Темы бесед с детьми в средней группе. Нравственное воспитание.Беседы с детьми Темы бесед воспитателя с детьми

Темы бесед с детьми в средней группе. Нравственное воспитание.Беседы с детьми Темы бесед воспитателя с детьми

(Модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»)

Цель – изучение особенностей взаимоотношения дошкольника с близкими людьми.

Методика проведения : ребёнку предлагают обсудить по очереди 6 ситуаций

1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы и т.д.), и у тебя плохо получается. Кого ты позовёшь на помощь?

4. Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Результаты методики позволяют воспитателю понять, кто в семье испытуемого ребенка более значим, кому он доверяет.

Игровая методика «Семья»

Цель - исследование семейного опыта дошкольника и некоторых личностных особенностей ребенка.

Стимульный материал : в игровой ситуации предлагается использовать шесть кукол (медведей), условно обозначающих членов семьи, и набор мебели или пластмассовый конструктор, оперируя которым дошкольник самостоятельно может выступать в качестве режиссера игры.

Методикапроведения.

Сначала воспитатель предлагает ребенку поиграть в «семью». Для этого дошкольнику предъявляется набор персонажей (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка), пластмассовый конструктор, из которого предстоит построить дом, предметы мебели, обстановку для «семьи». Затем взрослый предлагает ребенку выбрать персонажей, которые будут являться членами его семьи.

На этом этапе фиксируется первичный выбор персонажа, наличие персонажа в игровой ситуации, продолжительность действия с ним. За первичный выбор персонажа насчитывается 1 балл, за наличие персонажа в игровой ситуации - 1 балл, за продолжительность действия с ним - тоже 1 балл. Таким образом, максимальная сумма баллов составляет 3 балла. Затем полученные баллы суммируются и данные вносятся в обобщающую таблицу (Условные обозначения: М. - мама, П. - папа, Р. - ребенок, Др. - другие) (см. табл. 1).

Таблица 1. Введение в игровую ситуацию (в процентном выражении)

Ф.И. детей Первичный выбор персонажа Наличие персонажа в игровой ситуации Продолжительность действий с персонажем
М. П Р Др. М П. Р. Др. М. П. Р. Др.

Данный этап диагностики по количеству набранных баллов, позволит воспитателю понять какой персонаж (член семьи) для ребенка наиболее важен и значим, с кем дошкольник хотел бы тесно взаимодействовать.



Второй этап методики состоит из игровой ситуации и беседы с ребенком. Сначала ему предлагается сделать мебель и обстановку для персонажей, затем - показать и рассказать, что они делают. В процессе игры ребенку задаются следующие вопросы: «Что мама (папа) делает дома? Что ты делаешь в это время? С кем? Почему? Что будет дальше? Чем все закончится? Почему?» Фиксируется количество пассивных действий с персонажем (нейтральные, соглашающие, оппозиционные), активных действий (инициирующие, поддерживающие, результирующие) (см. табл. 2). В специальном протоколе отмечаются все сопровождающие высказывания ребенка (см табл. 3). За каждое действие или высказывание насчитывается 1 балл, затем баллы суммируются и заносятся в таблицу.

Таблица 2. Характеристика предметных действий персонажей

Ф.И. детей Активные действия Пассивные действия
М. П. Р. Др. М. П. Р. Др.

Большое количество баллов зафиксированных в таблице говорит о желании (активные действия) или нежелании (пассивные действия) ребенка взаимодействовать с тем или иным членом семьи.

Таблица 3. Протокол фиксации детских высказываний.

Фамилия имя ребенка _______________________________________



Возраст ребенка ____________________________________________

Высказывания ребенка по отношению к персонажам

Мама Папа Ребенок Другие

На этом этапе воспитатель, анализируя детские высказывания, сможет выяснить особенности отношений ребенка с предполагаемым членом семьи.

На следующем этапе, после того как ребенок закончил играть, воспитатель вместе с ребенком убирает материалы и беседует с ним, используя вопросы: «Кем ты станешь, когда вырастешь? Хочешь ли ты быть похожим на маму (папу)? Почему? Какая (ой) у тебя мама (папа)? Ты каким (какой) будешь?».

