Перинатальный период развития ребенка. Перинатальное воспитание

Перинатальный период развития ребенка. Перинатальное воспитание

Перинатальный период - это период, который начинается с двадцать восьмой недели и заканчивается первой неделей жизни ребенка.

Характерно, что с двадцать восьмой недели развитие ребенка настолько становится совершенным, что он чувствует, как бьется сердце его матери, различает оттенки ее голоса. Поэтому очень важно постоянно обращаться к ребенку как можно более ласковым и спокойным голосом. Нужно постоянно легонько поглаживать живот, потому что любое прикосновение он тоже чувствует и очень часто на него по-своему реагирует, улыбаясь или хмурясь при этом. Легкие ребенка еще недоразвиты, но если он пожелает родиться, то больших проблем для него не будет, ведь ему всегда помогут справиться с трудностями опытные специалисты.

Перинатальный период развития ребенка характеризуется его активностью на двадцать девятой и тридцатой неделе. Он уже свободно двигает ручками и ножками, умеет потягиваться и даже морщиться. Если ребенка что-то тревожит, он реагирует на это более сильными толчками, и это должно насторожить маму.

Очень быстро начинает крепнуть организм ребенка, и к концу тридцать первой недели он начинает накапливать мышечную массу. Но все же еще не совсем развиты некоторые органы. Пупок еще расположен низко. У мальчиков еще не опускаются в мошонку яички, а у девочек половые губы не совсем закрыты. Благодаря появлению слоя в альвеолярных мешочках, у ребенка расправляются легкие, и он уже может вполне самостоятельно дышать. Кровь матери имеет уникальную особенность. Несмотря на очень тонкую плаценту, она никогда не попадает в кровь ребенка и не смешивается с ней, хотя вода и отходы свободно проникают через плаценту.

Перинатальное на тридцать второй неделе примечательно тем, что он располагается головкой вниз, то есть в такой позе он и приготовился уже родиться. Эта поза для свершения родовой деятельности считается правильной, и называется это Но бывает и так, что ребенок может повернуться ягодицами вниз. Это уже сопряжено с определенными трудностями и считается патологией, поэтому здесь уже требуется специальная помощь акушеров.

Тридцать третья и тридцать четвертая недели характерны тем, что ребенок уже вовсю готовится к своему рождению. Вес его доходит примерно до двух килограммов. Волосы на голове становятся все более густыми. Если бы ребенок родился сейчас, то недоношенным он бы уже не считался, дышал бы он уже самостоятельно и большого беспокойства не вызывал.

Перинатальный период на тридцать пятой неделе характерен тем, что у ребенка уже полностью выросли ноготки, причем они бывают такие длинные, что он может даже поцарапать себя еще до своего рождения. Постоянно откладывается жировая клетчатка, благодаря которой плечики ребенка приобретают округлость и мягкость. Цвет глаз у всех новорожденных одинаковый - голубой. Но по истечении некоторого времени он меняется.

Тридцать шестая неделя обусловлена тем, что личико уже имеет все формы настоящего младенца. Щечки полненькие и гладенькие, мышцы губ достаточно развиты, так как ребенок еще в утробе матери интенсивно сосет пальчики. Череп у него мягкий и при рождении имеет свойство немного сплющиваться, но ничего страшного в этом нет.

А появление на свет младенца стремительно приближается. Растет он, как говорится, «не по дням, а по часам». Наступает тридцать седьмая неделя, в период которой жировые клетки интенсивно продолжают накапливаться и отложение жира составляет примерно четырнадцать граммов в день. Ребенок постоянно увеличивается в объеме и опускается все ниже и ниже в тазобедренную область тела матери. В этот период она чувствует, что ей становится легче дышать. Матка с большой силой давит на мочевой пузырь, поэтому опорожнять его приходится намного чаще.

Наиболее интенсивное развитие в перинатальный период наблюдается на тридцать восьмой и тридцать девятой неделе. Вес плода доходит приблизительно до трех килограммов.

Роды могут наступить в любой момент. Шейка матки может начать раскрываться, и плод в любой момент может появиться на свет. Поэтому постоянно надо реагировать на любые, даже малейшие изменения организма.

Итак, наступает долгожданная сороковая неделя, беременность подходит к своей завершающей стадии. Плод окончательно готов к появлению на свет.

Новорожденный, обычно, имеет длину от сорока восьми до пятидесяти одного сантиметра и вес около трех с половиной килограмма.

При первом вздохе ребенка легкие заполняются воздухом, кровь постепенно обогащается кислородом. Основные системы жизнеобеспечения полностью перестраиваются. Главным источником получения питательных веществ является материнское молоко. Масса тела ребенка в первые дни после рождения может незначительно снизиться. Это обусловлено тем, что организм не готов сразу приспособиться к новым условиям внешней среды.

Перепады температуры тоже неблагоприятно сказываются на состоянии организма младенца. Но очень скоро организм приспосабливается к внешнему миру перинатальный период на этом заканчивается.

Перинатальный период составляет всего 0,5-0,6% от общей продолжительности жизни человека, но именно на пртяжении перинатального периода формируется физическое и психоэмоциональное здоровье человека в следующие годы жизни.

Составные части перинатального периода:

· антенатальний (поздний фетальний) период - 24-40 недель гестации;

· интранатальний период - прохождение через родильные пути;

· ранний неонатальный период - первые 7 дней или 168 часов жизнь.

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Нужно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это – формы первой игры. С ребенком может играть и отец.

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо (узнают песни, которые им пела мать, стук сердца и ее голос).

