Как называется кольцо вокруг кремля. Кольца вокруг кремля

Как называется кольцо вокруг кремля. Кольца вокруг кремля
Как называется кольцо вокруг кремля. Кольца вокруг кремля

Кольца Москвы, составляющие основу радиально-кольцевой застройки города, складывались на протяжении многих лет. Подобная планировка, которую еще называют ветвисто-веерной, встречается во многих европейских городах, в частности, по такой схеме застроены Париж и Вена.

Радиально-кольцевой принцип строительства применяли в тех русских городах, которые одновременно являлись и крупными торгово-транспортными центрами, и важными военными объектами.

Положительной стороной радиально-кольцевой городской застройки является компактность, возможность роста города во всех направлениях и удобство передвижения по городу. К самым главным минусам, один из которых сейчас в полной мере ощущает Москва на себе, относится вынужденная перегрузка проезжей части в центре.

Кольца появились в Москве не сразу. Как и первый деревянный Кремль, так и каменный, возведенный Иваном Калитой, имел в плане треугольник, расположившийся между реками Неглинной и Москвой. Небольшой торговый город, каким была в древности Москва, не нуждался, да и не имел особой возможности бороться с помехами на пути к росту. Кроме того, реки служили естественными преградами во время нападений неприятеля. Долгое время город застраивался в восточном, более безопасном направлении, где, опять же, при Иване Калите, выросли в 16 веке стены Китай-города.

Но пришло время, когда Москва перешагнула обе реки, и границы города постепенно стали скругляться. Первым кольцом Москвы можно назвать конфигурацию, образованную стенами Белого города. Это кольцо было незамкнутым - его прерывала Москва-река. Спустя полтора века на месте снесенных стен Белого города проложат аллеи, высадят деревья и в Москве появится Бульварное кольцо, сохранившееся до нашего времени.

Самое первое замкнутое кольцо было образовано стенами Земляного города. Это фортификационное сооружение шагнуло за черту Москвы-реки, включив в себя территорию Замоскворечья. Сейчас на месте стен Земляного города проложено Садовое кольцо, вплоть до первой четверти 20 века считавшееся границами городской территории Москвы.

Третьим кольцом в Москве стал Камер-Коллежский вал. Это было уже не оборонительное сооружение, а таможенная граница. Вал построили в середине 18 века для того, чтобы отделить территорию, принадлежащую откупщикам, имеющим право торговать спиртными напитками в пределах Москвы. Кольцо это именно неправильную форму, а в длину достигало приблизительно 37 километров. С северо-западной и юго-западной сторон границы кольца приближались к центру города, а на северо-востоке удалялись от него, охватывая Преображенское и Лефортово. Несмотря на то, что Камер-Коллежский вал фактически стал новой городской чертой, официально это долгое время не признавалось.

К 1917 году вокруг Москвы появилось еще одно кольцо - Окружная железная дорога. На тот момент это сооружение не совсем соответствовало границам Москвы, да и в городском движении никак не участвовало, но в 1917 году было признано официально новой городской чертой Москвы.

После революции 1917 года новые власти Москвы об этом решении забыли, и лишь в 30-е годы, когда был разработан Генеральный План развития и реконструкции Москвы, снова вспомнили о кольцах. В соответствии с планом предполагалось сохранить историческую застройку города, включив в нее современные элементы в виде прямых длинных проспектов. В рамках выполнения Плана вдоль Кремля и Китай-города было сооружено полукольцо. Полукольцо состояло из проспектов, а в местах их соединения располагались площади. Именно тогда было расширено и благоустроено Садовое кольцо, появились первые транспортные развязки. Одновременно начались работы по строительству Третьего и Паркового колец, но Великая Отечественная война 1941 года надолго прервала их.

Очередным кольцом в Москве стала Московская кольцевая автомобильная дорога - сокращенно МКАД. Эта скоростная магистраль была построена в середине 50-х годов 20 столетия для того, чтобы вывести за пределы Москвы транзитный транспорт. Длина кольца равнялась 109 метрам, все пересечения дороги были сооружены на различных уровнях. В наши дни МКАД является полноценной участницей внутригородского движения, а границы Москвы шагнули за ее пределы, но в течение 25 лет это кольцо служило административной границей Москвы. В туристической сфере существует и такое понятие как Золотое кольцо Москвы. В этот маршрут включены бульвары и площади старого центра Москвы, а также все достопримечательности, расположенные в этих границах.