Речь ребенка фиксируется, отмечается характер высказываний (нейтральный, негативный, позитивный) по отношению к персонажу, их количество (за каждое высказывание по одному баллу) (например, см. табл. 4). Это позволит воспитателю определить, как ребенок эмоционально настроен на каждого члена его семьи.

Таблица 4. Характеристика экспрессивности высказываний по отношению к персонажам

Ф.И. детей Нейтральные высказывания Позитивные высказывания Негативные высказывания
М. П. Р. Др. М. П. Р. Др. М. П. Р. Др.

Благодаря этой методике воспитатель может изучить восприимчивость ребенка к педагогическим воздействиям взрослых в семье, его откликаемость на данные воздействия. Методика также позволяет выявить адекватность стратегии общения родителей с ребенком их педагогическим позициям и его личностной позиции, т. е. насколько их педагогические устремления совпадают с потребностями ребенка соответствовать идеалам и желаниям взрослых.

Цель методики – изучить эмоциональные и коммуникативные особенности взаимоотношений старших дошкольников с членами семьи.

Методикапроведения.

Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Если ребенок маленький можно использовать и заготовку - большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг.

Ребенку дается следующая инструкция – «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки что это? Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой.

Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?

Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора - внутри. После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос:- Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики? Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.

Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их?

Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики»».

Анализ результатов: При оценке результатов обращают внимание на следующие показатели:

1. Потребность в общении:

а) используются все «стульчики» или добавляются новые - желает общаться в широком кругу;

б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) - желает общаться, но только с близкими людьми, в ограниченном кругу;

в) выбираются игрушки, предметы, животные - несформированная потребность в общении или проблемы в общении с близкими.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: чем ближе люди располагаются рядом с ребенком, тем более близкие, доверительные, приятные отношения.

3. Значимость социального окружения:

а) количественное преобладание взрослых или детей, Или предметов - наличие опыта общения с ними;

б) половое преобладание в общении - наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;

в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) - значимость соответствующей среды в общении.

Результаты данной методики дадут возможность воспитателю изучить социальное окружение ребенка, его эмоциональное отношение к этому окружению, расположенность дошкольника к общению с членами семьи.

Анализ результатов диагностики на данном этапе позволит воспитателям изучить особенности и проблемы детско-родительских отношений, понять, насколько дети ориентированны на взаимодействие с членами собственной семьи, изучить семейный опыт дошкольника, его эмоциональное и коммуникативное отношение к социальному окружению.

Старший дошкольный возраст - это возраст, когда особое внимание семьи и самого ребенка нацелено на подготовку к школьному обучению. Поэтому педагогическая диагностика является условием оптимизации подготовки детей к обучению в школе в системе психолого-педагогического сопровождения семьи. Воспитатель здесь может использовать такие методы, как анкетирование (анкеты: «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (Автор А. Колеченко), анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка») и проективная методика «Как я представляю своего ребенка в школе».

Самойлова Мария
Беседа с детьми «Что такое книга? Где живут книги?»

Беседа с детьми по теме :

Что такое книга ? Где живут книги ?

Описание : знакомство детей с миром книжной культуры и с правилами поведения в библиотеке.

Цель : воспитывать любовь, бережное отношение к книге , развивать интерес, потребность к чтению, бережное отношение к книге . Воспитывать грамотного читателя, знающего правила поведения в библиотеке.

Ребята, давайте поговорим о книге . Как вы думаете, что такое книга ? (ответы детей)

Книги встречают человека с раннего детства и сопровождают его на протяжении всей жизни. До того как изобрели бумагу, люди изготавливали книги из коры берёзы-бересты, потом из пергамента - это тонкая кожа животных. Поэтому раньше книги были большими и тяжелыми.

С ними бережно обращались. Чтобы изготовить одну книгу , надо было приложить много труда, сил, их передавали из поколение в поколения, украшали обложки книг драгоценными камнями, позолотой.

