Творческое развитие ребенка. Консультация на тему: "Воспитание творчеством" - консультация для родителей

Творческое развитие ребенка. Консультация на тему:
Творческое развитие ребенка. Консультация на тему: "Воспитание творчеством" - консультация для родителей

Воображение - это способность формировать в своем сознании образ того, что вы не могли видеть или испытывать, это способность думать о неизведанных вещах. В каждом ребенке с рождения заложена творческая жилка. Если родители развивают детские фантазии, а не пресекают их на корню, из малыша в будущем может получиться творческий гений. К сожалению, многие мамы и папы на бессознательном уровне являются противниками создания "небылиц", полагая, что дети будут иметь искаженное представление о реальности.

Дети понимают разницу между вымыслом и реальностью

Но, по мнению психологов, большинство детей уже в возрасте трех лет прекрасно понимают различия между настоящим и вымышленным. Малыши осознают, что фиолетовых коров, равно как и фиолетового молока, не существует. Однако, придумывая забавные небылицы, они испытывают радость от самого процесса. Позвольте детям использовать свое воображение для тренировки творческих способностей! Не бойтесь поощрять фантазии, это не формирует искаженного представления о реальности. Дети очень любят играть, но в режиме игры грань между вымыслом и явью стирается.

Почему воображение важнее знания?

Альберт Эйнштейн утверждал, что воображение важнее знания. Это является ключом к безграничным возможностям. Тягу к творчеству и стремление изобретать необходимо поощрять с малых лет. Дети получают интеллектуальное развитие и познают мир посредством игр. Цветные мелки, краски, карандаши и фломастеры позволяют выражать свои мысли невербально. За вербальную составляющую отвечают слова или описания.

В ходе творческой игры дети учатся манипулировать различными материалами. Иногда рисунок рождается спонтанно, иногда концепция планируется заранее. Если дети развивают креативное мышление в группе, они учатся взаимодействовать друг с другом, сравнивать работы, делиться опытом, конкурировать за звание лучшего художника, поэта, музыканта или скульптора. Творческие поиски и эксперименты заставляют школьников примерять на себя разные роли, искать свое место в жизни.

Это помогает осваивать школьную программу

Подходить нестандартно можно и к изучению школьных предметов. Например, младшие школьники учатся счету и технике вычислений с помощью ярких разноцветных кубиков. С помощью листов цветной бумаги и картона они развивают пространственное воображение. Куклы или плюшевые игрушки помогают освоить иностранный язык. Пластилин развивает мелкую моторику рук, а эксперименты со смешением красок дают возможность, используя всего четыре базовых цвета, получить на бумаге весь радужный спектр.

Творческое воспитание ребенка не ограничивается развитием художественных способностей и освоением школьных предметов. Когда малыш, облаченный в резиновые сапожки, медленно переходит лужу, он представляет себя огромным парусником. Когда он разводит руки в стороны и начинает бегать, издавая характерный звук работающего мотора, он представляет себя самолетом.

Познавательное развитие

Воображение способствует познавательному и социальному развитию малыша. И если родители хотят максимально раскрыть социально-эмоциональный потенциал крохи, необходимо прививать ему навыки критического мышления. Речь идет о способе, при помощи которого можно отыскать альтернативные пути решения любой задачи. Если фантазия плохо развита, это удерживает малыша в определенных границах. С другой стороны, воображение позволяет ребенку самостоятельно находить пути решения, что, в свою очередь, значительно повышает его самооценку и уверенность в себе. Как видим, творчество благотворно сказывается на различных аспектах жизни. Нет никаких сомнений в том, что креативная жилка поможет вашему ребенку во взрослой жизни. Далее мы познакомим вас с некоторыми рекомендациями по развитию творческого потенциала ребенка.

Проводите время на свежем воздухе

Детское развитие получает безграничные возможности в условиях окружающей среды. Малыш видит, как времена года сменяют друг друга. На смену жаркому лету приходит яркая и сочная осень. Дары природы дают широчайшие возможности для творчества. Каждый раз, когда вы отправляетесь в парк на прогулку, собирайте материалы для будущих поделок. Это могут быть красивые листья, цветы, шишки, желуди и многое другое. Природа постоянно меняется и предоставляет уникальные возможности для наблюдений и бесчисленных открытий. Окружающий мир побуждает детей думать, задавать вопросы и делать предположения. Выходя на улицу, с помощью подручных материалов дети рисуют узоры на песке или строят красивые сказочные замки.

Различные сценарии

Когда девочки или мальчики придумывают различные игровые сценарии, они примеряют на себя множество всевозможных ролей, развивают социальные и речевые навыки. Вот почему родители должны поощрять игры в больницу, в школу, в дочки-матери, в магазин и многое другое. Допустим, что вы выехали за город и не взяли с собой настоящих игрушек. Пытливый ум малышей подскажет им, что куклы легко можно соорудить из соломы или носка, а мастерить мягкие игрушки можно из ваты, пуговиц и ткани.

Словесная деятельность

Развивать творческую жилку можно и с помощью словесной деятельности. Для этого хорошо подходят игра в ассоциации, загадки, шарады, составление рифм и любые другие устные интерактивные мероприятия. Все эти приемы хорошо развивают словарный запас и помогают ребенку освоить фонетику. А еще вербальные игры являются отличным времяпрепровождением во время езды в автомобиле.

Поощрение самовыражения

Открытые вопросы

Поощрять развитие творческого мышления можно с помощью открытых или наводящих вопросов. Спросите у малыша: «Что произойдет, если все коровы станут фиолетовыми?» Или: «Чем отличаются собака и кошка?» Предложите крохе составить увлекательную историю на заданную вами тему. Не ограничивайте фантазию, но и не забывайте о времени для творческих пауз.

Творческое развитие ребёнка.

Творческое развитие ребёнка – это гармоничное развитие его личности и индивидуальности. Оно тесно связано с развитием способности, выразить своё эмоциональное содержание. Кроме того, это процесс эмоционального выражения его представлений о мире и о себе. Развитие творческого потенциала ребёнка, как и любых других, подчиняется закону содействия ребёнка и взрослого. Это, в первую очередь, развитие души ребёнка. И в школьные годы развития надо помнить, что у ребёнка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое единство деятельности и вместе с тем новое высшее единство – единство личности.

Как же вырастить и воспитать творческую, талантливую личность в своём ребёнке? Нужно сначала разобраться из чего же складывается или формируется творческая личность? Основная составляющая этой формулы – это энергопотенциал человека или другими словами его жизненная сила. Благодаря ему человек движется по жизни более или менее активно. Так же энергопотенциал делает зрячими глаза таланта, другими словами даёт возможность правильно оценивать свои силы и способности. Энергопотенциал строит душу и тело, а так же защищает жизнь. Из чего же формируется энергопотенциал в человеке?

Энергопотенциал состоит из двух частей: первый – полученный от матери и второй – заработанный самостоятельно. Когда человек родился, у него существует только энергопотенциал, полученный от матери. Если мама здорова, не страдает хроническими недугами, не болела во время беременности, полноценно питалась, и никто ей не портил нервы, – ребёнок рождается вовремя, он энергичен и красив. Если мама часто болела, лежала на сохранении, чтобы выносить ребёнка, если её питание скудно и однообразно, если у неё мал собственный энергопотенциал, и потому она нервничает по любому поводу; и, наконец, если она во время беременности продолжала принимать алкоголь, курила или употребляла наркотики, - ребёнок рождается преждевременно, он слаб и некрасив, и первый день на этом свете у него начинается с болезней, которые станут его неразлучными спутниками до последнего дня его жизни. А какова же роль отца в формировании энергопотенциала ребёнка? Пока ребёнок находится в утробе матери, папино слово оказывается первым которое он слышит. В его семени заложен код, в котором запрограммированы базовый энергопотенциал ребёнка и опыт, который, как принято говорить, передаётся по наследству. От папы – код; от мамы – шифр. И чем совершеннее будет программа, закодированная в семени (а это зависит от энергопотенциала отца и его образа жизни), чем точнее в маминой яйцеклетке эта программа будет расшифрована (а это зависит от энергопотенциала мамы и её образа жизни), – тем удачней будет новорожденный.

Каким же будет базовый энергопотенциал ребёнка? Не меньше, чем у папы (при нормальной расшифровке), и, во всех случаях жизни, больше, чем у мамы. Не меньше, чем у папы – значит, может быть больше? За счёт чего?

