Эвелина Хромченко: «Сейчас я понимаю, что такое настоящее влияние в мире моды. Косметичка Эвелины Хромченко

Эвелина Хромченко: «Сейчас я понимаю, что такое настоящее влияние в мире моды. Косметичка Эвелины Хромченко
Эвелина Хромченко: «Сейчас я понимаю, что такое настоящее влияние в мире моды. Косметичка Эвелины Хромченко

Интервью Эвелины Хромченко журналу The Hollywood Reporter

На Эвелине: майка Dima Liu, юбка Dries Van Noten, очки Tom Ford. Фото © Егор Берладин

На Эвелине: платье I am Studio, колье Van Cleef&Arpels, туфли Evelina Khromtchenko&Ekonika. Фото © Егор Берладин

Эвелина Хромченко: человек, который знает о моде все, и даже больше

Именно так ежедневно приветствует Эвелину Хромченко программа «Модный приговор» на Первом канале. И это не пустой комплимент. За ее плечами опыт создания культового международного глянца, камео в кино, книга, выпущенная во Франции и Америке, успешная коллекция обуви и сумок… А сегодня самая популярная женщина в российской моде руководит собственной интернет-империей, собирает аншлаги на мастер-классах, консультирует fashion-бренды, ищет и развивает молодые таланты. Главный редактор THR Мария Лемешева расспросила Эвелину о том, как ей удается быть единой во многих лицах, при этом не изменяя себе.

Кто ты сегодня прежде всего - журналист моды, креативный директор, телеведущая, педагог?
– Когда приходится обобщить все, чем я занимаюсь, обычно используют формулировку «эксперт моды». Моя база - это мой опыт и знания в области современной моды и стиля, которые я постоянно совершенствую. Мои инструменты - это текст и картинка. Мои каналы - это моя собственная Школа моды, креативное агентство, телевидение, радио, печатная пресса и все возможности, которые дает интернет.

10 лет в одной программе и с одной командой - нет усталости, ощущения дежавю?
– Я воспринимаю «Модный приговор» как миссию и своего рода долг перед отечеством. Разве в таких обстоятельствах можно говорить об усталости? И с командой мне несказанно повезло: мы всегда рады видеть друг друга, и не только на съемках. Дежавю не ощущается, поскольку нет на свете одинаковых людей, даже если тема типична, то в студии все равно новый герой, с особенной внешностью, с личной историей. И я искренне хочу помочь каждому, насколько это в моих силах.

Мне кажется, что «Модный приговор» - это все же психотерапевтическая программа. Смена образа нужна именно для решения проблем человека. Какие самые интересные результаты были в процессе работы?
– «Модный приговор» - это в первую очередь образовательная программа о моде. В школе ведь не учат одеваться корректно, и не в каждой семье этому научишься. И я вижу плоды наших трудов в обществе: люди, прежде крайне консервативные, стали допускать вариатив цветов, силуэтов, стилей. Женщины стали чаще носить платья, мужчины - уделять внимание своей внешности. Девушки уже не так отчаянно демонстрируют сексапил, а старшее поколение осмеливается сменить халат и платок на сникерсы и джинсовую куртку.

Какой месседж ты закладываешь в свои лекции по моде?
– Мода не для избранных, она для всех. Мода - это игра, а я понятно объясняю правила. Моя Школа моды работает в формате edutainment - симбиоз терминов education и entertainment. Сегодня это очень популярный тип проведения досуга: люди развлекаются и получают новые знания одновременно. Я говорю о моде и стиле на профессиональном уровне, поднимая слушателя на высокую отметку знаний, но таким языком, который понятен даже совершенно незнакомому с темой человеку. Приходите на мой мастер-класс «Дресс-коды успеха» - сами убедитесь.

Лет 10 назад, когда я тебя интервьюировала, ты сокрушалась, что русские женщины пока не очень владеют стилем. Прошло время - что-то изменилось?
– Я все это время пытаюсь найти источник этого комплекса вины национального масштаба. Нередко женщина, купив новое платье или сходив в парикмахерскую, считает, что она совершила постыдную растрату семейного бюджета, хотя зарабатывает не меньше мужа. В детстве девочкам редко говорят, что они красивые, чтобы не избаловать. Я же всегда, в том числе и на моих мастер-классах, женщинам убедительно доказываю, что они красивые, особенные, ни на кого не похожие, заслуживающие любви, похвалы, лучшей жизни, одобрения. Как только женщины начинают сами видеть в зеркале то, что в них вижу я, они расцветают и прекрасно справляются. Мода - это не высшая математика: постичь азы может каждый.

Стиль звезд. Понятно, что наши актрисы лишены возможности использовать услуги высококлассных зарубежных стилистов и крутятся сами как могут. Но тем не менее выглядеть звездно - часть их профессии. Какова основная ошибка наших знаменитостей на красных дорожках?
– Ты только что назвала ее - они крутятся сами. А не должны. Их профессия играть, профессия визажиста - делать макияж, парикмахер будет профессионально делать прически, а стилист одевать. Но у нас все заранее уверены в том, что «и сами с усами». Это модное самолечение часто приводит к летальному исходу для имиджа. Надо договариваться о сотрудничестве с профессионалами.

Кстати, и сами профи моды не особо стремятся работать с нашими актрисами. Что их пугает?
– Самые распространенные причины - стремление артистов навязать свой вкус, который частенько далек от идеала, и неадекватные представления о системе финансовых взаимоотношений. Приведу избранные примеры из практики. Однажды пресс-центр ММКФ попросил меня и мою команду приодеть актрис на красную дорожку. Одной из них я доставила из Петербурга кутюрное платье от модельера Татьяны Парфеновой. Платье было волшебной красоты и очень шло актрисе. Но на примерке выяснилось, что подол ей длинен. Платье вновь отправилось в Петербург, там в Доме моды подол с ручной вышивкой не пожалели обрезать по мерке актрисы. Потом платье вновь приехало срочным курьером в Москву и было доставлено в отпаренном виде актрисе домой с моим личным водителем… Каково же было мое изумление, когда я увидела эту актрису на дорожке в куцем застиранном коротковатом платьице из хлопкового шитья, давно потерявшем свою белизну. В последний момент она решила переодеться попроще, наплевав на все договоренности, цену подогнанного по ее меркам платья, многодневную работу целого коллектива… Стилист из моей команды рассказала, как актриса по дружбе попросила подобрать ей платье на вручение музыкальной премии. Стилист узнает, какого цвета будет дорожка, каков декор сцены, кому актриса вручает премию и во что этот музыкант будет одет, вспоминает особенности телосложения актрисы, прикидывает тренды сезона и выбирает трех дизайнеров, вечерние платья которых актрисе отлично подойдут. Сбрасывает ей картинки в директ… И слышит в ответ: «Ну нет, мне нужно что-то более облегающее и сексуальное!..» И еще один распространенный случай. Дом моды звонит актрисе и предлагает нарядить ее на красную дорожку. А актриса, «слышав звон» про контракты западных звезд с модными марками, спрашивает, а сколько ей дом за это заплатит… К счастью, ситуация постепенно меняется: новое поколение актрис дружит с дизайнерами и узнает правила игры с модой до того, как пришло очередное приглашение на красную дорожку.

