Ребенок не хочет делать домашнее. Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя

Ребенок не хочет делать домашнее. Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя
Ребенок не хочет делать домашнее. Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя

Вот и прошел выпускной утренник в детском садике — прощай период безоблачного детства! Многие родители отдают детишек в школу раньше семи лет, не осознавая, что тем самым укорачивают время наслаждения безответственностью. Как только ребеночек сядет за парту, на него тут же навалится груз ответственности за выполненное/невыполненное домашнее задание. Вот так. Как заставить ребенка делать уроки? Подумаем вместе.

Нарядные первоклашки с букетами цветов стоят на первой линейке. Они пока не осознают, что такое школа, и что от них требуется. Для них период беззаботного детства продолжается. И только родители понимают, что их дитя сделало первый шаг во взрослый мир — мир науки и познания. Это выглядит торжественно и волнующе. Что ждет кроху на этом пути?

На первых уроках малышей знакомят с новым для них предметом — царством букв и цифр. Уроки проходят в сокращенном режиме, чтобы психика маленького ученика адаптировалась к учебному процессу без напряжения. Домашние задания не задают или дают выполнить несложную творческую работу. Оценки на уроках не ставят: вместо них выдают звездочки или кружочки.

Психологи детально продумали все нюансы первоначальной адаптации малышей к новым обстоятельствам. Но вот пришло время настоящей учебы и наступила жизнь, полная ответственности за свои действия. Теперь старания маленького члена общества будут оценивать по пятибалльной (или десятибалльной) системе.

Многие родители замечают, что они вместе с малышом вновь «пошли учиться». На столе у ребенка появляются первые учебники, тетрадки и ручки. Он стал совсем большим и выглядит взрослым. У мамы появилась новая забота: как научить ребенка учиться? Как ни странно, в школе этому не учат. На уроках малышей учат писать, считать и читать. Выполнять домашние уроки школьник должен самостоятельно. Без маминой поддержки на первых порах не обойтись!

Первое домашнее задание

Прошла первая учебная четверть, и мама стала замечать: ребенок не хочет делать уроки. Первоклассник может сидеть за письменным столом и рисовать ручкой либо смотреть в окно. Бывает и такое: малыш быстро бросает ненужное для него занятие и начинает играть в игрушки. Что делать если ребенок не хочет учиться? Главное — не ругать!

Постарайтесь понять малыша: он не привык трудиться! Это для взрослых школа — не работа. Для малышей — это настоящий труд, потому что появилась ответственность. Раньше он занимался каким-либо делом по желанию, а теперь все изменилось: с него требуют ежедневного выполнения домашнего задания. Это революция в сознании малыша: как же так, и почему нужно делать то, что не нравится? В детской душе назревает бунт, все существо противится переменам.

Детские психологи отмечают такие особенности психики первоклашек:

  1. ограниченность внимания временем;
  2. усталость от монотонного занятия;
  3. потеря интереса из-за отсутствия мотивации.

Первоклассник может удерживать внимание на изучаемом предмете не более двадцати минут. Дальше внимание начинает ослабевать и рассеиваться. Добавим сюда отсутствие мотивации, и все становится понятным: ребенок не хочет делать уроки, потому что потерял интерес и устал.

Первые домашние задания мама должна выполнять с ребенком, особенно, если он не посещал детский садик. Воспитатели в детском саду готовят деток к школе, учат даже читать по слогам. Психологическая подготовка помогает ребенку быстро адаптироваться в новых условиях. Домашним детям гораздо сложнее привыкнуть к школьному ритму, даже если они и освоили чтение.

Прививаем самостоятельность и ответственность

Это только кажется, что в школе обучают лишь читать и писать. В начальных классах формируется новое качество маленького человека — сила воли. Если раньше карапуз все делал по желанию, то теперь появилась ответственность.

Малыш должен усвоить самый главный жизненный урок — делать «через не хочу». Именно к этому он должен привыкнуть, именно этот навык пригодится ему в дальнейшей жизни.

Многие мамы начинают ругать первоклашку за лень. Им кажется, что ребенок не хочет делать уроки, потому что на него нападает лень. Это не верно: малыш пока с ленью не знаком. Он может плохо понимать учебный материал или не знать, с чего начинать делать домашние уроки. Все это давит на психику, и у ребенка пропадает желание ходить в школу. Это является объяснением, почему ребенок не хочет учиться.

Если мама начнет ругать первоклашку «за лень», положение может стать катастрофическим. Мама должна с пониманием отнестись к новой проблеме своего дитя и помочь ему влиться в учебный процесс. Нужно:

  • терпеливо объяснять домашнее задание;
  • помогать рисовать/читать/писать;
  • прививать навык аккуратно заполнять тетрадь;
  • следить за чистотой письменного стола;
  • обращать внимание на ровную осанку во время занятий.

Если мама будет подходить к выполнению домашнего задания ответственно, ребенок тоже станет ответственным. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Только собственным примером. Мамы, которые уделяют своим чадам много внимания, не столкнутся с нежеланием капризули ходить в школу и выполнять домашнее задание. Мамы, которые любят читать книги, — отличный пример для первоклашек. Малыш не будет чувствовать себя одиноким в учебном процессе, ведь мама тоже учится!

Важно! Используйте природный подражательный инстинкт ребенка, чтобы научить его учиться. Читайте книги на глазах у малыша, ведите записи в ежедневнике в его присутствии.

