Итоговое занятие по фэмп в младшей группе. Как заинтересовать малышей математикой: проводим занятия по фэмп во второй младшей группе детского сада

Итоговое занятие по фэмп в младшей группе. Как заинтересовать малышей математикой: проводим занятия по фэмп во второй младшей группе детского сада

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе.

Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Подготовила воспитатель санаторной разновозрастной группы (3-5 лет)

МДОБУ ЦРР-детский сад № 63 г.Сочи

Заболоцких Оксана Александровна

Цели: Закрепить знания детей о геометрических фигурах; закреплять умение отвечать на проблемные вопросы; развивать логическое мышление; умение объяснять, сравнивать, находить сходство и отличие; закрепить понятия «один», «много», «ни одного», закрепить знания о размере предметов «большой-маленький», развивать сенсорное восприятие, закрепить знания основных цветов.

Материал: Письмо, картинки лошадки, машины, парохода, самолета, запись песни «Круглая песенка», маски Круга, Квадрата, Прямоугольника, Треугольника, корзинка, кубики различных цветов по количеству детей, 4 больших кубика(красный, синий, зеленый, желтый),тарелочки, счетные палочки, ленточки, геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) по количеству детей, карточки для игры «Какая фигура лишняя?», геометрическая дорожка.

В роли геометрических фигур -дети средней группы.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на письмо с изображением различных геометрических фигур.

Воспитатель: Дети, что это за письмо? От кого оно может быть? Как нам это узнать?

Воспитатель вместе с детьми распечатывает письмо, там приглашение от жителей Страны геометрических фигур. Они приглашают детей к себе в гости.

Воспитатель: На чем же мы отправимся в путь?

Дети перечисляют транспортные средства, на которых можно путешествовать.

Воспитатель обращает внимание на картинки, находящиеся в письме: лошадка, машина, пароход, самолет.

Воспитатель: Что могут обозначать эти картинки?

Дети вспоминают ранее разученное стихотворение «На лошадке ехали»

Воспитатель: Верно, отправимся в путь на этих средствах передвижения.

Все встают в круг, друг за другом идут, произнося стихотворение и показывая движениями.

На лошадке ехали- до угла доехали.

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали- до реки доехали.

Т-р-р-р. Стоп. Разворот. У реки пароход.

Пароходом ехали- до горы доехали.

Пароход не идет, нужно сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: У-у-у.

Воспитатель: Ну вот и добрались.

Дети рассаживаются за столы на стулья.

Выходит ребенок в маске Круга.

Круг: Добрый день, ребята. Я рад, что вы приехали к нам гости в Страну геометрических фигур. Угадайте, как меня зовут.

Нет углов у меня,

А похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Цель: обобщить полученные детьми знания и умения.

Задачи: закрепить понятия «один», «много», «по-одному», «поровну», умение устанавливать равенство между двумя группами предметов; ориентироваться в пространстве, называя месторасположение предметов.

Упражнять в сравнении предметов по ширине и длине, используя в речи слова «длинный», «короткий», «широкий», «узкий»; в подборе геометрических фигур в ритмической последовательности.

Развивать различительную способность (длина, ширина), внимание, воображение, логическое мышление.

Воспитывать у детей усидчивость, любознательность, желание заниматься.

Коррекционная работа: развивать содружественное движения руки и глаз, мелкую моторику рук, зрительно-пространственное восприятие.

Словарь: шире, уже, поровну, больше, меньше.

Пособие и материалы: теремок, плоскостные фигурки животных: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, медведь; 2 полоски ткани, 2 мостика (длинный, короткий); геометрические фигуры, нитка, образец бус, елочки, зайцы.

Ход занятия:

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Дети сидят на коврики полукругом.

Воспитатель

  1. Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю, мышка бежала,

Теремок увидала.

Забежала в теремок и стала там жить-поживать да танцевать.

