Сроки профилактических диспансерных осмотров детей педиатром зависят. Диспансеризация детей первого года жизни: в чём заключается данная процедура? Ориентировочное нормативы численности детей

Сроки профилактических диспансерных осмотров детей педиатром зависят. Диспансеризация детей первого года жизни: в чём заключается данная процедура? Ориентировочное нормативы численности детей

Дети, страдающие от хронических заболеваний или попадающие в группы риска прогрессирования таковых, должны находиться под регулярным контролем специалистов. С этой целью на законодательном уровне предусмотрено диспансерное наблюдение за несовершеннолетними.

Каждый ребенок в зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья имеет право на лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры. Минимальная и максимальная их периодичность не должна выходить за рамки законодательно утвержденных норм. О том, что такое диспансерное наблюдение детей и как оно реализуется, расскажем в данной статье.

Что это за процедура и в чем ее особенности?

Диспансерным наблюдением за детьми называется осуществление регулярного контроля над здоровьем граждан России, не достигших совершеннолетия, имеющих заболевания хронического характера, функциональные расстройства и тому подобные состояния. Его целью является своевременное диагностирование возникших осложнений патологий, их дальнейшая терапия и реабилитация, а также принятие профилактических мер для предотвращения обострений.

Если в случае диспансеризации регулярным обследованиям подлежат абсолютно все категории детей, то диспансерное наблюдение имеет специфическую направленность – пациенты, уже состоящие на учете с ранее выявленными болезнями. Под регулярное диспансерное наблюдение попадают следующие категории детей:

  • С хроническими недугами неинфекционной природы, а также принадлежащие к группе риска их развития;
  • С хроническими заболеваниями инфекционного типа, а также перенесшие подобные недуги или являющиеся носителями их возбудителей;
  • Пребывающие на восстановительной стадии по результатам терапии острых болезней (включительно с отравлениями, травмами).

Диспансерное наблюдение за несовершеннолетними регламентируется нормами ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» № 323-ФЗ, принятого Государственной Думой 21 ноября 2011 года. Процедура прописана и в положениях приказа Министерства здравоохранения, зарегистрированного под № 1348н от 21 ноября 2012 года.

Порядок диспансерного приема ребенка

Процедура диспансерного приема состоит из нескольких этапов, результаты которых в обязательном порядке вносятся в медицинскую карту пациента и в дальнейшем являются главными показателями к назначению какого-либо лечения или профилактических мероприятий. Итак, процедура состоит из следующих этапов:

  1. Предварительный осмотр пациента и анализ его жалоб, если таковые имеются.
  2. Назначение, прохождение и оценка специалистом полученных результатов лабораторных анализов, инструментального исследования.
  3. Постановка диагноза.
  4. Определение порядка лечения, реабилитации и оздоровительных мероприятий.
  5. Профилактическая консультация пациента и его представителя (родителя, опекуна и т. д.) по поводу мер предосторожности во избежание осложнений недуга, а также последовательности действий в экстренных ситуациях.

Проводят диспансерное наблюдение сотрудники того медучреждения, в пределах которого ребенку предоставляется первичная медико-санитарная помощь, врачи-педиатры, профильные доктора, фельдшеры ФАП. Вся информация о состоянии здоровья пациента по итогам обследования должна быть предоставлена ему самому, а также его родителю или другому законному представителю.

Какие группы диспансерного наблюдения детей существуют?

Для осуществления диспансерного наблюдения за детьми с наличием хронических заболеваний и патологий всех пациентов разграничивают на отдельные категории. Частота плановых медицинских осмотров зависит от принадлежности к одной из них. Выделяют следующие группы здоровья несовершеннолетних:

  • Группа І – дети, физически и психически здоровые;
  • Группа ІІ – несовершеннолетние, не имеющие заболеваний хронического характера, но с функциональными нарушениями в организме, являющиеся носителями возбудителей недугов, а также перенесшие тяжелые или средние по тяжести болезни инфекционной природы;
  • Группа ІІІ – дети, которые имеют хронические недуги, пребывающие в стадии ремиссии и склонные к нечастым обострениям;
  • Группа IV – несовершеннолетние, у которых имеются хронические заболевания в активной стадии, а также ремиссии, но со склонностью к частым обострениям;
  • Группа V – дети с хроническими недугами тяжелого характера, которые находятся всегда в активной стадии, отличаются постоянными осложнениями и редкой клинической ремиссией.