Иван Теренин
Сергей Фирсанов
все по 2 Последний победитель Александр Поливода (UKR)

Пять колец Москвы - ежегодная многодневная шоссейная велогонка , проходящая в Москве в начале мая. Считается преемницей велогонки по Садовому кольцу , впервые прошедшей в 1920 году. В 1993 году гонка стала международной, в данный момент входит в многодневки второй категории (класс 2.2) UCI Europe Tour .

Как ясно из названия, маршруты всех этапов гонки представляют собой кольца. В разные годы это были: кольцо вокруг Кремля («Кремлёвское кольцо»), кольцо олимпийской трассы в Крылатском («Крылатское кольцо»), Садовое кольцо, кольцо на Воробьёвых горах («Воробьёвское кольцо»), кольцо по Лужнецкой набережной («Лужнецкое кольцо»).

Первый этап - пролог, индивидуальная гонка с раздельным стартом. Остальные этапы - групповые гонки с массовым стартом. Последний этап - «Садовое кольцо», традиционно проводится 9 мая, в День Победы .

По аналогии с «Тур де Франс » и прочими крупными гонками, на «Пяти кольцах» вручаются цветные майки: жёлтая - майка лидера, фиолетовая - майка самого стабильного гонщика и т. д.

Победители

  • 1993: Юрий Амельхин
  • 1994: Александр Зайцев
  • 1995: Сергей Кузнецов
  • 1996: Роман Фадеев
  • 1997: Олег Гришкин
  • 1998: Дмитрий Галкин
  • 1999: Сергей Куденцов
  • 2000: Дмитрий Горбачев
  • 2001: Иван Теренин
  • 2002: Андрей Пчелкин
  • 2003: Андрей Пчелкин
  • 2004: Иван Теренин
  • 2005: Эдуард Ворганов
  • 2006: Александр Хатунцев
  • 2007: Александр Кучинский
  • 2008: Денис Галимзянов
  • 2009: Тимофей Крицкий
  • 2010: Сергей Фирсанов
  • 2011: Сергей Фирсанов
  • 2012: Игорь Боев
  • 2013: Максим Разумов
  • 2014: Андрей Соломенников
  • 2015: Александр Поливода

Напишите отзыв о статье "Пять колец Москвы"

Примечания

Ссылки

  • на cyclingarchives.com
  • на fvsr.ru (с 2008 г.)

Если посмотреть на карту города до 2012 года, то можно увидеть, что Москва похожа на слегка вытянутое с севера на юг солнышко. Исторически тут сложилась радиально-кольцевая планировка. Но с каждым новым градостроительным планом границы города менялись.

История строительства Москвы: московские кольца от до МКАД.

Причудливая вязь переулков - характерная черта Москвы. Это особенность старинных городов, таких, например, как Таллинн и Тбилиси. В построенных недавно городах мы не найдем этого лабиринта (вспомним хотя бы Петербург или Одессу). Такая планировка возникала из-за хаотичной застройки и обилия мелких участков, к которым протаптывали и прокладывали узенькие дорожки - «проулки». Со временем они превращались в переулки. Но такая запутанная система и кривизна улиц была необходима и для защиты от врагов и пожаров.

Этот же план лег в основу послепожарного плана Москвы 1817 года, который радикально изменил город. Неглинную спрятали в трубу на участке от Трубной площади до места впадения в Москву-реку, в центре города появился градообразующий ансамбль зданий - и . Тогда же Бове предлагал достроить здания внутри Камер-Коллежского вала до 6 этажей и спрямить улицы. И хотя его предложение приняли, проект остался «лежать на полке».

Одновременно Александр I поручил составить план послепожарной Москвы реконструктору Царского Села В.И. Гесте. Тот Москву не знал, но план подготовил. По его предложению город превращался во французский парк с центральной площадью-клумбой - и отходящими от него улицами-лучиками. План предполагал снос множества зданий и стен Китай-города. Но его не приняли.

Генеральные планы развития Москвы в XX веке.

Следующий генеральный план Москва получила лишь в советское время. В 1920-х специальная комиссия под руководством Ивана Жолтовского и Алексея Щусева разработала проект «Новая Москва». В его основу положили традиционную для города радиально-кольцевую планировку и принцип сохранения большинства старинных сооружений. Кремль предполагали использовать как музей, а общественный центр столицы перенести в Петровский парк, силуэту города придать конусообразный вид, а центральную часть Москвы застроить небоскребами.

