«Наше тело» план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Проект в старшей группе «Строение тела человека развивать игровую деятельность, выполнять игровые действия

«Наше тело» план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Проект в старшей группе «Строение тела человека развивать игровую деятельность, выполнять игровые действия

Евгения Долежал
Занятие в старшей группе «Человек и строение его тела»

Тема : Человек и строение его тела .

Программные задачи : уточнить и расширить представления детей о строении человеческого тела и названии отдельных частей тела ;

Коррекционные задачи : учить внимательно слушать вопросы логопеда и точно на них отвечать, использовать доступную форму речи; познакомить с пиктограммами; развивать тонкую моторику рук, научить различать различные эмоциональные состояния.

Оборудование : таблица с контурным, схематическим изображением тела человека , кукла-бибабо, демонстрационные пиктограммы и наборы раздаточных пиктограмм.

1. Организационный момент :

Логопед дает детям инструкцию : «На стульчик сядит тот, у кого есть бантики. На стульчик сядит тот, у кого в одежде есть красный цвет. На стульчик сядит тот, кто одет в шорты и т. д.» В гости к детям приходит кукла (артикулирующая кукла типа Петрушки) . Кукла здоровается с детьми и говорит, что долго к ним шла и устала. Логопед предлагает кукле сесть вместе с ребятами на стульчик. Затем логопед предлагает выполнить упражнение вместе со мной :

Сожмите пальцы в кулачок вместе со мной покрепче (упражнение «кулачки» ). Напряглись кисти рук! Руки устали, перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Кисти рук отдыхают.

Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются к верху, а пятка продолжает упираться в пол. Делайте как я (упражнение «пружинки» ).

2. Дыхательные упражнения :

Кукла :- А я умею говорить звук «А» .

Логопед поворачивает куклу к детям, широко открывает кукле рот и произносит длительно звук «А» . Логопед предлагает детям поучиться произносить звук, но сначала надо научиться делать правильно вдох.

-«Посмотрите, дети, чтобы произнести звук «А» , кукла сначала делает правильный вдох : плечи у нее опущены, а животик надулся, как шарик.

Когда кукла выдыхает, шарик медленно сдувается. Давайте и мы с вами подышим. Ладонью будим проверять как дышим : если правильный вдох, то живот надувается, как шарик; когда выдыхаем, этот шарик медленно уменьшается. Вдох-выдох». Упражнение повторяется 3-5 раз.

3. Выставляется таблица с контурной схемой тела человека .

Логопед : «Кто это?» - человек (ответы детей) .

Назовите, какие вы знаете части человеческого тела ?. (ответы детей) .

Назовите части головы?. (ответы детей) .

-«Правильно, еще на голове есть брови, ресницы, щеки, подбородок, лоб» .

Аналогично туловище, руки, ноги.

-«У человека есть парные части тела , по два. Назовите их».

- «Дети, каких частей тела нет у животных , а есть у человека

Логопед начинает фразу : у животных нет (дети добавляют по одному слову) лица, подбородка, ладоней, пальцев, ногтей, локтей, рук, плеч.

Логопед : Каждая часть тела нужна человеку .

Чем мы дышим, нюхаем? -…

Чем мы дышим, едим, говорим?.

Чем мы работаем, шьем, пишем, рисуем?.

Чем мы ходим, стоим, бегаем, ходим?.

Чем мы жуем, кусаем, говорим?.

Чем мы думаем, киваем?.

4. Физкультминутка :

Под музыку играют в игру «Что мы делали не скажем, а покажем» . Выбирается один ведущий, который показывает движения. Эти движения показывают дети.

После игры дети выполняют пальчиковую гимнастику :

«Солнце» .

«Солнце утром рано встало, всех детишек приласкало» .

(Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя солнце) .

2. «Деревья» .

«Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес»

(поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы) .

«Зайчик» .

«Зайка серый скачет ловко, в лапке у него морковка» .

(локтем опереться на другую руку, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок).

5. Развитие просодической стороны речи :

Логопед : Люди испытывают разные чувства (эмоции) : радость, грусть, удивление, обиду, злость, страх.

Посмотрите на эти рисунки (на доску вывешиваются пиктограммы – радость, грусть, злость, страх) .