Проблемы в обучении

Вы делали все возможное, чтобы помочь маленькому ученику успешно обучаться в школе, но вдруг успеваемость начала падать. В чем причина?

Успеваемость может упасть из-за:

  • сложной учебной программы;
  • большого объема изучаемого материала;
  • отсутствия интереса к предмету;
  • страха перед неудачами.

Единой учебной программы для первоклашек нет: школа сама выбирает методические обучающие пособия. Ребенок может недопонимать на уроках, чему его обучают. В этом случае мама должна взять на себя роль учительницы и объяснять ребенку материал терпеливо и без раздражения.

Если учитель задал большое домашнее задание, у первоклашки может начаться паника — как справиться с уроками? Проблемой может стать и пропуск уроков по болезни: одноклассники прошли новый материал, который ребенок не знает.

Некоторые школьники не хотят учить предмет, который им не нравится или не понятен. Мама должна постараться привить интерес к предмету любым способом либо усердно делать домашнее задание совместно с первоклашкой, без раздражения.

Страх перед неудачами нужно преодолевать совместно: в одиночку малыш не справится. Маме нужно помочь поднять самооценку ребенку, чаще его хвалить и поощрять.

Если первоклашка приносит плохие отметки, не ругайте без выяснения причины и не наказывайте. Такой метод воздействия быстро уничтожит все желание учиться и читать книжки.

Проблемы со сверстниками

Вы озадачены, как заставить ребенка делать уроки? Вы стали замечать, что малыш упорно отказывается учиться и даже не желает ходить в школу? Расспросите его об одноклассниках: может, кто-то из них обижает ребенка? Если малыш молчит, поговорите с учительницей: она должна быть в курсе ситуации. Проблемами, которые угнетают психику младших школьников, могут быть:

  • осмеяние одноклассниками;
  • отношение с учителем;
  • боязнь неправильного ответа;
  • чувство неполноценности.

Если малыша высмеивают одноклассники, а учитель проявляет равнодушие, — у маленького ученика может возникнуть невроз на этой почве. Чувство никчемности, страха и невозможности защититься настолько могут угнетать несовершенную психику, что ребенок начнет панически бояться ходить в школу. Вместо того чтобы думать, как заставить ребенка делать уроки, поинтересуйтесь его душевными тревогами.

Незалеченная душевная травма со временем может перейти в стойкие заболевания психосоматического характера. Будьте рядом с малышом духовно, пусть он всегда чувствует поддержку мамы — так будет легче преодолеть неприятности. Не ругайте за низкие оценки: лучше выясните причину снижения успеваемости.

Стимул для успешного обучения

Как заинтересовать первоклассника учебой? Для этого нужен хороший стимул.

  1. Всем своим видом показывайте, что учеба — очень важное и почетное занятие, которое вызывает уважение всей семьи.
  2. Не приступайте к выполнению домашних уроков сразу после прихода из школы: дайте малышу немого отдохнуть.
  3. Не нагружайте малыша дополнительным учебным материалом, чтобы он не переутомлялся.
  4. Не заставляйте ребенка выполнять школьные задания в наказание за проступок.
  5. Не ругайте малыша за промахи, чаще хвалите за достижения.
  6. Не напоминайте о прошлых промахах и ошибках.
  7. Никогда не выполняйте домашнюю работу вместо ребенка: только помогайте.
  8. Можно ввести практику поощрительных призов за хорошие отметки: устраивать праздничное чаепитие.

Главным стимулом хорошей учебы малыша станет осознание, что его успехи радуют всю семью.

Как заставить ребенка делать уроки? Чтобы не приходилось контролировать, уговаривать, ругаться последними словами – в общем, выполнять все те неприятные действия, которые способны превратить жизнь родителя в настоящий ад. О мотивации я уже писала и еще напишу – тема то животрепещущая. А сейчас попробуем разобраться с ситуацией, когда ребенок не хочет делать уроки. Или делает, но спустя рукава.

Проблема очень распространенная, но рецепта, одного единственного, быть не может. Поскольку причины могут быть самыми разными – отсутствие учебной мотивации, слишком большая учебная нагрузка, ослабленность организма или нервной системы, особенности личности ребенка, стиль воспитания,… Каждый конкретный случай нужно разбирать отдельно. Но есть одна хитрость, которая может помочь. Если не всем, то многим. Делюсь 🙂

Ситуацию, когда ребенок категорически заявляет, что плевать он хотел на уроки и школу вообще, мы не рассматриваем (это отдельный разговор). Предположим, что он с вами особо не спорит – да, домашку надо делать. Но он ее делать не хочет! Не может собраться, откладывает, ноет, придумывает себе неотложные дела, уговаривает вас «подождать еще немножко», отвлекается, не может сосредоточиться. Словом, домашняя работа растягивается на несколько часов. А то и вовсе оказывается невыполненной.

Как научить ребенка делать уроки. Прежде всего, обсудите с ребенком, когда ему удобно выполнять домашнюю работу. Сколько времени на нее потребуется. Пусть он сам назначит «час Х». Многое может измениться, если предоставить ребенку право выбора.

Если вам кажется, что ребенок ерунду предлагает (а давай я уроки в 9 часов вечера начну делать), установите рамки – скажем, домашняя работа должна быть выполнена к 8 часам вечера. Как ты думаешь, во сколько лучше начать?

Научите ребенка правильно организовывать учебный процесс. Слышали о тайм-менеджменте? – Вещь крайне полезная не только для взрослых, но и для детей. На мой взгляд, одно из лучших изобретений в этой области – техника Помидора. Пусть «легкомысленное» название вас не отталкивает. За ним скрывается эффективное средство решения проблемы с уроками.

