Диагностика и развитие воображения у детей младшего школьного возраста. Творческие задания как средство развития воображения для младших школьников Методика скульптура и результаты

Диагностика и развитие воображения у детей младшего школьного возраста. Творческие задания как средство развития воображения для младших школьников Методика скульптура и результаты

2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент – это

Эксперимент проводился……

Нами были подобраны диагностические методики и разработан диагностический комплекс, направленный на изучение психологических особенностей мечты, как вида воображения у детей старшего дошкольного возраста (табл.1)

Таблица 1

Диагностический комплекс, направленный на изучение психологических особенностей мечты, как вида воображения у детей старшего дошкольного возраста

Методика

"Вербальная фантазия"

http://*****/tests/indexch. html - сайт Психология от А до Я

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов. По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

Расценивается необычность, оригинальность образов.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя. Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экспериментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его воображения по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице. Ее надо готовить заранее, до начала проведения обследования.

Назовите три желания, об исполнении которых вы сегодня мечтаете

Методика "Скульптура"

http://*****/tests/indexch. html - - сайт Психология от А до Я

Методика "Вербальная фантазия"


В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. И, наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. И, наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.

Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т. п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов. 1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная. 2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.


Если образы, использованные ребенком в его рассказе, малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивает­ся в 0 баллов. Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т. п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается повысшему баллу - 2.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экспериментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его воображения по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице. Ее надо готовить заранее, до начала проведения обследования.

Схема протокола к методике «Вербальная фантазия»

По ходу рассказа ребенка в нужной графе этой таблицы крестиком отмечаются оценки фантазии ребенка в баллах.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика «Рисунок»

В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

Методика "Скульптура"

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т. п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

Выводы об уровне развития

Оценка в 10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности , для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределах от 8 до 9 баллов, говорит о том, что ребенок достаточно готов к обучению в школе.

Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.

Психодиагностическая методика "Три желания"

Инструкция :
Назовите три желания, об исполнении которых вы сегодня мечтаете

Испытуемые пишут на подписанных листочках три любых свои желания, которые пришли им в голову сейчас. Листочки собираются. Дальше все желания можно классифицировать следующим образом:

1. Широкого альтруистического плана, когда подростки болеют за судьбы мира…

2. Желания связанные с близким окружением подростка…

3. Желания, направленные на приобретение каких-то умений, получение образования…

4. Желания фантазийно - приключенческого плана…

Методика 8. «Придумай рассказ»

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов

Воображение ребенка в данной методике оценивается по сле­дующим признакам:

Скорость придумывания рассказа.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

Разнообразие образов, используемых в рассказе.

Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющих­ся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказ может полу­чить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для вы­водов об этом используются следующие критерии.

По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на при­думывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй при­знак) оценивается так. Если ребенок просто механически пере­сказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью при­думан самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

По критерию «разнообразие образов, используемых в расска­зе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с на­чала и до конца неизменно говорится об одном и том же, напри­мер только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т. п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по дан­ному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме на­звания, указываются еще один или два признака, то рассказу ста­вится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оцен­ку 2 балла.

Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровожда­ются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рас­сказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реаги­руют на рассказ, то он получает i балл. Наконец, если и сам рас­сказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку - 2 балла.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 9. «Нарисуй что-нибудь»

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлага­ется придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполне­ние задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество ри­сунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оцен­ки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка результатов

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следую­щим критериям:

10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисо­вал нечто оригинальное, необычное, явно свиде­тельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечат­ление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и кра­сочное, хотя изображение не является совершен­но новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатле­ние. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неориги­нальное, причем на рисунке слабо просматрива­ется фантазия и не очень хорошо проработаны де­тали.

0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ниче­го придумать и нарисовал лишь отдельные штри­хи и линии.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

5-7 баллов - средний.

3-4 балла - низкий.

0-2 балла - очень низкий.

Методика 10. «Придумай игру»

Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экс­периментатора;

Как называется игра?

В чем она состоит?

Сколько человек необходимо для игры?

Какие роли получают участники в игре?

Как будет проходить игра?

Каковы правила игры?

Чем должна будет закончиться игра?

Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдель­ных участников?

Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходи­мо помогать ему - постоянно задавать наводящие вопросы, ко­торые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

Оригинальность и новизна.

Продуманность условий.

Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

Наличие в игре определенных правил.

Точность критериев оценки успешности проведения игры. По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра

может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается от­дельно). 1 балл - наличие, но слабая выраженность в игре дан­ного признака. 2 балла - присутствие и отчетливая выражен­ность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребен­ком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне раз­вития фантазии.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов - низкий.

0-3 балла - очень низкий.

2.2. Коррекционно-развивающая программа комплексных занятий

«ФАНТАЗИЯ»

(с элементами арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста)

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л. А Венгер, и др.)

Творчество – не новый предмет исследования, оно всегда привлекало внимание учёных и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно её педагогические аспекты) остаётся одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.

Среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал ребёнка, требует создания специальных педагогический условий.

Цель программы : развитие воображения и его творческого потенциала.

Для успешного развития изобразительных способностей необходимо:

Научить ребёнка радости общения с искусством. Развить способности восприятия, эмоциональный отклик и умение анализировать увиденное;

Формирование технических навыков изображения, без которых ребёнок даже с хорошо развитым воображением не сможет создать произведения адекватное поставленной задаче;

Развивать воображение;

Создание благоприятного микроклимата в процессе занятий творческой деятельностью.

Творчество – это не что иное как раскрытие и реализация в человеке собственной индивидуальности. У детей рано складывается своя «картина мира». При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность.

Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, - восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, - не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом.

Разработанные занятия построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображения. Детям предлагается «шагнуть» вглубь изображения, к звенящему ручью или на лесную полянку, представить себя бабочками, вдыхающими аромат цветов; гусеницами, пробирающимися сквозь траву, птицами, парящими в воздухе…

А занятиях постоянно создаётся ситуация успешности каждого ребёнка. Такой подход позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли.

На занятиях мы используем следующие практики арт-терапии: рисование нетрадиционными способами, работу с природным материалом, танец, оригами, сказку и пр. Изобразительная деятельность – мощное средство самовыражения. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях, цель – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире.

Курс состоит из 5 тематических блоков:

1. Вводный. Диагностический.

2. Рисование пальцами.

3. Флоризм.

4. Оригами.

5. Игры с цветом.

Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет. Численность детей, посещающих занятия составляет 6-7 человек.

Каждое занятие состоит из нескольких частей:

Часть 1. Вводная.

Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой в группе.

Часть 2. Основная или рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

Часть 3. Завершающая.

Основная цель – создание у каждого ребёнка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы, анализ своих действий и действий товарищей на занятии (с обязательным условием положительной эмоциональной окраски), беседа о том, что больше всего запомнилось.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ:

Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.

Развитие познавательных процессов.

Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.

Таблица 2

Приоритетные задачи раздела

Сентябрь - октябрь

Вводный. 1.

Диагнос-тический

Выявить уровень тревожности у детей (совместно с психологом);

Выявить уровень и развивать воображение и абстрактное мышление;

Коррекция социального поведения – умения работать в группе;

Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.

1. Рисунок человека. Беседа по рисунку.

2. Рисунок несуществующего животного (совместно и индивидуально);

3. «Нарисуй своё настроение»

4. Путешествие в страну Клякс.

5. «Удивительная ладонь»

6. «Живая капля» (раздувание капли туши через трубочку);

2. Рисование пальцами, ладонью.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Снижение импульсивности, тревоги, агрессии;

Развитие сенсорного опыта;

Расширение эмоционального опыта.

Обучение новым приёмам рисования.

9. Жители подводного мира.

10. Птичка.

11. Одуванчик.

12. Бабочки.

Развитие эстетических чувств, воображения;

Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления внимания, интеллектуальной и творческой активности.

14. Осенние бабочки.

15. Волшебные цветы.

16. Весёлый ёжик.

17. Пластилиновые картины (с использование крупы)

1. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». Изд. «Речь», Санкт-Петербург, 2003 г.

2. «Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности». Творческий центр «Сфера», 2002 г.

3. , «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4 – 6 лет». Изд. «Книголюб», Москва 2006 г.