Код не идеален: он всего лишь отпечаток энергопотенциала папы на данный момент; какие-то функциональные дефекты энергопотенциала оставят на нём след. К счастью, им вовсе не обязательно перейти к ребёнку. Природа мудрей человека, у неё всегда есть, как минимум, одна запасная линия обороны, в данном случае – код энергопотенциала мамы. При расшифровке отцовского код мамы пассивен, но пассивен лишь до тех пор, пока не наталкивается на дефект, – тогда в дело идут соответствующие элементы материнского кода. Если всё нормально у обоих родителей – ребёнок должен уйти дальше, чем они. Если получается наоборот, слабая ветка засыхает. Это закон природы.

Наш базовый энергопотенциал начинается с клетки. Если родители были здоровы, если беременность протекала нормально – каждая клеточка новорожденного находится в состоянии гармонии, а потому несёт в себе максимально возможный энергопотенциал:

  • Тело новорождённого находится в состоянии гармонии – и потому базовый энергопотенциал обеспечивает их развитие и функционирование без потерь;
  • Тело новорожденного находится в состоянии гармонии – и потому его базовый энергопотенциал может жить в окружающем энергетическом океане не рассеиваясь.

А откуда берётся энергия, обеспечивающая и здоровье, и бодрость, и работоспособность, и ясный ум? От мамы. Как в год, как в пять лет – так и в сто. Рождённые дети имеют только базовый энергопотенциал, который достался им от мамы, но стоит им сделать первое движение, первый крик, они начинают накапливать оперативный энергопотенциал.

В раннем детстве (до 3-4 лет) оперативный энергопотенциал идёт на создание минимально необходимого защитного поля и на строительство тела.

С 4 до 8 лет жизни основное русло растущего оперативного энергопотенциала передвигается на формирование процессов мышления.

С 8 до 12 лет растущий оперативный энергопотенциал начинает формировать задачи вокруг себя. И только если рост оперативного энергопотенциала не прекратился, то к 13 годам из ребёнка получается творческая личность – созидатель.

Природное призвание человеческой души – созидать. Что же толкает человека на созидание, на творчество? Духовность! Духовность, счастье, свобода, покой – это вершина человеческой жизни. Они достижимы лишь огромным трудом, огромным терпением и самоограничением. Но они стоят этой цены, потому что, даже однажды побывав на этих вершинах, человек осознаёт, что жил не зря.

Душа немыслима без энергопотенциала, потому что без него её просто нет (чувство нечем наполнить, память нечем оживить, совесть нечем очертить). Душа немыслима без критичности, потому что именно критичность превращает говорящее животное в человека, а значит, пробуждает в душе потребность творить.

Как же помочь ребёнку научиться творить? Что могут для этого сделать педагоги и родители? Как музыка способствует развитию творчества?

Современного ребёнка окружает богатый мир звуков, который создают, прежде всего, телевидение, радио, кино. Он слушает музыку доступную и недоступную его понимания, близкую и интересную по тематике, а также музыку, рассчитанную на взрослых, поэтому весь процесс музыкального воспитания и, в частности, слушание музыки должны быть ясно целенаправленными. Достижение основной задачи – воспитание интереса, любви, потребности в общении с искусством возможно только в том случае, если дети приобретают необходимые навыки восприятия музыки, что, в свою очередь, невозможно без систематического музыкально-слухового развития ребёнка.

Восприятие музыки представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальное произведение композитором и воспроизведённых исполнителем. Как бы живущая в музыке душа композитора вступает в своеобразный диалог с душой слушателя, и, таким образом, эмоциональный опыт прошлых поколений передаётся последующим.

Жизнь современного ребёнка подчинена очень жёсткому графику. С самого утра ребёнка поднимают, кормят, одевают, ведут в детский сад, в котором он находится целый день до вечера. Постоянный режим и невозможность уединиться от коллектива очень рано истощают психику ребёнка, приводя его к болезням нервной системы. Поэтому так важно со стороны педагогов и родителей создать ребёнку нишу для отдыха среди бесконечной жизненной суеты. Изучая работы современных психологов и психотерапевтов понимаешь, что классическая музыка, как нельзя лучше, подходит для снятия стрессовых ситуаций и нормализации психического состояния человека. Богатая по содержанию и профессионально исполненная симфоническим оркестром, классическая музыка приносит умиротворение и покой, ощущение гармонии с окружающим. Так, доказано, что некоторые из классических произведений влияют на человека следующим образом:

Расслабляющее воздействие

  1. П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс», «Баркаролла».
  2. К. Сен-Санс «Лебедь»
  3. С.В. Рахманинов «Ноктюрн» Фа мажор, «Ноктюрн» Ре-бемоль и другие.

Снятие подавленного угнетённого состояния

  1. Ф. Шуберт «Аве-Мария»
  2. Л.В. Бетховен «К радости»
  3. Ф. Шопен «Прелюдия» До минор
  4. Х. Глюк «Мелодия» и другие.

Бодрое радостное настроение от произведений

  1. Д.Д. Шостакович «Праздничная увертюра»
  2. Ф. Лист «Финал Венгерской рапсодии» № 6, № 10, № 11, № 12.
  3. К. Монти – «Чародеи» и другие.

Истинная красота музыки заключается не столько в самих тембрах и переливах звучания, сколько в возможности пережить, при помощи музыки, своё единство с природой, с другими людьми, со своим народом и со всем человечеством в целом, и через переживание этого единства обрести в себе самом желаемую психологическую устойчивость и душевное здоровье.

Богатство и красота родной природы, запечатлённые в произведениях искусства, – прекрасное средство воспитания детской души, поэтому уже в младшей группе, и даже в яслях, можно слушать небольшие произведения о природе и временах года таких композиторов, как П.И. Чайковский (Альбом «Времена года»), С.С. Прокофьев (вариации фей из времён года из балета «Золушка»), Г.В. Свиридов (музыка к кинофильму «Метель»).

Хорошо, если к прослушиванию пьесы добавить какой-нибудь сказочный сюрприз (стихотворение, сказка) по сюжету пьесы. Очень интересны для детей пьески из Детских альбомов таких композиторов, как П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов, К. Сен-Санса («Карнавал животных») и другие. Ребёнок должен научиться целостно проживать художественный образ в разных видах искусства: зрением и слухом, кончиками пальцев и всем существом. Если дети научатся воспринимать музыку с любовью и вдохновением, то в каждом из них неожиданно откроются скрытые природные таланты и способности.

Как же научить ребёнка 3-4 лет слушать непрерывно звучащую музыку устойчиво в течение 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течение 5-7 минут.

Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, его физического состояния. Как организовать прослушивание? Заранее приготовить магнитофон и кассету с записью. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко. Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и, чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласив ребёнка слушать музыку, можно позвать так же кого-нибудь из членов семьи. И детям, и взрослым лучше слушать музыку сидя. По возможности объясните ребёнку, о чём рассказывает эта музыка. Для прослушивания музыки, выберите удобное для ребёнка и взрослого время в течение дня, когда ребёнок не увлечён игрой, не возбуждён приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует. Лучше всего после завтрака или после дневного сна. Чтобы дети постепенно привыкли к классической музыке, можно в течение всего дня на короткие промежутки времени включать классическую музыку, занимаясь при этом своими домашними делами.

  1. П.И. Чайковский: альбом «Времена года», «Детский альбом», фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и другие пьесы.
  2. М.И. Глинка: пьесы для детей, фрагменты из оперы «Руслан и Людмила»,
  3. Бородин; «Богатырская симфония», «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».
  4. Н.А. Римский-Корсаков: фрагменты из опер «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», сюита «Шахерезада».
  5. К. Сен-Санс: альбом «Карнавал животных».
  6. А. Вивальди: альбом «Времена года», концерты .
  7. Г.В. Свиридов – музыка к кинофильму «Метель».
  8. М.П. Мусоргский: «Картинки с выставки», вступление к опере «Хованщина» (Рассвет на Москве-реке).
  9. С.С. Прокофьев: музыкальная сюита «Петя и волк».
  10. Э. Григ: фрагменты из сюиты «Пер-Гюнт » («Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «Танец эльфов», «Утро»).
  11. И.С. Бах « Бранденбургские концерты»
  12. Ф. Шопен: вальсы, ноктюрны.
  13. Ф. Шуберт: «Аве-Мария», ноктюрны.
  14. Д.Д. Шостакович: альбом «Танцы кукол»
  15. И. Штраус вальсы
  16. Л.В. Бетховен : «Лунная соната», «Патетическая соната», «Апоссионата».