Франческо Чирилло — уже не студент:)

Придумал технику итальянский студент по имени Франческо Чирилло (Francesco Cirillo), который сам имел проблемы с успеваемостью. Франческо много экспериментировал – и так пробовал материал изучать, и этак. А однажды он заметил, что наилучшие результаты достигаются, когда учебный процесс разбивается на 25-минутные интервалы. Постепенно наблюдение превратилось в настоящую стратегию управления временем.

Как работает техника Помидора:


Да, интересный вопрос – почему эту последовательность действий обозвали техникой Помидора? А дело в том, что Франческо использовал таймер в виде помидора. И так ему это понравилось, что он назвал помидором не только свое изобретение, но и рабочие промежутки по 25 минут.

Кстати, почему именно 25 минут? – Как выяснилось, это оптимальное время для непрерывной работы – успеваешь сделать довольно приличный кусок задачи и при этом не устаешь.

Напоследок некоторые тонкости техники Помидора:

  • Ни в коем случае не прерывайтесь во время помидора (напоминаю, что помидор – это 25-минутный рабочий интервал). Если пришлось отвлечься, то заводите таймер и делайте помидор заново.
  • Если задача слишком длинная – более 5 помидоров, то разделите ее на несколько задач
  • Если вы выполнили задание, а таймер еще тикает – обязательно проверьте свою работу, подумайте о ней – словом, высидите помидор до конца. Обычно именно в это время в голову приходят гениальные идеи, находятся ляпы и дописываются самые важные вещи.
  • Во время отдыха лучше не сидеть за столом, а размяться – походить, побегать.

Если все вышенаписанное подробно и красочно объяснить ребенку, то, скорее всего, ему захочется попробовать. А если вы воспользуетесь специальной программой для реализации помидорной техники, то сразу убьете двух зайцев: повысите мотивацию ребенка и избавите его (и себя) от необходимости каждый раз вручную ставить таймер.

Pomodairo: Как видите, у меня задана задача «Написать статью». Выполнено:)

Все, что нужно — скачать программу Pomodairo . В ней можно задать список задач, изменить рабочее время и время на отдых (по умолчанию это соответственно 25 и 5 минут), задать количество помидоров, необходимых для выполнения каждой задачи, выбрать звуковое оповещение и посмотреть статистику.

Напоследок кратко перечислю преимущества обучения ребенка технике Помидора:

  • Ребенок научится четко ставить цели, разбивать задачу на составляющие;
  • Учебный процесс будет структурирован наилучшим образом. Постепенно ребенок начнет работать в течение 25 минут, не отвлекаясь.
  • Домашние задания будут выполняться на порядок эффективнее и быстрее.
  • Ребенок научится грамотно управлять своим временем и организовывать учебную деятельность.
  • Повысится успеваемость (в качестве побочного эффекта)

PS: Кстати, техника Помидора идеально подходит для подготовки к экзаменам 🙂

А что вы делаете, когда ребенок не хочет делать уроки?

Любую проблему можно решить только тогда, когда знаешь причины ее возникновения. Нередко процесс выполнения домашнего задания приводит к конфликту «отцов и детей». Причина часто связана с возрастными изменениями в развитии ребенка. За повседневными заботами родители не замечают, как меняются дети. Мамы и папы недоумевают: «Что случилось с нашим малышом? С поступлением в школу ребенок очень изменился. Он начал кривляться, паясничать...».

Рассмотрим особенности возрастного развития ребенка 6—9 лет

Психологи провели исследования, изучили изменения в характере и поведении детей младшего школьного возраста и дали название этому возрастному периоду — «кризис 7 лет». Но не надо пугаться. По мнению психологов, это уже третий кризис, который переживает ребенок. Кризис — это не то, что может произойти с «неправильно» воспитанными детьми. Это то, что должно случиться с каждым ребенком при переходе на новую ступень своего развития. Что же происходит с ним в этот жизненный период?

Ребенок 6—7 лет стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает. Он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим. Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику. Как правило, все это вызывает недовольство родителей, они постоянно одергивают малыша, призывая его «вести себя прилично». Таким образом, родители вольно или невольно подавляют потребность ребенка ощущать себя взрослым и уважать самого себя. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой». Появляется настойчивость, упрямство, желание действовать самостоятельно. Знакомая ситуация: ребенок хочет помочь, начинает мыть посуду. «Ты не умеешь, не трогай, разобьешь!» — кричит мама. Или бывает так: ребенок первый раз моет посуду, очень старается, но посуда вымыта не очень чисто. Мама вырывает у него тарелку и начинает мыть сама, приговаривая: «Дай, я сама лучше сделаю...» Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, выражать свое мнение, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами. Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального развития, т. е. он кажется им менее приспособленным к жизни, чем есть на самом деле. Бессознательно родители стремятся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни. Между восприятием ребенком самого себя и восприятием его родителями образуется довольно значительный разрыв. Это одна из причин детской «лени», нежелания преодолевать трудности, добиваться всего своими собственными усилиями.

Результат для родителей неутешителен: зная возможности своего ребенка, они с грустью начинают замечать его пассивность, снижение интереса к знаниям. Ребенок начинает игнорировать все новое, снижается его познавательная активность, блокируется защита преодоления неуверенности в себе. В этом возрасте дети уже анализируют свои поступки.