А расскажите, о чём же нам может рассказать книга ? (ответы детей)

Если читать книги , то можно о многом узнать. Она открывает огромный волшебный мир. Знакомит с историей, былиной, пословицами, поговоркой, радует своими сказками, учит задумываться над стихами, рассказами. Книга – это мудрость народа.

Ребята, а где вы дома храните свои книги ? (ответы детей) . Да, дома мы храним свои любимые, интересные книги на полках , в книжном шкафу. Но представьте, если книг очень , очень много. Где же нам их сохранить? (ответы детей) .

Для большого количества книг в каждом городе есть специальный дом, который называется библиотека. Ребята, а кто ни будь из вас был в библиотеке? Что же это такое библиотека ?

Библиотека это место где храниться очень много книг . Они аккуратно стоят на полках, но они не просто стоят на полках для красоты, но их ещё дают читать домой. Человек, который пришел в библиотеку называется читатель.

Как вы думаете, для чего заполняют формуляр? (ответы детей) Чтобы читатель не забывал когда надо вернуть книгу в библиотеку , что он взял её только на время почитать.

Скажите, а кто работает в библиотеке? Как называется эта профессия? (ответы детей)

Человек, который работает в библиотеке и помогает найти интересную книгу , называется библиотекарь.

В библиотеке есть два зала, в одном можно выбрать книгу забрав ее , домой на время. Этот зал называется абонемент. А другой читальный. Как вы думаете почему? (ответы детей) .

Библиотека это общественное место, где может находиться много любителей почитать - читателей. Поэтому в зале библиотеке надо соблюдать правила поведения. Как вы думаете, какие это правила? (ответы детей) Давайте я вас с ними познакомлю : в библиотеке нельзя кричать, бегать, мешать другим. Рвать, мять, рисовать, загибать, вырывать страницы книг . Книги любят бережное отношение.

В библиотеку приходят читать много разных людей и поэтому нужно стараться соблюдать правила, чтобы после чтения книга осталась аккуратной чистой, чтобы её было приятно брать в руки следующему читателю. Если к книге бережно относиться , то она может поведать свою историю многим любителям чтения. И основное правило в библиотеке, которое должен знать каждый читатель : прочитал книгу , сдай её обратно в библиотеку.

Ребята, а если случайно вы увидели книжку с порванной страницей, как вы думаете, как ей помочь? (ответы детей) .

В конце нашей беседы я хочу вам пожелать : больше любить книги , быть им верными друзьями, беречь их и книги откроют вам свои секреты, истории, тайны. И знайте, что двери библиотеки открыты для всех любителей книг .

Публикации по теме:

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи: Образовательные: добиться усвоения умения вступать.

Беседа в подготовительной группе «Что такое-фликер» Ребята вы знаете, что такое фликеры? (Нет) А что такое светоотражающие повязки? (Ответы детей). Фликеры – это и есть светоотражающие повязки.

Что такое книга для ребёнка? Как правильно начать работу с самыми маленькими детьми по знакомству с книгой Книга для взрослого – это скорее развлечение, если речь не идёт об учебной литературе, книга может нас пугать, вести по лабиринтам детективной.

Дом, где «живут» книги! (посещение детской библиотеки) «Дорога в библиотеку - путь к сердцу, душе, добру. И этот путь открыт каждому».

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.

Конспект НОД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект НОД (речевая деятельность) «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Цель: Совершенствовать диалогическую речь.

Понимание того, что происходит в нашем мозге — это первый шаг на пути к способности ребенка осуществлять выбор. Эти знания в равной мере полезны и для родителей.

Зная, как функционирует наш мозг, мы сможем понять, как правильно реагировать на просьбу ребенка о помощи. Иногда наш мозг буквально перегружен чувствами страха, печали или гнева.

И когда это происходит, это может смутить, особенно для детей. Таким образом, очень важно помочь ребенку разобраться в том, как функционирует их мозг. Также полезным для детей будет составление словаря их эмоциональных переживаний, понимать который смогут и другие люди.