Другой способ общения с музыкой – это активный. Движение под музыку напрямую способствует физическому развитию детей. Вспомним, как улучшается осанка ребёнка, когда он шагает под звуки марша, каким полётным становится его бег под лёгкую, акцентированную пьесу. Активизируя деятельность всего организма, музыка повышает жизненный тонус, как бы управляя настроением ребёнка. У детей появляется стремление к самостоятельным поискам, радостное ощущение того, что и они могут выполнить что-то важное, красивое и полезное, как-то по-особому выразить свои чувства. Для этого очень важно настроить ребёнка. Например , можно поиграть с ребёнком, пригласив его под марш отправиться в гости к сказке, предупредив, что попасть туда можно только внимательно слушая музыку и смело, шагая по волшебной дороге вперёд навстречу приключениям». И можете поставить марш, например, из балета «Щелкунчик». Ребёнок с радостью отправится вместе с вами. А кого вы повстречаете в этой сказке, зависит от того, что вы хотели послушать со своим ребёнком. В пути может пойти дождь, и вы дадите ребёнку ленточки, чтобы показать, как льётся дождик и падают капли. Представив, что вы на цветочном лугу, дайте ребёнку в руки цветы и покажите, как радуются и танцуют цветы от встречи с вами («Вальс цветов» П.И. Чайковский, балет «Щелкунчик »). В пути вы можете повстречать зверей или сказочных героев. Это зависит от музыки, которая у вас имеется, от вашего желания и фантазии. Придумывайте свои музыкально-сказочные путешествия вместе с ребёнком, дети любят сказки и с радостью откликнутся на ваши предложения.

Музыкальное развитие ребёнка идёт от простого к сложному: от непроизвольных откликов на музыку - к эстетическому отношению к ней, от импульсных стремлений петь, ритмически двигаться – к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений в связи с восприятием музыкальных звуков – к эмоциональному и сознательному слушанию музыки.

Человек, входящий в мир музыки, и затем выходящий из него, становится, по своему психологическому состоянию, качественно другим: успокоенным и обновлённым, подобно тому, как он становится другим после прогулки в лесу и соприкосновения с природой, купания в море или общения с близким человеком. Научитесь сами любить и слушать музыку, научите своих детей слушать и любить музыку, и она раскрасит вашу жизнь чудесными красками, наполнит вашу душу прекрасными звуками, и вы поймёте, что жизнь прекрасна!

М.А.Булыгина

музыкальный руководитель,

Никто лучше мамы не знает, как развлечь детей. Автор этой книги — мама двух дочек и художница — собрала в ней самые яркие и интересные занятия, которые она попробовала с детьми. Книга учит родителей особому творческому взгляду на мир, рассказывает о том, как создать в доме творческую атмосферу и помочь ребенку свободно развиваться. А еще в ней 60 мастер-классов для детей разного возраста. И она точно превратит вашу жизнь в непрерывный творческий процесс.

Трехмерные витражи из лепестков

Фото из книги «Творческое воспитание»

Материалы : самоклеющаяся пленка (прозрачная), ножницы, гибкая проволока, кусачки или крепкие ножницы, цветы и листья, светодиодные свечи (необязательно).

1. Вырежьте прямоугольник нужного размера из самоклеющейся пленки. Положите ее на стол клейкой стороной вверх, снимите защитный слой.

2. Отрежьте кусок проволоки, который послужит каркасом, согните из него круг или квадрат, положите его на самоклеющуюся пленку так, чтобы остались поля в 1-2 см.

3. Оберните эти поля вокруг проволоки.

4. Сорвите с цветов лепестки и красиво разложите их на бумаге.

5. Вырежьте из самоклеющейся пленки еще один прямоугольник, достаточно большой, чтобы накрыть первый. Снимите защитный слой и накройте вторым прямоугольником из самоклеющейся пленки цветочный узор.

6. Срежьте излишки пленки.

7. Согните проволоку, у вас получится купол или другая фигура.

8. Повесьте витраж на окно, чтобы через него проходил свет, или накройте им лампочку.

Осенью вы можете использовать яркие опавшие листья. Вместо лепестков можно взять кусочки папиросной бумаги.

2. Творческий год

Джин Ван’т Хал — мать двоих дочерей и автор популярного блога о творческом воспитании детей Artful Parent.com — делится своим опытом и идеями с родителями всего мира. Эта книга поможет вам создать в доме атмосферу творчества и праздника. В ней вы найдете описания поделок для каждого времени года, идеи подарков и праздничного декора для дома и сада, а также рецепты блюд для семейного торжества. Увлекательный процесс подготовки к празднику станет тем общим делом, которое поможет укрепить семейные узы и традиции.

В книге собрано 125 поделок, подарков и украшений для дома и сада, а также более 45 рецептов блюд для семейного торжества по случаю Нового года, Рождества, Дня Святого Валентина, Пасхи и других праздников.

Пасхальное дерево

Материалы: ведро или кастрюля, галька или песок, большая ветка, ножницы, лента шириной 6 мм, клеевой термопистолет, пустые декорированные пасхальные яйца

1. Наполните корзину наполовину галькой или песком. Воткните ветку в середину и, придерживая ее, добавьте еще гальки или песка, чтобы деревце стояло устойчиво.

2. Разрежьте ленту на отрезки длиной 12 см. Сложите отрезок пополам и с помощью термопистолета приклейте концы ленточки к пасхальному яйцу: получится петелька для подвешивания. Снабдите такими петельками остальные яйца.

3. Подвесьте яйца на ваше пасхальное деревце.

3. Айсберг на ковре

Бестселлер, который очаровал многих мам и их детей. И это не удивительно, ведь Ася Ванякина создавала книгу на основе своего блога, а все игры проверила на практике с сыном Осей. Под обложкой — более 100 идей для игр с малышами от 1,5 до 5 лет. И это действительно потрясающие занятия: с домашним снегом, красками, буквами, по мотивам известных книг и любимых мультфильмов.

Главная мысль книги в том, что Ася советует всем родителям чаще играть с детьми, тогда они будут счастливыми и веселыми.

Яйца динозавров

Вам нужно: несколько обычных воздушных шариков, маленькие фигурки динозавров, вода.

С ледяными яйцами можно играть, как динозавры вылупляются в наше время, как они уживаются с современными животными. Можно купаться с ними в ванной и смотреть, как шары изо льда быстро тают.

1. Максимально растяните узкую часть воздушного шарика, чтобы динозавр мог пролезть вглубь шара. Аккуратно поместите туда фигурку. Какие-то динозавры легко поместятся внутри шарика, а у каких-то могут быть слишком длинные шеи или хвосты. Не пытайтесь засунуть их в шарик силой, лучше начните осторожно наливать воду, и тогда шар растянется.

2. Аккуратно натяните воздушный шар на кран с водой и крепко держите его пальцами, чтобы он не сорвался.

3. Теперь осторожно включите воду тонкой струей и следите, как шарик на глазах начнет увеличиваться. Лучше дополнительно поддерживать шарик снизу, чтобы он не порвался. Не стоит наливать слишком много воды, особенно если вы хотите замораживать «яйца динозавров» в морозильнике, а не на улице.

Дети будут в восторге от процесса создания ледяных яиц динозавров! — Фото из книги «Айсберг на ковре»

4. Выключите воду, осторожно снимите шарик с крана и завяжите его узелком. Теперь нужно поместить шар в морозильник, предварительно положив его на тарелку или поддон.

5. Для того чтобы яйца замерзли целиком, оставьте их в морозильнике на ночь.

6. На следующий день достаньте замерзшие шары из холодильника и снимите оболочку. Можно начинать играть: размораживайте лед под теплой водой, стучите по нему молотком, сыпьте соль, просто оставьте на солнышке таять — любой способ подойдет.

7. Чтобы ждать было нескучно, подготовьте вместе с ребенком место, где динозавры будут жить после вылупления.

8. Когда динозавры вылупятся, можно отправить их в доисторический мир, пусть они занимаются обычными динозавровыми делами.

4. Художник есть в каждом

Джулия Кэмерон уверена, что каждый ребенок креативен от рождения. В своей книге она помогает понять это и родителям. Книга учит особому творческому взгляду на мир. Под обложкой — мини-тренинги для детей и родителей. Они учат размышлять, развивают фантазию, воображение, помогают воспитывать творческую личность.

Что-то из ничего

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

5. Замечательное время: зима

Любое время года волшебно и дарит нам массу возможностей для творчества. Эта книга помогает осознать это. В ней множество невероятных идей, которые вы сможете воплотить вместе с детьми. Это игры дома и на улице, игры в темноте, картонное строительство, зимнее рисование, рисование на снегу и льду, банки-светильники, снежная кухня, следы на снегу. Кроме того, под обложкой множество идей для подготовки к Новому году, список семейных традиций и полезных мелочей, которые сделают вашу жизнь более творческой.

Банки-подсвечники

Из банок можно сделать красивые фонарики для украшения дома или ночники в детскую комнату.