В период внутриутробного развития ребенок воспринимает большое количество стимуляции от матери и даже из внешней среды, причем во всех сенсорных системах. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного.Вопрос о содержании психической жизни новорождённого долгое время остается дискуссионным, тем не менее вторым и решающим аргументом становится то, что мы видим, хотя и в примитивном виде, те процессы жизни, которые у старших детей или взрослых характеризуют различные психические состояния. Речь идет о выразительном характере движений, с помощью которых ребенок выражает эмоции радости, горя, страха. Явления психической жизни проявляются и в инстинктивных движениях новорождённого, связанных с голодом, жаждой, насыщением и удовлетворением.

Чем разнообразнее воздействие на ребенка в перинатальный период, тем больше дифференцирована его экспрессия, тем больше стимулов он начинает «узнавать» после рождения. Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Психологи говорят о диаде «мать – дитя», о целостной системе, которую во время беременности, родов и первого года жизни представляют собой малыш и его мама. (Общение всегда 100%). Таким образом, положительные эмоции матери нужны ребенку еще до рождения и являются очень важным фактором, обеспечивающим формирование его положительного опыта.

24.Период новорожденности как первый критический период развития ребенка . Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. В это время происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физ-им отделением от материнского организма: это новый тип дыхания, новый способ питания и т.п. Происходит приспособление к новому образу жизни.П ервые полтора часа после появления ребенка на свет существует критический(сензитивный)период, когда «запускается» врожденный механизм форми-я привязанности у ребенка и по отношению к ребенку. Поэтому в этот момент очень важно присутствие матери. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца.В первые месяцы жизни ребенок чувствует себя слитым воедино с матерью. Малыш не осознает части своего тела и еще не умеет ими управлять. Вся активность малыша направлена на взрослого человека, через которого он удовлетворяет свои потребности. Поэтому ребенок первоначально реагирует на окружающих людей вообще: через них он воспринимает и познает мир.Самое большое значение в этот период для развития ребенка приобретает эмоциональное общение с матерью. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления.

№25.Основные линии развития в младенчестве.Новообразования младенч-го возраста.

Развитие сенсорики:зрительное сосредоточение,появившееся еще на этапе новорожденности,совершенствуется.После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным,к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 мин.В этом возрасте ребенок определяет форму предметов,реагирует на цвет.Ребенок может прослеживать движущие предметы.В 4 месяца он не просто видит,а активно смотрит,реагирует на увиденное.Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений,которые он получает.Взрослые,ухаживающие за ребенком,должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях.Позновательное развитие младенцев,живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным.Основное новообразование-возникновение индивид-ой психической жизни ребенка.Новое в этом периоде то,что жизнь становится индивидуальным существованием,отдельным от материнского организма; и становится психической жизнью.Проявляется новообраз-ие в форме комплекса оживления(реакция улыбки;использование крика,плача дляпривлечения к себе и др.).Комплекс оживления проявляется раньше у тех детей,матери которых общаются и играют с ними.К году ребенок произносит первые слова,осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира.До года речь ребенка-пассивная;он понимает интонацию,но сам не говорит.Но именно в это время закладываются основы речевых навыков.Дети сами закладывают эти основы(с помощью плача,жестов,первых слов).Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью.По форме она явл-ся общением,а по содержанию-эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

В.26 понятие псих.депривации (сенсорная*1, двигательная*2, материнская*3, психосоциальная*4), общая хар-ка последствий для псих.развития.

Псих.депривация- псих.состояние, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некот.его основных псих.потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. *1 –определяется как пониженное кол-во сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность. Норм.развив-йся р-к стремится к опред. Оптимальному уровню стимуляции, а окруж.его взрослые снабжают р-ка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Ряд эксперим.исследований показали, что недостаток прикосновений и движений являются результатом поражения развития центр.нерв.системы. *2 –связано с ограничением пространства и хар-на для домов ребенка,где движения р-ка длительное время ограничено рамками манежа. Нахождение р-ка в условияххронич.гиподинамии приводит к развитию эмоц.вялости.симптомы *2:раскачивание тела вперед-назад, резкие движения головы из стороны в сторону перед засыпанием на подушке. у таких детей часто наблюдается моторная отсталость. *3 – привязанность к взр-му явл. Биолог.необходимостью и изначальным псих.условием для развития р-ка.наиболее значима для младенца мать. она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации. *4 –под ней понимают изоляцию р-ка от общества.пример, «волчьи дети», «дети- маугли». Известно, что чел-к представляет собой единство биолог-го, псих-го, соц-х уровней. Становясь сознательным объектом деят-ти реб-к осознает себя личностью. Чел-к,изолированный от общества, не владеет нормами и правилами поведения в обществе,псих.процессы не развиваются.

(27). Особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте. Основные направления развития в данный период.

К концу первого года жизни ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности. В кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий – предпосылки перехода на новую ступень развития:

1) речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, они лишь сколки слов взрослых), эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений.

2) почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет, ребенок целиком поглощен предметом, в этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.

3) развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.

Говоря об общепсихологических характеристиках периода раннего детства, Л.С. Выготский отмечал ряд существенных моментов:

1. Связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею (не использует другого опыта и знаний).

2. Ведущая психическая функция этого периода – восприятие. Память ребенка раннего возраста проявляется только в узнавании. Мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в ситуации и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия. Восприятие в раннем детстве носит аффективный (эмоциональный) характер.

Ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом, а после рождения ребенка называют новорожденным в течение 4 недель. Перинатальная психология (peri-вокруг; natalis - относящийся к рождению) - это наука о психической жизни в перинатальном периоде, ее влиянии на формирование личности человека, а так же о связи плода и новорожденного с матерью и о влиянии психической жизни матери на ребенка. Перинатальная психология - новое направление в психологии. Как наука оно существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах. Создана Всемирная Ассоциация перинатальной психологии, имеющая свои отделения в различных городах и странах.

Перинатальная психология исходит из двух основных утверждений: наличия у плода психической жизни, а также наличие долговременной памяти у плода и новорожденного.

Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на формирование психических и поведенческих реакций взрослого человека. Особенно сильно перинатальные события влияют на поведение человека в критических ситуациях (стресс, развод, служебные трудности, аварии и т.п.). Кроме того, перинатальный период оказывает влияние на отношение человека к службе в армии, войне, сексу, азартным играм, а также ответственен за тягу человека к экстремальным видам спорта, и вообще ко всему "острому".

Основателем теоретической базы считается С. Гроф, который предложил теорию «перинатальных матриц». Кратко его основные положения заключаются в следующем: у человека перинатальные события фиксируются в виде клише (штампов) - стойких функциональных структур, являющихся базовыми для его психических и физических реакций и соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они и называются базовыми перинатальными матрицами. С. Гроф выделяет четыре основных матрицы.

1. Матрица наивности (амниотическая Вселенная).

Биологическую основу этой матрицы составляет симбиотический союз плода с материнским организмом во время его внутриутробного существования. Если не возникает каких-либо помех, такая жизнь близка к идеальной. Однако различные факторы физической, химической, биологической и физиологической природы могут отрицательно повлиять на это состояние. На более поздних стадиях ситуация может стать менее благоприятной также из-за размера плода, механического сжатия или неудовлетворительной работы плаценты. Для формирования матрицы наивности необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода. Таким образом, ее формирование относят к 22-24 неделе беременности. Некоторыми авторами предполагается наличие клеточной и волновой памяти, а, следовательно, матрица наивности может начать формироваться сразу после зачатия и даже до него.

Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством очень давно.

2. Матрица жертвы.

Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки, что примерно соответствует первому периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а "выход" из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока и есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть адаптироваться. С этой точки зрения стимуляция родов нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода, формируя патологическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери перед родами провоцирует выброс матерью гормонов стресса, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода, что также формирует патологическую матрицу жертвы. Активация этой матрицы при действии неблагоприятных факторов на протяжении последующей жизни человека может приводить к выявлению в памяти ситуаций, угрожающих выживанию или целостности тела человека. Возможны переживания нахождения в замкнутом пространстве, чувство загнанности в ловушку, безвыходной ситуации, которой не видится конца, чувство вины и неполноценности, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, неприятные телесные проявления (ощущение гнета и давления, сердечная недостаточность, жар и озноб, потливость, затрудненное дыхание).

При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, в то время как при экстренном кесаревом сечении она формируется.

3. Матрица борьбы.

Онаф ормируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка, что п римерно соответствует 2 периоду родов. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это считается спорным. Скорее всего, она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.

4.Матрица свободы.

Эта матрица начинает формироваться с момента рождения. Ее формирование заканчивается либо в период первых семи дней после рождения, либо в первый месяц после рождения. Считают, что эта матрица может пересматриваться всю жизнь человека, т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. У исследователей нет единства по вопросу продолжительности формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.

Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.).

Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то возникает важный практический вопрос о возможности его внутриутробного воспитания. Перинатальная психология утверждает, что это не только возможно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания, в которых подчеркивается значимость достаточного количества положительных эмоций, испытываемых матерью. Во все времена беременным рекомендовали смотреть на красивое вокруг (природа, море), не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если будущая мать будет рисовать (даже не умея этого делать) и в рисунке будет передавать свои ожидания, тревоги и мечты. Кроме того, большой положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится и так называемая "мышечная радость", которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при продолжительных прогулках.

Конечно, все положения о матрицах в значительной степени являются гипотезой, но некоторые подтверждения эта гипотеза получила при изучении пациенток, перенесших кесарево сечение. Последнее приводит к тому, что рождающийся посредством кесарева сечения ребенок не проходит 3-ю и 4-ю матрицы. Значит, эти матрицы не могут проявиться в последующей жизни.

Вместе с тем известно, что опытные акушеры уже давно стремятся (в случае отсутствия страдания плода) при операции кесарева сечения сдержать стремительное извлечение новорожденного, ибо это через ретикулярную формацию способствует включению дыхательной системы, точнее, первого вдоха новорожденного.

В последнее время появились новые наблюдения, расширяющие положение о роли перинатальных матриц. Есть подтвержденное психотерапией мнение о возможности активации матриц как механизма усилия естественных эволюционно выработанных способов физиологической защиты и выздоровления организма.

Если признавать наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной к плоду и обратно. Согласно современным представлениям существуют несколько основных путей такой передачи. Считают, что передача информации может осуществляться через маточно-плацентарный кровоток (через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями). Есть гипотеза (волновой путь), что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматозоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электромагнитного излучения, а оплодотворенная яйцеклетка также извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне. Вода также может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма (водный путь).

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Находясь в утробе матери, дети тоже слышат. Однако, им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Доказано, что дети, матери которых пели во время беременности, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее, а недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох. Внутриутробно ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель пьет околоплодные воды, а их вкус несколько меняется, в зависимости от пищи матери. При обилии сладкой пищи воды сладкие. Обоняние же появляется достаточно поздно, и некоторые доношенные новорожденные не слышат запаха молока матери несколько дней после рождения, а дети в возрасте 10 дней уже отличают свою мать по запаху.

Кризис рождения

Развитие ребенка начинается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, имеющим название новорожденности. Ребенок во время родов физически отделяется от матери. Зарубежными учеными предложена теория родовой травмы. Появление ребенка на свет – это травматический момент, который сказывается на всей последующей жизни. С этой точки зрения появление на свет является потрясением, а первый крик – это крик ужаса. Большое значение представители данной теории придают переживаниям, которые сопровождают процесс рождения. Рождающийся ребенок, проходя через родовые пути, может испытывать ряд переживаний: страх, безысходность, отчаяние. Данные переживания могут проявляться и у взрослого человека, что может стать причиной невроза.

