Диагностика развития детей раннего возраста. Диагностика раннего развития Нужна помощь по изучению какой-либы темы
Читайте также
Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.
Искусство общения с родителями
Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.
Что делать?
Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.
Как не допустить измен
Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.
Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять
Дыхание: теория и практика
Теория
Важно понимать, что естественное дыхание человека это спокойное, размеренное и глубокое дыхание животом. Однако под давлением современного скоростного ритма жизни человек ускоряется так, что становится в буквальном смысле «не продохнуть». Иными словами, человек начинает дышать часто и поверхностно, словно задыхаясь, и при этом задействовать грудную клетку. Такое грудное дыхание является признаком тревоги и часто приводит к синдрому гипервен гиляции, когда кровь перенасыщается кислородом, что выражается в противоположном ощущении: вам кажется, что не хватает кислорода, от чего вы начинаете дышать ещё более интенсивно, тем самым попадая в порочный круг тревожного дыхания.
Релаксация: теория и практика
Теория
Частые, длительные, интенсивные эмоциональные переживания не могут не сказываться на нашем физическом самочувствии. Та же тревога всегда проявляется в виде мышечного напряжения, которое, в свою очередь, подаёт мозгу сигнал о том, что пора тревожиться. Этот порочный круг возникает из-за того, что психика и тело неразрывно связаны. Будучи «воспитанными» и «культурными» людьми, мы подавляем, а не проявляем (не выражаем, не высказываем) эмоции, в силу чего возникающее мышечное напряжение не расходуется, а накапливается, что ведёт к мышечным зажимам, спазмам и симптомам вегетососудистой дистонии. Расслабить напряжённые мышцы, как ни парадоксально, можно посредством короткого, но достаточно интенсивного напряжения, способствующего более качественному расслаблению мышц, в чём и состоит суть нервно-мышечной релаксации.
Развитие речи | |
Понимание речи | Уметь различать и называть знакомые игрушки и окружающие предметы, их основные качества; |
иметь представления об одежде, назначении вещей; закрепить названия одежды и ее деталей, обозначение действий и последовательность одевания на прогулку; |
|
уметь называть изображенные на картинке предметы и их качества, действия; выполнять действия по картинкам |
|
Уметь показывать по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки; закреплять умение определять части тела человека и животных |
|
Уметь выполнять поручения по просьбе взрослого, связанные со знакомыми действиями |
|
Уметь рассматривать картинки в книжке, слушать потешки, стихи |
|
Активная речь (произносит до 20 облегченных слов) | Уметь произносить простые слова, соотносить их с предметами |
Уметь сравнивать предметы по величине; отчетливо произносить звук о |
|
Иметь представления о том, кто, что и как ест; учить отчетливо произносить звук а |
|
Уметь произносить простые слова, соотносить их с действиями |
|
Иметь способность к обобщению путем упражнения в подборе к глаголам соответствующих существительных |
|
Иметь представления о назначении предметов, активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии |
|
Уметь произносить длительные «гудящие» звуки – уууу |
|
Уметь отчетливо произносить звуки «у», «а»; закрепить произношение «ау» |
|
Уметь различать и называть птиц; побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподражания (кря-кря, га-га-га, кко-кко-кко, бал-бал-бал) |
|
Сенсорное воспитание | |
Форма | Уметь группировать предметы по их форме (круг, квадрат) |
Цвет | Уметь группировать предметы по цвету |
Величина | Уметь чередовать предметы по величине |
Нанизывание колец одинакового раз мера | Уметь снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием |
Нанизывание колец, разных по размеру | Уметь надевать и снимать большие и маленькие кольца на стержень пирамидки |
Действия с кубиками | Уметь детей ставить кубики один на другой (строить башню, дом) |
Показ предметов в действии | Разыграть с несколькими предметами |
Воспроизведение одного знакомого действия с игрушкой | Уметь детей по подражанию воспроизводить одно знакомое действие (качает, возит и т.д.) |