Домик-подсвечник. Облепите стеклянную банку пластилином или затвердевающей пластикой. Для этого можно скатать колбаски, сделать небольшие лепешки или раскатать пластилин с помощью скалки. Оставьте места для окошек или прорежьте их после. В банку можно поставить как настоящие свечки, так и светодиодные свечи на батарейках.

Иллюстрация из книги «Замечательное время: зима»

6. Творчество с малышами

Книга для развития малышей, в которой собрано более 70 мастер-классов. Она учит родителей воспринимать процесс воспитания ребенка как непрерывное творчество. Все занятия из книги Наталья Костикова проводила со своим сыном Давидом. Мастер-классы по рисованию, лепке, бумагопластике и просто веселые игры подойдут детям до 3 лет.

Меловые барельефы

Мы привыкли, что дети рисуют мелом на асфальте или доске, но есть и более необычный способ использования этого материала.

Приготовьте мелки, клей, лист картона (или плотной бумаги). Ножом настрогайте мел разных цветов на поднос. Клеем нанесите изображение на картон. Для этого можно использовать ПВА в бутылочке с тонким носиком.

Фото из книги «Творчество с малышами»

Теперь попросите малыша аккуратно обмакнуть лист рисунком вниз в разноцветную стружку. Рисуйте буквы, цифры, несложные фигурки. Очень интересно будет, если малыш с вашей помощью напишет на листе картона собственное имя. Чтобы сохранить такую картинку, сбрызните ее лаком для волос.

6. Творческая мастерская

Дети — неутомимые исследователи, которые могут экспериментировать буквально с чем угодно. В этой книге собраны занятия и эксперименты, которые научат детей творчески смотреть на мир, пробовать, испытывать и не бояться открывать новые возможности предметов. Они смогут смастерить рисовальный аппарат, порисовать невидимыми чернилами, приготовить домашнее мороженое, смастерить конструктор из мармелада. Их ждут 55 необычных и захватывающих занятий.

Эксперимент со льдом и солью

Вам понадобится: вода, стеклянная или пластиковая форма для льда, каменная (крупнозернистая, без всяких добавок) соль, пищевые красители или акварельные краски, пипетка, большой поднос с бортиками.

Этот опыт знакомит детей со взаимодействием льда и соли — соль понижает температуру таяния льда, и лед при контакте с солью начинает таять.

Возьмите несколько пакетов из-под молока или мисок, которые можно ставить в морозильник, и на три четверти заполните их водой. Поставьте емкости с водой в морозильник, чтобы вода превратилась в лед.

Фото из книги «Творческая мастерская»

Извлеките лед из емкости и положите на поднос. Налейте в маленькие плошки или формочки для льда жидкую акварель, а еще в одну небольшую емкость насыпьте каменную соль. Дайте ребенку поднос со льдом и плошку с солью. Предложите ему посыпать соль на лед и обсудите химическую реакцию, которая за этим последует (соль проплавит во льду дырочки). Затем дайте ребенку акварельные краски, пипетку и предложите ему капать в трещины на льду краску. Получится очень ярко и красиво. Пусть ребенок смешивает краски, добавляет еще соли и всячески экспериментирует.

Попробуйте добавить ко льду другие вещества, например сахар, муку или горячую воду. Разложите лед на несколько подносов и на каждом используйте разные типы соли: каменную, столовую, морскую.

7. Игры с детьми

Помните, как мы играли в детстве? Как палка становилась мечом, одеяло превращалось в дом, а песок — в еду? Какими интересными и захватывающими были эти игры! Но почему-то мы редко рассказываем о таких развлечениях своим детям. Малышам нравится познавать мир через игры, они с радостью отправляются осваивать неизвестные планеты или на поиск спрятанных пиратами сокровищ, нужно только позвать их в такое путешествие.

Эта книга известного блогера и мамы Лизы Арье подскажет вам интересные идеи, подарит вдохновение и поможет увлечь ваших детей, стать к ним чуть ближе, проникнуть в их внутренний мир и развить их воображение. Вы научитесь смотреть на мир несерьезно, мечтать и создавать вместе с ребенком развлечения из всего, что есть под рукой.

Бутылочка с сокровищами

Материалы: бусины, стразы, декоративные камешки, железные пуговицы, короткие цепочки, монетки, песок, манка, пшено, пластиковая прозрачная бутылка с широким горлышком, магнит, пластиковые или силиконовые рыбки, фигурки пиратов.

Положите всё в бутылку, засыпьте песком, оставив немного свободного пространства. Сильно закрутите крышку, чтобы ребенок не смог ее снять. Теперь можно начинать играть! Вот лишь несколько вариантов.

Поиск сокровищ. Задача малыша — крутить бутылку и выяснять, какие же сокровища в ней спрятаны. Можно попросить малыша искать конкретные предметы. Заодно можно и цифры, и счет, и названия повторить и даже записать их напротив изображений предметов.

Игра в кости. Раскрутите и растрясите бутылку, потом положите набок. Посмотрите вместе с малышом, какие предметы показались на поверхности. А теперь — главное: вдвоем сочините рассказ или сказочную историю с участием выпавших вам предметов.

Современные кладоискатели. Если положить в бутылку побольше металлических предметов, малыш сумеет найти их с помощью магнита прямо через стенки емкости. Заодно объясните принцип работы металлоискателя, с помощью которого и в наши дни находят настоящие сокровища.

На дне моря. Высыпьте в небольшую коробку половину песка из бутылки. Положите в бутылку только те сокровища, которые тонут в воде (лучше проверить это заранее). Влейте воду, оставив немного места (можно добавить каплю синего красителя). Запустите игрушечных рыбок. Получится кусочек моря в бутылке — с сокровищами в песке, морской водой и рыбками. Можно переворачивать и рассматривать, что скрывается на дне моря.

Ирина Аспидова
Воспитание дошкольников в творческих играх

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника , его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Дошкольное детство – короткий , но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра , в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка : его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный , свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Каков ребенок в игре, таков он будет, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего члена общества происходит прежде всего в игре. И вся история отдельно взятого человека как члена общества и работника представляется в развитии игры и постепенном переходе ее в трудовую деятельность. Это совершается не быстро. В младшем возрасте ребенок преимущественно играет , его трудовая деятельность очень незначительна : он начинает самостоятельно есть, надевать носки, колготки, брюки, укрываться одеялом. В семье, где хорошо организованы эти рабочие функции, а затем постепенно усложняются, ребенку поручаются все более сложные работы. Сначала это касается самообслуживания : помыть с мылом руки, убрать игрушки после игры, аккуратно сложить свои вещи после прогулки,поставить обувь на полку, потом работы, имеющие значение для всей семьи.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры , которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника .

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то , что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания .

Игра – отражение жизни . Здесь все «как будто» , «понарошку» , но и в этой обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего : действия всегда реальны, чувства, переживания искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя смелым летчиком, отважным моряком.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Очень много выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой построить корабль или самолет, какие материалы подготовить. Дети играют для себя , выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в данный момент.

В игре дети в первый раз вступают в общение со сверстниками. Их объединяет цель, совместные усилия для ее достиженя, общие интересы. Дети самостоятельно выбирают игру. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, оценивает действия и поступки своих товарищей и свои. Задача воспитателя состоит в том , чтобы способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости.

Творческая коллективная игра является воспитанием нравственных чувств дошкольников . Навыки, полученные в повседневном общении детей друг с другом и со взрослыми, получают развитие в игре. Воспитатель должен помочь детям организовать игру, которая вызывала бы лучшие эмоции.

Игра очень помогает умственному воспитанию ребенка . Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение. Ребенок думает над тем, что видел, о чем ему читали, рассказывали, вспоминает эпизоды из сказок и рассказов, различные события жизни. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Эти мечты не раз изменятся. Но очень важно, что у ребенка формируются представления о роли разных профессий. Интересные игры создают радостное настроение, делают жизнь детей более полной.

Только при хорошей организации детей можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно, если удается увлечь их играми , отражающими труд взрослых, взаимоотношения. Дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя , врача, учителя, шофера, летчика, моряка и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Одна из любимых игр старших дошкольников – игра «День рождения куклы» . При развитии этой игры дети проявляют много выдумки, изобретательности, творческого воображения . Члены семьи – мама, папа, бабушка – обычно готовят праздничный стол. Для этого воспитатель предлагает взять им самый красивый сервиз, помогает по-праздничному накрыть стол для гостей. Дети готовят разнообразное угощение. К этому подключаются те, кто любит лепить из глины, пластилина, вырезать из бумаги.

