Второй месяц малыша чем примечателен. Развитие ребенка на втором месяце жизни

Второй месяц малыша чем примечателен. Развитие ребенка на втором месяце жизни
Второй месяц малыша чем примечателен. Развитие ребенка на втором месяце жизни

2 месяца – серьезный этап в жизни вашего малыша. Период новорожденности, полный переживаний и страхов, остался позади и кроха получил новый статус – грудной ребенок.

За этот месяц кроха многому научится, ведь его организм растет не по дням, а по часам.

О том, что из себя представляет развитие малыша в 2 месяца поговорим в этой статье.

Хочется подчеркнуть, что каждый ребенок индивидуален, и сроки появления тех или иных навыков могут сильно отличаться, поэтому не стоит расстраиваться, если ваш малыш еще чему-то не научился.

Из этой статьи вы узнаете:

За 2-й месяц жизни малыш в среднем вырастает на 3 см.

Окружность его головки увеличивается на 2 см. К концу этого месяца окружность головки почти сравняется с окружностью грудной клетки. Это важный показатель, который помогает вовремя заметить признаки повышения внутричерепного давления и развитие гидроцефалии. Доктор направит вашего кроху на дополнительное обследование в том случае, если окружность головку превысит окружность грудной клетки более, чем на 2 см.

Карапуз прибавляет в весе примерно по 23-30 гр ежедневно, что в среднем составит 800 гр за месяц.

Прибавка веса – очень важный показатель состояния здоровья ребенка. И, хотя он не является жестко фиксированным, порой отличаясь от среднего значения на 100-200 грамм в обе стороны, 800 г по-прежнему остается золотым стандартом, по которому детский врач оценивает общее развитие малыша.

Увеличение этого показателя при искусственном вскармливании может говорить о неправильной схеме кормления смесью. А уменьшение прибавки веса у детей при естественном вскармливании может свидетельствовать о недостаточности грудного молока.

Зрение

Развитие крохи в 2 месяца характеризуется быстрым совершенствованием органов чувств.

Уже с 6-недельного возраста кроха начинает устойчиво сосредоточивать взгляд на неподвижном предмете. А к началу 3-го месяца жизни может следить за движущимся предметом не только глазками, но и с помощью поворота головы.

Слух

К концу 2 месяца жизни ребенок не только реагирует на звуки движением ручек и ножек, но и пытается отыскать источник звука, поворачивая головку.

Часть исследователей считают, что до 3-месячного возраста дети не могут отличать голос матери от других женских голосов и реагируют исключительно на интонацию.

Обоняние

Начиная со 2 месяца жизни ребенок учится различать запахи. Пока еще незаметна реакция на приятные и нейтральные ароматы, но зато ярко выражена реакция на неприятные резкие запахи (краска, растворитель). Почувствовав их, ребенок показывает недовольство мимикой, криком, учащением дыхания.

Вкус

Способность определять вкус пищи дана ребенку с самого рождения. В возрасте 2 месяцев малыши отчетливо реагируют на сладкое усилением сосания и довольной мимикой, а на соленое, горькое и кислое – криком, двигательным беспокойством и слюнотечением.

Движение

К концу 2 месяца жизни у здорового малыша проходит гипертонус сгибательных мышц ручек. Хотя ножки при этом все еще продолжают оставаться в повышенном тонусе.

Это время первых дифференцированных, то есть имеющих конкретную цель, и не связанных с врожденными рефлексами движений. Малыш начинает приближать ручки к глазам и носу, потирать их друг об друга.

В начале 2-го месяца жизни ребенок уверенно поднимает и удерживает головку в положения лежа на животе, а к его концу – старается удержать ее и в вертикальном положении.

Эмоции

Развитие малыша в 2 месяца неразрывно связано с совершенствованием его психики. С 6-недельного возраста ребенок начинает устанавливать эмоциональный контакт с мамой: рассматривает ее лицо во время кормления, пытается потрогать грудь или бутылочку.

С 1,5 месяцев малыш начинает улыбаться. К концу 2 месяца жизни его улыбка становится очевидна всем домочадцам. В этом возрасте дети чаще всего улыбаются тем людям, которые больше всего заботятся о них. Поскольку зрение малыша еще довольно слабое, он реагирует на звук, голос и знакомые интонации и начинает улыбаться, как только заслышит родной голос матери.

Речь

С 2 месяцев родители могут заметить, что во время активного бодрствования малыш издает короткие отрывистые гласные звуки «а», «у». Это называется гулением. Оно пока не несет смысловой нагрузки и не является средством общения, это просто – показатель хорошего настроения ребенка и правильного развития его психики.

Сон

2-месячный малыш спит примерно 16 часов в сутки. При этом на ночной сон приходится примерно 9,5 часов, а на дневной около 5,5. В светлое время суток ребенок чередует сон с периодами бодрствования. К концу 2 месяца активное бодрствование может достигать 1 часа после каждого сна. Ночью, как правило, груднички просыпаются только для того, чтобы поесть.

Костная система

К концу 2 месяца жизни у малыша полностью закрывается задний, или малый родничок. Большой, или передний родничок остается открытым вплоть до 1-1,5 года.

Кожа

Дети в этом возрасте потеют точно так же, как взрослые, с той лишь разницей, что потоотделение начинается при более высокой температуре воздуха. Поэтому груднички в этом возрасте легко перегреваются. Родителям необходимо следить за тем, чтобы малыш всегда был одет по погоде.

Волосы

У 2-месячного малыша пушковые волосы – лануго, которые покрывали его плечи и верхнюю часть спины при рождении, полностью исчезают. На головке имеются первичные волосы, которые выросли еще во внутриутробном периоде.

Дыхательная система

Частота дыхания составляет – примерно 40-60 раз в минуту.

Сердечно-сосудистая система

В некоторых случаях при ультразвуковом исследовании сердца может быть обнаружено незакрытое овальное окно, которое располагается правым и левым предсердием. Родителям не стоит поддаваться панике, так как для ребенка в этом возрасте это является нормой. Полное закрытие овального оакна происходит на 3 месяце жизни.

Частота сердечных сокращений – примерно 140 ударов в минуту.

Пищеварительная система

Вместимость желудка 2-месячного малыша составляет примерно 110-120 мл. Именно из этой особенности рассчитывается разовая порция молочной смеси у детей, находящихся на искусственном вскармливании.

