Ознакомление детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Опыт работы

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Опыт работы

Педагогическая статья из опыта работы по изучении правил дорожного движения детьми старшего дошкольного возраста

Обучение детей правилам дорожного движения

Данная статья будет интересна воспитателям, родителям. в ней раскрывается опыт работы воспитателя по изучению ПДД в подготовительной группе детского сада.
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом же деле очень трудно. Если мы, взрослые, каждый день на глазах детей нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: Как правильно? Как говорят или как делают?
Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, родители, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь взрослые своим примером должны научить и уберечь.
Если мы действительно заинтересованы в том, чтобы наши дети владели навыками безопасного поведения на дороге, то не надо сводить процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге" . Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше использовать движение в детский сад и обратно для обработки навыков поведения на дороге. Трудности заключаются в том, что в последнее время большую часть детей возят на машинах. Дорога в детский сад и обратно - идеальный способ не только давать знания, но, прежде всего формировать у детей навыки безопасного поведения на улице.

К сожалению, многим свойственно заблуждение, будто бы ребёнка надо учить безопасному поведению на улицах где-то лет с пяти - шести, с приближением времени, когда ребёнок пойдёт в первый класс. Так думать опасно! Ведь у ребёнка целая гамма привычек (не заметно для него и для нас) возникает с самого раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части улицы. Именно поэтому время движения с ребёнком по улице, начиная буквально с 1,5 - 2 лет, надо использовать для тренировки у него комплекса "транспортных" привычек.
Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии от 50 см до 1 метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта, представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть, переходить дорогу надо спокойным, размеренным шагом и не в коем случае не бегом.
Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы , здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе нужно объяснить ребёнку, что красный и жёлтый сигналы светофора -запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и убедиться, что все машины остановились и опасности нет.
Работу, о которой выше сказано, конечно нужно проводить совместно с родителями. Поэтому вначале я проводила анкетирование родителей на тему: "Взрослые и дети на улицах города". Из результатов анкетирования выяснила, что многие дети не умеют правильно переходить улицу, не знают сигналов светофора, не правильно ведут себя на улице, на остановках и в общественном транспорте, не знакомы с правилами безопасного поведения, очень мало знаков дорожного движения знают.
Поэтому перед собой поставила задачу - пополнить знания детей о дорожном движении, о правилах поведения на улице, чтобы воспитать у детей привычку применять полученные знания в жизни.
Для ее решения вместе с детьми проводили экскурсии, целевые прогулки на проезжую часть, к переходу, к светофору; проводили наблюдения за движением пешеходов. Уточняли, что переходить улицу разрешается только в определённых местах - по пешеходным переходам или на зелёный свет светофора. Так же отмечали, что бывают переходы наземные и подземные. Вспомнили, что на некоторых больших дорогах есть "Островок безопасности", где можно остановиться, осмотреться и переждать движущийся поток машин. Знания, полученные на прогулке закрепляли играми.
Наблюдали за работой сотрудника ГАИ. Перед началом наблюдения предложила детям подумать, кто следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог? Ответы были разные: сигналы светофора, полицейские и другие. Рассмотрели, во что одет инспектор ГАИ, какие жесты он выполняет, и что они обозначают.
Во время экскурсии обращали внимание на поведение пешеходов: никто не бежит, не перегоняют друг друга, все идут спокойно. Встречные потоки пешеходов не сталкиваются, потому что каждый идёт по тротуару, придерживаясь правой стороны. На остановке люди ведут себя спокойно, ждут своего автобуса. По пути обращали внимание на дорожные знаки, что они обозначают.
Также с детьми проводили беседы, загадывали загадки, учили и читали стихи о светофоре, о полицейских - регулировщиках С.Михалкова "Если свет зажёгся красный", "Моя улица", рассматривали плакаты, картинки по правилам дорожного движения, решали проблемные ситуации, учили песни про улицу, про светофор, чтобы закрепить знания по правилам безопасности на улице. В центре безопасности разместили плакат, картинки и иллюстрации по правилам дорожного движения, макеты дорог с перекрёстками, макеты домов, различные машины. Дети в свободное время с удовольствием играли.
В речевом центре поместили книги по правилам дорожного движения, картинки с различными видами транспорта; вместе рассматривали их и обсуждали. Так же познакомились с книгами Сергея Михалкова "Дядя Стёпа - милиционер", "Бездельник светофор" и другими.
Знания, полученные детьми от чтения художественной литературы, от просмотров фильмов, находили отражение в детских рисунках. Все рисунки были представлены на стенде творчества.
По безопасности дорожного движения с детьми была подготовлена и проведена викторина: "Шагай осторожно!" , где дети показали хорошие знания.
Так же проводились консультации с родителями на темы: "Безопасность на дороге", "Бег через дорогу - враг особенно зимой". Познакомили и разместили в родительский уголок "Памятку по обучению детей правилам дорожного движения".
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что дети лучше стали ориентироваться на улице, знают основные знаки дорожного движения, умеют правильно себя вести на улице. Полученные знания помогут будущим школьникам быть более дисциплинированными и самостоятельными.

