Конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаТема: «Мы – пешеходы. Отчёт о проведённых мероприятиях по предупреждению дорожно-транспортного травматизма В детском саду дорожно транспортные происшествия

Конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаТема: «Мы – пешеходы. Отчёт о проведённых мероприятиях по предупреждению дорожно-транспортного травматизма В детском саду дорожно транспортные происшествия
Конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаТема: «Мы – пешеходы. Отчёт о проведённых мероприятиях по предупреждению дорожно-транспортного травматизма В детском саду дорожно транспортные происшествия

Евгения Груша
Отчёт о проведённых мероприятиях по предупреждению дорожно-транспортного травматизма

С целью предупреждения аварийности и дорожно –транспортных происшествий с участием пешеходов,в том числе детей, в детском саду № 45 «Жемчужинка» провели ряд мероприятий :

Для родителей воспитанников детского сада провели внеплановый инструктаж на тему «Безопасное движение» . Им напомнили о правилах перевозки детей, пеших передвижениях, переходов через проезжую часть. В завершении беседы родителям были выданы памятки по обеспечению безопасности детей и предупреждению дорожного травматизма .

В группах были проведены родительские собрания на тему : «Дорога и ребёнок » , «Знай! Помни! Соблюдай!, «Безопасность на дороге » . В подготовительных группах была подготовлена викторина «Соблюдайте правила дорожного движения » для родителей, включающая в себя разные вопросы по теме ПДД,творческие задания и головоломки.

Показ мод «Засветись в темноте» , где дети демонстрировали одежду со светоотражателями, которую подготовили для них родители.

Детский сад посетил сотрудник ГИБДД инспектор Р. А. Солонарь. Он провёл беседу на тему «Безопасность дорожного движения » .

Членами комиссии «За безопасность движения» были оформлены уголки безопасности, подобрана литература, изготовлены атрибуты к играм. На заседаниях комиссии ежемесячно проводится анализ дорожно -транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.

Постоянно обновляется информация о проведённых мероприятиях по профилактике дорожно -транспортных происшествий на сайте ДОУ.

Публикации по теме:

Везде и всюду правила, их надо знать всегда. Без них не выйдут в плаванье,из гавани суда. Выходит в рейс по правилам полярник и пилот. Свои.

Консультация «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо.

Опыт работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Организация профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Осторожно, пешеход!» Цель: Уточнять знания детей об элементах дорог (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора.

План мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в летний период в старшей группе №п/п Мероприятия Сроки проведения Ответственный 1 Беседа с детьми на тему «Где и как переходить улицу» июнь Воспитатели группы 2 Обыгрывание.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в МБДОУ «ДС «Ромашка» Ситуация в нашем поселке с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Программа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Добрая дорога детства» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Веснянка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского.

Детский дорожно-транспортный травматизм имеет тенденцию к увеличению, это связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности. Детский сад может помочь - дать знания, но основная нагрузка ложится именно на родителей. Только они могут научить ребенка безопасно вести себя на дороге, правильно подготовить к движению на улице наших самых маленьких пешеходов, которых сразу же по выходу из дома подстерегают серьезные трудности и опасности

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

Выходя над дорожным знаком «Пешеходный переход» на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

Переходите дорогу только в местах, обозначенных

Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория - место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.

Главная причина, из-за которой дети попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности . Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно только в реальных условиях улицы. Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения. Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

Главное цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ - формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах станицы, города. Она реализуется путем решения нескольких задач:

1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

2. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

3. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.

Общие представления:

1. Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;

2. Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках), представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы.

При выходе из дома.

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь - нет ли опасности.

При движении по тротуару.

Придерживайтесь правой стороны.

Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу

Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.

Не стойте с ребенком на краю тротуара.

Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части

Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.

Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.

Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.

Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.

Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.

При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта

Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

Подходите для посадки к двери только после полной остановки.

Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

Несколько советов родителям.

По дороге в детский сад или из него проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

Чтобы никогда не попадать в сложные положения, надо знать и соблюдать Правила дорожного движения!

Безопасность вашего ребенка зависит от ВАС. Берегите жизнь и здоровье ребенка - они бесценны!