Как вы думаете, какая это эмоция? (радость) правильно.

Глаза веселые, «рот до ушей»

Когда человек грустит , тогда брови, кончики губ опущены.

Где этот человек ?

А это какое лицо? Вам нравится? Оно красивое?

Этот человек чего то испугался : рот открыт, человек кричит ?

«А! Боюсь!» Глаза у него становятся большими.

Затем детям раздаются наборы пиктограмм и логопед дает задание :

Покажите злого человека

Покажите радостного человека ,

Покажите испуганного человека ,

Покажите грустного человека .

Логопед : «- Человек в зависимости от того, какие он чувства испытывает по- разному говорит. Если ему радостно, то он говорит весело, голос у него звонкий. А если ему грустно, то и голос у него грустный. Сейчас я буду говорить разными голосами, а вы должны определить, какое у меня настроение и показать соответствующий рисунок».

Логопед произносит фразу «Ваня пошел домой» с разной интонацией, а дети показывают пиктограммы.

6. Итог занятия .

Логопед предлагает вспомнить, с чем познакомились на занятии ? Какие чувства может испытывать человек и какие части лица их выражают?

Ольга Альканова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Знакомство с организмом человека»

МДОУ «Лямбирсикий Д/С №3 комбинированного вида»

Конспект открытого занятия в старшей группе

«Знакомство с организмом человека »

Составила воспитатель :

Альканова О. И.

2011-2012 уч. год

Программные задачи :

1. Дать детям представления о строение собственного тела, расширять представления о своем организме , о его строение.

2. Побуждать детей к высказыванию. Закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.

3. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

4. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

5. Закреплять знания детей о полезных продуктах питания посредством художественно-творческой деятельности :

Словарный работа.

Уточнять и закреплять.

Существительные : легкие, сердце, кишечник, желудок, пищевод, организм , объем легких, грудная клетка, шея, туловище.

Прилагательные : внутренние (органы , важный (орган ) .

Глаголы : перегоняет (кровь) .

Методические приемы : беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, игры, заучивание.

Материалы : схема тела человека , схема строения тела человека с внутренними органами , муляжи продуктов питания, фланелеграф, корзинки, пластилин, дощечки для лепки.

Ход занятия:

(Дети заходят и встают возле стульчиков)

Воспитатель : Ребятки, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Скажи наоборот» . Я вам буду бросать мячик, и называть слово, а вы в ответ, бросаете мне мяч и называете слово с противоположным значением.

Д/И «Скажи наоборот»

(использование антонимов)

Воспитатель Дети

маленький большой

молодой старый

худой толстый

медленный быстрый

злой добрый

грустный веселый

родной чужой

высокий низкий

волос короткий длинный

волос светлый темный

Воспитатель : молодцы! А сейчас ребятки, садитесь на стульчики.

Воспитатель : Скажите, пожалуйста, о ком сейчас мы говорили?

Дети : О людях.

Воспитатель : Правильно. Вот сейчас мы с вами и поговорим об этом.

Воспитатель : Все люди вроде бы разные на вид, но что-то у них есть общее. Что же общего у всех людей?

Дети : У каждого есть - руки, ноги, голова, два уха, два глаза, нос и рот.

Воспитатель : Верно, ребятки. И вот какими бы вы не были разными, все равно вы похожи своим телосложением. Вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека .

Воспитатель : Я вам загадаю загадки. А вы внимательно слушайте и отвечайте.

Д/И «Дополни предложение»

(Дети выходят, называют отгадку и показывают на схеме человека части тела ).

Воспитатель : Быть у каждого должна «очень умной»

Ребята : Голова.

Воспитатель : Я верчу ей, как умею, голова сидит…

Ребята : на шее.

Воспитатель : Животик, спинка, грудь их вместе все зовут…

Ребята : Туловище.

Воспитатель : На прогулке не забудь закрывать от ветра…

Ребята : Грудь

Воспитатель : Чтоб писать, трудиться, воды из кружечки напиться, нужны

Ребята : Руки

Воспитатель : на руке сидят мальчики, очень дружные…

Ребята : Пальчики

Воспитатель : Бегут по дорожке, резвые…

Ребята : Ножки.