Представьте себе, что это иностранный язык. Ребенку станет гораздо проще общаться с другими членами семьи, если они тоже освоят этот язык. Так как же начать? — Проводить беседы с детьми в игровой форме, чтоб они не заскучали и использовать максимально простые понятия, чтобы они все понимали?

И сейчас я расскажу вам, как учу детей и их родителей понимать основы работы мозга.

Знакомство с Домом Мозга: Верхний Этаж и Нижний этаж

Я рассказываю детям, что их мозг похож на двухэтажный дом. И это действительно простой способ помочь детям разобраться в том, что происходит в их голове. Я несколько развил данную идею: говорю детям о том, кто живет в этом домике.
Одни сказки я рассказываю про тех персонажей, которые живут на Верхнем Этаже, другие — про жителей Нижнего Этажа. В действительности, я описываю функции коры головного мозга (наш мыслящий мозг: верхний этаж) и лимбической системы (наш эмоциональный мозг: нижний этаж).

Кто живет на Верхнем Этаже и кто живет на Нижнем этаже?

Как правило, жители Верхнего Этажа много думают, решают проблемы, строят планы, регулируют эмоции, занимаются творчеством, легко адаптируются к новым условиям и владеют эмпатией.
Каждому из них я дал имя: Хранитель Покоя, Затейник, Адаптор, Решатель Проблем.
На нижнем этаже живет народ чувствительный. Они тщательно следят за нашей безопасностью и проверяют, все ли наши потребности удовлетворены. Наш инстинкт самосохранения расположен в эмоциональном мозге. Эти персонажи стоят на чеку,в случае опасности подают тревожный сигнал и проверяют, готовы ли мы бороться, бежать или прятаться в случае столкновения с угрозой. Жителей Нижнего Этажа зовут Тревога, Трусишка и Большой Босс.
На самом деле, не важно, как вы назовете героев сказки. Главное, чтобы дети понимали, о ком и о чем вы говорите. Вы можете дать имена вместе: попробуйте взять имена мальчиков/девочек, названия животных, имена персонажей из мультфильмов или же вы можете придумать совершенно новые имена. Возможно, вам понравится подбирать ассоциации из любимых фильмов и книг ребенка. А может быть, вы загоритесь идеей создать свой уникальный язык для этих функций мозга.

Мы выходим из себя: за дело берутся жители Нижнего Этажа

Наш мозг работает лучше, когда жители двух этажей работают вместе. Представьте себе такую картину: наши герои бегают вверх и вниз по лестнице, которая соединяет верхний и нижний этажи. Персонажи таким образом передают сообщения друг другу.
Это помогает нам делать правильный выбор, заводить дружбу и хорошо ладить с другими людьми, придумывать захватывающие игры, успокаиваться и выходить из неприятных ситуаций.
Иногда, в нашем эмоциональном мозге, Тревога замечает опасность, Трусишка начинает паниковать и, прежде чем мы разберемся, в чем дело, Большой Босс издает тревожный сигнал и дает нашему телу команду быть готовым к опасности. Большой Босс очень любит всеми командовать, он кричит: «Сейчас власть переходит к Нижнему Этажу.
Команда Верхнего Этажа сможет приступить к работе только после того, как мы будем в безопасности. Нижний Этаж мозга начинает злиться на Верхний Этаж. Это значит, что Лестница больше не соединяет этажи, и жители Верхнего и Нижнего Этажа не могут работать вместе.

Иногда когда «сносит крышу» — это самая безопасная реакция

Когда в «мозговом доме» все шумят, герои не слышат друг друга. Большой Босс заставляет жителей Верхнего Этажа замолчать, чтобы народ Нижнего Этажа смог подготовить тело к опасности.
Босс может дать сигнал другим частям нашего тела, которым необходимо включиться или выключиться. Он может приказать нашему сердцу биться чаще, чтобы мы смогли бежать быстрее, или подготовить наши мышцы к борьбе, чтобы мы могли сопротивляться изо всех сил.
Он также может приказать другим частям нашего тела вести себя смирно-смирно, чтобы мы смогли спрятаться от опасности. Все это Большой Босс проделывает в целях нашей же безопасности.
Попросите вашего ребенка представить, в каких случаях такая реакция будет наиболее безопасной для нас самих. Я чаще всего использую примеры ситуаций, которые не могут произойти на самом деле (опять же для того, чтобы дети могли представить себе эти идеи в игровой форме, при этом не будучи сильно напуганы ими). Например, что будут делать жители Нижнего Этажа, если встретят на детской площадке динозавра?