Гимнастика для глаз «Мышка» (прослеживание)

Сколько зверушек в теремке живут? (одна)

2. Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Лягушка скачет по болоту.

В теремке ей жить охота.

Воспитатель: пока лягушка скакала, бусы растеряла. Плачет бедная:

Беда! Помогите, детвора!

Посмотрите, ребята, что это на полянке лежит? (геометрические фигуры)

Назовите эти фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Какие фигуры похожи по форме? (треугольник, квадрат)

А чем от них круг?

Дети проходят к столам.

Пальчиковая гимнастика «Лягушка-квакушка»

Лягушка начала скакать (пальцами дети стучат по столу)

С кочки на кочку прыгает, (хлопают в ладоши)

Лапками весело двигает (разводят ладони рук в стороны)

И говорит простые слова «Ква-ква-ква».

Работа с раздаточным материалом: «Собери бусы» (чередование геометрических фигур по форме и цвету).

Воспитатель. Положите перед собой полоску. Перед вами лежат фигуры. Я буду называть фигуру, а вы, будьте очень внимательны, берите ту фигуру, которую я называю, и кладите ее на полоску. А теперь сравните свои бусы с образцом. У вас так же выложены бусы, никто не ошибся? Молодцы с этим задание справились, лягушка очень рада, какие красивые получились бусы.

Прискакала к теремку Лягушка.

Пустила ее Мышка-норушка.

Стали они вместе жить, песни петь и не тужить.

3. Как по полю-полю, Зайка бежит, весь дрожит и говорит:

Вы пустите меня в теремок

Обогреться - я весь продрог.

Физминутка

Зайке холодно сидеть надо лапки погреть

Лапки ставим на бочок, на носочках скок, скок, скок,

А теперь в присядку, чтоб не мерзли лапки.

Мышка-норушка и Лягушка-квакушка пустили его погреться в теремок, там он и остался жить.

Как по полю-полю, зайцы бежали, лису увидали, испугались:

«Где бы спрятаться?» Поможем зайцам спрятаться?

Возьмите полоску для счета. Положите пальчик левой руки на уголок верхней полочки. От пальчика выложите на верхнюю полочку все ёлочки. На нижнюю полочку под каждую ёлочку посадите по одному зайчику.

По сколько зайчиков вы посадили под каждую елочку? (по одному)

Чего больше? Почему? Кого меньше?

Что нужно сделать, чтобы ёлочек и зайчиков стало поровну?

Что теперь можно сказать о количестве ёлочек и зайчиков? (их поровну)

Молодцы, спрятали зайчиков.

4 . Тихо, тихо, не шумите, кто-то к нам идет сюда.

Ну, конечно же, Лиса.

Пустили и Лисичку в теремок жить.

Ведь она знает много игр.

Игра «Прятки»

Где сидит Лиса? - под деревом.

Где спряталась Мышка? - на дереве.

Где спряталась лягушка? - за Теремком.

Кто вверху, кто внизу?

5 . А по лесу уж Медведь идет.

Вдруг увидел теремок - да как заревет.

Хочет Мишка к теремку подойти, да ручеек и река у него на пути.

Какая река? - широкая.

Какой ручей? - узкий.

Что шире? - шире речка

Если река шире, то ручей… уже.

Подошел Медведь к теремку и ревет:

Вы пустите меня в теремок!

Пустили и его. Стали они жить поживать и да песни петь.

Вы молодцы - помогли, зверушкам поселится в теремочке.

Задачи:

1.Закрепить прямой и обратный счет, «соседей» чисел.

2.Закрепить название дней недели, части суток.

3.Закрепить цвета: серый, темно-зеленый, светло-зеленый, голубой, оранжевый.

4.Закрепить умение соотносить цифру с числом.

5.Закрепить название геометрических фигур; умение ориентироваться в пространстве.

6.Развивать логическое мышление, память, воображение.