Действия с | Уметь переносить знакомые действия с одним предметом на другой предмет, учить выполнять действия с простейшими транспортными средствами для перевозки небольших предметов, игрушек, (каталка, коляска тележка), отмечать особенности (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся) |
Действия с разными игрушками | Уметь производить одинаковые действия с разными предметами |
Развитие движений | |
Ходьба | Уметь ходить самостоятельно |
Общеразвивающие упражнения | Уметь устойчиво стоять, приседать, наклоняться, поворачиваться |
Упражнять в ползании, способствовать развитию самостоятельности |
|
Основные движения | Упражнять в ползании и пролезании под препятствие |
Разнообразные движения (действия) с предметами круглой формы | Уметь выполнять разнообразные действия с предметами круглой формы: переносить, бросать, катать, учить подниматься по лесенке детской горки приставным шагом |
Уметь бегать в указанном направлении |
|
Развитие бытовых навыков | |
Бытовые навыки | Уметь пить из чашки |
Уметь держать ложку в кулачке, опускать в густую пищу, доносить до рта, есть (взрослый докармливает) |
|
Уметь правильно умываться, мыть и вытирать руки, лицо после умывания |
|
Уметь проситься на горшок |
|
социально-эмоциональная сфера | Уметь подражать мимике, движениям близкого взрослого (смеется, хмурится, улыбается) |
Уметь познавать окружающее через эмоциональные ощущения (упасть – больно, дотронуться до батареи – горячо) |
|
Уметь заинтересовываться новой игрушкой |
|
Уметь проявлять интерес к играм детей |
|
Уметь различно реагировать на плясовые и спокойные мелодии, напевность стихов, прибауток |
Примерный план диагностического исследования детей в 1 год 6 месяца
Познавательная сфера (способности) | Уровень развития навыков (способностей) |
Развитие речи | |
Понимание речи | Уметь показывать части тела по просьбе взрослого, понимать слова, обозначающие части тела человека и животных |
Уметь обобщать по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера и цвета |
|
Уметь выполнять знакомые бытовые действия по просьбе |
|
Активная речь | Продолжается развитие подражания звукам, имитирующим голоса животных. В активной речь присутствуют общеупотребляемые слова |
Сформировано четкое произношение звуков м, п, б (мь, пь, бь), изучено, отчетливо и внятно произносить отдельные звукосочетания, закреплены в речи названия отдельных предметов |
|
Закреплены произношение звука ф; закреплены названия предметов и их качеств; укреплены артикуляция и голосовой аппарат |
|
Сенсорное воспитание | |
Форма | Уметь ориентироваться в двух формах (шар – куб, кубик – |
Уметь подбирать предмет такой же формы, как на образце |
|
Уметь группировать однородные объекты, ориентировать на слова «такой», «не такой» |
|
Величина | Уметь ориентироваться в двух величинах (большой и маленький), находить предметы этих величин после показа и по просьбе взрослого |
Величина | Уметь собирать пирамидку из двух контрастных колец по величине после показа |
Цвет | Уметь ориентироваться в двух - трех цветах находить такого же цвета игрушку, как просит или показывает взрослый |
Уметь формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов |
|
Уметь различать цвета и понимать названия цвета |
|
Уметь располагать грибочки в отверстия на квадрате аналогичной окраски |
|
Игровые действия с предметами | |
Игровые действия | Уметь переворачивать страницы книг, учить катать перед собой коляску |
Уметь тянуть игрушку за веревочку за собой |
|
Уметь производить (отображать) часто наблюдаемые действия: кормить куклу; причесывать куклу |
|
Уметь использовать в играх предметы-заместители. Производить с ними такие же действия, что и с реальными предметами |
|
Уметь проявлять сообразительность: подставлять что-то, например, вязать; использовать дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь |
|
Развитие движений | |
Ходьба обычная | Уметь хорошо самостоятельно ходить: прямо, по кругу, огибая предметы |
Перешагивание, Ходьба по лесенке | Уметь перешагивать через препятствия на полу приставным шагом |
Уметь входить и сходить по детской лесенке чередующимся шагом |
|
Уметь проходить по слегка наклонной доске |
|
Уметь бросать мяч вниз, вперед вверх |
|
Развитие бытовых навыков | |
Бытовые навыки | Уметь держать ложку в кулаке |
Уметь есть частично полужидкую и жидкую пищу |
|
Уметь пить из чашки, почти не проливая во время кормления |
|
Уметь самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем |
|