Существуют рекомендации по смягчению родовой травмы: поддерживать мягкое освещение, не шуметь, не ругаться, не греметь инструментами, использовать мягкую музыку, на какое-то время положить новорожденного на живот матери.

Противоположный взгляд на психическую жизнь новорожденного высказывали отечественные рефлексологи: никаких серьезных переживаний в жизни новорожденного быть не может, психической жизни еще нет, психика новорожденного складывается из одних рефлексов.

Современный подход к рассмотрению психической жизни новорожденного ставит под сомнение обе, приведенные выше, концепции. Психическая жизнь у новорожденного уже есть, но в силу незрелости нервной системы все органы чувств имеют довольно высокий порог (низкую чувствительность).

Ребенок рождается на свет с определенным набором рефлексов, одни из которых обеспечивают физиологическую адаптацию к внешнему миру и сохраняются в дальнейшем, другие имеют атавистический характер. Однако рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития.

Период новорожденности считают кризисным. Этот период психического развития ребенка как критический был описан одним из последних. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима. Она определяется двумя важными обстоятельствами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка. Без взрослого он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности, в связи с чем младенец является максимально социальным существом. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. В этом противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. Мать с самого начала относится к ребенку как к полноценной личности, наделяя его действия и движения определенным человеческим смыслом.

Основное новообразование этого периода – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, так как, согласно Л.С. Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка взрослых людей. У ребенка появляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:

  • общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
  • использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
  • обильные вокализации во время общения с матерью;
  • реакция улыбки.

Появление комплекса оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления служат основным критерием оценки адекватности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.


Похожая информация.


Развитие малыша до рождения

Душа не может появиться вдруг, в момент родов.

Хуго Юнг

Что и когда начинает чувствовать плод в утробе матери? Отражается ли это на развитии новорожденного, на его взаи­моотношениях с родителями? Разные ученые в свое время по-разному отвечали на этот вопрос. Зигмунд Фрейд предполо­жил, что, находясь в утробе матери, плод испытывает ужас. Сильвия Санти описывает отношение беременной и плода как попытки взаимного уничтожения. Противоположной точки зрения придерживается Станислав Гроф, утверждающий, что внутриутробный период - самый счастливый, безмятежный в жизни человека. Исследования последнего десятилетия также подтверждают, что при нормально протекающей беременности будущему ребенку хорошо в животе у мамы. Японские ученые записали на магнитофон все внутриутробные звуки, и оказа­лось, что прослушивание этих звуков новорожденными мла­денцами сопровождалось появлением на лицах детишек поло­жительных эмоций. Если бы внутриутробные звуки не ассо­циировались у них с приятными воспоминаниями, этого бы не случилось.

В глубинах подсознания каждого человека дремлют воспо­минания, восходящие ко времени блаженства в уютном полу­мраке маминого животика. Еще задолго до того, как сформи­руется мозг и нервная система ребенка, он едва ли не с первых часов после зачатия обладает необъяснимой способностью за­печатлевать физическое, психологическое и эмоциональное состояние мамы. Так, воспитанный в любви и ласке, ребенок каким-то неведомым образом догадывается, что был нежелан­ным, и это воспоминание может наложить отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Получение информации об окружаю­щей мире, эмоциональные реакции на изменения в нем - пред­посылка сложнейшей психической деятельности будущего че­ловека.

Ребенок - хранитель тайны бытия, он близок к пред­кам… Известно выражение из Торы: «Когда ребенок рождается. Бог накладывает печать на его уста».

Младенец в матке может пережить эмоциональный шок, при­ступ тревоги, вспышку ненависти или агрессии, подавленность, сексуальное возбуждение или, наоборот, чувство релаксации, удовлетворения, счастья, любви. Плод разделяет эмоциональное состояние матери благодаря связи через гормональную систе­му, а также получает информацию об эмоциональном состоя­нии матери через такие сигналы, как тактильное давление, ко­торое является индикатором напряженности, специфические пищеварительные звуки, вокальные интонации или внешние звуки и голоса. Каждый плод развивает собственную модель деятельности, и специалисты, которые проводят ультаразвуковое исследование, подтверждают уникальность каждого буду­щего ребенка, его отличную от других индивидуальность.

Образ жизни будущих мамы и папы должен быть проник­нут уважением к способностям еще не родившегося ребенка. Перед каждой парой стоит задача создать благоприятное ок­ружение для своего ребенка, и нужно сделать это, основыва­ясь не только на научных знаниях, но и на собственном инту­итивном понимании, что это правильно. Такая забота должна начаться еще внутри утробы. Ребенок созревает не только от правильного питания и питья. На него влияет общее состоя­ние мамы, качество ее мыслей, чувств и ее активность. Все, что делают родители, чтобы стимулировать себя, стимулирует и ребенка. Любая мамина активность, будь то танцы, йога, плавание или занятия любовью, влияет на развитие его осяза­ния и чувства равновесия. Речь, пение, повторные и ритмич­ные звуки стимулируют слух и речевые способности. Откры­вая живот прямому свету, особенно свету солнца, мать стиму­лирует развитие зрения у ребенка.

Уже в утробе матери человек проходит свою первую школу принятия и любви или отвержения и ненависти. От того, что пришлось ему испытать, во многом зависит его будущее. Если женщина вынашивает ребенка вопреки желанию мужа или других родственников, то ребенок будет чувствовать в утробе их недоброжелательное отношение и потом станет испытывать неприязнь к этим людям. Будучи в утробе, ребенок безоши­бочно определяет истинное отношение к себе и к своей мате­ри того или иного человека. Так происходит потому, что он воспринимает прежде всего биополе другого человека, которое соответствует реальной духовной, нравственной и психо­логической сущности человека вообще и применительно к дан­ной ситуации общения с его матерью в частности.