Что же в этом случае делать? Как помочь ребенку выполнять домашние задания?

Способ №1. Помогите ребёнку стать самостоятельным

Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, ребенок рассуждает так: «Ничего не знаю, ничего не умею и спрос с меня маленький!» Это очень удобная позиция. Пропадает желание что-то делать самостоятельно, стремиться к чему-либо, преодолевать на этом пути встречающиеся трудности.

Как следствие — в начале школьной жизни ребенок не может или не хочет выполнять задания без посторонней помощи, просит родителей сидеть рядом и контролировать его, часто обращается за помощью в начале задания, когда еще даже не пытался его осмыслить. Это означает, что ребенок имеет сильную зависимость от взрослых, их контроля и постоянной помощи. Чувствует неспособность и нежелание самому сделать попытку достать из портфеля учебники и тетради, найти запись домашнего задания в дневнике, самому прочитать внимательно задание и подумать над его выполнением.

Чтобы предотвратить у ребенка нежелательные поведенческие проявления кризиса данного возраста, важно:

Помогать ребенку проявлять свои способности везде и во всем;

Оказывать помощь только тогда, когда вы уверены, что ребенку эта задача не под силу;

Проверять, чтобы любое начатое им дело было доведено до конца;

Доверять ему все домашние дела, даже если качество их выполнения вас не совсем устраивает;

Не забывать хвалить ребенка за хорошо выполненную работу — это позволит ему почувствовать себя уверенно;

Формировать у ребенка ощущение успешности и желание двигаться к цели — говорите ему чаще: «Ты это сможешь», «У тебя обязательно получится», «Если подумаешь и постараешься, обязательно решишь эту задачу», «Ты умный и способный, надо только постараться, приложить усилия».

Способ №2. Не навредите любовью

Неизвестно, кто испытывает больший стресс при поступлении ребенка в школу — он сам или его родители. Заботливые родители все делают осознанно: долго выбирают школу, учителя, школьные принадлежности и т. д. Очень хорошо! Вот здесь надо бы остановиться. Но нет! Родители «идут дальше» — собирают портфель, усаживают ребенка за уроки, решают вместо него задачи, читают ему вслух заданный для самостоятельного чтения рассказ. Все эти действия направлены на благо ребенка, родительские чувства абсолютно искренни. Каждому приятно, когда его хлопоты облегчают ребенку жизнь. В результате дети оправдываются перед учителем: «Мама не положила», «Папа не сделал».

Чрезмерная опека, забота и любовь тормозят развитие самоконтроля, самостоятельности мышления, желание думать и прилагать усилия к решению учебных задач, а самое главное — при этом не формируется чувство ответственности за выполнение уроков. Ребенку проще переложить ответственность на плечи родителей, которые с радостью делят ее с ним, во всяком случае, в начальных классах. А в последующем это закрепляется в качестве привычки, и ребенок ловко манипулирует поведением родителей, получая регулярную помощь в подготовке уроков и во всех других делах совершенно безобидными способами. Во многих семьях слышим: «Только не плачь, сейчас все сделаем».

Чтобы избежать подобных неприятностей, «направьте любовь в мирное русло», начните с малого: дайте ребенку поручение, при выполнении которого он хорошо осознавал свою роль и отвечал за выполнение порученных ему обязанностей. Обязанностью ребенка может быть уборка в комнате, уход за растениями, мытье посуды и т. д. Среди домашних дел окажется много таких, которые ему уже под силу.

Наберитесь терпения, помогите ребенку советом на первых порах. Если качество исполнения поручения не удовлетворяет вас, не старайтесь сразу переделать, дайте ему возможность самому почувствовать ответственность за выполнение поручения. Укажите на это без занудства, негативных эмоций и лишних слов. Применяйте нейтральные высказывания: «Ты, наверно, поторопился...», «Возможно, ты не заметил...», «Попробуй вот так...». И обязательно похвалите ребенка.

Ваша похвала будет воспринята как приятное вознаграждение за неинтересную, но необходимую работу. Он поймет свою значимость в семье, что может быть помощником и справится с любым поручением взрослых! Поддержка и похвала вдохновляют на новые свершения, стимулируют к действию, помогают раскрыться ребенку, повышают его самооценку.

В таком взаимодействии и определяется чувство меры в оказании помощи — делать не за ребенка, а вместе с ним, только направляя в нужное русло его собственные усилия!

Выполнение домашнего задания вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребенка в восторг. Но у него уже есть опыт выполнения домашних поручений. Этот опыт поможет уберечь ребенка и родителей от негативного отношения к этому занятию.

Чтобы выполнение домашнего задания не вызывало отторжения у ребенка, важно запомнить:

Любые способы оказания помощи должны идти на пользу ребенку, должны формировать новые учебные навыки, развивать возможности, а не приучать к бездействию и пассивному созерцанию родительского труда;

Разумно ограничивайте вашу помощь ребенку. Наблюдайте, как ребенок пытается справиться сам, и только направляйте его мысли и действия, не внедряясь в сам процесс;

. «включайте» трудовую активность ребенка;

Развивайте у него адекватную самооценку.

Способ №3. Развивайте интерес к обучению

Развитие интереса к обучению — сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам. Попробуем разобраться почему. Какова роль родителей в развитии интереса ребенка к учебе?