«Сегодня придет много гостей,- объясняет Аленушке папа, – надо приготовить пирожные, апельсины, яблоки». Дети старательно лепят угощение, украшают стол цветами, раскладывают на тарелки разнообразную еду. Мама приглашает друзей Аленушки в гости. Девочки наряжяют своих кукол, собираются на день рождения. Гости по секрету готовят для Аленки подарки : рисуют, лепят из пластилина. Каждый старается, чтобы его игрушка понравилась имениннице. Юля нарисовала портреты Аленки, ее мамы, бабушки и папы. Все рисунки понравились детям. Они решили поместить их в рамки, чтобы повесить на стенку. Гости внимательно рассматривают изображения : у мамы светлые волосы и голубые глаза; у папы рубашка в клеточку; у бабушки платье в полоску; у Аленки большой розовый бант, она веселая. Рисунки аккуратно помещаются в подарочные пакеты, чтобы они не помялись и не испортились.

На день рождения, по предложению воспитателя , решили ехать на автобусе. Мальчики быстро построили большой автобус из стульчиков и строительного материала. Но мест всем не хватило. Мальчики предложили сесть девочкам : «Садитесь, пожалуйста, мы постоим» . Воспитатель одобрил этот поступок.

Приехав в гости, дети поздравили именинницу, подарили ей подарки. Мама предложила гостям выпить чаю. Гости охотно согласились, а потом по желанию Аленушки исполнили ее любимые стихи, песни, водили хоровод. Мама от мени дочери поблагодарила гостей за поздравление и подарки, пригласила всех прийти на день рождения бабушки. Этот сюжет стал одним из любимых. Дети, играя в «семью» , отмечали дни рождения своих дочек и сыночков, мамы и бабушки, папы и дедушки.

В творческих играх проявляются индивидуальные склонности и интересы детей, их потребности, привязанности. Чаще всего бытовые темы объединяют дружащих между собой детей. При развитии одновременно нескольких сюжетов, объединенных одной идеей, в старшей и подготовительной к школе группе в игре могут участвовать все дети.

Таким образом, в игре нашло отражение новое нравственое правило : малышей нельзя оставлять одних. Чтобы его выполнить, «родители» позаботились о строительстве «детского сада»

Если в игре ребята удовлетворяют не только собственные интересы, но и считаются с интересами всех играющих , то говорит о том, что нравственные правила детьми усвоены хорошо. Роли, требующие проявления гуманности, укрепляют реальные детские взаимоотношения, развивают взаимопонимание, согласованность действий в коллективной игре, стремление общее дело дружно, оказывать помощь товарищам, родителям и другим людям в повседневной жизни.

Игры на бытовые темы дают возможность воспитателю лучше изучить каждого ребенка, отметить особенности его поведения с товарищами. Иногда дети в игре проявляют негативное отношение к членам семьи, равнодушное отношение к малышам, к взрослым членам семьи. Это дает основание усилить индивидуальный подход, привлечь семью к тому, чтобы дома родители больше внимания уделили воспитанию у ребенка тех или иных нравственных чувств, умений и навыков поведения в семье, в ощественном месте.

Еще один пример.

Педагог заметил, что не все мальчики проявляют уважеие к девочкам, внимательны, чутки к ним. Для воспитания вежливости , культуры поведения в общественном месте воспитатель предложил начать игру в «поездку» . Дети распределили роли членов семьи и пассажиров. Количество посадочных мест ограничивалось, и возникла необходимость выбора : кому сидеть, кому стоять. Необходимо было уступать место мамам с детьми, потому что тяжело держать ребенка, а если автобус резко затормозит, мама и ребенок могут упасть, ребенок ушибется и заплачет. Место может занять старушка или дедушка. Им стоять трудно. Если пожилых людей в автобусе нет, тогда могут сесть девочки. А мальчики и мужчины должны постоять.

В подобных играх выявляется знание детьми правил поведения в общественных местах. И дома, и в детском саду ребятам следует читать книги соответствующего содержания, проводить с ними беседы. Полученные знания дети обязательно прямо или косвенно отразят в игре, и, наоборот, впечатления от игры пополнят практический опыт ребенка.

Умелое руководство педагога помогает направить игры детей в нужное русло.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры, в которых дети творчески отражают жизнь родных, близких и знакомых людей, способствуют развитию нравсвенного поведения.

ФГОУ СПО

«Омский колледж профессиональных технологий

Белоусова Е.Ю.

Методическое пособие

«Воспитание творчеством»

(обобщение и ретрансляция опыта работы

Культурно-досугового центра)

Рецензенты: Омшина Л.Н., заместитель директора по УВР ФГОУ СПО

«Омский колледж профессиональных технологий»,

Омск-2011 г.

Введение.


  1. Творчество. Движущие силы творчества.
1.1 Творческое развитие и навыки.

  1. Психологические особенности творческой личности.

  1. Воспитание творчеством посредством занятий в студиях культурно-досугового центра.

    1. Роль и место дополнительного образования в образовательной среде.

    2. Структура и деятельность Культурно-досугового центра

    3. Компетенции педагога дополнительного образования

    4. Нормативные документы и подпрограмма развития КДЦ

    5. Обзор основных подходов работы со студентами в КДЦ

    6. Мониторинг деятельности КДЦ

Заключение.

Библиографический список.

Введение.

Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, прежде всего потому, что творчество - это широкомасштабная тема. От ее изучения зависит понимание механизмов развития как человека, так и общества. В свете этой значимости становится все более очевидным, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена. Обсуждение вопроса о творчестве затрагивает две проблемы. Первая - это проблема источников творчества. Вторая - проблема механизмов: при каких условиях имеет место творчество, что представляет собой процесс творческого акта, как человек создает нечто новое, как вообще возникает новое, не существовавшее ранее?

Существует попытка противопоставить педагогические задачи профессиональным, воспитательные функции – творчеству. Такая постановка вопроса говорит о непонимании главного в творческой деятельности, раскрывающей необычайные возможности воспитания человека средствами искусства.

Это воспитание отличается от любых иных форм воспитания тем, что идейное, нравственное обогащение человека происходит одновременно с обогащение одновременно с обогащением его эстетического кругозора, с раскрытием его творческого потенциала, с формированием в нем художника. Конечно, в какой-то степени функцию эстетического воспитания выполняет профессиональное искусство. И на этом пути ознакомления с искусством огромное значение приобретают музеи, театры, лектории. Но есть и другой, более действенный путь эстетического воспитания – путь приобщения к творчеству.

На этом пути познание, овладение культурой, формирование личности находятся в тесной связи с раскрытием этой личности. Но это может произойти только в тех случаях, когда человек вовлечен в процесс подлинного творчества. Он не созерцатель, а творец.

Человек воспитывается, творя искусство. И если результаты его творчества низки по своим художественным качествам, делу эстетического воспитания нанесен эстетический урон. Для того, чтобы достичь определенного эстетического уровня, нужно из человека, непричастного к искусству, сформировать художника, раскрыв его способность быть художником.

Уровень творческого процесса, уровень художественности являются важным фактором эстетического воспитания и, наоборот, активность воспитательного процесса, его направленность должны обеспечивать художественный уровень результата.

Воспитать творческую личность можно лишь в процессе подлинного творчества и активного общественного действия, которое не терпит компромиссов.

Современная социология и педагогика ставит во главу угла влияние коллектива на личность, уважение и понимание каждой индивидуальности. Не пропустить в своей работе ни одного человека и если он пришел в творческий коллектив, обязательно найти ему дело, в котором бы он почувствовал себя необходимым. И еще один важнейший фактор – проблема занятости. В обычной жизни человек не пользуется всеми возможностями своего организма. Часто физическое и духовное развитие у подростков находится в состоянии сна, когда привычные обязанности выполняются с минимальной затратой энергии, что в свою очередь порождает духовную лень, ограниченность интересов.

Наша задача - поменять ритм жизни. Заставить человека понять, что можно жить иначе, можно в каждую единицу времени прожить жизнь ярче во много раз, больше успеть, больше узнать.


  1. Творчество. Движущие силы творчества.

Творчество - процесс создания нового, антипод шаблонной стереотипной деятельности.

В философских учениях творчество предстает как условие и механизм продуктивного развития. В творчестве находят диалектическое взаимопроникновение материальные и духовные процессы, продуктивное и репродуктивное, логическое и интуитивное. Творчество охватывает познавательную и практически преобразующую деятельность как целостный процесс и его отдельные моменты - творческий поиск, открытие и его материальное воплощение.

Творчество в аспекте психологии - это продукт мыслительной деятельности. В психологической литературе на этот счет существуют две точки зрения. Согласно первой, необходимо развивать репродуктивное и творческое мышление. Процессуальный подход определяет творческую деятельность как деятельность по решению творческих задач.

Личностный подход в трактовке творчества большое внимание уделяет исследованию роли мотивационных и эмоциональных моментов в мышлении их продуктивной функции, творческая деятельность рассматривается со стороны ее неповторимости и индивидуальности. Рубинштейн С.Л. определил проявление творческой деятельности как выражение активности субъекта.