Отрицательное отношение к ребенку родных беременной женщины, как и ее самой, вызывает у него мощную психоло­гическую закомплексованность и сильную подсознательную неуверенность в себе и в своих силах.

Ранние переживания - это своеобразный фон, который либо поддерживает человека, либо препятствует ему. Позитивный ран­ний опыт может способствовать возникновению интереса и оп­тимистического отношения к жизни, что подтверждают наблю­дения за детьми, матери которых были достаточно уравнове­шенны в течение беременности и у которых было сформировано положительное эмоциональное отношение к ребенку еще до рождения. Положительный и успешный опыт рождения являет­ся основой активности в критических жизненных ситуациях, в то время как трудности рождения могут подавлять эту актив­ность. Однако благоприятные послеродовые условия жизни по­зволяют преодолеть внутриутробные травмы.

Психолог С. Гроф в ходе своей работы с пациентами и на­блюдений выделил четыре этапа психологического развития человека до рождения и в процессе родов. Эти этапы получи­ли название «базовых перинатальных матриц» (Подробнее об этом вы можете прочитать: Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Ин-т психотерапии, 2001.).

Первая перинатальная матрица - внутриутробная жизнь. Этот этап еще называют «матрицей любви». Мама и ребенок составляют единое целое. Ребенок, соединенный с материнским организмом общим кровотоком, чутко реагирует на малейшие изменения как физического, так и эмоциональ­ного состояния мамы. Через пуповину к нему поступают пи­тательные вещества, эмоциональное состояние мамы влияет на уровень гормонов, что незамедлительно сказывается на со­стоянии ребенка. Оказывают влияние и внешние факторы: зву­ки, изменения температуры, излучение, механические воздей­ствия.

На этом этапе матка - это вселенная малыша. И для каж­дого ребенка эта вселенная уникальна и неповторима. Она может быть дружественной к своему маленькому обитателю, доброй и ласковой. И тогда малыш пребывает в состоянии рай­ского блаженства, он чувствует себя защищенным, спокойным и умиротворенным. Глядя на новорожденного младенца, все­гда можно догадаться, насколько хорошо ему было в его пер­вом «домике»:

Психические переживания мамы во время беременности сказываются на состоянии мышечного тонуса ребенка: если мама постоянно находится в состоянии стресса, тонус будет повышен, если беременность будет проходить под знаком уны­ния, депрессии, постоянных сомнений, тонус будет понижен;

Отсутствие физических нагрузок и избыточное питание будущей мамы делают мышечные ткани малыша рыхлы­ми, кожу - дряблой, у такого ребенка плохо выражены реф­лексы.

В этот период будущей маме стоит избегать:

интеллектуальных перегрузок - при интенсивной ин­теллектуальной нагрузке мама мало думает о ребенке, находится в состоянии постоянного стресса;

работы на компьютере - в первую очередь из-за мало­подвижной позы; кроме того, хотя современные мони­торы снабжены хорошей системой защиты, все-таки луч­ше сидение у компьютера ограничить;

излишних физических нагрузок: профессиональных за­нятий спортом, тяжелой работы по дому;

ожидания ребенка определенного пола, мыслей о пре­рывании беременности;

алкоголя, курения, бесконтрольного употребления ле­карств;

нерационального питания.

Первая матрица закладывает отношение между малышом и окружающим миром. А в мире, как известно, идеальных условий не бывает, поэтому не стоит стремиться превратить обиталище ребенка в рай. Умеренные физические нагрузки, пе­риодическое чувство голода, небольшие перепады настроения окажут на развитие малыша положительное влияние, задавая первичные модели жизненных ситуаций, с которыми ему при­дется столкнуться в дальнейшем. Врачам и психологам извест­но, что после слишком «лучезарной» беременности дети очень часто бывают капризными, требовательными, эмоционально не­устойчивыми.

Вторая перинатальная матрица - период от начала схваток до полного раскрытия родовых путей. Эту матрицу называют «матрица жертвы». Внезапно для ребенка его рай­ское блаженство заканчивается, огромная сила сжимает и да­вит тело, не хватает кислорода и питательных веществ. Но выход для маленького обитателя пока закрыт. От того, как по­ведет себя мама, зависит очень многое. Если она принимает схватки спокойно, понимает, что происходит с ней и малышом, стремится установить с ним контакт, ребенок ощущает под­держку и трудится вместе с мамой. Если же мама не готова к родовым схваткам, впадает в панику, замыкается на своей боли, кричит, ребенок может почувствовать себя отверженным, бро­шенным один на один с неведомой стихией. Все, что малыш успел пережить в этот момент, остается в его памяти и в даль­нейшем влияет на то, как он будет вести себя в трудных, кажу­щихся безвыходными ситуациях.

Третья перинатальная матрица - прохождение ребен­ка по родовым путям и рождение. Эту матрицу называют «матрица борьбы и пути». Физически это самый тяжелый этап родов. Неведомая сила сжимает и выкручивает крохотное тель­це, не хватает кислорода. Однако психологически этот этап легче предыдущего, потому что многое теперь зависит от са­мого малыша. Все силы его организма мобилизуются и про­кладывают путь к выходу, к свету, теперь ясно видимому. Но после появления на свет испытания для ребенка еще не закон­чены. В животе у мамы он находился в состоянии невесомо­сти, а во внешнем мире действуют законы земного притяже­ния, и ребенок переживает «гравитационный удар». Ребенок начинает самостоятельно дышать, изменяется кровообращение, перестраивают работу внутренние органы. С момента рожде­ния начинает пробуждаться сознание, перинатальные воспо­минания уходят в слои бессознательного.