Социально-эмоциональная сфера | |
Социально-эмоциональная сфера | Уметь проявлять социально значимые жесты и мимику («жалеет») |
Уметь переключаться с одного эмоционального состояния на другое (огорчается – успокаивается) |
|
Уметь уступать игрушку другому ребенку, не отнимать игрушку |
|
Уметь воспринимать различные художественное слово |
|
Уметь повторять с удовольствием знакомые движения под музыку |
Примерный план индивидуального развития детей в 1 год 9 месяца
Познавательная сфера (способности) | Уровень развития навыков (способностей) |
Развитие речи | |
Понимание речи | Уметь понимать сюжеты по картинке; отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что делает?», «Где?»; |
Уметь выполнять (и запоминать) два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси) |
|
Уметь понимать несложный рассказ со знакомыми событиями |
|
Активная речь; четкое произношение | Уметь использовать предложения из двух слов: |
Сенсорное воспитание | |
Форма | Закреплено умение сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм: |
Величина | Уметь ориентироваться в трех величинах одной формы (большой – поменьше – маленький) |
Уметь управлять, нанизывать и снимать двух- трёх-размерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу, потом по два кольца каждой величины |
|
Цвет | Уметь ориентироваться в цветах: красный, желтый, зелёный, синий. Уметь группировать предметы по цвету |
Игровые действия с предметами | |
Игровые действия | Уметь отображать жизненные действия в игре (кормить, возить, баюкать) |
Уметь укладывать куклу спать, побуждать к называнию слов, обозначающих одежду куклы, ласковых слов «убаюкивания» |
|
Уметь произносить слова, обозначающие столовые принадлежности, использовать их при кормлении куклы |
|
Уметь пользоваться предметами-заместителями |
|
Уметь воспроизводить из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа |
|
Развитие движений | |
Ходьба-перешагивание | Уметь перешагивать через небольшие препятствия на полу |
Ходьба по гимнастическим снарядам (доске, скамейке) | Уметь проходить по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической развивать чувств скамеечке; развивать чувство равновесия, умение ориентироваться пространстве |
Метание | Уметь забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу |
Бег | Уметь бегать в разных направлениях |
Лазание | Уметь легко влезать на диван, стул, спускаться на пол |
Развитие бытовых навыков | |
Бытовые навыки | Уметь самостоятельно есть любую пищу |
Уметь есть с хлебом |
|
Уметь самостоятельно снимать шапку, обувь |
|
Уметь частично одеваться (натягивать шапку, надевать туфельки и другую одежду, обувь по погоде и времени года) |
|
Уметь обращать внимание на грязное лицо, руки |
|
Уметь знать место игрушек, одежды и других вещей |
|
Социально-эмоциональная сфера | |
Социально-эмоциональная сфера | Уметь подражать взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги |
Уметь при общении со взрослым использовать эмоционально окрашенные возгласы, мимику, движения |
|
Уметь контактировать со сверстниками |
|
Уметь эмоциональному узнаванию настроения, т. е. собственно реагировать на речь, музыку, художественное слово |
Примерный план диагностического исследования детей в 2 года
Познавательная сфера (способности) | Уровень развития навыков (способностей) |
Развитие речи | |
Понимание речи | Уметь понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях; отвечать на вопросы об этих событиях |
Уметь выполнять до 3 поручений (возьми, отнеси, положи) |
|
Уметь называть названия детали лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.) |
|
Уметь использовать предложения из 2-3 слов при общении со взрослыми и детьми |
|
Уметь употреблять в речи: |
|
Уметь договаривать четверостишия в знакомых стихах |
|
Уметь называть предметы по картинкам |
|
Уметь говорить «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй» |
|
Сенсорное воспитание | |
Форма | Уметь соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец |
Уметь группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы |
|
Величина | Уметь ориентироваться в трёх и более контрастных величинах |
Уметь собирать пирамидку по убыванию размера из 4-5 колец |
|
Цвет | Уметь различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, некоторые из них называть |
Уметь устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов |
|