Библиотека программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под общей редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Автор выражает благодарность за участие и помощь в подготовке данного пособия:
Управлению ГИБДД ГУВД по Московской области – начальнику управления, полковнику милиции Сергееву С. А.; старшему инспектору, подполковнику милиции Бордачевой И. Ю. – за подбор директивных документов по правилам дорожного движения;
Уклонской С. А., методисту по дошкольному воспитанию; коллективам дошкольных учреждений № 21, 25, 45, 47, 73, 37, дошкольного детского дома г. Ногинска Московской области; Толстихиной Л. К., ведущему специалисту по дошкольному воспитанию; коллективам дошкольных учреждений № 3, 4, 18, 25, 22, 19, 56 г. Подольска Московской области за подбор практических материалов (конспекты занятий, сценарии утренников, рисунки детей, фотографии).

Обеспечение жизни и здоровья детей

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Все эти требования отражены в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
(М.: Мозаика Синтез, 2010–2012). Анализируя программные задачи образовательной области «Безопасность», раздел «Безопасность на дорогах», следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село).
В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) стоят задачи: «Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта».
Уже во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоят задачи: «Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)».
Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».
Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка»».
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте».
Серьезное внимание руководителям дошкольных учреждений следует уделять вопросу создания материальной базы: условий для работы с детьми в группе и на участке детского сада.

Оборудование участка детского сада

Участок детского сада многофункционален; при его оформлении нужно четко и удобно его спланировать.
Реализуя программные требования, следует выделить для прогулок детей каждой возрастной группы свое постоянное место, то есть групповой участок, на котором необходимо отвести место для обучения правилам дорожного движения. Если нет возможности выделить специальное место для стационарной атрибутики, можно заменить ее выносным игровым материалом (светофоры, жезлы, знаки и т. п.).
В некоторых дошкольных учреждениях, особенно малокомплектных, где площадь прогулочных участков невелика, используется дорога вокруг здания на территории детского сада. Она рассматривается как «проезжая часть», на ней наносится разметка – разделительная полоса, а при выходе из здания детского сада на групповой участок наносится разметка пешеходного перехода – «зебра». Дети, используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок только по пешеходному переходу. По «дороге с разделительной полосой» дети могут ездить на велосипедах, самокатах, педальных машинах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора.
При возможности на участке детского сада создаются специальные автоплощадки, которые включают 4 сторонний перекресток со светофорами, разметкой пешеходных переходов и пространства для кругового движения детского транспорта.
Для развития сюжетно ролевых игр целесообразно поставить на площадке макеты автомобиля, грузовика, трамвая. Общий вид площадки улучшает установка «городской застройки» – легких каркасных домиков с окнами, разрисовать которые могут сами дети. Такие ширмы макеты городского ландшафта создают улучшенные условия для игрового действия.
Для эффективного использования территории детского сада рекомендуется совмещать автоплощадки с физкультурной площадкой. Хорошо оборудовать на участке стоянку для самокатов, детских велосипедов, педальных машин.
Занятия по изучению правил дорожного движения проводятся по следующим примерным темам: «Улица и пешеход», «Пешеход и перекресток», «Светофор и регулировщик» и др. Регулировщика милиционера, пешеходов и водителей городского транспорта с удовольствием изображают сами дети. Для развития игр целесообразно иметь в детском саду костюмы накидки, которые выполняются из картона или плотной бумаги с марлевой проклейкой для прочности. Хорошо иметь комплекты: «Постовой регулировщик», «Скорая помощь», «Пожарная», «Светофор», «Автомашина такси» и др.; фрагменты оборудования игры «Правила движения»: светофор со съемными сигнальными огнями кружками, дорожные знаки, жезл регулировщика, автодорожные и пешеходные тропы – «зебра», «остановка» .
Вся разметка, установка дорожных знаков и другой дорожной атрибутики производится непосредственно инспектором ГИБДД или при его участии; активно помогают родители и школьники – инспекторы ЮИД.

Работа воспитателя

Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.
развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.), просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.
В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.
В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.).
В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.
В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.
В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки), которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.

Знания и умения, которыми должен овладеть ребенок

Правила светофора: красный свет – дороги нет, желтый свет – предупреждение, зеленый свет – путь открыт.
Ребенок должен знать, что даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности!
Пешеходный переход – «зебра» разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть подземный или надземный переход, то следует воспользоваться им). Там, где нет указателя перехода «зебры», – необходимо убедиться в безопасном переходе (посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности, переходить).
Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.
Прежде чем идти с детьми на экскурсию, воспитатель должен заранее выбрать наиболее безопасный маршрут; при проведении экскурсии обязательно должен быть сопровождающий.
На экскурсиях при знакомстве с транспортом необходимо обращать внимание детей на следующие требования:
– ждать транспорт нужно на специальных площадках (остановках), а там, где их нет, – на тротуаре;
– при выходе из транспорта следует искать пешеходный переход.
При наличии пешеходного перехода необходимо дойти до него и, убедившись в безопасности, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора .
Знакомя детей с транспортом, воспитатель должен учить правильно вести себя в транспорте: входить спокойно, не шуметь, не бежать на свободные места, уступать место престарелым людям, разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; не отвлекать водителя, не высовываться из окна .
В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте воспитатель знакомит детей с дорожными знаками. Существует множество знаков дорожного движения (см. «Правила дорожного движения РФ»). Однако детей в детском саду знакомят с минимумом жизненно необходимых дорожных знаков, способствующих воспитанию грамотного пешехода и культурного пассажира.
При организации игр по правилам дорожного движения можно использовать и некоторые знаки сервиса.
Дети должны знать, что знаки бывают: предупреждающие (они изображены в красном треугольнике); запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок)); предписывающие (изображены в круге голубого цвета); особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике);
информационные (изображены в квадрате голубого цвета); знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета).