Каждому человеку периодически «сносит крышу»

Подумайте над несколькими примерами, в которых говорится о том, как нам «сносит крышу». Выбирайте такие примеры, которые не слишком взволнуют детей.
Вот пример, который я бы порекомендовал:
Вспомните, как мама не могла найти ключи от машины и из-за этого мы опоздали в школу. Вспомните, как я сидел, уставившись в одну точку. Все это происходит потому, что «нижний» мозг стал контролировать наше поведение, я потерял самообладание, а «верхний» мозг, отвечающий за мышление, не функционировал должным образом.

Когда нижний этаж мозга ошибается

Бывают ситуации, когда мы теряем самообладание, но все еще нуждаемся в помощи участников команды «нижнего» мозга: Решателя Проблем и Хранителя Покоя.
Все мы периодически теряем самообладание, однако дети гораздо чаще поддаются сильным эмоциям. В детском мозге, Большой Босс может переволноваться и нажать на «кнопку паники», которая в свою очередь провоцирует истерику из-за мелочей. И все потому, что верхняя часть детского мозга все еще формируется. В действительности, процесс развития верхней части головного мозга завершается примерно к 25 годам. Иногда, когда я хочу обратить особое внимание на этот пункт, я задаю детям этот вопрос:
«Вы когда-нибудь видели, чтобы мама или папа лежали на полу в супермаркете и кричали, что они хотят шоколадку?»
Они начинают хихикать, а смех в данном случае — хорошая реакция. Это значит, что наша беседа не утратила свой игровой характер, детям интересно и они хотят учиться дальше. Я говорю им, что на самом деле взрослые любят шоколад не меньше детей, но взрослые научили Хранителя Покоя и Решателя Проблем работать вместе с Большим Боссом и иногда успевают остановить его до того, как он подаст тревожный сигнал, который совершенно ему не нужен. Действительно, для этого нужно много практиковаться. Я напоминаю детям, что их мозг все еще формируется и учится на опыте.
В конечном счете, вся изложенная выше информация поможет детям освоить функциональные способы управлять своими эмоциями. И этому помогут разговоры о том, что порой у них не получается.

От вымышленного языка к эмоциональной регуляции

Как только вы познакомитесь со всеми жителями «мозгового дома», у вас появится свой собственный уникальный язык, с помощью которого вы сможете научить ребенка тому, как следует обращаться с его эмоциональными переживаниями. Например: «Кажется, Большой Босс хочет подать тревожный сигнал. Давай посмотрим, сможет ли Хранитель Покоя отправить сообщение «сделай несколько глубоких вдохов»?
Особый язык «мозгового дома»так же позволит детям более свободно говорить о своих ошибках, он не такой категоричный, содержит в себе элементы игры и учит, как больше не совершать ошибок.
Представьте, как сложно сказать «Я ударил сегодня Петю в школе», и как просто сказать «Большой Босс сегодня рассердился ни на шутку». Когда я привожу этот пример родителям, некоторые из них начинают возмущаться, будто бы я делаю детям поблажку. «Не станут ли они винить Большого Босса в своем плохом поведении?» — спрашивают они.
В конечном счете, вся вышеизложенная методика направлена на обучение ребенка функциональным способам регуляции сильных эмоциональных переживаний, и иногда через обсуждение неправильного поведения.
Если дети почувствуют, что они способны разговаривать с вами о своих ошибках, тогда у вашего «верхнего» мозга появится возможность сработаться «верхним» мозгом вашего ребенка и решить проблему вместе. Это не значит, что вашему чаду удастся избежать последствий или же уклониться от ответственности. Это значит, что вы можете задать вопрос, как например: «Как ты считаешь, ты можешь как-нибудь помочь Большому Боссу удержать себя в руках?»
Понимание основ работы мозга также помогает родителям подобрать правильную реакцию на ситуации, когда ребенок сильно напуган, зол или печален.