Если потужной период прошел нормально, у ребенка нор­мальный мышечный тонус и внутричерепное давление. Этот этап крайне важен для становления личности ребенка. За вре­мя прохождения по родовым путям запускаются адаптивные механизмы психики. От того, как пройдет этот период, за­висит, сможет ли ребенок приспосабливаться к меняющим­ся условиям жизни, научится ли он ставить цели и дости­гать их.

В этот период маме стоит избегать:

нарушения естественного хода потуг;

грубых акушерских манипуляций;

неадекватного поведения во время потуг.

Четвертая перинатальная матрица - первое время после родов. Эту матрицу называют «матрицей свободы». От того, что увидит, услышит и почувствует малыш в первые минуты после родов, зависит, какими будут его отношения с миром и близки­ми. Во время схваток и потуг малыш чувствовал, что материн­ский организм отвергает его, что он одинок в своей борьбе с неведомой силой. Если, пройдя через ад, он вновь не обретет райского блаженства, то на всю жизнь сохранит тоску по поте­рянному раю и ему будет очень тяжело обрести гармонию с со­бой и миром. Поэтому так важно, чтобы после родов произошло воссоединение: когда мама выдавит ему первые капли молозива, ласково погладит и скажет слова любви, малыш поймет - он любим и желанен, а все неприятности позади. Важно, чтобы мир, куда попал малыш, напоминал его прежний: без громких звуков, яркого света, лишних движений. Мягкое прикосновение рук, при­глушенный свет, теплая водичка помогут скорее адаптироваться в новых условиях. Но если ребенка ослепит холодный свет опе­рационной, чужие руки перережут пуповину и унесут от мамы, вся жизнь человека может пойти по совершенно иному пути. Когда нарушается естественный ход событий и ребенка сразу после родов разлучают с матерью, он находится в постоянном возбуж­дении, у него нарушается мышечный тонус, он испытывает чув­ство страха, незащищенности, одиночества, и в дальнейшем это может привести к неуверенности в себе, страхам, отсутствию доверия к миру, депрессиям, неумению установить нормальный контакт с окружающими.

В этот период стоит избегать:

неоправданных медицинских манипуляций;

преждевременного (до полного прекращения пульсации) перерезания пуповины;

агрессивного воздействия окружающей среды (громких звуков, яркого света);

разлуки с малышом.

За девять месяцев в животе у будущей мамы формируется не только тело малыша - растет и зреет его душа, формиру­ются многие черты характера. В этой своей первой вселенной маленький человечек получает первые знания о мире, в кото­рый он скоро попадет. И ни один урок всей последующей жиз­ни не будет им заучен так прочно, как этот.

по материалам книг «Большой подарок для будущей мамы» О. Ворожцовой; «Психика и роды» под ред. Айламазяна Э.К.

Ребенка не надо воспитывать,
его надо просто любить…

Современная медицина не стоит на месте. Любые научные знания, развиваясь и внедряясь в практическую жизнь, проходят жесткий отсев в течение времени. В итоге остаются наиболее ценные и универсальные теории. Перинатальная медицина, психология и психотерапия не исключение. Невероятные гипотезы подтверждаются в результате многолетних наблюдений за внутриутробным развитием человека, превращаются в стойкие знания, дают позитивные результаты. Либо оказываются желаемым, выдаваемым за действительное, и сами собой отсеиваются, не пройдя проверку временем.

Что такое перинатальное воспитание?

Вокруг темы о перинатальном воспитании ведется много споров. Попробуем разобраться, что же в этой области является мифом, а что реальными, подтвержденными научными исследованиями, фактами.

Воспитание можно определить как процесс предоставления подходящих условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие человека. Многие новомодные течения предлагают начать воспитывать ребенка ещё в утробе матери. Но что на самом деле подразумевается под словом «воспитание»? Процесс воспитания непосредственным образом связан с процессом обучения. Целесообразно ли обучение и развитие ещё неродившегося ребенка иностранным языкам, музыке, хорошим манерам, поведению в социуме?

Так что же такое перинатальное воспитание? Это предоставление эмбриону, а затем формирующемуся человеку самых лучших и комфортных условий для созревания и развития. Все, через что проходит в период вынашивания ребенка мать, испытывает и её маленький пассажир внутри. Перед своим рождением маленький ребенок уже прожил 9 месяцев жизни, которые сформировали базу для его дальнейшего развития. Между матерью и ребенком должна быть качественная эмоциональная связь, которая начинается ещё задолго до появления ребенка на свет. На психику ребенка и его клеточную память оказывает влияние любовь матери, мысли о его появлении, общение с ним, формируя тем самым основные качества личности. И именно эти качества сохранятся на протяжении всей последующей жизни. Питательной средой для развития малыша во внутриутробной жизни являются собственные чувства, мысли и материнская любовь, а не развитие его интеллектуальных способностей с помощью различных обучающих методик.

Во время беременности не стоит придавать большое значение именно перинатальному обучению. Разговаривать с малышом, ласково гладить живот, петь колыбельные песни, читать ему красивые сказки, слушать хорошую музыку во время беременности нужно и важно. Но нет смысла ожидать, что, если вы во время беременности читаете вслух книги и учите языки, ваш ребенок только поэтому вырастет гениальным вундеркиндом.

В процессе беременности гораздо важнее другое.

Новый взгляд на привычные события

Сегодня отношение к перинатальному развитию ребенка коренным образом изменилось, в отличие от отношения медицины к рождению поколения сегодняшних родителей.

В Советском Союзе имело место быть такое страшное понятие как «изгнать ребенка из себя». Акушеры и гинекологи действовали в понятиях выталкивания и совершенно не подозревали о существовании невидимой связи между матерью и ребенком. Было принято считать, что младенцы – это маленькие существа, не способные думать, чувствовать и испытывать боль.

Об эмоциональном и ментальном взаимодействии матери с ещё неродившимся ребенком не могло быть и речи. Ребенок в утробе матери сухо по-медицински именовался плодом или эмбрионом, и, по-мнению врачей, не представлял из себя никакого интереса как личность.