Ребенок, находящий на грудном вскармливании, прикладывается к груди примерно каждые 3 часа, в том числе в ночное время.

Дети на искусственном вскармливании получают смесь 5-6 раз в сутки.

Стул у 2-месячного малыша происходит примерно 3-6 раз в день, но может быть и чаще – после каждого кормления. Каловые массы детей, находящихся на грудном вскармливании, обычно горчичного цвета, имеют консистенцию зубной пасты и пахнут кислым молоком.

В некоторых случаях они могут содержать небольшое количество непереваренных комочков створоженного молока, слизи, зелени или пены. Дети на искусственном вскармливании опорожняют кишечник 2 раза в сутки, стул при этом более плотный, желто-серого цвета.

Моче-выделительная система

2-месячный малыш может мочить пеленки до 20 раз в сутки. Это является физиологической нормой.

Профилактический осмотр в детской поликлинике, прививки

Когда крохе исполняется 2 месяца, его ждет плановый осмотр в детской поликлинике. Если все необходимые специалисты-врачи были пройдены в возрасте 1 месяца, то ребенка осматривает только педиатр. Если по каким-то причинам часть консультаций не была проведена, то необходимо завершить их, как можно скорее.

Детский врач производит измерение роста, веса, окружности головки и грудной клетки. Измеряет большой и маленький родничок.

В соответствии с новой редакцией Национального календаря прививок в 2 месяца малышу в поликлинике предложат провести вакцинацию:

  • третью прививку от вирусного гепатита В;
  • первую вакцинацию против пневмококковой инфекции.

Родители, внимание!

Как мы уже упомянули, каждый ребенок индивидуален, и темпы его развития могут не совпадать с общепризнанными критериями. Но существуют такие состояния, при обнаружении которых, родители должны немедленно обратиться за помощью к детскому врачу.

Если малыш в 2 месяца:

  • не сосредотачивает взгляд на крупном неподвижном предмете, который расположен на расстоянии 20 см от его глаз;
  • не следит хотя бы несколько секунд за движущимся предметом;
  • не удерживает головку в положении лежа на животе хотя бы несколько секунд;
  • не поворачивает головку на звук погремушки, не пытается определить, откуда идет звук;
  • наблюдается постоянное слезотечение;
  • не улыбается;
  • не гулит.

О любой из этих ситуаций родители должны незамедлительно сообщить участковому педиатру или семейному врачу.

Развивающие занятия

Стимулировать развитие малыша в 2 месяца помогут простейшие игры. Они направлены на закрепление основных двигательных навыков и совершенствование работы органов чувств.

Игры, направленные на развитие силы мышц

  • Лучшим упражнением для укрепления мышц шеи, спинки, ручек для 2-месячного ребенка является частое выкладывание его на животик. Делать это лучше перед кормлением во время активного бодрствования. Можно совмещать выкладывание на живот с воздушными ваннами, когда малыша оставляют голеньким. Для детей этого возраста хватит 5-7 минут воздушных ванн 2-3 раза в день. Температура воздуха должна быть не ниже 22⁰С.
  • Стимулировать правильное развитие мышц поможет массаж. Необязательно, если это будут сложные профессиональные приемы. Достаточно поглаживаний, легких растираний, нежных похлопываний. Массаж можно сочетать с легкой гимнастикой. Для малышей этого возраста основные упражнения заключаются в пассивном поднимании и опускании ручек, подтягивании согнутых в коленях ножек к животику.
  • Большое удовольствие малышам доставляют занятия на фитболе – гимнастическом мяче. Можно положить ребенка на мяч животиком вниз и крепко держа одной рукой за лодыжки, а другой за попку, качать на мяче из стороны в сторону.

Игры на развитие органов чувств и мозга

  • Родителям наибольшее внимание следует уделять стимулированию органа зрения. Это могут быть игры с погремушкой, когда игрушку располагают на расстоянии 20 см от лица малыша и после того, как он сфокусирует на ней взгляд, плавными движениями водят из стороны в сторону.
  • Тренировать орган слуха малыша помогут колыбельные и детские песни, которые мамочка будет ему петь. Можно поиграть «в прятки»: встать от малыша с правой стороны и позвать его по имени, ребенок начнет искать источник звука и повернет головку. После этого надо перейти на левую сторону и повторить игру.
  • Хорошо стимулирует развитие головного мозга массаж ладошек. Следует 5-6 раз в день осторожно раскрывать сжатые кулачки ребенка и делать легкий массаж центра ладошки и каждого пальчика.

Родительство – это не только счастье, но и ежечасная работа. Достоверные знание о том, как происходит развитие малыша в 2 месяца, помогут мамам и папам не растеряться и проявить себя на этом нелегком поприще настоящими профессионалами.

Вот и настал тот славный момент, когда родилось маленькое чудо. Какое оно милое и прекрасное! Так и хочется его обнять и поцеловать. Но оно даже не понимает этого: ему всего две недели. Но проходит совсем немного времени, и ему исполняется месяц, два. И потихоньку новорожденный становится классическим младенцем. Второй месяц жизни ребенка очень важен для него. На этом этапе формируется организм порой даже скорее, чем в подростковом возрасте.

И даже не оспоришь этого факта, ведь каждый знает, что младенчество - это этап сверхбыстрого роста, который потом замедляется и восстанавливается лишь в подростковом возрасте. Но и это не дает такой же скорости. Дитя на втором месяце развивается так быстро, что порой невозможно уследить за ним. Тем не менее следует пытаться это сделать. Нам нужно разобраться в аспектах, которые сопровождают второй месяц жизни ребенка и развитие вашего маленького чуда на данном этапе. Давайте сделаем это прямо сейчас.

Развитие

Очень важен второй месяц жизни ребенка. Развитие здесь проходит очень стремительно. Только за второй месяц обычно прибавляется около 800 граммов к весу малыша, а к росту - около трех сантиметров. Ни с каким подростковым возрастом эти цифры не сравнятся. Впрочем, следует учитывать и то, что данные усредненные, поэтому у каждого младенца может это проявляться по-своему. Объем головы увеличивается на три сантиметра, а роднички почти полностью зарастают. Также увеличивается период бодрствования ребенка. Он может достигать 20 минут в час или даже больше.