7.Закрепить состав числа 3;4;5.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу «Юных математиков». Каждый путешественник должен знать, в какой день недели и какого числа он отправляется в путь.

Давайте сейчас с вами вспомним: какой сегодня день недели? (ответ детей: вторник) А какой день недели будет завтра? (ответ детей: среда) Если сегодня вторник, то какой день недели был вчера? (ответ детей: понедельник) Какое сегодня число и месяц? (ответ детей: 27 апреля) Какие сейчас части суток? (ответ детей: утро)

Итак, мы с вами выяснили дату и время начала нашего путешествия: утро, 27апреля, вторник.

Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте, на чем мы отправимся путешествовать: Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились.

И помчались, в путь далек,

Лишь оставили дымок.

(ответ детей: поезд)

Воспитатель: Молодцы! (выставляю нарисованный поезд с цветными вагонами) – Ребята, сосчитайте, сколько вагонов в нашем цветном поезде? (дети считают про себя, спрашиваю одного ребенка; его ответ 10).

— Скажите, какого цвета вагончик, который следует за четвертым вагоном? (ответ детей: светло-зеленый) – Какого цвета восьмой вагончик? (ответ детей: голубой) – А пятый вагончик каким цветом? (ответ детей: серый)

Воспитатель: Ребята, каким по счету вагончик, который следует между 6 и 8 вагонами? (ответ детей: 7)

— Какой номер у вагона, который стоит перед 3 вагоном? (ответ детей:2)

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами считали вагоны, к нам из леса пришел ежик. Он после зимней спячки решил попутешествовать, услышал, что мы с вами собрались в город «Юных математиков». Ему тоже захотелось узнать, что это за город. Дети, возьмем ежика с собой? (ответ детей: Да!)

— Итак, мы отправляемся! (звучит звук, отправляющегося поезда)

(звук выключаю) – Ребята, вот и первая остановка на улице «Разгадай-ка». Смотрите, ребята, жители этой улицы оставили нам какое-то зашифрованное письмо, (показываю таблицу с числовым рядом, но цифры, через одну пропущены) – Вы что — нибудь понимаете? (ответ детей: нужно вставить цифры) — Давайте вставим нужные цифры и узнаем, что это значит (приглашаю одного ребенка к доске) – Что получилось? (ответ ребенка: это числовой ряд)

Воспитатель: Дети, кто посчитает от 1 до 10? (спрашиваю одного ребенка) – Кто сможет посчитать обратно? (спрашиваю другого ребенка) Молодцы! Отправляемся дальше (снова фонограмма поезда)

Воспитатель: Следующая остановка «Волшебные фигуры » (показываю формат с геометрическими фигурами). – Как можно назвать эти фигуры? (ответ детей: геометрические) – Ребята, скажите, какая геометрическая фигура находится в центре? (ответ: розовый квадрат) – Какая фигура находится в левом верхнем углу? (ответ: желтый треугольник) – Сосчитайте, сколько всего четырехугольников изображено? (ответ: восемь)

Воспитатель: Отправляемся дальше (звучит фонограмма поезда).

— Следующая остановка «Отдыхай-ка». – Ребята, смотрите, нас встречает Буратино (переодетый ребенок) – Он предлагает нам с ним отдохнуть и размяться вместе (проводится физ. минутка «Буратино потянулся…) – Спасибо, Буратино, мы хорошо отдохнули! (звучит фонограмма) – Мы отправляемся дальше. Следующая остановка на улице «Разберись-ка» (у каждого ребенка на столе лежат домики «Состав числа 3, 4,5»; предлагаю пододвинуть к себе)

Воспитатель: Ребята, смотрите, какие интересные у вас домики. На каждом доме стоит номер, а в каждом окошке живет цифра. Но некоторые спрятались, нам нужно вспомнить состав числа и расселить жильцов в окошках (даю время, дети вписывают карандашом цифры в окошки)

Воспитатель: А теперь, давайте проверим, правильно ли мы сделали? (на доске открываю домики с ответами) – Отправляемся дальше. Следующая остановка «Посчитай-ка»)

Воспитатель: Ребята, я буду показывать вам картинки, а вы будете считать про себя и показывать соответствующую цифру (показываю картинки с изображением разного количества предметов).