Ещё несколько десятилетий назад считалось, что новорожденный ребенок – это чистый лист, на котором можно написать всё что хочешь. Советские педагоги и психологи любили говорить: «новорожденный ребенок – это пустое ведро, чем его наполните, то и получите». Со временем эти взгляды немного видоизменились. Сегодня существует совершенно другая точка зрения и её доказательства. Уже научно доказано, что психика ребенка начинает свое формирование ещё до рождения в утробе матери, и беременность всегда влияет на взаимоотношения матери и ребенка. Для дальнейшего психического развития ребенка огромное значение имеют такие факторы, как, например: момент зачатия; течение родов; желанен ли был ребенок для обоих родителей или только для одного; разлучался ли ребенок с матерью после родов и насколько долго.

Сегодня процесс зачатия и дальнейшее развитие ребенка в матке перестали быть тайной. Благодаря открытиям эмбриологии, неврологии, биохимии врачи с помощью современной медицинской техники способны теперь видеть как развиваются части тела ребенка по дням, неделям и месяцам. Уже научно доказано, что ребенок способен проявлять признаки разума задолго до своего рождения на свет.

Эти удивительные человечки

Психика человека имеет огромный потенциал, мозг обладает клеточной памятью, и исследования младенцев иногда дают удивительные результаты. Реакции новорожденного младенца на музыку, которую он слышал, будучи внутри матери, окажется отличной от реакции на незнакомую мелодию. Колыбельная песня, которую пела своему еще нерожденному ребенка мама во время беременности, тоже будет нести в себе успокаивающий и убаюкивающий эффект после рождения. Учеными доказано, что младенец способен узнавать грудь матери и запах её подмышек уже на первой неделе после своего рождения.

Младенец, только что родившись, на третьей-четвертой минуте своей жизни среди увиденных им лиц, находит и начинает внимательно разглядывать лицо своей собственной матери. Удивительно, но он «знает» и «помнит» родное лицо матери.

В период ожидания будущего сына или дочери нет ничего важнее, чем эмоциональное и тактильное общение с ребенком, которого с нетерпением ждут любящие родители. У ребенка есть много собственных врожденных способностей. Есть много доказательств того, что ребенок понимает слова, находясь ещё в утробе матери. Воспоминания детей о родах совпадают с материнскими воспоминаниями. Подросшие дети под гипнозом способны воспроизвести в памяти ситуацию родов, описать слова врача и акушера, принимающего роды, обстановку родильной палаты.

Мы, взрослые люди, не знаем их языка, зато они, даже находясь в своей внутриутробной оболочке, знают наш. Удивительно, но новорожденные дети способны каким-то образом определять пол других младенцев, даже не видя их раздетыми.

Триадные отношения: мать-отец-ребенок

В процессе ожидания ребенка очень важным является эмоциональное благополучие в триаде отец-мать-ребенок. И по-большому счету неважно, является отец биологическим для ребенка или нет. Ребёнок чувствует себя также, как и мать. И задача отца здесь обеспечить беременной женщине эмоциональный комфорт и гармоничные отношения.

Именно отец приносит в жизнь беременной матери порядок и свет. И предназначение отца в том, чтобы обеспечить хорошее самочувствие матери.

Внутренне спокойная, уверенная в себе женщина автоматически формирует у своего ожидаемого ребенка точно такое же благодушное, гармоничное состояние.

Внутриутробное воспитание подразумевает формирование у ребенка с момента зачатия чувства базовой безопасности с помощью психотактильного контакта. У новорожденного ребенка, как это ни странно слышать, есть свое прошлое. Это его внутриутробная жизнь, которая оказывает впоследствии огромное влияние на будущую жизнь человека.

В некоторых странах сейчас очень популярно направление под названием «гаптономия». Это сопровождение беременной женщины, отца и их ребенка в перинатальный период.

Ребенок, который был желанным при зачатии и на протяжении всей беременности, начинает свою жизнь всегда позитивно.

Беременность и стресс

Слой бессознательного мира беременной женщины необычайно близок к осознаванию. Женщина в период ожидания ребенка психически регрессирует, и её мир становится очень близок к миру подростков и к ребенку. Она становится ранимой и очень чувствительной.

Эмоции человека определяют не только психическое состояние, но и гормональные реакции организма. Гормоны матери имеют запахи, и мать в спокойном состоянии дает совершенно иные вкусовые ощущения, чем мать в тревоге. Все эмоции беременной женщины ребенок чувствует, так как он получает те же эндорфины. Именно отсюда и идут советы гармонизировать быт беременной женщины, но это не значит, что если она будет слушать музыку, то у неё родится музыкант. Если ребенок в утробе матери часто испытывает её чувства радости и счастья, то эти состояния запоминаются и определенным образом окрашивают потом характер родившегося человека.

Если мать длительное время находится в стрессовом состоянии, то в её крови образуется избыточное количество стероидных гормонов, которые проникают через плацентарный барьер и влияют на формирующийся мозг ребенка. Неустойчивое эмоциональное состояние матери в итоге оказывает негативное воздействие на развивающийся психический аппарат ребенка. И именно эмоциональное состояние матери во время беременности в итоге становятся доминирующими у ребенка после его рождения. Здесь не берется в расчет временное и преходящее чувство тревоги. Речь идет о воздействии на ребенка сильного, продолжительного по времени стресса, вызванного глубокими и длительными переживаниями.

Все последующие девять месяцев после своего рождения ребенок повторно проживает те же самые эмоции и состояния, проходит те же реакции и этапы, которые присутствовали весь период беременности во внутриутробном развитии в течение 9 месяцев.