Воспитатель : Спотыкнулся через Генку, и ушиб себе…

Ребята : Коленку.

Воспитатель : Молодцы! Вы очень хорошо знаете части тела.

А сейчас послушайте и запомните все то, что я вам скажу.

Д/И «четыре помощника» .

Есть четыре помощника на службе у тебя, не замечая их, используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать.

Воспитатель : Все внимательно слушали?

Ребята : Да.

Воспитатель : А теперь расскажите, что для чего служит?

Воспитатель : Для чего нужны глаза?

(отвечают с места)

Ребята : Глаза нужны, чтобы видеть.

Воспитатель : Для чего нужны уши?

Ребята : уши нужны, чтобы слышать.

Воспитатель : Для чего нужен язык?

Ребята : Язык нужен, чтобы вкус понять.

Воспитатель : Для чего нужен носик?

Ребята : Нос нужен, чтобы запах различать.

Воспитатель : Молодцы! С эти заданием вы тоже справились.

Воспитатель : А сейчас мы отдохнем

Физминутка.

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Воспитатель : А теперь, все садитесь на стульчики. Продолжим наше занятие .

Беседа «Органы » .

Воспитатель : Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы , которые помогают человеку , расти и развиваться.

Ребята, положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуйте, как внутри что-то стучит?

Ребята : Да

Воспитатель : Что же это такое?

Дети : Это сердце.

Воспитатель : Сердце очень важный орган . Увидеть его мы можем, но можете услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.

Воспитатель : Как выглядит сердце?

Ребята : (Выходит и показывает на схеме орган – сердце )

Это сердце.

Воспитатель : молодец! Правильно.

Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим у кого какое сердце.

Воспитатель : Ребята, скажите, как работает сердце?

Ребята : сердце работает и днем и ночью без отдыха.

Воспитатель : А для чего оно служит?

Ребята : Она как насос перегоняет кровь по всему организму .

Воспитатель : А теперь замрем и прислушаемся к своему организму . Что еще вы чувствуете и слышите. Кто скажет?

Ребята : мы слышим свое дыхание.

Воспитатель : У человека есть еще один важный орган , который. Как и сердце работает без перерыва. Что это за орган ? Назовите и покажите.

Ребята : (Показывает на схеме) .

Это легкие.

Воспитатель : Сколько их?

Ребята : Их два.

Воспитатель : Давайте попробуем. На несколько секунд задержать дыхание.

Не получается?

Ребята : нет.

Воспитатель : Значит, человек не может прожить без воздуха. Задержав дыхание, воздух в легкие не попадает, и мы начинаем задыхаться.

Воспитатель : Во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть какой объем легких у вас?

Ребята : Да.

Воспитатель : «Дыхательная гимнастика» .

В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легких, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу же зажмите.

(Дети выполняют задание) .

Воспитатель : Молодцы!

Теперь мы знаем у кого какой объем легких.

Воспитатель : Скажите, что нужно делать, чтобы легкие были здоровыми и хорошо работали?

Ребята : Хорошо питаться, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.

Воспитатель : Чтобы организм человека хорошо работал , все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу . Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи.

Кто расскажет об этом путешествии?

Дети : Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла по пищеводу в желудок.

Воспитатель : Молодцы! Очень хорошо вы рассказали о путешествии пищи.

Воспитатель : А как выглядит желудок?

Ребята : (Показывает на схеме – желудок) .

Это желудок.

Воспитатель : Молодец! Правильно.

В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему организму . Из желудка пища попадает в кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу.

Воспитатель : Что нужно организму человека , чтобы он был здоров и развивался?

Ребята : Человек должен употреблять полезные продукты. В которых содержатся разные витамины.

Воспитатель : Сейчас мы с вами вспомним эти продукты. И скажем, какую пользу они приносят нашему организму ?

Воспитатель : Для чего нужны овощи и фрукты?

Ребята : Они улучшают пищеварение и защищают организм от простуды .

Воспитатель : Для чего нужны молочные продукты?

Ребята : Они укрепляют наши косточки.

Воспитатель : Для чего нужны каши и хлеб?

Ребята : Они укрепляют весь организм и дают энергию .