4. «Развитие невербального воображения» Изд. «Книголюб», Москва 2004 г.

5. «Игры с цветом» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2005 г.

6. «Аппликация из природных материалов в детском саду». Ярославль. «Академия развития» 2007 г.

7. , Размыслова в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

8. Котенко мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. – М.: Книголюб, 2003.

9. , Уроки оригами в школе и дома. М.:1995.

10. Волшебная бумага. М.,2005

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

Выводы об уровне развития

Оценка в 10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределах от 8 до 9 баллов, говорит о том, что ребенок достаточно готов к обучению в школе.

Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.

Скульптура, один из важнейших и наиболее древних видов изобразительного искусства, который служит эстетическому освоению окружающего мира. Сегодня скульптура играет большую роль в сохранении, восстановлении и развитии национально-патриотических, морально-эстетических и художественных ценностей нашего общества.

Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Пластика - одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности человека с древнейших времен. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей человека, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Цели обучения скульптуре

Обучение лепке фигур является многолетним трудом. Методика обучения с каждым годом подразумевает все более сложные этапы обучения, постепенно доводя до высокого уровня профессионализм ваяния. Программа обучения искусству скульптуры несёт в себе несколько целей:

1. Обучающая: - сформировать систему теоретических знаний об образах пространственно - пластического мышления, чувствах материала, чувствах формы, методики лепки «от общего к деталям»; - познакомить с понятиями художественных и конструктивных особенностей композиционного решения; - обучить основам художественного образа в скульптуре, являющейся специфической формой отражения объективной действительности; - дать основы пластической анатомии; - обучить основам изучения построения композиции и возможностей применения скульптурных материалов; - познакомить с расширенной технологией скульптурных работ; - обучить законам пропорций, закономерностей гармонии и построение силуэта.

2. Развивающая: - развить навыки работы с оборудованием и инструментами для выполнения сложных творческих задач; - развить профессиональный художественный вкус и эстетическое видение окружающего мира; - развить ассоциативное, образное мышление и фантазию; творческое мышление при выполнении высоко-художественных скульптурных произведений. - развить способность к самостоятельному анализу любого вида объемной пластики.

3. Воспитательная: - сформировать культуру общения в коллективе; - воспитать доброжелательное отношение к товарищам по студии и их работам; - воспитать чувства необходимости помогать педагогу и товарищам по учебе; - воспитать целеустремленность, усидчивость, трудолюбие в работе; - воспитать бережное отношение к общественной собственности, материалам и оборудованию в студии.

В первый год обучения происходит знакомство с предметом скульптуры, развитие художественно-пластических способностей. В конце первого года обучения студенты должны знать:

*оборудование, необходимое для художественной лепки;

*основные приемы лепки;

*отличительные признаки видов скульптуры;

*первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах в скульптуре (композиция, пластика, движение, объем и т.д.)

*понятие о построении объемного предмета в пространстве;

*с построением подставки (плинта) и ее назначением;

*принцип построения орнамента;

*понятие о пластической и композиционной связи 2-х фигур;

* технику безопасности;

*Пользоваться пластичным материалом (глина, пластилин);

*Пользоваться стеком;

*Организовать рабочее место;

*Передавать объемную форму;

*Передавать смысловое содержание образа;

*Находить композиционное решение в эскизе и переносить его на плинт;

*Размещать предметы в пространстве;

*Находить способ оригинального исполнения задуманного.

Во второй год обучения, идет изучение последовательности работы над скульптурной композицией включает в себя подготовительный этап (ознакомление с темой будущей композиции, осмысление цели и задач выполнения скульптурной работы, раскрытие смыслового содержания задания, постановка учебно-художественных и творческих задач, просмотр и обсуждение работ из методического фонда), этап практической работы (выполнение композиционно-творческих эскизов, поиск пластичного сюжетно - тематического, творческого решения работы, лепка формы и закладка основополагающих элементов пластического выражения изобразительного объекта), этап работы в материале (пролепка, проработка формы, поиск пластических, объемно - конструктивных отношений, передача характера и особенности натуры). В завершающий этап работы входит обобщение, подчинение деталей общей форме. Так же осваивается метод образных ассоциаций, «вживание» в образ. Происходит знакомство с пропорциями человека. К концу второго года обучения студенты должны знать:

*Все этапы последовательности работы над скульптурной композицией; *Правила составления несложного натюрморта;

*Законы построения рельефа;

*Особенности симметричной и ассиметричной композиции в скульптуре;

*Простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя;

*Передавать характер, пропорций предметов с учетом их масштабных соотношений;

*Использовать в работе над скульптурной композицией средства художественной выразительности, такие, как метафора, гротеск, аллегория;

*Практически изучать растительные формы, выполняя в пластической технике;

*Приобретать навыки в изображении растительных мотивов в рельефе;

*Передавать характерные позы конкретной породы животных;

*Отображать живое восприятие натуры.

В течение третьего год обучения студенты включаются в более глубокое осмысление последовательности решения художественно-плоскостных и творческих задач. Воплощение задуманного происходит в соответствии с заданным эмоционально - смысловым содержанием постановки и возможностями её скульптурного решения. Данный этап характеризуется развитием художественно-пластических умений, владение техническими навыками, приемами использования, идентификации побуждений учащихся к поисковой и творческой деятельности, самостоятельности в композиционно-пластическом решении и выборе средств выразительности образа. При работе над композицией ведущей становится целевая установка на художественно - пластическое решение задания.

К концу третьего года ученики должны: Знать:

*Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов;

*Анатомические особенности головы человека и отдельными частями лица;

*Выявлять общий характер данной части лица, его пропорции;

*Передавать эмоциональный настрой животного;

*Самостоятельно выполнять различные творческие работы по скульптуре.

На четвертом году обучения происходит совершенствование Художественно - пластических способностей, осмысление своих возможностей, поиск собственного стиля в работе, формирование художественно-пластических способностей в процессе работы с натуры.

В конце четвертого года обучения, обучающиеся должны знать:

*построение сложной многофигурной композиции;

* отбор деталей, передачу движения, фактуры, психологическое состояние действующих лиц;

* компоновку круглой скульптуры и рельефа, равновесие объема в пространстве;

* построение перспективы в рельефе;

* наглядную анатомию и механизм движения человека и животных.

* прорабатывать сложную многофигурную композицию;

* работать над эскизами;

* прорабатывать темы композиции, отбирать детали, передавать движения, фактуру, психологическое состояние действующих лиц;

* изготавливать каркас для многофигурной композиции;

* компоновать круглую скульптуру и рельеф, равновесие объема в пространстве;

* строить перспективу в рельефе.

Скульптура

Обучение скульптуре через систему последовательных заданий, основанных на работе с натуры; изучение конструкции и пластики человека, изучение, имеющее целью через овладение конструктивно-пластическим языком разрешать задачи создания художественного образа; освоение различных форм скульптуры (круглая скульптура, рельеф, контррельеф и др.); станковая, монументальная, монументально-декоративная скульптура.

Композиция

Общий курс и скульптурно-архитектурная композиция. Теория композиции; композиционные возможности изобразительных средств скульптуры; синтез скульптуры и архитектуры; изучение классических композиционных решений; последовательная работа над скульптурной композицией (от заданного или выбранного сюжета, пластической темы, через сбор подготовительного материала и композиционный поиск к итоговой композиционной форме).

Данная техника представляет собой такую организацию людей и объектов, которая физически символизировала бы внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи должен создать свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, на ту деятельность, которую они осуществляют по отношению друг к другу и на чувства, которые при этом ис-пытывают. Таким образом опыт каждого воплощается и проецируется в живую картинку. Папп, Сильверштейн и Картер - среди тех стратегических терапевтов, которые широко применяли эту технику. Одно из многих преимуществ «скульптуры» состоит в ее способности преодолеть чрезмерную завербализированность, заинтеллектуализованность, разнообразные защиты, проекции и обвинения, часто существующие в семейной системе, когда семье не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, тогда появляются раз-ичные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении «скульптура» является довольно хорошим диагностическим средством.