Представители группы І должны проходить регулярные комплексные медобследования в те сроки, которые указаны в нормативных положениях рассмотренных выше правовых актов в зависимости от возраста. Состояние здоровья детей, принадлежащих к группе ІІ, контролируется врачами-педиатрами ежегодно. Для групп ІІІ, IV, V в зависимости от течения болезни может быть назначен докторами индивидуальный график систематических обследований (от 1 раза в 2 недели, месяц, квартал до 1 раза в полгода).

Как происходит наблюдение за детьми с сахарным диабетом и хроническими заболеваниями?

Если ребенок страдает от сахарного диабета, он должен проходить осмотр у эндокринолога не реже, чем 1 раз в месяц (в зависимости от течения заболевания – и чаще). Предусматривается сдача анализов на порционный глюкозурический профиль и уровень глюкозы в составе крови. Также для ребенка является обязательным плановый контроль у офтальмолога и невропатолога, периодичность которого составляет не менее 2 раз в течение года. Если имеются показания, может быть назначено обследование у других профильных врачей. С целью всесторонней диагностики и стационарной терапии в частных случаях является уместной и госпитализация несовершеннолетнего. Таким категориям лиц показано регулярное санаторное лечение.

Диспансерное наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями производится педиатрами и профильными специалистами детских поликлиник, а также больниц, где проводится или проводилась стационарная терапия. При постановке ребенка на учет врач делает отметку в истории развития и карте для диспансерного пациента (формы № 112/у и № 30/у соответственно).

В зависимости от типа заболевания ежегодно разрабатывается план по наблюдению, в котором отмечаются сроки осмотра педиатром и узкими специалистами, даты сдачи анализов, а также список необходимых лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий. По истечении каждого года диспансерного учета врач обязан составить эпикриз, оценить в нем характер течения болезни и эффективность использованных методов контроля.

Желаемым итогом является последующее снятие ребенка с учета. Если врач принимает решение о продолжении наблюдения за его состоянием здоровья, должен быть составлен план на следующий год. Результаты примененных процедур и возможное снятие с диспансерного учета в обязательном порядке должно обсуждаться на общем совете детской поликлиники.

Заключение

Диспансерное наблюдение осуществляется за детьми с хроническими и иными заболеваниями с целью их профилактики, квалифицированного и своевременного лечения. Выделяют несколько групп диспансерного наблюдения, в соответствии с которыми осуществляются мероприятия по обследованию и составляются планы лечения.

Главные врачи детских поликлиник (заведующие педиатрическими, дошкольно-школьными отделениями) планируют объём работы по диспансеризации, составляют рациональные графики осмотра детей в поликлинике, в дошкольных учреждениях, домах ребёнка, общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах; согласовывают их с администрацией этих учреждений и осуществляют подготовку соответствующих помещений в них; организуют плановую санитарно-просветительную работу с родителями о целях и задачах ежегодной диспансеризации детского населения.

Врачи-педиатры (участковые, дошкольно-школьных отделений поликлиник, районных и участковых больниц, амбулаторий) организуют ежегодный персональный учёт детей по возрасту, месту воспитания или учёбы, месту медицинского наблюдения, составляют графики осмотров детей, проводят разъяснительную работу с родителями о целях и задачах ежегодной диспансеризации детей.

Участковые медицинские сестры детского амбулаторно-поликлинического учреждения под контролем врача-педиатра составляют списки детей с учётом возраста, места воспитания, учёбы (семья, дошкольное учреждение, школа), места медицинского наблюдения (территориальная поликлиника, ведомственная поликлиника); проводят разъяснительную работу с родителями о необходимости диспансеризации детей; приглашают детей указанных групп в поликлинику в соответствии с составленным графиком.

