собой клетки из костного мозга, которые перемещаются в вилочковую железу (он же тимус). Так как слово «тимус» начинается с буквы «т», такие клетки называются Т-лимфоцитами. В тимусе, являющемся основным органом иммунной системы, лимфоциты проходят этап созревания, обучения и смены профиля, после чего передаются в кровь. По крови лимфоциты перемещаются по всему организму и реализуют работу иммунитета на клеточном уровне.

Все лимфоциты, прошедшие школу подготовки в тимусе, могут особым образом реагировать на какой-либо конкретный агент-раздражитель. Клетки полностью готовы к защите «Родины», т.е. нашего организма. Другими словами, это абсолютно созревшие лимфоциты, но обладающие еще некоторой толикой «наивности», поскольку ни разу не сталкивались со своим реальным противником, а именно, агентом инфекции.

Другой отряд лимфоцитов поменьше, в него входят В-лимфоциты (от первой буквы словосочетания «bone marrow» – костный мозг). В-лимфоциты перемещаются из костного мозга в селезенку и лимфатические узлы, после чего постоянно дежурят по всему организму. Такие лимфоциты – тоже наивные ребята, поскольку еще не обладают достаточным опытом в работе.

Третья группа клеток возглавляет отряд иммунитетной защиты и управляет работой как Т-, как и В-лимфоцитов. К этим клеткам относятся моноциты и дендритные клетки. Такие клетки обладают прекрасной возможностью обезвреживать различных агентов благодаря процедуре фагоцитоза. При этом клетки захватывают чужих агентов, обрабатывают с помощью ферментов, разрезают и уничтожают. Полученная переработанная информация далее передается Т- и В-лимфоцитам. Последние имеют на своей мембране специальные рецепторы, с помощью которых распознают чужеродную структуру (пептид) и особым образом воздействуют на эти фрагментированные элементы (как правило, короткие полипептиды, состоящие из десяти или больше аминокислот). При этом активируются В-лимфоциты, перемещающиеся в особый отдел лимфатических узлов, а также специальные В-зависимые зоны. Аналогичные зоны присутствуют и в селезенке.

После контакта с макрофагами, моноцитами или дендритными клетками Т-лимфоциты также переносятся в ближайший лимфатический узел, но в свою область, которая обозначается, как Т-зависимая зона. Там лимфоциты начинают преобразовываться в более специализированные клетки, предназначенные для выполнения особых защитных миссий.

Так выглядит начальный процесс, с которого активируется профессиональная, совместная работа клеток трех типов. При последующем взаимодействии с антигенами вирусов и бактерий эти особые клетки увеличиваются в размерах, а затем многократно делятся, создавая из одной клетки потомство, которое также называется «клоном».

Каждый клон специально предназначен для борьбы с конкретными агентами: гельминтами, простейшими организмами, вирусами и бактериями. Более того, агенты выбираются не только по типу их структуры, но и по отдельным элементам, таким как нуклеопротеиды, белки, полисахариды и т.д. На данном этапе и создается иммунитет. Следовательно, иммунитет определяется количеством клеток всех трех типов, их умение мгновенно реагировать на чужеродные агенты, распознавать их и создавать антитела.

Обычный человек и не догадывается, насколько бурные и увлекательные процессы происходят в его организме. То, что связано с иммунной системой, можно расценивать как противоборство двух программ. Изучим это на примере инфекционного заболевания.

У агента инфекции есть одна программа и задача. Он должен проникнуть в организм и как можно быстрее размножиться. Вторая программа, а именно, генетическая программа иммунной системы, обязана оперативно отреагировать и использовать все имеющиеся защитные средства для противоборства размножающемуся агенту. Иммунная система использует своих «солдат» в виде Т- и В-лимфоцитов, которые оснащены специальными «автоматами», которые «пулями», представляющими собой особые молекулы, расстреливают агентов инфекции.

Если иммунитет у человека в полном порядке и имеет достойный отряд защитников, то солдаты легко найдут врагов в любой области организма, будь-то кровеносная система, бронхо-легочная область, урогенительный тракт или кишечник. Лимфоциты обыщут каждый уголочек, чтобы обнаружить, истребить и удалить чужаков из организма. Их основная цель – очистить территорию от неприятеля, провести зачистку организма от банд враждебных агентов. К сожалению, в большинстве случаев человек не в состоянии гарантированно избежать инфицирования, поэтому вся защита организма полагается на иммунную систему. Организм должен уметь за себя постоять.