Воспитатель : Для чего нужны мясо и рыба?

Ребята : Они укрепляют наши мышцы.

Воспитатель : для чего нужны жиры и масло?

Ребята : Они делают нашу кожу, волосы, ногти крепкими и гладкими.

Воспитатель : Молодцы! Вы знаете, что относится к здоровым продуктам.

Воспитатель : Ребятки, но есть еще и вредная еда. Которая вредит нашему здоровью. Назовите, пожалуйста, эти вредные продукты.

Ребята : Чипсы, сухарики, лимонад, жевательные резинки, пироженные, конфеты.

Воспитатель : молодцы! Вредные продукты вы тоже знаете.

А теперь скажите, что происходит с нашим организмом . Когда мы употребляем вредные продукты?

Ребята : начинают болеть зубы, желудок, живот, начинается аллергия.

Воспитатель : Молодцы! Совершенно верно.

Воспитатель : А сейчас давайте распределим эти продукты в корзинки, в зеленую положим полезные продукты, а в красную вредные. А я буду за вами наблюдать, правильно ли вы это делаете?

Д/И «Полезные и вредные продукты»

(Выходят два человека и раскладывают продукты) .

Воспитатель : Молодцы! Вы справились с эти заданием. Вы очень много знаете. Но у меня есть к вам просьба. Дети, которые ходят в ясельную группу очень маленькие и они еще многого не знают. Помогите им, чтобы они тоже знали, что можно есть, а что нельзя.

Сейчас мы с вами слепим из пластилина полезные продукты и отнесем им в группу . Пусть они с ними познакомятся .

Воспитатель : Пройдите за столы ребятки. Прежде чем приступить к работе разработаем наши ручки.

«Пальчиковая гимнастика»

«Наши пальчики»

Воспитатель : А теперь засучите рукава и садитесь. Приступайте к работе, пластилин перед вами.

Если вам нужно вспомнить, как выглядят полезные продукты, они выставлены по полочках у доски. Можете посмотреть и работать.

(Дети начинают лепить под музыку) .

Воспитатель : Кто закончил свою работу, поднимите руку.

(собираю работы и выставляю на полочки, для анализа работ) .

Воспитатель : Что вы вылепили ребятки?

Дети : Овощи, фрукты.

Воспитатель : А почему?

Дети : Потому что это полезные продукты и в них очень много витаминов.

Воспитатель : Правильно, ребята.

Сейчас мы все эти продукты положим на поднос и отнесем маленьким деткам.

Воспитатель : А вас я благодарю за хорошие ответы. А чтобы вы никогда не болели, я вам принесла фруктовый сок. Пейте и будьте здоровы. В соке очень много витаминов «С» .

Конспект НОД для старшей группы

«Я и мое тело»

Цель: закрепить представление детей о строении собственного тела, дать знания о внутренних органах человека и их назначении, закреплять навыки правильного построения и употребления сложноподчинённых предложений. Расширять знания дошкольников о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья и питания. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Материал: схема строения тела человека с внутренними органами, схема тела человека с лабиринтом на каждого ребёнка, картинки продуктов, содержащих витамины А, B,C,D.

Ход НОД:

Воспитатель: Высокие, низкие, далёкие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши, крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены.

И папы, и мамы, и дети

Роднее их нет на свете.

Ребята, посмотрите друг на друга. Все вроде разные на вид. Но есть у каждого есть руки и ноги, и рот. Два уха, два глаза и нос. Но какими бы не были разными, всё равно похожи своим телосложением. Давайте вспомним ещё раз из каких частей состоит наше тело.

(Ребёнок говорит слово и показывает названную часть туловища)

Быть у каждого должна очень умной…(голова)

Животик, спинка и грудь – их вместе…(туловищем) зовут.

Съел еду я всю и вот мой наполнился…(живот)

На прогулке не забудь закрывать от ветра…(грудь)

(Руки)…. Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики, очень дружные …(пальчики)

Бегут по дорожке, резвые…(ножки)

Спотыкнулся через Генку и ушиб себе…(коленку)

Воспитатель: какие части туловища вы ещё не назвали? (плечи, таз, бёдра, стопа)

Молодцы! Хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти нужную часть тела?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела»

(Дети становятся парами, одному из пары закрывают глаза. И он должен найти названную педагогом часть тела. Потом меняются местами)

Воспитатель: Хорошо, и с этим заданием вы справились. А теперь пройдите и тихонько сядьте на свои места. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше. Внутри человека находятся органы, которые помогают человеку расти и развиваться.