Дорожные знаки

Предупреждающие знаки
Железнодорожный переезд со шлагбаумом
Железнодорожный переезд без шлагбаума
Скользкая дорога
Пешеходный переход
Дети
Пересечение с пешеходной дорожкой
Дикие животные

Запрещающие знаки
Въезд запрещен
Велосипедное движение запрещено
Пешеходное движение запрещено
Звуковой сигнал запрещен
Стоянка запрещена

Предписывающие знаки
Обязательное направление движения
Круговое движение
Велосипедная дорожка
Пешеходная дорожка

Знаки особых предписаний
Место стоянки Место остановки автобуса и троллейбуса
Место остановки трамвая
Пешеходный переход
Пункт медицинской помощи

Информационные знаки
Место стоянки
Подземный пешеходный переход
Надземный пешеходный переход

Знаки сервиса
Пункт медицинской помощи
Больница
Автозаправочная станция
Пункт технического обслуживания
Мойка
Телефон
Пункт питания
Питьевая вода
Место отдыха
Туалет

Знаки приоритета
Уступите дорогу
Проезд без остановки запрещен
Главная дорога

Опознавательные знаки транспортных средств
Перевозка детей
Учебное средство
Врач

Полученные знания дети используют в игре, как основном виде деятельности. Играя, они быстрее усваивают правила дорожного движения и культурного поведения. Воспитатель выделяет в группе место для игры, где сосредоточен наглядный материал по данной тематике.
Заслуживает внимания опыт дошкольных учреждений, где дети подготовительных групп приходят к малышам, проводят с ними игры по правилам дорожного движения. Чаще всего это игры в транспорт, где старшие ребята исполняют роль водителей, а малыши в шапочках разных зверюшек изображают пассажиров; или старшие ребята – «регулировщики», а малыши – «пешеходы», которые учатся узнавать сигналы светофора, ходить по пешеходному переходу – «зебре». Старшие ребята приносят свои поделки в подарок малышам (макеты машин, светофоры, жезлы).

Работа с родителями

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях широко используются:
– информация на стендах для родителей, в папках передвижках; – родительские собрания, беседы с участием психолога, инспектора ГИБДД и других заинтересованных лиц;
– семинары практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);
– деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми («Ребенок и взрослый на улице», «Учите детей наблюдать» и др.).
Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому родители не должны допускать спешки на проезжей части, бега через дорогу к автобусу, разговоров о постороннем во время перехода дороги, движения на красный сигнал светофора.
Родителям следует помнить о том, что ребенок должен играть только во дворе; кататься на велосипеде, самокате, роликах в пределах двора, не выезжая на дорогу.
Интересны и такие формы работы с родителями: – «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
– устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
– совместные праздники и развлечения («Папа, мама и я – пешеходная семья»);
– выпуск стенгазеты для родителей (один из номеров которой может быть посвящен профилактике дорожно транспортного травматизма) .

Методическая работа в дошкольном учреждении

Особую роль в детском саду играет методический кабинет, который создается для оказания повседневной и целенаправленной методической помощи воспитателям в работе с детьми и родителями, в том числе и по профилактике детского дорожно транспортного травматизма.
В методическом кабинете находятся обобщенные материалы по профилактике и обучению детей правилам дорожного движения. Вместе с собственным опытом представлен и опыт работы других детских садов города (района). На все материалы составляются аннотации с краткими рекомендациями по их применению и использованию.
В методическом кабинете должны быть наглядные учебные пособия для разных возрастных групп – демонстрационные картины, плакаты, раздаточный дидактический материал, макеты улиц, схемы, диафильмы, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой помощи, пожарные и др.); куклы, одетые в форму регулировщиков; необходимые атрибуты для управления движением – жезлы, светофоры и т. п.; методическая художественная литература (библиотечный фонд), литературный материал для чтения и заучивания наизусть; сценарии праздников и развлечений .
Большое внимание уделяется вопросам повышения квалификации педагогов, в том числе и в области профилактики детского дорожно транспортного травматизма.
Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр; смотры на лучшую группу в работе по ПДД. Разрабатываются материалы по работе с родителями (анкеты, тесты и другие материалы).