Проект признали неудовлетворительным, и в 1931 году начался конкурс на разработку нового проекта. Его участники предлагали даже фантастические идеи. Например, французский архитектор Ле Корбюзье высказал идею оставить только Кремль и Китай-город. Эрнст Май, главный архитектор Франкфурта-на-Майне, предлагал расселить весь город. По его плану, старая столица сохраняла только функции административно-делового центра, а ее окружали города-спутники с малоэтажными домами. Приверженец рационализма Николай Ладовский решил, что кольца в дальнейшем не справятся с растущей нагрузкой, и предложил их разомкнуть. После этого столица должна была принять форму параболы и в будущем слиться с Ленинградом. Его план так и назвали «Парабола Ладовского».

В итоге выбрали проект Владимира Семенова и Сергея Чернышева. В утвержденном Генплане 1935 года зафиксировали рост числа жителей до 5 миллионов человек, а территории в 2 раза - до 600 квадратных километров. Проектировщики закрепили основные направления расширения - на юго-запад, восток, запад и северо-запад. В Генплан также включили идею обводнения Москвы - план по созданию судоходных магистралей. Москву предполагали сделать похожей на Венецию.

План реализовали только частично, но многие районы города сильно перестроили. Все это время москвичи посылали проклятия в адрес разрушителей исторической Москвы во главе с Лазарем Кагановичем. Сам он нещадно критиковал старую Москву: мол, улочки прокладывал даже не пьяный строитель, а пьяный сапожник.

В 1950-х Москва уже «поглотила» бывшие деревни и усадьбы и вышла за пределы Окружной железной дороги. Потребовался новый план. Его утвердили в 1971 году. Город делили на 8 зон, а старую радиально-кольцевую планировку улиц дополнили скоростными дорогами. Кроме того, в Москве запретили строить заводы и фабрики и наметили продлить метро.

Концепцию «солнца со множеством лучей» 1935 года заменили «семиконечной звездой» (историческое ядро и семь новых центров). Также Генплан 1971 года признал нецелесообразным дальнейший территориальный рост города и его населения. Окружающий столицу лесопарковый пояс должен был стать природной границей Москвы, но рост города оказался более интенсивным, чем планировали. Уже в первой половине 1970-х началось развитие жилых районов в Чертанове, Бирюлеве, Орехово-Борисове, Теплом Стане, Тропареве, Коньково-Деревлеве, Тушине, Гольянове, Вешняки-Владычине, Ивановском, а к началу 1980-х московские районы «шагнули» за пределы МКАД: Митино и Куркино - на северо-западе столицы, Солнцево - на юго-западе, Бутово - на юге, Новокосино - на востоке. Поэтому план 1971 года тоже реализовали лишь частично.

Первый постсоветский генплан Москвы разрабатывали с начала 1990-х годов и приняли в 1999, а в 2005 году закрепили законодательно. За последние 15 лет центр Москвы и многие районы сильно изменились из-за реконструкции, а часто и сноса исторических зданий и других объектов. Власти Москвы называли этот план «Генпланом возможностей».

В 2007 году главный архитектор города Александр Кузьмин заявил журналистам, что Москва собирается уйти от «возможностей» и прийти к «необходимости». Генплан города до 2025 года разрабатывали более трех лет и приняли 5 мая 2010 года.

Новая Москва.

В 2011 году (после почти 10-летних споров) также приняли проект расширения Москвы -Новая Москва. Этот амбициозный план позволил увеличить размер города в 2,4 раза за счет присоединения южных и юго-западных территорий Подмосковья. Выбор этого направления был неслучайным: на этой огромной площади проживало менее 250 000 человек.

Новые границы установили 1 июля 2011 года, и Москва стала граничить с Калужской областью. А в обществе нововведения раскритиковали: проект называли «выгодным только для бизнеса», а Москву - «Шанхаем развивающейся страны».

Говорят, что... ...когда Хрущев доложил Сталину о протестах против сноса старинных зданий, тот предложил: «А вы взрывайте ночью». ...Лужков украл 20 сантиметров МКАДа: при расширении дороги ее асфальтовые обочины сделали с каждой стороны на 10 см уже, чем планировали. Это позволило сэкономить значительную сумму, якобы присвоенную Лужковым. Такой вывод сделали на основе выборочного замера. Но после проверки на всем протяжении трассы выяснили, что есть места сужения и расширения. А среднее арифметическое по контрольным замерам составило +4 см. ...в начале 1990-х МКАД называли «дорогой смерти» из-за большого количества серьезных аварий. ...в связи с расширением Москвы появилась шутка: «Эй, жители Южного Бутово! Признавайтесь, кто на новый год загадал желание жить в центре Москвы?»

А вам есть что добавить к истории планирования и строительства колец Москвы?

Исторически в Москве сложилась радиально-кольцевая планировка. Такой принцип застройки города формировался на протяжении многих лет. Большинство колец, обозначенных сегодня на карте столицы, когда-то были границами Москвы. Подобная планировка встречается также во многих европейских городах, среди которых Париж и Вена.