Ребята, положите руку на грудную клетку с левой стороны. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Что это такое? (Это сердце, очень важный орган)

Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложить руку к грудной клетке, как только что сделали. А кто может показать на схеме сердце?

(Ребёнок показывает на схеме сердце).

Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок и мы увидим у кого какое сердце. Сердце работает и днём и ночью, никогда не останавливается. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. Это очень важный орган.

А теперь замрите и прислушайтесь к своему организму. Что ещё вы чувствуете и слышите? (Мы слышим своё дыхание). Верно, у человека есть ещё один важный орган, который помогает нам дышать и как сердце работает без перерыва. Что это за орган? Это лёгкие. Их у человека два. (Показывает на схеме). Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем на несколько минут задержать дыхание. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определённое количество воздуха (с помощью воздушного шарика проверяют объём лёгких).

Чтобы организм хорошо работал, все должны хорошо питаться. Каждый день мы употребляем пищу. Из тарелки пища попадает в рот и начинается удивительное путешествие пищи. Кто может рассказать об этом путешествии? (ребёнок рассказывает, воспитатель показывает на схеме желудок). В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества.

А сейчас мы с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Теперь вы видите. Что человеческий организм очень сложный. Кто знает, что нужно организму? Чтобы человек был здоров, рос и развивался? (человек должен употреблять полезные продукты, богатые витаминами)

Да, витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины A, B,C,D.

Витамин A - мы обозначим зелёным цветом.

Витамин B - красным, C - синим цветом, D-жёлтым цветом.

Посмотрите на рисунок тела человека. Вокруг расположены кружки – это витамины. От каждого витамина идёт лабиринт к органу человека. Пройдите лабиринт и узнайте, какие витамины нужны тому или иному органу. (Делают вывод: витамин A помогает зрению, B – сердцу, C – лёгким, D – укрепляет наши кости.

А теперь давайте посмотрим на плакат и, расскажем, в каких продуктах содержится тот или иной витамин.

Итог НОД:

Сегодня мы с вами вспомнили, из каких частей состоит тело человека, узнали, какие внутренние органы есть у нас, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Части тела человека»

Задачи:

Закрепить и расширить знания детей о внешнем строении тела человека;

Дать понятие «части тела», их значения в жизни человека;

Формировать основы здорового образа жизни;

Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Предварительная работа. Чтение «Девочка чумазая» А. Барто, К.Чуковский «Мойдодыр», Федорино горе», В. Осеева «Пуговица», Воронкова Л. «Маша-растеряша», беседы о строении человека, рассматривание картинок «тело человека», дидактические игры, разучивание потешек, чтение загадок про части тела и здоровье человека.

Демонстрационный материал.

Девочка Маша, круги, разные комплекты геометрических фигур для игры, стакан с тёплой и холодной водой, доска, мел.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнаете много интересного и удивительного про себя, своих друзей. Ребята, посмотрите друг на друга, как вы думаете, все люди одинаковые или разные? Ответ детей.

Чем мы все похожи? Ответы детей.

А чем различаемся? Ответы детей.

Это очень интересно. Давайте начнём знакомиться со своим телом.

Стук в дверь. Ребята к нам в гости пришла Маша.

Маша: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали, меня раньше называли Маша – растеряша, но я исправилась, меня сейчас зовут просто Маша!

Дети: Здравствуй, Маша.

Маша: Ребята, чем вы занимаетесь?

Воспитатель: Мы сегодня будем рассматривать, и изучать части тела человека. А ты, Маша знаешь части тела человека?

Маша: Да, я знаю нос и руки, их надо мыть.

Воспитатель. :Ребята, я думаю Маше надо остаться с нами, чтобы она узнала всё о частях тела человека и для чего они нужны.