Вы когда-нибудь говорили своему ребенку успокоиться, когда он устраивал вам истерику? Я — да.

Но сейчас мы знаем, что Хранитель Покоя живет на Верхнем Этаже, и когда Большой Босс теряет самообладание, Хранитель Покоя может помочь только тогда, когда у Большого Босса крыша на месте. Скорее всего, ваш ребенок дошел до крайней черты, за пределами которой он не в силах помочь себе успокоиться самостоятельно.

Иногда родителям (учителям или воспитателям) приходится помогать детям вернуть самообладание. Это следует делать с сочувствием и терпением. Сделать несколько глубоких вдохов не помешает и нам самим!

Как дальше продолжать обучение?

Не думайте, что вам сразу удастся заселить «мозговой дом» всеми персонажами и в один прекрасный день познакомить их всех со своим ребенком. Переезд в новую квартиру всегда требует времени, то же самое происходит и с обучением основам работы мозга. Начните беседу и постоянно возвращайтесь к ней. Возможно, вам захочется вместе с ребенком придумать оригинальные способы изучения устройства «мозгового дома».

Вот несколько идей, которые помогут вам начать обучение своих детей законам функционирования мозга в игровой форме:

  1. Нарисуйте «дом мозга» и всех его персонажей.
  2. Нарисуйте картинку, на которой будет изображено то, что происходит в доме, когда жители Нижнего Этажа теряют самообладание.
  3. Найдите журнал с комиксами, вырежьте оттуда несколько персонажей и вклейте их на место Нижнего и Верхнего Этажа.
  4. Напишите несколько историй о приключениях наших героев в «доме мозга».
  5. Используйте кукольный домик (если такового не имеется, вы можете использовать две коробки из-под обуви: поставить одну коробку на другую).
    Если вы придумаете другие интересные способы изучения устройства «мозгового дома», я буду счастлив о них узнать. Делайте это весело, занимательно,

И дети ни за что не догадаются, что изучают основы эмоционального интеллекта.

Адаптированнный перевод с англ. Сергея Болсуна.

Беседа с детьми 4-5 лет по теме "Моя семья"


Лайкам Ольга Васильевна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР Детский сад №121 г.Калининград
Описание работы: Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме "Моя семья"
Цель: Формирование представлений о семье и родственных отношениях.
Задачи:
- учить отвечать на вопросы предложением;
- упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;
- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.
- расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях;
- воспитывать положительные взаимоотношения в семье,чувство любви и уважения к членам своей семьи.
Материал: семейные фотографии детей и воспитателя.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковых игр "Моя семья", "Кто живет в семье";
чтение и рассказывание сказок "Три медведя","Гуси-лебеди", "Волк и семеро козлят";разучивание стихотворения М.Шварца"Семья"; сюжетно-ролевые игры: "Дом", "Семья"; дидактические игры "Чьи детки","Поможем маме".

Ход беседы:

Воспитатель:
-Ребята, попробуйте отгадать загадки и вы узнаете,о чем мы сегодня будем с вами беседовать.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо: -
Всех милее наша...мама.

Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно...папа.

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... бабушка.