У некоторых детей может, вообще, быть такое, что родничок к концу второго месяца уже полностью покрывается соединительной тканью, так что мозг уже к этому времени защищен. Отклонения от этих показателей, однако, могут замечаться достаточно часто. Все зависит от особенностей индивидуального развития ребенка.

Второй месяц жизни ребенка: 5-6 недели

А теперь давайте рассмотрим процесс развития ребенка в течение самого месяца. Оказывается, что при этом важна каждая неделя. Развитие ребенка на втором месяце жизни имеет такие особенности.

  1. К шестой неделе появляется умение поворачивать голову к определенному предмету, ведь уже достаточно развились мышцы шеи и спины. А это лишь начало второго месяца жизни ребенка. Также на шестой неделе ребенок уже умеет схватывать предметы губами и крепко их держать.
  2. Также на данном этапе глаза уже достаточно развиты, чтобы увидеть руку, которая проносится перед ними. Глаза обретают способность к конвергенции, то есть к фокусировке на предмете, который расположен рядом с ними. Достигается это путем сближения двух зрачков один к другому. С каждым днем устойчивость взгляда все улучшается, и к концу 7 недели ребенок уже может устойчиво смотреть на руку. И вообще, он начинает ее очень детально рассматривать.

Также достаточно развиты мышцы рук, которые позволяют удержать кулачок на уровне рта. Чадо может даже начать кусать кулачок и грызть ногти. В общем, малыш становится таким типичным ребенком.

А что происходит на 7-8 неделях?

Дальше идет все намного интереснее. Для седьмой-восьмой недели характерно умение определить источник звука, и малыш даже может посмотреть на него сфокусированным прямым взглядом. Также продолжается увеличение периода бодрствования. Может быть такое, что ребенок не будет засыпать в течение часа. Впрочем, здесь нужно также подходить к вопросу индивидуально, так как невозможно полностью идеально спрогнозировать поведение ребенка на определенном этапе развития. Поэтому один младенец может на седьмой или восьмой неделе только начать фокусировать зрение, а другой пойдет дальше в своем онтогенезе.

В принципе, второй месяц характеризуется началом активного поведения ребенка. И чем старше он становится, тем более выражены эти признаки. Седьмая-восьмая недели являются стартом для активного познания мира. На более ранних этапах, даже тех, которые входят во второй месяц, характерно обычное выживание с помощью стандартного набора рефлексов и ничего больше. Режим дня ребенка второго месяца жизни становится все более разнообразным.

Что нужно делать на втором месяце жизни ребенка?

Поскольку ребенок начинает активно познавать мир, то нужно всячески поощрять его попытки. Также следует увеличить время общения с чадом. Если вы считаете, что банально поменять пеленки вашему ребенку - это достаточно, то нет. Он будет понимать, что вы механически выполняете все то, что ему нужно, но при этом любви получать не будет. А это может спровоцировать развитие комплекса неполноценности и синдрома дефицита внимания еще в двухмесячном возрасте.

Чтобы привлекать ребенка к познанию окружающего мира, можно где-то на расстоянии 30 сантиметров от него повесить игрушку с большим количеством деталей. Что умеет ребенок на втором месяце жизни - так это интересоваться всем миром, и этой игрушкой в частности. Пусть детально ее рассматривает и изучает. Это ему будет полезно в дальнейшем. Очень сложный возраст как для родителя, так и для чада - второй месяц жизни. Уход физический на этом этапе очень важен, но и психологический аспект требует приложения усилий родителей. Поэтому обратите особое внимание на эмоциональную сферу ребенка.

Эмоции на втором месяце жизни

Именно в детском возрасте человек приучается к открытому выражению своих эмоций и к миру. И открытость к людям - это не черта, присущая только экстравертам, она есть и у интровертов. Просто последние более склонны к закрытым социальным контактам. Тем не менее, если правильно воспитывать таких детей, то ничего сложного в общении с другими людьми они видеть не будут.

С самого рождения нужно заниматься развитием социальных навыков у ребенка. Важно следить за тем, чтобы он учился общаться с другими людьми. В определенных аспектах его можно начинать посвящать в мир социальных норм. Например, когда ребенок берет чужое, даже просто чтобы поинтересоваться, стоит отнять и сказать, что это можно делать, только спросив разрешения и получив его.

Да, он, может, и не поймет смысла этого послания в столь юном возрасте. Но вот само звучание сообщения обязательно отпечатается в его памяти. И когда вы будете обучать его в более зрелом возрасте этой истине, будет намного проще это сделать, так как данная мысль с большей вероятностью будет казаться ребенку родной, простой и понятной.

Приемы привлечения взрослого и общения с ним

На втором месяце жизни ребенок располагает целым спектром приемов привлечения взрослых людей. Дети в этом аспекте достаточно изобретательны, так как от этого в некотором смысле зависит их выживание. Тем не менее определенные тенденции все равно имеются. В них следует разобраться.

  1. Улыбка. На втором месяце ребенок уже может отвечать улыбкой на то, что другой человек также проявил к нему такой знак внимания.
  2. Вокализация. На данном этапе дитя уже может издавать различные ухающие звуки, чем привлекает взрослых к себе. Если вы услышали такие звуки от малыша, то следует на них реагировать. Таким образом, ребенок научится вас призывать в те моменты, когда ему нужно с вами пообщаться. В более раннем возрасте это можно было сделать только через плач. Но теперь у него есть еще один арсенал. Не заставляйте его переходить на плач, и вы увидите своего ребенка счастливым и гукающим.
  3. Двигательное оживление. Это еще один прием привлечения взрослого. На втором месяце жизни чадо уже может направлять свои движения, в то время как на более ранних этапах они были, скорее, хаотичными.

Вот такие приемы, на которые следует реагировать, чтобы поддерживать контакт с ребенком. Это уже полноценное общение, пусть и не несущее пока полноценной информативной ценности. Можете быть уверены: ребенок вас понимает.

Развитие инициативы у ребенка

Это очень важный элемент, который следует начинать развивать у вашего чада с двухмесячного возраста. На данном этапе инициатива во взрослом понимании этого термина невозможна, так как дите даже еще не научилось ходить. Но при этом некоторые элементы поведения, которые будут закладывать базу для инициативности ребенка, уже можно прививать.