Маша: Спасибо, ребята, я очень рада что смогу узнать что-то новое о человеке, и буду внимательно слушать вас.

На самом верху стоит шелков клуб, семь дыр вокруг. (голова).

Воспитатель. Почему? Объясните.

Предполагаемый ответ: клуб - это голова круглая, дыры - это уши, глаза, рот, нос с ноздрями.

Воспитатель: Правильно, на голове сосредоточены все органы чувств и в ней расположен головной мозг. Подойдите к доске и нарисуйте голову. Зачем голова нужна?

Предполагаемый ответ: чтобы думать, есть, дышать, кушать и т. д.

Воспитатель: Следующая загадка.

Брат с братом через дорогу живут,

А друг друга не видят. Предполагаемый ответ: глаза

Воспитатель: Для чего нужны глаза? чтобы видеть.

Воспитатель: Внимательно слушайте следующую загадку:

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

Предполагаемый ответ (нос).

Воспитатель: Для чего нужен нос? чтобы дышать.

Воспитатель: Слушаем загадку.

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле. (ушки).

Воспитатель: Правильно. Дети слушайте внимательно следующую загадку.

Что за обедом всего нужнее?

Предполагаемый ответ (рот).

Воспитатель: Правильно. Читаю ещё загадку.

Белые силачи

Рубят калачи,

А красный говорун

Новые подкладывает.

Предполагаемый ответ (зубы, язык).

Воспитатель: Где они расположены? (во рту; чтобы говорить, жевать пищу).

Воспитатель: На голове у человека есть ещё части, которые я буду называть, а вы показывать: лоб, щёчки, губы, борода, брови, волосы, темя, виски, мочки.

Молодцы, ребята правильно показали. Нарисуйте голову глаза, уши, рот, нос, брови. А вот ещё загадка:

У Алёшки – копной,

У Алёнки – волной.

Предполагаемый ответ (волосы).

Воспитатель: Нарисуйте волосы. Ребята, а для чего нужны волосы? (чтобы согревать голову и защищать от солнца).

Воспитатель: Дети, а на чём сидит голова? Какая ещё часть тела есть у человека? (на шее).

Воспитатель: Нарисуйте шею. Зачем нужна шея? (чтобы поворачиваться и смотреть в стороны).

Воспитатель. Дети, скажите, шея на чём расположена? (на туловище).

Воспитатель: Правильно. Ребята, а сейчас встанем и разомнёмся.

Физкультминутка

Начинаем по порядку, необычную зарядку.

Для начала мы немножко разотрём свои ладошки.

Лоб мы будем растирать 1, 2, 3, 4, 5.

Каждому нужны из нас пара зорких ярких глаз

Им массаж необходим, ими мы на мир глядим.

Нос не должен быть простужен, носик нам здоровым нужен.

А теперь потрём мы уши, уши нам, чтобы много слушать.

А сейчас довольно ловко помассируем головку.

И руками, как расчёской, все поправим мы причёску.

Шею тоже мы погладим, по бокам и даже сзади.

Повнимательнее будь, ведь массируем мы грудь,

Чтоб не кашлять, не болеть, здоровье крепкое иметь.

Грудь погрели, ну и вот переходим на живот.

И по стрелке часовой гладим мы животик свой.

Руки тоже мы погладим.

Наконец погладим ножки, чтобы быстро бегать по дорожке.

Мы закончили зарядку, чтобы было всё в порядке.

Воспитатель: Присаживайтесь. Нарисуйте туловище. Дети, задняя часть туловища называется – спина, верхняя часть туловища называется грудь, там находится мотор человека.

Отгадайте загадку:

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (бьётся сердечко).

Воспитатель: Покажите. Положите голову соседу на левую сторону груди и послушайте. Что слышите? (тук – тук).

Воспитатель: Правильно - это сердечко стучит. Нижняя часть туловища называется животик, покажите, в нём переваривается пища. Верхняя часть туловища слева и справа называются плечи, покажите.

А теперь загадка:

У двух матерей по пять сыновей, и одно имя всем. (руки и пальцы).

Воспитатель: Для чего руки и пальцы нужны? ( чтобы трудиться, что-то держать).