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый...дед.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... семья.
Правильно! Мы поговорим сегодня о семье.
-Ребята, как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья-это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
Воспитатель: Правильно.Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят,уважают друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитатель: Вы сегодня принесли фотографии своей семьи из вашего семейного фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье? Но сначала я хочу вам рассказать о моей семье,послушайте. (Выставляю фотографию на доску). На этой фотографии изображена моя семья.Моя семья маленькая.Здесь мои самые близкие родственники это- мой муж Юрий и наш сын Лев.Мы всей семьей любим на выходные ездить отдыхать на море,там мы загораем, купаемся. Я очень люблю свою семью.
А теперь, давайте послушаем ваши рассказы о своей семье.
(Желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Воспитатель хвалит ребят за интересные рассказы,при затруднении помогает наводящими вопросами,обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи веселые, улыбаются, значит любят друг друга).
Воспитатель: Молодцы,хорошие получились рассказы,но не все ребята смогли рассказать,а мне хочется услышать от всех, какая у вас семья.Предлагаю поиграть в игру,которая так и называется "Какая у вас семья?"(игра проводится с мячом).
Дети встают по кругу, в центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и спрашивает:-Какая у вас семья? Ребенок, поймавший мяч, должен ответить подбирая прилагательное.
(большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастлива)
Если дети затрудняются подобрать прилагательное,применяю метод прямой подсказки, например: -А если у вас в семье много людей....большая; -А если у вас все живут дружно....дружная; -А если в семье все друг о друге заботятся...заботливая.
Воспитатель: Молодцы,вижу, замечательные у вас семьи.А еще мне хочется узнать,кто чем занят в вашей семье.Давайте поиграем в игру "Кто, что делает в нашей семье?"(игру можно проводить с мячом,можно заменить на флажок).
Воспитатель задает вопрос,например:-Что делает мама (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?) Дети подбирают глагол (гладит, стирает, готовит, моет посуду, ходит на работу, шьет, зарабатывает деньги,проверяет уроки,
ходит в магазин за покупками,учит уроки, ухаживает за цветами, вытирает пыль, играет, читает, мастерит...)
Воспитатель: Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье.Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья очень нужна каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге.
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас пройдем в нашу художественную мастерскую и каждый из вас нарисует свою семью, а вечером вы подарите свои рисунки родителям.
Дети садятся за столы и под легкую музыку создают портреты своей семьи.(для закрепления материала рисование можно провести в другое время или на следующий день)

Татьяна Золоцевская
Картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста

№ 1. Беседа с детьми на тему: «Какой мультфильм ты смотрел в выходные дни?»

Цель – воспитывать стремление выражать свое отношение к поступкам других людей. Формировать самооценку своих поступков.

Вопросы к беседе:

Как называется мультфильм, который ты смотрел в выходной день? Где происходит действие мультфильма?

Назови его действующих лиц, персонажей, героев.

Кто из персонажей тебе нравится больше всех, почему?

А какой из персонажей не понравился? Почему?

Какие качества главного героя тебе хотелось бы иметь в своем характере, а от каких ты бы отказался и почему?

В чем главная мысль этого мультфильма?

№ 2. Беседа с детьми на тему: «Огонь – наш друг или враг?»

Цель – приучать детей к осторожному обращению с огнем, с электроприборами, с огнем на природе.

Вопросы к беседе:

Чем помогал огонь древним людям?

А теперь поговорим о добрых делах огня в наши дни: расскажи, где сегодня работает огонь и как он помогает людям?

Почему огонь может быть опасен для людей? Когда это происходит?

В каких случаях неосторожное обращение с огнем приводит к пожарам?

Какие меры предосторожности должны принять туристы при разведении костра в лесу?

Какие меры предосторожности нужно предпринять дома в новогодние праздники при использовании свечей, фейерверков, бенгальских огней, петард?

Какие меры предосторожности нужно предпринять при пользовании электробытовыми приборами?

Как вызвать пожарную команду в случае запаха дыма или вида огня, пламени?

№ 3. Беседа с детьми на тему: «Природа просит защиты».

Цель – приобщать детей к миру природы, к пониманию ее ценности в жизни каждого человека.

Вопросы к беседе:

Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

А без воздуха?

Солнечное тепло, растения, животные, вода, воздух – это все природа!

А могут ли люди прожить без природы?

А раз не могут, то, как же они должны относиться к ней?

Всегда ли хорошо и бережно относятся люди к природе?

А у кого природа может попросить помощи?

Какие обитатели просят помощи у человека?

Каким должен быть человек, чтобы защищать природу?

Как можно помочь птицам (растениям, рыбам, животным, речке и тд.).

№ 4. Беседа с детьми на тему: «Мой домашний питомец».

