«Воспитание из всех святых дел – самое святое. О Христианском воспитании детей (по творениям святителя Феофана Затворника) Феофан затворник о воспитании

«Воспитание из всех святых дел – самое святое. О Христианском воспитании детей (по творениям святителя Феофана Затворника) Феофан затворник о воспитании
«Воспитание из всех святых дел – самое святое. О Христианском воспитании детей (по творениям святителя Феофана Затворника) Феофан затворник о воспитании

Вас смущает участь детей. Что делать? Почти общая дань ныне всех родителей та же. Воздух дурной, и предурной. А средств горю помочь нету. Молитва одна, но ей приемлемость пресекается возмущением веры. Хорошо, если б можно было расположить детей, чтоб сказывали, что их приводит в недоумение и отталкивает от веры, или бы ухитриться как-нибудь выпытывать у них, что засело в голове и сердце. Тогда можно бы исподволь наводить их на неправость вновь слышанного и правость исстари ведомого. Всяко мне думается, родителям не мешает с этой стороны касаться угрожающей их детям беды. Авось благословит Господь начинания их!

Что в заведениях дети становятся не те уже - что делать? Время мудреное. При всем том нельзя думать, чтоб все внушаемое им (доброе) пропадало или пропало. Все остается и в свое время принесет плод. Вы своего не оставляйте, чем можете содействуя тому, чтоб они не совсем сбились с дороги, а успех - все от Господа. Молитесь более… помогайте нуждающимся более, их молитве поверяя детей. Эта молитва сильна.

Детей вразумлять есть долг родителей, - стало, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать, какие нам и в голову не придут. Бог всем правит. Он мудрый, всеблагий и всемощный Правитель. И мы принадлежим к Царству Его. Чего же унывать? Он не даст Своих в обиду. Об одном надо заботиться, как бы не оскорбить Его, и Он не вычеркнул вас из числа Своих.

Горюете о детях. На то вы мать, чтоб о детях горевать. Но приложите к гореванию молитву… И Господь ублагоустроит детей. Поминайте матерь блаженного Августина. Плакала-плакала, молилась-молилась! И вымолила, и выплакала, что Августин опомнился - и стал как следут быть.
О сыне много не тужите. Каков нрав, смотрите, а жизнь потом заставит перекреститься. Что любит стяжания - это еще не велика беда. Степеннее будет. Не иметь нельзя, ибо надо есть, пить, иметь кров и прочее. Надежду только при имении на Бога возлагать надо, часть уделять неимущим. Учите его по копейке давать бедному, хоть в воскресенья только. Начав с этого, и далее пойдет.
И молитвою не докучайте, можно надоесть. Советуйте ему хоть немного да молиться утром и вечером, не читая никаких молитв, а так, умно очи к Богу возводя. Вечером - Бога поблагодарить за день, утром попросить о дне - своими словами, как знаешь, только бы делом. И этого довольно. Поклоны три-пять с такими мыслями. И днем иногда пусть обращается к Богу с краткою молитвою: «Господи, помилуй; благослови, Господи». Больше этого не нужно. «Трудно ли это, - скажите ему. - Ну, так доставь мне утешение…»

Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, - стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.

Детей отчуждение - дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?..

Вам нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет и попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление.

Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, нам следует обратиться за помощью и советом к духовно опытным наставникам. Письма святителя Феофана Затворника — бесценное богатство духовного опыта, который можно применить на практике.

Здесь представлены отрывки переписки святителя с теми духовными чадами, которые избрали супружество как один из земных путей, ведущих ко Спасению. Мы видим, насколько наставления святителя духовно глубоки и точны, и как необходимы современным родителям, потому что каждое слово святителя согрето любовью и заботой, каждое слово обращено к нам, ищущим помощи и совета.

Семья - крест житейский для ея главы

Смущает вас внешнее положение, и настоящее и особенно будущее, не столько за себя, сколько за семью. - Возверзите на Господа печаль свою. И молитесь, да устроит, как Его св. Воле угодно. Семья ваша разве не Божия?

И об ней разве Он не промышляет, как и о всех? - Молиться же о сем никакого нет греха… Кто научил нас в молитве взывать: хлеб наш насущный даждь нам… не оскорбится, когда воззовем и о прочем житейском, все впрочем предавая во святую волю Его.

Семья - это житейский крест для главы! Терпи, покорствуя Господу, и все с своей стороны делая, все предай в волю Божию.

Приготовление молодых супругов к рождению дитяти

Вареньку благослови Бог благополучно разрешиться… Имена у нас стали выбирать не по-Божьему, По Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам, или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по Крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих.

И пирушки на радостях о рождении тоже криво пошли. Если сдюжаешь, переверни на другой лад и это. Бедным и нуждающимся раздай, что следовало потратить на пирушку. И это без всяких соображений. Каких бедных Бог пошлет, тем и раздай. Бог все видит. Говорю: если сдюжаешь.

Потому что, может быть, очень трудно тебе переломить это.

Еще благословляю Вареньку. Благослови вас Господи обоих, - и будущее дитя ваше.

Наставление беременной жене

Милость Божия буди с вами!

И еще Бог дает вам иметь плод чрева… Поздравляю! Господь, давший его, да даст ему и добрый исход на свет Божий. Без трудностей, конечно, это не бывает. Так положил Бог в начале в указание на то, что сделала первая жена - мать всех нас. Но и в трудностях есть степени, Господь да смилуется над вами и да сотворит сии трудности, сколько можно, менее чувствительными.

Хотите вы заслужить сию льготу?! Облегчите себя от всех грехов.

Теперь по необходимости вы часто бываете в покое недвижимы… И больше имеете времени заняться собою и себя осмотреть. Осмотрите хорошенько, как самый строгий следственный судья, - все неисправности затем осудите, раскайтесь в том и пожалейте, что оно запущено, потом исповедуйтесь, получите разрешение и наконец причаститесь Св. Христовых Тайн. Всем этим вы заслужите встретить ожидаемую и желанную льготу.

Есть две вещи, которыя наводят на нас гнев Божий, тяготящий и теснящий: неприязнь к другим и похоть, а первой бывает большой простор.

Извольте потрудиться: всё, чем обнаруживала себя она в вас, выяснить и положить пресечь без раздумываний, как бы это благовидно ни казалось.

Неприязнь, вместо людей, обратите теперь на то, чем она в вас обнаруживалась и извергните то вон. Случалось вам читать или слышать слова Апостола: Сердце мое распространилось к вам? Так распространите и вы свое сердце и за то получите искомое и желаемое.

Желаю вам всего хорошаго во всех отношениях! Благослови вас Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан

О рождении души

Где находятся души до рождения?! - Души не предсуществуют. А как они начинают быть, не ведаю. - Я различаю в человеке дух и душу.

Душа - такая же, как у животных, и получается естественным путем от родителей, как души всех животных - из земли, из некоей мировой души сначала, а потом естественным путем. Однако ж душа не делается чрез то вещественной.

Дух вдыхается Богом, как в начале. - Ибо продолжение тварей есть повторение их начала. Все, что есть в человеке, устремляющего его от земли горе’, принадлежит духу. О сем - напечатанныя письма трактуют, - о значении, т.е. духа, а не о происхождении. - Лучшее решение есть: душа является на свет как и весь человек, так, как Бог то ведает.

Судьбы идиотов и некрещенных людей

Идиоты - да ведь только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога.

Дух их своим путем растет. - Может статься, что мы, мудрые, окажемся хуже идиотов. - А дети - все Ангелы Божии суть. - Не крещенных, как и всех вне веры сущих, надо представлять Божию милосердию. - Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как - в отношении к ним - учредить. - Путей Божиих бездна! - Такие вопросы следовало бы решать, если бы на нас лежал долг всех призреть и пристроить. Как это не возложено на нас, то и оставим пещись о них Тому, Кто печется о всех. Свою душу спасать надо. - Враг - губитель душ - чрез ревность о спасении всех, - оставляет в пагубе душу того, кому влагает такие мысли. Св. Антоний Великий задумался однажды об участи людей. Ангел Господень явился ему и сказал: «Антоний! Себе внимай. А то не твое дело».

Молитва родителей о детях

Милость Божия буди с вами!

Детей вразумлять есть долг родителей - стало быть и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день, и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать, - какие нам и в голову не придут. Бог всем правит.

Он мудрый, всеблагий и всемощный Правитель. И мы принадлежим к Царству Его. Чего же унывать? Он не даст Своих в обиду. Об одном надо заботиться - как бы не оскорбить Его, и Он не вычеркнул бы вас из числа Своих. Благослови вас Господи!

Крест материнский

Милость Божия буди с вами! Христос воскресе!

Трудились много больного ради и свалились. Вам можно утешать себя тем, что не по своей вине свалились. Хоть Андрей и не стоит того, но Господь по милости Своей и ради вашей материнской любви и терпения ради оскорбляющего вас, примет уход за ним, как уход за Собою: болен бех… Даруй вам Господи оправиться… к тому времени, как весенний воздух установится… чтоб освежиться им и новую вдохнуть крепость.

Илья - утеха ваша; и ваше упование, что за его к вам доброе расположение Господь осенит его Своим благословением, не тщетно.

Господь милостивый сжалится наконец над вами и пошлет вам устроение быта житейского отрадное. Терпите благодушно. Ваш крест -крест Господень, - многоплодный, - только не здешними плодами…

Духовных вам утешений желаю, - таких, чтоб ради их отсеклось всякое желание здешних утешений. Благослови вас Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан

Наставление матери при болезни дочери

Милость Божия буди с вами!

Какая вы мудреная?! Не поскорбеть, конечно, нельзя; но убиваться какой смысл? Что за беда, что заболела дочь? Поболит и оздоровеет. Ведь не все заболевающие умирают. С какой же стати вы провожаете на тот свет дочь, когда она только что заболела? Что ей стало хуже обычный порядок болезней.

Было хуже, а когда до вас доехал нарочный, ей уж лучше стало. А когда приедете туда, увидите, что она ходит по комнате.

Конечно, все мы в руках Божиих, - и смерть каждого может застать в каждую минуту.

У больного та особенность, что смерть, если ей суждено придти, придет не внезапно. В этом отношении - выгода у заболевшей от болезни. Она может подумать о себе и приготовиться к исходу по-христиански. Вот об этом и надобно позаботиться теперь паче, нежели убивать себя гореванием.

Положим - самое большое - что умрет. Какая беда, что умрет? Разве она одна только подвергается сему? Ведь и мы все умрем. Она - ныне, мы - завтра. Какая разница? Умрет ведь не она… Тело умрет, а душа жить будет. И ей без тела лучше будет, чем с телом. Вышедши из тела, к вам прилетит… и будет ласкать вас. Она будет говорить душе вашей: ах, мама, как мне хорошо! Бросай скорей землю и переходи ко мне. Она не будет в состоянии понять вашу скорбь, когда ей лучше, а вы скорбите.

Так вот видите,- что не только по причине болезни, но даже и по причине смерти, если бы она случилась, не следует убиваться. И извольте сейчас же встать, одушевиться и быть покойной… и всех тем утешить.

Благослови вас Господи! - и даруй душе вашей утешение.Спасайтесь!

Ваш богомолец Е. Феофан

Невнимание от детей

Невнимание от сыновей должно быть очень чувствительно. Потерпите и их, любовию покрывая их неисправность. Бог даст, придут в чувство и раскаются. И все пойдет как по маслицу. Благослови вас Господи!

Родительское проклятие заглаждается молитвою и благословением проклятого чада.

Ваше отлучение, изреченное сыну, было плодом ревности по Богу и любви к сыну, искавшей сим способом вразумить его. Какой же тут грех?!

Другое дело - мысль о силе сего отлучения. Но где вы нашли, чтобы единоличное отлучение, как громко ни прокричи его, действительно отлучало от Церкви? Стало быть, и этого нечего тут видеть?! - Говорите, что это отлучение стало стеною для сына вашего между им и Церковию.

Если он не от упорства и раздражения говорит вам нечто богохульное, а по убеждению, то эта стена уже была. А если этого последнего не было (убеждения), то ваши слова не могли воздвигнуть сей стены. Его речи были пусторечием, равно как слова неверия, - не неверие, а просто смятение ума или мыслей, навеянных совне. Это есть состояние брожения или перебраживания. Судить по нем человека нельзя. Так и сына вашего. Я полагаю, что он верует и по ошибке считает брожение мыслей за неверие, что незаконно. Молитесь. Господь не даст ему остаться в этом смятении. Ибо все системы новомодные очень шатки и непрочны. Сам увидит и бросит их.

Что вам сделать с вашим отлучением? Мне думается, помолившись, изречь гласно отеческое благожелание, как изречено отлучение. И сделайте так. Переговорив, конечно, с сыном, если удобно… помолитесь, и с верою в Господа благословите его всячески… И аминь.

Предел материнского попечения об устройстве жизни и быта детей

Снедает вас забота о детях… и их семейном быте, а совесть претит. Если совесть претит, то значит, дело уж чересчур. И надо его умалить. Положите себе, во-первых, не пытать, что им нужно, а когда узнаете без пытания, тогда, что важно и трудно, за то беритесь, а что мало и легко, то и сами справят. Так понемножку и отвыкните. Без забот и попечений как прожить?

Но все в меру, а главное, с преданием себя в волю Божию. Вы все сами хотите устроить детей, а Богу ничего не предоставляете. А на деле надо все Богу отдать, не прекращая, конечно, и своего попечения, но не придавая ему и слишком много значения. Если Бог не благословит детей, то что вы одни сделаете? Да не станет ли Бог смотреть на них равнодушно по причине ваших забот? И выйдет, что вы хлопотами ничего не сделаете прочного, и Бог не станет делать для них из-за вас. Вместо добра выйдет худо. Уверьтесь в этом и этим умеряйте свою заботливость. Это враг вас мутит. Со всякою немощию душевною следует тотчас обращаться с молитвою к Господу, прося Его исцелить. Затем, употребляя и от вас зависящие средства и собственные усилия, ждите помощь свыше, и Господь в свой час пошлет помощь и исцелит. Без Господа никакое добро не укореняется в сердце.

О воспитании девочки

Девочку учить надо… Всякий раз, как прорвется худое, толкуйте ей, как это нехорошо, - и прибавляйте, что так мужички только делают. Кто ни увидит тебя, будет говорить: вот и барышня, а ничем не лучше мужичков…

Иногда штрафуйте… не давая ей в этот день чего-либо, что она любит… Но никогда серчания не выказывайте… чтобы видело дитя, что вы делаете это по любви одной.

Наставление матери в руководстве сыном

О сыне много не тужите. Каков нрав, смотрите; а жизнь потом заставит перекреститься. - Что любит стяжания, это еще не великая беда. Степеннее будет. Не иметь нельзя, ибо надо есть, пить, иметь кров и проч. Надежду только при имении на Бога возлагать надо - часть уделять неимущим.

Учите его по копейке давать бедному, хоть в воскресенье только. Начав с этого, и далее пойдет.

И молитвою не докучайте; можно надоесть. Советуйте ему хоть немного, да молиться утром и вечером, не читая никаких молитв, а так умно очи к Богу возводя. Вечером - Бога поблагодарить за день, утром попросить о дне, - своими словами, как знаешь, - только бы делом. И этого довольно.

Поклоны - три-пять - с такими мыслями. И днем иногда пусть обращается к Богу с краткою молитвою: Господи, помилуй, благослови, Господи. Больше этого не нужно. «Трудно ли это, - скажите ему. - Ну, как доставь мне утешение что будешь делать так».

Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время -и короткое; - стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.

Заблудший сын

С сыном, правду говорите, лучше не толковать о религиозных делах. Молитесь только усерднее… и Господь помилует его, послав ему свет благодати, просвещающей и вразумляющей, - и все колебания прогоняющей.

Буйный сын

О буйном сыне молитесь. Бог даст укротится. Это у него навеянное молодечество. А пока-то придет укрощение его - даруй вам Господи терпение. Утешайтесь другими сыновьями… и довольствуйтесь тем. Да даст им Господь пробыть неизменными в добрых настроениях своих. Павел ваш - чудо, что ходит в церковь. Нынешних учащихся не затянешь туда на аркане. Такое дурное направление приняло наше учение.

Уход матери за дитятей

Матушку Черничку укрепи Господь. Пусть смотрит на труд ухаживания за малюткою не как на дело, от людей возложенное, и для людей делаемое; а как на дело, самим Господом порученное, и Ему приятное. Пусть зрит Господа и в сознании говорит Ему: Тебя ради, Господи, делаю. Помоги мне и приими благосклонно труд сей.

Материнское наставление вспыльчивой дочери

Очень жалею, что Черничка бывает резка… Надо ее поучить, чтоб навыкла владеть собою. Делайте так… Когда прорвется эта немочь, вы ничего не говорите ей. Потому что и вы немного неспокойны бываете, и она в смущении или волнении некоем. Добра никакого не выйдет говорить в таком состоянии. Но когда успокоитесь оба… в тот же день, или в другой…начинайте ей говорить матерински… Хочешь быть умницею, разумницею?

Никогда не допускай слабости, чтоб у тебя срывалось что с языка, или прорывалось движение, показывающее, что у тебя на душе есть некая неурядица… Это всегда унижает… и показывает, что ты не умеешь владеть собою. - Мне больно видеть это в тебе. Любя тебя, я желаю, чтоб ты была во всем совершенна… Это совсем немудрено сделать… Делай так: когда приходит в движение душа, укроти сие движение и тогда говори и действуй; а пока смятение есть - перемолчи…

Несколько опытов - может быть не совсем удачных - доведут до удачных… и конец.

Желаю от всей души успеха во всем. Спасайтесь! Благослови Господи!

Ваш богомолец Е. Феофан

Скорби родителей при потере детей

Милость Божия буди с вами!

Не поскорбеть - нельзя не поскорбеть. И скорби. Это так натурально, что и Господь, везде сый, смотря на вашу скорбь, не оскорбится, что с болезнию сердца встречаете то, что Он, конечно, по любви к вам, благоволил послать вам. Так скорбите, но в меру, - по-Иовлевски. У него целых десять детей зараз взято… Конечно, и он скорбел, но не давал скорби своей разливаться до безмерности, препобеждая ее благодушием, из преданности в волю Божию рождавшимся. «Господь даде, Господь отъят. Яко Господеви изволися, тако бысть». Напрягайтесь и вы взойти до такой же преданности, - и если ея недостанет, вопийте ко Господу, близь сущему и скоропослушному, - и Он подаст.

Вы сами указали источник, откуда следует черпать утешение, - из той веры, что дети ваши живы и находятся в лучшем положении, нежели, как были у вас на отеческих и материнских руках. Они не лишены и общения с вами, но бывают при вас. - Я думаю, что они очень изумляются, видя, что вы плачете, и спрашивают друг друга: чего плачут папа и мама? Нам так хорошо. Мы к ним не хотим, а хотим, чтобы они скорей к нам переходили.

Горе ваше по отошедшим увеличивается обманчивым представлением их по смерти! Воображаем их, как лежат в гробе, как в сырую и мрачную опущены землю… А на деле ведь так бывает, что как душа вышла из тела, так идет особо от тела. Там ее, в той особенности и воображать надо, - «в месте светле и прохладне». А мы себя терзаем - почти что попусту. Извольте себя успокаивать понемногу, и совсем успокоитесь. Не забудьте и благодарение Богу возслать, ибо за все надо Бога благодарить. Желаю вам в этом полного успеха. Бог всякой утехи да утешит вас Своим отеческим утешением.

Да чему мы и учились? Надо показать и Богу, и людям, что не на воздух же твердили вам божественные истины. Благослови вас Господи и утешь.

Ваш богомолец Е. Феофан

Милость Божия буди с вами!

Что горько, то горько… Об этом нечего… И опять скажу вам: горюйте в меру. Пройдите сердцем обетования нашей светлой веры, и сколько вы почерпнете из ней созерцаний в утешение скорби вашей?! Или не верите, что Бог лучше вас знает, что для вас с супругою и для детей ваших душеполезно?

Или полагаете, что Бог забыл о вас, и пропустил случившееся с вами без внимания, и оно случилось без особого направления во благо вам? Или вы у Бога пасынок и падчерица… а не сын и дщерь?! Вы уткнули свое внимание все на горестную сторону дела… и не узреваете Божией в том о вас попечительности?! А она действительно есть…

Не осязаете ее?! Она такова и есть, не осязаема в настоящем… а узреваема после. Воскресите же веру… и, как река, польются оттуда утешения.

Расскажу вам случай… В СПб одна большая барыня… потеряла троих детей, умненьких, миленьких, благонравных, - особенно старшая была благоговейного настроения и умела молиться… Мало тут горя?! Но этого мало. Спустя немного и мужа лишилась… и этого мало: осталась ни с чем…

Горю не было предела. Мужалась, предаваясь молитвам в волю Божию. Но скорбь грызла… Наконец смиловался Господь, и в утешение послал сон… Видит мужа в полусумрачном состоянии. Спрашивает: «Что тебе, как?»

- «Ничего, - говорит, - милостив Господь. Но надо потерпеть, пока отойдет эта мгла». - «А дети?» - «Дети там… - указывая на небо, сказал он»,

- «А Маша?» (это старшая, лет 5-ти) - «Машу посылает Бог на землю утешать скорбящих…»

С тех пор отошла скорбь. Так видели, где дети-то? И ваши там. Попали б они туда, если б живы остались? Так вам, родителям, чего же лучше желать для детей?! И установитесь в этой мысли… что участь детей ваших устроилась наилучшим образом… И перестаньте скорбеть. Ведь и сами помрете… Будет кому встречать вас… а, пожалуй, и защищать… даруй вам Господи всякого утешения.

Ваш богомолец Е. Феофан

Милость Божия буди с вами!

Очень жалею о ваших потерях. Господь да утешит вас! Ищете у меня утешения по прежним случаям… Очень рад утешить вас. Но ведь одна и та же песня во второй и третий раз уж не оставляет того впечатления, какое сделано в первый. А в настоящих ваших скорбях ничего нельзя придумать нового… все та же речь: предайте себя и все свое в руки Божии, и с Его определениями согласуйтесь вседушно - всем сердцем. Тогда тень скорби, покрывающая случай, начнет редеть и не дивно, что совсем рассеется. Как это? - сквозь прискорбное узреем благого - и на сей век и на будущий.

Сие да дарует Господь узреть уму вашему и почувствовать сердцем. Молитесь! Господь изольет вам в сердце потребное утешение.

Для родителей что утешительнее, как быть уверенным в блаженной участи детей. Детки ваши все пошли в рай. В этом и сомнения быть не может. А если б остались живыми, то уверенность в этом не могла бы иметь места. Она возможна и при этом; но много инстанций, не дающих положить, что так и будет.

Взирая теперь на сие лучшее и тем утешаясь, с уверенностию принесите сему в жертву удовольствие, какое доставили бы вам дети, оставаясь живыми, поставьте в параллель сему возможности, каким могли подвергнуться дети, при всем старании о них… Таким образом, видите, что Господь избавляет вас действительно светлою участию детей от встречи участи их худшей и непоправимою.

Милосердый Господь, Отец всех, и скорбящих паче, да пошлет вам утешения - откуда весть. И Владычица, всех скорбящих радость, да порадует вас.

Ваш доброхот Е. Феофан

Воспитание детей - дело, Богу угодное

Взяли вы на себя хорошее и прехорошее дело - ходить за малюткою.

(Взята сиротка на воспитание.) Вы напрасно беспокоитесь, что иногда крик дитяти отрывает вас от молитвы, будто от дела Божия к делу, чуждому Бога.

И то и другое - Божие дело. Богу приятно, когда детки Его к Нему устремляют очи свои в молитве… но не менее Ему приятно, когда они, любимые детки, заботливо спешат присмотреть за другими Его детками. Так не смущайтесь. И молясь, дело Божие исправляйте, и за малюткою смотря -тоже творите. И Бог одинаково умильно смотрит на вас, и когда молитесь, и когда около малютки хлопочете. Куда как хорошо, что вы любите дитя. Любовь ваша прямо душу ее питает, и она не чует лишенья матери. Пробудьте в этом расположении.

Строгость надо растворять теплотою любви

Заступаюсь за сиротку… Не всегда штраф… Почаще - уговаривание. Это мягче и прочнее. Строгость непрестанная жестка и безотрадна. Поблажки, конечно, не следует допускать, но и строгость надо растворять теплотою любви… Я уверен, что у вас дело так и идет.

Приготовление девочки в школу

Вы не стращайте ее школою, а так изображайте, чтобы она видела там рай и начала стремиться к нему; и на одно напирайте, что только надо слушаться и учиться не лениться - всему учиться… Это для нее будет хорошая подготовка.

Устроение сирот-родственников

Милость Божия буди с вами! Беспокойство, -по случаю налагающегося на ваши руки осиротевшего семейства, - разорительно для духовной жизни.

И, конечно, лучше б было, если бы его не было. Но как дело зацепило вас, -и не по воле, то надо покориться воле Того, Кто устрояет течение жизни нашей. Племянников надо поставить на ноги, и вдове способствовать -пойти доброю дорогою. Надо только при этом и собою заняться, - и заботы о сиротах так вести, чтоб они не разоряли. Это извольте сами устроять внутри - с Божией помощию - всякий раз, как встретится беспокойство.

Делайте возможное. Что вообще эта забота пришла, это может быть благодетельно. Она вас избавит от закаления в эгоизме: вы одни и все только о себе. А тут о других. От этой случайности большой беды не будет. А саможаление, на которое вы жалуетесь - уже опасно и пагубно.

Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если -под предлогом болезни, то это худо. Тут видно «лукавство пред собою самим», - самое злое из всех лукавств.

Болящее дитя. Доктора и молитва

Милость Божия буди с вами!

Премного жалею о горе вашем и молю Господа устранить причину онаго - болезненные припадки юной дочери вашей… Но молитва молитвою, а доктора докторами. И докторов Бог дал и к ним обращаться Божия есть воля. Господь со Своею помощию приходит, когда естественных средств, Им же нам устроенных, оказывается недостаточно.

Потому молиться - будем молиться, а естественных средств все же пренебрегать не следует. Ищите и обрящете!

деятель Русской православной церкви, духовный писатель, публицист, переводчик, педагог. В 1841 принял постриг. Преподавал и возглавлял различные духовные училища и академии. В 1858 епископ в Тамбове, с 1863 переведен во Владимир, с 1866 удалился в Вышенскую пустынь, с 1872 жил уединенно, занимался литературой и переводами, вел обширную переписку, став для многих людей заочным духовником. Книга лекций "Путь ко спасению" (в. 1-3, 1868-69) о православном образовании и воспитании (в т.ч. юношества). Проповедь духовно-нравственного совершенствования как истинного прогресса человечества в сборнике "Слова архимандрита Феофана..." (1859). В интимно-поучительном "Собрании писем" (1898-1901) - размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества. Перевел памятник патристической литературы - "Добротолюбие" (т. 1-5, 1877-89). Канонизирован в 1988.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Феофан Затворник

в миру - Говоров Георгий Васильевич). , деятель Рус православной церкви, духовный писатель, публицист, переводчик, педагог По окончании Орловской семинарии (1837). учился в Киевской духовной академии, на последнем курсе (1841). принял постриг В 1841 назначен ректором Киево-Софийского духовного уч-ща, где преподавал также лат язык В 1842 переведен в Новгородскую семинарию на должность инспектора и преподавателя психологии и логики

С 1844 преподавал в Петерб духовной академии (до 1847 бакалавр кафедры нравств. и пастырского богословия). Читал лекции о духовном воспитании, в т.ч. детей и юношества (легли в основу кн. «Путь ко спасению», в 1-3, 1868- 69). В 1847-55, находясь в составе духовной миссии в Иерусалиме, к-рую возглавлял археолог архимандрит Порфирий Успенский, совершенствовался в древних и новых языках, изучал греч. рукописи в монастырских библиотеках В 1857 назначен ректором академии С этого времени началась деятельность Ф как публициста-проповедника, поднимавшего широко обсуждавшиеся на рубеже 50- 60-х гг вопросы обществ. жизни В ряде выступлений (вошли в кн. «Предостережение от увлечения духом настоящего времени», 1858). отмечал, что в совр. ему эпоху преобладает «дух вражды на Бога», происходит охлаждение отношений между людьми Признавая необходимость социальных и экон преобразований, утверждал, что истинный прогресс предусматривает прежде всего духовно-нравств. совершенствование общества, основанное на православном вероучении («Слова архимандрита Феофана », 1859).

В 1858 Ф поставлен епископом в Тамбов, в 1863 переведен во Владимир В 1866 удалился в Вышенскую пустынь, где с 1872 жил уединенно, занимался литературой и переводами, вел обширную переписку, став для многих людей заочным духовником («Собрание писем», в 1-8, 1898-1901). Из его писем сложились кн. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» (1878, составлена из писем к княжне Лукомской с дополнениями), «Письма о христианской жизни» (1880). Эти произв были посвящены поиску путей искупления, самосовершенствованию человека Ф принадлежит ряд переводов патристич и учительной лит-ры, среди к-рых особое место занял свод наставлений «Добротолюбие» (т 1-5, 1877-89, выдержал многократные переиздания), содержащий соч Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лест-вичника, Максима Исповедника и др.

Разносторонняя душепопечительная деятельность Ф способствовала формированию своеобразной пед. системы, универсальный характер к-рой отмечали его современники Ф подчеркивал, что пед. творчество имеет духовно-нравств. основу «Полюбите детей, и они Вас полюбят» По мысли Ф, плодотворно лишь такое образование, к-рое «развивает не только ум, но и сердце», истины, воспринятые сознанием, утвердятся, если будут глубоко прочувствованы В этой связи Ф предъявлял высочайшие этич требования к людям, занимающимся воспитанием молодежи «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых»

Путь ко спасению

Краткий очерк аскетики

Святаго отца нашего Иоанна Златоустаго уроки о воспитании

1. Родить детей есть дело природы; но образовать и воспитать их в добродетели - дело ума и воли.

2. Под долгом воспитать своих детей я разумею не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений: об этом весьма громко говорит природа. Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии, - долг священный, котораго нельзя преступить, не сделавшись виновным в некотораго рода детоубийстве.

3. Эта обязанность обща как для отцев, так и для матерей. Есть отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям своим учителей в удовольствиях и потворствовать прихотям их, как богатых наследников; а чтобы дети были христианами, чтобы упражнялись в благочестии, - до этого им мало нужды. Преступное ослепление! - Этой-то грубой невнимательности должно приписывать все беспорядки, от которых стонет общество. Положим, что вы приобрели для них большое имущество, но если они не будут уметь благоразумно вести себя, оно сохранится у них недолго. Имущество будет расточено; оно погибнет с обладателями своими, оно будет самым печальным для них наследием.

4. Ваши дети всегда будут довольно богаты, если получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и хорошо устроить их поведение. Итак, старайтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях. Приучите их не вымышлять мнимых нужд, и блага мира сего ценить так, чего они стоят. Внимательно наблюдайте за их поступками, за их сообществами, за их связями - и не ожидайте от Бога никакой милости, если не исполняете сего долга.

5. Если апостол заповедует нам более пещись о других, чем о себе, и если мы бываем виновны, когда не радим о их пользе, то не гораздо ли более бываем виновны в том случае, когда это относится к тем, кои к нам так близки? Не Я ли, скажет нам Господь, дал место сим детям в семействе вашем? Не Я ли вверил их вашему попечению, поставив вас их владыками, попечителями, судиями? Я дал вам полную власть над ними; Я возложил на вас все заботы о их воспитании. Вы скажете мне, что они не хотели подклониться под иго, что они его свергли. Но это-то и надлежало предотвратить в самом начале; вы должны были овладеть первыми их впечатлениями, наложить узду, когда они еще не имели силы разорвать ее; подклонить эту юную душу под иго долга, приучить ее к нему, образовать ее по оному, обвязать рану, когда она только что зарождалась; исторгнуть терние, когда оно начинало только появляться около этого нежнаго растения, а не ожидать, пока оно пустит глубокие корни, пока страсти, усилясь постепенным развитием, сделаются необузданными и неукротимыми.

6. Премудрый говорит: суть ли ти чада, накажи я, и преклони от юности выю их (Сир. 7, 25). Но Господь не только внушает нам это повеление устами Своего Пророка, - но еще берет нашу сторону, обеспечивая исполнение сей заповеди страшным наказанием, коим угрожает детям, непокорным власти своих родителей; человек, иже аще зло речет отцу своему или матери своей, смертию да умрет (Лев. 20, 9). Он наказывает смертию тех, которые становятся виновными против вас, а вы хладнокровно смотрите на те вины, которыя они совершают против самой верховной власти. Они восстают против Самого Бога, преступая Его заповеди, а вы на это взираете без всякаго негодования, без малейшаго детям укора. Что теряет Он от их оскорблений? Ничего. Но вы, чего вы не должны страшиться за самих себя? Потому что кто оставляет Господа, тот не станет уже уважать ни своего отца, ни себя самого.

7. Дети покорныя и нерныя Богу в повиновении закону Его нашли бы обильный источник счастия, даже временнаго. Бедный с христианскими нравами заставляет уважать и любить себя, между тем как при злом и развращенном сердце, все ваше богатство не спасет от негодования и отвращения всех вас окружающих.

8. Юноша, которому вы дадите доброе воспитание, мало того, что приобретает себе всеобщее уважение, сколько он делается милее для вас самих! Ваша привязанность к нему не будет одним простым влечением природы; она будет плодом его добродетели. За это, во время вашей старости, вы в свою очередь получите от него все услуги сыновней любви; он будет вашею опорою. Потому что, как те, кои не почитают Господа, презирают и своих родителей; так, напротив, те, кои чтут Бога, Отца всех человеков, всегда будут всячески уважать и тех, от кого они получили жизнь.

9. Положим, что вы исполните заповеди закона во всех других отношениях, но будучи неверны этой одной заповеди, вы будете наказаны строго. Выслушайте на это доказательство, взятое из истории одного древняго народа. Вы тотчас увидите, какому страшному наказанию подвергают себя отцы, небрегущие о воспитании детей своих. У Иудеев был один священник, уважаемый за кротость своего нрава; он назывался Илий. Сей священник имел двух сынов, которые предавались всем порокам. Отец не заботился об этом и едва обращал на то свое внимание; или ежели разврат их, доходя до высшей степени, заставлял его делать им выговоры, он делал это без должной ревности и власти. Ему следовало бы строго наказать их, прогнать их с своих глаз, употребить меры строгия, чтобы прекратить их беспорядки. Ничего не бывало: он ограничивался тем, что говорил им в виде увещания: ни, чада, не творите тако; яко не благ слух, егоже аз слышу о вас (1 Цар. 2, 24). Это ли надлежало говорить? Они оскорбляли Бога, - и он называл их своими чадами? Они забывали Того, Которому обязаны своим существованием, а он признавал еще их за свое семейство? Напрасно и бесполезно он делал им увещания. Нет, - здесь требовались не увещания, но уроки сильные, истязания строгия, врачевство столь же крепкое, как и зло. Он должен был действовать страхом и исторгнуть это юное сердце из его оцепенения. Увещания! Дети Илия не имели в них недостатка. Бесполезныя слова! Преступная кротость, которой они сделались жертвами! Начинается война, несчастные делаются добычею неприятеля; отец, узнав о их злополучии, падает на землю и, разбив голову, умирает.

10. Я сейчас говорил вам, что отцы, которые не заботятся дать христианское воспитание детям своим, суть чадоубийцы, убийцы собственных детей. Не правда ли? Кого должен винить Илий в смерти своих детей? Самого себя. Правда, меч врага умертвил их, но беспечность лжеотца направила его удар; оставленные небесною помощию, они явились нагими против стрел филистимлянских. Отец погубил и себя и их. Между тем мы ежедневно видим пред собою тоже самое. Сколько есть родителей, которые не хотят взять на себя труда исправить своих детей, непокорных и развращенных! Они как будто боятся огорчить детей, если будут строгим слоном обуздывать порочныя наклонности, которым они предаются. Что же выходит? Беспорядки увеличиваются; безнаказанность доводит до государственных преступлений; суды пробуждаются; несчастные умирают на месте казни. Не исправляя их - делаетесь их сообщниками. Вы отказались от личных прав своих над ними и подвергли их строгости общественнаго наказания; и вот человеческое правосудие употребило над ними свои строгия права. Вы страшитесь унизить их легким наказанием в вашем присутствии; но какое ужасное бесчестие падет на вас, когда сына вашего более не станет и отец, всюду преследуемый взорами обвинителей, не осмелится уже нигде показаться.

11. Итак, умоляю вас, позаботьтесь о добром воспитании детей ваших. Прежде всего помышляйте о спасении душ их. Бог поставил вас главами и учителями всего вашего семейства; ваш долг - наблюдать, и наблюдать непрестанно, за поведением своей жены и своих детей. Послушайте св. Павла. Если жены ваши, говорит он, хотят чему научиться, пусть спрашивают о том у мужей своих. Воспитывайте детей своих в учении и наставлении Господнем (1 Кор. 14, 35; Ефес. 6, 4). Подражайте Иову, который постоянно смотрел за детьми своими и приносил умилостивительныя жертвы за тайные проступки, какие могли они сделать (Иов. 1, 5). Подражайте Аврааму, который менее заботился о приобретении богатства, нежели о сохранении закона Божия всеми домашними своими, и о котором Господь свидетельствовал: вем, яко заповесть сыном своим... И сохранят пути Господни творити правду и суд (Быт. 18, 19). Давид, приближаясь к смерти, хочет оставить Соломону самое прочное наследство; он призывает его к себе, чтобы повторить ему следующия мудрыя наставления: аще сохранят сынове твои пути своя, еже ходити предо Мною во истине всем сердцем своим и всею душею своею, не искоренится тебе муж с престола Израилева (3 Цар. 2, 4). Вот образцы, которым мы должны подражать и во время жизни и при последнем издыхании!

12. Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности.

13. Мы не щадим ни трудов, ни издержек на то, чтобы обучить детей светским наукам, чтобы выучить их хорошо служить властям земным. Безразлично для нас одно знание св. веры, одно служение Царю небесному. Мы позволяем им посещать зрелища; а чтобы они не убегали Церкви, чтобы не стояли в ней неблагоговейно - о том мало заботимся. Мы заставляем их давать отчет в том, что они выучили в своих светских училищах; почему же не требовать от них отчета в том, что они слышали в дому Господнем?


1) отдаление от Церкви и благодатных её средств. Это заморяет росток христианской жизни, разобщая его с источниками и он увядает, как увядает цвет, поставленный в тёмном месте.
2) Невнимание к отправлениям телесным. Думают, что тело может всячески развиваться без вреда для души: между тем, в его отправлениях седалища страстей, кои вместе с его развитием развиваются, коренятся и овладевают душою. Проникая телесные отправления, страсти получают в них себе оседлость, или устрояют из них неприступную некоторую крепость и тем упрочивают за собой власть на всё последующее время.
3) Безразборное, не направленное к одной цели развитие сил души. Не видят цели спереди, - не видят пути к ней. Отсюда, при всей заботе о современнейшем образовании, ничего более не делают, как только раздувают пытливость, своеволие и жажду наслаждений.
4) Совершенное забвение о духе. Молитва, страх Божий, совесть редко берутся во внимание. Была бы исправность видимая, а о внутреннем состоянии души никто не заботится, предполагая, что оно само по себе развивается правильно.
5) Во время обучения - закрытие главнейшего дела побочными, заслонение его единого - множеством других .

22. Как улучшить современное воспитание. После этого не трудно определить, какие нужно принять в руководство педагогические меры в целях улучшения современного воспитания. Со своей стороны св. Феофан настоятельно рекомендует:

    1) Хорошо понять и усвоить начала истинного христианского воспитания и действовать по ним, прежде всего дома. Домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему. Хорошо воспитанного дома, превратное школьное воспитание не так легко собьёт с прямого пути.
    2) Вслед за тем, перестроить по новым, истинным началам школьное воспитание, внести в него христианские элементы, неисправное исправить; главное - держать во всё время воспитания воспитываемого под обильнейшим влиянием св. Церкви, которая всем своим устроением спасительно действует на созидание духа. Это не давало бы разгореться греховным возбудителям, отвевало бы дух мира и отгоняло бы дух из бездны.
    3) Нужнее же всего воспитывать воспитателей под руководством таких лиц, которые знают истинное воспитание не по теории, а по опыту. Образуясь под надзором опытнейших воспитателей, они передадут своё искусство другим, последующим35.

    23. Нужно знать возрастную психологию. И ещё в обязанность воспитателей епископ Феофан вменял (хотя это и не пишется явно) основательное знание возрастной психологии, педагог должен знать особенности того возраста с которым он сталкивается и соответственно тому располагать свою деятельность . Целью христианского воспитания святой епископ естественно поставлял насаждение христианского образа мысли и научение христианскому образу мысли. По окончании курса воспитания душа питомцев, как дева чистая, должна быть представлена Христу уготованной на всякое дело благое . Плодом такого воспитания бывает, как показывает опыт, какая-то особенная нравственная чистота, невинность и неведение зла, в соединении с кроткой устойчивостью в добродетели.

    24. Плоды доброго воспитания. Перечисляя плоды доброго воспитания, епископ Феофан первым и главным поставляет сохранение благодати св. Крещения, следствием чего бывает характерным для такого человека - живость, лёгкость. В чертах нравственного его характера отражаются чувства невинного ребёнка, которые проявляют себя через необыкновенное радушие, искреннюю доброту и тихость; сохраняется непритворное детское веселонравие, радость о Духе Святом. Таковому свойственна даже некоторая прозорливость и мудрость, по причине чистоты сердечной. Сила Духа обитающая в нём и явно действующая, невольно влечёт к себе всех, кто с ними имеет какое-то общение.

    25. Сохранение добродетели на всю жизнь. «Главнейшее же нравственное совершенство, принадлежащее сохранившемуся целым в лета юности, - по слову Святителя, - есть некоторая непоколебимость добродетели во всю жизнь. Самуил остаётся твёрдым при всех искушениях соблазна в доме Илии и среди волнений народных в обществе. Иосиф среди недобрых братьев, в доме Пентефрия, в темнице и в славе, равно сохранил свою душу непорочною. Поистине, благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей (Плач. Иер. 3, 27). Чадо, от юности твоея избери наказание и тогда до седин обрящеши премудрость. В делании ея мало потрудишися и скоро ясти будеши плоды ея (Сирах. 6, 18. 20). Правое настроение обращается как бы в природу, и если иногда несколько нарушается, скоро приходит в первый строй. Потому в Четь-Минеях святыми находим большею частью тех, кои сохранили нравственную чистоту и благодать крещения в юности».

    26. Заключение. Таково в общих чертах учение святого Феофана Затворника о семейном воспитании и школьном образовании. Его педагогические взгляды по вопросам христианского воспитания и образования встречаются во многих его произведениях и поучениях, но главным образом сгруппированы в сочинении «Путь ко спасению», первой его части. Он здесь систематически изложил нам целую науку о воспитании, «в которой, - по словам исследователя, - с поразительной глубиной психологического наблюдения и замечательной широтой жизненного опыта раскрыты все важнейшие вопросы христианской педагогики. В ней яркими чертами нарисован истинный идеал воспитания и образования и в соответствие ему указаны требования о личности учителя и воспитателя». Причём, эти взгляды не только возвышенны, но и целесообразны; они вытекают из основательного знания человеческой природы. Отсюда является необходимость усвоить и принять в руководство эти взгляды всем, желающим воспитывать как своих детей, так и учеников в духе христианской веры и благочестия.

    Тобольская Духовная семинария
    Коржевский В. Н.

    Библиография (Коржевского)
    Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1994. - С. 64.
    Мысли на каждый день года.//Смирнов П. А. Жизнь и учение Преосвященного Феофана Вышенского Затворника. Изд. 2-е. М., 1915. - С. 21.
    Блаж. Августин. // Настольная книга священнослужителя. Том. 8. М., 1988. - С. 111.
    Авва Дорофей Поуч. 17.
    Смирнов П. А. Жизнь и учение............ С. 78.
    Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. Л.: "Соборный разум"., - 1991. - С. 15.
    Описание сторон человеческой природы заимствуется из книг св. Феофана: "Что Есть духовная жизнь и как на нее настроиться" (Письма № 5-9) и "Внутренняя жизнь" (№7).
    Ср.: св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1994. - С. 326.
    Ср.: Там же. С. 685.
    Пс. 41: 3.
    Там же С. 46.
    Путь ко спасению. С. 25.
    Путь ко спасению. С. 27.
    Там же. С. 28.
    Сам святитель Феофан, когда ещё был инспектором в Киевском училище располагал студентов к физическому труду: к столярному, переплётному ремеслу. В летнее время предпринимал с ними продолжительные загородные прогулки.
    Путь ко спасению С.35.
    Там же С.35.
    Там же С.41.
    Там же С.44.
    Там же С.44.
    Мысли на каждый день года. Нед.25. по Пятидесятнице. Вторник.
    Путь ко спасению. С. 234 - 235.
    См.: Смирнов П.А. Жизнь и учение... С. 38.
    Святитель Феофан Затворник. Созерцание и размышление. М.; 1998., - С. 241.
    Там же. С. 244.
    Там же. С. 245 - 246.
    Св. Феофан. Что есть духовная жизнь... С. 29.
    Св. Феофан. Путь ко спасению. С. 191.
    Там же. С. 64.
    Для не имеющих ещё такой способности Св. Феофан советует: "Нынешних естественников не слушай; они всё навыворот толкуют: что естественно, то у них неестественно, а что неестественно, то у них естественно, - называют лукавое добрым, а доброе лукавым. Смотри, что говорит Господь в Евангелии и св. апостолы в писаниях своих, и по их указаниям определяй естественное" (Мысли... Нед. 7 по Пятид. Суббота. С. 101).
    Св. Феофан. Созерцание и размышление... С. 247.
    Там же. С. 64.
    Там же. С. 402 - 407.
    Путь ко спасению. С, 60-61. Видя все эти недостатки в современном образовании Святитель Феофан с грустью констатирует тот факт, что в школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество и воспитывают в них антихристианский дух. Вдобавок к этому и в общество вошли нехристианские обычаи, которые окончательно развращают молодёжь по выходе из школы. "Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, - пророчески говорил он ещё в (((веке, - то будет всё больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира" (Мысли. Нед. 28 по Пятид. С. 172).
    Путь ко спасению. С. 63-64. Большую помощь христианским воспитателям может оказать священство, которых прямая обязанность - юное поколение с первых сознательных лет учить христианской вере. "Школ нечего дожидаться. - говорит Святитель. - Это надо делать словесно, собирая детей в Церковь и в дом по воскресным вечерам, или когда и как будет удобнее" (Мысли... Нед. 10 по Пятид. Понед. С. 109).
    В помощь воспитателям св. Феофан даёт, например, подробную характеристику юношеского возраста, как возраста, более других представляющего затруднений для воспитательного воздействия. Смотри на этот счёт очень интересные психологические заметки в его книге - "Путь ко спасению" (Отдел (. С. 49 - 60).
    Св. Феофан. Созерцание и размышление. С. 248.
    Путь ко спасению. С. 66.
    Смирнов. П. А. Жизнь и учение... С. 23.