Из общего количества происшествий виновность пострадавших детей установле-на в половине случаев, когда ребенок явился и причиной, и жертвой аварии одновре-менно. ДТП с участием детей и подростков возникают при переходе через проезжую часть дороги в неустановленном месте, неожиданном выходе на проезжую часть из-за движущихся или стоящих автомобилей. Основную долю среди пострадавших составляют дети-пешеходы. Самыми распространенными причинами «детских» несчастных случаев являются:

Незнание Правил дорожного движения и неумение прогнозировать дорожную об-становку,

Отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения и неосознанное подражание нарушающим ПДД взрослым, чаще всего родителям,

По-теря бдительности и недисциплинированность. Объясняется это возрастными осо-бенностями детей и недостаточностью проводимой с ними разъяснительной работы в семье и школе.

Примерно треть всех пострадавших в ДТП несовершеннолетних составляют пассажиры. Дети гибнут и получают ранения по вине взрослых, не обеспечивших их безопасность. Не лишним будет напоминание, что перевозить ребенка в возрасте до 12 лет на переднем пассажирском сиденье автомобиля запрещено! Место рядом с водителем — самое уязвимое при аварии. Находясь на заднем сиденье, ребенок должен быть пристегнут ремнями безопасности. До 12-летнего возраста в интере-сах безопасности малыш должен находиться в специальном удерживающем автомобильном кресле. Причем на переднем пассажирском сиденье детское кресло должно закрепляться против движения авто.

Статистика показывает, что количество летальных исходов и тяжелых увечий наиболее велико для детей, находившихся не пристегнутыми на задних сиденьях. Для справки: при столкновениях в условиях городского движения на скорости 50 км/ч ребенок, весящий 25 кг, испытывает нагрузку в 1565 кг. При столкновении на шоссе при скорости 70 км/ч нагрузка достигает 2057 кг, сила удара соответствует падению с высоты 10 м на бетонное покрытие.

Из всех получивших тяжелые увечья 90 % могли бы сохранить здоровье, если бы они использовали ремни безопасности. Риск травматизма детей до 4 лет в детском удерживающем кресле лицом против направления движения на 70-90 %, лицом по направлению езды на 30-70 %, с застегнутым ремнем безопасности на 30-35 % ниже, чем без каких-либо удерживающих систем.

Каждый десятый юный пострадавший — велосипедист. Подростки часто не зна-ют, где можно кататься на двухколесном средстве передвижения, и потому смело вы-езжают на проезжую часть, не зная при этом ПДД. А родитель, подаривший своему чаду долгожданную игрушку, не думает, что это прямой путь к трагедии.

В зимний период возникает еще одна большая проблема — плохая видимость. К сожалению, наши улицы плохо освещены плюс одежда на детях практичных тем-ных тонов. Результат — нулевая видимость для водителя, тем более в свете фар встречного автомобиля.

Основная масса пострадавших на дороге — это дети школьного возраста, при-чем чаще всего это подростки 13-16 лет.

Среди детей, пострадавших на дорогах, мальчиков в два раза больше, чем дево-чек; при этом подавляющее большинство составляют школьники в возрасте от 8 до 16 лет. Наибольшее число травм дети младшего школьного возраста и подростки получают по дороге в школу или по возвращении из нее.

Наиболее аварийным временем суток являются интервалы: с 8 до 9 ч; с 15 до 16 ч; с 16 до 17 ч; с 18 до 19 ч.

Немаловажную роль в увеличении ДТП играют погодные условия, от которых зависит присутствие детей на улицах, характер их игр и продолжительность вре-мени, которое они проводят вне дома. Наибольшее число травм (в среднем) отмечено весной (31 %), летом их число снижается до 25 %, а осенью и зимой ДДТТ составляет 44 % от общегодового показателя.

К основным причинам дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков относятся:

  1. Психофизиологические и возрастные особен-ности поведения детей на дорогах - основная и глав-ная причина. Дети попадают в ДТП из-за несформированности у них координации движений, нераз-витости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориен-тации в пространстве и других причин.
  2. Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. По этой при-чине происходят 95% несчастных случаев с детьми на дорогах. Из-за возрастных и психофизиологичес-ких особенностей дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают опасности. По дан-ным социологических исследований, 9 из 10 пост-радавших вовремя не заметили приближающийся транспорт и ошибочно считали, что находятся в бе-зопасности. В результате произошли наезды.