Цель – воспитывать гуманные чувства к своим домашним любимцам.

Вопросы к беседе:

У кого из вас есть домашние животные?

Расскажите, какие они, за что вы их любите?

Как зовут ваших маленьких друзей?

Во что вы с ними играете? Куда ходите на прогулку?

Как ухаживаете за своими домашними питомцами?

№ 5. Беседа с детьми на тему: «Знаешь ли ты правила дорожного движения

Цель – закрепить знания детей о правилах дорожного движения, объяснить значение некоторых знаков.

Вопросы к беседе:

Для чего людям нужны правила дорожного движения?

Если бы не было правил, лучше или хуже жилось бы людям?

Что означают сигналы светофора? В каком месте можно переходить улицу?

Какой переход называют самым безопасным? Почему?

Какие правила поведения на проезжей части вы знаете?

Какие дорожные знаки вам известны? Что они обозначают?

№ 6. Беседа с детьми на тему: «Прогулка по лесу».

Цель – закрепить знания детей о лесном царстве, растениях, которые характерны для леса. Воспитывать бережное отношение к природе.

Вопросы к беседе:

Были ли вы когда- нибудь в лесу (в роще? Расскажите, что вы увидели и узнали нового и интересного во время этой прогулки?

Какой был лес – хвойный, лиственный или смешанный? Каких деревьев было больше – хвойных или лиственных?

Какие хвойные деревья вы видели в лесу? А какие лиственные? По каким признакам вы их различали?

Какие грибы вы нашли во время прогулки? Как вы их собирали? Что с ними делали, когда вернулись домой?

Что еще вам запомнилось во время этой прогулки?

№ 7. Беседа с детьми на тему: «Прогулка по саду и огороду».

Цель – закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», отличительные особенности овощей и фруктов.

Вопросы к беседе:

Что мы называем овощами? Какие овощи вы знаете?

Что мы называем фруктами? Какие фрукты вам известны?

Чем отличаются овощи и фрукты? Что у них общего?

Назовите свой любимый фрукт. Где он растет – на веточке дерева или на кустике?

А какой из овощей вам нравится больше всего? Как выращивают этот овощ?

Какие вы знаете сказки, где героями являются овощи и фрукты?

При проведении беседы можно использовать дидактическую игру «Угадай овощ (фрукт) по ответам и вопросам».

№ 8. Беседа с детьми на тему: «Хлеб – всему голова».

Цель - закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Закрепить названия профессий людей, растящих хлеб.

Вопросы к беседе:

Как вы понимаете фразу «Хлеб – всему голова»? Почему так говорят?

Какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол?

Люди каких профессий выращивают хлеб?

Люди каких профессий занимаются изготовлением хлеба и различных изделий из муки?

А какие еще изделия можно сделать из муки?

Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе?

Как люди должны относиться к хлебу?

№ 9. Беседа с детьми на тему: «Как себя вести»

Цель – закреплять знания детей о положительных действиях, качествах и поступках людей.

Вопросы к беседе:

Какие поступки вы считаете плохими, недостойными уважения? (Брать чужое, обманывать, обижать кого-либо, драться, кричать и тд.).

Вы когда-нибудь поступали плохо? Расскажите об этом.

Какие поступки, на ваш взгляд, считаются хорошими? Значит быть какими?

Какие добрые слова можно сказать, если вы поссорились или обидели кого-то?

Какие добрые и вежливые слова мы должны употреблять в своей речи?

Объясните, почему так говорят: «Каков ум, таковы и речи»?

№ 10. Беседа с детьми на тему: «Что растет в огороде?»

Цель – развивать умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества.

Вопросы к беседе:

Где выращивают овощи? Что нужно для того, чтобы их вырастить?

Какие овощи растут под землей, а какие над землей? Как собирают овощи?

На какие геометрические фигуры похожи овощи (воспитатель перечисляет, дети называют фигуру).

Для чего нужны овощи? Что можно из них приготовить?

Как готовят овощи? (Их моют, режут, жарят, варят, тушат, запекают, солят, маринуют, замораживают).