Качества предметов | Уметь различать величину предмета: тяжелый – легкий; учить различать фактуру: мягкий – твердый; учить различать температуру: холодный – теплый |
Игровые действия с предметами | |
Игровые действия | Уметь доставать (вылавливать) сачком га воды понравившуюся игрушку |
Уметь производить несколько последовательных игровых действий, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинки); учить пользоваться предметами-заместителями |
|
Уметь выполнять два последовательных действия |
|
Уметь сооружать из кубиков знакомые постройки для мягких игрушек |
|
Развитие движений | |
Ходьба | Уметь перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом |
Ходьба и бег | Уметь удерживать равновесие при ходьбе по ограниченной площади или по гимнастическому снаряду, лежащему на полу |
Уметь подниматься и спускаться по лестнице, забираться на детскую горку и спускаться с нее |
|
Уметь менять темп: ходьба и бег |
|
Бег | Уметь бегать семенящим шагом |
Прыжки, подскоки | Уметь подпрыгивать, подскакивать |
Ловля и бросание | Уметь удерживать мяч одной или двумя руками |
Уметь бросать мяч в горизонтальную цель |
|
Уметь ловить мяч с близкого расстояния |
|
Катание предметов | Уметь скатывать с горки предметы круглой формы |
Развитие бытовых навыков | |
Бытовые навыки | Уметь есть аккуратно, не обливаясь |
Уметь при умывании тереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком |
|
Уметь самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться |
|
Уметь частично раздеваться |
|
Уметь складывать на место одежду, обувь, посуду, игрушки |
|
Уметь пользоваться носовым платком (при напоминании) |
|
Социально-эмоциональная сфера | |
Социально-эмоциональная сфера | Уметь проявлять эмоции при общении (мимика, возгласы, движения) |
Уметь улыбаться, пользоваться эмоционально-окрашенной речью при совместных играх с детьми |
|
Уметь эмоционально заинтересовать детей музыкой, пением, фольклором |
|
Уметь смотреть мультфильмы, детские телевизионные передачи |
|
Уметь сопереживать, сочувствовать другому человеку, учить понимать фразы: «Это можно», «Это нельзя» |
Методика психолого-педагогической оценки негативных тенденций в развитии детей 1-3 лет (Афонькина Ю.А.)
Методика проводится в ходе наблюдения за ребенком в разных видах деятельности, беседы с воспитателями или родителями.
Шкала наблюдения (вопросов):
1.Наличие вредных привычек у ребенка:
Проявляются постоянно(4 балла)
Проявляются эпизодически под влиянием внутреннего состояния ребенка, например в ситуации стресса (3 балла)
Проявляются эпизодически в зависимости от внешних факторов, например ухода родителей (2 балла)
Проявляются редко, чаще на фоне переутомления (1 балл)
Не проявляются (0 баллов)
2. Наличие страхов:
Проявляются очень часто; устойчивы, навязчивы, множественны; приводят к снижению уровня активности, нарушениям в физиологической сфере (сон, питание и пр) (4 балла)
Проявляются часто и приводят к дезориентации ребенка и ярко выраженному эмоциональному дискомфорту (3 балла)
Проявляются не часто, но сохраняются в течении определенного времени (2 балла)
Проявляются редко, обычно под влиянием сказочных персонажей, и легко проходят (1 балл)
Не проявляются (0 баллов)
3. Аффективность:
Превращается в обычный способ поведения (4 балла)
Становится средством воздействия на взрослого, манипулирования им для достижения собственных целей (3 балла)
Проявляется эпизодически в некоторых ситуациях (2 балла)
Не присуща (0 баллов)
Становится привычным способом поведения (4 балла)
Проявляется часто в определенных ситуациях; может выступать неадекватным коммуникативным актом, средством воздействия на взрослого (3 балла)
Проявляется не очень, в определенной ситуации; переключение достигается с трудом (2 балла)
Проявляется редко, обычно при переутомлении, плохом самочувствии, легко проходит (1 балл)
Не проявляется (0 баллов)
5. Негативизм:
Становится привычным способом поведения (4балла)
Проявляется во многих видах деятельности (3 балла)
Проявляется часто, настойчиво (2 балла)
Проявляется при нарушении самостоятельности (1 балл)
Не проявляется (0 баллов)
Интерпретация данных:
Низкий уровень развития негативных тенденций у ребенка – 0-6 баллов
Средний уровень – 7-14 баллов
Высокий уровень – 15-20 баллов
Методика психолого-педагогической оценки общения воспитателя с детьми 1-3 лет (Афонькина Ю.А.)
Наблюдение за общением воспитателя с детьми в различных видах деятельности.