3. Выход на проезжую часть из-за сооружений, строений, стоящих или движущихся транспорт-ных средств и других препятствий, закрывающих обзор. У детей недостаточно развито чувство опас-ности, поэтому они порой стремглав бросаются на проезжую часть, забывая о мерах предосторож-ности. Выбегая на проезжую часть, ребенок, как правило, обращает внимание на большие грузо-вые машины, не предвидя, что за ними с большей скоростью могут ехать легковые автомобили. В результате происходят наезды. Кроме того, не- редко дети пропускают автомобили, приближаю-щиеся слева, и выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, движущихся справа в противоположном направлении, и попа-дают в ДТП.

4. Неподчинение сигналам регулирования. Из-за психофизиологических особенностей дошколь-ники и дети младшего школьного возраста медлен-но реагируют на смену сигналов светофора, счи-тают: при красном сигнале, когда транспорта не видно, они успеют перейти дорогу, не догадыва-ясь, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдет наезд. Многие дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зеленый, дети переходят дорогу и попадают в ДТП. Кроме этого, дети не знают значения сигналов светофора с дополнительной секцией. Из-за этого на пере-крестках часто происходят наезды. Водители иног-да не замечают детей из-за их маленького роста.

5. Нахождение на дороге дошкольников и млад-ших школьников без сопровождения взрослых. Дети этих возрастов не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опас-ности транспортных средств. Они считают: если видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети по-падают в ДТП по вине взрослых, которые не обес-печили им сопровождение при передвижении по дороге.

6. Игры вблизи и на проезжей части. В силу воз-растных особенностей дети не всегда сознают опас-ность подобных игр, увлекаются, не замечая опас-ности.

7. Движение детей вдоль проезжей части при наличии тротуара. Дети, увлекшись разговорами или увидев что-то интересное, могут, не думая об
опасности, неожиданно оказаться на проезжей ча-сти. Если водитель не увидит, произойдет наезд.

8. Движение детей по проезжей части в направ-лении, попутном движению транспортных средств. Дети не знают правил движения пешеходов по проезжей части там, где нет тротуара или обочи-ны. Если они идут в направлении, попутном дви-жущемуся транспорту, их могут не заметить во-дители, что приводит к ДТП.

9. Незнание правил перехода перекресткапри-водит к тому, что дети пересекают его не по пеше-ходному переходу, а по центру. Не ожидая появ-ления ребенка, водитель не успевает затормозить, в результате происходит наезд.

10. Неправильный выбор места перехода про-езжей части при высадке из маршрутного транс-порта - одна из распространенных причин ДТП.

11. Езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части.Как известно, Прави-ла дорожного движения разрешают ездить на ве-лосипеде по проезжей части с 14 лет. Однако дети, не достигшие этого возраста, часто катаются на велосипедах, роликовых коньках, самокатах по проезжей части и попадают под колеса автомоби-лей.

12. Бегство от опасности в потоке движущего-ся транспорта.На проезжей части дети не могут рассчитать свои возможности и нередко стремят-ся убежать от опасности. Из-за этого происходит наезд.

13. Переход проезжей части дороги не под пря-мым углом, а по диагонали.Стремясь успеть на подъезжающий к остановке маршрутный транс-порт, дети нередко пересекают улицу или дорогу по диагонали, не замечая приближающегося транс-порта, и попадают в ДТП.

14. Безнадзорность детей, вызванная тем, что 3/4 родителей заканчивают рабочий день в период с 16 до 19 ч.

МАДОУ ДСКВ №38 "Домовёнок", г. Нижневартовск

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях

СКАЧАТЬ (полный материал)

Донцова З.О., воспитатель

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Значительный пласт работы - это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.

Причины дорожно-транспортных происшествий

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория - место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей, которые мы рассмотрим далее.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения:

· Ребёнок - пешеход

· Ребёнок - пассажир

· Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.)

Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.

Для каждой возрастной группы необходимо определить цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми. Целесообразно объединять некоторые темы (правила поведения на улице - оказание помощи - инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и неправильного поведения на улице. К одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей, общественность, бывших выпускников.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап - это диагностика - уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап - это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап - закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап - формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки . Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении и комплексно решать поставленные задачи:

- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Направления воспитания безопасного поведения

на улице у дошкольников.