Что же является базой? Уверенность в себе. Обладающие этим качеством люди всегда являются инициативными. Что же такое уверенность в себе? Если говорить предельно просто, это то ощущение, когда тебя ценят. И его можно запросто создавать. В первую очередь это делается при помощи общения. Во вторую же очередь уверенность в себе у ребенка создается путем скорейшей ликвидации всех признаков дискомфорта. Помните, что каждая минута простоя сейчас может сказаться на самооценке ребенка в дальнейшем. И если он не запомнит этого, то данный факт еще не означает, что самооценка будет в порядке или не появится склонности к закомплексованности.

Как вести себя с двухмесячным ребенком?

Так как же вести себя с ребенком этого возраста? Поскольку это очень сложный второй месяц жизни ребенка, уход требует некоторых усилий. В принципе, советы достаточно простые, если так подумать. Достаточно просто удовлетворять все потребности малыша, избавлять его от дискомфорта и общаться с ним побольше. Под общением подразумевается взаимодействие с ребенком через весь спектр органов чувств: глаза (игрушка), слух (нежные слова), тактильные ощущения (объятия) и так далее. Это очень важно учитывать, так как при общении людей, вообще, все каналы важны, но для ребенка они являются просто жизненно необходимыми.

Чем хорошо сюсюканье с ребенком?

В последнее время очень много рассказывают о том, что сюсюканье вредно. В принципе, это правда, но лишь частично. Дело в том, что в два месяца уши у ребенка настроены слушать только высокие частоты, поэтому сюсюканье является достаточно хорошим способом общения, который был заложен в нас природой.

Кроме того, такое общение само по себе нежное, поэтому ребенок будет чувствовать от вас эмоциональную поддержку и любовь. Соответственно, самооценка у чада также повышается. Вернее, закладывается тот фундамент для ее повышения, который был оговорен нами ранее.

Второй месяц жизни ребенка: питание

Питание является очень важной сферой жизни человека любого возраста. А вот что касается двухмесячных детей, так это, вообще, вопрос жизни и смерти. Ведь некачественная пища, которая употребляется таким малышом, может негативно сказаться на иммунитете человека в будущем. Вообще, до пяти месяцев ребенок все еще нуждается в грудном вскармливании. Если же вы чувствуете, что молока мало, то нужно докармливать ребенка, постепенно добавляя смеси и новые блюда в рацион.

Выводы

Мы разобрались в том, что умеют дети в двухмесячном возрасте и как с ними нужно себя вести, чтобы они вырастали полноценными личностями, способными к адекватному сотрудничеству и заявлению о своих потребностях. Позднее вам нужно приучать ребенка также к учету мнения других людей, но это задача не для двухмесячного ребенка, а такого, который будет немного постарше. Вы должны будете сами почувствовать этот момент.

Распорядок дня двухмесячного крохи должен состоять из правильной последовательности сна, кормлений и периодов бодрствования, чередующихся с выполнением обязательных гигиенических процедур.

Примерный (!) распорядок дня малыша, находящегося на грудном вскармливании

  • 6:00 Первое кормление, утренние гигиенические процедуры (смена подгузника, умывание, очистка носовых ходов, стрижка ноготков. );
  • 7:30-9:30 Утренний сон;
  • 9:30-11:00 Пробуждение, выкладывание малыша на животик (). Второе кормление (только что накормленного ребенка обязательно держат «столбиком» для предотвращения срыгивания). Собираемся на прогулку;
  • 11:00-13:00 Дневной сон. Лучше во время прогулки;
  • 13:00-14:30 Третье кормление;
  • 14:30-16:30 Сон;
  • 16:30-17:30 Четвертое кормление. Развивающие занятия: манипуляции с погремушкой, фиксация взгляда на игрушке, сопровождаемые песенками, стишками, потешками;
  • 17:30-19:30 Сон;
  • 19:30-21:00 Пятое кормление. Гигиенические процедуры: купание ребенка (если температура в помещении не ниже 22 градусов, можно не спешить с одеванием только что выкупанного малыша, в течение пяти минут дав ему возможность побыть голеньким);
  • 21:00-23:30 Сон;
  • 23:30-00:00 Шестое кормление;
  • 00:00-6:00 Ночной сон. Именно этот временной интервал считается идеальным для ночного отдыха двухмесячного младенца, но, как правило, малыш просыпается ночью, порой даже не один раз — не стоит отказывать ему в кормлении.

Скачать и распечатать примерный распорядок дня можете с нашего Яндекс.Диска —

Еще варианты режима дня для детей от 1 до 3-х месяцев:

Данный распорядок поддается коррекции, учитывающей индивидуальность грудничка . Ослабленные малыши часто нуждаются в большем количестве сна. Можно пойти навстречу ребенку, проголодавшемуся раньше положенного времени (15-20 минут ничего не решают). Точно такой же корректировке подвергается и время сна: капризничающего и переутомившегося кроху можно уложить пораньше, а крепко спящему – дать еще немного поспать.

Однако все это касается лишь незначительных отступлений от представленного нами распорядка. Некоторые молодые мамы, не умеющие правильно истолковать поведение своего малыша, начинают подстраиваться под каждый его недовольный писк. В результате график кормлений, сна и бодрствования сбивается, уступая место бессистемности и хаотичности.

Даже если в поведении ребенка и есть какие-то отклонения (например, он может перепутать время суток, бодрствуя ночами и отсыпаясь днем), их можно и нужно упорядочить. Если не сделать этого вовремя, чрезмерная материнская сердобольность приведет к тому, что неправильное поведение ребенка станет нормой, сделав организацию семейного уклада неудобной для остальных членов семьи .

О режиме дня малыша-искусственника

Распорядок дня ребенка в 2 месяца, вскармливаемого искусственными смесями, будет несколько иным, чем для крохи, получающего материнское молоко. Объясняется это более длительным (по сравнению с грудным молоком) усваиванием искусственного продукта . В связи с этим перерывы между кормлениями должны составлять не менее четырех часов, поэтому график кормления искусственника будет следующим: 6:00 | 10:00 | 14:00 | 18:00 | 22:00 | 2:00

Что касается периодов бодрствования и сна – они остаются такими же, что и для грудничков, питающихся маминым молоком. В зависимости от индивидуальных особенностей организма каждого ребенка в данный режим могут быть внесены некоторые незначительные коррективы.