Взаимодействие детского сада и ГИБДД

Особую роль в профилактике детского дорожно транспортного травматизма играет совместная работа инспекторов ГИБДД и детских дошкольных учреждений.
Инспекторы часто посещают детские сады, участвуют в создании разметки на участке детского сада, в планировке автоплощадок; проводят беседы с родителями о правилах дорожного движения, выступают на родительских собраниях. Приход инспектора в группы детского сада, его беседа с детьми делают работу по ознакомлению правилами дорожного движения более действенной.
В деятельности инспекторов ГИБДД Московской области имеется интересный опыт работы со школьниками. Например, создаются отряды юных инспекторов – ЮИД (гг. Подольск, Видное, Ногинск, Ступино, Коломна и др.). Привлечение школьников к работе с дошкольниками эффективно сказывается на усвоении правил дорожного движения и их соблюдении. Школьники приходят в группы к детям, организуют игры на участке детского сада; участвуют в праздниках и развлечениях.

Смотры конкурсы «Зеленый огонек»

Эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения является проведение смотра конкурса «Зеленый огонек» среди дошкольных учреждений и школ города или района.
Идея проведения конкурса подчинена следующим задачам:
повышение эффективности работы дошкольных учреждений по воспитанию у детей высокой культуры поведения на дорогах, в общественном транспорте, на улице;
установление взаимосвязи в работе органов образования и ГИБДД по обучению дошкольников и их родителей правилам дорожного движения;
создание в ДОУ необходимой материальной базы для пропаганды правил дорожного движения;
обобщение и распространение передового опыта работы. Для организации и проведения смотра конкурса «Зеленый огонек» при областном Управлении образования был создан оргкомитет, в состав которого вошли представители органов образования, здравоохранения, внутренних дел, активисты общества автомотолюбителей, журналисты, работники кинопроката, радио, телевидения и все заинтересованные лица. В городах и районах области были созданы местные оргкомитеты.
В плане работы областного оргкомитета большое внимание было уделено вопросам повышения квалификации работников дошкольных учреждений (детских садов, дошкольных детских домов), инспекторов ГИБДД, курирующих работу с детскими учреждениями и школами.
В областном дошкольном методическом кабинете в учебные планы повышения квалификации для разных категорий дошкольных работников были включены и вопросы по правилам дорожного движения.
Проводилась работа по подготовке и обучению лекторского актива по ПДД, организовывались зональные семинары практикумы для инспекторов ГИБДД; на занятиях особое внимание слушателей обращалось на специфику работы с детьми дошкольного возраста, нанесение правильной разметки на территории детского учреждения (на бетонно асфальтовом покрытии наносятся соответствующие линии, штрихи – белой краской проводится осевая линия, «зебра»; остановочный пункт транспорта – желтая ломаная линия).
Инспектора ГИБДД участвовали в создании и разметке детской транспортной площадки.
Одной из форм работы областного оргкомитета «Зеленый огонек» являлись выездные заседания в различных городах и районах Подмосковья с целью ознакомления с работой на местах, оказания практической помощи местным оргкомитетам, непосредственного знакомства с работой детских садов, дошкольных детских домов и школ, выявления интересного опыта работы. Хорошо зарекомендовали себя взаимопроверки различных оргкомитетов, которые помогли лучше познакомиться с опытом друг друга, позаимствовать новые, интересные формы работы. Следует отметить активную помощь в организации выездных заседаний со стороны Управления ГИБДД, которое своевременно и систематически предоставляло транспорт: это дало возможность ознакомиться с работой многих дошкольных учреждений по обучению дошкольников ПДД.
Итоги смотра конкурса «Зеленый огонек» подводились в два этапа. На первом этапе проводились конференции в районах и городах области с широким представительством работников дошкольных учреждений и школ, родителей, органов образования, Управления внутренних дел, представителей местной администрации, представителей телевидения, радио, журналистов.

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей, поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.

При обучении детей в дошкольных учебных заведениях правилам дорожного движения обязательно должны присутствовать различные методические материалы. Это детская художественная и методическая литература, конспекты занятий, картины, плакаты, диафильмы, кинофильмы, пособия для игр и занятий.

Очень хорошо, если на участках детских садов оборудуются специальные автоплощадки, которые представляют собой уменьшенную копию дорог с перекрестками нескольких типов. С помощью игровых транспортных средств (велосипеды, машины с педалями) на таких площадках дети получают практические знания о правилах движения и дорожных знаках.

Существуют правила дорожного движения для дошкольников также и для групповых походов или перевозок детей в сопровождении воспитателей. При пеших передвижениях дети строятся обычно в два ряда, идут только по тротуару или обочине. Переходить дорогу необходимо только в положенных местах, при этом воспитатель должен стоя на середине дороги держать красный флажок, пока все дети не перейдут на другую сторону. Перевозки групп детей осуществляются только специальными автобусами под управлением квалифицированных водителей. Число перевозимых детей должно соответствовать количеству посадочных мест. Как при пеших прогулках, так и при перевозках детей, группу должны сопровождать двое взрослых.

При выходе из дома.

  • Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта.
  • Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару.

