Интернациональное воспитание детей в начальной школе. Патриотическое и интернациональное воспитание Интернациональное воспитание в истории педагогики
Читайте также
Курс: «Теория воспитания»
ЛЕКЦИЯ
Тема: Национальное своеобразие воспитания.Воспитание культуры межнационального общения.
ПЛАН:
1. Сущность и значение воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений.
2. Патриотизм и культура межнациональных отношений как нравственные качества личности.
3. Воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональный отношений
ВОПРОС 1. Сущность и значение воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений
Формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, является частью правового воспитания и имеет огромное значение в социально гражданском и духовном развитии человека. На основе чувства патриотизма и уважения национальных традиций, святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за честь и независимость ее, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается благородство и достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого указывали на формирующее влияние данного направления воспитания (Радищев, Белинский, Ушинский, Толстой и др.).
«Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота) … Истинный человек и сын отечества есть одно и тоже… Он пламенее нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей… Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою плохой пример неблагонравия… И если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью… Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества»
А.Н. Радищев
Российский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие духовные ценности и идеалы и делает человека членом социального сообщества.
«Любить свою родину, – отмечал он, – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере своих сил споспешествовать этому»
В.Г. Белинский
Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством:
«Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»
К.Д. Ушинский
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и непрерывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле они тесно связаны и составляют органическое единство, определяющее нравственную значимость личности.
ВОПРОС 2: Патриотизм и культура межнациональных отношений как нравственные качества личности
Исторический генезис этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных национальных государств, поэтому это глубокие чувства, закрепление веками и тысячами обособленных отечеств.
Впервые слово «патриот» (от греч. Patris – отечество) стало употребляться во время Французской революции 1789 – 1793 гг. Тогда патриотами называли себя борцы против монархии, защитники республики.
«Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечетсвенник»
Словарь В.И. Даля
Педагогическая трактовка этого понятия не сводится только к нравственным чувствам. Она включает в себя потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности характеризуют патриотизм как нравственное качество. С этой точки зрения:
Патриотизм – нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине; проявление к ней любви и верности; осознание и переживание ее величия и славы; своей духовной связи с ней; стремление беречь ее честь и достоинство; практическими делами укреплять ее могущество и независимость» .
Культура межнациональных отношений есть нечто иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей нации, в их общении и недопущении какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.
Патриотизм включает в себя:
ü Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к языку своего народа;
ü Заботу об интересах родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности и преданности родине;
ü Гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
ü Отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
ü Уважительное отношение к историческому прошлому родины, своего народа, его обычаям и традициям; стремление посвятить свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету родины.
Ø Уважительное отношение к людям различных стран и национальностей;
Ø Соблюдение морального такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов;
Ø Проявление позитивно-оценочного отношения к достижениям духовной жизни и культуры других народов;
Ø Стремление поддерживать с ними доброжелательные контакты, развивать общечеловеческие ценности.
ВОПРОС 3: Воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональный отношений
Для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств:
Потребностно-мотивационный компонент;
Когнитивно-интеллектуальный;
Эмоционально-чувственный;
Поведенческий;
Волевой.
Интернациональное воспитание.
В процессе воспитания у младших школьников необходимо формировать чувство интернационализма: уважение к народам разных национальностей.
Интернациональные взгляды, чувства формируются на основе глубоких и разносторонних знаний школьников о Родине, о ее героическом прошлом, о настоящей жизни. Воспитанию интернационализма способствует не только ознакомление учащихся с общественной жизнью страны, но и активное участие школьников в разнообразной общественно полезной внеклассной и внешкольной деятельности, в процессе которой они вступают в многообразные отношения с другими людьми. Формирование высоконравственных отношений к людям составляет также одно из направлений нравственного воспитания. В этой группе нравственных отношений ценным нравственным качеством является гуманизм, который основывается на глубоком уважении к человеку как члену общества. Гуманизму присущи:
ü умение сотрудничать с другими людьми;
ü эмпатия;
ü глубокое признание и уважение прав, свободы и достоинства человека.
Гуманизм регулирует правовые отношения людей и отношения общества и личности. В школе учителя открывают ребятам окружающий мир, пробуждают у школьников веру в справедливость, в торжество добра, вооружают учащихся системой положительных взглядов на жизнь.
При этом у них воспитывается нетерпимость по всяким проявлениям унижения и оскорбления личности, и несправедливости, неправды. Гуманизм как нравственное качество характеризующее нравственное отношение к людям, воплощается в труде, в поступках, разнообразных общественно полезных делах.
Динамика жизни и кардинальные социально-политические события в стране резко обострили межнациональные взаимоотношения между людьми, тем самым поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполненное агрессией в адрес мигрантов из соседних республик, не может не сказываться на отрицательном отношении детей к представителям других наций. Проблема интернационального воспитания обострилась и выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.
Несмотря на то, что малышам не свойственно разделение людей по национальной принадлежности, они играют вместе, не интересуясь национальностью друг друга, все-таки, несмотря на присущий детям интернационализм, в их жизни возникает проблема межнационального общения, спровоцированная взрослыми.
Исходным положением данного вопроса является отношение к человеку как таковому. Формирование ценностного отношения к человеку как феномену мира и культуры, а значит привитие детям уважительного отношения к человеку любого рода, любой нации, любой страны уже предполагает гуманистическое отношение к людям разных национальностей. Очень важно расширять у детей этнографические представления о разных нациях, разворачивающие картину особенностей материальной, общественной и духовной жизни отдельных народов, рассматривать обусловленность этих особенностей географическим расположением народа на земле.
Немаловажным является осмысление особенностей характерологических черт нации. Особенности характера вносят осложнения в протекание взаимных отношений между детьми. Однако эти трудности преодолимы, если педагог неуклонно приучает детей принимать другого человека как данность.
Однако не следует игнорировать национальную принадлежность отдельного человека и инструментовать отсутствие таковой в детской группе. Хранить достоинство своей нации - великое обретение. Держать честь нации - высокий дар человека.
Чтобы расширить картину социального пространства, педагог предъявляет детям множества фактов содружества, творчества, товарищества, любви и самоотвержения в союзе людей разных национальностей. В случае информационных сообщений о событиях в жизни другой нации педагог обязан задержать внимание детей на происшедшем, осмыслить, прожить сочувствие и принять участие в акте помощи, если это под силу детям. Нельзя обойти вниманием явление мирового масштаба - национальной ассимиляции, слияния одного народа с другим путем усвоения языка, обычаев, стиля жизни.
Остатки старой культуры в виде диких националистских и расистских предрассудков обязательно следует обсуждать с детьми, анализировать их смысл для каждого человека и печальные последствия принятия предрассудков за правду и истину. Надо корректировать любого плана уничижительные насмешки над малыми нациями, но столь же неукоснительно производить педагогическую коррекцию, когда вектор цинизма направляет в сторону собственной нации.
Интернационализм как этическое социально-психологическое образование выражается в уважении к представителю любой национальной общности, расположенности к содружеству с людьми любой нации и желании блага представителям всех национальных принадлежностей.
Разумеется, общим условием решения вопроса межнационального общения станет личный пример педагога: он, будучи представителем определенной национальности, проявляет свое осознание такой принадлежности, но он, воспринимая человека иной национальности, проявляет уважение, интерес и признание достоинств людей иной национальности. Тем самым предъявляет детям конкретный наглядный образ практического воплощения этической идеи интернационализма.
8. Психолого-педагогические основы патриотического и гражданского воспитания.
Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач деятельности образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа сосредоточивает свои усилия прежде всего на формировании ценностного отношения к явлениям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных социальных групп и личности. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется не только субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, но и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Сознание выражающей интересы общества и личности в разрешении внутри- и внешнеполитических проблем государства. Общественное и личностное сознание не тождественны. Содержание гражданского воспитания в школе и семье определяется работой учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, по воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить ему. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающего равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей стране, к соотечественникам, в интернационализме - уважения к Другим народам и странам, солидарности с ними. С содержательной точки зрения патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляются в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей страны, формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, в процессе воспитания любви к малой родине - своим родным местам, воспитания готовности к защите родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дружественных отношений с представителями других стран и народов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению Государственных символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, символики других стран. Деятельность учителей, классных руководителей, родителей направляется на расширение у учащихся круга знаний, позволяющих осознать и переосмыслить различные стороны патриотизма и интернационализма. Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют учебные предметы гуманитарного и естественного циклов.
Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры (из жизни выдающ.людей этих областей).
Психология : самосознание в аспекте установок, потребностей. 3 компонента:-позновательный, поведенческий, эмоциональный. Человек должен знать о своей родине, знания должны сопровождаться эмоциями и проявлении в поведении. 1.влияние через семью.2.через школу. Компоненты: осознаваемые (знания), неосознаваемые (эмоции.). человек есть потребность в принадлежности к стране, государству(какой-л.гр.), чувство защищенности.
Психолого-педагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания в педагогических ситуациях разного типа и уровня сложности. Методы воспитания: сущность и классификация.
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы - механизмы, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Учитель выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод состоит из методических приемов. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
Классификация методов воспитания : методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Выбор методов воспитания : Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Выбор методов жестко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен.
Среди общих причин (условий, факторов), определяющих выбор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены следующие:1)Цели и задачи воспитания. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.2) Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. 3) Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. 4)Уровень сформированности коллектива (класса): гибкость управления - необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками. 5) Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: общие методы, общие программы - лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их индивидуальная и личностная корректировка. 6) Условия воспитания: к ним, кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических относятся и отношения, складывающиеся в классе - климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.7) Средства воспитания: методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. 8) Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. 9) Время воспитания: когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.10) Ожидаемые последствия: выбирая метод (методы), воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.
Психология: Ситуации: проблемные (решаемые по шаблону, по привычке), проблемные (какой метод выбрать?)-препод-ль должен проанализировать и разрешить ситуацию. Принципы: конструктивности, -совместной ответственности за решенную ситуацию.
Реферат
на тему: «Интернациональное воспитание студентов техникума»
Введение……………………………………………………………………….3
Раздел 1. Сущность и проблемы интернационального воспитания……….6
Раздел 2. Интернациональное воспитание студентов техникума…………8
2.1. Цели и задачи интернационального воспитания……………….8
2.2. Формы и методы воспитания…………………………………..11
2.3. Принципы и педагогические требования интернационального воспитания студентов техникума………………………………14
Заключение……………………………………………………………..........17
Литература…………………………………………………………………...19
Приложение………………………………………………………………….20
Введение
Интернациональное воспитание предполагает формирование мировоззрения и чувств, знаний и убеждений.
Изменившаяся социально-экономическая ситуация в обществе, характеризуемая процессом демократизации, потребовала усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания. Важнейшим его компонентом является формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам. В условиях роста национального самосознания, с одной стороны, и нестабильности интернациональных отношений, с другой, особую актуальность приобретает проблема воспитания у студентов этики интернационального общения, ориентации на общечеловеческие ценности.
В постсоветский период, в условиях распада некогда единого и мощного государства, повлекшего за собой развитие межнациональных конфликтов, особое значение в системе формирования личности приобретает интернационально-патриотическое воспитание учащейся молодежи. Определяющее значение в решении данной задачи принадлежит общеобразовательным заведениям.
Равные возможности граждан независимо от национальности законодательно закреплены в следующих основных документах нашего государства:
1) Конституции Украины. Так, в статье 24 сказано, что граждане имеют равные конституционные права и свободы. Не может быть привилегий по расовым признакам, цвету кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, этнического и социального происхождения, речевым признакам.
Статья 53 гарантирует гражданам, которые принадлежат к национальным меньшинствам, в соответствии с законом право на обучение на родном языке или право на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через культурные национальные общества.
2) В законе Украины «Про освіту» сказано, что иностранные граждане, лица без гражданства получают образование в учебных заведениях Украины в соответствии с действующим законодательством и международных договоров.
Основными принципами образования в Украине является: доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, которые предоставляются государством; равенство условий каждого человека для полной реализации ее способностей, таланта, всестороннего развития; гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;
3) Национальная доктрина развития образования утверждает приоритетные направления государственной политики относительно развития образования:
а) формирование национальных и общечеловеческих ценностей;
б) создание для граждан равных возможностей в получении образования;
в) обеспечение образовательных потребностей национальных меньшинств;
Государство должно обеспечивать:
1) сохранение и обогащение украинских культурно-исторических традиций, воспитания почтительного отношения к национальным святыням,
украинскому языку, а также к истории и культуре всех коренных народов и национальных меньшинств, которые проживают в Украине, формирования культуры межэтнических и межличностных отношений;
2) воспитание человека демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и свобод, с уважением относится к традициям, культуре, вероисповеданию и языку общения народов мира;
Техникум готовит не только специалистов, но и формирует их морально-политические и духовные качества. Черты интернационалиста воспитываются не автоматически, а в процессе длительной и целеустремленной работы, на протяжении всего периода становления личности, подготовки юношей и девушек к сознательной деятельности на благо общества. Высокие качества гражданина, патриота-интернационалиста, гармонично развитого специалиста формируются всем содержанием учебно-воспитательного процесса, всей атмосферой жизни техникума.
В нашей стране студенчество - это один из многочисленных и наиболее динамических отрядов молодежи.
Раздел 1. Сущность и проблемы интернационального воспитания
Слово воспитание произносится ежедневно десятки раз. О воспитании все чаще задумываются и говорят в семье, в общественных организациях. Но у всех ли педагогов, а тем более родителей есть ясное представление о том, что такое воспитание и, следовательно, как надо осуществлять воспитание?
Что значит «воспитание в узком смысле понятия»? И разве можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения? .
Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического руководства формированием личности в соответствии с поставленными целями. Однако воспитание по сравнению с обучением является более широким процессом.
Воспитание далеко выходит за рамки учебного процесса; оно осуществляется в процессе обучения, при внеклассной работе, в студенческих организациях, в семье. Воспитывающее влияние оказывают такие факторы, как печать, радио, телевидение, кино, театр, спорт и др. .
Сущность интернационализма выражается в сплоченных и единых выступлениях трудящихся всего мира в защиту своих человеческих и гражданских прав, в борьбе против национального и социального угнетения, против попыток подчинить своему влиянию различные области экономики и культуры других стран и народов
Каждый преподаватель должен максимально использовать возможности предмета для воспитания у школьников интернациональных чувств и формирования у них мировоззрения патриота-интернационалиста. Причем такая установка не становится каким-то отдельным аспектом в преподавании предмета, а, составляя основу воспитывающего обучения, органически входит в систему глубокого и многопланового изучения предмета, требуя лишь определенного внимания к элементам, важным и для интернационального воспитания.
Пробивает дорогу в мировой практике практика поликультурного воспитания. Надо признать, однако, что масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира неодинаковы.
Значительное внимание уделяет мировая школа воспитанию политической культуры подрастающего поколения.
В противоположность педагогическому авторитаризму в мировой практике развиваются тенденции, связанные с гуманистической ориентацией в воспитании. Это выражается в усилении внимания к условиям жизни студентов различных национальностей, стремлении обеспечить реализацию их возможностей путем создания комфортной психологической атмосферы, когда всемерно поощряются успехи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы.
Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве. В этих условиях студент оказывается полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные педагогические формы и приёмы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества .
Я думаю, что большая роль в воспитании интернационализма отводится начальной военной подготовке, так как в сложных условиях армейской жизни и проявляется сплоченность, сотрудничество, партнерство.
Раздел 2. Интернациональное воспитание студентов техникума
2.1. Цели и задачи интернационального воспитания
Любая деятельность, в том числе и воспитательная, начинается с постановки цели. Цель - предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю.
Как сказал К. Д. Ушинский:
«Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий».
Я думаю, что без цели воспитания не может быть и самого воспитания.
Прежде всего важно выяснить, что подразумевают современные педагоги под целью воспитания. Цель воспитания - это идеально представленный результат воспитательной деятельности, то, что хочет получить воспитатель в итоге приложения своих усилий .
В. А. Сухомлинский говорил: «Живя в обществе, умей повелевать своими действиями, поступками, поведением, намерениями. Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в душе твоей навсегда поселится совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих твою моральную доблесть и культуру. Они взаимосвязаны, тесно переплетаются между собой. В совести гармонически сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми, а отсюда - перед самим собой. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты сделал хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное. Совесть живет в человеческой душе лишь на питательной почве совестливости, стыда; совесть - это знание, многократно умноженное на переживание, чувствование, производным же от этого действия являются стыд, ответственность и долг, долженствование.
Стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям. Это равнодушие недостойно мужчины, недостойно женщины - будущей матери гражданина.
Стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов. Стыдись своего слабоволия, беспринципности, «бесхребетности». Сгорай от стыда, если почувствуешь, что в тебе зашевелился гнусный червячок: «моя хата с краю».
Стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке. Помни, что подлость в детстве и отрочестве начинается как будто бы с очень маленького - с твоего животного - да, оно противно духу человеческому - желания уйти от ответственности, от опасности, спастись от беды, угрожающей другим; переложить на других ответственность за что-то происшедшее по незнанию, оплошности, опрометчивости, недоразумению. Подлость заключается в молчаливом выглядывании из своей норки и любопытном ожидании: что будет товарищу, оказавшемуся в опасности? Норка, скорлупа, гнездышко - вот безобидная с первого взгляда колыбель эгоизма. Пуще огня стыдись оказаться в норке. Пусть лучше шалость, неугомонность, но не молчаливое, безропотное «это не мое дело».
Стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств, привязанностей, В чувствах своих надо уметь быть верным и долженствующим» .
Я считаю, что в этих словах В. А. Сухомлинского и заключены основные цели и задачи интернационального воспитания:
1) формирование мировоззрения, знаний, убеждений;
2) формирование высокой культуры отношений не только к своему народу, но и к другим народам;
3) воспитание доброжелательных отношений к другим народам;
4) воспитание сотрудничества и партнерства в различных делах.
Воспитание интернационализма предусматривает следующие задачи:
1) формирование интернациональных чувств, сознания принадлежности к Родине и ответственности перед нею, перед народом, перед коллективом за свои действия и дела;
2) развитие творческой активности в трудовой и общественной деятельности, выполнение полезного для общества и народа дела.
Уровень интернациональной сознательности не у всех людей одинаков. Аполитичность, эгоизм, равнодушие к людям, нарушения трудовой дисциплины и другие явления еще встречаются в нашей жизни. Это можно объяснить различием между объективными возможностями, предоставленными обществом для всестороннего гармонического развития человека, и субъективной оценкой этих возможностей, субъективными усилиями, направленными на их использование.
Педагогу при воспитании интернационализма необходимо учитывать специфику сознания той социальной группы, к которой относятся его ученики, уровень ее культуры, развития и т. п. .
2.2. Формы и методы воспитания
В. А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что высокий результат в воспитании можно получить только тогда, когда будут гармонично сочетаться все виды педагогических воздействий: «Между воспитательными воздействиями существуют десятки, сотни, тысячи зависимостей и обусловленностей. Эффективность воспитания в конечном счете определяется тем, как эти зависимости и обусловленности учитываются, точнее, реализуются в практике».
Я считаю, что воспитание зависит от правильно подобранных методов и форм воспитательной деятельности.
Высказывания выдающихся педагогов по вопросам взаимосвязи образования и воспитания используются учеными и педагогами практиками при изучении и практической реализации комплексного подхода к воспитанию.
Богатство и разнообразие форм и методов позволяют при умелом их выборе и сочетании успешно решать задачу комплексного подхода к воспитанию .
Метод воспитания (от греч. «методос» - путь) - это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств .
Под методом понимают способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых.
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми, однако, они тесно связаны и применяются в единстве. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, политическая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации и т. д.)
В свете сказанного методы воспитания можно условно объединить в три основные группы.
Первая группа включает методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них взглядов и убеждений (уроки демократического интернационального воспитания, общестуденческие ассамблеи, советы, конференции на интернациональные темы).
Вторая группа методов воспитания предусматривает организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения (вечера отдыха, экскурсии, благотворительность, экскурсии, «общинное воспитание» - воспитание навыков совместной деятельности).
Третья группа объединяет методы, выполняющие функции регулирования, корригирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Поступки и действия, совершаемые учащимися, должны получать ту или иную оценку, которая призвана закреплять, упрочивать или, наоборот, разрушать, сдерживать, ограничивать складывающиеся формы и мотивы поведения и деятельности (международные радио – и телемосты, ролевые игры, дискуссии) .
В воспитании подрастающего поколения происходят важные перемены, отражающие, как в зеркале, политические изменения в мире. Так, в последние годы заметно возросли масштабы воспитания в духе мира. Учреждена международная организация «Педагоги за мир», которая координирует осуществление международной программы: обмен делегациями учащихся, студентов, создание международных детских лагерей, подготовку дидактических материалов демократической, общечеловеческой направленности. Членами ассоциации являются более чем 50 стран. По инициативе организации проводятся международные радио- и телемосты, на которых студенты обсуждают разные проблемы: музыки, спорта,
досуга, экологии и пр. Благодаря общению подростки избавляются от взаимного недоверия, учатся ощущать себя членами единого мира. Ассоциация
«Педагоги за мир» организует уроки и недели мира, на которых дети приобщаются к идеалам добра и взаимной приязни независимо от национальности .
Одной из распространенных форм интернационального воспитания является политическое просвещение. Оно знакомит с политическими событиями внутри страны и за рубежом, способствует формированию личного отношения студентов к этим событиям. Хорошо организованное политическое просвещение будет способствовать стремлению студентов принимать посильное участие в общественной жизни техникума, страны.
С подростками проводят коллективное чтение газет, организуют информации о событиях в политической, культурной, спортивной жизни в нашей стране и за рубежом.
Старшекурсники проводят информации о важнейших политических, экономических событиях, научных, культурных и спортивных связях с зарубежными странами, изучают историю развития деятельности молодежных политических, спортивных и других организаций, участвуют в туристских походах и т. д.
Большое значение в интернациональном воспитании имеет переписка со студентами других стран. Она помогает узнавать и изучать быт народов, национальные традиции, общественные идеи и проблемы, волнующие молодежь и вдохновляющие ее на участие в общественной жизни.
Огромную помощь в интернациональном воспитании оказывают интернациональные клубы. Члены клуба занимаются в секциях обозревателей, искусствоведов, участвуют в массовых, культурных или спортивных мероприятиях и др. Они выступают с докладами, проводят беседы как руководители диспутов, организуют встречи с иностранными гостями, организуют выставки и т. д. .
2.3. Принципы и педагогические требования интернационального воспитания студентов техникума
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам.
1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
1) общественная направленность воспитания;
2) связь воспитания с жизнью, трудом;
3) опора на положительное в воспитании;
4) гуманизация воспитания;
5) личностный подход;
6) единство воспитательных воздействий .
Принципы интернационализма - это исходные положения теории интернационализма, ее руководящие идеи. Каждый принцип интернационализма связан с другими, имеет определенную специфику и вносит свой вклад в «механизм» действия научной идеологии и политики страны в национальном вопросе. Каждый из них выражает разные стороны и моменты объективного процесса утверждения братства рабочих разных наций и стран, содружества наций и держав.
Интернационализм выступает как общность закономерно связанных между собой разных принципов, что составляют в совокупности цельную идеологию, политику и этику государства по национальному вопросу. Социальная практика развития интернационализма дает возможность сформулировать эти принципы.
Основным принципом интернационализма является солидарность, сплоченность. Международная солидарность возникает в результате развития самосознания людей, осознания ими общности коренных интересов - интересов мира, благополучия.
Принципы равенства и взаимопомощи и все другие дополняют и углубляют содержание принципа солидарности. Подчинение национальных интересов интернациональным как принцип интернационализма вполне отвечает объективной диалектике общественного развития, и в частности, соотношению целого и части. В интернациональном выражаются интересы целого, и в национальном проявляются, реализуются интересы целого.
На основе принципа равенства развивается единство стран, укрепляется сотрудничество государств. Идеи добровольного объединения и сотрудничества народов обогащаются и дополняются идеями национального и государственного суверенитета .
Интернационализм имеет разные аспекты: политический, мировоззренческий, моральный. Учитывая эту особенность, необходимо при помощи разнообразных способов создать целостную систему влияния на мышление и сознание студенческой молодежи.
Большую роль в этом деле призваны сыграть специальные методические комиссии вузов по интернациональному воспитанию, клубы политической информации и тому подобное.
Для дальнейшего улучшения интернационального воспитания в процессе преподавания общественных наук необходимо:
1) глубоко раскрывать интернациональный характер событий;
2) аргументированно освещать теоретические и методологические вопросы интернационализма и интернационального воспитания. Желательно, чтобы такие проблемы постоянно рассматривались на методологических и теоретических семинарах кафедр общественных наук, на теоретических семинарах факультетов;
3) постоянно обращать внимание на более глубокое раскрытие процесса интернационализации производительных сил, всех сторон общественной жизни;
4) всесторонне показывать масштабность интернационального взноса народа в развитие стран мирового содружества, в исторический процесс;
Как свидетельствует опыт многих техникумов, большое значение для усиления интернационального воспитания студенческой молодежи имеет чтение спецкурсов по проблемам теории и практики интернационального воспитания, наций и национальных отношений, критики национализма;
5) целесообразно практиковать проведение семинарских занятий на конкретных примерах, показывающих жизненную силу интернационализма .
Заключение
Вопросы демократизации воспитания и общества должны решаться с учетом того, что подавляющее число государств не является гомогенным ни в этническом, ни в культурном отношении. Практически все крупнейшие страны относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам. В них проживают национальные меньшинства, вследствие массовой иммиграции формируются новые малые этнические группы. Необходимость толерантного сосуществования больших и малых этнических и национальных общин порождает потребность поликультурного воспитания и образования в качестве важного социального и педагогического принципа.
Интернациональное воспитание исходит из того, что образование и воспитание в полиэтнических сообществах не может быть иным, как при учете национальных (этнических) различий, и должно включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентации, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения.
XX столетие прошло под знаком нарастания кризиса идеи и практики культурно-образовательной дискриминации и ассимиляции малых этнических групп. Современная цивилизация должна строить взаимоотношения больших и малых этносов в пределах одного сообщества на принципах интеграции, терпимости. Отнюдь не везде и не всегда соблюдаются культурно-образовательные права всех этнических групп, воспитание - важная гарантия сохранения гуманных ценностей человеческой цивилизации.
Интернациональная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизационных типов и культур. Будучи фактором эффективной демократизации воспитания и образования, поликультурное воспитание многонационального населения приобщает к собственным языкам, культурам, к мировой культуре через понимание особенностей отдельных наций, истории человеческой цивилизации, на основе диалога макро- и субкультур, обладающих особыми достоинствами и ценностями.
Интернациональное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно является средством сохранения и развития различных этнических культур, включения ценностей культур в практику воспитания и обучения, благодаря чему будут решаться актуальные проблемы педагогики.
Л и тература
1. Бабанский Ю. К. Комплексный подход к воспитанию учащихся. – К.: Радянська школа, 1985. – 256 с.
2. Воспитательная деятельность педагога. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
3. Закон України «Про освіту» від 23 травня 1991р. № 1060 – XII.
4. Інтернаціональне виховання студентів. – К.: Вища школа, 1976. – 270 с.
6. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю. К. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.
7. Педагогика. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 286 с.
8. Подласый И. П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
9. Про Національну доктрину розвитку освіти. Указ Президента україни від 17 квітня 2002 р. № 347/2002.
10. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1989. – 288 с.
11. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1975. – 272 с.
Приложение
Интернациональное воспитание – формирование мировоззрения и чувств, знаний и убеждений, формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам, воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей.
Интернациональное воспитание - целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.
«Интернациональное воспитание – это формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющие народы России, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства», - сказал когда-то Лихачев. Сегодня интернациональное воспитание необязательный элемент в педагогической деятельности. Некоторые просто игнорируют его как пережиток коммунистического прошлого. В последнем издании «Педагогического энциклопедического словаря» этот термин уже отсутствует.
Но интернациональное воспитание – одно из направлений в педагогической работе коллектива 14-й благовещенской школы. Его педагоги выбрали специально. Они согласны со словами Надежды Крупской: «Интернациональное воспитание должно быть повседневным делом, а не сводиться лишь к интернациональным митингам и празднествам. Им должна быть пропитана вся воспитательная работа». Сейчас школа стала своеобразным центром интернационального воспитания. Сюда постоянно приезжают школьники из соседнего Хэйхэ, а ученики 14-й школы в ответ ездят на противоположный берег: живут в семьях, вместе учатся, играют, общаются и обмениваются письмами.
Сегодняшним политикам чужды мнения педагогов. Интернационализм не в почете. Даже были попытки составить списки грузинских детей, обучающихся в российских школах. Московские учителя выступили «против». Ими восхищается известный грузинский педагог Шалва Амонашвили. Он автор концепции гуманной педагогики, создатель системы обучения детей с 6 лет. Труды грузинского педагога признают во всем мире. Сам он учился всему у разных народов. Россия - многонациональная страна, и это ее богатство, говорит Шалва Александрович. По его мнению, при воспитании детей необходимо брать лучшее в каждой культуре. «Что-то во мне есть грузинское, но когда я нахожусь среди своих коллег украинцев, белорусов, понимаю, что всех интересует этот образ мышления, идет речь о возвышенных ценностях, а горы - это и есть возвышенное, духовность, вера», - пояснил Шалва Амонашвили.