Воспитатель: Едим дальше! (звучит фонограмма) – Конечная остановка «Получай-ка». Ребята, давайте поиграем: Вот конфеты. Что нужно сделать, чтобы все ребята угостились? (ответ: разделить, сосчитать) – Давайте сосчитаем, сколько всего конфет? (ответ:17) Сколько ребят? (ответ:17) Поскольку получилось конфет каждому? (ответ: по одной) – Всем досталось?

Воспитатель: Ребята, это награда вам за то, вы хорошо работали. Ежик, тебе понравилось путешествовать? (делаю вид, что он шепчет мне на ухо) – Ребята, ежик сказал, что ему очень понравилось в городе «Юных математиков» и он очень много теперь знает. Ежик прощается с нами и спешит скорее в лес, чтобы рассказать об этом городе своим лесным друзьям. И наше путешествие заканчивается. Всем спасибо!

Конспект занятия по математике

Конспект итогового занятия ФЭМП во второй младшей группы «Прогулка по лесу»

Тажетдинова Динара Вакилевна, воспитатель МАДОУ
д/с №106 «Забава» г. Набережные Челны, РТ

Интеграция образовательных областей: «Познание» («ФЦКМ», «Сенсорное развитие») , «Коммуникация», «Физкультура».

Программное содержание: Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закреплять умение называть основные цвета (красный, зеленый, желтый) . Закреплять умение находить и показывать количество предметов (один, много, поровну, столько же) . Упражнять в умении выделять основные признаки предметов (форма, величина, цвет) . Развивать внимание, память, мелкую и общую моторику пальцев рук, речь и речевую активность.

Индивидуальная работа: активизировать Никиту, Милену, Захара и Дашу в умении отвечать простыми предложениями, уметь называть диких и домашних животных.

Словарная работа: дикие и домашние животные.

Методические приемы: показ, чтение, объяснение.

Материал и оборудование: Игрушка автобус, макет деревьев, игрушки еж и ежата, грибочки (по количеству ежей) , музыкальное сопровождение «Поезд», звукозапись из серии «Звуки природы»

Раздаточный материал: На каждого ребенка картинка с изображением поезда без колес, карандаш, конверт с набором геометрических фигур-билетов одного цвета (круг, квадрат, треугольник) ;

Предварительная работа: Подготовка материала к занятию.

Литература:

  1. Моисеева М.Ф. , Федорова А.И. Сказочная угадайка. Конспекты занятий по математике с использованием сказочных сюжетов для детей дошкольного возраста. «СМАРТ», 1996г.
  2. Калиниченко А. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике. Ж-л. Ребенок в детском саду. №4, 2007г.
  3. Овчинникова Е.О. О совершенствовании элементарных представлений. Ж-л. Дошкольное воспитание № 8, 2005г.
  4. Петерсон Л.Г. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М. «Баланс», 1998г.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

Здравствуйте.

А теперь, давайте пожелаем друг другу «доброго утра». Улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям.

Ребята, приглашаю вас вместе со мной и нашими гостями отправиться на необычную прогулку по лесу. Мы с вами поедем в лес на автобусе потому, что он очень далеко. Посмотрите, какой автобус перед вами. Мы сможем отправиться на нем в путь?

У поезда нет колес.

Давайте мы отремонтируем наш автобус: возьмем карандаши и нарисуем ему колеса. Какой формы должны быть колеса?

Круглой.

Молодцы, ребята, - починили поезд! А теперь каждому из вас нужен билет, чтобы сесть на автобус. На столе на тарелочках у вас лежат геометрические фигуры. Назовите, пожалуйста, эти фигуры

Круг, квадрат, треугольник.