В дошкольном возрасте ребенок задает много вопросов. За день родители слышат многократно: «что?», «как?», «почему?», «зачем?». В связи с этим большинство родителей почему-то считают, что их ребенок будет отличником. «Мой Петя очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе!» — радостно заявляют они. Когда оказывается, что ребенок не справляется со школьными требованиями, многие родители чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую голову обрушивается град упреков: «неусидчивый», «не стараешься», «растяпа». Но ведь не только родители, но и сам ребенок предполагал, что будет хорошо учиться. Ребенок тяжело переживает, если не оправдывает ожидания родителей. Желание учиться, узнавать что-то новое пропадает с первых же дней обучения, появляется тревожность.

Это одна из причин, удерживающая ребенка в игровых фантазиях, не позволяющая взрослеть, прочно закрепляющая страх перед преодолением трудностей и познанием нового. Надо помнить, что отношение родителей к дочери или сыну ни в коей мере не должно изменяться в связи с их школьными успехами или неудачами. Более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым. Некоторые родители отмечают: ребенок не желает кропотливо усваивать предметные знания — любит заниматься только тем, что ему интересно. К величайшему разочарованию родителей, это происходит достаточно резко, демонстративно, а к учебной деятельности ребенок усердия не проявляет.

Как же так происходит? Куда подевалось желание учиться и познавать новое? Ведь хотел идти в школу, а когда пошел — увы. Ребенок говорит: «Учиться — это совсем не интересно, скучно! Надо сидеть, постоянно делать что-то, а мне играть хочется!» Он сознает, что безмятежно играть, как раньше, ему больше не дадут — ни в школе, ни дома. Родители ежедневно повторяют: «Ты сделал уроки? Садись за уроки!» Все это кажется ребенку постоянным кошмаром. И он начинает мечтать о беззаботном дошкольном времяпрепровождении, вспоминает все, что было — мир игр и увлекательных приключений! По мнению психологов, именно у младших школьников закладывается интерес к познанию нового. От уровня познавательной активности зависят результаты в учебе, желание выполнять домашние задания. Где же тот механизм, который включает интерес к усвоению учебных знаний? Здесь родителям надо набраться терпения и ждать, так как познавательная активность у детей в этом возрасте формируется медленными темпами и только в том случае, если усвоение ребенком учебной программы не вызывает больших сложностей. Познавательная деятельность ребенка очень медленно вытесняет игровую. Поэтому чаще всего мы видим не очень радостную картину: дети продолжают активно играть вместо прилежных занятий школьными предметами! В школьный портфель вместе с учебниками не забывают положить любимые игрушки.

Для развития познавательного интереса детей:

Внесите разнообразие в их жизнь. Вместе с детьми посещайте музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по городу. Все это оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов младшего школьника: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования;

Научите ребенка находить необходимую информацию. Ребенок задал вопрос. Не жалейте времени, не уходите от ответа. На первых порах найдите ответ вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе. Приобщайте его к энциклопедическим знаниям. Так вы создадите условия для развития у ребенка познавательных интересов, он будет стремиться к размышлению и поиску, появится чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В дальнейшем он справится без вашей помощи. Постепенно у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность ребенка, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Важно помнить!

Развитие познавательного интереса у младшего школьника сначала происходит через посредство взрослых — родителей, учителей. В будущем ребенок сам начинает проявлять интерес к тому или иному предмету. То, что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.

Не надо забывать, что развитие учебного интереса — процесс многосторонний, он тесно взаимосвязан с личностью педагога, его умением заинтересовать детей, творчески подойти к изложению материала. Поэтому надо реально смотреть на данную проблему, понимая, что дело не только в ребенке.

Алла, добрый день! Помогите, пожалуйста, с советом, как не срываться на ребенка, когда он не может выполнить домашнее задание? Каждый вечер у меня начинается истерика. Я уже не говорю о том, что это все передается сыну. Мальчику 9 лет, помогать ему с домашними заданиями для меня ад, все эти нервы потом передаются и мужу в том числе. Каждый вечер я стала выпивать коньяк. Посоветуйте, как найти выход в этой ситуации?

Юля, домохозяйка.

Юля, все родители хотят видеть своих детей состоявшимися, успешными и счастливыми. Школьное обучение является одной из важных составляющих жизни ребенка. Школа будет основной частью его реальности 8-10 лет. Поэтому малышу нужно помочь адаптироваться , почувствовать себя комфортно и научиться достигать успеха (но тут ещё очень важно не подхватить синдром отличника , читайте об этом детальнее в нашей новой статье).

Глядя на изучаемый материал наших детей - младших школьников, мы недоумеваем: «Как малыш сможет это усвоить?». К сожалению, школьные программы написаны сейчас так, что у ребенка нет никаких шансов самостоятельно выполнить домашнее задание. Конечно, против системы образования мы в одиночку идти не сможем, но помочь своему малышу мы просто обязаны.

  • Поговорите с мужем.

Не пытайтесь решать эти вопросы в одиночку. Пригласите своего мужа к беседе и обсудите вместе те проблемы, которые существуют у ребенка. Мужчины мыслят совершенно по-другому и, я уверенна, ваш муж как «настоящий защитник» семьи озаботится этим вопросом, и вы придете к новым вариантам решения. Это большая ошибка, когда женщина пытается решать все сама. Вопросы о том, как воспитывать ребенка , должны всегда обсуждаться совместно с мужем.

  • Поговорите с ребенком.

Спросите у него, что он думает по этому вопросу: «Как вам организовать время для домашних заданий так, чтобы у вас в семье была радость?».

  • Вспомните, как вы делали уроки.
  • Соберите семейный совет (семейное собрание).