Карта Москвы 1638 года, на которой желтым цветом обозначен Белый город.

С древности кольцевой принцип строительства применялся в городах, которые были крупными торгово-транспортными центрами и важными военными объектами. Выстраивая оборонительное сооружение, город просто окружали, что было проще всего.

Кольца появились в Москве не сразу. И первый деревянный Кремль , и каменный, возведенный Иваном Калитой , имели в плане треугольник, расположившийся между реками Неглинной и Москвой . Реки служили тогда естественной преградой во время нападений неприятеля. Долгое время город застраивался в восточном, более безопасном направлении, где в XVI веке выросли стены Китай-города.

Бульварное кольцо

Когда Москва разрослась за обе реки, границы города постепенно стали скругляться. Первым кольцом столицы можно назвать конфигурацию, образованную стенами Белого города . Это кольцо было незамкнутым - его прерывала Москва-река. Белый город стал застраиваться еще в XIV веке, тогда вокруг него был прорыт ров и насыпан вал. В пределах этой местности находился загородный двор великого князя, а также усадьбы бояр. Крепостная стена вокруг Белого города появилась в конце XVI века, после того, как прежние деревянные укрепления сгорели при набеге крымских татар. В конце XVIII века город вырос, Белгородская стена потеряла свое оборонительное значение и в 1770-е-1780-е годы была разобрана, а на ее месте заложили бульвары. Так появилось Бульварное кольцо . Первый бульвар (Тверской) был разбит в 1796 году, кольцо в целом сложилось после 1812 года. О проездных крепостных башнях в бывшей городской стене напоминают названия многих площадей между бульварами, называющихся «ворота».

Бульварное кольцо на карте Москвы 1852-1853 годов.

Садовое кольцо

Первое замкнутое кольцо Москвы было образовано стенами Земляного города . Исторически Москва была окружена рядом фортификационных сооружений, одно из которых — земляной вал, представлявший собою замкнутое кольцо протяженностью 16 км. Вал был насыпан в 1591-1592 годах, по повелению Бориса Годунова , вскоре после набега крымских татар. Поверх него была выстроена дубовая стена. Вал получил название Земляной, а территория между ним и Белым городом стала называться Земляным городом. К концу XVIII века вал постепенно разрушилcя и местами был срыт. Городские власти приняли решение снести остатки вала, а на его месте построить широкую кольцевую улицу, мощенную булыжником. Так было положено начало Садовому кольцу , вплоть до первой четверти XX века считавшемуся границами городской территории Москвы.

Садовое кольцо у пересечения с Новым Арбатом.

Камер-Коллежский вал

Третьим кольцом в Москве стал Камер-Коллежский вал . Это было уже не оборонительное сооружение, а таможенная граница. Вал построили в середине XVIII века для того, чтобы отделить территорию, принадлежащую откупщикам, имеющим право торговать спиртными напитками в пределах Москвы. Кольцо это именно неправильную форму, а в длину достигало приблизительно 37 километров. С северо-западной и юго-западной сторон границы кольца приближались к центру города, а на северо-востоке удалялись от него, охватывая Преображенское и Лефортово . Несмотря на то, что Камер-Коллежский вал фактически стал новой городской чертой, официально это долгое время не признавалось.

Рогожский вал — одна из улиц, входивших в состав Камер-Коллежского вала.

Окружная железная дорога

К 1917 году вокруг Москвы появилось еще одно кольцо - Окружная железная дорога . Москва в то время была огромной товарной «пробкой», и дорогу решено было построить с целью разгрузки железнодорожной сети. После строительства новой трассы столица полностью оказалась в ее границах. Дорога прошла по городским пригородам, полям и дачным участкам, при этом на севере она отстояла от центра на 12 км, а на юге — всего на 5 км, то есть была не совсем круглая. В 1908 году, на момент постройки, окружная железная дорога стала неофициальной городской границей, а в 1917 году эта граница была уже официально оформлена. Сейчас здесь проходит Московское центральное кольцо (МЦК ).

МЦК. Электропоезд "Ласточка".

МКАД

Очередным кольцом в Москве стала Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД ). Эта скоростная магистраль была построена в середине 1950-х годов для того, чтобы вывести за пределы Москвы транзитный транспорт. Длина кольца равнялась 109 метрам, все пересечения дороги были сооружены на различных уровнях. В наши дни МКАД является полноценной участницей внутригородского движения, а границы Москвы шагнули за ее пределы, но на протяжении 25 лет это была административная граница Москвы.