  • Придерживайтесь правой стороны.
  • Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  • Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
  • Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу

  • Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
  • Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
  • Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
  • Не стойте с ребенком на краю тротуара.
  • Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
  • Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части

  • Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
  • Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
  • Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
  • Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
  • Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
  • Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
  • Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
  • При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
  • Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
  • При посадке и высадке из транспорта
  • Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
  • Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
  • Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
  • Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
  • Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
  • Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
  • Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
  • Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, – это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Правила дорожного движения для детей

(детские стихи про правила безопасности на дороге)

Не беги через дорогу!

Перейти через дорогу

Поводов найдется много:

То с мороженым киоск,

То котенок, то барбос.

Но и ради осьминога

Не беги через дорогу.

Вася бегать так любил,

И его автобус сбил.

Он теперь живет в больнице,

Даже выходить боится.

У него несчастный вид –

Бедный Вася – инвалид.

Не видать ему футбола,

Не ходить с друзьями в школу.

Вряд ли стоила того

Опрометчивость его.

С мамой через дорогу

Способ безопасный самый:

Перейти дорогу с мамой.

Уж она не подведет,

Нас за ручку доведет.

Но гораздо будет лучше,

Если нас она научит,

Как без бед и по уму

Сделать это самому.

Подземный переход

Рассказала мама Роде

О подземном переходе,

По которому народ

Под дорогою идет.

Родион с подружкой Татой

Носят с той поры лопаты –

Чтоб под трассой на пути

Ход прорыть и перейти.

Было б проще им, однако,

Переход найти по знаку.

Светофор

Учит дедушка Егора

Говорить со светофором:

«У него язык простой –

Смотрит красным глазом – стой!

А зажжет зеленый глаз –

Значит, пропускает нас.

И, пока не смотрит красным,

На дороге безопасно».

Вертит головой Егор:

«Где же дядя-светофор?»

Мы его узнаем сразу –

Одноногий и двуглазый.

«Зебра»

Рассказал Илья Володе,

Что с сестрой по зебре ходит,

И, пока они идут,

Все авто стоят и ждут.

Но решил Володя: «Жалко

Зебру брать из зоопарка!»

Ну никак он не поймет,

Что та зебра-переход –

Не скакун четвероногий,

А полоски на дороге.

Посмотри налево, посмотри направо!

У шоссе брат учит Славу:

«Взгляд налево, взгляд направо!

Если нет машин вблизи,

То иди, не тормози!

Если же машина близко,

Стой, как во поле редиска!»

Слава сразу загрустил:

«Долго тут еще расти?»

Светофор автомобильный

Показал Валера Дане

Светофор с тремя глазами,

Что глядит зачем-то вбок

Прямо на машин поток,

И они, определенно,

Едут на сигнал зеленый.

Даня к выводу пришел:

«Светофор с ума сошел!»

И пожаловался маме.

Но она сказала Дане:

«Делать вывод не спеши –

Светофор тот для машин.

Значит должен пешеход

Делать всё наоборот!

Для машин зажжется красный –

Пешеходам безопасно!

Для машин зеленый свет –

Пешеходам хода нет!

Если желтый загорится,

Жди, какой потом включится».

Больше Даню с этих пор

Не обманет светофор.

На дороге не играй

Ян, Тимур, Олег и Валя

Близ шоссе в футбол играли.

Вале пас, Олегу пас,

Ян Тимуру пас, и раз! –

Промахнулся Ян немного –

Мяч упрыгал на дорогу.

Будет там теперь лежать,

Ведь нельзя за ним бежать.

Их водители ругают:

«На дороге не играют!»

Обходи автобус сзади, а трамвай спереди

Говорит Сережа Наде:

«Обойди автобус сзади!

И при этом на трамвай

Тапочкой не наступай!

Мы ж с тобой учили вроде –

Спереди трамвай обходят!

А теперь…» Он сам не знал,

Как обходят самосвал...

Источники:

  1. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. – М.: «Транспорт», 2009. – 125 с.
  2. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. М.: «Просвещение», 2003. – 195 с.
  3. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М.: «Просвещение», 2005. – 124 с.
  4. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора». – М.: «Просвещение», 2009. – 97 с.
  5. Юрянин П.Ю. Светофор. – М.: Издательство «Детская литература», 2001. – 96 с.

Елена жмыхова
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения

Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Ведь проблема обеспечения безопасного поведения человека на дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля и возросла с увеличением числа автомобилей. Высокая скорость движения , плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро увеличивается, и будет расти дальше. Пропаганда безопасности дорожного движения - это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения , разъяснению законодательства, правовых норм , регламентирующих поведение участников дорожного движения , осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности.

Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является : обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с Михаила Васильевича Ломоносова, Ивана Михайловича Сеченова, А. А. Сочинского, и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Блез Паскаля, 3игмунд Фрейда, П. Маслоу и др.

Вопросами обучения детей дошкольного возраста безопасности поведению на дорогах , в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как одно из направлений нравственного воспитания, это мы видим в исследованиях Рины Борисовны Стеркиной, Оксаны Алексеевны Скорлуповой, Татьяны Андреевны Шорыгиной и др.