Обработка данных проводится по следующей шкале.
1.Особенности обращения к ребенку:
Всегда обращается на личностно-эмоциональном уровне (4 балла)
Эпизодически обращается на личностно-эмоциональном уровне (3 балла)
Обращается на деловом уровне (оценивая, указывая, одергивая и пр.) (2 балла)
Обращается к ребенку редко, только в ситуации нарушения дисциплины, правил и пр (1 балл)
Не обращается к ребенку (0 баллов)
2. Преодоление особенностей детей, препятствующих их успешной деятельности (ситуативности поведения, низкой работоспособности и пр.):
Преодолевает успешно: широко использует разнообразные приемы, реагирует на специфические проявления каждого ребенка (4 балла)
Преодолевает успешно: ориентируется на содержание и структуру деятельности и используемый дидактический и игровой материал (3 балла)
Преодолевает не очень успешно: не всегда удается организовать деятельность ребенка (2 балла)
Преодолевает неуспешно, использует неадекватные приемы (1 балл)
Не замечает особенностей детей, мешающих им активно участвовать в деятельности (0 баллов)
3. Организация использования предметно-развивающей среды:
Побуждает детей к активной деятельности, с активизацией разнообразных анализаторов и форм активности; создает действенную мотивацию с опорой на интересы и потребности ребенка; учит продуктивно действовать; создает условия для индивидуальной активности (4 балла)
Побуждает детей к активному использованию среды, учит действовать в ней, но не индивидуализирует их активность (3 балла)
Побуждает детей действовать в предметно0развивающей среде, учит разнообразным способам активности, но директивно, не опираясь на потребности ребенка (2 балла)
Предлагает детям развивающий материал, но не обучает способам активной деятельности: берет инициативу на себя, отводя детям роль созерцателей и помощников (1 балл)
Предлагает детям развивающий материал, который не соответствует их потребностям, возможностям; игнорирует их инициативу (0 баллов)
4. Регулирование детских взаимоотношений:
Стимулирует у детей симпатии друг к другу; побуждает к содействию; предотвращает конфликты (4 балла)
Стимулирует интерес к сверстнику; содействие детей стимулирует редко; позитивно и быстро разрешает конфликты (3 балла)
Обращает внимание ребенка на сверстника, приводя его в пример; побуждает подражать; конфликты разрешает директивно (2 балла)
Включается в детские контакты только при наличии конфликтов; предпочитает метод санкций (1 балл)
Не акцентирует внимание на детских взаимоотношениях (0 баллов)
5. Создание психологического климата:
Дети заняты деятельностью; заинтересованы, доброжелательны, инициативны (4 балла)
Дети заняты деятельностью; настроены на общую с воспитателем активность, но никаких эмоций (восторг, радость, удивление) не проявляют (3 балла)
Не все дети включены в деятельность; могут испытывать дискомфорт по разным причинам; эмоции неустойчивы (2 балла)
Наблюдается повышенная конфликтность детей (1 балл)
Интереса к деятельности нет; дети часто отвлекаются, не проявляют выраженного интереса к педагогу или предлагаемому материалу; конфликтны; наблюдается физическая агрессия по отношению к сверстникам или игрушкам; на предложения воспитателя отвечают отказом (0 баллов)
6. Отношение к детской самостоятельности:
Самостоятельность поощряется на уровне постановки и достижения целей (4 балла)
Воспитатель самостоятельность поощряет, но не учит ребёнка достигать цель; быстро разрешает сам поставленную перед ребенком задачу (3 балла)
Самостоятельность не поощряет; делает акцент на послушании; директивное общение с детьми (2 балла)
Самостоятельность организована директивно; проявления самостоятельности не отмечаются (1 балл)
Самостоятельность организована директивно; проявления самостоятельности не поощряются (0 балл)
Интерпретация данных:
Низкий уровень – 0-9 баллов
Средний уровень – 10-17 баллов
Высокий уровень – 18-24 баллов
Методика изучения прогноза адаптации.
Анкета поможет родителям и педагогам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, получаем примерный прогноз на адаптационный период ребенка.