После того, как битва выиграна и территория освобождена, чуть В- и Т-лимфоцитов не гибнут честью храбрых, а приобретают и долго хранят в «памяти» информацию об агенте инфекции и его особенностях. Такой процесс называется иммунологической памятью. В будущем, если агент наберется смелости вернуться, память поможет в развертывании защитной реакции, которая будет в 2-3 раза быстрее и эффективнее, чем раньше. Таким образом, иммунная система снова отразит удар.

Вот таким образом создается и работает иммунная система, стремящаяся сформировать устойчивость (иммунитет) организма к инфекционным агентам различных типов, оперативно выявляя и уничтожая выявленную угрозу для жизни человека. Такую информацию могут конечно предоставить и медицинские центры г москвы , но разве не лучше получить ее в развернутом виде, с подробными объяснениями и иллюстрациями?

Инфекционный агент – сальмонелла (группа кишечных палочек) :

Иммунитет ребенка – предмет страстной полемики между родителями. Одни – сторонники строгих мер, обливаний и закаливаний. Вторые трепетно оберегают отпрысков от любого сквозняка. Иногда в спорах участвуют педиатры, но тоже не вносят ясности: каждый имеет свою теорию и обосновывает взгляд на укрепление детского здоровья, исходя из собственной практики.

Что такое иммунитет и как он работает

Иммунитетом называют невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям, патогенным микроорганизмам, ядам и токсинам, поступающим из окружающего мира. Говоря образно, это – броня, через которую чужеродные микроорганизмы не могут добраться к здоровью.

При хорошем иммунитете на любое внешнее вторжение запускается сложная реакция: эндокринная, нервная системы, обмен веществ начинают вырабатывать антитела (они бывают разные), и таким способом сопротивляться внешней атаке. Чем больше антител вырабатывается – тем мощнее защита. В первом случае говорят о сильном иммунном ответе, во втором – о .

Какие органы формируют иммунную систему

Прямое влияние оказывают:

  • вилочковая железа;
  • костный мозг;
  • эмбриональная печень (печень плода тоже вырабатывает защитные клетки в период внутриутробного развития);
  • лимфоидные образования кишечника;
  • лимфатические узы;
  • селезенка.

Вилочковая железа, напрямую отвечающая за защиту организма, расположена за грудиной. Самый крупный орган у ребенка: его вес 15 граммов. У взрослого вилочкового железа весит уже гораздо меньше – всего 6 граммов.

Активное участие в иммунной охране принимают и клетки костного мозга: это лимфоциты, моноциты, которые находятся в тканях и крови человека (так работает клеточный иммунитет). Имеет значение работа продуктов жизнедеяльности клеток (речь идет об иммунитете гуморальном).

Но часто мы слышим – крепкий иммунитет передался ребенку по наследству. Или фразы в духе: иммунитет надо зарабатывать. Оказывается, многое зависит от вида иммунитета.

Виды иммунитета

Иммунологи выделяют два основных типа иммунитета. Это врожденный и приобретенный. Врожденный иммунитет достается ребенку генетически: в наше время человечество не болеет такими страшными болезнями, как чума или черная оспа. И «знание» достается ребенку по наследству. Другое дело приобретенные способности защитной системы: они появляются после перенесенной болезни, даже в самой легкой форме. На этом строится принцип вакцинации.

В процессе формирования иммунитет проходит сложный путь: на каждом этапе появляются свои особенности, которые всегда учитывают иммунологи и врачи-педиатры для укрепления детского здоровья. Ниже мы привели таблицу, где наглядно показали: с чем сталкивается иммунная система ребенка с рождения и вплоть до подросткового возраста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Иммунодефицит у детей

Это любопытно! Большое значение для крепкого здоровья имеет иммунологическая память: то есть способность организма накапливать информацию о перенесенных заболеваниях. Она помогает быстро реагировать на любое вторжение и останавливать болезнь. Крепкая память – хороший иммунитет, слабая – человек вырастает болезненным.

Пять критических периодов в жизни ребенка

Формирование иммунитета у детей начинается в первом триместре беременности между 8- 10 неделями. Тогда закладываются первые лимфоциты, вырабатываются антитела у матери. К моменту появления на свет число антител увеличивается. Они защищают дитя во время родов: риск заражения столбняком, корью, краснухой и некоторыми другими инфекциями первое время минимален.