Так как участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах , начиная с дошкольного возраста . Ведь дошкольники часто не видят опасности на дороге , на транспортном средстве, не понимают шалостей и своего неосторожного поведения на дороге . Ребенок дошкольного возраста должен находиться на улице только в сопровождении взрослых, так как он не в состоянии физиологически и психически обеспечить свою безопасность. Основная цель воспитания по формированию культуры поведения на дороге заключается в том , чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улице.

В современных условиях воспитания дошкольников важным фактором является ознакомление детей дошкольного возраста безопасному поведению

Под ознакомлением безопасному поведению на дорогах понимается педагогический процесс, направленный на обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах ; формирование у детей навыков и наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных мест и умение обходить их; воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения , культуры.

Успешность и эффективность обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах обеспечивается совокупностью условий, таких как : учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста ; использование игровых форм и методов обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности; предметные игры, игры творческие, сюжетно - ролевые; целевые прогулки и экскурсии, оформление уголков безопасности, осуществление сотрудничества с семьей дошкольников .

Дети и молодежь требуют к себе особого внимания, поскольку эти уязвимые участники дорожного движения еще не обладают необходимыми навыками и достаточным опытом поведения в дорожной среде , созданной для взрослых людей. Неспособность защитить детей и молодежь на дороге - это нарушение их фундаментального права на безопасность , на полноценную, здоровую и плодотворную жизнь, записанного в Конвенции ООН о правах ребенка

В процессе воспитания детей педагогам необходимо учитывать следующие требования :

В детском саду идет обучение не только по правилам дорожного движения , но и по правилам безопасного поведения транспортных средств;

Воспитатели не ограничиваются словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми выходят к дороге , наблюдают за реальной дорожной обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время года (гололед на дороге , слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи, ямы, скользкие листья и т д.);

Образовательную деятельность проводить не только по графику и плану, а используют каждую возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила , обращают внимание детей на ту или иную сторону правил ;

Проводить досуг, смотры – конкурсы, конкурс детского рисунка, положительные результаты приносят проведение КВН с детьми подготовительной группы детского сада и первоклассниками школ (бывшими выпускникам детского сада,

Развивать такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность, реакцию, как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях, которые нужны для безопасного поведения на улице;

Использовать все доступные формы работы с детьми : (рассказы, беседы, игры, чтение книг, прогулки, и др.) не считая какую – то из форм основной;

В каждой группе детского сада оформляются уголки по ПДД : состоящие из макетов с игрушечным транспортом различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, машины скорой медицинской помощи, светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков) ;

Рекомендуется использовать настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики, мозаики, атрибуты для сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.)

В каждой группе детского сада создавать ширмы по правилам дорожного движения и правилам на дороге , где : педагоги могут создавать возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на детей и взрослых, возможные опасные ситуации, могут прочитать детям художественную литературу, использовать опыт семей по обучению детей безопасного поведения на дорогах и т . д. ;

Оформлять информационные стенды для родителей «Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на улицах и дорогах »

На территории детского сада создать уголки безопасности.

Главным требованием к любой деятельности, касающейся воспитания и обучения, является системность. Об этом много говорили Н.Н. Поддъяков, Н.П. Батищева и другие. Э.С. Комарова в работе «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника» пишет: «…все содержание познавательного материала, который предстоит усвоить ребенку, должно быть представлено в виде системы переходящих друг в друга задач, вернее, совокупности подсистем задач. Внутри каждой подсистемы задач должны быть, конечно, свои центральные и свои периферийные задачи, закономерно связанные друг с другом » (Н.Н. Поддъяков 1985). Системное расположение и преподнесение материала, активное включение ребенка в деятельность есть залог успешной работы всех фор мышления, а значит, путь дошкольника к высокой степени саморегуляции и осознанности будет быстрым и успешным.

Также очень важным является не репрезентативное, а проблемное предъявление материала: «Предлагая ребенку соответствующие проблемные ситуации, можно вызвать у него формирование целостных систем взаимосвязанных деятельностей, каждая из которых предполагает творчество в процессе их решения. Самые, казалось бы, нетворческие акты, если их формировать правильно в общей стратегии воспитания, вырабатываются именно как творческие» . Эти положения, сформулированные почти тридцать лет назад, по сей день являются основой рационального подхода к воспитанию и обучению не только дошкольников, но и всех возрастных категорий детей.

Важно понимать, что знания по основам безопасности жизнедеятельности формируются не на отдельно взятых занятиях или играх, они складываются в системно организованном процессе воспитания, параллельно ему.

В настоящее время периодика и интернет насыщены множеством авторских систем ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения. Они составляют наполнение таких широко известных среди педагогов веб-порталов . Это могут быть как плоды фундаментальных научных изысканий, так и труды чистых практиков - отдельных воспитателей и методистов и коллективов дошкольных образовательных учреждений, основанные на реально проводимой в ДОУ работе в данном направлении. Все они в той или иной мере достойны внимания. Но так как количество их очень велико, мы не станем подробно останавливаться на каждой - этого не позволит нам объем выпускной квалификационной работы, и это не входит в наши задачи. Мы лишь кратко охарактеризуем основные черты разных методик, дабы свести их в единую систему для удобства применения на собственной педагогической практике в ДОУ.