Возникает вопрос: можно ли научить творчеству?

"Творческость" (креативность) не есть некоторая особая характеристика познавательных процессов, это одна из глубинных характеристик личности.

Личность же нельзя сформировать, ее можно воспитать.

Творчество - прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности.

Уникальность и неповторимость личности, ведущая роль бессознательного в творческих актах не могут быть раскрыты с помощью только понятий, выведенных из деятельности.

Но толкование творческого акта только как деятельности оставляет за бортом самое существенное - источники творчества, лежащие в области бессознательного.

Но само определение творчества как создание чего-то принципиально нового как индивидуального вклада в культуру предполагает преимущественную детерминацию этого процесса со стороны субъекта.

Это показатель личной зрелости человека, который характеризуется следующими чертами: активным деланием себя, соответствием жизненных выборов (в том числе, профессии) индивидуальным особенностям, согласованием избранной профессии и способностей, стремлением познать себя, умением ценить и использовать эффективно и результативно время, выделить приоритеты в деятельности.

Деятельность, обнаруживая творческую активность человека, расширяет горизонт его личности, демонстрирует уровень развития его сознания, становится для него определенной ценностью.

Художник не может не реализовать заложенный в себе потенциал и, переводя его из внутреннего плана во внешний, он становится тем, чем задумала его природа.

И здесь надо сделать оговорку, касающуюся социальных условий. Талант расцветает в обществе на определенном витке его исторического развития. И то, в каком состоянии находится общество, его культурные традиции и отношение к мировой культуре, будет влиять на творчество данного человека.

Шуман был глубоко прав, когда обронил мысль о том, что если бы в его время родился талант, подобный Моцарту, то, скорее всего он стал бы писать музыку в духе Шопена.

В своем творчестве человек выражает не только свои собственные настроения и мысли в тех нормах художественного языка, который он застал. Хочет он того или нет, но он выражает и мироощущение людей той эпохи, в которой живет и творит.

Вероятно, главной отличительной чертой творческой личности является неудержимое стремление свои переживания и впечатления перелить в музыку, пение, танцы…, выразить свое существо на языке искусства.

Но все эти способности не смогут проявиться в полной мере, если личности не будут присущи такие качества как трудолюбие, терпение и стремление к творчеству. Мотивация творчества лежит не во внешних условиях благополучия, но во внутренних побуждениях к творчеству. Часто именно творчество оказывалось для многих той силой, которая помогала им жить в самых неблагоприятных условиях.

Природа, к сожалению, отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог заложить фундамент для развития своих будущих способностей. Поэтому способный ребенок вынужден начинать свое обучение в раннем возрасте, в тот период развития, когда формируется организм и мировоззрение подростка.

Итак, творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а так же производства и организации. Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь, как объективный, так и субъективный характер.

Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрывается дотоле неизвестные закономерности, устанавливаются и объявляются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою, создаются произведения искусства, не имевшие аналога в истории культуры.

Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского и подросткового творчества.

Следует учитывать важность подросткового субъективного творчества в том плане, что оно является одним из показателей роста творческих возможностей человека, получившего данный результат.

Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов подросткового творчества.

В художественном творчестве (искусстве) открытие есть создание ярких образов, которые поражают зрителя глубиной обобщения и постижения изображаемого.

Творческое развитие и навыки.

Благодаря непрерывно совершенствующимся методам обучения можно наблюдать рост результатов, наглядно это проявляется в спорте, музыке, танцах и т.д. Из этого можно сделать вывод, что проявление способностей человека выполнять какую-либо деятельность зависит не только от его таланта, но и от освоения его педагогов методов, которые ведут к высоким результатам.

Нередко отсутствие знаний, умений и навыков воспринимается даже профессионалами как отсутствие нужных способностей.

Приоритет творческих заданий - необходимое условие проявления и развития художественной одаренности подростков в процессе обучения. Навыки абсолютно необходимы как средство развития творческих возможностей ребенка. Но когда их осваивают независимо от каких-либо творческих задач, фактически как самоцель, а не как средство, они могут заглушить ростки одаренности.

Иногда педагог видит свою задачу в том, чтобы передать ученику какую-то суммы специальных умений и навыков, которыми он потом сможет воспользоваться для творческой работы. На самом деле последовательность должна быть как раз обратной. Нужно, чтобы перед ним стояла конкретная творческая задача, а вот для ее решения понадобятся те или иные знания и умения, которых ему не достает.

Тут-то и нужна помощь педагога, который оснащает ученика приемами и способами достижения привлекательной цели.

Известно множество случаев (особенно в музыкальной практике), когда ребенок упорно отторгал все попытки обучения даже простейшим навыкам. И тот же самый ребенок стремительно, самостоятельно и незаметно для самого себя овладевал настоящим мастерством, когда приобщался к музыкальному творчеству.

Итак, художественное развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает "технологию" искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда приобретаемый навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов. Но, конечно, провозгласить приоритет творческой задачи над технической гораздо легче, чем реализовать этот подход в повседневной педагогической практике. Тем не менее, задача эта разрешима. Ее решает сознательно или интуитивно, каждый успешно работающий педагог.


  1. Психологические особенности творческой личности.

"Подростковый возраст (отрочество) период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и т.д.). определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный характер."

(Психология: Словарь. М., 1990.- с. 279)

" Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, нравственных принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности…"

(Психологический словарь. М., 1983.- с. 262)

С психолого-педагогической точки зрения подростковый возраст определяется как возраст общения. Иногда это положение рассматривают упрощенно, считая, что общение со сверстниками, ориентация на их мнение и оценку, блокирование в группы и группки заслоняют от подростков другие стороны учебной и внеучебной жизни.

Такая трактовка является односторонней. Тенденция к общению со сверстниками у учащихся этого возраста действительно ярко выражена. Но при разумно построенной воспитательной работе она выступает как форма, в которой (или наряду с ней) естественно появляются другие тенденции жизни подростков.

"При определении ведущей деятельности в подростковом возрасте у психологов возник ряд разногласий. Так, Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова, проанализировав большой фактический материал, относящийся к жизни подростков, пришли к выводу о том, что ведущей деятельностью подростков на этом возрастном этапе является личное общение сверстников. Оно выступает как особая практика действий подростков в коллективе, направленная на самоутверждение себя в этом коллективе, на реализацию в нем норм отношений взрослых. Центральным психологическим новообразованием данного возраста, как считают эти авторы, выступают возникающее у подростков чувство взрослости как форма проявления самосознания, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по этим образцам свои отношения с людьми…

Однако эти авторы процесс общения подростков рассматривали в отрыве от всего многообразия коллективных видов деятельности, которые осуществляются ими на протяжении нескольких лет, - в отрыве от их учебной, производственно-трудовой, общественно-организационной, художественной, спортивной деятельности. На самом деле именно эти виды деятельности приобретают наибольшее значение в развитии общения у подростков. У них возникает повышенное внимание к своим успехам и достижениям в процессе деятельности, которые получают ту или иную общественную оценку. Осознавая общественную значимость собственного участия в выполнении этих видов деятельности, подростки вступают в новые взаимоотношения между собой, поскольку каждая такая деятельность выполняется коллективно, а ее результаты подлинную оценку получают опять-таки в коллективе (будь то в учебном, трудовом, спортивном, музыкальном или каком-либо другом).

Благодаря этому и личное общение подростков получает свое разностороннее выражение именно при выполнении им разных видов общественно полезной деятельности, которая на наш взгляд, и является ведущей деятельностью в подростковом возрасте".

Сталкиваясь с многообразием функций и ролей участников коллектива, подросток открывает для себя мир социальных отношений детей, а через них - своеобразие норм, регулирующих и психическую жизнь детей.

Их психологических качеств личности подростка выделим следующие:


  • тенденцию к установлению психологической общности в целях, установках, чувствах, оценках со сверстниками;

  • стремление к дифференциации психической жизни членов коллектива, к выявлению общественно значимых черт личности его участников (формирование субъективных представлений о "престижности", "компетентности", "поведения в коллективе");

  • особый интерес к представленным в коллективе внешним формам выражения духовной жизни (значимые в данной среде интонации, слова, формы выражения эмоций, мимика и пантомима);

  • стремление к самоутверждению в формах жизни данного коллектива (не только во внешнем поведении, но и в психологических проявлениях - "актеры" на социальной сцене жизни коллектива. Эффект "публичности", "демонстрируемости" является очень значимым для них).
Новизна для подростка выступает как форма, за которой скрыта проблемность фактов, событий социальной жизни или же новые оценки, ценности той жизни.