Фамилия имя ребенка______________________________Дата рождения_______________
1.Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное - 3 балла
Неустойчивое - 2 балла
Подавленное - 1 балл
2. Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла
Долго не засыпает - 2 балла
Неспокойно - 1 балл
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да - 1 балл
Нет - 3 балла
4 .Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч - 3 балла
1 ч - 1 балл
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший - 4 балла
Избирательный - 3 балла
Неустойчивый - 2 балла
Плохой - 1 балл
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - 3 балла
Отрицательно - 1 балл
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да - 3 балла
Нет, но бывает сухой - 2 балла
Нет и ходит мокрый - 1 балл
8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)- 1 балл
Нет - 3 балла
9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
11. Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Не играет сам - 1 балл
12. Какие взаимоотношения со взрослыми?
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
13. Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Диагностика
Диагностика раннего возраста
1 год 6 месяцев
1. Понимание речи : обобщает предметы по существенным признакам понимания речи.
Материал: 2 однородных предмета, различных по цвету, признакам.
Метод выявления /М.В./ - ситуация специально подготовлена. Раскладывание предметов: собака чёрная, кошка белая и т.д.
2. Активная речь : словами называет предметы и действия в момент заинтересованности
Материал: 4 предмета – кукла, зайчик, корова, петух, чудесный мешочек
М.В.: взрослый вынимает предмет из мешочка и спрашивает ребёнка, что это?
3. Сенсорное воспитание : ориентируется в 3-х контрастных формах (шарик, кубик, кирпичик) одного цвета и близкие по размеру
Материал:
М.В.:
Поведение:
4. Игра и действия с предметами : отображать в игре часто наблюдаемые действия
Материал: кукла, носовой платок.
М.В.: раскладывать предметы и говорить: «У Ляли грязный нос. Вот платок»
Поведение: прикладывать платок к носу куклы, вытирать нос.
5. Движения : перешагивает через брусочек приставным шагом.
Материал: 4 бруска
М.В.: наблюдение за ребёнком
1 год 9 месяцев
1. Понимание речи : понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос
Материал: сюжетные картинки «Дети умываются»
Метод выявления /М.В./ - картинки – на столе, воспитатель предлагает посмотреть, задаёт вопросы по сюжету. При затруднении в ответе можно использовать наводящие вопросы
2. Активная речь : во время игры обозначает свои действия словами и предложениями из 2-х слов
М.В.: речевые проявления наблюдаются в игре, режимных моментах.
Поведение: сопровождение действий словами или предложениями
3. Сенсорное воспитание : ориентируется в 3-х контрастных предметах, формах (шарик, кубик, кирпичик) одного цвета и близкие по размеру
Материал: 3 кубика. 3 шара, 3 кирпичика.
М.В.: разложить вразнобой, берёт кубик – называет, предлагает ребёнку взять такой же (допускается помощь)
Поведение: по образцу и слову воспитателя подбирает предметы нужной формы.
4. Игра и действия с предметами : воспроизводит несколько сюжетных построек (делать скамейку, домик)
Материал: 3 кирпичика
М.В.: надо построить ворота (показ – 1 раз)
Поведение: по словам взрослого воспроизвести постройку
5. Движения : ходить по дорожке в 20см, 15 см
Материал: скамейка
М.В.: предложить пройти при помощи взрослого
2 года
1. Понимание речи : понимает рассказ взрослого без показа
Материал: спец. подготовленный рассказ о событиях, знакомых ребёнку
Метод выявления /М.В./ : дети сидят, воспитатель рассказывает. После одной части рассказа воспитатель задаёт 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задаёт ещё 2 вопроса.
2. Активная речь : при общении пользуется тремя основными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения
М.В.: во время игры при общении
3. Сенсорное воспитание : ориентируется в 3-х контрастных цветах
Материал: синий, красный, зелёный цвет. Воспитатель предлагает найти похожую варежку.
Поведение: правильно подбирает по образцу все три цвета
4. Игра и действия с предметами : воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)
Материал: кукла-голыш, ванночка, мыло с полотенцем
М.В.: кукла грязная
Поведение: ребёнок воспроизводит ряд последовательных действий. Предмет используется по назначению
5. Движения : перешагивают через препятствие чередующимся шагом
Материал: 3 брусочка
М.В.: брусочки кладутся на расстоянии 20 см, ребёнку предлагается перешагнуть через них (можно показывать показ)
3 года
1. Активная речь :
- употребляет сложные придаточные предложения
- употребляет вопросы: «Почему?»