I направление - через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями. Воспринимают и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

II направление - через познание действительности с помощью рассказов родителей, воспитателей, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач, диафильмов, подвижных, настольных и дидактических игр.

Эти направления необходимо объединить для того, чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные детьми, как в процессе непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников.

Варианты построения работы по обеспечению

безопасности жизни с дошкольниками:

С детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно:

1. Избирательный подход к отбору тематики по ОБЖ по принципу от простого к сложному: для детей младшего возраста - одни; для детей среднего возраста - другие; для детей старшего возраста - третьи.

2. Одинаковая тематика по ОБЖ используется для работы в разных группах.

В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей. Следует также учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание материала давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

Изучение с детьми дошкольного возраста основ безопасности дорожного движения является достаточно сложной задачей. Это связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями восприятия новой для них информации.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.

Привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами

безопасного поведения на улице.

1. Игровая деятельность:

Подвижные игры;

Дидактические игры;

Настольно-печатные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

Игры-драматизации и театрализованные игры;

Игровые практикумы на транспортной площадке.

2. Познавательная деятельность.

Занятия.

Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведена часть занятия по любому разделу программы или занятие по ознакомлению с окружающим полностью.

Рассматривание картин и иллюстраций;

Составление описательных рассказов по картине;

Составление рассказов из личного опыта;

Разучивание стихотворений

Разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.

Решение проблемных задач и ситуаций

Слушание аудиозаписей песенок, сказок

Просмотр мультфильмов, слайдов.

На занятиях по продуктивным видам деятельности целесообразно выполнять индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках-раскрасках;

В конструктивной деятельности предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги. Переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи, задачи-шутки.

Беседы, викторины.

Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение. Примерные темы бесед, викторин:

· «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»

· «Почему нельзя играть на тротуаре?»

· «Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?»

· «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»

· «Для кого предназначены дорожные знаки?»

· «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.

Игровые проекты: «Добрая дорога детства», «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Школа Спасайкина», «Азбука пешехода».

Разрабатываются и проводятся с целью более «глубокого погружения» ребёнка в проблему и вовлечения в работу взрослых участников дорожного движения. В рамках проектов проводятся:

Охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад (туман)!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад» и т.д.

Фоторепортажи;

Праздники, викторины, спектакли;

Выпускаются сигнальные листовки, газеты;

Оформляются фотостенды.

3. Художественная деятельность.

Чтение художественной литературы.

Педагог должен подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.

Методика работы с художественным произведением предполагает:

· выразительное, эмоциональное чтение произведения;

· повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать;

· беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации книги и подобранные специально;

· разучивание рифмованных правил или стихов.

В рамках художественно-изобразительной деятельности следует организовывать:

Конкурсы рисунков;

Выставки моделей, макетов;

Изготовление атрибутов к играм.

В рамках художественно-речевой деятельности проводятся:

Вечера загадок;

Викторины;

Конкурсы стихов и рассказов;

Развлечения, праздники;

Спектакли, театрализованные постановки.

В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.

Тематика праздников:

  • « Творческая мастерская «Путешествие «Светофорика»,
  • « Театрализованное представление «Школа светофорных наук»,
  • « Викторина «Жители страны «Дорожная»,
  • « Спортивная эстафета «Веселый перекресток»,
  • « Выставка плакатов «Опасайся бед, пока их нет».

доступное детям дошкольного возраста.

Общие представления:

· Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон

· Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

· Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

· Не играть на дороге или около проезжей части.

· Переходить улицу только по пешеходному переходу.

· При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины - направо.

· Знать устройство проезжей части.

· Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Знать правила поведения в транспорте:

· Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.

· Не стоять у дверей.

· Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.

· Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.

· Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

Знать и соблюдать правила поведения во дворе:

· Не ходить никуда без разрешения взрослых.

· Играть только на детской площадке.

· Не играть близко от проезжей части дороги.

· Не кататься по проезжей части дороги.

В организации работы по профилактике ДДТТ следует соблюдать следующие принципы:

1. Системность.

Работа должна проводиться в течение всего учебного года при гибком распределении содержания в течение дня. В зимний период целесообразно организовывать занятия и игры на макетах, в игровых уголках и летом чаще проводить их на участках с нанесенными элементами дорожной разметки. Во время прогулок по улицам города обращать внимание детей на то, что движение транспорта и пешеходов подчинено особым правилам, строго соблюдать правила перехода улицы.