О важности сна

Качество сна определяет особенности физического и эмоционального состояния малыша . Если он хорошо выспался – значит, у него будет достаточно сил для активного восприятия мира, игр и общения с близкими, а также отличный аппетит. Не выспавшийся ребенок будет апатичным и капризным.


Двухмесячный кроха должен спать не менее 16-ти часов в сутки, причем ни в каких укачиваниях и поглаживаниях засыпающий малыш не нуждается. Если он здоров, накормлен и вовремя уложен в кроватку – с засыпанием не должно быть никаких проблем, ведь сон необходим ему физиологически .

Если нарушения сна у 2-х месячного младенца все же существуют, необходимо разобраться, в чем причина этого противоестественного явления. Малыш может плохо спать из-за:

  • недостаточной активности в период бодрствования;
  • повышенной возбудимости нервной системы, чутко реагирующей даже на слабые раздражители (например, свет в соседней комнате, попадающий в поле зрения ребенка);
  • последствий родовой травмы (такого рода беспокойства отмечаются примерно до трехмесячного возраста);
  • чувства дискомфорта (неудобной постельки, мокрых пеленок, чувства голода или переедания);
  • слишком яркого света;
  • шумной обстановки;
  • повышенной влажности или сухости воздуха;
  • нарушений температурного режима в детской комнате (оптимальной считается температура от 20 до 24 градусов);
  • болей в животе.

Читаем также о том, сколько времени спит новорожденный ребенок в течении суток

Младенцы, приученные к укачиванию на руках, могут испытывать большие трудности с засыпанием. Выяснив причину нарушения сна, необходимо принять меры по ее устранению (дать малышу подвигаться в период бодрствования, создать спокойную обстановку перед сном: приглушить звук телевизора, не разрешать другим членам семьи громко разговаривать в комнате, где спит малыш). Главным фактором, способствующим нормализации сна, является укладывание малыша в одно и то же время. Привыкнув к режиму, он начнет засыпать самостоятельно .

Организация сна

Для сна у ребенка должна быть удобная кроватка с твердым упругим матрасом () и плоской подушкой. Чтобы малыш полноценно выспался, необходимо создать оптимальные условия:

  • хорошо проветрить детскую комнату;
  • перестелить кроватку, убедившись, что простынка не образует складок, способных стать причиной дискомфорта;
  • если комната находится на солнечной стороне, необходимо затенить окно;
  • перед сном поменять пеленку или подгузник;
  • накормить малыша.

Поскольку двухмесячный младенец еще нуждается в тесном контакте с мамой, ее отсутствие он ощущает даже во сне. Сон малыша, положенного в кроватку, характеризуется непродолжительностью и прерывистостью. Многие мамы отмечают это, когда ненадолго выходят из комнаты, где спит их малыш.

Совсем другая ситуация наблюдается в случае, если мама находится рядом: кроха спит крепко и долго. Именно поэтому педиатры советуют кормящим мамам в дневные часы не отрывать малыша от груди во время кормления, а минут на сорок прилечь рядом с ним. Польза оказывается двусторонней: мама получает возможность расслабиться и отдохнуть от домашних дел, а малыш – набраться сил для очередного бодрствования.

Сделать ночной сон более продолжительным и полноценным может процедура купания, предваряющая кормление малыша.

Многих мам интересует вопрос о целесообразности пеленания двухмесячного младенца перед сном. В прежние годы эта манипуляция считалась обязательной. Современные педиатры придерживаются мнения, что оно совсем не обязательно. Исключение составляют случаи, когда кроха беспокойно спит, взмахивая ручками. Иногда нетугое пеленание помогает решить эту проблему.

Особенности кормления

Идеальным вариантом для правильного развития младенца является грудное вскармливание, поскольку материнское молоко прекрасно усваивается детским организмом, содержит все необходимые питательные вещества и антитела, защищающие ребенка от воздействия патогенных микроорганизмов .

Нюансы грудного вскармливания

Наиболее физиологичным считается свободный режим грудного вскармливания, когда младенец получает доступ к материнскому молоку «по первому требованию». Требовательный плач или беспокойство, проявляемое малышом, являются показателями того, что он проголодался .


Несмотря на кажущуюся стихийность такого подхода, выяснилось, что необходимость подкрепиться возникает у крохи каждые три часа в течение дня и четыре – в ночное время, так что это вполне совпадает с распорядком дня, рекомендуемым современными педиатрами.

Именно такой режим вскармливания практикует большинство опытных мам, аргументируя это тем, что он не только удовлетворяет психологические и физиологические запросы младенца, но и сводит к минимуму риск застоя молока (). Малыши, получающие грудь по первому требованию, практически не плачут, поскольку ощущают не только сытость, но и состояние безмятежности и комфорта, близкое к тому, которое они испытывали в период внутриутробного развития.

Суточная норма грудного молока для двухмесячного ребенка составляет примерно 900 мл (однократная доза – 130 мл). Как проследить – получает ли малыш положенную норму? Ориентиром может служить длительность пребывания его у груди . Средняя продолжительность одного кормления составляет двадцать минут (самые активные и крепкие груднички способны насытиться за четверть часа). Читаем подробно о том, сколько грудного молока или смеси должен съедать ребенок —

Есть дети, которые отворачиваются от груди уже через пять минут. Этого момента явно недостаточно для насыщения ребенка. Обычно так поступают ослабленные груднички, которые питаются исключительно «легким» молоком, поступающим им в ротик без малейшего труда с их стороны. С прекращением такой «подачи» они перестают сосать. Чтобы заставить маленького ленивца питаться как положено, специалисты рекомендуют мамам сцеживать первую порцию молока. Тогда кроха будет высасывать именно столько, сколько ему полагается .

Однако при таком варианте кормления малыш может испытать недостаток жидкости, поскольку «переднее» молоко содержит больше жидкости, а «заднее» — жиров. Чтобы исключить вероятность такого дисбаланса, маме следует проконсультироваться с педиатром — он поможет ей выбрать необходимую тактику кормления.