Стоит заметить, что правила дорожного движения изменяются с течением времени, так как развитие техники не стоит на месте, и, соответственно, законы эксплуатации транспортных средств и поведения на дороге водителей и пешеходов не могут оставаться неизменными. Это подтверждается регулярными публикациями «Новых правил дорожного движения», редактируемых в соответствии с постановлениями Совета Министров Правительства Российской Федерации. И хотя чаще пересматривается ответственность водителей, нежели пешеходов, эти перемены не могут не влиять и на поведение пешеходов в том числе. Растет число опасностей, следовательно, ответственность повышается с обеих сторон.

Проведя анализ основных методик ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, можно сделать вывод, что формирование основ безопасности жизнедеятельности осуществляется в разных направлениях, основные - работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

  • 1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
  • 2. Противопожарная безопасность.
  • 3. Безопасность в быту.
  • 4. Безопасность в природе.

Важно предусматривать работу с родителями - собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых. (Билибенко 2005). Работе с родителями в контексте ознакомления детей основам безопасности на дороге посвящена, например, статья А.О. Решетниковой, опубликованная на портале Издательского Дома « Первое сентября». В ней описан долгосрочный проект по теме «Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности детей через ознакомление с правилами дорожного движения». В течение двух лет велась работа с родителями, с педагогическими кадрами и с детьми. Система инструктажа, консультаций, обзоров литературы, семинаров работает на подготовку педагогов; для родителей - семинары, консультации, общие собрания, анкетирования, организация (совместно с педагогами) уголков безопасности, выставок детских рисунков на заданную тему. Дети принимают участие в системе занятий по ПДД, конкурсах и совместных с родителями мероприятиях - викторинах, конкурсах.

Такая схема имеет право на жизнь в любом ДОУ, и то, что она работает, подтверждается неоднократно: «Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты - за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма» (А.О.Решетникова, 2012).

Соврменные дошкольные образовательные учреждения сегодня накапливают богатый методический опыт в области предупреждения любых форм детского травматизма. Так, описывая свой опыт работы с детьми, М. Аромштам пишет: «Практически все педагоги знают, что детей нужно знакомить с правилами дорожного движения. Но делают это «по старинке», не учитывая изменившегося характера улицы… В ситуации «автомобильного беспредела» мало научить ребенка «слушаться» сигналов светофора: нужно научить его видеть и слышать улицу» (М. Аромштам, 2003).

Мы уже отмечали, что правила поведения на дорое стремительно меняются вслед за прогрессом автомобилестроения. Автор статьи обращает внимание на такие детали: «Старое правило «Обходи автобус сзади!» не работает на сегодняшних широких улицах. Автобус вообще нельзя обходить. Он опасен так же, как любая стоящая машина, -- загораживает обзор и для пешеходов, и для водителей. Нужно дождаться, чтобы автобус уехал, и только после этого начинать движение через улицу» . Педагог-практик опирается на лекционные материалы видного российского детского травматолога В.П. Немсадзе и, вслед за ним, основную ответственность за безопасность детей на дороге возлагает на родителей.

Стоит отметить, что по большей части совместная работа воспитателей и родителей по приобщению детей к основам безопасного поведения на дороге реализуется в форме проектов - методе, давно положительно зарекомендовавшем себя в российских образовательных условиях. В самом деле, какой еще метод предоставляет столь широкие возможности не только для обучения, но и самовыражения всех его участников. В его рамки прекрасно вписываются и игровые обучающие ситуации, которые можно сделать частью занятий как внутри группы, так и для совместного с родителями обогащения знаниями и умениями.

Анализируя работы педагогов-практиков С.Н. Ивахиной, О.В.Калиниченко, А.И. Садретдиновой, С.И.Зыряновой, можно отметить следующие общие черты:

1. Системность.

Вне системы любые методы будут бессильны помочь в достижении образовательных и воспитательных задач. В каждом проекте должны быть прописаны долгосрочные цели, контроль в начале, середине и конце учебного года, единая оценочная шкала.

2. Единство целей и задач.

По-разному сформулированные, но по сути одни и те же задачи ставят перед собой педагоги:

  • Ш дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения;
  • Ш научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;
  • Ш помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;
  • Ш развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение (Ивахина 2012)
  • 3. Преемственность.

Без нее вообще немыслима работа в образовательном учреждении, так как с изменением возраста учащихся изменяются их познавательные возможности, меняются требования к ним. Должно быть единое связующее все этапы звено - и им как раз может стать долгосрочный проект, и даже не один.

4. Тяготение к проектному методу.

Проект - универсальный метод, позволяющий максимально полно раскрыть познавательный потенциал воспитанников и творческие возможности педагогов. К тому же, проект может быть долгосрочным и охватывать все этапы пребывания детей в ДОУ - от поступления в младшую группу (2-3 года) до подготовительной к школе (6-7 лет), и тогда с большей вероятностью все образовательные, развивающие и воспитательные цели будут достигнуты в полной мере.