Но уже после рождения малыша, родителям важно быть на страже. Основные этапы развития иммунитета в детском возрасте включают 5 периодов, когда защитный барьер сильно уязвим.

Стадия

Возраст ребенка Что происходит с иммунитетом Риск для здоровья
1 период развития Первые 29 дней жизни Защитные силы продолжают поддерживать антитела матери. Они достаются младенцу через материнское молоко. во многом зависит от питания молодой мамы. Имеет значение: достаточно ли поступает с питанием, нет ли вредных привычек. Сопротивление патогенной флоре пока очень слабое. Существует риск развития гнойных поражений отдельных участков тела, гнойничков при неправильном уходе. В редких случаях развивается опасный сепсис – воспалительный процесс в крови.
2 период развития 3-6 месяц Количество материнских антител постепенно сокращается, а собственных пока недостаточно. Те, что есть не оставляют иммунологической памяти. Ребенок может быстро заболеть гриппом, подхватить насморк, кашель. Если в этом возрасте ребенок заболел корью (гриппом, коклюшем), то иммунитет не вырабатывается и риск подхватить заболевание второй раз высокий. В этот период дает о себе знать предрасположенность к аллергии, развивается дисбактериоз при несвоевременном питании, нарушении диеты мамы (если вскармливание грудное).
3 период развития С 6 до 24 месяцев Материнские антитела прекращают помогать ребенку, а собственных клеток еще крайне мало. Этот период считается для иммунитета ребенка весьма опасным. Проявляет себя предрасположенность к кожным болезням – появляются дерматиты, многие дети страдают диатезом. Все чаще появляется аллергическая реакция на отдельные виды продуктов питания, молоко. простудами, страдают насморком и другими ЛОР-заболеваниями.
4 период развития 4-6 лет жизни Формирование антител идет очень медленно. Иммунитет крайне слаб. Сохраняется высокий риск подхватить вирусы: именно поэтому в детских садах дети беспрерывно болеют. Если болезни запустить, недуги могут перейти в хроническую форму. Иммунологи говорят: задатки многих взрослых хронических «болячек» закладываются именно в этом возрасте.
5 период развития 12-13 лет у девочек, 14-15 лет у мальчиков. заметно укрепляются, их формирование подходит к концу. Но начинаются «игры гормонов». Растет число андрогенов (половых гормонов), отчего подавляется клеточный иммунитет, и число антител уменьшается. Становится окончательно видно: как будет организм реагировать на атаку вирусов: сильно или слабо. Поскольку подростки начинают баловаться сигаретами, пробуют спиртные напитки, едят вредную пищу (фастфуд) врачи говорят о проверке защитных сил на воздействие внешних факторов. От этого развивается кашель, появляются угри. Зато снижается риск заболеть бронхиальной астмой, дерматитом – то есть любой патологией, вызванной аллергией.

Без иммунной системы жизнь человека была бы невозможной. Иммунная система настолько совершенна, что способна не только распознать чужеродное тело (отличив его биомолекулы от собственных), но и изолировать и уничтожить его внутри организма.

Врожденная иммунная система

Врожденный иммунитет в нашем организме находится в «рабочем» режиме постоянно, именно он самый первый встречает всех вредителей и ликвидирует их. Работа врожденного иммунитета начинается после появления ребенка на свет, однако, не в полную силу. Полное укрепление и становление иммунитета происходит постепенно, именно поэтому очень важно кормить ребенка грудным молоком, закаливать его.

Сразу после рождения иммунитет уже способен защитить ребенка от таких бактериальных заболеваний как ангина, бронхит, отит и др. Когда инфекция попадает в организм, первое препятствие, которое она встречает на своем пути – слизистые оболочки, которые имеют кислую среду, не благоприятную для ее развития. Как только инфекция попала на слизистые оболочки, начинают выделяться бактерицидные вещества. Именно слизистые оболочки задерживают и ликвидируют большинство агрессивных микроорганизмов.

Если по какой-то причине слизистые оболочки не справились со своей задачей, и инфекция пошла внутрь организма, она встречает следующее препятствие – специализированные клетки фагоциты, которые находятся как на коже и слизистых оболочках, так и в крови. Вместе со специальными белковыми комплексами фагоциты оказывают бактерицидное и противовирусное действие, благодаря которому из всех вирусов и бактерий выживают лишь 0,1%.