Воспитатель: Правильно. К верхней части туловища – к плечам прикреплены руки. Нарисуйте руки. А к нижней части туловища прикреплены (читаю загадку):

Всю жизнь друг друга догоняют, а обогнать не могут. (ноги).

Воспитатель: Для чего ноги нужны? (чтобы передвигаться)

Воспитатель: Правильно. Нарисуйте ноги. А вот ещё загадка:

Стоят два кола,

На колах - бочка,

На бочке – кочка,

На кочке лес дремучий. (человек).

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, вот и получился человек. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра «Найди ошибку». Я буду говорить предложения, а вы будете исправлять ошибки.

Воспитатель:

Колени нужны рукам (ногам).

Локти нужны ногам (рукам).

Мочки нужны рту (ушам).

Ногти нужны зубам (пальцам).

Язык нужен глазам (рту).

Ресницы нужны щекам (глазам).

Ноздри нужны шеи (носу).

Стопы нужны ушам (ногам).

Подвижная игра «Собери человечка».

Воспитатель. Дети, перед вами на полу домики - круги, в кругах набор геометрических фигур, необходимо собрать из геометрических фигурок человечка. Надо стать около домика. Я считаю 1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть. Дети меняют домики. Игра повторяется.

Воспитатель: Наше тело покрыто кожей. Потрогайте друг друга, вы чувствуете прикосновение. Сейчас я дам вам прикоснуться к двум стаканам, что вы чувствуете? (горячий и холодный стакан).

Воспитатель: А сейчас тихонечко вас ущипну. Что вы чувствуете? (боль).

Воспитатель: Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновения, боль.)

Воспитатель: Правильно. Скажите ребята, нашли бы мы с вами хоть одну часть тела, которая была бы не нужна человеку? (все части тела необходимы человеку).

Воспитатель: Правильно, ребята. Маша, а ты, что нового узнала.

Маша: Ребята, мне очень понравилось ваше занятие, теперь я знаю, какие части тела у человека есть, как они называются и для чего они нужны. Было очень интересно, до свидания.

Воспитатель: Человек должен быть опрятным и чистым. С таким человеком всегда приятно общаться. Дети вы должны заботиться о своём теле, чтобы всегда быть здоровыми и весёлыми. Вы молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на все вопросы и справились со всеми заданиями. А вот Маша оставила вам в подарок угощения.

Образовательная область «Здоровье»

Возраст: 3 - 5 лет.

Конспект НОД по теме: «Тело человека»

Цели:

Формирование представлений детей о внешних особенностях строения тела человека;

Познакомить с возможностями тела человека (я умею бегать, прыгать и т.д.);

Развивать способность рассматривать себя, друг друга;

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

Воспитывать проявление интереса к другим детям, доброжелательного отношения к сверстникам.

Оборудование: иллюстрации с изображением разных людей, кукла - перчатка «Незнайка»

Дети рассматривают иллюстрации (предварительно развесить на доске в группе) с изображением разных людей (дети и взрослые, разного возраста).

Воспитатель надевает куклу - перчатку на руку, обращает на нее внимание детей: ребята, посмотрите, кто к нам пришел, это Незнайка. Давайте с ним поздороваемся: здравствуй, Незнайка.

Незнайка: здравствуйте, ребята. А куда вы смотрите, что за картинки тут у вас висят, кто на них изображен? (ответы детей). Ой, правда, здесь нарисованы люди, они все такие разные.

Воспитатель - Незнайка, ты говоришь правильно - тут нарисованы разные люди, но если ты посмотришь получше, то увидишь, что они похожи друг на друга.

Незнайка - нет, непохожи, посмотрите мама такая большая, а ребенок на ее руках совсем маленький.

Воспитатель - ребята, а вы как думаете, есть у этих людей то, чем они все похожи? Давайте посмотрим на людей на картинках и назовем то, что у них одинаковое, чем они похожи.

Игра «Чем похожи» - рассматривание и обсуждение изображений: девочка и мальчик, мама и ребенок, дедушка и папа и др. Воспитатель просит назвать детей признаки сходства изображенных людей (черты сходства - есть руки, ноги, голова, туловище, на голове - уши, глаза, рот нос, волосы).

Воспитатель - ребята, давайте встанем и покажем Незнайке какое у нас тело.