Посещая все основные фестивальные красные дорожки, отметила, что пышные кринолины, перья и блестки в Европе отходят. Например, в Каннах местные звезды (Кьяра Мастроянни или Софи Марсо) приходят в коктейльных платьях. Как ты это объяснишь? И не жалко, что гламур а-ля «золотой век Голливуда» даже из самого Голливуда почти ушел?
– Между Каннами и Голливудом дистанция огромного размера. Голливуд, например, не приемлет ничего экстравагантного, он приветствует классические каноны, а Канны весьма демократичны и готовы воспринимать модные эксперименты. «Оскар» традиционно - более помпезное мероприятие, чем Канны, поэтому степень нарядности «Оскара» выше. И наконец, самое важное отличие: «Оскар» - это единовременное событие, а Канны - комплекс мероприятий, у каждого из которых собственный дресс-код.

А какие звезды для тебя - законодатели моды?
– Сегодня звезды кино, к сожалению, не являются трендсеттерами, эту волшебную эстафетную палочку у них перехватили звезды интернета во главе с Ким Кардашьян. Киноактрисы следуют трендам и воплощают очевидный личный стиль, продиктованный амплуа. Коллегам есть чему поучиться у Дайан Крюгер, Тильды Суинтон, Кейт Бланшетт, Анджелины Джоли, Николь Кидман, Ванессы Паради. Они одеты всегда к месту, по погоде, по возрасту, согласно характеру роли, наряд им всегда идет, всегда отлично сидит и, что немаловажно, является лучшим выбором из коллекции будущего сезона.

Сориентируй, какие основные правила стиля будут работать в этом сезоне?
– Актуальны приятные оттенки морковного сока и противные неоновые краски родом из 1980-х, камуфляж и анималистические принты, воинственная черная кожа и кукольный винил. Модная зима предлагает мини-платья в стиле интердевочек 1980-х, макси-платья в стиле монашек Средневековья и оранжевые жилеты в стиле «Гастарбайтер 2018». Стиль 1990-х тоже крайне актуален, а вместе с ним гипертрофированные объемы, все оттенки сиреневого цвета, шотландка, одежда в стиле вестерн, спортивные костюмы с каблуками, нарядные вязаные джемперы с легкими юбками, водолазки, накидки-одеяла, пуховики, костюмы power suite, обилие блеска, гобелены, вязаные шлемы… Кстати, об осенне-зимних тенденциях я подробно рассказала в моей Школе моды еще в мае - в это время международный модный глянец только планировал летние номера.

Про твою жизнь вне работы почти ничего не известно. Чем ты увлечена? Какой-то спорт? Кулинарные марафоны? Кино?
– Я полагаю, это просто связано с тем, что работа и есть мое основное увлечение и мне всегда есть чем развлечься с пользой для дела. А музеи, выставки, кино, книги, путешествия - это как гигиена, здоровая еда, массаж или физкультура, в моем случае просто часть дневного ритуала.

Как ты сегодня смотришь на такие понятия, как возраст и красота?
– Я глубоко убеждена в том, что некрасивых людей нет, есть неухоженные и плохо одетые, но это поправимо. Красивым и привлекательным человек может быть и в 15, и в 95, стоит только захотеть. Цифры в паспорте и на весах никогда в этом не помеха.

Если бы не мода, в какой сфере еще могла бы преуспеть? И готова ли к каким-то крутым поворотам в профессии?
– В семье мне внушили, что в своем деле нужно быть лучшей. И я всегда знала, что у меня должна быть интересная работа, которая принесет пользу человечеству. Мне не нужно менять профессию: достаточно крутых поворотов в течение одного рабочего дня - разработать коллекцию обуви и сумок в качестве креативного директора или фирменный стиль для нового бренда, стилизовать модную съемку или сняться в рекламном ролике, провести телепрограмму, радиопередачу или выступить в прямом интернет-эфире, сделать отбор фотографий или расписать ретушь видео, проконсультировать крупную компанию насчет дресс-кода ее сотрудников или прочесть лекцию о моде и стиле, написать статью в глянцевый журнал или отредактировать тексты для моего сайта… Ну, а поздним вечером, когда мой любимый не слишком счастлив тому, что я не хочу вести бойкий диалог об искусстве, мы садимся и вместе смотрим кино. Он обладает главным в моем представлении мужским качеством - снисходительностью - и всегда предлагает выбрать фильм мне. Поэтому мы часто смотрим romantic movies. И детективы.

Интервью Эвелины Хромченко!

«Надо быть лучше, чем вчера, а не лучше, чем другие» — это кредо эксперта моды, ведущей программы «Модный приговор» Эвелины Хромченко в отношении стиля может стать ключом к успеху во всех сферах жизни. Сделав для развития индустрии моды в России не меньше иного министерства, сегодня Эвелина каждое утро приходит к нам в дом, чтобы рассказать о том, что есть мода. Неудивительно, что, примеряя новое платье, мы думаем: а что сказала бы Эвелина?

Глядя на фотографии с Эвелиной Хромченко в роли модели, становится понятно, что если она захочет, то может одеваться исключительно в наряды тех дизайнеров, звезды которых сама и зажгла. Эвелина из тех, кто создавал сегодняшнюю карту моды России и наносил на нее все важные имена, именно она однажды нашла талантливых и никому не известных студентов и помогла им превратиться в тех дизайнеров, которые сегодня ежесезонно создают самые желанные коллекции. Неудивительно, что модный приговор Хромченко обсуждению не подлежит, а сама Эвелина не только продолжает поставлять на рынок новые fashion-таланты, но и запустила образовательный проект «Школа моды Эвелины Хромченко», благодаря которому любая женщина сможет узнать о моде все и даже больше.

— Эвелина, как-то вы рассказали, что, будучи студенткой, мысленно переодевали людей в метро. Вот уже семь лет вы действительно это делаете в программе «Модный приговор» на Первом канале. А в обычной жизни все еще хочется дать совет тем, кто в моде ничего не понимает?

— Я не уверена в том, что, например, доктор, увидев у прохожего на улице явные симптомы болезни, кидается к нему и, хватая за рукав, ставит ему диагноз. Точно так же и я не пристаю с советами к тем, кто их не просит. У меня и так работы полно. Помимо участия в «Модном приговоре», который ежедневно только в России смотрят 35 миллионов зрителей, я руковожу собственным интернет-проектом c охватом в 30 миллионов пользователей — это мой сайт и страницы в соцсетях. Также я пишу книги, консультирую fashion-компании, провожу огромную работу по поиску и развитию молодых талантов. Плюс постоянно читаю лекции в рамках образовательного проекта «Школа моды Эвелины Хромченко» во многих крупных городах России и экс-СССР. Разумеется, и о Москве не забываю — в 2015 году, например, только в легендарном демзале ГУМа запланированы четыре лекции. Приходите!

— Вам уже давно пора было школу моды открыть.

— Парадоксально, но факт: я ведь соглашалась на свои первые лекции скрепя сердце: всегда была уверена, что достаточно двух макаренко в семье — бабушки, преподавателя немецкого языка, и мамы, учителя русского языка и литературы… Но избежать преподавательской деятельности не удалось. Сначала я читала цикл лекций в Высшей школе экономики. Потом помогала создать программу модуля бакалавриата «Журналистика моды и стиля жизни» на журфаке МГУ. А сегодня у меня проработан целый цикл публичных лекций. Моя школа существует по принципу «Мой адрес — не дом и не улица»: я читаю на престижных площадках, в разных городах, на большие аудитории. И делаю это в очень доступной, развлекательной форме.