Гармоничная беременность = здоровый малыш

Первая связь матери и ребенка начинается неосознанно. Мать, обнаружив беременность, начинает прислушиваться к звукам внутри неё. То же самое делает ещё нерожденный малыш. Он настороженно и внимательно вслушивается в звуки сердцебиения матери, в её голос, пение, ворчание, её разговоры. Радиопередача материнского голоса извне вовнутрь включена постоянно. Младенец ещё в утробе очень привязан к голосу матери, который он знает и слышит задолго до рождения.

Спокойное и гармоничное течение беременности без стрессов в итоге закончится появлением на свет здорового младенца, который будет доставлять матери в течении первых лет жизни гораздо меньше хлопот и проблем, чем ребенок, проживший все девять месяцев своей внутриутробной жизни в тревожном состоянии.

Эмоции матери передаются ребенку с помощью гормонов и по энергетическим каналам, оказывая положительное или отрицательное влияние на его психику. Главным условием спокойного состояния женщины является её желание иметь ребенка. И именно её уравновешенное, спокойное оптимистичное настроение облегчает течение беременности. Важно начинать радоваться ребенку с момента его зачатия, а не после его рождения. Когда ребенок уже зачат, никто не может изменить его наследственные характеристики. Но родители могут приложить максимум усилий для того, чтобы беременность протекала благоприятно.

Внутриутробный мир и игры

Сегодня уже ни для кого не секрет, что ещё неродившийся младенец обладает уже представлениями о внешнем мире, благодаря вкусам, запахам, звукам и тактильным ощущениям. Он способен реагировать на материнскую ласку, её движения, эмоциональное состояние, вкус её пищи.

Мир ещё нерожденного ребенка в утробе матери очень интересен. Маленький человечек способен устраивать в лоне матери внутриутробные танцы. При этом, двигаясь внутри, он может спать глубоким сном. А будучи неподвижным, внимательно отслеживать все, что происходит снаружи во внешнем мире. Он знает голос матери и легко узнает его среди других голосов только родившись. Младенец ещё в утробе очень привязан к голосу матери, который он знает и слышит ещё задолго до рождения.

Акушеры говорят о том, что кожа ребенка – это огромное ухо. И ребенок своей кожей слышит голос отца гораздо раньше, чем он начинает слышать ухом.

Ему очень комфортно внутри: он играет с большим пальцем, пуповиной, плацентой, половыми органами, приближается к тому, что ему нравится. Ощущения, пережитые внутри до рождения, запечатлены в памяти. Дети, развлекающиеся внутри с пуповиной, потом любят сжимать маленькие мягкие игрушки. Акушеры часто замечают, что при рождении некоторые дети имеют небольшую мозоль на большом пальце. Это ли не доказательство того, что в матке мамы было чем заняться.

Известно, что младенцы в матке могут кричать. Крик младенца в утробе – это способ передачи информации. Действия акушеров в часы, предшествующие рождению, также вызывают внутренний крик малыша. И крик только что рожденного младенца – это, вопреки мнению врачей, не признак здоровья и силы, а сигнал бедствия и просьба о помощи. Крик - это серьезная форма связи, с помощью которого ребенок разговаривает с внешним миром.

Психологические задачи беременности

Во время беременности женщина должна выполнить три психологические задачи:

1. Будущей маме необходимо эмоциональное единение с ребенком.
Оральная стадия беременности наступает с момента зачатия и заканчивается с первым шевелением ребенка. Женщина должна психически принять эмбрион как часть себя. Обычно в этот период происходит регресс женщины на оральную стадию. Отсюда возникают тошнота и рвота, своеобразное символическое желание избавиться от плода путем изгнания его из себя через любые отверстия. В норме тошноты и рвоты не должно быть. Норма – это легкий токсикоз и легкая рвота или их отсутствие.

2. Постепенная дифференциация себя от ребенка внутри (заканчивается на 6-7 мес. беременности).
С первым шевелением у женщины увеличивается фантазия о собственном ребенке. Всплывают воспоминания об отношениях с собственными родителями в эдипальный период. Женщина стесняется живота, так как архаические фантазии вызывают у неё чувство стыда.

3. Психическая сепарация себя и ребенка (последние 2-2,5 месяца беременности).
Кульминацией этой задачи будет сам процесс родов. Хорошее отношение женщины к ребенку внутри себя существенно облегчает процесс родов.

Кого ждали, того и получим

Однажды беременность все таки закончится появлением на свет маленького, крошечного существа, похожего на вас или на ваших близких. Вы будете с удивлением разглядывать того, кто жил внутри вас собственной жизнью и провел вместе с вами все девять месяцев жизни, таинство которой никогда не будет понято и изучено до конца. Будете умиляться его гримасам на сморщенном личике, удивляться его тонким и нежным пальчикам, ждать когда же закончится этот период пеленок и ползунков. Именно вам он впервые улыбнется, именно вы случайно обнаружите звук его первого зубика, услышите его первое слово и поможете сделать первый шаг, крепко держа его за руку. Он незаметно будет расти и взрослеть на ваших глазах. Вместе с ним вы пройдете через детский сад, школу, первые влюбленности и разочарования.

И когда-нибудь, глядя на своего уже взрослого ребенка вспомните, как вы его ждали, хотели или не хотели, радовались ему или огорчались. И на тот момент времени вопрос перинатального развития уже потеряет свою актуальность и значимость. Но это все будет в будущем. А сейчас, пока вы находитесь в ожидании нового самостоятельного существа, у вас есть возможность исправить уже совершенные ошибки, не наделать глупостей и дать своему будущему ребенку хороший жизненный старт, используя свою родительскую интуицию и накопленные знания человечества. На протяжении веков и во все времена считалось, что ребенок, зачатый в любви, имеет все шансы достойно и комфортно прожить свою жизнь в счастье. Сегодня человеческая практика подтверждает эту теорию. Дети любви – это всегда счастливые дети с хорошим стартом.