Медицинские сестры (фельдшеры) детского дошкольного учреждения или школы под контролем врача составляют списки детей, готовят необходимые для осмотра помещения и медицинское оборудование, информируют родителей о предстоящей диспансеризации.

Среди детей выделяются группы: первого и второго годов жизни; дошкольного возраста в организованных коллективах; дошкольного возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения; школьники до 15 лет.

Профилактический осмотр детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, проводится в условиях детской поликлиники.

Профилактический осмотр детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, а также школьников, осуществляется врачами-специалистами детской поликлиники по месту воспитания (учёбы) ребёнка или в поликлинике.

Плановый осмотр ребёнка врачом-педиатром или врачами других специальностей включает следующие основные разделы: исследование состояния здоровья ребёнка, комплексную оценку состояния здоровья с определением группы здоровья, назначение профилактических и необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

Все данные вносятся в историю болезни ребёнка (ф. 112/у) и медицинскую карту ребёнка (ф. 026/у). При выявлении отклонений со стороны отдельных органов и систем и при неустановленном диагнозе назначаются необходимые консультации врачей-специалистов и дополнительные лабораторные и функционально-диагностические исследования. После установления группы здоровья в зависимости от заболевания или отклонения в состоянии здоровья назначаются индивидуальные лечебно-оздоровительные мероприятия, включая при необходимости стационарное, санаторное лечение и восстановительную терапию в амбулаторных условиях.

Организм ребенка - пожалуй, одна из самых хрупких систем в природе. В течение тех лет, пока наше чадо растет и развивается, мы неизбежно сталкиваемся с различными детскими недугами. Большая часть из них отступит к совершеннолетию, но до тех пор придется на личном опыте постигать особенности течения и лечения самых разных патологий - от кишечных колик и ветрянки до плоскостопия, близорукости или пролапса митрального клапана. Ничего не поделаешь: жизнь любящих мам и пап проходит в неусыпных хлопотах о здоровье ребенка.

Цели детской диспансеризации: предупрежден - значит вооружен

Что же представляет собой детская «болячка»? Непредсказуемое явление? Или все же есть возможность встретить детские недуги во всеоружии? Современная медицина предоставляет такую возможность. Именно с этой целью в здравоохранении введена система детской диспансеризации, подразумевающая регулярные профилактические осмотры и обследования маленьких пациентов - начиная с первых дней их жизни и заканчивая этапом перевода во «взрослую» поликлинику.

Как известно, не все заболевания проявляются сразу - особенно у детей младшего возраста, которые не в силах подробно объяснить родителям и врачам, что их беспокоит. Поэтому главная задача диспансеризации - выявить скрыто протекающие патологии, а также предрасположенность к ним. Кроме того, доктор должен оценить соответствие физического и психологического развития малыша возрастным нормам и при необходимости дать рекомендации родителям о том, как скорректировать то или иное отклонение. Бояться этого не надо, ведь все дети растут в своем индивидуальном темпе, самое важное - не пропустить серьезную болезнь, скрывающуюся под маской мнимого благополучия.

Основным документом, регламентирующим прохождение детской диспансеризации, является приказ Минздрава РФ от 21 декабря 2012г. № 1346н. Там обозначен порядок обследования ребенка - с перечислением специалистов, видов анализов и процедур, рекомендованных в зависимости от возраста, и всех необходимых бумаг, которые оформляет врач-педиатр по итогам этого мероприятия. Важно знать, что каждый гражданин России имеет право на бесплатную диспансеризацию, но может по своему усмотрению пройти ее в частном порядке в любой клинике, имеющей соответствующую лицензию.

Из приказа родители детей школьного возраста могут узнать, по каким принципам формируются «группы здоровья» для занятий физической культурой, и какие обследования ребенок будет проходить в рамках школьных медосмотров.