Этот вид образовательного развлечения популярен во всем мире давно, он называется edutainment: название термина произошло от скрещивания слов education и entertainment. О трендах вечных и о конкретных тенденциях будущего сезона. О том, как правильно расшифровывать дресс-коды на пригласительных билетах. О том, как определиться со стилем — читай: с жизненной ролью, которую и надо декорировать одеждой. О том, как эффективно и экономично инвестировать в гардероб… Применив данные мною формулы на практике, мои слушатели с удивлением понимают, как облегчили себе жизнь. И удивляются, почему сами не поняли этого раньше — ведь все элементарно.

— Вы хотите сказать, что люди после работы идут на лекцию о моде вместо того, чтобы отправиться в клуб или на концерт?

— Так и есть. Впрочем, одно другому не мешает — сегодня послушают мою лекцию, а завтра будут знать, в чем им сходить на рок-концерт, а в чем — в консерваторию. Как одеться на собеседование, чтобы приняли, а в чем отправляться на корпоратив, чтобы повысили. В чем идти на первое свидание, чтобы состоялось второе, и как нарядиться для знакомства с родителями жениха, чтобы они превратились в свекра и свекровь… Глядишь, жизнь и наладится. Ведь женщина, разбирая свой шкаф или планируя покупки, на самом деле планирует свою жизнь, отсекая ненужное и экипируясь для новых побед.


— Некоторые считают, что мода — это закрытый клуб для избранных. Очевидно, у вас иное мнение?

— Разумеется, потому что это неправда. Я всегда так считала — и когда создавала детский журнал моды для девочек-подростков, и когда выпускала взрослый журнал моды для женщин от 22 до 55 лет. И в выпускном классе, когда делала радиопередачу для школьниц на Первом канале радио, и сегодня, когда Первый канал телевидения дает мне уникальную возможность работы с гигантской аудиторией. Мода — это не высшая математика, это игра. И не для избранных, а для всех. Я просто знаю правила. И готова их понятно объяснить.

— Кто приходит на ваши лекции?

— Это молодые, успешные, красивые, отлично одетые слушательницы, которым моя помощь, на первый взгляд, не нужна… Просто им хочется выглядеть еще лучше. Хочется со знанием дела инвестировать в вещи, которые никогда не выходят из моды. И точно знать, что именно купить, чтобы соответствовать текущему сезону, ведь тенденций такое множество, что без помощи профессионала в них разобраться тяжело. Кроме того, иногда всем нужен дружеский совет. Например, нет четкого видения собственного стиля, но хочется выглядеть достойно. Или нужно поехать в ответственную командировку и непонятно, что класть в чемодан. Все сталкиваются с ситуацией, когда гардероб переполнен, но кажется, что нечего надеть.

— Неужели и у вас такое бывало?

— Конечно, но, к счастью, моя гардеробная формула необходимого минимума меня не подводит — полный набор палочек-выручалочек у меня всегда наготове. И если я не знаю, чего хочу, то просто составляю произвольную комбинацию из моего базового гардероба-конструктора согласно расписанию дня. И вуаля!

— Вы шопоголик или все-таки продумываете свои покупки?

— Я ни секунды не шопоголик. Я твердо знаю, что именно куплю в наступающем сезоне, а какие тренды уже отражены в моем гардеробе, нужно только зайти в гардеробную и достать из моей базовой коллекции нужное. Мои лекции о 25 выгодных инвестициях в гардероб популярны не просто так, я знаю, о чем говорю.

— У вас в гардеробе есть вещи современных российских дизайнеров?

— Ну конечно. У меня внушительная коллекция — коктейльные решения Вики Газинской, дневные платья Кирилла Гасилина, жакеты Славы Зайцева и Татьяны Парфеновой, пальто Люды Никишиной и Виктории Андреяновой, брючные костюмы сестер Рубан, вечерние наряды Ульяны Сергеенко, свитшоты Кати Добряковой, смокинг от Алены Ахмадуллиной, шляпы Кости Гайдая… Можно долго перечислять. Вот почему-то брючного костюма от Дмитрия Логинова у меня пока нет, надо исправить это упущение в ближайшее время. Зато обширное собрание бижутерии от российских творцов у меня дома уже не помещается, только в специальном хранилище вместе с моей основной коллекцией винтажных украшений. Кстати, моя антикварная бижу-коллекция сама теперь предмет экспонирования в галереях и музеях и живет независимой от меня жизнью. А я озабочена новинками. Следите за моими «Бижу-Базарами» — во время этих мероприятий я представляю новые имена в бижутерии. Следующий «Бижу-Базар» в начале лета сделаем, думаю.

— Вы постоянная гостья недель моды в Париже и Милане. Все-таки есть разница между представлениями о моде в России и в Европе?

— Особенности восприятия в разных странах мира никто не отменял. Россиянкам по вечерам нравится быть нарядными, нравится блеск, высокие каблуки, броские украшения, яркие цвета, а француженки выберут вечером сдержанность декора, матовые ткани, маленькие незаметные украшения и черный цвет. Американка вечером захочет показать коленки, а итальянка — декольте. Молодая москвичка всем своим видом будет демонстрировать, что она уже взрослая, а парижанка — стараться донести то, что она еще ребенок. Мы все разные, и это хорошо. Русская любит пельмени, итальянка — равиоли, китаянка — димсамы, японка — гёдза. Между этими блюдами много общего, но в то же время всем очевидна разница.

— Не кажется ли вам, что современная мода носит слишком коммерческий характер? То есть дизайнеры в первую очередь думают о том, как продать, а не о том, как создать шедевр.

— А кому нужен шедевр моды, если его нельзя купить и надеть? Любой шедевр моды только тогда и входит в историю, когда его правильно надели — в нужное время, в нужном месте, на нужного человека. Платья самого по себе не существует.

— Что для вас дурной вкус?

— Если одним словом — это перебор. Если конкретно, то бровь, выщипанная в форме «московский излом», откровенно «сделанные» губы и грудь, нейл-дизайн в любом проявлении, джинсы, «украшенные» вышивкой, стразами или «оборудованные» потертостями в неправильных местах — люди не замечают, как уродуют их формы такие визуальные эффекты, обувь с длинными узкими носами, особенно у мужчин, мужские ремни с огромными бляхами, изобилие логотипов, маленькая собачка в дамской сумке на публике, спортивные костюмы везде кроме спортзала, но даже в спортзале плюшевые костюмы розового цвета с веселыми ушками повергают меня в шок.

Несомненный дурной тон — это обнаженное тело в обществе. В любых дозах. Голый живот уместен на даче, на пляже, в спальне, но избавьте прохожих на улице от необходимости лицезреть ваши телеса. Замечу, что меня тяжело заподозрить в зависти: моя комплекция и вес всегда позволяли мне короткое, облегающее и декольтированное в любых соотношениях.

— У героинь программы «Модный приговор», которые надели новое платье, потом действительно меняется жизнь? Они становятся счастливее, изменив свой образ?