2. Учет местных условий.

Создавая развивающую среду, включающую пособия, игры, игровые материалы, следует учитывать, что у городских и сельских дошкольников различный опыт поведения на улицах и дорогах. Сельские дети, попадая в город, часто оказываются неподготовленными к правильному поведению на улице и в транспорте. У городских детей могут возникнуть проблемы в условиях сельской местности: теряется бдительность, осторожность на дороге. В процессе целенаправленной педагогической работы можно компенсировать неосведомленность детей о правилах поведения в непривычных условиях, если использовать макеты городской и сельской улицы, загородной дороги. Очень важно, чтобы городской ребенок при необходимости смог бы отыскать дорогу домой, перейти улицу в наиболее безопасном для этого месте.

3. Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы.

Большое внимание должно уделяться вопросам повышения квалификации педагогов по данной проблеме. Для этого в методическом кабинете должна быть создана соответствующая материально-техническая база; для педагогов и совместно проводятся различные методические мероприятия:

1. Оформляются папки-передвижки об обязанностях пешехода и пассажира.

2. Проводятся семинары, практикумы, круглые столы.

3. Организуется консалтинг для педагогов с приглашением специалистов ГИБДД, медиков, психологов.

4. Проводятся мультимедийные презентации из опыта работы ДОУ города.

Организация предметно - развивающей среды в ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице.

Организующая функция. Имеет в своей основе цель предложить ребенку атрибуты, игры, двигательные игрушки для активного их использования в разных видах деятельности по формированию навыков безопасного поведения на улице.

Воспитательная функция. Наполнение и построение развивающей среды должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций в конкретных условиях проживания.

Развивающая функция. Развивающая среда по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге организуется с учётом индивидуальных особенностей детей конкретной группы и степенью усвоения ими необходимых знаний и навыков.

Педагог должен использовать в работе по данному направлению все возможности предметно - развивающей среды учреждения и группы, участвуя в её преобразовании.

При этом он должен учитывать, что дети младшего возраста, в основном, манипулируют с предметами окружающей среды, а игры детей старшего возраста направлены на моделирование мира через алгоритм сюжетных событий.

Работа с родителями по формированию у детей дошкольного возраста

знаний и навыков безопасного поведения на улице.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сотрудничество с родителями не должно носить декларативный и назидательный характер. Такой стиль общения не может быть эффективным. Задача воспитателя перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача - выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей.

Направления работы с родителями по профилактике детского дорожного травматизма:

- привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;

Выработка плана совместных действий;

Пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного движения средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения на улице;

Повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного движения культуры поведения на улице;

Активизация внедрения детских удерживающих устройств в автомобилях;

Ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия дошкольниками и первоклассниками информации по основам безопасности дорожного движения;

Информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к правилам дорожного движения и их выполнения;

Активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника милиции;

Приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;

Ознакомление с результатами мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма в районе, городе, крае;

Изучение общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий по профилактике детского дорожного травматизма;

Привлечение к проведению пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;

Повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада;

Совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения.

Большое внимание в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с родителями воспитанников нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.

Ирина Севостьянова

овременное общество немыслимо без автомобилей. Автомобиль прочно вошел в жизнь и быт многих семей. Из года в год увеличивается поток транспортных средств на улицах и дорогах наших городов , что создает увеличения возникновения дорожно-транспортных происшествий . Автомобили двигаются на высоких скоростях с минимальными интервалами , создавая трудно-переходимые потоки, опасные для человека. Несчастные случаи все чаще и чаще происходят не только на больших транспортных магистралях, как на маленьких дорогах , рядом с остановками, рядом со школами, детскими садами, во дворах… К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП) становятся дети, их шалости, незнание или несоблюдение Правил дорожного движения , неумение оценивать дорожную обстановку , отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения, нежелание детей выполнять безопасные действия, пренебрежение ими, неосознанное подражание другим лицам, нарушающим Правила дорожного движения , недисциплинированность подростков, элементарная невнимательность, неосторожность детей-пешеходов и не сформированный у детей навык безопасного поведения на улицах и дорогах . В нашем городе практически возле каждого здания паркуется легковой и грузовой транспорт. Наши дети встречаются с машинами с утра до вечера : по дороге в школу , по дороге из школы домой , по дороге в библиотеку , в клуб, магазин…

Из года в год растет количество ДТП с участие детей. Вот поэтому проблема обеспечения безопасности дорожного движения и предотвращения ДТП становится все более важной воспитательной задачей.