2. Сенсорное воспитание : правильно использует геометрические фигуры, картинки с геометрическими фигурами
Материал: мозаика, картинки с геометрическими фигурами
Поведение:
- по образцу делает предметы из мозаики
- знает 4 основных цвета
Материал: восемь однородных предметов по два каждого цвета
М.В.: должен знать предмет и цвет
Поведение: назвать за 1 раз все цвета
4. Игра : элементы ролевой игры
Материал: разные игрушки
М.В.: наблюдение за ребёнком
Поведение: отображает сюжет, выполняет роль, определяет её словом, на вопрос называет свою роль.
Ранний возраст включает в себя период от одного года до трех лет. Ведущей в этом возрасте становится предметная деятельность, которая вместе с общением, стимулирующим развитие речи, определяет весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. Диагностика речевого развития не проводится отдельно, так как в этом возрасте речь включена в общение и является его средством. Определение уровня познавательной активности происходит при диагностике предметной деятельности.
На втором году жизни ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности к собственно предметной деятельности, в процессе которой происходит овладение ребенком действиями с предметами.
В основе развития предметной деятельности лежит развитие двигательных навыков (см. таблицу 6).
Таблица 6
Двигательные навыки в раннем детстве .
Тонкая моторика |
Грубая моторика |
|
12-13 месяцев 15-18 месяцев 18-21 месяц 21-24 месяца 24-30 месяцев |
Чертит по бумаге цветными мелками. Вставляет предмет в отверстие, например, прищепку в бутылку. Держит ложку, подносит ее ко рту. Сам надевает шапку и обувь. Переворачивает страницы книги (по 2-3 сразу). Выводит каракули, росчерки. Открывает дверь, поворачивая ручку. Нанизывает три и более бусинок. Переворачивает страницы книги по одной за раз. Держит пальцами мелок или карандаш: большой палец с одной стороны, остальные – с другой. |
Ходит самостоятельно. Заползает вверх по лестнице. Неуклюже бросает предмет. Берет и бросает большие игрушки. Ходит босиком и задом наперед. Взбирается и спускается по лестнице с помощью взрослых. Бросает мяч на 1-1,5 метра. Сам поднимается и спускается по лестнице, держась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой, затем приставляет другую. Пинает ногой большой мяч. Легко наклоняется, чтобы поднять предмет. Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги, поднимаясь по лестнице. Ездит на маленьком трехколесном велосипеде, крутя педали. |
В качестве параметров предметной деятельности выступают:
Виды действий,
Познавательная активность,
Включенность деятельности в общение со взрослым .
Выделяют насколько видов действий с предметами :
Ориентировочные и манипулятивные действия. К ним относятся действия, с помощью которых ребенок знакомится с предметами (трогает, рассматривает и др.), предметные манипуляции (стучит, бросает и др.), физические действия, определяемые спецификой предмета (катает мяч, растягивает резинку и др.)
Предметные и игровые. Эти действия осуществляются с учетом назначения предметов (ест ложкой, строит дом из кубиков и др.).
Познавательная активность включает следующие показатели:
Интерес к действиям с предметами;
Настойчивость в предметной деятельности;
Эмоциональная вовлеченность в действия с предметами;
Стремление к самостоятельности в деятельности.
Включенность предметной деятельности в общение отражается в следующих параметрах:
Стремление ребенка действовать по образцу;
Ориентация на оценку взрослого;
Речевое сопровождение действий.
Общение со взрослым наравне с развитием предметной деятельности является определяющим в развитии ребенка раннего возраста. Основной формой общения в раннем возрасте является ситуативно-деловое общение. Кроме ситуативно-делового общения у ребенка сохраняется потребность в эмоциональных контактах со взрослым, а также зарождаются элементы внеситуативно-познавательного общения (проявляется в интересе к совместному чтению и рассматриванию книг).
Параметрами ситуативно-делового общения являются инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого и средства общения.
Инициативность в общении отражает стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям, приглашение к совместной деятельности (демонстрация умений, просьбы о помощи, поиск оценки своих действий и др.).