Давайте мы с вами обведем пальчиком каждую фигуру. Ребята, какая фигура похожа на билет

Квадрат.

Пожалуйста, круг и треугольник уберите на тарелочки, а квадрат оставьте на столе. Возьмите квадратный билетик и проходите на поезд.

Уважаемые пассажиры, предъявляйте билеты. Будьте, внимательны - автобус отправляется! Просьба занять свои места.

Вот мы и приехали в лес. Ребята, посмотрите, здесь нет ни одной елочки! Как вы думаете, что случилось? (ответы детей) Мы должны все исправить. В этом нам помогут геометрические фигуры. Как вы думаете, из каких фигур можно сложить елку?

Из треугольников.

Ребята, разбейтесь на пары. Из треугольников нужно выложить на ковре елку.

Сколько елок сделала ваша пара (задать вопрос нескольким парам) ?

А сколько всего елок вы сделали?

Какой лес стал красивый! Молодцы ребята! А теперь соберите треугольники в конверты и верните их мне.

Сейчас предлагаю вам прогуляться по лесным дорожкам.

По лесным дорожкам

Ходят наши ножки.

Топ, топ, топ, топ,

Бродят наши ножки.

Мы шли, шли, шли,

На полянку пришли.

Ребята, посмотрите! Кто это сидит под елочкой?

Сколько маленьких ежиков на поляне?

А больших?

А у меня есть для них угощение - грибочки.

Сколько грибочков?

Давайте узнаем, хватит ли всем ежикам грибов. Каждому ежику дадим по одному грибочку.

Сколько грибочков? (Столько, сколько и белочек, поровну) . Всем ежикам хватило грибов!

Вот наша прогулка по лесу и закончилась. Нам с вами пора возвращаться в детский сад. Наш автобус нас ждет.

Уважаемые пассажиры будьте, внимательны - автобус отправляется!

Ну, вот мы и вернулись в нашу группу. Ребята, вам понравилась прогулка по лесу. А что вам больше всего понравилось? Что мы делали в лесу? Кого мы встретили на поляне.

МБДОУ д/с №15

Конспект итогового занятия по ФЭМП

Во второй младшей группе

«Поможем Маше»

Воспитатель: Долматова Н.В.

Г.Алейск

2013 г.

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второй младшей группе

«Поможем Маше»

Программное содержание

Образовательные:

Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Закреплять умение называть основные цвета (красный, зеленый, желтый)

Закреплять умение находить и показывать количество предметов (один, много, поровну, столько же)

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине (короткий, длинный), путем наложения.

Развивающие:

Развивать внимание, память, мелкую и общую моторику пальцев рук, речь и речевую активность.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги обозначая: верхняя – нижняя полоска.

Воспитывать отзывчивость, толерантность, желание помогать другим, коммуникативность.

Оборудование:

Конверт, из картона - ежи, яблочки, замки, ключики, сундучок, карандаши, геометрические фигуры, мягкая игрушка – ежик.

Методические приемы:

Сюрпризный момент (звуковое послание, угощение);

Анализ занятия.

Ход занятия:

Организационный момент «Подари улыбку»

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, когда я шла в детский сад я попала к волшебнице. Но чтобы мне вернуться в детский сад я должна выполнить задания волшебнице. Помогите мне, пожалуйста! И помните, что после каждого задания вы должны взять ключик. Высылаю вам конверт с заданиями. (Стук в дверь, заносят конверт) Воспитатель: Ребята, посмотрите от кого конверт? Кому сегодня мы будем помогать?

Дети: Маши.

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Машеньке?

Дети: Да

(Открываем конверт)

Воспитатель : А, здесь загадка, попробуем отгадать?

Дети: Да

Вместо шубки лишь иголки,

Не страшны ему и волки,

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно…….

Дети: Ежик.