Другим преимуществом «скульптуры» выступает тот объединяющий эффект, который она производит на семью, заставляет их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое и каждый его элемент - самоценная человеческая личность. Невозможно изолировать любую данную субсистему внутрисемейного взаимодействия без учета тех последствий, которое это будет иметь для всей семьи. «Скульптура» не только объединяет семью, она еще подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того она требует от индивида, обобщить свой личностный опыт, осмыслить его, а затем и проинтерпретировать. «Скульптура» также обеспечивает терапевта возможностью прямой интервенции в семейную систему. Структурный терапевт может при этом помочь членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя таким образом созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что «скульптура» может использоваться для внесения позитивных изменений в семью, для того, чтобы она стала более функциональной.

«Семейная скульптура» может оказаться уместной на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, и некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые могли бы использоваться в качестве заменителей отсутствующих на сессии членов семьи. «Скульптура» может изображать как семью в ее настоящем, так и прошлое семьи. В «скульптуру» может быть также включено и любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.

Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что «скульптура» полезна прежде всего для прочувствования того, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рассказать. Каждый член семьи по очереди может показать его видение внутрисемейных взаимоотношений через изображение их в живой скульптуре - так, чтобы их позы и положения в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Папп предлагает, чтобы скульптор обращался с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его невербально охарактеризовать. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре место самого скульптура, как сам зодчий его видит. Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не удовлетворится своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с материалом, имея ввиду, что потом они поменяются с ним местами.

Когда каждый член семьи построит свою реальную семейную скульптуру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент вре-мени, можно попросить построить скульптуру идеальной семьи.

Психотерапевт имеет возможность вмешиваться в ваяние, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя творческий процесс. К идеальной скульптуре семьи можно обращаться впоследствии для того, чтобы проследить динамику психотерапевтического процесса. При этом несоответствия между представлениями о структуре семьи ее различных членов является очень существенными и могут быть легче выявлены в ситуации ваяния семейной скульптуры, чем на основе традиционных вербальных техник.

Существует много вариантов использования методики семейная скульптура. Некоторые психотерапевты, применяющие эту методику, просят скульптура придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые бы лучше всего характеризовали поведение этого человека. Членов семьи следует затем последовательно произнести эти слова. В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.

Могут обсуждаться не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Психотерапевт может также задавать следующие вопросы:

1. (каждому члену семьи): Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников?

2. (всей семье): Явилась ли данная скульптура сюрпризом для вас?

3. (каждому члену семьи): Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил?

4. (всей семье): Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как это изображено в скульптуре?

5. (скульптору или семье): Какие изменения в функционировании семьи вы бы хотели видеть?

6. (скульптору, прежде всех других вопросов): Придумайте название вашему произведению. Можно также организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульптуром и психотерапевтом проделанной работы.

Скульптура может быть использована и при индивидуальной психотерапевтической работе - тогда роли членов семьи могут исполнять мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя в таком подходе может ощущаться дефицит живого присутствия членов семьи, он тоже очень хорош. При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, имея ввиду, что она отражает лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира, но не объективную внутрисемейную ситуацию.

Ключевые слова: Педагогика, Бухгалтерский учет, Финансовый анализ, Психология, Управление, Методика преподавания математики.

Объектом исследования является анализ условий "Методика "Скульптура"". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Методика "Скульптура"" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Методика "Скульптура"", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Методика "Скульптура"", изучалась природа темы "Методика "Скульптура"".

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Методика "Скульптура"", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Методика "Скульптура"" и определены тенденции развития тематики "Методика "Скульптура"".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Методика "Скульптура"".

Обзор источников по теме "Методика "Скульптура""

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Методика "Скульптура"" рассматривает Майкл Уорд в книге "50 методик менеджмента ", изданной в 2004 году и содержащей 200 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

ЗНАКОМЫ ли вы с концепцией жизненного цикла продукта? Конечно, да, скажете вы. Ну а прогнозы SWOP-анализа не ввергают вас в холодный пот? Вероятно, нет. А что вы знаете об окне Джохари? Или о законе Зипфа? В КНИГЕ Майкла УОРДА собраны воедино мощные инструменты, разработанные для повышения эффективности управления. Автор описывает каждую методику, объясняет принцип ее работы, затем показывает на примере занимательной истории, как ее можно использовать для решения реальной проблемы. 50 МЕТОДИК, в числе которых есть и ранее не известные широкой публике, сгруппированы в 11 тематических разделов - от стратегии до обучения. ЭТА КНИГА станет незаменимым источником для менеджеров разных видов организаций и всех уровней, а также для студентов и консультантов.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Методика "Скульптура"" касается Сергей Филиппов в монографии "Продажи вверх! Методика Sales 3.0 ". Данная книга была выпущена в издательстве "Курьер-Медиа" в 2012 году, содержит 200 стр.