— Я помню женщину, которая поправилась после родов и никак не могла похудеть. Из-за этого муж, любитель худышек, бросил ее. Она впала в депрессию и дошла до того, что восьмилетний сын просил ее не приходить в школу, потому что не хотел, чтобы маму принимали за бомжа. Переодевшись и приобретя новый макияж и прическу, женщина так понравилась себе в зеркале, что внезапно начала худеть — я давно заметила, что от счастья многие худеют. И, когда наша бывшая героиня пришла в суд разводиться, она была досвадебного размера. Изумленный муж разводиться уже не хотел, но она все же оформила развод. И начала совершенно новую — красивую и счастливую — жизнь с мужчиной, для которого была важна она, а не размер ее одежды.

Помню женщину, которая была влюблена в своего начальника-иностранца, а он попросту не замечал ее — настолько блеклой она была. И никакие ее профессиональные достижения отмечены не были по той же причине. Переодевшись, дама немедленно получила повышение. И, представьте себе, в нее вдруг влюбился тот самый начальник. Они поженились и уехали к нему на родину, в Европу.

А вот совсем свежая история, которая случилась в моем собственном подъезде. Я несла кучу пакетов, и мне помогла открыть парадную дверь стильная женщина с малышом в слинге. «Ой, как хорошо, что вы наконец к нам переехали, мы вас так долго ждали. Вы не узнаете меня? — спросила она. — Я была вашей героиней четыре года назад». «А как называлась программа?» — спрашиваю. «Дело о слинге». Я говорю: «Но, позвольте, как же? Ведь вашему малышу меньше года…» Тут открывается дверь квартиры, и беленькая девочка лет пяти удивленно говорит: «Ой, мама, а что тут делает Эвелина Хромченко?» Молодая женщина улыбнулась: «А вот кто в слинге тогда сидел»… И таких историй у наших редакторов сотни.

— Однажды вы сказали: «Женщина может быть любой, главное — запомнить, что она не толстая, а аппетитная, не длинная, а статная, не тощая, а стройная, не коротышка, а миниатюрная. Нужно ценить то, что вам дал Бог». В каком возрасте вы пришли к этой мысли?


— Я с этой мыслью выросла. Меня так воспитывали в семье. Мне с раннего детства подробно объяснили: все люди — красивые, а я — вообще самый лучший, умный и красивый ребенок на свете. Я до сих пор считаю этот подход правильным. Некоторым взрослым кажется, что детей можно испортить комплиментами, что правильно ставить малышей в известность об их недостатках во внешности — а это огромное заблуждение.

— Ваша уверенность в себе у вас с детства?

— Именно так. Правда, я что-то засомневалась в подростковом возрасте, но быстро нашла баланс.

— Вы озвучивали героиню Мерил Стрип в фильме «Дьявол носит Prada», которая была главным редактором журнала о моде, властной и деспотичной женщиной. Вы ассоциируете себя с ней?

— Я всего лишь озвучила Мерил Стрип, а она блистательно сыграла свою роль. Как вы думаете, на сколько процентов этот фильм про Мерил Стрип?

— В жизни вы можете быть жесткой?

— А вы нет?

— Но у вас получается «выключать» жесткость, когда заканчивается рабочий день?

— Мне кажется, это собирательный вопрос ко всем женщинам-руководителям. Но в моем случае ответ довольно однозначный: я — да, у меня просто нет сил после работы. А если бы и были, я бы тратила их на то, чтобы перенаправить освободившуюся энергию в мирное русло. Вот спортом бы занялась наконец, а то все массаж да массаж.

— Жесткий характер, требовательность мешают в личной жизни?

— А может, в личной жизни я пушистая и непритязательная, залезла под крыло к своему любимому и тихонько там сижу?

— Ваш сын Артемий уже совсем взрослый. Он прислушивается к вашим модным советам?

— Если, отправляясь на встречу с друзьями, он мне назло напялит иной раз бейсболку на затылок, то, одеваясь на красную дорожку, Артемий сам себе завязывает галстук, попадая в нужную длину и делая правильной толщины узел. Его представления о мужском костюме достаточно развиты для того, чтобы в протестном переходном возрасте спокойно относиться ко всем свежим идеям мужской моды, которые я применяю в его гардеробе, — и к укороченным брюкам, и к компактным пиджакам. А в отношении всего остального он действует по собственному плану.

Ну вот, например, его никто не прессовал с выбором профессии. Он захотел учиться бизнесу, хотя мне очевидно, что у него есть объективные данные, чтобы стать отличным кинорежиссером. Но тут я со своими советами не лезу. Это его жизнь. Ему 18 лет. Нужен будет совет, я его дам. Но я точно знаю, что уже очень давно оградила его от массы проблем, четко объяснив ему в его семь лет некоторые простые вещи, которые кое-кто и в 50 никак освоить не может. Например, мой сын с детства знает, что на вопрос женщины о том, как она выглядит, ни в коем случае нельзя отвечать: «Нормально». Этот урок он усвоил еще до того, как выучил таблицу умножения. Это одно из моих важнейших жизненных достижений, я считаю.

Эксперт моды Эвелина Хромченко рассказала обозревателю ELLE Вере Поповой о главных начинаниях в жизни - первых деньгах, показах, эфирах и амплуа креативного директора Evelina Khromtchenko & Ekonika

ФОТО Дмитрий Исхаков для #EvelinaKhromtchenkoAndEkonika

ELLE Первая работа и как вы потратили первые заработанные деньги?

ЭВЕЛИНА ХРОМЧЕНКО Моя мама была корреспондентом на радиостанции «Юность», поэтому среди моих любимых детских игрушек был профессиональный магнитофон радиожурналиста «Репортер». От игр я незаметно перешла к делу. Опыты в журналистике начались еще в школе: мне было лет 15, когда я получила свой . На что потратила? Не ­помню. Наверное, на очень нужные девчачьи глупости.

Первый опыт в качестве креативного директора...

С самого начала моей работы в глянце я совмещала функции главного редактора и креативного директора. В этом качестве я делала, например, первые журнальные обложки многих будущих звезд - от топ-модели Наташи Семановой до актрисы Евгении Брик - снимала их для своего первого самостоятельного проекта, журнала для девочек-подростков «Маруся». Но мой парижский дебют был уже для журнала «L’Officiel Россия». Снимали кутюр, из Москвы я нанимала иностранную команду - стилиста, фотографа, модель, утверждала площадку... Уже я отбирала нужные мне платья на всех дефиле, контролировала съемку, делала фотоподбор. В первый раз волновалась, потом - вошло в привычку. Сейчас трудно себе представить, как все это вообще могло происходить без легкодоступного интернета, мобильных телефонов у всех участников съемки и цифровой фотографии. Тогда это были бесконечные факсы, пленка, контрольки, лупа, световой стол, печать. Гораздо больше трудозатрат, чем теперь. А в прошлом году я впервые выступила в роли креативного директора лимитированной коллекции обуви и аксессуаров , возглавив в рамках работы над капсулой дизайн-бюро российского обув­ного гиганта «Эконика». В этом году мы закрепили результат и выпустили вторую совместную коллекцию. В фурнитуре всех предметов используется мой фирменный логотип в форме очков-«кошачьих глазок». В обеих коллекциях задействованы принты, составленные из картинок, которые я рисую на полях сценариев во время съемок «Модного приговора».

Первые воспоминания о моде...