Практически все проекты и перспективные планы курсов обучения ПДД базируются на программе Н.Н. Авдеевой, Р.Б Стеркиной и др. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», так как ее структура является наиболее логичной и стройной и представляет собой удобный инструмент для реализации насущных задач, позволяя педагогу творить, оставаясь в рамках образовательных стандартов.

Естественно, что у каждой разработки есть и свои индивидуальные черты.

Так, С.Н. Ивахина при работе в средней группе предлагает преимущественно занятия на базе иллюстраций (картинок), изображающих различные предметы дорожного обихода и дорожные ситуации. Разыгрывание, моделирование ситуаций предполагается на конечном этапе освоения материала раздела .

В проекте авторства О.В. Калиниченко, напротив, большое внимание уделено моделям предметов дорожного обихода - педагог подчеркивает необходимость помещения ребенка в максимально приближенную к реальной среду, драматизации, активного взаимодействия с аналогами реальных дорожных объектов. Продуктом проектной деятельности автор проект видит создание в ДОУ Школы дорожных наук «Юные инспектора дороги» .

В коллективном труде педагогов одного из ДОУ г. Омска также присутствует упор на создание предметной среды «Дорога», дети выступают в роли не только пешеходов, но и водителей, изучая все стороны дорожной ситуации. Также используются настольно-печатные игры, составляется библиотека и картотека литературы, касающейся вопросов обучения дошкольников правилам дорожного движения. В рамках проекта проводятся целевые экскурсии по различным участкам дорог города .

С.И. Зырянова предлагает не столько проект, сколько тематический план программы «Формирование культуры безопасности дорожного движения средствами игры». На всех этапах выполнения программы четко расписаны виды деятельности детей, вплоть до названий игр и форм работы на каждом занятии. Они чрезвычайно разнообразны: в рамках обучения правилам дорожного движения дети занимаются и аппликацией, и рисованием, участвуют в дидактических играх и беседах, праздниках .

Статья А.И. Садретдиновой некоторым образом обобщает опыт проектирования педагогических условий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в целом и правилам дорожного движения в частности. Автор утверждает, и с ним трудно не согласиться, что для эффективной проектной деятельности необходимо выполнение следующих условий:

  • Ш здоровьесберегающая среда как комплексное средство обеспечения эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ. Под здоровьесберегающей образовательной средой понимается совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в процессе его пребывания в ДОУ.
  • Ш культуротворческая образовательная технология как системообразующий фактор природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса.
  • Ш Третьим условием является диагностический инструментарий определения уровней сформированности культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Он представлен беседами, с помощью которых можно изучить наличный уровень представлений и навыков безопасного поведения в домашней среде, на улицах города и в природе у старших дошкольников; методом моделирования жизненно значимой ситуации; методом прогнозирования ситуации; диагностическими играми «Что так, что не так», «Опасное путешествие» и др. .

Мы кратко рассмотрели несколько авторских систем обучения основам безопасности жизнедеятельности (в частности - правилам дорожного движения). Несомненно, их реальное число в сотни раз больше, но мы считаем, что в проанализированных нами проектах отразились их основные общие черты.

Кроме масштабных проектов и авторских программ в периодике и интернете опубликовано огромное количество так называемых «педагогических зарисовок» - отдельных методик, игр, интересных ситуаций, каждой из которых найдется место в педагогической копилке творческого воспитателя и методиста. Это, например, такие статьи в газете «Дошкольное образование» как «Дети учат взрослых» - об интересном опыте взаимодействия родителей и детей с участниками дорожного движения - водителями под руководством работников ДОУ (Забирова 2010); подборка советов родителям, годная, например, для оформления стенда: «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки» (2002); набор нестандартных приемов (ТРИЗ) работы с атрибутами дорожного движения (милицейским жезлом, знаками), придумывание новых, необычных дорожных знаков (Бютцинова 2003).

Так или иначе, с использованием передовых приемов или на традиционных занятиях, методика ознакомления дошкольников с правлами дорожного движения имеет свои общие закономерности:

  • Ш Ведется с момента поступления ребенка в ДОУ и продолжается вплоть до выхода из него, так как является жизненно необходимым условием безопасности подрастающего человека;
  • Ш Обязательно включает в себя совместные мероприятия с родителями воспитанников: консультации, семинары, общие праздники, акции, оформление стендов, памяток, проведение викторин и т.п.
  • Ш Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей следует начинать с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводится в форме беседы, наблюдений, игровых занятий. Данная работа ведется через:
    • * организованную деятельность детей - занятия, экскурсии, тренинги;
    • * совместную деятельность взрослых и детей - драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
    • * свободно самостоятельную деятельность детей - сюжетно - ролевые игры.
  • Ш Дважды в году следует проводить диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая индивидуальная работа.
  • Ш Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и даже поддерживать связь инспекторами ГИБДД и ПЧ.
  • Ш Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
  • Ш Оптимальным методом формирование основ безопасности жизнедеятельности в детском саду большинство исследователей считает игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Ш Предметно-развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей.
  • Ш Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности проводится систематически. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
  • Ш Работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует
  • o учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов;
  • o обеспечивать активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде;
  • o стараться внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами .