Какие выплаты положены погибшему военнослужащему. В случае смерти военнослужащего (страховые выплаты, ипотека, льготы, гарантии)

Какие выплаты положены погибшему военнослужащему. В случае смерти военнослужащего (страховые выплаты, ипотека, льготы, гарантии)
Какие выплаты положены погибшему военнослужащему. В случае смерти военнослужащего (страховые выплаты, ипотека, льготы, гарантии)

Порядок
выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет:

процедуру оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих;

последовательность действий при осуществлении контроля за правильностью оформления документов и обоснованностью выплаты единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих.

2. Единовременные пособия военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих (далее - организация).

3. Выплата единовременных пособий производится организацией на основании документов, подтверждающих наступление у военнослужащих или членов семей погибших (умерших) военнослужащих права на соответствующие выплаты (далее - документы, необходимые для принятия решения о выплате единовременного пособия).

4. Выплата единовременных пособий военнослужащим (независимо от места прохождения ими военной службы, военных сборов) или членам семей погибших (умерших) военнослужащих (независимо от места их жительства) осуществляется на территории Российской Федерации путем перечисления причитающихся сумм в рублях в порядке и на условиях, определенных в соглашении с организацией.

5. Денежные суммы, причитающиеся несовершеннолетним детям погибшего (умершего) военнослужащего, перечисляются на банковский счет, открытый родителем (усыновителем) на имя несовершеннолетнего ребенка.

В случае отсутствия родителя (усыновителя) денежные суммы, причитающиеся несовершеннолетним детям погибшего (умершего) военнослужащего, перечисляются на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем.

6. Военнослужащим, военная служба по контракту которым приостановлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, выплата единовременного пособия за счет средств Министерства обороны Российской Федерации не производится.*(1)

7. Началом военной службы считается:

для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день присвоения воинского звания рядового;

для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;

для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.*(2)

8. Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, вооруженных конфликтов, а также участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.*(3)

9. Военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

б) добровольного приведения себя в состояние опьянения;

10. Причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с исполнением обязанностей военной службы и категория годности военнослужащего к военной службе, а также причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, приведшего к смерти военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, с исполнением обязанностей военной службы определяется военно-врачебными комиссиями (далее - ВВК) в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст. 3831; 2014, N 41, ст. 5537; 2015, N 21, ст. 3115; 2016, N 18, ст. 2636; N 31, ст. 5016; 2017, N 2 (ч. I), ст. 368; N 15 (ч. I), ст. 2196).

Указанная причинная связь определяется в формулировках "военная травма" или "заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", либо "заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска".

11. Увольняемому с военной службы (военных сборов) военнослужащему в связи с признанием его ВВК не годным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с формулировкой причинной связи с исполнением обязанностей военной службы "военная травма" или "заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", либо "заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска" воинской частью выдается копия свидетельства о болезни, заверенная должностным лицом воинской части, и выписка из приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части для представления их в организацию для принятия решения о выплате единовременного пособия.

II. Порядок оформления документов на выплату единовременных пособий

12. Для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего воинские части (военные комиссариаты, военные комиссариаты муниципального образования (муниципальных образований))*(5) оформляют и направляют в организацию следующие документы:

а) заявление от члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение единовременного пособия, составленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Несовершеннолетние дети военнослужащего включаются в заявление законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя), а при его отсутствии - в заявление должностного лица органов опеки и попечительства;

в) копию выписки из приказа об исключении погибшего (умершего) военнослужащего из списков личного состава воинской части;

г) копии рапорта по факту гибели (смерти) военнослужащего, материалов административного расследования, расследования, проводимого органами дознания, следствия, вынесенных судебных решений;

д) заключение ВВК о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, приведшего к смерти военнослужащего*(6) , гражданина, уволенного с военной службы, с исполнением ими обязанностей военной службы в формулировке "военная травма" или "заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", либо "заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска";

е) копию свидетельства о смерти военнослужащего;

ж) копии документов, подтверждающих родственную связь с военнослужащим;

з) копию справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности детям военнослужащего до достижения ими возраста 18 лет;

и) справку образовательного учреждения об обучении детей с указанием даты начала обучения (для детей в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения).

13. В случае проживания членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего вне места дислокации воинской части справка согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, копия рапорта по факту гибели (смерти) военнослужащего, а также копии материалов административного расследования, расследования, проводимого органами дознания, следствия, по завершении проводимых расследований или вынесенных судебных решений в течение пяти рабочих дней направляются воинской частью в военный комиссариат (военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований)) по месту жительства военнослужащего для оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего.

Членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проживающих вне места дислокации воинской части, в том числе за пределами Российской Федерации, воинские части (военные комиссариаты, военные комиссариаты муниципального образования (муниципальных образований)) направляют перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременного пособия, и рекомендуемый образец заявления о выплате единовременного пособия согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

14. Для принятия решения о выплате единовременного пособия военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с признанием их ВВК не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с формулировкой причинной связи с исполнением обязанностей военной службы "военная травма" или "заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", либо "заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска", воинские части (военные комиссариаты, военные комиссариаты муниципального образования (муниципальных образований)) оформляют и направляют в организацию следующие документы:

в) копию свидетельства о болезни;

г) выписку из приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части.

15. Военнослужащие и члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право по заявлению получать в воинских частях (военных комиссариатах, военных комиссариатах муниципального образования (муниципальных образований)) документы, необходимые для принятия решения о выплате единовременного пособия, и самостоятельно направлять их в организацию.

16. Воинские части (военные комиссариаты, военные комиссариаты муниципального образования (муниципальных образований)) оформляют справки согласно приложениям N 2 и к настоящему Порядку при предоставлении военнослужащими и членами семей погибших (умерших) военнослужащих документов, подтверждающих право на выплату им единовременного пособия. Справки оформляются в двух экземплярах. Первый экземпляр справки вместе с другими документами, необходимыми для принятия решения о выплате единовременного пособия, подлежит направлению в организацию. Второй экземпляр справки хранится в воинской части (военном комиссариате, военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований)) в течение пяти лет.

17. Направляемые в организацию копии документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременного пособия, заверяются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Заявления о выплате единовременных пособий, составленные по рекомендуемым образцам согласно приложениям N 1 и к настоящему Порядку, удостоверяются должностным лицом воинской части (военного комиссариата, военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований)), подпись которого заверяется гербовой печатью установленного образца.

18. Сбор, оформление и направление в организацию документов для выплаты единовременных пособий осуществляются воинской частью (военным комиссариатом, военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований) в срок не более 60 календарных дней с даты утверждения рапорта по факту гибели (смерти) военнослужащего, представления материалов административного расследования, расследования, проводимого органами дознания, следствия, вынесенных судебных решений, с даты увольнения военнослужащего с военной службы соответственно.

О направлении документов в организацию уведомляются заинтересованные лица.

III. Контроль за организацией выплаты единовременных пособий военнослужащим и членам их семей

Информация об изменениях:

Пункт 19 изменен с 14 октября 2017 г. - Приказ Министра обороны РФ от 8 сентября 2017 г. N 539

19. Контроль за работой воинских частей (военных комиссариатов муниципального образования (муниципальных образований)) по оформлению и своевременному представлению в организацию документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременных пособий, возлагается на главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителей центральных органов военного управления, военных комиссаров.

20. Контроль за обоснованностью выдачи и надлежащим оформлением заключений ВВК о причинной связи полученных военнослужащими повреждений здоровья с исполнением обязанностей военной службы и категории годности военнослужащих к военной службе возлагается на Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации, Центральную военно-врачебную комиссию Министерства обороны Российской Федерации и иные штатные ВВК, а также медицинские службы военных округов.

Информация об изменениях:

Пункт 21 изменен с 14 октября 2017 г. - Приказ Министра обороны РФ от 8 сентября 2017 г. N 539

21. В воинских частях (военных комиссариатах, военных комиссариатах муниципального образования (муниципальных образований)), оформляющих военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих документы, необходимые для принятия решения о выплате единовременных пособий, должностными лицами, определенными соответствующим командиром (военным комиссаром), ведется журнал учета документов, оформленных на выплату единовременных пособий, согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.

______________________________

*(1) Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, 3030, 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 52 (ч. I), ст. 5038; N 8, ст. 709; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 46 (ч. I), ст. 4437; N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30 (ч. I), ст. 3110, 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974; N 29, ст. 3121 - 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18 (ч. I), ст. 2149; N 19, ст. 2390; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, 5736; N 51, ст. 6149; N 52 (ч. I), ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, 1176, 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30 (ч. I), ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49 (ч. I), ст. 7021; N 49 (ч. V), ст. 7053; N 50, ст. 7366; 2012, N 50 (ч. IV), ст. 6954; N 53 (ч. I), ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 13, ст. 1635; N 19, ст. 2329, 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 23, ст. 2930; N 26 (ч. I), ст. 3365; N 30 (ч. I), ст. 4247; N 42, ст. 5610; N 49 (ч. VI), ст. 6923, 6924; N 52 (ч. I), ст. 7542, 7544; 2015, N 13, ст. 1802; N 17 (ч. IV), ст. 2479; N 18, ст. 2628; N 27, ст. 3963; N 29 (ч. I), ст. 4356; N 41 (ч. I), ст. 5628; 2016, N 7, ст. 908; N 27 (ч. I), ст. 4160, (ч. II), ст. 4238; 2017, N 1 (ч. I), ст. 53; N 9, ст. 1279; N 15 (ч. I), ст. 2136; N 18, ст. 2668; N 31 (ч. I), ст. 4741).

Роман, здравствуйте.

умер товарищ, военнослужащий по контрату находящийся в очередном отпуске, попал в аварию

При нахождении в отпуске он также считался проходящим военную службу, в связи с чем его родители могут рассчитывать на получение страховой выплаты в соответствии с ФЗ от 28.03.1998 N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»

Согласно ст. 4 которого

Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются:
гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы , службы, военных сборов;

Размер страховой выплаты в данном случае определен в ст. 5 данного закона

2. Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;

Которая на сегодняшний день с учетом индексации составляет: 2 463 569,53 рубля.

Для получения страховки им необходимо собрать следующие документы, перечень которых установлен в Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 855

заявление о выплате страховой суммы от каждого выгодоприобретателя по обязательному государственному страхованию (несовершеннолетние дети застрахованного лица и подопечные включаются в заявление одного из супругов, опекуна или попечителя вместе с копией документа, удостоверяющего личность каждого выгодоприобретателя);справка воинской части (учреждения, организации) об обстоятельствах наступления страхового случая; копия свидетельства о смерти застрахованного лица; копия выписки из приказа командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об исключении застрахованного лица из списков личного состава воинской части (учреждения, организации); копии документов, подтверждающих родственную связь выгодоприобретателей с застрахованным лицом;
копия постановления органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства застрахованного лица над подопечными;
копия документа органа опеки и попечительства, подтверждающего отсутствие родителей у застрахованного лица и факт его воспитания и (или) содержания выгодоприобретателями;
справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, об обучении детей застрахованного лица в возрасте от 18 до 23 лет с указанием даты зачисления на обучение;
копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности детям застрахованного лица до достижения ими 18-летнего возраста, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;

Иные документы, за исключением выделенных собираются при наличии соответствующих условий.

Весь пакет документов предоставляется в страховую компанию где он был застрахован - данные о ней можно узнать по месту прохождения им военной службы.

4. Выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

После смерти родственников полагаются выплаты, позволяющие сократить расходы на погребение и облегчить материальную сторону жизни членов семьи умершего. Обычно родственники занимаются похоронами, забывая о компенсациях, положенных законодательством.

В этой и без того тяжелой ситуации не нужно отказываться от помощи государства и иных организаций – пособие по смерти родственника станет небольшой финансовой поддержкой .

Пособие на погребение

Существуют различные выплаты и пособия, выплачиваемые после смерти человека. Одним из видов компенсации после смерти родственника является пособие на погребение, то есть оплата производимых ритуальных услуг. Оно назначается независимо от степени родства, социальной принадлежности умершего, выплачивается единовременно в фиксированной сумме.

Если умерший не являлся пенсионером, военнослужащим, участником ВОВ, трудоустроенным лицом или несовершеннолетним, обращаться стоит в местное Управление Социальной защиты . Во всех остальных случаях собранный комплект документов необходимо отнести в другие учреждения, которые обязаны выплатить компенсацию.

Смерть пенсионера

Если умерший родственник получал пенсию или не работал официально после ее назначения, необходимо в течение 6 месяцев после его смерти обратиться в территориальный отдел Пенсионного фонда РФ . Выбор филиала зависит от района регистрации умершего, на который распространяется компетенция того или иного подразделения ПФР.

Чтобы пособие по смерти пенсионера было назначено, перед обращением следует собрать комплект документов:

  • Оригинал свидетельства о смерти;
  • Справка о смерти;
  • Гражданский паспорт;
  • Трудовая книжка умершего, а при ее отсутствии: выписка из лицевого счета в ПФР, № расчетного счета в Сбербанке, выписка из домовой книги (ЕЖД).

Смерть военнослужащего или участника ВОВ

За выдачей пособия нужно обращаться в военкомат , если умерший родственник являлся военнослужащим, ветераном боевых действий и ВОВ, сотрудником ОВД, пожарной охраны, органов налоговой службы и таможенной службы.

Для назначения пособия потребуется:

  • Свидетельство о смерти;
  • Справка о смерти;
  • Трудовая книжка;
  • Служебное удостоверение или иной документ.

За счет средств Федерального бюджета будет также установлен и памятник на могиле. Для этого нужно написать заявление.

Смерть официально трудоустроенного лица

Когда умерший официально трудоустроен, необходимо обратиться к его работодателю , чтобы было назначено пособие по смерти работника. В этом случае комплект документов будет следующим:

  • Свидетельство о смерти;
  • Справка о смерти;
  • Трудовая книжка или трудовой договор, если эти документы у вас на руках.

Нужно знать, что умершему человеку, трудоустроенному на нескольких работах по совместительству, пособие по смерти сотрудника выплачивается только одной организацией, где и забирают оригинал справки о смерти. Такая справка выдается в единственном экземпляре во избежание многократного получения пособия.

Обратившись к работодателю, напишите еще и заявление о единовременной выплате материальной помощи.

Смерть несовершеннолетнего родственника

В случае смерти несовершеннолетнего члена семьи обращаться за назначением пособия на погребение следует к своему работодателю , у которого вы официально трудоустроены.

В центр Социальной Защиты следует идти в случаях, когда произошла смерть ребенка, а вы не работаете.

Для получения пособия по смерти несовершеннолетнего родственника потребуется собрать следующие документы:

  • Справка и свидетельство о смерти;
  • Свидетельство о рождении ребенка;
  • Трудовая книжка при ее наличии.

Случаи получения пособия в Управлении Соцзащиты

Когда умерший родственник не попал ни в одну из «льготных» категорий граждан, необходимо обращаться в Управление Соцзащиты по месту его жительства. Прийти туда можно в течение 6 месяцев после смерти, собрав комплект документов:

  • Справка и свидетельство о смерти (оригиналы);
  • Трудовая книжка или выписка со счета умершего в ПФР, подтверждающая тот факт, что человек не работал.

Размер пособия

Для всей страны установлен единый размер пособия на погребение в каждом случае. Однако он зависит от районных добавочных коэффициентов, узнать которые можно в учреждении Соцзащиты своего города или другого населенного пункта.

Стандартные размеры пособий на погребение в 2019 году следующие:

  1. При получении в Соцзащите, ПФР и у работодателя – 5227 рублей . Для Москвы сумма увеличивается на 11 тысяч рублей за счет дополнительной выплаты.
  2. При назначении пособия военкоматом размер составляет сумму фактически затраченных на погребение денег, но не более 15484 рублей . Для Москвы – не более 38 400 рублей . Семье выплачивается дотация в размере трехмесячной пенсии ветерана или зарплаты военнослужащего.

Другие виды выплат после смерти родственника

После смерти родственника полагаются и другие выплаты, а также назначаются пенсии и начисляются компенсации.

Альтернативный вариант – безвозмездные похороны

В соответствии с действующим законодательством (ФЗ №9) единовременная выплата может быть заменена безвозмездными похоронами по заявлению родственника . В этом случае из государственного бюджета выделяются средства для перечня работ:

  • Предоставление гроба, одежды и покрывала с доставкой;
  • Перевозка останков на кладбище (заезд автобуса в церковь оплачивается родственниками самостоятельно);
  • Погребение;
  • Оформление документов для погребения.

Для организации таких похорон требуется обращение в специализированную ритуальную службу (муниципальную), куда кроме прочих документов придется представить справку о том, что денежное пособие вам не было выплачено.

Умерший родственник был застрахован

Случаи добровольного страхования в России нечасты, однако сплошь и рядом встречаются при оформлении кредитов и выдачи страховых полисов на автомобиль.

Поэтому после смерти родственника внимательно изучите все его документы . Если у него был неоплаченный кредит в банке, возможно, заключался страховой полис, по условиям которого страховая организация будет обязана погасить сумму долга.

Если умерший оформлял полис ОСАГО, ему могли «навязать» страхование жизни. При выполнении определенных условий вы сможете рассчитывать на выплату компенсации.

Выплата в Сбербанке

После смерти пожилых людей у них часто остаются вклады в Сбербанке, открытые до 20 июня 1991 года . Если у вашего родственника был такой вклад, вы можете рассчитывать на дополнительную выплату – 6 тысяч рублей. Обратитесь в ближайшее отделение Сбербанка.

Компенсация расходов, если в смерти родственника виновны третьи лица

Когда в смерти вашего родственника виновны третьи лица, будь то ДТП, убийство или любая другая ситуация, подпадающая под нормы уголовного законодательства, вы можете рассчитывать на возмещение расходов с виновных лиц.

В этом случае, в зависимости от назначенной судом суммы, осужденные отдадут вам компенсацию единовременно или будут ежемесячно перечислять проценты со своей заработной платы или иного дохода.

Пенсия по потере кормильца

Назначение пенсии после потери кормильца осуществляется по заявлению следующим категориям граждан:

  • Детям умершего, в том числе усыновленным. Выплачиваются до достижения ими возраста 18 лет (до 23 лет, если ребенок является студентом). После смерти отчима или мачехи выплата назначается только в том случае, если умерший воспитывал детей более 5 лет.
  • Студентам очного отделения.
  • Вдовам, достигшим пенсионного возраста или имеющим инвалидность.
  • Нетрудоспособным родителям умершего.
  • Несовершеннолетним внукам, братьям и сестрам, имеющим инвалидность.
  • Семье человека, пропавшего без вести.
  • Членам семьи, решившим взять обязанность по воспитанию и содержанию несовершеннолетних (до 14 лет) детей и родственников умершего, имеющим возможность получать пенсию по потере кормильца.

Документы на право получения пенсии:

  • Паспорт;
  • Доказательство родства с умершим;
  • Свидетельство о смерти;
  • Документы, подтверждающие стаж кормильца.

Специалист ПФР в течение 10 дней с момента обращения рассматривает заявление, назначает или отказывает в назначении пенсии. Размер пенсии зависит от множества факторов и рассчитывается индивидуально.

Право на получение трудовой пенсии по потере кормильца отсутствует в следующих случаях:

  1. Кормилец не проработал ни одного дня. Здесь будет назначена другая – социальная пенсия.
  2. Смерть кормильца произошла по причине преступления одного из членов семьи гражданина, желающего получить пенсию.

Получение невыплаченных пенсий и зарплат

Дополнительной компенсацией после смерти станет получение невыплаченной пенсии и заработной платы . Их можно получить по письменному заявлению, обратившись к работодателю или в ПФР не позднее 6 месяцев после смерти. Выплата производится только за фактически отработанное число дней, компенсируется не отгулянный отпуск.

В получении выплаты после смерти родственника нет ничего сложного, а комплект необходимых документов – минимален. Где получить пособие по справке о смерти и свидетельству, зависит от категории гражданина и его социального статуса. От этого зависит и размер пособия, поэтому внимательно ознакомьтесь со всеми документами родственника, возможно, вы найдете необходимую информацию, позволяющую получить более высокую сумму компенсации.


28.09.2017

Близким родственникам людей, которые умерли, находясь на военной службе, полагаются компенсации от государства — их регламентируют сразу нескольких российских законов. Однако, как выяснил журналист Михаил Данилович, родственники погибших военных нередко не могут получить эти деньги — просто потому что в документах о смерти значится слово «умер», а не слово «погиб». Многим приходится годами судиться с чиновниками, чтобы вернуть себе право на компенсации; другие, по всей вероятности, просто смиряются с отсутствием выплат.

Захар Угольников, погибший в воинской части 33444 в 2007 году

Из личного архива Любови Борзовой

11 июня 2007 года жительница Перми Любовь Борзова позвонила сыну Захару Угольникову. К тому времени он уже год служил в войсковой части 33444 в Екатеринбурге — попал туда по призыву после того, как из-за хвостов по учебе ушел из строительного колледжа. Против армии не упирался: не видел в ней ничего плохого. После службы хотел решить проблемы с академическими долгами и поступить на строительный факультет пермского технического университета. Мать регулярно звонила Захару — и этот разговор ничем не отличался от других. «Он говорил спокойно, ни на что не жаловался», — вспоминает Борзова.

Как она узнала позже, через несколько часов после этого звонка Захар умер. Как это случилось, Борзова точно не знает до сих пор. В выписке из приказа командира части значится формулировка «внезапная сердечная смерть», но Борзова считает — у всего должна быть причина. Она видела ссадины на теле сына, а его сослуживец, с которым они вместе с Захаром гуляли по Екатеринбургу, вдруг перестал с ней общаться, заявив, что не будет обсуждать гибель друга.

О том, что в связи со смертью сына ей положены какие-либо выплаты от государства, представители военкомата не сообщили. Борзова сама узнала, что региональное министерство социального развития должно выдать ей удостоверение, которое дает право на ряд льгот — в частности, по оплате коммунальных услуг. А еще — на ежемесячную денежную выплату. В 2017 году она равна полутора тысячам рублей.

Борзова отправилась за удостоверением, но ей отказали. В краевом министерстве соцразвития матери объяснили: в выписке из приказа командира написано слово «умер», а должно быть — «погиб». А значит, никаких денег от государства ей не полагается.

Компенсаций, которые ей должны платить по закону, Борзова в итоге добивалась девять лет — не столько ради денег, сколько потому что «злость была»: хотелось доказать свою правоту. Статистика Пенсионного фонда России позволяет предположить, что в похожей ситуации сейчас могут находиться тысячи людей.

Проблемы словоупотребления

«Меры социальной поддержки распространяются на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы», — сообщал представитель пермского министерства соцзащиты в одном из ответов Борзовой (есть в распоряжении «Медузы»), подчеркивая последнюю часть фразы. И заключал: раз Захар Угольников «умер <…> при исполнении служебных обязанностей» — никаких мер социальной поддержки быть не должно. Борзова неоднократно пыталась получить в военкомате документ с «правильной» формулировкой — но там всякий раз выдавали справки со словом «умер». В одной бумаге оно было написано жирным шрифтом и подчеркнуто.

После восьми лет попыток убедить чиновников и военных в своей правоте Борзова подала на министерство в суд. Краевой комиссариат привлекли к процессу как третье лицо — такие участники суда имеют отношение к спору между сторонами и могут помочь понять, кто из них прав. В этот момент военные почему-то решили не продолжать лингвистические споры. Представительница комиссариата в отзыве на иск (его суд принимает к сведению) написала: «Угольников Захар Вадимович 1986 г. р. погиб (умер) при исполнении обязанностей военной службы». Из документа следовало: раз солдат был «на территории части в течение установленного распорядком дня служебного времени» — значит, «погиб». Суд согласился с этими доводами. Борзова выиграла — судья постановила выдать ей удостоверение, с которым женщина может получать льготы и выплаты.

«Медузе» удалось обнаружить как минимум 41 судебное решение за последние семь лет, связанное с борьбой за право на компенсации. Поводом для тяжбы всегда становились словесные разночтения: почти всегда — между формулировками «умер» и «погиб»; значительное количество раз — между «в период военной службы» и «при исполнении обязанностей военной службы». Ни один из этих случаев не связан с участием в боевых операциях. В большинстве дел суд принял сторону родных погибших солдат, заключив: если человек умер не в самоволке, значит, его близкие могут рассчитывать на выплаты, льготы и компенсации. Даже в случае самоубийства.

Льготы и выплаты родственникам погибших на военной службе в России гарантируются сразу несколькими законами. С соцзащитой Борзова судилась, чтобы получить выплаты по закону «О ветеранах» — за них отвечает Пенсионный фонд. В свою очередь, по состоянию на 2017 год Министерство обороны по закону «О денежном довольствии военнослужащих» должно платить 18 тысяч рублей ежемесячно нетрудоспособным близким умершего солдата или офицера. Эта сумма делится на всех нетрудоспособных близких, включая самого погибшего, доля которого уходит государству (таким образом, если у военного остались двое детей, каждому из них полагается по 6 тысяч рублей). Сколько таких компенсаций сейчас платится в России, выяснить не удалось: в министерстве обороны на запрос «Медузы» не ответили.

Согласно федеральным законам №№?5 (ст. 21, 23.1), 52 (ст. 5, ч. 2), 306 (ст. 3, ч. 8, 9)

Словарь как вещдок

В 2003 году в воинской части в Челябинской области умер 24-летний старший лейтенант из Кемерова Чабанов (его имени, как и имен его родственников, в публичной версии судебного решения нет; связаться с семьей Чабановых «Медузе» не удалось). В выписке из приказа командира части указано, что смерть произошла «от острого нарушения мозгового кровообращения» во время боевого дежурства. Как и Борзова, родители Чабанова получили от военных документы со словами «умер» и «смерть».

Когда мать Чабанова обратилась за удостоверением, дающим право на льготы и компенсации, в городскую администрацию (в разных регионах их выдают разные ведомства), ей отказали — мотивировав это тем, что в извещении о смерти должно было быть слово «погиб». В суд Чабанова обратилась только спустя десять лет — в 2013 году — и получила отказ на том основании, что документ, который она оспаривает, устарел. Тогда Чабанова запросила новый. В нем чиновники вновь указали на разночтения между «погиб» и «умер».

На одно из заседаний Чабанова пришла со словарем Ожегова. Указав на присутствующее в нем выражение «умереть за Родину», она пыталась доказать, что слова «умер» и «погиб» синонимичны — поскольку в армии умирают именно что за Родину. В итоге суд постановил, что юридически значимым обстоятельством является именно смерть на военной службе, а не обстоятельства этой смерти. В апелляционной инстанции чиновники проиграли. Через некоторое время удостоверение отказались выдать также отцу Чабанова — по тем же самым причинам. Мужчина тоже подал в суд — и тоже выиграл.

Некоторые судьи прямо пишут в своих решениях, что никакой разницы между двумя словами нет. Так, в 2012 году Верховный суд Калмыкии обратил внимание на само название 21-й статьи закона о ветеранах, в котором слово «умерших» стоит в скобках после «погибших»: в итоговом апелляционном определении сказано, что закон эти понятия не различает.

Случаи, когда семьи погибших солдат проигрывали тяжбу, не так уж и редки. Из 41 судебного решения, проанализированного «Медузой», таких семь. Один из примеров — дело служащего Алексея Дуракова, умершего 20 лет назад в воинской части в городе Вязьма Смоленской области. Его родители получили удостоверения, необходимые для выплат, однако потом чиновники решили, что совершили ошибку, — и стали возвращать документы через суд. Грибановский районный суд Воронежской области согласился с тем, что смерть «не связана с исполнением обязанностей военной службы». За день до дембеля Дураков, судя по документам, ушел в самоволку вместе с сослуживцем — поехал на велосипеде в соседнюю деревню, чтобы проведать знакомых девушек. По дороге их сбил автомобиль, Алексей погиб, о судьбе его товарища в вердикте не сообщается. Мать убеждена, что сына убили, но на решение суда ее мнение не повлияло.

Порой суды выносят противоречивые вердикты в схожих обстоятельствах. Так, в 2014 году мать военнослужащего из пермской Губахи сумела добиться выдачи удостоверения через суд, а два года спустя родителям Андрея Шлычкова из башкирского города Мелеуз суд в том же отказал. В обоих случаях речь шла о самоубийстве — однако если пермский суд безоговорочно встал на сторону матери, то башкирский зацепился за все те же слова. В решении говорится: «Из буквального значения слов „погибший“ и „умерший“ следует, что погибшим при исполнении обязанностей является лицо, смерть которого наступила сразу в результате увечья». Андрей Шлычков прослужил в вооруженных силах всего три месяца; 7 марта 2016 года его нашли повешенным на дереве в воинской части в поселке Тоцкое Оренбургской области.

Разночтения между «умер» и «погиб» — не единственный стилистический момент, который может влиять на размер или сам факт получения государственных компенсаций. Например, пенсии по потере кормильца (это еще один тип выплат) зависят от заключений военно-врачебных комиссий и конкретно — от того, какая в них указана причина смерти. «Военная травма» и «заболевание, полученное в период военной службы» означают разные суммы пенсий; «Медузе» известны случаи, когда из-за отсутствия записи о военной травме родственникам погибших солдат отказывали и в ежемесячной компенсации, положенной по закону.

Руководитель центра соцобеспечения пермского краевого военкомата Николай Мишин утверждает: именно заключения военно-врачебных комиссий, а не формулировки в командирских приказах важны при назначении любых выплат. В качестве иллюстрации своего тезиса он приводит случай, который произошел, когда Мишин сам служил в армии: по его словам, некий прапорщик в новогоднюю ночь «нажрался и захлебнулся в своих отходах, хотя был на посту». Как рассказывает Мишин, в заключении комиссии было написано «военная травма», и его близким назначили максимально возможную выплату.

Солдаты срочной службы в день призывника. Поселок Мосрентген, 21 апреля 2012 года

Фото: Игорь Стомахин / PhotoXPress

Умерший в нерабочее время

Несмотря на слова Мишина, почти во всех случаях, известных «Медузе», проблемы у родственников начинались не с заключений военно-врачебных комиссий, а с выписки из приказа командира воинской части об исключении военнослужащего из списков личного состава. Приказ этот выпускается на основе медицинского свидетельства о смерти солдата, которое составляют военные судмедэксперты.

Раньше в форме выписки фигурировало именно слово «погибший». Типовую фразу закрепил приказ министра обороны 1999 года, и звучала она так: «Рядового Павлова Ивана Ефимовича, механика-водителя 2 танковой роты, погибшего ___ _________ 200__ г. в результате автомобильной катастрофы, исключить из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения». Как говорит юрист правозащитной организации «Гражданин и армия» Арсений Левинсон, в 2009 году этот приказ отменили , и замены ему так и не появилось. При этом шаблонный текст в официальных бумагах почти не изменился — кроме одного обстоятельства: слово «погибшего» заменилось на «умершего».

«Медуза» обзвонила несколько военкоматов и военных частей по всей России. Все собеседники считают, что разница между понятиями «умер» и «погиб» есть, однако четких критериев их различия никто предложить не смог.

Так, Константин Кесаев, врио заместителя командира североосетинской воинской части 20634, предположил, что «умер» — это одна статья выплат, а «погиб при исполнении» — другая, затруднившись объяснить, в чем содержательное отличие двух формулировок.

Похожее мнение у другой собеседницы из той же части, ответившей по общему телефону и назвавшей лишь свой позывной — «Несекретка». «Погибший — это когда он при какой-то боевой задаче погиб, — считает она. — А умерший — он, может быть, в нерабочее время вышел с территории части, шел домой и с ним что-то произошло».

«Погиб — это если при выполнении обязанностей, а умер — в быту, — утверждает представитель командования части в центральной России, попросивший не указывать свое имя и номер части. — И командиры, чтобы их за жопу не взяли, что на их части много денег уходит, пишут „умер“, а не „погиб“».

Похожим образом рассуждают и чиновники, с которыми удалось поговорить «Медузе». Так, специалист пермского министерства соцразвития, проигравшего в суде Любови Борзовой, сообщила, что ведомство выдает удостоверение только в случае, если в документах указано, что военнослужащий погиб.

— А если написано: «Умер. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы» — дадите удостоверение?

— Но он же не погиб при исполнении обязанностей военной службы. Смерть с чем связана? Он мог заболеть — и из-за этого умереть, правильно? Мог получить какое-то ранение. А мог повеситься.

— Есть решения судов, и в них говорится, что важна только связь смерти с исполнением обязанностей службы. А «умер» или «погиб» — неважно.

— Но суд ведь может принять разные решения, правильно?

В новочебоксарском управлении пенсионного фонда (он тоже проигрывал суд матери солдата) также сообщили, что слово «погибший» повлечет за собой выдачу необходимых для получения компенсаций документов «без проблем». В отличие от слова «умерший».

«С 2000 года у нас в государстве наконец-то начали считать деньги», — объясняет старпом начальника отделения по работе с гражданами военкомата Пермского края Татьяна Смольская. Ее ведомство, с одной стороны, дублирует слова из командирских приказов в похоронках, с другой — принимает заявления на некоторые выплаты от семей военных. Чиновница уточняет: когда есть решение суда о выплате, его приходится исполнять. Однако в последующих случаях, если, например, не будет записи о «военной травме», военкомат вновь будет отказывать обратившимся за компенсацией. Этого, по словам чиновницы, требует закон. «Мы сами не имеем права нарушить законодательство, а судья — пожалуйста», — объясняет Смольская.

«К нам приезжают ревизоры, прокуратура — кто хочешь, — продолжает сотрудница военкомата. — Проверяют законность оформления [компенсаций]. Вы что думаете, мы что хотим, то и назначаем? Нет! И если мы нарушили, знаете, все деньги будут выдираться с того человека, который подписал. Есть закон, а есть справедливость. Слышали? Так вот, они не тождественны».

Семьи погибших военнослужащих получают выплаты не только от государства. Две единоразовые выплаты — почти 4 миллиона рублей и более 2,5 миллионов — по закону совершают страховые компании, для которых командиры воинских частей готовят отдельные справки. Форму этих справок министерство обороны за последние годы переутверждало несколько раз. Во всех вариантах есть формулировки «погиб (умер)» и «гибель (смерть)»: в этих случаях военные никакой разницы в словах не видят.

Экономика незнания

Одна из главных организаций, ответственных за расчеты с семьями погибших военнослужащих, — это Пенсионный фонд. Он начисляет два типа выплат. Во-первых — пенсию нетрудоспособным членам семей «погибших (умерших) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин» (такова формулировка 166 федерального закона). Во-вторых, ту самую ежемесячную денежную выплату, которая «распространяется на членов семей военнослужащих, <…> погибших при исполнении обязанностей военной службы».

Как сообщили «Медузе» в Пенсионном фонде России, первую выплату — ее в том или ином размере начисляют независимо от формулировок в документах — сейчас в России получают чуть более 46,5 тысячи человек; в прошлом году на эти выплаты ушло около 6 миллиардов рублей. Ежемесячную же выплату в прошлом году начисляли 24?414 россиянам, которые получили 422 миллиона рублей. Таким образом, нетрудоспособных членов семей умерших военных почти в два раза больше, чем просто членов семей погибших военных.

Юрист «Гражданина и армии» Арсений Левинсон убежден: подавляющее большинство людей, получающих отказ в компенсациях, просто не идут в суд. «Во-первых, люди не обладают достаточной юридической грамотностью, а найти доступную профессиональную помощь непросто, — поясняет он. — Во-вторых, граждане просто не знают, что отказ мог быть незаконным».

Любовь Борзова / Фото: Ярослав Чернов

Любовь Борзова говорит, что за десять лет ни разу не встретила понимания среди чиновников и военных — по ее словам, к ее льготам и компенсациям они относятся так, будто средства надо взять из собственного кармана. Большая часть денег, которые Борзова после выигрыша в суде с прошлого года получает от государства, уходит на лекарства: после смерти сына начали отказывать ноги. Несмотря на это, женщина продолжает сотрудничать с краевым Комитетом солдатских матерей, старается делиться своим опытом с другими родителями. Как и она когда-то, некоторые их них просто ничего не знают о положенных льготах и выплатах.

В беседе с «Медузой» Борзова почти не говорит про сына в прошедшем времени. «У меня сын и две дочери», — перечисляет она. Показывает грамоты Захара по каратэ-до, перечисляет международные турниры, на которые ездил ее «ребенок». На днях Захару исполнится 31 год.

КНИГА ПАМЯТИ | Главная страница ,

Please enable JavaScript to view the