Так же нежелательно удерживать малыша у груди слишком долго. У некоторых младенцев процесс кормления занимает около часа. Наевшись в течение первых двадцати минут, они просто держат сосок во рту, изредка его посасывая. Мамам таких малышей следует знать, что это может сказаться на состоянии сосков.

Из-за постоянного механического воздействия на них могут образоваться , способные причинять крайне болезненные ощущения во время каждого кормления. Чтобы не допустить этого, следует осторожно извлекать сосок из ротика уже насытившегося крохи.

Еще одним показателем достаточности грудного вскармливания является количество мокрых пеленок и испачканных малышом подгузников . Двухмесячный кроха, получающий достаточное количество маминого молока, мочится от 12 до 15 раз в день. Режим стула может быть разным. Некоторые груднички какают после каждого кормления, у других стул бывает от двух до четырех раз в день: это тоже считается нормой (искусственники делают это реже — не более одного-двух раз в сутки).

О кормлении искусственников

Малышей, находящихся на искусственном вскармливании, кормят только в определенные часы. Это – вынужденная мера, обусловленная тем, что для переваривания искусственной смеси, хоть и являющейся аналогом материнского молока, но несколько отличающейся от него по составу и полезным свойствам, требуется большее количество времени .

Двухмесячных младенцев кормят адаптированными молочными смесями номер 1. Количество кормлений (5-6 раз) и объем одной порции (120-140 мл) указывается на каждой упаковке. Превышать указанную дозировку и количество кормлений не рекомендуется. Недоношенные детки и младенцы с очень маленьким весом находятся на особом режиме кормления, проходящем под контролем и по предписанию педиатра.

Если при грудном вскармливании питьевую водичку малышу дают только в особенно жаркие дни – для утоления жажды (мамино молоко для него является и питьем, и едой), то для искусственников она совершенно необходима. Питьевую воду искусственникам обязательно дают в паузах между кормлениями .

Несмотря на то, что кормление искусственников осуществляется из бутылочки, мамам следует кормить их не в кроватке, а держа на руках: именно так осуществляется столь необходимый телесный контакт с самым дорогим человеком.

После кормления деток (и грудничков, и искусственников) необходимо в течение трех минут подержать в вертикальном положении, давая возможность порции воздуха, попавшей в желудок, покинуть его. Наличие обильной («фонтаном») отрыжки является поводом для обращения к педиатру, поскольку это может свидетельствовать о некоторых патологиях органов ЖКТ.

Особенности бодрствования

2 месяца – время, когда кроха начинает обращать внимание на мир вокруг него. Если раньше его пробуждения были связаны только с необходимостью подкрепиться, то сейчас он способен бодрствовать на протяжении полутора часов .

По мере психо-эмоционального и психического развития малыша возрастает и его активность. Почувствовав способность управлять мышцами (в связи с ослабеванием тонуса мышц сгибателей), он начинает выполнять множество целенаправленных движений. Зрение и слух, улучшающиеся день ото дня (малыш способен видеть предметы, удаленные от него на семь метров), позволяют ему узнавать близких людей и понемногу ориентироваться в пространстве. Этому во многом способствует укрепление шейных мышц, позволяющих крохе поворачивать голову в нужную для него сторону.

Прогулки

Чрезвычайно полезны для каждого малыша прогулки на свежем воздухе. Их продолжительность в теплое время года может составлять не менее полутора часов. Лучшим временем для этого являются утренние (до 11) и вечерние (после 16) часы. Гулять лучше всего в кружевной тени деревьев, оберегая малыша от попадания ярких солнечных лучей.


Зимой прогулки с ребенком 2-х месяцев возможны только при температуре, превышающей -10 градусов. Лучшей одеждой для малоподвижного крохи является полукомбинезон с подкладкой из натурального меха и нижней частью, выполненной в виде конверта.

Бодрствующего малыша необходимо доставать из коляски, показывая ему окружающий мир. Гулять с крохой следует в месте, удаленном от загазованных автомагистралей: тихом парке или спокойном дворе .

Занятия и развивающие игры

Двухмесячный возраст – отличное время для тренировки органов чувств . Чтобы кроха научился следить за передвигающимися предметами, фокусируя на них взгляд, необходимо приобрести несколько очень легких и ярких погремушек, окрашенных в красный, желтый и оранжевый цвет, поскольку сейчас он воспринимает только эти цвета теплой гаммы. Звук погремушки должен быть не пугающим, а приятным.

  • Взяв погремушку, можно сбоку подойти к малышу и потрясти ею в тридцати сантиметрах от него, заставляя кроху повернуть головку в сторону звука. Переложив игрушку в другую руку, точно так же добиваются поворота его головки в противоположную сторону. Мама может просто звать малыша ласковым голосом, подходя к кроватке с разных сторон, чтобы он, реагируя на звук, поворачивал головку в нужном направлении;
  • Погремушку полезно вкладывать в ручку ребенка. Слабые пальчики способны удерживать ее на протяжении лишь тридцати секунд. Это – отличное упражнение, подготавливающее мышцы руки к акту хватания;
  • Можно повесить гирлянду из ярких погремушек над кроваткой крохи так, чтобы он мог дотянуться до нее ручками или ножками. Звук, издаваемый гирляндой в ответ на прикосновение малыша, приводит его в удивление и восторг, заставляя ещё активнее размахивать ручками и шевелить ножками;
  • Яркую погремушку можно класть перед крохой, выложенным на животик (делать это лучше в кроватке без матраса или в манеже). Здоровый малыш должен поднять голову, опереться на предплечья и, приподняв грудку, посмотреть вперед. Яркий предмет обязательно привлечет его внимание и заставит некоторое время побыть в этом положении, рассматривая лежащие перед ним предметы;
  • Для развития моторики мелких мышц можно поиграть с ребенком в «сороку-белобоку». Перебирая и массируя каждый пальчик, необходимо проговаривать текст стишка.

Продолжительность развивающих занятий с малышом не должна превышать двадцати минут. Разговаривать с ним надо ласково, эмоционально, часто меняя интонацию, читать детские стихи, петь простые песенки. Услышав, как малыш «гулит», призывая маму к общению, необходимо обязательно откликаться на его призыв. В противном случае «гуление» вскоре прекратится, что неизбежно приведет к задержке речевого и нарушению эмоционального развития.