Физкультминутка.

У меня есть голова

повороты головы

Направо - раз, налево - два.

направо налево, наклоны головы.

Она сидит на крепкой шее,

Повертели - повертели.

круговые повороты шеей.

Затем туловище идет,

руки на поясе,

Наклон назад, наклон вперед,

наклоны,

Поворот - поворот.

повороты

Умелые руки есть у всех,

рывки руками

Вверх - вниз, вниз - вверх.

вверх - вниз

Ноги нам нужны, чтоб бегать,

бег на месте

подскоки (2-3 раза),

приседать, стоять…

приседания (2-3 раза).

Вот какое мое тело!

С ним все делаешь на «пять»!

Воспитатель - теперь видишь, Незнайка, что у всех людей есть то, чем они похожи друг друга.

Незнайка - это так интересно, правда, ребята? Я хочу получше узнать о том, как устроено наше тело.

Воспитатель - ну что, ребята, поможем Незнайке? Тогда, занимайте скорее свои места.

Воспитатель - Наше тело устроено так:

Голова помещена сверху, на соединяется с туловищем при помощи шеи. Шея помогает голове совершать различные движения.

Незнайка - не может быть, я не верю.

Воспитатель - тогда попробуй, дай нашим ребятам задания, а они их выполнят.

Покажите, где у вас голова

Дотроньтесь до головы своего соседа, погладьте ее

Вытяните шею, как гусь

Втяните шею в плечи

Выполните круговое движение головой

Поверните голову в одну сторону, а теперь в другую

После выполнения заданий Незнайка хвалит детей.

Воспитатель - Также при помощи шеи голова соединяется с туловищем. Туловище тоже может двигаться.

Дети выполняют практические упражнения:

Наклонитесь вперед, а потом назад

Повернитесь в одну сторону, а теперь в другую

Воспитатель - А еще внутри туловища «хранятся» важные внутренние органы - сердце, его удары вы можете послушать друг у друга (дети слушают, как бьется сердце у своего соседа), легкие - они помогают нам дышать и другие, очень нужные и важные органы.

Воспитатель - Сверху к туловищу крепятся руки.

Незнайка - Покажите ваши ручки, сколько их у вас?

У руки есть ладошка, а на ней пальчики, что умеют делать ваши ручки? (ответы детей) - практические упражнения:

▪ хлопните в ладоши

▪ погладьте свой животик

▪ спрячьте руки за спину

▪ дотроньтесь до своей спины

▪ дотроньтесь до спины своего соседа

▪ погрозите пальчиком

▪ поднимите руки перед собой

▪ достаньте ладошками до пола

▪ сожмите ладошку в кулачок

▪ пошевелите пальчиками

Воспитатель - Снизу к туловищу крепятся ноги.

Незнайка - Покажите ваши ноги. Сколько их у вас? (Их тоже две.) Какие красивые на них носочки и туфельки. Покажите, какие веселые у вас ножки - практические упражнения:

▪ потопайте ногами

▪ попрыгайте на двух ногах, а теперь на одной

▪ поставьте ноги широко-широко

▪ походите на носочках, а теперь на пятках

▪ согните ногу в коленке

▪ присядьте

Воспитатель - Вот видите, ребята, мы с вами умеем делать очень много разных движений, а помогает нам наше тело.

В конце занятия Незнайка благодарит детей, говорит, что он обязательно еще к ним придет.

Затем воспитатель подзывает детей к себе (можно позвать сначала девочек, потом мальчиков, затем всех детей): проводиться подвижная игра «Петрушка»: дети образуют круг, Петрушка - водящий, встает в центр круга. Петрушка вместе с детьми произносит следующий текст:

Я — веселая игрушка,

А зовут меня — Петрушка!

Я буду делать упражнения,

Вы — повторять за мной движения.
В это время дети, стоящие в кругу, выполняют «пружинку», руки на поясе. По окончании текста Петрушка выполняет какие-либо упражнения (наклоны, приседания, прыжки и др.). Дети должны точно повторить показанные Петрушкой движения. Ребенок, наиболее точно и правильно выполнивший задание Петрушки, становится новым водящим. Игра повторяется.