На третьем году жизни интенсивно развивается процессуальная игра – действия с игрушками, имитирующие людей, животных, реальные предметы. Развитие процессуальной игры также может рассматриваться как диагностический параметр. Наличие у ребенка потребности в игре выявляется на основании следующих показателей:
Инициативность в игре (вариативность игровых действий, речевая активность ребенка в игре, использование ребенком предметов-заместителей);
Длительность игры;
Эмоциональное состояние в ходе игры.
Чувствительность к воздействиям взрослого отражает желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества.
Средства общения включают в себя действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого. Показателями данного параметра являются:
Понимание речи взрослого;
Экспрессивно-мимические средства;
Предметные действия;
Активная речь (лепет, отдельные слова, фразы).
Ранний возраст является периодом интенсивного речевого развития. Поэтому диагностика речи в данном возрасте является наиболее важной.
При диагностике развития речи выделяют три главных параметра:
Степень развития активной речи – любые речевые обращения, просьбы, требования, названия предметов и др. в репертуаре коммуникативных средств ребенка;
Степень развития пассивной речи – понимание значения слов, предложений, различных частей речи;
Способность выполнять речевые инструкции взрослого .
Наиболее наглядны возрастные изменения в сфере активного словаря. Количество слов в речи ребенка (и понимаемых, и активно используемых) стремительно увеличивается: в 2 года - около 250 слов, в 2 г. 6 мес. - 450, в 3 года - 800 (по некоторым данным - до 1500). При этом считается, что так называемый "пассивный словарный запас" (найти и показать по просьбе, или принести) у ребенка примерно в полтора раза больше "активного" (то есть способности правильно назвать). Существенно меняется не только количество слов, но и их состав.
К 2,5 годам к уже освоенным вопросам «кто», «что» добавляются новые: «где», «куда», «какой».
Можно сказать, что, начиная с этого возраста, содержание речи, ее словарный состав - сопровождает и отражает познавательное развитие ребенка: например, способность различать и объединять примеры по величине проявляется в правильном употреблении слов "маленькие" и "большие". В этом периоде появляется и способность воспринимать (и соответственно обозначать словом эстетические и этические категории, половую принадлежность людей).
Часто можно наблюдать, что появление в разговоре какого-то слова вызывает другие на эту тему; они могут быть связаны ассоциацией по смежности («у зайчика уши длинные, а хвост маленький»).
К тремгодам уже появляются почти все части речи (кроме причастий и деепричастий). Часто наблюдается словотворчество (и как необычные изменения знакомых слов, и как изобретение собственных). В обозначениях людей уже практически всегда отражается пол и возраст. Ребенок может по просьбе назвать части тела и определить их назначение.
Появление числительных отражает представление о числе и размере, хотя это еще нельзя рассматривать как умение считать.
Формирование грамматической системы речи (изменений слов, синтаксической структуры предложения) требует определенного уровня познавательных способностей ребенка: чтобы правильно использовать, например, форму множественного числа, или рода, нужно понимать, что эти формы означают. В психолого-педагогических схемах развития период от двух до двух с половиной лет в плане развития речи обычно характеризуется довольно кратко: «появляются сложные предложения, не всегда правильные грамматически».
В качестве диагностического критерия нормального возрастного развития в плане усвоения грамматики на третьем году жизни следует рассматривать не столько правильность используемых изменений окончаний слов, сколько сами попытки их изменять.
В речи ребенка становится все больше сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, используются многие служебные слова.
Примерно с двух лет ребенок начинает устойчиво использовать разные интонации в случаях, когда он произносит фразу-требование, фразу-сообщение и фразу-вопрос; к трем годам значительно увеличивается разнообразие эмоций, передаваемых интонациями речи .
Дорогие мамы и папы! Подходит к концу первый год жизни Вашего малыша. Это самый важный год, самый удивительный и стремительный, если сравнивать его с другими возрастными этапами. На первом году жизни ребенок каждый день поднимается еще на одну ступеньку своего развития, преодолевает новый рубеж, удивляет себя и своих родных новыми успехами. В этот период, как ни в какой другой, важно понимать, соответствует ли уровень его развития норме, какая из сфер опережает норму или от нее отстает.
От 5 до 6 лет
На шестом году жизни дети впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. В этом возрасте дети способны самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат. Развиваются творческие способности, познавательная активность старших дошкольников. Важно сформировать у ребенка понимание роли книги как источника знаний, побуждать появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.