Специфическая иммунная система

Специфическая иммунная система, или как ее еще называют приобретенная, вырабатывается постепенно. Организм постепенно учиться отличать «своих» от «чужих» благодаря иммунологической памяти. Этот процесс возможен только при контакте с бактериями, вирусами и микроорганизмами. Эту защиту формируют два очень важных и тесно связанных между собой фактора – клеточный (Т- и В- лимфоциты) и гуморальный (иммуноглобулины - антитела). Клеточный фактор запоминает чужеродное вещество, и при повторной встрече быстро и эффективно его уничтожает – это и есть иммунологическая память. Именно так работают – в организм целенаправленно вводится штамм вируса, чтобы Т- и В- лимфоциты запомнили вирус и, при повторной встрече, быстро его уничтожили. Т-лимфоциты уничтожают вирус самостоятельно, а В-лимфоциты выделяют особые антитела – иммуноглобулины. Вы наверняка не раз видели их в результатах анализов – они бывают 5 видов: IgE, IgA, IgG, IgM, IgD.

Иммунная система у новорожденных

В процессе жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с агрессивными микроорганизмами и вырабатывает иммуноглобулины к сотням таких чужеродных тел. Организм малыша в этом плане намного уязвимее, так как приобретенный иммунитет еще совсем «не опытный».

Формирование иммунной системы у новорожденного начинает приблизительной на 3-8-й неделе беременности, именно тогда формируется печень ребенка, которая начинает выделять те самые В-лимфоциты. Где-то в промежутке между 5-й и 12-й неделями формируется тимус (вилочковая железа, расположенная в верхней части грудины), где начинают образовываться и обучаться Т-лимфоциты. В это же время начнут вырабатываться первые иммуноглобулины IgG. После 32-й недели беременности, В-лимфоциты выделяют уже весь комплекс иммуноглобулинов, которые помогут защитить организм малыша в первые месяцы жизни. После того как селезенка сформирована (приблизительно на 21-й неделе), начинают выделяться лимфоциты. Однако лимфатические узлы, которые должны задерживать инородные тела, смогут полноценно защищать организм ребенка лишь к 7-8 годам.

Запомните! Неправильное питание, инфекционные заболевания в первые 20 недель беременности могут негативно отразиться на формировании этих органов! Поэтому очень важно избегать контактов с больными , гриппом, избегать переохлаждения и соблюдать сбалансированную диету.

Первый критический период в становлении иммунной системы

Так знаменуется момент рождения, когда иммунная система ребенка целенаправленно подавляется. Все дело в том, что, проходя по родовым путям, малыш сталкивается с массой новых бактерий, а когда появляется на свет, количество новых бактерий составляет миллиарды. Если бы иммунная система малыша работала также как взрослая, организм ребенка просто не выдержал бы подобного «столкновения» с новой средой. Именно поэтому к моменту рождения иммунная система малыша работает лишь на 40-50%. Из-за этого организм ребенка очень восприимчив к вирусам и бактериям, состояние его здоровья поддерживается только благодаря иммуноглобулинам, полученным от матери. После рождения кишечник ребенка начинается «заселяться» полезными кишечными бактериями, малыш питается специальными смесями или грудным молоком, получая все самое необходимое для становления иммунной системы. Стоит отметить, что важное значение здесь имеет , которое рекомендуется дать малышу сразу после рождения до прихода молока.

Второй критический период в становлении иммунной системы

Приблизительно к 6 месяцам все антитела, полученные от матери, полностью уходят из организма. К этому времени организм малыша уже должен самостоятельно вырабатывать иммуноглобулин А (но он не обладает памятью, поэтому вакцинацию, пройденную в этом возрасте, необходимо повторить). В период от 3 до 6 месяцев необходимо закалять малыша, после купания в воде с температурой 36-37 градусов рекомендуется облить ребенка водой на 1-2 градуса ниже. Каждые 5 дней температуру воды рекомендуется снижать на 1 градус и довести ее до 28.

Третий критический период в становлении иммунной системы

Этот период приходится на второй и третий год жизни ребенка. В этот период происходит активное становление специфического иммунитет – малыш контактирует с другими детьми, взрослыми, животными, начинает посещать ясли и детский сад. В этот период малыши болеют значительно чаще, и зачастую одна болезнь сменяет другую. Здесь переживать не стоит, это совсем не значит, что у ребенка плохой иммунитет, просто он встречается с новыми вирусами и бактериями – это необходимый этап в становлении приобретенного иммунитета. В норме ребенок болеет до 8-12 раз в год.