Статистика ДТП

К сожалению, цифры заставляют задуматься : каждый год на дорогах России погибает столько людей, сколько даже нет в некоторых маленьких городах. Страшно представить, что за год как бы погибает целый город.

Статистика ДТП за январь-сентябрь 2012 года

Общее количество ДТП, число погибших и раненых в России

ДТП Погибло Ранено Тяжесть последствий ДТП *

абс. % относ. абс. % относ. абс. % относ.

Российская Федерация 150 144 4,3 20 143 2,1 192 125 5,4 9,5

Каждый день мы идем в школы, после окончания занятий возвращаемся домой , отправляемся в магазин, гуляем с друзьями и все это время мы «сталкиваемся» с дорогой . И сейчас мы с вами поговорим о правилах дорожного движения . Моя помощница - ___ прочитает стихи о дорожных знаках , а на экране тем временем будут видны картинки с этим знаком.

Знак «Уступи дорогу »

Если видишь этот знак,

Знай, что он не просто так.

Чтобы не было проблем,

Уступи дорогу всем !

Знак «Движение запрещено»

Этот знак ну очень строгий,

Коль стоит он на дороге .

Говорит он нам : «Друзья,

Ездить здесь совсем нельзя!»

Знак «Въезд запрещен»

Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча

Ехать мимо кирпича!

Знак «Пешеходный переход»

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

Знак «Движение без остановки запрещено»

Ты, шофер, не торопись,

Видишь знак, остановись!

Прежде чем продолжить путь,

Осмотреться не забудь.

Знак «Движение пешеходов запрещено»

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно :

«Вам ходить запрещено!»

Знак «Главная дорога »

Вот он знак, каких немного :

Это главная дорога !

Если едешь ты по ней,

Всех становишься главней,

И тебе, как будто Богу,

Уступают все дорогу !

Знак «Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси»

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Знак «Дети»

Посреди дороги дети ,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

Футбол – хорошая игра

Пусть каждый тренируется

На стадионах, во дворах,

Но только не на улицах. (Жилая зона)

А сейчас я проверю вас на сколько Вы внимательны…

Сел за руль, крути педали,

Помни правила всегда,

Все ребята - пешеходы,

Помните, друзья, всегда :

Все сигналы светофора

Выполнять мы будем?

Друга посадил на раму

И помчал велосипед

Ясно нам, ребята, с вами-

Так кататься можно?

(НЕТ)

Сейчас моя помощница ___ загадает Вам Загадки – договорки. Будьте внимательны!

Всем знакомые полоски знает малый, знает взрослый.

На ту сторону ведет пешеходный … (Ответ : переход.)

Эй, водитель, осторожно! Ехать быстро невозможно,

Знают люди все на свете : могут выбежать здесь … (Ответ : дети.)

На дороге знак стоит , строгим тоном говорит :

"Запрещаю в этом месте ехать на …". (Ответ : велосипеде)

С тротуара вниз ведет под дорогу длинный вход

Нет ни двери, ни ворот – то подземный … (Ответ : переход.)

Не помыв в дороге рук , ты ел фрукты, овощи,

Хорошо, что рядом пункт медицинской … (Ответ : помощи.)

Если ты собрался с другом в зоопарк или кино,

Подружиться с этим знаком вам придется все равно.

Доберетесь быстро, ловко! Знак … (Ответ : "Автобусная остановка".)

Этот знак такого рода – он на страже пешехода.

Ну, подумайте немножко… пешеходная … (Отв

т : дорожка .)

Что нам делать и как быть, если нужно позвонить?

Должен знать и ты, и он, в этом месте … (Ответ : телефон.)

Круглый знак с обводом красным : означает – здесь опасно.

Тут, поймите, запрещение … пешеходного … (Ответ : движенья.)

Все водителю расскажет, Скорость верную укажет.

У дороги , как маяк, Добрый друг -. (Дорожный знак )