Гимнастика и массаж

Купание

Купая двухмесячного малыша, необходимо соблюдать ряд простых правил:

  • Использование специальных моющих средств разрешено не более одного раза в неделю;
  • Для ежедневного купания крохи используют обычную чистую воду;
  • При наличии у малыша потнички или опрелостей можно добавлять в ванночку настои ромашки и череды;
  • Оптимальная температура воды для купания младенца составляет тридцать семь градусов;
  • Совсем не обязательно купать кроху перед отправлением на ночной покой. Если малыш протестует и капризничает, можно сделать это в дневные или утренние часы, когда он будет бодрствовать.

Уход за двухмесячным крохой – нелегкое и очень ответственное дело. Если заботливая и любящая мама будет неуклонно придерживаться одного и того же распорядка дня, в будущем она сможет оградить семью от проблем, с которыми сталкиваются родители малышей, воспитываемых без всякой системы. Чем раньше малыш привыкнет к порядку – тем легче он адаптируется к условиям окружающего мира.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: и читаем о

Видео: что такое режим для ребенка?

Развитие ребенка от 1 до 2 месяцев
Физическое развитие

Период новорожденности пройден, однако организм малыша продолжает развиваться необычайно высокими темпами. За второй месяц ребенок должен набрать одну четвертую своей массы на момент конца первого месяца, то есть 800 грамм (плюс-минус 100-200 грамм). За этот период рост младенца увеличится на одну десятую, то есть на 3-4 сантиметра. Можно ли себе представить подобные темпы роста у человека?!

Вообразите, что в ноябре Вы будете на 10% выше ростом, чем в октябре?! А в декабре поправитесь на 25% ноябрьской массы тела?! Сказочно это звучит так: «не по дням, а по часам», а научно формулируется следующим образом: «Ни в один из периодов своего развития человеческий организм не растет с такой скоростью, как в первые месяцы жизни». Длина окружности груди ребенка за второй месяц увеличивается на 15-20 мм, длина окружности головы в среднем увеличивается так же, головной мозг малыша за этот период должен набрать 40-50 граммов. Активно развиваются все внутренние системы и органы малыша.

Такой стремительный рост организма ребенка невозможен без соответствующего энергетического обеспечения. Малыш в этот период спит от 18 до 20 часов в сутки и кушает за 24 часа столько материнского молока, сколько приблизительно соответствует одной пятой массы его тела. Другими словами, если кроха весит сейчас четыре килограмма, то количество грудного молока, потребляемого в сутки малышом, приблизительно равно 800 граммам. Однако это общие показатели. Родители не должны волноваться, если их чадо бодрствует чуть больше. Каждый малыш индивидуален. И при кормлении малыша мама не должна ставить себе никаких нормативов. Обычно здоровый ребенок чувствует сам, сколько материнского молока ему надо и четко дает понять это маме. Продолжительный сон и обильное питание - те самые источники энергии, которые позволяют малышу на этом этапе развиваться невероятными темпами. Если ко второму месяцу вы не наладили режим сна и кормления, другими словами, ваш малыш мало кушает и спит, вам следует обратиться к специалисту - педиатру.

Какие двигательные навыки свойственны детям в период второго месяца? Малыш хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько десятков секунд. Когда ребенок лежит на животе, он приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Ручки и ножки малыша расслаблены, они вытягиваются в стороны. Ребенок может покачивать головой, если кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении. Непроизвольное подергивание мускулов происходит реже, чем в первый месяц. Малыш способен недолго удерживать погремушку или другой предмет, крепко обхватывая его ладонью. Его кулачки частично раскрыты, иногда может бесцельно молотить руками.

Несколько слов о коже ребенка и некоторые рекомендации родителям по уходу за ней. Кожа - одновременно и защитный барьер на пути огромного количества агрессивных воздействий окружающей среды на организм человека, и важнейший сенсор, воспринимающий разнообразные внешние сигналы, и эффективный терморегулятор. От состояния кожи ребенка во многом зависит его здоровье и самочувствие. Кожа грудных детей обладает рядом возрастных особенностей, не позволяющих ей в полной мере противостоять травмам и инфекциям. Именно поэтому маме и папе надо уделять особое внимание грамотному уходу за кожей малыша. Давайте подробно разберем процесс купания грудного ребенка. Лучше всего купать малыша в одно и то же время перед одним из вечерних кормлений. Что для этого потребуется: детская ванночка; кувшин или ковшик для ополаскивания; термометр для воды; пена для купания; банное полотенце большого размера. После купания понадобится (следует подготовить заранее): чистое белье (распашонка, ползунки, носочки, шапочка); чистая хлопчатобумажная пеленка; подгузники; ватные палочки; раствор перекиси водорода; двухпроцентный раствор бриллиантовой зелени (зеленки) или однопроцентный хлорофиллипта; детский крем под подгузник; детское масло; щетка для волос. Когда всё это готово, можно приступать к купанию. Рекомендуемая температура воздуха в ванной комнате около 24-26 °С, оптимальная температура воды около 37 °С. В воду следует добавить средство для купания, разрешенное к применению с первых дней жизни малыша. Оптимальны средства, содержащие мягкие компоненты и соответствующие уровню рН детской кожи. Они не раздражают и не сушат кожу малыша, а оказывают лишь бережное очищающее действие. Пена для купания не должна раздражать слизистую оболочку глаз.

Продолжительность купания малыша до двух месяцев около пяти минут, в следующие два месяца можно купать ребенка 12-15 минут.