Стоит отметить, что в этом возрасте не нужно давать ребенку иммуностимулирующие препараты – они имеют много противопоказаний, побочных эффектов, кроме того, они понизят естественный иммунитет ребенка.

Четвертый критический период в становлении иммунной системы

Это последний период и приходится он на 5-7 лет. В этом возрасте ребенок уже имеет Т- и В-лимфоциты практически на взрослом уровне, однако иммуноглобулин А по-прежнему в дефиците, поэтому дети в этом возрасте часто приобретают хронические заболевания верхних дыхательных путей. В этом возрасте необходимо давать ребенку поливитаминные комплексы в сезон простуд, но какие именно комплексы давать ребенку, лучше уточнить у педиатра. Давать иммуностимулирующие препараты стоит только после пройденной иммунограммы, которая покажет, какое именно звено иммунной системы страдает.

Иммунная система у детей в период новорожденности находится в зачаточном состоянии, поскольку в ней отсутствуют так называемые маркеры различных инфекций. Особенности иммунной системы у детей позволяют ей активно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и постоянно укрепляться. О том, как происходит формирование иммунной системы у детей можно узнать на этой странице – рассмотрены все этапы становления защитного механизма организма ребенка.

Как и другие системы организма ребенка, органы иммунной системы у детей изменяются в зависимости от возраста. Завершается формирование системы защитных факторов к 15 - 16 годам. Иммунная система и её развитие у детей в процессе взросления претерпевает ряд критических изменений, и, если не обращать внимания на некоторые из них, то высока вероятность развития хронических заболеваний.

Периоды формирования иммунитета (иммунной системы) у новорожденных и детей

В процессе формирования иммунитета у детей наблюдается ряд критических периодов, знание которых делает понятными рост и снижение заболеваемости в различных возрастных группах детей. Иммунитет и формирование иммунной системы представляют собой сложную совокупность гуморальных и биохимических факторов, обеспечивающих надежную защиту всех клеток организма от воздействия бактерий и вирусов, токсинов и ядов.

Первый критический период соответствует периоду новорожденности (первые 29 дней жизни). В этот период происходит первичное формирование иммунитета у новорожденных, заключающееся в следующих проявлениях:

  • отмечается состояние физиологической депрессии иммунной системы;
  • обеспечение защиты имеет пассивный характер (за счет материнских антител), система фагоцитоза неразвита (незавершенный фагоцитоз);
  • наблюдается слабая устойчивость ко многим микроорганизмам (условно-патогенная, гноеродная, грамотрицательная микрофлора, некоторые вирусы), а также склонность к вовлечению в инфекционный процесс всего организма (генерализация процесса) и септическим состояниям.

Второй критический период (3 - 6 мес.) характеризуется:

  • ослаблением пассивного гуморального иммунитета, что связано с уменьшением поступления с молоком материнских антител;
  • развитием активного первичного иммунного ответа на большинство антигенов, во время которого в основном образуются 1дМ, не формирующие иммунологической памяти.

Именно поэтому при вакцинации против детских инфекций (столбняк, дифтерия, коклюш, полиомиелит и др.) на первом-втором году жизни вторичный иммунный ответ с образованием антител класса IgG и стойкой иммунологической памяти формируется только после повторных введений вакцины.

Слабость системы местного иммунитета (дефицит IgA) в это время способствует возникновению повторных заболеваний острыми респираторными вирусными инфекциями. В этот период проявляются многие наследственные иммунодефициты; растет частота пищевой аллергии.

Третий критический период - это второй год жизни ребенка. В это время значительно увеличиваются контакты малыша с внешним миром. Иммунная система работает полноценно, функция лимфоцитов активируется, вырабатываются значительные количества IgG и формируется собственный долговременный иммунитет. Однако по-прежнему сохраняется дефицит факторов местной защиты, чем объясняется сохранение высокой восприимчивости детей к возбудителям бактериальной и вирусной инфекции.

Во все периоды формирования иммунитета следует внимательно отслеживать поражения органов защитной системы. В частности, нужно следить за нормальной микрофлорой кишечника и состоянием небных миндалин. Острые воспаления миндалин (тонзиллиты) в первые два года жизни связаны у детей преимущественно с вирусами (80%), в то же время среди патогенных бактерий преобладает стафилококк.

Бактериальное и вирусное воспаление ведет к разрастанию (гиперплазии) нёбных и глоточной миндалин. Постепенно происходит формирование лимфоглоточного кольца, которое состоит из нёбных, глоточной (трубной), носоглоточной и язычной миндалин, выступающих в качестве защитного барьера на пути инфекций за счет местного иммунитета.