Очень важно, чтобы вы все вместе приняли участие в решении этой ситуации. Ребенок почувствует себя полноценным членом семьи.

  • Напишите план на неделю, как вы будете действовать в направлении: «Выполнение домашних заданий в радости».

Желательно, чтобы это план писал сам ребенок. Назначьте его "ведущим семейного совета". После того, как план будет написан и одобрен всеми участниками, назначьте дату следующего совета, например через неделю. Попросите ребенка подготовить к нему повестку, в которой он поделится успехами и расскажет, что получилось, а что нужно будет еще улучшить.

Это даст ребенку повод почувствовать себя самостоятельным и научит решать любые проблемы.

А не чувствовать себя неудачником, который приносит постоянно «плохие оценки» и каждый вечер отказывается выполнять домашние задания.

Главная задача родителей не в том, чтобы помочь вызубрить таблицу умножения и правильно решить задачу, а в том, чтобы научить ребенка учиться , фиксировать победы и идти к цели.

Что еще важно?

Когда садитесь выполнять домашние задания, вашей мотивацией не должно быть стремление угодить учительнице или получить хорошую отметку. Вместо этого научите ребенка самостоятельности и покажите ему, как можно побеждать трудности даже в маленьких делах.

Помните, что ребенок – это самый родной для вас человечек, а вы помогаете ему становиться зрелой личностью. Насилие и шантаж здесь не только неуместны, а даже наоборот, вызывают противоположный желаемому результат.

Запомните еще одно очень важное правило:

При выполнении домашних заданий недопустима никакая критика с вашей стороны.

Наоборот, больше хвалите ребенка, причем похвала должна быть справедливой . Наши дети отличные психологи и очень тонко чувствуют неискренность. Хвалите справедливо и замечайте все, даже самые маленькие успехи.

Не воспринимайте занятия с ребенком в качестве обязанности или каторги. Смотрите на них как на время своей жизни, когда вы можете пообщаться с малышом и открыть ему мир. При такой мотивации вы увидите изменения отношения вашего школьника к домашним заданиям, к вам и к школе в лучшую сторону .

Великий Франклин Рузвельт, который, несмотря на инвалидность, был президентом Америки четыре раза и показал себя как мудрый и великий правитель, имел с детства привитое чувство успеха, которое и порождает успех. Говорите с ребенком, вникайте в его переживания и проблемы. Какими бы маленькими они вам не казались, воспринимайте их со всей серьезностью .

Возможно, вас также заинтересует наша статья: "Ребенок и компьютер - где верный баланс в их взаимодействии?

С любовью, Алла Янсонс!

Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя в одном лице

  • Ах ты бестолочь такая!
  • У всех дети как дети, а у меня эта/этот…
  • Ну почему такой тупой/тупая?
  • Мозги есть вообще?
  • Я тебя сейчас прибью/убью!
  • Что за тупорылый, безмозглый ребенок!

Страшные высказывания, не так ли? А ведь именно их часто слышат беззащитные создания, которых мы называем детьми. Очень хочется верить, что от вас ваши дочки и сыночки не слышат подобной брани даже тогда, когда ребенок не хочет делать уроки.

Когда лично я слышу или вижу, как родители ругают своих малышей, ощущаю непреодолимое желание подойти к ним поближе и врезать по заднице так, чтобы те подскочили и взвыли от боли, а потом еще на ухо выкрикнуть все то, что они «говорят» своим крохам. Но глубоко в душе я жалею их - бестолковых родителей, которые сами, видимо, недополучили любви, заботы, ласки, которые не в силах (не знают, как) справиться со своими эмоциями.

Ребенок не хочет учить уроки, что делать?

Будучи мамой второклассника, преподавателем, имея за плечами 15-летний опыт работы с малышами, хочу посоветовать следующее:

  1. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем орать на него. Почему? Потому что он кажется тупым, потому что он не имеет право побаловаться, покривляться (дети вообще должны ходить по струнке смирно), ведь мы устаем на работе и дома, нас бесит совершенно все, начиная от недосыпа, маленькой зарплаты, непутевого партнера по жизни и заканчивая школой, плохими отметками, а потому нам обязательно надо сорваться на беззащитном создании - собственном ребенке.
  2. Если ребенок не хочет самостоятельно делать уроки, давайте доведем его до слез. Плачущая дочь или рыдающий сын - это жалкая картина. Но ничего, мы можем потерпеть это, потому что мы, родители, имеем полное право доводить детей до слез. Пусть они знают, что жизненный путь тернист, пусть с детства учатся проглатывать слезы. Кто как не родные мама и папа сделают детское сердце закаленным. Обязательно надо научить ребенка обижаться и жить с обидой в душе.
  3. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем его бить… бить ремнем, ладошкой, палкой, наконец. А что? Сдачи он не даст, лишь скрючится от боли, а когда боль пройдет, он сразу же возьмется за ум и все быстро напишет/прочитает/порешает.

Как родители делают с детьми уроки, так они и обращаются с ними при других обстоятельствах: дома, на улице, в гостях и т.д.

Вот примерно какие крики слышала из соседнего дома, когда какая-то придурошная (уж простите за откровенность) мама заставляла школьника выполнять домашнее задание:


Знает ли эта женщина, как делать уроки с ребенком без криков и наказаний, когда малыш не хочет этого? Не думаю. Но ее счастье, что крики прекратились.