Какова последовательность процедуры купания малыша? Сначала следует раздеть малыша и аккуратно положить его в воду так, чтобы его затылок был у вас над запястьем левой руки (если вы правша), в то время как кисть этой руки удерживает ребенка за дальнее от вас плечо. Правой рукой вы будете купать ребенка, то есть осторожно поливать его водой. Если малыш напряжен или плачет, не спешите, улыбайтесь и ласково разговаривайте с ним. Мыть ребенка следует последовательно: шею, грудь, живот, ручки и ножки, спинку и лишь затем голову. Обязательно тщательно промойте складки на шее, подмышками, в паху, локтевые и коленные сгибы. Раскройте и вымойте сжатые кулачки. Промежность малыша нужно промывать водой с мылом. У девочек тщательно и осторожно промойте все складочки между половыми губами, а у мальчика аккуратно обмойте половой член, не сдвигая крайнюю плоть, мошонку, а затем область вокруг ануса. При ежедневных купаниях мытье ребенка с мылом следует осуществлять не чаще, чем два раза в неделю, чтобы нежная кожа младенца не пересушивалась. Так как голова у ребенка обычно сильно потеет, ее обмывают ежедневно. Однако с применением детского шампуня голову моют также не чаще двух раз в неделю. Следует запрокинуть головку малыша назад, придерживая ее ладонью, полить волосы водой от лица к затылку и нанести несколько капель шампуня. Потом вспенить шампунь в волосиках и помассировать кожу головы, после чего аккуратно смыть пену омывающими движениями от лица к затылку. Затем можно ополоснуть малыша водой из кувшина, которая должна быть примерно на один градус прохладнее воды в ванночке. После этого завернуть младенца в полотенце и положить на чистые пеленки. Промокните сначала голову, а потом и тело малыша. Оптимально, когда все складки кожи ребенка тщательно просушены. Затем следует обработать пупочную ранку: возьмите ватную палочку и обильно смочите ее трехпроцентным раствором перекиси водорода и проведите ей в области пупка, излишки влаги удалите с помощью чистой ватной палочки. Другой ватной палочкой, смоченной в растворе зеленки или в однопроцентном растворе хлорофиллипта, обработайте пупочек. После этого с помощью детского увлажняющего масла или присыпки обработайте все складочки на теле малыша. Затем следует обработать паховые складки и область подгузника детским кремом или присыпкой. Завершающий этап - надеть подгузник, одеть младенца, не забыв надеть шапочку, и можно приступать к кормлению - теперь ваше чадо чистое, красивое и довольное.

На втором месяце жизни детям нравится покачиваться или подпрыгивать, лежать на груди у отца.

К двум месяцам ребенок должен быть осмотрен педиатром, окулистом, невропатологом и ортопедом. На приеме ребенка взвешивают, измеряют рост, окружность головы и груди.

Психическое развитие

На этом этапе малыш гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в первый месяц жизни. Так, орган зрения ребенка заметно развился - малыш способен до полуминуты фиксировать взгляд на неподвижном, явно привлекающем его внимание объекте, например, на яркой игрушке или лице родителя, на расстоянии полуметра от глаз ребенка. Такое зрительное сосредоточение является безусловным прогрессом развития младенца . Наблюдается прогресс и с сосредоточением зрительного внимания на движущихся предметах. Малыш очень внимательно следит за объектами, перемещающимися в умеренном темпе в поле его зрения, «цепляясь» не только взглядом, но и помогая себе поворотами головы. Вы можете проделать несложный эксперимент с яркой погремушкой (размером с небольшое яблоко), на расстоянии полуметра медленно двигая ею в разные стороны перед лицом малыша. Вы увидите, как «повзрослели» зрительные навыки вашего чада. Ребенок способен поймать взгляд мамы или папы. А как развился слух вашего крохи? На втором месяце ребенок активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Опять же, проведите нехитрый тест. Достаточно громкой погремушкой пошумите в течение десяти секунд вне поля зрения карапуза (но не далее метра от него). Вы увидите, как малыш на несколько секунд замрет (его анализаторы усердно работают), а затем начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет. Помимо погремушек и прочих искусственных источников шума, младенца интересуют и человеческие голоса. Если ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя рядом, но вне поля его зрения, малыш повернет голову в вашу сторону.

Вместе с развитием органов слуха и зрения у крохи на втором месяце обнаруживается существенная динамика в развитии эмоциональной сферы. Малыш способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. Карапуз пытается отличать живые объекты от неживых, попадающих в его поле зрения. Так, другому ребенку, находящемуся рядом, двухмесячный младенец уделит значительно больше внимания, чем привычной погремушке, находящейся на том же расстоянии. Кроха будет наблюдать за другим ребенком или одним из родителей с большим интересом, обнаруживая в своем поведении «размышления» по поводу увиденного. Такие «глубокомысленные размышления» обычно проявляются в неподвижности тела и некоторых мимических нюансах. Иногда дети на этом этапе развития способны не только улыбаться, но и спонтанно смеяться. Иногда смеяться громко и заливисто, иногда - тихонько и прерывисто. Конечно, для пап и мам смех карапуза великолепен и незабываем.

Кроме этого, вполне возможно, что уже на втором месяце чадо порадует родителей гулением - произнесением отдельных звуков. Одинокие гортанные звуки постепенно оформляются в лепетанье. Младенец выкрикивает отдельные звуки «а», «о», «э», «у», «ээ». А в конце месяца старается объединять их с согласными («ха», «хэ», «эхэ»). Гуление крохи, как правило, довольно эмоционально. Иногда малютка воркует, визжит, булькает, чавкает. Порой родителям может показаться, что карапуз улавливает настроение близких. Например, если кто-то из родителей огорчен, малыш может тоже проявлять огорчение. Кроха может продолжительное время изучать ваше лицо, пристально вас рассматривая. Мыслительные способности малыша развиваются также семимильными шагами. Он чувствует настроение вокруг, когда он подает сигналы (например, плачем), может показаться, что он ждет ответной реакции взрослых, видно, что он доверяет маме. У крохи появляется мыслительная ассоциативная связь - после его плача следует кормление или необходимая помощь.

К концу второго месяца у малыша исчезает рефлекс ползания.

Что умеет ребенок в 2 месяца?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление , ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.


Пробуем на вкус

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок, если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

Массаж и «самомассаж»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж , можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели. Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.


Зарядка для пальчиков

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс . Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

Развиваем слуховую активность

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.

13.01.2020 18:40:00
Сколько килограммов можно сбросить за 3 месяца и как это сделать?
Потеря как можно большего веса за короткий промежуток времени является целью многих людей. Но это не имеет никакого смысла, потому что похудению часто мешает эффект йо-йо. Личный тренер Джим Уайт рассказывает, сколько килограммов можно потерять без ущерба для здоровья и как этого добиться.
13.01.2020 16:54:00
Благодаря этим советам вы уменьшите свой живот
После праздников пора браться за улучшение себя и своей жизни. Например, начать борьбу с лишними килограммами - особенно на животе. Но можно ли похудеть конкретно в одной части тела?