Четвертый критический период приходится на возраст 4 - 6 лет. Синтез антител (кроме IgA) достигает уровня взрослого человека; отмечается повышение содержания 1дЕ. Однако у большинства детей система местного иммунитета еще не завершила свое развитие, поэтому активность факторов местной защиты остается низкой. В этот период могут проявиться поздние наследственные дефекты иммунной системы.

Пятый критический период соответствует подростковому возрасту (девочки- 12 - 13 лет, мальчики- 14- 15лет). Процесс полового созревания сопровождается уменьшением массы лимфоидных органов, так как половые гормоны, интенсивно вырабатываемые организмом в этот период, угнетают иммунные реакции. На фоне таких процессов могут развиваться аутоиммунные и лимфопролиферативные заболевания, происходит повышение восприимчивости к микроорганизмам. Специфическая защита слизистых оболочек дыхательных путей в возрасте до 12- 15 лет обеспечивается преимущественно секреторным (местным) иммунитетом.

Увеличивается влияние на иммунную систему таких экзогенных факторов, как, например, курение.

Отклонения в развитии иммунной системы проявляются преимущественно как поздний иммунологический старт, причинами которого может быть ряд факторов:

  • малый вес ребенка при рождении;
  • вирусное инфицирование во внутриутробном периоде (вирусамицитомегалии, Эпштейна - Барр, герпеса);
  • желтуха (гипербилирубинемия);
  • малые наследственные аномалии иммунитета - дефицит IgA, отдельных субклассов IgG, отдельных компонентов системы комплемента, интерферона и др.;
  • экзогенные влияния - введение гамма-глобулина без достаточных на то оснований, отсутствие профилактики рахита, длительное применение гормонов (кортикостероидов), воздействие диоксинов и фенолов атмосферного воздуха и др.;
  • рецидивирующие инфекции (острые респираторные вирусные заболевания и др.), которые могут привести к развитию вторичной депрессии иммунной системы.

Влияние кишечника на иммунитет: как он зависит от этого органа?

Влияние кишечника на иммунитет невозможно переоценить, поскольку слизистая оболочка этого органа и обитающая в его полости полезная микрофлора составляют основу для защитного механизма организма человека. По сути кишечник и есть самый большой орган иммунитета и при любых нарушениях в его работе наблюдается резкое снижение резистентности организма к негативным воздействиям внешней среды. Также стоит понимать, что иммунитет зависит от кишечника не только в плане нормальной микрофлоры и защиты от токсинов и ядов. Этот орган регулирует процессы усвоения полезных питательных веществ и витаминов. А некоторые витамины, необходимые для иммунитета, кишечник вырабатывает самостоятельно.

Любой микроорганизм, попав в организм человека, должен преодолеть ряд защитных барьеров. Первой преградой на пути чужеродного агента являются кожа и слизистые ободочки. При этом общая поверхность кожи человека не превышает 2 м2, а общая поверхность слизистых - более 300 м2.

Слизистая оболочка кишечника на 25% состоит из иммунологически активной ткани и клеток. Около 10 миллионов клеток, продуцирующих иммуноглобулины, находятся в слизистой оболочке тонкой кишки.

Весь желудочно-кишечный тракт человека покрыт защитной биопленкой, в состав которой входят колонии бактерий-симбионтов.

Основные «жители» кишечника - это молочнокислые (лакто- и бифидо-) бактерии, а также энтерококки и некоторые штаммы колибактерий. Именно эти бактерии противостоят вторжению извне болезнетворных микроорганизмов. В тонком кишечнике функции стражей выполняют лактобактерии, а в толстом - бифидобактерии. Все они тесно связаны с самым важным компонентом защиты организма - ассоциированной со слизистой оболочкой кишечника иммунной системой. Здесь Т-лимфоциты получают специализацию и «натаскиваются» на чужеродные вещества, чтобы в дальнейшем выполнять контрольные и регулирующие функции. Именно отсюда «обученные» лимфоциты отправляются в свое путешествие по всему организму.

При участии бактерий-симбионтов образуются лизоцим и другие активные соединения, стимулирующие иммунную систему организма. Микрофлора кишечника оказывает существенное влияние на формирование местного иммунитета. Поэтому если в результате разных причин нарушается баланс кишечной микрофлоры и развивается дисбактериоз, иммунная система страдает в первую очередь.