Мне три года. Я стою во дворе и заправляю синий шерстяной сарафанчик в белые колготки - хотела выйти гулять в брючках, а на меня мама надела этот сарафанчик. Мне он не нравился (был слишком короткий), и я решила исправить ситуацию - ­облегающими трикотажными белыми брюками… Но тут пришла мама и разрушила всю эту стилистическую задумку. А еще моя тетя, работавшая тогда главным инженером-конструктором в крупных авиационных проектах, дома в качестве хобби занималась шитьем. Она делала выкройки на глаз, великолепно все сажала и была очень аккуратной в исполнении. Отлично помню наряды, которые она мне шила на все праздники. Например, в белом платье с красной, в горох, отделкой, я впервые в жизни обнаружила, что Дед Мороз ненастоящий. Оно хранится у тети до сих пор. Вместе с моим первым в жизни маскарадным костюмчиком королевы снежинок: в отличие от всех остальных девочек в детском саду, одетых родителями в простые белые маечки и колготки, я была в платьице с блестками и в кокошнике-короне, переливавшейся, как елочная игрушка... Сегодня моей тете 79, и она до сих пор с удовольствием шьет.

Ваша работа на Первом...

О самых ярких впечатлениях и запомнившихся программах можно написать целую книгу. задумал очень смелый проект. Было невозможно представить, что эту передачу можно выпускать ежедневно. А я люблю участвовать в глобальных историях, реализация которых на первый взгляд невозмож­на. Кроме того, я вижу в «Модном приговоре» свою миссию. Когда-то благодаря телепередаче Джулия Чайлд научила всю Америку готовить. В «Модном приговоре», объясняя недостатки или достоинства того или иного комплекта на конкретных примерах, я изо дня в день повторяю со зрителями таблицу умножения моды. Что мне дал Первый канал? Работая в глянцевом журнале с тиражом в 180 000 экземпляров, я не без оснований считала себя влиятельным fashion-журналистом. Сегодня с ежедневной уникальной аудиторией в 35 миллионов зрителей только в России (а ведь есть еще страны СНГ и русскоговорящие диаспоры во всем мире) я понимаю, что такое настоящее влияние в области моды.

Работая в журнале, я считала себя влиятельным журналистом. Сегодня с аудиторией в 35 миллионов зрителей я понимаю, что такое влияние в области моды

Первая любимая книга на книжной полке...

Так как читать я научилась в 3,5 года, а в четыре - вовсю интересовалась книжками, то это была вся детская классика от Астрид Линдгрен. Именно она была моим любимым писателем в нежном возрасте. И «Малыш и Карлсон» в личном рейтинге лидировал. Впоследствии я поняла, что Линдгрен - мастер художественного диалога, и ее приемы литературного оформления устной речи очень мне помогли в переходе с радиожурналистики в газетно-журнальный формат: поскольку публиковаться я начала задолго до того, как поступила на журфак, учиться пришлось самой. В школе-то про это не рассказывали.

Первый показ, на котором вы были...

В Москве - показ Славы Зайцева, а в Париже - дефиле Ива Сен-Лорана. Я приехала туда задолго до своего глянцевого опыта, как обозреватель моды радиостанции «Европа Плюс». Будучи студенткой и, разумеется, за свой счет. С тех пор не пропускала ни одного парижского сезона. Мне крупно повезло: я видела показы haute couture Лакруа, Мюглера, Монтана до того, как они закрыли свои Дома, первые парижские шоу Джона Гальяно и Александра Маккуина - для собственных марок и для кутюрных Домов, которые они возглавляли. Видела Майкла Корса в Céline, Фиби Фило и Стеллу Маккартни в Chloé, Оскара де ла Рента в Balmain, Альбера Эльбаза в Guy Laroche, Сен-Лорана, Форда и Пилати в Yves Saint Laurent. А вот в Милан и Нью-Йорк стала ездить, уже работая в журнале моды.

Аксессуар номер один из вашей коллекции для бренда «­Эконика»...

Целый год не могу расстаться с конвертом из принтованной под крокодила телячьей кожи. Ношу его и как вечерний клатч, и как дневную сумку на цепочке. Идеальный универсальный вариант.

В Петровском Пассаже с успехом прошла выставка персональной бижутерии Эвелины Хромченко, которую эксперт моды, телеведущая, писательница собирала долгие годы. Пользуясь случаем, корреспондент сайт побеседовал с Эвелиной о ее коллекции, о женской и мужской красоте и воспитании вкуса.

Скажите, пожалуйста, Эвелина, что послужило тому, что вы стали коллекционировать бижутерию?

Несомненно, мой интерес обострило участие в программе «Модный приговор» на Первом Канале – ведь меня в основном показывают в поясных планах, когда я сижу за столом. Бижутерия меняется каждый день, ведь она видна зрителю в большинстве моих появлений на экране – картинку необходимо разнообразить. На проект я уже пришла с большой коллекцией бижутерии, но впоследствии количество украшений бешено возросло. Когда ходить по дому стало достаточно тяжело из-за всех этих коробок, я поняла, что нужно что-то предпринять. Окончательно мне открыла глаза на то, что я уже коллекционер, владелица винтажного бутика Виктория Шамис, которая предложила сделать у нее выставку-продажу. Выставка была, коктейль по случаю открытия был, но вот продавать я все это отказалась.

Тогда я впервые заявила о том, что у меня есть коллекция. Благодаря этой информации я и получила приглашение от Екатерины Моисеевой выставить свое собрание украшений в большем объеме. Получилось очень симпатично, людям понравилось. Мы с «Боско» сделали также красивый каталог, фактически книгу – ею уже очень заинтересовались издательства… Моя коллекция начала жить своей жизнью. Но это не значит, что я перестала носить эти вещи, периодически я использую их для разных случаев, в том числе и для съемок «Модного приговора».

Может быть, у каких-нибудь ваших экспонатов есть необыкновенная история?

Интересная история у колье Maison Martin Margiela. Его я купила, когда Мартин только начал выпускать свои первые коллекции украшений. В его первой линии бижутерии было два пластрона, меньший из которых я и приобрела. Большой пластрон был безумно дорогой, да к тому же еще и тяжелый. А сама я маленькая, и поэтому покупка малого пластрона была более выгодной со всех точек зрения. Впоследствии оказалось, что я сделала правильный выбор. Когда Maison Martin Margiela, уже принадлежащий Ренцо Россо, стал принимать участие в проекте H&M, именно это колье было выбрано для репринта. Это было очень приятно, ведь в свое время я сделала выбор в пользу культовой вещи.

Бабочка от Альбера Эльбаза попала ко мне, когда я выполняла функции гида, помогала Альберу в Москве. Я показывала ему Красный Октябрь, ту часть Болотной набережной, где молодожены пускают голубей. Он рассматривал платья невест и удивлялся, когда те подходили с просьбой сделать фото со мной. Был прекрасный день, мы купили подарок для его друга (Альбер никогда не покупает сувениры себе самому). Это были антикварные елочные игрушки из галереи «Роза Азора». В конце этого путешествия он подарил мне бабочку, которую ему прислали на утверждение. Она так и не была запущена в производство, так что существует в единственном экземпляре. Настоящий кутюр. В этой бабочке я часто веду лекции, потому что она ироничная. Как улыбка для строгого костюма.