Оценка и самооценка - доминирующее звено, своеобразный стержень психической жизни подростка. Завышенность оценки и самооценки объясняет причины противоречивости в характере, в оценках учащихся этого возраста.

Педагогу нужно быть предельно чутким к этим противоречиям подростка, с тем, чтобы "завышенность" строя его психической жизни была бы естественно переплавлена в "завышенную" учебную и творческую деятельность, стала бы активностью обучения.

Никакими способностями невозможно заменить мастерство, которое является главным орудием в создании и исполнении (показе) художественного произведения (конечного результата).

Однако сами по себе профессиональные умения и навыки еще не определяют ценность результатов творческой деятельности. Суть творчества заключается не в накоплении знаний и мастерства, хотя это очень важно для творчества, а в умении человека открывать новые идеи, новые пути развития мысли, делать оригинальные выводы.

Психологи давно заметили, что люди, обладающие творческим складом ума, в какой бы области они не работали, имеют много общих черт, по совокупности которых они существенно отличаются от людей менее творческих. Чертами творческой личности, согласно американскому психологу К. Тейлору, являются: стремление всегда быть на передовых рубежах в своей области; независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; отсюда стремление изменить существующее положение дел; нестандартность мышления; дар общения.

Другие исследователи отличают такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; способность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения. Они хорошо чувствуют потребность общественного развития и хорошо понимают чувства других людей.

Подобные черты творческой личности делают ее не очень уживчивой с другими людьми. Своей независимостью, самостоятельностью, оригинальностью творческие люди приносят много хлопот коллективам, в которых им приходится работать, и тем, кто вынужден с ними общаться.

Весьма сложна и неоднозначна связь между объемом имеющихся знаний, умственными способностями и способностями к творчеству. Высокий уровень умственных способностей, как отмечает польский исследователь А. Матейко, необходим для творчества в одних областях и совсем не нужен в других. Здесь достижения в одной области могут не совпадать с достижениями в другой. Известно, что у Бетховена были трудности с освоением таблицы умножения.

Успехи в учебе и оценки, получаемые в высших и средних учебных заведениях, далеко не всегда оказываются надежными показателями проявления творческой личности.

Что помогает творчеству?

Вдохновение - прыжок выше головы, когда творец делает то, что ему не дано, казалось бы от природы. И даже у многих обычных людей бывает такое состояние, когда говорят, что человек находится "в ударе". Что этому может способствовать?

Сильные эмоциональные переживания. При этом не важно, положительное оно или отрицательное.

Когда стремление к самовыражению становится особенно сильным, когда человека переполняют сильные чувства, то склонность к музыке или другим видам искусства оказывается ведущим средством выражения духовной жизни человека.

Жизнь - это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Суть творчества не в формальном накоплении знаний, умений, навыков, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов действий, ведущих к получению результатов, не известных до этого.


  1. Воспитание творчеством посредством занятий дополнительного образования в студиях культурно-досугового центра.

Роль и место дополнительного образования в образовательной среде.

В данной экономической ситуации к человеку, предла­гающему свои способности на рынке труда, предъявля­ются высокие требования: быть знающим, уметь ис­пользовать эти знания на практике, быть способным к поиску нужной информации, ее анализу, систематизации, рациональному использова­нию, уметь быстро и каче­ственно восполнять пробелы в своих знаниях. Современ­ный человек должен обла­дать навыками самообразова­ния, причем на протяжении всего созидательного этапа жизни. В таких социальных усло­виях серьезные требования предъявляются и к организа­ции образовательно-воспита­тельного процесса в системе дополнительного образова­ния подростков, необходимости изучения, разработки и вне­дрения в практику педагоги­ческой деятельности новых форм, методов, технологий. Исходя из практического анализа, можно констатиро­вать, что в обычных образовательных условиях полноценное внедрение новаций, активно пропагандируемых в настоя­щее время, несколько затруд­нено из-за наличия объектив­ных причин. Это, прежде всего:


  • жесткие образователь­ные стандарты;

  • ограниченное программами время;

  • статус учителя-лидера;

  • большая наполняемость классов (от 25 человек).
Дополнительное образова­ние способно гибко обойти объективные сложности образовательного процесса на основании специфики деятельности:

  • преобладание профиль­ного обучения;

  • вариативность программ;

  • основа педагогической деятельности – педагогика сотрудничества;

  • малые группы обучаю­щихся (до 15 человек);

  • добровольность выбора ребенком сферы деятельности;

  • принцип детоцентризма.
Поэтому можно утверж­дать, что система дополни­тельного образования обла­дает более благоприятными возможностями для развива­ющего обучения подростков, ведь в колледже неизбежна достаточ­но жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельнос­ти. В учреждениях дополни­тельного образования нет ти­повых образовательных стан­дартов, что дает возможность педагогу следовать природе познавательного развития подростка. Программы дополни­тельного образования содей­ствуют самореализации ре­бенка и обеспечивают выход в другие сферы деятельнос­ти, а также положительно сказываются на результатах общего образования. Вместе с тем, здесь существует воз­можность предусмотреть ва­риативность программ, т.е их доработку и незначитель­ные изменения в ходе педагогической деятельности, исхо­дя из возникающих ситуа­ций. В условиях дополни­тельного образования подростки могут удовлетворять свои ин­дивидуальные потребности, развивать творческий потен­циал, адаптироваться в совре­менном обществе; они имеют возможность полноценной организации свободного вре­мени: если, как отмечает кан­дидат педагогических наук Л.Н. Буйлова, «подросток жи­вет полноценно, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем». Вместе с тем и количество обучае­мых в системе дополнитель­ного образования (наполняе­мость групп 12-15 человек) играет значительную роль при рассмотрении возможно­сти использования инноваци­онных обучающих техноло­гий.

Приведенные выводы ни в коей мере не показывают преимущества дополнитель­ного образования перед обычным. Тради­ционная школа за долгий пе­риод своего развития показа­ла не только состоятельность, но и большие преимущества своей обучающей системы - дать подросткам базовые знания, умения и навыки. Система дополнительного образова­ния рассматривается как вспомогательная, дающая возможность обеспечить раз­витие личности подростка не в разрез, а в помощь основному образованию.

Структура и деятельность Культурно-досугового центра

Для этого в 1999 году на базе нашего колледжа был создан культурно - досуговый центр.

Работа в центре построена так, что дополнительное образование доступно каждому. Каждый студент имеет свободу выбора объединения, направления, педагога, вида деятельности и форм его участия. Так же предусмотрен индивидуальный подход, что позволяет обучать детей с различными возможностями.

Цели и задачи КДЦ отвечают требованиям сегодняшнего дня и выделяют приоритеты: развития студента, нравственности, духовного здоровья, творчества, открытости, свободы выбора для каждого студента, а так же формирует взгляды, интересы и увлечения на дальнюю перспективу.

Координирует деятельность КДЦ педагог-организатор в области дополнительного образования. В его подчинении находятся педагоги дополнительного образования в различных видах искусств.

Каждый из них возглавляет студию по своему направлению деятельности:

Вокальная студия «Музыкальное созвездие»

СТЭМ «Вот те на!»

Ансамбль народной песни «Перезвон»

Хореографическая студия «Движение»

Студия народного танца «Берегиня»

Команда КВН «Аэропупырышки»

Гимнастическая студия «Грация»

Театральная судия «Зеркало»

Театр акробатики

Студия телерадио «Око»

Каждая студия работает по своей образовательной программе, которая представляет собой выстроенную систему подготовки участников студий, в соответствии с подпрограммой КДЦ и выбранным направлением искусства.

Занятия в студиях Культурно-досугового центра развивают у студентов следующие профильные умения:

Способность к организации и планированию;


  • способность решать проблемы и принимать решения;

  • способность работать в команде;

  • способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность к самообучению;

  • способность адаптации к новым ситуациям;

  • способность к лидерству и воля к успеху.
Студенты колледжа приходят в КДЦ добро­вольно, без отбора, нет и оплаты за предоставляемые обучающие услуги. А это значит, что в студиях КДЦ могут заниматься все желающие, независимо от их способностей. Этим и отличается дополнительное образование от специальных школ различного вида искуств. Соответственно, и методика преподавания строится с учетом специфики обучаемого контингента и, прежде всего, его неоднородности. В связи с этим задача выдвижения универсальных требований к ученикам представляется не только трудно выполнимой, но и методически неверной. «Подгонять» малоспособного ученика, натаскивая его, чтобы приравнять уровень его подвинутости к уровню ученика успевающего, - задача внешне заманчивая, но внутренне порочная. В результате могут быть не только загублены ростки интереса к выбранному виду искусства, но и деформирована личность. Ориентирами в работе педагога должны служить потребности и реальные возможности конкретного ученика, а критериями – дидактические принципы доступности, наглядности, последовательности.