Дорогие родители, пишу статью, а самой рыдать хочется. Детки приходят в этот мир чистыми листочками, а мы, мамы и папы, записываем на этот листочек основу жизни. Наши дочки и сыночки - это наше с вами отражение. Помните ли вы об этом?

А знаете ли вы, что делать уроки с ребенком без криков и наказаний можно лишь в том случае, если вы действительно любите и уважаете свое чадо, если учитываете особенности его психотипа (эннеатипа), знакомы с особенностями развития его возраста и помните, что постоянный контроль отбивает у детей желание делать уроки самостоятельно?! Не надо все сваливать на характер. Он формируется в процессе становления личности. И именно вы в большей степени влияете на это.

Ребенок не хочет самостоятельно делать уроки: как помочь ему?

«Пока с ребенком делали уроки,

все соседи выучили таблицу умножения,

а собака может пересказать повесть.»

Как помочь ребенку делать домашние задания, если он не хочет:

  1. Перестаньте все делать за него: пусть он/она сам(-а) достает учебники из портфеля, выполняет посильные задания без посторонней помощи.
  2. Помогайте ему лишь тогда, когда уверены, что задача ребенку не под силу.
  3. Приучайте доводить начатые дела до конца. Не приступайте ко второму предмету до тех пор, пока не сделает первый.
  4. Хвалите родное чадо как можно чаще. Хвалите даже в том случае, если домашнее задание сделано не совсем идеально. Подарите сыну/дочке уверенность. Ваша похвала будет лучшей наградой за старания.
  5. Чаще произносите такие фразы, как «ты это сможешь», «я верю в тебя», «если постараешься, ты … (решишь пример, напишешь без ошибок, хорошо выполнишь задание)», «у тебя обязательно все получится».
  6. Не навредите своей любовью и гиперопекой. Выбрали хорошую школу, лучшего учителя, купили школьные принадлежности и одежду? Вот на этом и остановитесь! Не надо делать за ребенка его дела: усаживать за уроки, собирать портфель, читать ему задания, решать за него задачи и т.д. Если все это делаете, не удивляйтесь тому, что ваш школьник/ваша школьница начнет вами манипулировать, а учителю будет говорить: «папа не сделал», «мама не положила», «бабушка забыла». Позвольте сыну или дочке чувствовать ответственность за выполнение домашнего задания или любого иного дела.
  7. Будьте терпеливы. Не подгоняйте. Уж тем более, не кричите. Когда захочется повысить голос, вспомните вот какую ситуацию: представьте, у вас на плите жарится картошка, она жарится-жарится и вдруг начинает подгорать, (Что вы будете делать?), вы же не будете орать на подгорающее блюдо, а спокойно снимете сковороду с плиты или уменьшите огонь (Правда?).
  8. Давайте советы, подсказки, но не решайте за ребенка, что и как ему сделать. Используйте фразы: «Попробуй сделать так…», «Наверное, ты торопился…», «Быть может, ты не заметил…».
  9. Развивайте интерес к учебе. Будьте чуточку не как все. Будьте креативны в своем подходе к выполнению домашнего задания. К примеру, можно устроить квест, совместить настольную игру с уроками (сделали математику - прошли один уровень, прочитали рассказ - прошли второй уровень и т.д.), можно сделать дополнительные пособия, с которыми вашему ребенку будет реально интересно возиться (допустим, у меня сын любит учить словарные слова, составляя их из вырезанных букв, или мы выполняем тесты онлайн), можно придумать мини-призы за хорошо выполненное домашнее задание, за отличное настроение, старание и пр. Вариантов разнообразить учебный процесс в домашних условиях бесконечно много. Делитесь ими в комментариях.
  10. Никогда не говорите об учителе плохо. Он - пример для подражания. Да, нам повезло с учителем. Наша Нина Николаевна - педагог от Бога. Дети ее обожают, родители ценят и уважают. Если у вас не такой учитель, можно перевести ребенка в другой класс. Но ни в коем случае никогда не говорите плохо об учителе. Это… как если бы вы сказали сыну/дочери, что у него/нее плохой отец или непутевая мать. К чему бы это привело? Верно, к серьезной психологической травме.
  11. Не сравнивайте свое чадо с другими детьми. Зачем топтать их и так хрупкую самооценку? Они у нас уникальные!
  12. Не старайтесь реализовать через ребенка свои мечты, собственные амбиции. Это, как минимум, глупо. Как максимум, подобное желание чревато страшными последствиями. Помните, ребенок - это отдельная личность, он проходит свой путь, а ваш вы уж как-то сами проходите дальше. Детки чувствуют, когда не оправдывают ожидания своих родителей, они очень болезненно это переживают, а соответственно, теряют интерес к учебе, становятся беспокойными, капризными и неусидчивыми.

Поверьте, при грамотном подходе вы будете делать уроки с ребенком без криков и наказаний. Больше того, ваш ребенок захочет самостоятельно делать уроки.

От себя еще добавлю: у ребенка должна быть и понимание того, зачем ему делать уроки. Уж точно не для того, чтобы быть отличником. Правда?) У моего сына есть мечта: открыть собственный ресторан. И он понимает, что для этого ему нужно иметь много знаний. А знания дает школа, поэтому уроки делать важно и нужно.