Насколько я могла понять из ваших высказываний, вы убеждены в том, что внешний вид женщины важнее всего остального. Это действительно так?

Все зависит от того, где вы находитесь. Судя по моему опыту работы в программе «Модный приговор», внешние данные имеют большое значение – не физические даже, а приобретенные. Я была свидетелем огромного количество случаев, когда «всего лишь» из-за некрасивого домашнего халата или идиотского плюшевого костюма с ушками рушились симпатичные союзы. В наших случаях опасность была устранена, но все же! Сотни людей наступают на одни и те же грабли. Такое ощущение, что грабли – это неотъемлемая часть женского гардероба, важный аксессуар. Чужие ошибки и чужой опыт совершенно ничему не учат женщин! Но, так или иначе, многие супружеские пары обретают счастье, когда один из них или оба меняют свой облик. Речь не идет о том, что они худеют или делают пластические операции. Речь идет о том, что они делают новую стрижку, новый макияж, покупают новую одежду и совершенно по-другому друг на друга смотрят.

Ну, а что касается не таких близких связей: вот, например, идете вы по улице, и вам абсолютно наплевать на внутренние качества прохожих. Просто хочется находиться в более красивой толпе. Немного эгоистическое рассуждение – желание быть в окружении симпатичных людей. Наверняка вы отмечали, что в европейской толпе вам намного приятнее. Потому что больше красивых людей. Это странно, ведь мы живем в стране, где рождаются самые красивые люди в мире! Так куда же они деваются?

Внешнее проявление человека, его границы с окружающей действительностью очень важны. Скажем, садишься в самолет, и рядом оказывается мужчина с нестерпимо сильным запахом духов. Быть может, они и дорогие, и принадлежат прекрасному бренду, но он столько их на себя вылил, что сидеть рядом с ним невозможно. А ты не можешь ничего сделать, нельзя же выйти из самолета! И в такие моменты начинаешь понимать, что мы просто обязаны быть уважительными по отношению к ощущениям других людей. И это касается не только обоняния, но и зрения. Зачем оскорблять других своим видом, если можно радовать?

Есть ли определенный минимум требований, которые должна выполнить женщина, чтобы быть привлекательной?

Конечно. В первую очередь, она должна поддерживать свое тело в тонусе и в чистоте, у нее должны быть ухоженные руки, волосы, кожа. Например, представьте красавицу в прыщах. Неприятно. В наше время можно быстро избавиться от всех проблем, связанных с кожей. Или например, красивая девушка – бомж. Да, да, бывает и такое. Грязная, пьяная. Помогает ли ей ее красота? Нет, никак. Она сама разменяла свою жизнь и свою внешность таким образом, что данное ей богом не просто не помогло, а, наверное, даже помешало. И достаточно часто бывает такая ситуация, когда женщина в физическом смысле далеко не красавица. А поклонников целая толпа, мужчины смотрят на нее с интересом. Что это? А это определенное соединение внутреннего и внешнего. Такие женщины никогда не бывают одеты непонятно как и не выходят из дома с грязной головой. А это очень важно, когда речь идет о взаимоотношении полов. Конечно, каждый из нас, одеваясь для себя, одевается для общества. «Что скажут люди?» – эта мысль заложена в российском характере. Также важно, что скажут знакомые, друзья, родственники. Каждый из нас устраивает модный приговор самому себе.

Не отходя далеко от темы нашего разговора, хотелось бы задать еще один вопрос. Вы наверняка знаете, что феминизм в нашей стране принимает некоторую форму «отказа от привлекательности». Хотелось бы услышать ваш комментарий.

Я не нахожу связи между желанием женщин нравится мужчинам (и наоборот) и борьбой феминисток за предоставление женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, всей полноты социальных прав. Женщина, занимающая некую должность, должна получать столько же, сколько мужчина на той же должности, у нее должны быть одинаковые права с мужчиной во всем – это очевидно. Но не стоит, прикрываясь звучным термином «феминизм», подменять понятия. Феминистка вовсе не отказывается от желания нравиться мужчине, она просто не хочет быть зависимой от мужчины материально или социально, она не хочет, чтобы общество считало, что женщина – это существо второго сорта и смеялось плоским «шуткам» типа «Женщина – друг человека».

Но любой человек имеет полное право выглядеть так, как он хочет выглядеть – будь то мужчина или женщина. И мужчина, и женщина могут задавать вопросы в отношении собственного внешнего вида и получать на них компетентные ответы. И мужчина, и женщина могут выбирать разные стили, стремиться при помощи одежды, аксессуаров или прически улучшать свои внешние данные. Причем тут феминизм?!

Ведет ли женщина «честную игру», пользуясь своей внешностью и привлекательностью в бизнесе? Если она выступает на мужском поле битвы?

Каждый человек, занимаясь бизнесом, использует свои козыри. Образ – один из важных инструментов в области достижения успеха. Отправляясь на собеседование, и мужчина, и женщина думают, как они будут выглядеть. Странно не думать об этом – это большая ошибка. Когда люди вдумчиво выстраивают свой образ, они вкладываются в свой бизнес, в успех. А если вы имеете в виду случаи, когда девушки-секретари получают должности повыше из-за «связей» с начальством, то это вопрос не ко мне. Я занимаюсь одеждой, а не ее отсутствием.

Я имела в виду, что женская привлекательность – это сильное оружие, когда речь идет о бизнесе.

А привлекательность мужчины – это не его оружие? То есть, вы считаете, что мужчина, который плохо выглядит и плохо пахнет, сможет получить повышение, выиграв у соперника с таким же уровнем профессионализма, но который при этом хорошо выглядит и хорошо пахнет? Да ни при каких обстоятельствах! Это не зависит от пола.

Как вы считаете, русские мужчины выглядят хуже, чем мужчины в Европе?

На вкус и цвет товарищей нет. Очевидно, если говорить о вкусе русских женщин, то им, я думаю, их мужчины нравятся, если они выпускают их на улицу в таком виде. Иной раз смотришь и думаешь, куда смотрела жена или подруга? И закрадывается мысль: может быть, она специально уродует своего мужчину, чтобы кто-нибудь не увел?

Я считаю, что многим женщинам идет полнота, она их украшает. Потому что округлые линии присущи женской красоте. Женщина рельефных форм всегда выглядит привлекательно и априори все эти изгибы считаются женственными. Многие шедевры изобразительного искусства, скульптуры являются примерами этого. Женская полнота воспринимается обществом если не как плюс, то как норма точно.

Что касается мужчин, здесь изначально речь идет о совершенно других формах и линиях. В истории искусства мужчина – это прямые линии. Милые исключения только подтверждают это правило.

Вы считаетесь эталоном стиля и вкуса для миллионов людей, как в России, так и за рубежом. А есть ли у вас собственный стилист?

В моем агентстве Chrome Media – целая команда стилистов, они выполняют самые разные задачи, ведут массу проектов. На «Модном приговоре» также есть стилисты, которые занимаются гардеробами ведущих. Программа выходит каждый день, я каждый день в разных костюмах, и было бы странно думать, что вся эта одежда принадлежит мне лично. Существуют пресс-шоу-румы, которые работают со звездами во всем мире, предоставляя одежду для съемок. Кто-то ведь должен все это собрать по разным адресам, не сделав ошибки ни в фасоне, ни в размере, и привезти на съемочную площадку. Я при всем желании не могу этого делать – у меня времени нет. Это отдельная работа. Девушки привозят одежду, предлагают мне комплекты. Иногда я соглашаюсь, иногда перекомплектовываю… Я ищу новые бренды, интересные модели у новеньких дизайнеров, бижутерию, отправляю своим помощникам. Дальше уже их дело – связаться с дизайнерами и арендовать вещи для съемок.