В связи с этим в программы введены дифференцированные требования.

Педагогически целесообразно для каждого уровня выработать свою систему требований. Однако неизменной остается стратегия: при обучении учеников всех уровней целевой установкой является развитие их личностного потенциала.

Следует особенно внимательно отнестись на третьем уровне к его техническому развитию, а так же увеличить требования к исполнительским качествам, артистизму, воспитать любовь к эстраде, к концертным выступлениям.

Ученики второго уровня требуют усиленного внимания к той из способностей, которая развита в наименьшей степени. В связи с этим могут быть внесены некоторые коррективы в типовую программу. Так же учеников второго уровня следует приобщать к концертной деятельности. Просветительская направленность выступлений не только приносит пользу их творчесому развитию, но имеет и воспитательное воздействие, формируя такие качества, как воля, коммуникабельность, бескорыстие и душевная открытость.

Воспитать чувство красоты, ввести в мир прекрасного и пробудить потребность ребенка к общению с произведениями искусства всех жанров – на этом должен сосредоточить свое внимание педагог дополнительного образования.

Занятия с учениками первого уровня ставят перед преподавателем особенно сложные задачи. Основная трудность заключается в том, чтобы, работая на посильном для ученика материале, добиться максимально развивающего эффекта. Разучиваемая программа должна носить адаптированный характер.

Внедрение в педагогическую практику названного дифференцированного подхода к учащимся в студиях связанно со сложностями этического порядка. Целесообразно поэтому было определить некоторые требования.

Поскольку способности развиваются только в деятельности, было бы ошибкой ранжировать ученика в начале обучения. Определить его уровень можно только к концу первого года обучения. Отнесение ученика к определенному уровню – не приговор, а лишь создание более комфортных условий для реализации его сегодняшних возможностей. Правильно ориентированный педагогический процесс усилит развитие его способностей, и он переместится на уровень выше. Однако это должно быть не целью, а желаемым следствием хорошо поставленного обучения.

Разделение по уровням – внутренне дело педагога. Нельзя забывать, что дети болезненно относятся к разного рода адаптированным группам и программам. Стремление же «догнать» учеников следующего уровня может создать атмосферу, не способствующую истинно художественной работе, нацеленной на развитие творческих качеств личности.

Поэтому при разработке программ дополнительного образования педагоги стара­ются учитывать современные интересы студента, пытаются совместить «полезное с приятным» в организации воспитательно-образова­тельного процесса. В про­граммах просматривается не традиционный упор на получение студентом зна­ний, умений и навыков по выбранному виду деятель­ности, а интегрированный подход к организации заня­тий, способствующий раз­витию и знаниевых, и лич­ностных качеств студента.

Основополагающими видами деятельности определены, прежде всего, свободный выбор студентом видов и сфер деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности, способности студента, возможность свободного самоопределения с последующей самореализацией, практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Компетенции педагога дополнительного образования

Творческая самореализация, осуществляемая педагогом в системе дополнительного образования, делает актуальной его педагогическую направленность на достижение целей творческого воспитания учеников. Для этого необходима реализация системы факторов, активизирующих внутренние процессы творческой самореализации педагогов: профессиональная интеграция и высокая мотивированность педагогической деятельности, учет индивидуально-типологических и половозрастных особенностей педагогов и референтность их как профессионалов, обладающих способностью к собственному саморазвитию, владеющих технологией и методикой самовоспитания. Для этого педагоги принимают активное участие в различных мероприятиях колледжа наравне со своими учениками. Слушая и видя выступление педагога, ученик видит, к какому результату ему нужно стремиться в своей тврческой деятельности. Каждый ученик испытывает чувство гордости и уважения к педагогу, видя его на концертной эстраде.

Поскольку педагогический процесс – явление двустороннее, творческий компонент входит в деятельность не только ученика, но прежде всего педагога. Урок, всегда ставящий перед собой определенные педагогическим задачи, спланированный заранее, должен быть актом творчества. Педагог должен владеть искусством импровизации; он призван создать атмосферу совместного поиска, сотворчества, помогающую ученику познать радость открытия.

Базовой ценностью ста­новится на занятиях многих наших педагогов личност­ный подход, т.е. совокуп­ность взаимосвязанных со­циальных установок на от­ношение педагога к воспи­таннику, к самому себе и к организации педагогическо­го взаимодействия, что соот­ветствует технологии лично-стно-ориентированного об­разования (Г.К. Селевко). Это выражается в учете и признании своеобразия, не­повторимости, уникальнос­ти личности каждого ребен­ка, в принятии его мнения и позиции; в готовности к бе­зоценочному отношению к нему как к личности; в обще­нии, основанном на равно­правии и равноценности личностных позиций педаго­гов и школьников; в сотруд­ничестве, соуправлении всех участников педагогического процесса.

Профессиональная культура педагога дополнительного образования детей понимается нами как сущностная характеристика личности педагога, представляющая собой реализуемую им динамическую систему ценностных ориентаций (личностные и профессиональные характеристики), систему профессиональных знаний и умений (психолого-педагогических, предметных, профессиональных умений и навыков), профессиональную деятельность и профессиональное поведение.

Изучение и распростране­ние опыта работы наших пе­дагогов дополнительного об­разования - это попытка до­казать возможность примене­ния новых обучающих техно­логий, использование кото­рых в школе затруднено по объективным причинам. Это наш путь к решению основ­ной задачи, поставленной го­сударством, - непрерывное образование, т.е. взаимодей­ствие учреждений общего и дополнительного образова­ния.

Нормативные документы и подпрограмма развития КДЦ

В своей работе КДЦ опирается на следующие нормативные документы:


  1. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010г.

  2. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей

  3. Положение о работе КДЦ

  4. Подпрограмма развития КДЦ

  5. Программы студий дополнительного образования

  6. Должностные инструкции ПДО
Для оптимальной организации воспитательного процесса разработана учебно-программная документация с учетом национально-регионального компонента, которая рецензирована специалистами учреждений культуры и образования.

Работа КДЦ строится на основе подпрограммы «Развитие творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра». Срок реализации подпрограммы развития культурно-досугового центра рассчитан на срок обучения студента в колледже. В течение 4 лет каждый участник программы может попробовать себя в разных социальных ролях – исполнителя, наблюдателя, организатора, генератора идей, что способствует социализации студента.

Подпрограмма развития творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра разработана в соответствии с концепцией и программой развития воспитания в Омгкпт, межведомственной программой развития системы дополнительного образования детей.

Дополнительное образование активно развивается в учреждениях начального и среднего профессионального образования, что позволяет объективно сочетать в едином процессе воспитание, обучение и творческое развитие личности.

Дополнительное образование в колледже представляет возможность студентам заниматься в студиях культурно-досугового центра в соответствии со своими желаниями, интересами, потенциальными способностями.

Необходимость развития творческих способностей человека и их важность для формирования полноценной личности, способной к самоопределению и саморазвитию сегодня уже трудно отрицать. Часть советских психологов считает креативность (способность к творчеству) одной из неотъемлемых особенностей личности. Так В.В. Давыдов пишет: «Для личностного начала в деятельности индивида характерно наличие в ней творческих мотивов». Другими словами, именно творческое начало отличает и выделяет личность, дает ей возможность выработать свое независимое представление об окружающей действительности и преобразовывать эту действительность на основе этих представлений.

Существует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству – качество врожденное, она или есть сама по себе, или ее нет и не будет. Другое дело – интеллект, его можно и нужно развивать. Между тем, исследования психологов показывают, что все обстоит прямо противоположным образом. Это интеллект – врожденное качество, зависит от генов, возможно, от особенностей внутриутробного развития, но корректировке поддается слабо. Показывает человек определенный уровень интеллектуального коэффициента в детстве – примерно такой же показатель будет у него и в молодости и в зрелом возрасте, практически независимо от уровня полученного образования и рода деятельности.

А вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким родился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. Но у этой медали и светлая сторона: если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, ее можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют, пишут бизнес-план или готовятся к уроку.

Для формирования креативности необходимо:


  1. Отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения;

  2. Наличие позитивного образца творческого поведения;

  3. Создание условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

  4. Социальное подкрепление творческого поведения.
Учитывая, что с одной стороны, одаренность неразрывно связана со всеми психическими проявлениями человека, сенсорными, когнитивными принципами, и эмоциональной сферой, а с другой стороны, если основной функцией одаренности считать максимальную адаптацию к миру, окружению, то в подпрограмму «Развитие творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра» положены два основополагающих фактора: социализация и развитие творческой одаренности детей.