Где носится. На какой руке носят обручальное кольцо в России — традиции и современная мода

Где носится. На какой руке носят обручальное кольцо в России — традиции и современная мода
Где носится. На какой руке носят обручальное кольцо в России — традиции и современная мода

Кольцо, как украшение, получило известность в древности. Богатые дамы увешивали себя украшениями с ног до головы. Не отставали от них и мужчины. Сначала украшения, особенно с камнями, использовались как обереги в виде амулетов. Позже с веяниями моды, драгоценные камни стали внедрять в многочисленные ювелирные украшения.

Шли годы и от мужских украшений остался только перстень, так называемая печатка. Появился даже особый этикет по ношению колец. После революции в Советском Союзе, ношение украшений лицами сильного пола, было под неофициальным запретом. И вот теперь постепенно становится модным носить печатку.

Что такое печатка и как принято её носить

По своей сути, это тот же перстень, с вырезанными инициалами или гербом. Носили такое кольцо на мизинце и использовали для запечатывания писем. На письмо капали воск или сургуч и сверху прижимали кольцом. Таким образом адресат узнавал, от кого пришедшее письмо.

Верхняя часть перстня с гравировкой изготавливалась зеркально, так чтобы оттиск имел правильное изображение. Рисунок мог быть вырезан как на самом кольце, так и на камне, вставленном в оправу кольца.

Основоположниками ношения перстня-печатки, как и положено, стали французы. Они и ввели правила ношения перстня с гравировкой:

До сих пор во Франции люди носят перстень-печатку и стараются придерживаться правил. Со временем многое поменялось, но там мужчина старается носить кольцо гравированной частью наружу . Если кто-то носит гравировкой внутрь ладони, то это означает, что он помолвлен.

Ни в коем случае не стоит думать, что печатки носят только дворяне. Раньше может быть так оно и было, так как это был привилегированный класс. Теперь нужно просто соблюдать предписанные правила.

История ношения перстня-печатки

Издавна печатка являлась в меньшей степени украшением, а в большей степени символом принадлежности к власти. Короли, высшее духовенство, известные полководцы - вот кто мог в давние времена носить на своём пальце символ власти. Перстнем запечатывались письма . Даже документ мог быть признан юридически правомочным, если на нём стоит личная печать владельца.

Когда не было фотографий и телевидения, только печатка могла сказать собеседнику, с кем он имеет дело.

  1. Герб на перстне говорил о принадлежности к роду, а палец, на который он надет, кто его хозяин (глава рода или простой представитель). Иногда по гравировке можно было узнать ранг владельца. Такое встречалось среди верховных чинов церкви или старшин цехов. Передача родового кольца по наследству могла означать назначение нового главы рода или же главы церкви (цеха).
  2. Некоторым печаткам приписывают магические свойства. К таким относятся массонские кольца, по которым члены лож распознавали друг друга.
  3. В фашистской Германии перстни с гравировкой вручали в знак отличия. В конце войны все изготовленные кольца были уничтожены. Руководство третьего рейха верило в их магическую силу.
  4. Каждому новому Папе вручается печатка с изображением Святого Петра и именем Папы. После смерти Папы перстень уничтожается, так как передать его кому-то считается богохульством.

Современные мужчины не утруждают себя вопросом: на каком пальце носят печатку? Сегодня это просто красивое, стильное украшение . Носят такие кольца и мужчины, и женщины. Больше, конечно, этот вид кольца полюбился мужской половине человечества. Большинство, не задумываясь о традициях, носит те кольца, которые есть в ювелирных магазинах. Очень редко на руке можно увидеть кольцо с гравировкой - это значит, что оно сделано на заказ.

Сегодня нет никаких ограничений по ношению. Поэтому и носят перстень на любой руке. Сам мужчина выбирает как ему носить печатку.

На каком пальце носят печатку в наше время

Психологи составляют свои правила ношения перстней. Этим они пытаются определить темперамент мужчины . И по их мнению получается следующее:

  • на мизинце носят творческие личности;
  • на безымянном пальце - влюблённые;
  • на среднем - люди, считающие себя неотразимыми;
  • большой палец говорит о повышенной сексуальности.

Конечно, всё это, мягко скажем, предрассудки. Но в обществе установилось стойкое мнение, что перстень на руке определяет статус и положение его владельца.

Подключившиеся к решению этого вопроса астрологи также утверждают, что не печатка определяет судьбу личности , а палец, на который она надета. Так как знаки Зодиака поделены по принадлежности к стихиям, так решили поделить и пальцы рук:

  • мизинец "отдали воде";
  • безымянный воздуху;
  • средний достался земле;
  • указательный огню;
  • а большой причислили царству эфира.

В реальной жизни всё выглядит немного иначе. Сопоставив все астрологические, психологические и исторические изыскания, получим следующую картину пальцев руки:

  1. Мизинец . Считается, что на нём печатку могут иметь люди творческих профессий. Говорят также о склонности человека с кольцом на мизинце к азартным играм и флирту.
  2. Безымянный . История ношения кольца на этом пальце идёт с древних времён и означает статус женатого мужчины. Носить на нём перстень стали большие любители красивых и дорогих вещей. Так и остался безымянный приверженцем красоты, выставленной на показ.
  3. Средний , если на нём носить кольцо, поможет преодолеть трудности, и повысит рассудительность хозяина. На нём принято носить фамильные драгоценности.
  4. Указательный всегда считался символом власти. Если печатку надеть на левый палец, то это ведёт к мании величия, на правом же - к рассудительности. Но и в том и другом случае человек стремится к лидерству.
  5. Большой в древности считался символом сексуальной силы. Носить на нём кольцо неудобно, но зато это привлекает внимание окружающих. Носящий кольцо на большом пальце стремится к самоутверждению любой ценой.

Комментарии

  • Расскажите пожалуйста носят ли шубы в США, Канаде, в Скандинавии и в других странах с холодным климатом, кроме России, Китая и постсоветского пространства?

    Берут все! Но в основном Россияне которые живут в США, КАНАДЕ, ГЕРМАНИИ, Европе.
    Как то на Крите к нам в бутик заходили Француженки и с завестью смотрели на Россиянок которые покупали меха.
    Они признались что завидуют Россиянкам, что они могут надеть шубку, и спокойно проитись по городу! В Франции такое не возможно сказали они.
    + Болгары, Поляки, Румыны, Чехи берут.
  • Ну и пусть завидуют! Русские свободны, русским можно носить, что они хотят, а европейцам нельзя! Зато у них демократия!

    За рубежом несколько иная философия. Это нашим важно, пусть дешевая, но ШУБА. Поэтому пышным цветом цветёт китайский ширпотреб. В Европе и Америке шуба считается предметом роскоши и требует определенного образа жизни. Практической необходимости в ней нет, если считать более соответствующую потребностям одежду из синтетических материалов

    Меховое пальто, если по-правильному, это- предмет роскоши, а уже потом одежда для зимы. Поэтому меха носят там, где есть культура и возможность потребления товаров роскоши. В массовом порядке, это должно еще иметь смысл, климат должен быть резкоконтинентальным, где есть холодная зима. Таких обитаемых мест на планете не так много. В Канаде основные жилые зоны расположены по широте Крыма, еще и прижаты к океанам, где зимы мягче. Скандинавия - это не на тему роскоши вообще. По массовому потреблению мехов с Россией может сравнится только северный Китай, где есть восточная тяга к роскоши, быстрые деньги и холодная зима.
    В частном, меха потребляет в качестве чисто товара роскоши тот класс богатых людей, который вообще потребляет товары роскоши. Обычно, это крупные города с развитой культурой дорогой одежды. Но это уже редко бывают полноценные изделия. Скорее аксессуары, отделки и т.п.

    В этом году перезимовала в Европе. Была в Дрездене, Зальцбурге, Братиславе, Праге. Зима была очень морозной, даже слишком, для европейцев (я то как рыба в воде-мне норм)- говорили, что за 30 лет впервые такие морозы. Очень удивилась- на каждой 3-й женщине была натуральная шуба, но очень очень старых фасонов (70-80 годы) , а у одной, довольно таки состоятельной женщины, была песцовая, вся пожелтевшая, страшная (только если на стельки или коврик для собаки), но она с такой горделивой осанкой шла. Видимо, все вытащили свои старые шубы- как только моль не съела за это время. Приличные шубы были у итальянок и русских. Молодёжь носила искусственные шубы. Очень много меха носили в виде накидок-кейпов поверх пальто или пуховиков, шапки ушанки меховые, меховые снуды. Во многих бутиках тоже появились шубы натуральные, в основном кролик и белка за очень большие деньги (1-2 тыс евро). Норковые ещё дороже.

  • все верно. Если бы у них всегда были бы холодные зимы, они бы поменьше говорили о гуманнном отношении к животным, а принялись бы искать в магазинах шубы потеплее.
    У нас во время перестройки, тоже помню, гринписовцы пытались наших на истинный путь наставить. Не прокатило. Сейчас и вовсе молчат.

    Здесь проблема гораздо шире, глубже и сложнее, чем только гуманное отношение к животным или холодная зима. Хотя холодная зима - это очень важный фактор. В Милане демонстрации против мехов в период весенней выставки гораздо многочисленнее, чем перед декабрьским аукционом в Хельсинки.
    Сегодня разведение норки и лисицы мало чем по принципу отличается от разведения курятины или свинины. С гуманизмом там все очень подобно. В цивилизованных странах соблюдаются высокие стандарты, по этому поводу для меха был внедрен знак Original assured на ярлыках аукционах, это именно на тему гуманизма содержания и забоя.
    Для пушного звероводства кормовая база является остатки производства курятины и мяса, не годящиеся в пищу людям. Поэтому с точки зрения этического отношения к животным, нужно отказываться от всего вместе, а потребителей курятины и мяса на порядки больше, чем потребителей мехов. Естественно, что принципиальность людей, целиком отказавшихся от эксплуатации животных, мяса, молока и яиц для еды, кожи для обуви и аксессуаров,шерсти и меха для одежды вызывают только уважение, но таких не так много.
    С промысловым звероводством все тоже непросто. в России - это занятость населения в глухих районах, где другой работы просто нет и не предвидится, в Канаде, кроме занятости, это довольно большая природоохранная программа по сохранению разнообразия животного мира, поэтому охота там - способ поддержания стабильности популяции, научные институты проводят непрерывный мониторинг и определяют оптимальное количество зверей на данной территории, из этого определяется количество лицензий на добычу, которые егерь не может, а обязан закрыть. Часть мехов вообще являются историческим промыслом малых народов Севера.
    В России нет исторического антагонизма к меху, как к классовому атрибуту. В Европе сотни лет меха были прерогативой аристократии, потом плавно она перешла к очень богатым людям. Меха там стойко ассоциируются с роскошью, поэтому борьба против ношения меха на Западе носит явный классовый характер, против атрибутов богатства, за демократию и равенство. В России мех - это историческая необходимость, результат охоты (с которой было не в пример проще, чем в населенной Европе), в мехах ходили все классы, особенно, когда мех был сопутствующим призом к мясу. Собственно овчинные тулупы или меховые полости на зиму у ямщиков сложно отнести к товарам роскоши.
    Далее, сегодня производство одежды переходит к огромным международным корпорациям. Идет разработка новых материалов, их удешевление, упрощение массового производства, его автоматизация, снижение сроков носки, увеличение рентабельности и и оборачиваемости. Вещи становятся по сути одноразовыми. Все натуральные материалы очень дороги и сложны в производстве. Мех - это дорогое сырье, которое невозможно унифицировать, дорогое ручное производство, при конвейере и оптимизации технологии качество снижается. Вещь получается дорогой по себестоимости, наценка на нее не может быть большой, носится она долго, оборачиваемость такого товара гораздо ниже. Для современной экономики это все - совершенно нежелательные характеристики. Поэтому не только меха, а и другие натуральные материалы крупные корпорации одежды стараются выпихнуть в категорию непрактичных, старомодных, несовременных. В этом плане с борцами за права животных у них есть общие интересы, поэтому такие организации и настроения спонсируются.
    С точки зрения экологии, мех - возобновляемый ресурс, синтетика - это нефтехимия. С загрязнением - что выделки, что химкомбинаты, одни других стоят, последние только в десятки раз больше. Натуральная шуба ремонтабельна, способна перенести рестайлинг, принципиальную переделку (вплоть до ковриков на сидение машины), попадает на помойку лет через 20, а то и позже, и разлагается целиком, срок жизни синтетической - один-два сезона, после чего она теряет вид и актуальность, а на помойке не гниет, а требует более серьезной утилизации.
  • С точки зрения экологии, мех - возобновляемый ресурс, синтетика - это нефтехимия. С загрязнением - что выделки, что химкомбинаты, одни других стоят, последние только в десятки раз больше. Натуральная шуба попадает на помойку лет через 20, а то и более, и разлагается целиком, срок жизни синтетической - один-два сезона, после чего она теряет вид и актуальность, а на помойке не гниет, а требует более серьезной утилизации.

    Большинство противников натурального меха этого не понимают, но они покупая одежду из синтетических материалов вредят природе намного больше чем те, кто носит одежду из кожи или меха. Но, конечно, нужно развивать цивилизованное звероводство. И постепенно отказываться от дикой пушнины.
  • И постепенно отказываться от дикой пушнины.

    Лицензионная регулируемая охота не только не наносит ущерба природе, но способна сохранить баланс и здоровье популяции. Как пример, бобры, чей мех относительно дешевый и очень плохо окупает затраты по его добыче при хозрасчете. В России бобры сильно расплодились, поскольку естественных врагов у него нет. Поэтому они массово уничтожают леса и превращают их в болотистую местность. В Канаде есть гос.программа по регулированию популяции бобров, там охотникам обязуют добыть определенное количество и доплачивают за каждую шкурку.
    Кстати, даже в России сейчас проблема браконьерства в сфере промысловых пушных зверей остро не стоит. Слишком мало этим занимается народу. Проблемы есть в охоте на крупных редких зверей, вроде тигра, который с меховой точки зрения совершенно бесполезен, это совершенно другая история. Сейчас больше урон пушным диким зверям наносит, скорее, бесконтрольная вырубка леса, чем непосредственно охота.
  • Не думаю что соболь, куница, рысь настолько вредят природе, что их количество нужно "регулировать" в таких масштабах, как сейчас это делается. А бобры да, очень сильно вредят лесу, и, насколько мне известно, в России завезенный из северной Америки более крупный бобер полностью вытеснил местную популяцию.

    Регулируемая охота стабилизирует состояние популяции, давая внешний негативный фактор, который заставляет создавать излишки. Если кормовая база уменьшается или погодные условия неблагоприятны, охоту запрещают и эти привычные излишки идут на компенсацию. Это, если по-правильному.

    Еще интересно как сейчас обстоят дела с клеточным разведением соболя и куницы, какие отличия меха дикого соболя от клеточного. Куница по-моему только дикая? И еще есть какой-то "боб мартин", это куница или соболь?

    Куницу не разводят, это чисто промысловый мех.
    В России осталось несколько хозяйств, которые занимаются клеточным темным соболем, положение их - не айс, поскольку он ценится ниже дикого, себестоимость его разведения очень высока, а небольшое количество не позволяет провести маркетинговую программу по его популяризации. В прошлом году Салтыковское хозяйство, принадлежащее Михаилу Гуцириеву, сделало попытку по организации фирмы по пошиву соболиных шуб, чтобы получить дополнительную прибыль с каждой шкурки, но ничего толкового с точки зрения реализации соболя там не получилось. Если интересно, можете погуглить, марка Gutseriev & Maximova.
    Боб Мартин - это певец.
    Martes - это зоологическое название вида. Martes martes - куница лесная, Martes foina - каменная куница, Martes zibellina - соболь, Martes pennanti - фишер и т.д. От латинского произошло английское слово - martеn (куница). В Канаде живет Martes americana, по английски - American(canadian) marten. Раньше при переводах использовали название американский(канадский) соболь, после скандала с Союзпушниной, что соболем может называться только российский Martes zibellina, стали использовать перевод американская(канадская) куница. По фактуре меха зверек гораздо ближе к соболю, чем к кунице лесной. Его волос ниже, чем у того же баргузина, но он нежный, в отличии от лесной куницы. Канадская куница больше похожа на соболя восточных кряжей, вроде енисейского или тобольского. Шкура разводного соболя тяжелее из-за более толстых волос и мездры.
    Вот фермерский соболь

    А вот темные тона баргузина

    Подпушь баргузина серо-голубая, что дает глубину цвета даже в тонировке в темных тонах. Цвет фермерского более "плоский" ×

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ох уж эти традиции - о них редко задумываешься в повседневной жизни, но они зачастую имеют огромное культурное и историческое значение.

Сегодня сайт решил узнать, почему женатые парочки в одних странах носят обручальные кольца на левой руке, а в других - на правой. Всегда чертовски интересно узнавать про такие маленькие, но важные различия.

У древних римлян и египтян существовало поверье, согласно которому в безымянном пальце есть некий нерв или вена, напрямую соединяющая его с сердцем. У римлян даже было для нее специальное название - «вена любви» (лат. vena amoris). Если человек надевал кольцо на безымянный палец, это означало, что его сердце уже занято.

Носить обручальное кольцо на левой руке - относительно недавняя традиция, зародившаяся лишь в начале XVIII века (до этого даже в англоязычных странах кольца надевались на правую руку).

В Шри-Ланке жених носит обручальное кольцо на правой руке, а невеста - на левой.

Обручальные кольца не принято носить в большинстве мусульманских стран (традиция обмена кольцами также отсутствует в религиозной церемонии бракосочетания), однако если его все-таки надевают, то это может быть как безымянный палец левой (Иран ), так и правой руки (Иордания ).

Обручальное кольцо – символ верности, атрибут любви и преданности. Оно символизирует соединение двух душ в одно единое. Свадебные колечки объединяют молодых, являются символом их брака. Но не многие люди знают, что в зависимости от религии и народа, обручальные изделия одевают на разные руки.

Помолвка

Помолвка – одна из самых удивительных традиций, пришедших в Россию с Европы. Помолвка означает соединение влюблённых, их скорое бракосочетание. Но в России не многие знают, на какую руку нужно надевать подаренное кольцо, символизирующее предложение руки и сердца.

Помолвочное колечко носится на любой руке. Существует две версии ношения этого символа:

  1. Нужно носить на правой руке. Оно временно заменяет брачное, то есть обручальное. Согласно традициям, так не разрушается духовная связь молодых, их чувства не остывают и свадьба совершится.
  2. Нужно одевать на левую руку. Так делают женщины, живущие на Западе. Они надевают его на безымянный палец. В день бракосочетания оно снимается и никогда не одевается. Данный оберег становится семейной реликвией, передающейся по женской линии от матери к дочери на свадьбу.

В России и на Украине принято надевать помолвочные кольца на правую руку на безымянный пальчик. После церемонии бракосочетания, колечко одевается под обручальное. Это символизирует занятость невесты и её уверенность относительно заключения брака.
В России принято, чтобы жених просил руку невесты у её родителей. В знак серьёзных намерений и предложения выйти замуж, мужчины преподносят помолвочное колечко своей избраннице. В Европе помолвка происходит по – другому.

Родители жениха и невесты дают благословение на предстоящую свадьбу. В знак этого будущие молодожёны обмениваются символами верности, которые носятся на пальцах правой или левой руки в зависимости от вероисповедания.

Приметы о помолвочном изделии:

  1. Оно носится до самого бракосочетания. Потеря его знаменует расторжение брака в будущем или несовершение свадьбы. Если же с кольцом все в порядке, то это знак счастливой, долгой совместной жизни.
  2. Его нельзя показывать посторонним людям во избежание сглаза или наведение порчи.
  3. Его нельзя мочить в воде. Примета гласит, что семейная жизнь будет наполнена слезами.

Где носят кольцо представители разных народов

Свадебное колечко носится на правой или на левой руке. На Украине, в Российской Федерации, Белорусской Республике свадебный символ надевается на безымянный палец правой руки.

Немцы после помолвки носят его на левой руке, а после бракосочетания надевают на правую. Польские граждане привыкли носить помолвочное и свадебное кольцо на правой руке.

Евреи носят свадебный символ на безымянном пальце. Из-за этого этот палец в народе называют «кольцевым», «перстневым». На него же одевают изделие и православные христиане.

На правой руке носят свадебные кольца такие нации:

  • Грузины.
  • Украинцы.
  • Русские.
  • Казахи.
  • Молдаване.
  • Сербы.
  • Чилийцы.
  • Австрийцы.
  • Греки.
  • Норвежцы.
  • Испанцы.

На левой руке предпочитают носить обручальные изделия такие народы:

  • Австралийцы.
  • Турки.
  • Азербайджанцы.
  • Армяне.
  • Кубинцы.
  • Граждане Бразилии.
  • Французы.
  • Ирландцы.
  • Канадцы.
  • Мексиканцы.
  • Словенцы.
  • Хорваты.
  • Шведы.
  • Американцы.
  • Великобританцы.
  • Итальянцы.
  • Японцы.
  • Китайцы.
  • Корейцы.
  • Сирийцы.

Большинство граждан этих стран – католики. В католическом мире принято перед свадьбой совершать обряд помолвки. Помолвочное изделие надевается на левую руку.
Мусульмане предпочитают не носить золотые обручальные кольца. Это касается мужчин. Ведь в этой вере ношение золотых украшений сравнивает мужчину с женщиной. Мусульмане для изготовления свадебных атрибутов часто используют другие металлы.

Мужчины – мусульмане реже носят свадебный атрибут, нежели женщины. Надевают замужние женщины мусульманской веры кольца на левую руку.
Ромалы (цыгане) предпочитают носить свадебный атрибут на цепочке на шее. Это символизирует открытую душу человека, его способность понять, верить, любить свою вторую половинку.

Где носить после развода

Часто после развода украшение одевается на левую руку в странах СНГ. Разведённые особы надевают символ бракосочетания на безымянный палец.
Также поступают вдовы и вдовцы.

После смерти супруги или супруга, человек одевает украшение умершего и своё на левую руку. Данная традиция символизирует о преданности, верности после смерти.

История

Впервые об обручальных украшениях узнали из Египта. Ранее в этом государстве, египтяне поклонялись Луне и Солнцу, имеющим круглую форму. Отверстие в изделии означает путь к неизведанной, счастливой семейной жизни. Впервые круглыми украшениями молодожёны обменялись на просторах Египта.

Изделия символизировали неразрывную связь между влюблёнными. Изначально материалом для изготовления колечек служили растения, кости, кора и др. Но потом изделия изготавливались из металла. Узнав о существовании золота, египтяне придумали сделать золотое кольцо из-за схожести цвета с Солнцем.

Египтяне предпочитали носить золотые изделия на безымянном пальце из-за того, что от этого пальца отходит нерв непосредственно к сердцу. Они считали, что этот палец непрерывно связан с сердцем, поэтому в знак долгой и преданной любви окольцовывали именно это место.

Ранее евреи надевали брачное колечко женщине на указательный палец. Но эта традиция потеряла актуальность из-за неудобства ношения кольца на указательном пальце.

Необходимость надевания на указательный палец обуславливалась потребностью показать, что женщина занята. А указательный палец – видное место женщины. Так ранее считали последователи Каббалы.

На Руси украшение одевали на безымянный пальчик правой руки. Данный обряд берёт начало со времён существования Йосифа и Марии.

Приметы

Про обручальные украшения существует множество примет:

  1. Запрещается одевать свадебные изделия родителей. Также нельзя из этих изделий путём переплавки делать собственные обручальные украшения. Примета гласит, что использовав родительские колечки, молодожёны повторят судьбу родителей.
  2. Не желательно носить изделия после развода. Особенно это касается золотых изделий, так как золото вбирает в себя всю негативную энергетику.
  3. Если вдовец, вдова вновь сковывают себя узами брака, то старое изделие снимается и сохраняется дома, но не носится.
  4. Потеря изделия предвещает смерть супруга, супруги или расторжение брака.
  5. Запрещается давать примерять колечко посторонним людям. Это сулит раздор в семье.
  6. Свадебное изделие делается гладким без гравировок и рисунков.
  7. Нельзя надевать кольцо на перчатки.
  8. Падение изделий при заключении брака – это знак к скорому разводу.
  9. Жених обязан покупать обручальные кольца и себе и невесте.
  10. Ранее перед заключением брака, кольца замораживали, чтобы будущие муж и жена были также сильно скреплены семейными узами.

В заключение можно выделить, что женатые, замужние православные предпочитают носить свадебный атрибут на правой руке, а католики на левой руке. Однозначного ответа не существует как правильно. Каждая религия и вероисповедание диктует свои традиции, приметы и обычаи.

Присутствуя на различных парадах и празднованиях того или иного события, очень часто можно встретить людей с наградами на груди. А многие ли знают, на какой стороне носят ордена и медали? Как правильно нужно располагать знаки отличия и чем необходимо при этом руководствоваться? Именно это и стало темой сегодняшней статьи.

Давайте попробуем разобраться, на какой стороне груди носят медали, ордена, разнообразные значки и орденские планки? Есть ли в этом какая-то закономерность или все зависит от желания награжденного?

Как правильно носить медали и ордена

Медаль — это знак проявления уважения и признания заслуг человека перед государством или людьми. Конечно же, награждение — это целое событие в жизни человека, но вот праздничная эйфория остается позади, и встает закономерный вопрос: «На какой стороне носят медали, можно ли надевать их ежедневно или следует делать это лишь в особых случаях?» Оказывается, существует целый свод правил, такой своеобразный «медальный» этикет.

Прежде всего, любые награды не нужно носить ежедневно — это неприлично. Надевать знаки отличия стоит лишь в особо торжественных случаях — на праздники, парады, торжественные мероприятия по случаю того или иного события.

А чтобы не ошибиться, на какой стороне пиджака носят медали, а где ордена, нужно придерживаться такого правила: слева вешают медали, а справа крепятся ордена. Однако это не всегда так. Для каждого конкретного ордена разрабатывается отдельный статут, а для почетного звания или медали — особое положение. В этих документах прописано само определение заслуг (за что дается награда), а также определяется порядок награждения, ношения и так далее. Существует масса нюансов ношения наград; одни крепят выше или ниже по отношению к остальным, другие располагаются правее или левее относительно своих «собратьев». Этот свод правил настолько велик, что перечислить все пункты в рамках одной статьи не представляется возможным.

Правила ношения

Еще в 1943 году Указом Президиума ВС СССР было обозначено, на какой стороне носят медали, ордена и другие знаки отличия.

Согласно этому документу, ордена, имеющие форму звезды, крепятся на специальных штифтах на правой стороне кителя или пиджака. Те, что имеют форму круга или овала, — слева на специальных пятиугольных колодках, которые обтянуты лентой соответствующего цвета. Причем каждому ордену или медали соответствует строго определенная ленточка, по цвету которой можно распознать, какая именно награда присвоена человеку, даже в том случае, когда последняя отсутствует.

и колодки

На груди у многих ветеранов можно увидеть целые «иконостасы» из таких ленточек — они называются орденскими планками. Как их правильно располагать? Руководствоваться нужно основным правилом: на какой стороне носят ордена и медали, там же крепятся и орденские планки с лентами соответствующего цвета.

Тем же Указом от 19.07.1943 установлены и правила ношения таких лент без самих медалей и орденов. Для этого применяются специальные выпуклые пластины, которые с обратной стороны имеют специальное приспособление, при помощи чего их можно прикрепить к одежде. Такие конструкции (без медалей) были специально разработаны для повседневного ношения. Как уже было сказано выше, на какой стороне носят медали, туда же крепится и планка (колодка). Однако и из этого правила есть свои исключения. Существуют такие медали и ордена, которые непозволительно носить отдельно от лент, поэтому и планки для них не предусмотрены.

Еще один нюанс. Для отдельного ношения ленточки к ордену «Победа» предлагается особая планка прямоугольной формы 46 х 8 мм. Остальные могут быть разного размера и совмещать в себе от 2 до 5 лент.

Юбилейные медали

Теперь давайте разберемся, на какой стороне носят Их, равно как и другие знаки отличия (не юбилейные), носят на левой половине кителя или пиджака. Каждая из них сопровождается отдельным положением, в котором указано, кто конкретно может быть награжден и как именно ее следует носить.

На самом деле юбилейных медалей очень много, вот лишь некоторые из них:

  • «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»;
  • «30 лет Советской Армии и Флоту»;
  • «40 лет Вооруженных сил СССР»;
  • «50 лет Вооруженных сил СССР»;
  • «60 лет Вооруженных сил СССР»;
  • «70 лет Вооруженных сил СССР».

Все эти медали носят на левой части груди и располагают одну за другой именно в том порядке, что указан выше.

После награды «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» также следует целая серия юбилейных медалей:

  • «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг»;
  • «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг»;
  • «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Еще одна очень почетная и значимая награда - «За доблестный труд (За воинскую доблесть)» - была учреждена в честь столетнего юбилея со дня рождения вождя пролетариата В. И. Ленина. Эта награда настолько весома, что при ношении ее с остальными орденами или медалями СССР она крепится выше и левее общей орденской планки. Выше ее располагается лишь «Золотая Звезда» или же «Серп и Молот», если таковые имеются.

Располагаются они также именно в таком порядке.

Негосударственные награды

У тех, кто внимательно читал информацию, изложенную выше, не должно возникать вопроса о том, на какой стороне носят негосударственные медали. Правильно. Точно так же, как и все остальные такого рода, их располагают слева. К таким наградам относят, например, юбилейные медали РФ. Дело в том, что Указом президента РФ от 07.09.2010 № 1099 такие знаки отличия более не являются государственными.

К негосударственным наградам можно отнести также учрежденную к столетию великого полководца. Интересно, что она существует в двух видах: номерная и безномерная, причем первая причислена к государственным наградам, а вторая — нет. Безномерной медалью награждались вольнонаемные и военнослужащие ВМФ, Красной Армии, войск НКВД, участники подполья и партизаны за личную храбрость, мужество и стойкость, выказанные в борьбе с фашистами и японскими милитаристами. Вместе с медалью всем награжденным вручалось и удостоверение к ней.

Ветеран труда

Если люди военные обычно знают, как и где правильно носить награды, то у гражданских лиц чаще всего с этим возникают сложности. Например, на какой стороне носят медаль «Ветеран труда», знает далеко не каждый награжденный ею. Внимательно прочитав нашу статью, на этот вопрос можно ответить без особого труда. Поскольку это медаль, то и носить ее нужно слева. Если у человека уже имеется награда «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.», тогда «Ветеран труда» располагается после нее. Ходатайствовать о присвоении этой награды могут партийные или на предприятиях, администрация учреждения, в котором работает человек.

Где медали носить нельзя

Итак, с вопросом о том, на какой стороне носят медали, разобрались. Но людям, их имеющим, просто необходимо еще знать, где знаки отличия носить не положено.

  1. Согласно Правилам ношения военных знаков отличия и орденских лент (Приказ МВС СССР №240 от 21.06.1943), если человек носит воинскую форму, на ней обязательно должны присутствовать имеющиеся знаки отличия.
  2. Все награды надеваются только на мундиры, гимнастерки или кители. На шинели награды крепят только на парадах, да и то в каждом отдельном случае для этого требуется приказ командования.
  3. Носить любые ордена, медали и воинские знаки отличия на верхней спецодежде, комбинезонах, пальто и различных телогрейках запрещено.
  4. Если человек награжден медалью «Золотая Звезда» и званием Герой Советского Союза или же медалью «Серп и Молот» и признан Героем Социалистического Труда, то носить эти знаки отличия он должен постоянно - как при парадной, так и при ежедневной или полевой форме одежды. Также обязательно ношение знаков числа ранений, отличников родов войск, знака «Гвардия» и других.

Как видите, тонкостей и нюансов в этом вопросе очень много, так что, прежде чем надеть ту или иную награду, стоит дополнительно поинтересоваться, как правильно ее носить.