Функцию стилистов, работающих со мной, всегда выполняют дизайнеры одежды. После того как наше сотрудничество заканчивается, они становятся хорошими специалистами в своем деле. Например, Мария Голубева и Оля Шихова, в недавнем прошлом мои стилисты на проекте «Модный приговор», уже не в первый раз являются участниками Российской Недели Моды. Милена Зиятдинова уехала в Париж и работает там в Доме Jay Ahr. Многие молодые дизайнеры, работавшие у меня, в настоящее время успешно продвигают свои модные бренды как на российском, так и на зарубежном уровне. Я помогаю «становиться на рельсы» людям, пока в них творчество «плещет через край». В этот момент они очень многого достигают.

Может ли женщина выглядеть безупречно без помощи стилистов и визажистов?

Все мы когда-то не знали иностранного языка. Но мы постепенно учимся. И каждый делает это по-разному. То же самое со стилем. Девочки традиционно учатся этому у мам, бабушек, старших сестер, тетушек. Иногда бывает так, что семья не может этому научить, поэтому некоторые приобретают эти навыки в школах, университетах – в обществе. В России считается, что успех женщины определяется удачным замужеством и качествами ее мужа. Часто в семье стараются сделать девочек скромными серыми мышками, чтобы на них до некоторых пор мужчины не обращали внимания. Это неправильно, женственность необходимо тренировать и развивать. И если мама или бабушка не помогают в этом, то потом женщины попадают, рано или поздно, в сложную жизненную ситуацию и, в итоге, не получают даже того, что им приписывает наша патриархальная российская действительность – то есть счастливой семейной жизни за хорошим мужем.

Я считаю, что жена и мать – это прекрасное предназначение женщины. Более того, женщина, которая имеет возможность в наше время посвятить себя только воспитанию детей – это женщина, живущая роскошной жизнью. Жалобы от матери семейства, как она устает воспитывать детей, сидя дома… такая глупость! При этом она жалуется на то, что совсем нет времени. Как нет?! Ребенок с самого начала – существо самостоятельное! По старой русской традиции, если ребенок чем-то занимается – разглядывает камешки на земле, рвет цветочки, пристает со знакомством и разговорами к людям в кафе, – русская мать вскакивает, начинает нервничать и кричать, ругать бедного ребенка, забирать камешки и цветочки, протирать ему ручки антибактериальными салфетками. Европейская мать не делает ничего. Все равны, и нет ничего плохого в том, что ребенок коммуницирует. Шуму от русской мамы в кафе всегда больше, чем от ребенка. Русский родитель пытается сунуться во все дела своего малыша. А у детей должно быть свое личное пространство. Если освободить это пространство, появятся свободное время у мамы и возможность стать самостоятельным человеком у малыша.

Надеюсь, что скоро ситуация изменится к лучшему.

Не знаю. У нас ведь либо все, либо ничего. Глядя на одноклассников своего сына, я отмечаю, что некоторые родители спокойно относятся к лишнему весу, проблемам с кожей, к тому, что дети употребляют джанк фуд, много сладкого. Такие вещи меня изумляют. Ну как это можно пускать на самотек?

Или, например, когда мы с сыном были на ММКФ, мой мальчик встретил в толпе гостей своих друзей, и они были… в шортах и майках! Было лето, жарко. Но у моего сына не возникло вопроса, почему маму надо сопровождать в смокинге. Он понимает, что то, как выглядит он – это норма, а как выглядят его друзья, пришедшие на торжественное мероприятие в пляжной одежде, – нет. Он, конечно, извиняет им это, потому что они его друзья, но понимает, что это ненормально. И более того, они сами это понимают! У меня вопрос: дети не сами достают себе билеты на ММКФ, тем более, на церемонию открытия и закрытия, – так почему же их родители не сказали им, как нужно правильно выглядеть, чтобы не скомпрометировать себя, выдав им эти билеты? Да, быть может, детям не нравится носить пиджак и галстук, так надо либо объяснить им, что это необходимость, либо оставить их дома! Может, сейчас они и расстроятся, но потом будут благодарны родителям, потому что не теперь – так позже жизнь непременно поставит их в определенные рамки дресс-кода! Мне могут возразить, мол одежда – это сущая ерунда, надо готовить своих детей к решению иных, более важных проблем. Но позвольте, если вы не можете разобраться с «сущей ерундой», разве вы сможете принять верное решение в более сложных вопросах?!

katyadunaeva

Самая горячая новость fashion-biz: Эвелина Хромченко уступила кресло главного редактора журнала L’Officiel жене своего издателя, недавно завершившей карьеру модели. Мирослава Дума получает информацию из официальных источников - в эксклюзивном интервью ОК!

Фотография: Дмитрий Абаза

Не скрою, что для всех нас и, кажется, даже для редакторов конкурирующих журналов новость о том, что вы теперь не являетесь главным редактором журнала L’Officiel, стала чем-то возмущающим и даже пугающим. Наверное, каждый про себя подумал: а стоит ли дальше работать в этой индустрии, тратить на нее столько времени и сил, если после 12 лет ударной работы все может вот так закончиться и перейти в руки жены или любовницы руководства издательского дома или человека, не обладающего достаточным опытом? Расскажите про ваш путь, как и с чего начиналась ваша профессиональная деятельность? Что привело вас в моду?

В детстве, как многие дети журналистов, я играла с диктофонами. С 16 лет бегала с микрофоном уже вполне осознанно - готовилась к поступлению на журфак, собирала публикации для творческого конкурса. Тогда, вначале, я напряженно думала: что же станет моей темой? Наставники говорили мне: просто делай то, что тебе интересно, и твоя специализация родится сама собой. Что может привлекать девочку, вчерашнего подростка? Какие темы? Ну конечно, мода, красота и любовь. Я делала радиопередачи для своих ровесниц, и нам было очень интересно вместе - моим слушателям и мне. Рейтинги всегда были очень высокими. Из-за этого меня и пригласили создавать журнал для девочек-подростков. Сделав продукт - от названия и концепции до дизайн-макета и контента, - я впервые столкнулась с жизненной несправедливостью. Издатель, который требовал, чтобы я перенесла свою трудовую книжку с радио в журнал, в итоге не положил эту книжку к себе - из-за того, что в тот момент, когда я решилась, уволилась с радио и принесла ему эту самую трудовую книжку, я была беременна, о чем честно и предупредила издателя. Он испугался, что я могу на три года сесть в декрет. Мне же, активной девушке, это и в голову не приходило. Прелестный журнал для девочек-подростков, тираж которого за первые полгода существования сделал 300%-ный скачок, попал в руки любовницы помощника издателя. Чтобы вскорости тихонько исчезнуть с лотков. А я поплакала, поправила макияж и побежала дальше. На восьмом месяце беременности я стояла на сцене и вела пресс-конференцию по запуску на русском рынке журнала Harper’s Bazaar. Гостья мероприятия Шэрон Стоун уделила мне повышенное внимание - в то время она только мечтала о ребенке...
На шестой день после родов я уже стояла возле микрофона на радио «Европа Плюс». Стояла, потому что сидеть после операции было нельзя. Мой сын появился на свет в конце мая, а в июне я возглавила работу с прессой на самом громком модельном конкурсе в мире - Elite Model Look.
Поверьте, ничто так не способствует похуданию, как ответственность за крупный международный проект. Одновременно с работой пресс-атташе я была действующим журналистом и неутомимо писала во все средства массовой информации, которые нуждались в статьях про моду. Очень гордилась своей авторской рубрикой в Cosmopolitan и статьями в Elle, стала одним из самых молодых авторов за всю историю «Известий». В общем, у меня был достаточно богатый медийный опыт к тому моменту, когда в моей жизни появился L’Officiel.