Воспитатель: Ой, посмотрите и правда к нам в гости пришел ежик, да не один, а с друзьями! А чем ежики питаются?

Дети: Яблоки.

Воспитатель: Ребята, угостим ежиков яблоками?

Дети: Да

Воспитатель : Посмотрите на столе лежат карточки.

Воспитатель : Ребята покажите на карточки верхнюю полоску, а теперь покажите нижнюю полоску.

Разложите на верхнюю полоску ежиков.

(Уточнить у детей, метод раскладывания на полоску: слева на права)

Воспитатель: Сколько ежиков мы разложили?

Дети: Много

Воспитатель : А, теперь на нижнюю полоску разложите яблоки для каждого ежика.

Воспитатель : Сколько яблок мы разложили?

Дети: Много

Воспитатель : Посмотрите одинаковое количество ежиков и яблок?

Дети: Да

Воспитатель : А, как по другому, сказать? Ежиков и яблок

Дети: Поровну и т.д.

Воспитатель : Ребята, что мы сейчас сделали?

Дети: Разложили ежиков и яблок поровну.

Воспитатель : С заданием мы справились и за это получаем ключик. Молодцы!

Воспитатель : А, теперь ребята нам нужно выполнить самое трудное задание.

Воспитатель: Маша нечаянно рассыпала карандаши, и они все перепутались.

Помогите Маши собрать карандаши в стаканчики.

(уточнить какой карандаш короткий, какой длинный, способом наложения) В красный - длинный, в зеленый – короткий.

Воспитатель: Что, ребята мы сейчас сделали.

Дети: Расставили карандаши в стаканчики.

Воспитатель : Молодцы!

Воспитатель : Вот и ключик у нас еще один появился.

Воспитатель : Ребятки, покажите свои красивые глазки! Что- то глазки у вас не блестят и грустные, сделаем разминку?

Дети: Да

Физминутка

Ежик выбился из сил,

Яблоки, грибы носил,

Мы потрем ему бока,

Чтобы их размять слегка,

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнуть немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка,

Еж в лесочек убежал,

Нам спасибо пропищал.

Воспитатель: Ну , вот и здорово, теперь мы снова, можем Маше помогать.

Воспитатель: Ребята, следующее задание, что то, ничего не пойму! А поняла, ежик побежал и все карточки перепутал. Поможем Маши выполнить задания.

Игра» Разрезные Фигуры»

Воспитатель : Что то, еще в конверте! Какие, то знаки! Кто знает, что они обозначают?

Дети: Красный знак – девочки, синий – мальчики

Воспитатель: Правильно, ребята! За этим столом работают девочки, а за этим мальчики.

Воспитатель : Нужно собрать картинку и вы увидите, что у вас получилось!

Воспитатель : Что же у вас ребята получилось?

Дети: Фигуры.

Воспитатель : Уточняет у детей у кого, какая фигура получилась.

Воспитатель: Ребята, что мы сейчас сделали?

Дети: Собрали фигуры.

Воспитатель: Как вы думаете, мы справились с заданием?

Дети: Да

Воспитатель : Помните, что Маша просила вас забирать ключик после задания. Где же он?

(Дети ищут ключ)

Воспитатель: А вот и ключик! Ребята посмотрите, сколько у нас ключиков?

Дети: Много

Воспитатель : Ребята, на ключиках изображены знаки и фигуры. Какие?

Дети: треугольник, цветочек, звездочка, круг.

Воспитатель : От чего эти ключики?

Дети: От замков

Воспитатель: Давайте, попробуем открыть замочки!

Воспитатель : «Чтобы открыть замочки, нужно правильно подобрать ключики к замочкам»

Воспитатель : А сейчас проверим, смогли мы открыть замочки?

Дети: Один

Воспитатель: Что изображено на замочке и ключике?

Дети: Круг

Послание от Маши: Ребята, какие вы молодцы, вы мне очень помогли, за это получите от меня угощенье, а сама приеду позже.