В книге показаны уникальные секреты продаж, которые дают быстрый и гарантированный результат. Это проверено более чем 600 бизнес-тренингами, которые провел бизнес-тренер, практик Сергей Филиппов для ведущих компаний России и мира. Среди его клиентов - несколько десятков известнейших мировых брендов. Теперь эти уникальные методики, которые ранее были доступны только профессионалам на закрытых корпоративных тренингах, раскрыты на страницах книги. Автор делится секретами, которые обеспечили быстрый рост продаж нескольким сотням компаний. Все техники продаж, которые вы знали до прочтения этой книги, можно смело забыть. Прорыв в продажах к новым высотам и новым сверхприбылям теперь зависит от овладения этим материалом. Много практических упражнений, советов, примеров из жизни и понятных шагов, которые выведут ваш бизнес на новую высоту.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Коммерческая география России. Теоретические основы курса и методика обучения ". Е. Л. Плисецкий определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2005 году в издательстве "Финансовая академия при Правительстве РФ". В описании книги сказано следующее.

В монографии впервые в современной географической и экономической литературе дается обоснование нового научного и образовательного направления - коммерческой географии, формирующегося на стыке географических и экономических дисциплин. Определяются ее предмет и задачи, рассмотрены основные понятия и категории коммерческой географии, условия и факторы, влияющие на территориальную организацию рынка и развитие предпринимательства. Значительное внимание уделяется вопросам географического изучения инфраструктуры рынка, особенно сферы торговли, финансово-банковской сферы и инвестиционной деятельности. Приводится оценка современного положения России на мировом рынке и анализ внешнеэкономической деятельности страны и ее регионов. Заметное место в работе отводится методике обучения коммерческой географии в профильной школе и вузе. Излагаются основные положения концепции построения учебно-методического комплекса (УМК) по коммерческой географии. Рассмотрены формы и методы организации...

Кроме того, при изучении темы "Методика "Скульптура"" были использованы такие периодические источники, как:

  1. Дружелюбие, приветливость коллег и руководителей становятся нормой. Методики многоступенчатого опроса новых сотрудников. Ю. Тюлькина, "Кадровик. Кадровый менеджмент", № 12, декабрь 2007.
  2. Методика определения потребности в препаратах для лечения больных ВИЧ-инфекцией. Р.П. Ничук, "Советник бухгалтера в здравоохранении", № 8, ноябрь-декабрь 2007.
  3. Методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений. И. Шиндер, "Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", № 11, ноябрь 2007.
  4. Методика потребительского сегментирования на рынке розничного страхования. Т.А. Кутьенкова, "Организация продаж страховых продуктов", № 6, ноябрь-декабрь 2007.
  5. Методика учета комиссий по кредитным операциям в соответствии с МСФО. Д. Панов, Д. Кофанов, "Бухгалтерия и банки", № 10, октябрь 2007.

Образец введения

Представленная работа посвящена теме "Методика "Скульптура"".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Методика "Скульптура"" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Методика "Скульптура"".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Методика "Скульптура"". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Методика "Скульптура"" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Методика "Скульптура"" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Методика "Скульптура"" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Методика "Скульптура"".

Теоретическое значение изучения проблемы "Методика "Скульптура"" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Методика "Скульптура"".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Методика "Скульптура"" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Методика "Скульптура"".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Методика "Скульптура"" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Методика "Скульптура"".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Методика "Скульптура"".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Методика "Скульптура"". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Методика "Скульптура"".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Методика "Скульптура"".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Методика "Скульптура"".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Методика "Скульптура"", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Методика "Скульптура"" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Методика "Скульптура"", справочная литература, прочие актуальные источники информации.