Ребенок не хочет делать уроки (видео «Что советует психолог, когда ребенок не хочет делать уроки самостоятельно»):


Как делать уроки с ребенком без криков и наказаний: личный пример

Давайте я расскажу о том, как мы делаем уроки. Итак, у меня сынишка ходит во второй класс. У него вторая смена: учится с 13:30 до 17:45. Программа, на мой взгляд, сумасшедшая. Постоянно какие-то доклады, рефераты, рисунки, песни, конкурсы, контрольные… Кажется, что заданиям нет ни конца ни края. Понятное дело, что это вызывает стресс у ребенка и доводит родителей до отчаянья. Что можно сделать? Как вариант, можно попросить учителя задавать меньше. Но, скажем, наш учитель и так бережно относится к деткам, задает то, что положено в рамках программы. А программа, как уже говорила, сложная.

Как мы делаем уроки с ребенком без криков и наказаний:

  • После школы у сына есть час времени для себя. Да, это всего лишь час, но что поделать… Он или смотрит мультик, или гуляет на улице, или собирает свое бесконечное лего.
  • Садится делать уроки в 19:30. Мы договорились, что в это время он уже за своим столом раскладывает учебники. К слову, у нас всегда идеальный порядок на его столе: ничего лишнего, лежат лишь книги, тетради по тому предмету, который он делает.
  • На уроки у нас уходит в среднем 1,5-2 часа. Меньше можно, больше нельзя). Но это время он реально делает уроки, а не кушает яблочки, не бегает к телевизору, не рисует посторонние рисунки и пр. Не успел – будь готов получить двойку. Как правило, успевает). Если не успевает, просит дать ему еще несколько минут. Таким образом, ребенок самостоятельно делает уроки до 21:00-21:30. Я лишь время от времени подглядываю и помогаю в действительно сложных вопросах. Портфель собирает, конечно, сам. Было такое, что пару раз забывал тетради, ему становилось неловко в школе, теперь собирает все более тщательно. Не скрою, время от времени я перепроверяю портфель. И если вижу, что что-то не положил, спрашиваю: «Сыночек, ты уверен, что ничего не забыл положить в портфель?»).
  • Если справился быстрее (а это для него серьезный стимул), он может еще позаниматься чем-то своим. Если не справился, моется, чистит зубки и спать.
  • Утром у него есть 3 часа для своих желаний. Параллельно он старается помогать по дому (это приятно).
  • С 10:00 до 11:00 у нас разные дополнительные обучающие занятия.
  • С 11:30 до 12:30 у него снова есть время для себя. Потом уже обед и сборы в школу. Плюс мы повторяем стихи, песни, которые учили вчера.
  • Да, в выходные один день он вообще ничего не делает из уроков, а во второй день старается делать домашнее задание по тем предметам, которые будут во вторник, среду, четверг, пятницу. Их не так много). Кстати, уроки на понедельник он делает, как правило, в пятницу.

Вот по такому примерно графику мы и живем. Порой бывают форс-мажоры). Я стараюсь не перегружать ребенка дополнительными занятиями, нам пришлось отказаться от нескольких курсов. Но здоровый и веселый малыш куда важнее, чем уставший и грустный родной школьник.

Когда сын ленится, капризничает (и при этом я понимаю, что это никак не связано со здоровьем) и вдруг говорит, что не хочет учить уроки, то его ждет худшее из наказаний: мама не будет с ним рядом в процессе выполнения домашнего задания, она не подскажет, не проверит уроки, не выполнит его последующие просьбы. Я позволяю сыну самостоятельно справляться с последствиями невыполненного или плохо выполненного домашнего задания. Если мой ребенок не хочет учить уроки, пожалуйста, пусть не делает, но ответственность за результат будет нести он. А я в свою очередь проведу вечер в раздумьях: в чем я, как мама, допускаю ошибку, почему мой ребенок не хочет учить уроки самостоятельно, что я могу сделать, чтобы у него было это желание…

Помню, как бабушка платила деньги моим младшим братьям за то, чтобы они ходили в музыкальную школу. Больше всего денег доставалось младшему, он бросил обучение через месяц, средний продержался чуть больше. Я же закончила музыкальную школу, потому что мне никто ничего не платил:) . Поэтому своему ребенку за оценки деньги не плачу, но, понятное дело, стимулирую к достижению максимально возможного результата. К примеру, эту четверть он закончил прекрасно - как и планировали (мечтали, хотели), за что был вознагражден игрушкой своей мечты (лего Nexo Knights ), плюс ко всему, мы сразу поехали отмечать победу в торгово-развлекательный центр (это был потрясающий день). К слову, у нас всегда есть выбор между наградой: за лучший и получившийся результат. То есть, я придерживаюсь стратегии « win - win », где нет проигравших.

Как-то шли с парка (ходили собирать листья для поделки «Шляпка осени»), и у нас случайно состоялся вот такой диалог:

Мама, а почему ты не любишь 4-ки?

Сынуля, ну почему же я не люблю четверки?! Люблю. Просто если есть возможность получить 5, зачем получать 4?

Но четверки же тоже относятся к хорошим оценкам!

Относятся. А когда мы ходим по магазинам, почему ты выбираешь себе самое большое лего, а не маленькое или среднее, оно ведь тоже относится к хорошим игрушкам?)

Мы оба рассмеялись, но каждый сделал свои выводы. Я, к примеру, и не догадывалась, что сына волнует мое отношение к оценкам. Этот диалог расставил многие точки над и + помог скорректировать мое поведение в отношении маленького наследника. Здорово, что диалоги между родителями и малышами существуют! Правда?

Берегите детей! Не отнимайте у них детство! Они так быстро вырастают(.

С пожеланиями удачи всем родителям, Зоя Гегеня =