Часть современных педагогов считают, что именно устранение интернационального воспитания из школьной практики в 90-х годах стало одной из причин появления межнациональных конфликтов. К тому же, не стоит забывать о юношеских националистических организациях, исповедующих идеи нацизма. Их ряды сегодня пополняются подростками.
Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является весьма адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.
Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией.
Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.
В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.
Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.
Мировая педагогическая мысль разрабатывает общую стратегию поликультурного воспитания. В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 году было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.
Страны, где в той или иной степени предусмотрена политика поликультурного воспитания, можно разделить на несколько групп:
с исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания);
сделавшиеся поликультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия);
ставшие поликультурными в результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия).
Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются:
педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств;
билингвальное обучение;
многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма.
Все эти направления отражаются в специальных учебных программах.
Идеология этноцентризма, национализма и расизма представляет значительную опасность для поликультурного воспитания. Подобная идеология, как отмечал на педагогическом симпозиуме в Токио в 1993 году экс-президент Всемирного совета по сравнительной педагогике, немецкий ученый Ф.Миттер, прежде всего ущемляет право на воспитание и образование этнических меньшинств.
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:
воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;
воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:
формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»:
уважение и сохранение культурного многообразия;
поддержка равных прав на образование и воспитание;
формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.
Таким образом, содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров:
социокультурной идентификации личности;
освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде;
воспитания положительного отношения к культурному окружению;
развития навыков социального общения.
Существенной становится проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.
Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное обучение. Особое внимание уделяется культурологической направленности филологического образования. Ученые справедливо утверждают, что изучение иностранных языков не только служит коммуникации, но и позволяет приобщаться к различным способам мышления, поведения.
Вряд ли можно утверждать, что поликультурным воспитанием предложены оригинальные педагогические формы и методы. Им используются активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы. Подобную методику уместно применять с учетом целей, функций, содержания поликультурного воспитания. Так, при социокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы, изучение обычаев, этикета; при освоении понятий многокультурности - лекции, эвристические беседы; при развитии навыков межкультурного общения - диалог.
Проблемы поликультуризма решаются как в пределах школьной системы, так и в рамках непрерывного воспитания и образования. Поликультурное воспитание коснулось, прежде всего, учащихся общеобразовательных учреждений. Но растет понимание необходимости его масштабного осуществления на уровне высшего образования. Одним из условий поликультурности в высшем образовании является учет расового и этнического многообразия и различий состава студентов. Поликультурное воспитание в высшем учебном заведении должно быть направлено на создание условий для преодоления барьеров, мешающих нормальному общению и развитию студентов из разных этнических и культурных групп и установлению между ними гуманных отношений как важного условия прогресса человечества.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
Привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, се защиты как высшего духовного долга;
Создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. Принципами патриотического воспитания являются:
Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;
Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина - патриота таких факторов как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;
Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.
С понятием «патриотизм» тесно связано другое понятие - «интернационализм». Интернационализм определяется как взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремлений к объединению разных государств, этносов или их представителей. Объективной основой интернационализма является процесс интернационализации производства, информационного обмена, научно-технического и культурного развития. Интернационализм предполагает уважение к другим народам, их культуре, традициям и обычаям.
Интернационализм - принцип солидарности и сотрудничества различных народов или социальных групп, основанный на общности их интересов, равноправии и независимости. Он является основой взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний, технологий.
Интернационализм предполагает тесное сотрудничество, равноправие, дружбу и взаимопомощь между странами и народами, проживающими в них, гарантирует правильное решение национальных и интернациональных задач.
В основе интернационализма лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность жить в мире и дружбе со всеми государствами.
Формирование интернационализма, воспитание чувства уважения к другому народу начинаются, как правило, со знакомства с его традициями, обычаями, культурой, искусством и особенно литературой. Специалисты по интернациональному воспитанию советуют учителю знакомить учащихся с культурами тех народов, представители которых имеются в данном классе. Это создает в классе атмосферу уважительного отношения к культурам разных народов, понимания, что их представители вполне могут жить в мире и согласии.
" |