Чем болеют наши дети?
Эксперты отмечают, что чаще всего в повседневной практике педиатры сталкиваются с такими заболеваниями, как различные виды проявлений аллергии, бронхиальная астма и, разумеется, острые и хронические простудные заболевания. Нередко врачи выявляют у своих подопечных избыточный вес - следствие неправильного питания в семье, а также снижение зрения, что закономерно объясняется чрезмерным увлечением различными гаджетами и длительным просмотром фильмов, передач и роликов.

Когда ребенку необходимо пройти процедуру?

Нет ничего зазорного в том, чтобы почаще показывать малыша врачам - но важно соблюдать периодичность прохождения углубленных осмотров в рамках детской диспансеризации. Так, на первом году жизни такое мероприятие должно иметь место каждые три месяца: наряду с педиатром пациента осмотрят невролог, детский хирург, ортопед и офтальмолог. Плановые же посещения проходят ежемесячно.

Масштабное исследование ожидает кроху по достижении им 12-ти месяцев : в этот срок ему сделают первую электрокардиографию, а свои заключения дополнительно к основным специалистам (невролог, офтальмолог, хирург-ортопед, педиатр) вынесут детский стоматолог, ЛОР и психиатр.

Далее до трех лет никаких «крупных» осмотров - если у врачей и родителей отсутствуют веские причины для беспокойства - не предвидится. С года до двух малыша нужно будет показать врачам четырежды, с двух до трех лет - всего два раза. В 3 года - очередной всесторонний осмотр с участием детского гинеколога и уролога-андролога, а также логопеда и психолога: это нужно, чтобы оценить готовность ребенка посещать детский сад.

Потом до самой школы - водить ребенка в поликлинику на осмотр допустимо раз в год. За несколько месяцев до первого звонка здоровье будущего первоклассника вновь оценят узкие специалисты, а диагностические процедуры помогут выявить возможные хронические заболевания. После этого развернутая диспансеризация проводится в 10, 14, 15, 16 и 17 лет . Столь усиленное внимание врачей в последние годы перед совершеннолетием объясняется важностью переходного возраста, когда организм подростка претерпевает многочисленные внутренние и внешние изменения.

Как формируется программа диспансеризации

Почему в каждый определенный возрастной период ребенка осматривают разные врачи и от чего зависит «набор» анализов, которые ему предстоит сдать? Продумывая программу диспансеризации, врачи отталкивались от статистики патологий, которые чаще выявляются на каждом этапе развития организма, и того, какие ключевые изменения в результатах лабораторных и инструментальных методов обследования позволяют сделать заключения о возможных отклонениях от нормы.

К примеру, большинство проблем со слухом у детей выявляются на первом году жизни - поэтому в это время врачи неоднократно проводят им аудиологический скрининг. А вот оценивать развитие половой системы в отсутствие очевидных пороков развития до наступления трех лет, как правило, нецелесообразно - по этой причине гинеколог и уролог привлекаются к диспансеризации только в этом возрасте.

Несмотря на то, что каждый диспансерный осмотр имеет свою программу, в случае выявления у малыша любых заболеваний она может быть значительно расширена и дополнена. Сейчас, когда многие нарушения в развитии диагностируются еще на этапе внутриутробного развития, врачи имеют возможность скорректировать подход к ведению ребенка в зависимости от ситуации. Так, крохи с аномалиями в строении сердца регулярно навещают детского кардиолога, а малыши с неврологическими симптомами чаще других осматриваются неврологом.

Порядок диспансеризации детей разных возрастов

Не стоит опасаться, что вы как родитель забудете показать свое чадо кому-то из специалистов: за выполнением программы диспансеризации будет следить участковый педиатр. Он же обязан вовремя напоминать вам, что пришло время для очередного развернутого обследования и выдавать направления в кабинеты к врачам и на анализы.