Это именно то, что мы хотели услышать про ваш опыт до того, как вы встали у руля целого журнала. Когда вы почувствовали, что ваша популярность благодаря телепрограмме на центральном российском канале растет, что вы становитесь не просто главным редактором, а социально значимым человеком? Вы понимали, что такая популярность будет еще больше раздражать некоторых людей? Были ли вы к этому морально готовы?
Слава Зайцев всегда говорит о том, что если про тебя сплетничают - значит, ты жив и кому-то мешаешь. Если ты хочешь сделать в жизни что-то серьезное, важное и заметное, нужно понимать, что у твоего дела непременно найдутся как сторонники, так и противники. Я постоянно получала всякие телевизионные предложения и неизменно отказывалась от них, хотя мое руководство в издательстве мечтало о телепроекте. Но когда мне предложили участие в передаче «Модный приговор», я не раздумывала, несмотря на то, что это первый в моей жизни проект, который разработала не я сама. Я считала и продолжаю считать, что Первый канал запустил абсолютно гениальный формат, очень нужный в наше время и в нашей стране. И очень серьезно отношусь к своей задаче в этой передаче. Поскольку мне безоговорочно доверяет зрительская аудитория, я считаю, что должна в отведенное мне передачей время дать максимально полезные для них сведения - без унизительных обсуждений физических достоинств человека или особенностей его личного вкуса. Меня воспринимают очень доброжелательно.

Eсли бы в свое время вас кто-то протолкнул, купил бы вам хорошее место, как это часто бывает, вам было бы легче в карьере, жизни? Или вы не жалеете о трудностях, через которые вам пришлось пройти?
Это не трудности, это необходимые условия роста. Все должно быть вовремя: как подготовлена почва, так и будет прорастать семя. Шанс, этот сияющий шарик, который Бог кидает тебе, ты можешь увидеть, только если ты готов его поймать. Даже те люди, которые получают власть и деньги по наследству, с детства готовятся к своей миссии. Обратите внимание на то, как раньше воспитывали будущих государей. Если почитать воспоминания о воспитании детей в семье последнего русского царя, то можно увидеть массу того, что не вписывается в стереотипные представления о царской жизни. Скажем, у самой знаменитой из дочерей Николая, Анастасии, даже собственной спальни не было - она делила комнату со старшей сестрой. Анастасия спала на жесткой солдатской кровати. Для того чтобы принять ванну, девочки носили воду сами, не прибегая к помощи слуг. Утренняя ванна была холодной, вечерняя - чуть теплой. Дозволенная роскошь - капля духов на вечернюю ванну. Как-то не очень сопоставимо со сказками о принцессах, правда? Или задумайтесь, почему русские аристократки, бежавшие из России в Париж, открывали именно дома моды и мастерские, специализировавшиеся на роскошной вышивке и белошвейном деле? Потому что были великолепно обучены этим ремеслам - это входило в программу обучения девушек из хороших семейств в России. И все они могли искусно рукодельничать. А какие сложные задачи стояли перед мальчиками! Но ведь когда детям, у которых было все и даже больше, предписывались спартанские условия, физическая работа, ежедневное кропотливое обучение массе предметов, никто и предположить не мог, что случится революция. Их с младых ногтей готовили к тому, чтобы руководить государством, и они с честью выносили все сложности подготовки к своей будущей роли. Мне повезло очень рано это понять, и я всегда с благодарностью принимала любую необходимость преодоления. Меня всегда удивляет, например, как это студент может позволить себе не работать. В дополнение к своему красному диплому на факультете журналистики МГУ я получила в течение пяти университетских лет серьезный производственный опыт в газетах, на радио, на телевидении, в пиаре. В день я обегала пять адресов. Я всегда совмещала несколько проектов и только радовалась тому, что есть что совмещать. Казалось, нельзя работать больше. Когда я пришла в журнал, выяснилось, что можно. Помню, кстати, тогда мой издатель очень ревниво относился к моей программе на радио, и мне пришлось расстаться с микрофоном, который я просто обожала. Но я очень благодарна своему бывшему издателю за неоценимый опыт. Он всегда ставил меня в максимально сложные условия и давал минимальные бюджеты. И я всегда принимала этот вызов, поскольку было интересно - за большие деньги сделать хороший продукт для профессионала не так уж и трудно, а вот ты попробуй за маленькие сделать нечто конкурентоспособное. Многие считают, что мне это неплохо удавалось. Я и сегодня воспринимаю происходящее именно так - с благодарностью. Все, что нас не убивает, делает нас сильнее.

Многие работающие женщины с головой уходят в любимое дело и, как это часто случается, в ущерб личной жизни, иногда и здоровью. Как найти правильный баланс?
Cамая большая ошибка, которую совершают все женщины, с увлечением отдающие себя любимому делу, - это отдача без остатка. Кажется, что тратить время на себя - преступление. Это, кстати, и мужчин тоже касается. Чем раньше человек осознает подвох в этой истории, тем лучше для него. Сейчас в Америке полюбили так называемых «тренеров жизни»: эти люди получают деньги, убедительно рассказывая то, что в свое время было принято бесплатно слушать от старших родственников в семье. Но преимущество «тренеров жизни» заключается в том, что они находятся вне твоей ситуации, могут в отличие от твоей любящей бабушки видеть тебя со стороны. И еще ты прислушиваешься к их советам, потому что ты им немало платишь. Поэтому простейшие истины, которые они проповедуют, и вправду становятся эффективным орудием в борьбе за счастливую и успешную жизнь. Главная и, я считаю, очень правильная база их программ заключается в том, что они предлагают принять как данность следующий факт. Ваша жизнь состоит из четырех равных, я подчеркиваю, равных частей: карьера, семья, вы сами - ваше моральное и физическое здоровье, внешняя и внутренняя красота - и наконец ваша социальная сеть - друзья, увлечения. Ваш успех и ваше счастливое самоощущение достигаются только за счет серьезной работы над решением задачи каждой из этих частей. А также за счет поддержания баланса равноправия всех этих частей в вашей жизни. Понимаете, как просто: не будешь делать маникюр, хорошо выглядеть, излучать душевное спокойствие, пострадают семья, карьера, социальная сеть... И так далее по кругу. Любая женщина, мечтающая добиться карьерных высот, должна в ежедневник как важнейшие дела вписывать соревнования по карате у ребенка, поход с мужем на рынок за свежими овощами или светский выход в компании лучшей подруги. Я обязательно буду практиковать эту доктрину в своей новой жизни.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА ОК!