Обычно диспансеризацию можно пройти за 1–2 дня (в зависимости от того, сколько времени займет подготовка результатов анализов), но строгих требований тут нет: вы имеете право посещать всех врачей без спешки. Другое дело, что в соответствии с законом общая продолжительность основного этапа диспансеризации в поликлинике не должна превышать 10-ти дней, а при необходимости пройти дополнительные уточняющие процедуры в других медицинских учреждениях - 30-ти дней. Это означает, что медикам нельзя затягивать осмотр, даже ссылаясь на отсутствие на местах узких специалистов или большие очереди на обследования. В таких случаях вы можете пожаловаться на нарушение регламента главному врачу поликлиники, в страховую компанию или местный департамент здравоохранения.

Напоследок - давайте еще раз уточним, в каком возрасте и зачем проходить детскую диспансеризацию:

От 0 до 3 лет

  • Решаемые задачи : оценить соответствие возрастным нормам физического и психического развития малыша, вовремя диагностировать врожденные пороки развития.
  • Особенности : упор - на обследования у педиатра и невролога.
  • : педиатр, невролог, детский хирург, офтальмолог, ортопед, оториноларинголог, психиатр (для детей старше года), детский стоматолог.
  • Основные анализы : скрининговые тесты на врожденные заболевания (в роддоме), проверка слуха, УЗИ брюшной полости, сердца и тазобедренных суставов, нейросонография, анализы крови и мочи.

От 3 до 7 лет

  • Решаемые задачи : подготовка ребенка к посещению детского садика и школы, контроль лечения ранее диагностированных заболеваний.
  • Особенности : выявление и коррекция нарушений речи, оценка психического развития, стрессоустойчивости, готовности к занятиям в коллективе.
  • Посещение каких врачей предполагается : в этот возрастной период детей дополнительно осматривают психолог и логопед, а также гинеколог и уролог. Не забывайте, что перед школой каждый ребенок должен получить справку по форме 026/у, которая включает заключения хирурга, логопеда, невролога, ЛОРа, дерматолога, психолога, офтальмолога, стоматолога и педиатра, а также результаты анализов и сведения о вакцинации.

Школьный возраст

  • Решаемые задачи : контроль за влиянием учебных нагрузок на здоровье и отслеживание динамики полового созревания.
  • Особенности : в этот период некоторым детям назначают углубленное обследование у эндокринолога и офтальмолога, а определение группы здоровья поможет подобрать ребенку подходящую спортивную нагрузку.
  • Посещение каких врачей и сдача каких анализов предполагается : в школьные годы учащихся должны осматривать педиатр, невролог, гастроэнтеролог, ЛОР, окулист, ортопед, стоматолог, психолог и эндокринолог, гинеколог или уролог. Иногда может потребоваться сдать анализы крови на гормоны. С 15-ти лет школьникам показана флюорография органов грудной клетки.

Мало кто из нас любит посещать больницы - а уж дети так и вовсе в большинстве своем с тревогой относятся к людям в белых халатах. Однако реалии современной жизни таковы, что профилактика заболеваний - выгодная альтернатива их лечению. С ранних лет привить малышу мысль, что ходить к доктору нужно для того, чтобы удостовериться в том, что все в порядке, - значит научить его ответственно относиться к здоровью и во взрослой жизни.

В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения. Активно внедряемый в практику советского здравоохранения дородовой патронаж привел к тому, что в последние годы матери 80-85% новорожденных находились на дородовом патронаже (А. С. Бойцова, 1974).

Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.). Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы развития, воспитания и оздоровления детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.

Дети первого месяца жизни не менее 3 раз осматриваются медицинской сестрой и 2 раза врачом (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.

Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами, позволяющими обучить мать правилам гигиены, режима кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.

К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых происходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатии и др.) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период новорожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей в виде гипоплазий и аплазий. Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.

Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса, а затем его осложнений.

В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.

В истории развития ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей. Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний. При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей с кариесом зубов»).

Начиная с трех лет детей осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, .

Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог, хирург-ортопед, логопед и психоневролог. Осмотр стоматолога, если он производится впервые, для 70% детей в этот период бывает запоздалым. Такие осмотры позволяют до поступления ребенка в школу провести лечение выявленной патологии и коррекцию установленных отклонений в развитии.

На седьмом году жизни ребенок готовится к поступлению в школу. В индивидуальную карту развития ребенка все специалисты-педиатры вносят свои записи на основании обследования ребенка и формулируют рекомендации (форма № 26, утверждена МЗ СССР 16/VII 1945 г.).

В школе углубленный осмотр детей производит ежегодно школьный врач с участием специалистов.

Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям - функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами-специалистами, а в заключение школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.

Участие стоматологов в проведении этой работы необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить санацию полости рта. Такой подход к роли стоматолога в профилактических осмотрах неправильный. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьника. Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков МЗ СССР, в качестве критериев физического развития детей и подростков при комплексной оценке ее выдвигается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов (Е. П. Стромская и др., 1974).

Исходя из указанного, участие стоматолога в профосмотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (компенсированная, суб- и декомпенсированная форма); состояние прикуса, при наличии аномалии с указанием активнодействующих причин и факторов риска, состояние пародонта и гигиенический индекс.

Именно эти данные составляют основу определения физического развития ребенка и группы здоровья. Сведения о том, что ребенок нуждается в лечении аномалии прикуса или санации полости рта доводятся до сведения участкового стоматолога, обслуживающего детей данной школы.

Стоматологи участвуют в диспансеризации детей с рядом хронических заболеваний, таких, как ревматизм, нефропатии, заболевания желудочно-кишечного тракта, хронические тонзиллиты и т. д. Больного ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указав активность развития процесса (кариес, гингивит, пародонтоз), тяжесть патологии (аномалии и деформации прикуса), количество прорезавшихся постоянных зубов, гигиенический индекс. Необходимо здесь же обосновать периодичность диспансеризации у стоматолога. Нужно подчеркнуть, что у стоматолога на диспансерном наблюдении находятся все дети участка, это же группа наблюдается со специальной периодичностью, учтенной при отборе детей на диспансерный учет. Ребенок, направленный педиатром, должен быть осмотрен и санирован. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.


Диспансеризация - метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда; больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска.

Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Диспансеризация населения в настоящее время из метода работы отдельных учреждений превратилась в систему работы всех лечебно-профилактических учреждений страны. Каждое из них в соответствии с профилем своей работы осуществляет диспансеризацию различных групп населения и определенных контингентов больных.
Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья детей, увеличении продолжительности жизни путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления быта, широкого проведения комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.
Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины.

Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских мероприятий.

Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Основными задачами диспансеризации населения являются:

1. определение состояния здоровья каждого индивида ежегодным осмотром и оценка здоровья с учетом возрастных, половых и профессиональных особенностей;

2. дифференцированное активное динамическое наблюдение за здоровыми; лицами, имеющими факторы риска, и больными; постепенный переход от наблюдения за отдельными лицами к посемейному наблюдению;

3. выявление и устранение причин, вызывающих заболевания; содействие устранению вредных привычек и обеспечение здорового образа жизни;

4. своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

5. повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкого участия врачей различных специальностей, внедрения новых организационных форм, дальнейшего технического обеспечения и использования ЭВМ.

Этапы диспансеризации:

Первый этап. Планирование работы по диспансеризации населения: проведение переписи населения на участке, выделение списка лиц подлежащих активному динамическому наблюдению в условиях лечебного учреждения, определение очередности приглашения на медицинские осмотры и индивидуальной программы обследования.

Второй этап. Обследование по обращаемости и во время профилактических осмотров. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, оценка состояния здоровья, определение группы здоровья.

Третий этап. Активное приглашение на прием больных, находящихся под диспансерным наблюдением, проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Оценка качества проведения диспансеризации.

По состоянию здоровья все осмотренные жители разделяются на три группы диспансерного наблюдения.