Готический стиль в одежде: особенности модных образов. Готический стиль в одежде

Готический стиль в одежде: особенности модных образов. Готический стиль в одежде
Готический стиль в одежде: особенности модных образов. Готический стиль в одежде

Таинственный, величественный, даже устрашающий – все эти эпитеты относятся к одному и тому же стилю. Он занимает отдельную нишу практически во всех видах искусства: скульптуре, живописи, книжной миниатюре, витраже, фресках. Но в современном мире готический стиль неожиданно воплотился модными течениями в одежде, макияже и интерьерах.

Готический стиль

Готикой принято называть отрезок развития в средневековом искусстве на Западе, в Центральной части и на Востоке Европы. В исторической шкале этот период относится к XII — XVI веку. Готика пришла на смену романтике, постепенно вытеснив ее. Термином «готика» все чаще называют известный стиль архитектуры, характеризирующийся как ужасно прекрасный и страшно величественный.

Зародилась готика еще в средине XII столетия в северной Франции. До XIII века она не только распространилась, но и надежно укоренилась на территории, занимаемой современной Германией, Австрией, Чехией, Испанией и Англией. Италия «заразилась» готикой позже, с огромным трудом и большой трансформацией, что привело к возникновению течения «итальянская готика». Конец XIV столетия отличился появлением в Европе так называемой интернациональной готики. В восточно-европейских странах готика проявилась позже, но и продержалась немного дольше.

Ужасающе-прекрасная архитектура




Здания и произведения искусства, содержащие в себе свойственные готике элементы, созданные во времена эклектики, то есть в средине позапрошлого века и позднее, характеризуются термином «неоготика».

Неожиданным для всех стало возникновение в начале 1980-х жанра музыки, именуемого «готикой». Такой современный готический стиль применялся как название возникшего в те годы «готического рока», а позже и молодежного движения, которое сформировалось на основе такой музыки — «готической субкультуры».

Само название произошло от итальянского слова gotico, что в переводе значит варварский или непривычный. Но данный стиль к Goten, то есть варварам, готам историческим, не имеет никакого отношения. Сначала это слово использовалось как брань. Первым это понятие в нынешнем его значении применил Д. Вазари, отделяя Ренессанс от Средневековья. Готикой завершилось развитие средневекового европейского искусства. Возникшее на базе романских культурных достижений, в эпоху Ренессанса это средневековое искусство считалось «варварским», по назначению — культовым, а по тематике — религиозным.

Готика — это целый культурный пласт, включающий в себя архитектуру, литературу, изобразительное искусство

Готический стиль Средневековья особенно ярко отображает храмовая, соборная, церковная и монастырская архитектура, которая формировалась на базе романской, или точнее бургундской средневековой архитектуры. Но готика отличается от романской стилистики, ее круглых арок, массивных стен и маленьких окошек. Она выделяется арками с заостренным куполом, узкими и высокими башнями и колоннами. Фасад богато украшался резными фрагментами (вимпергами, тимпанами, архивольтами) и многоцветными витражными стрельчатыми окнами. Большинство элементов стиля подчеркивается вертикальной направленностью.

XVIII- XIX века ознаменовались развитием художественного стиля под названием неоготика или «возрожденная готика». Позаимствовав традиции и формы классической готики, неоготика, зародившаяся в Великобритании, распространилась также в странах континентальной Европы и даже Америки.

Временами элементы неоготики причудливо переплетались с самыми новыми для той поры технологиями. К примеру, Бруклинский мост в Нью-Йорке на стойках был оборудован арками в виде готических окошек. Самым выдающимся образцом неоготики считается здание парламента Британии в Лондоне.

Знаменитый Вашингтонский кафедральный собор, построенный в неоготическом стиле (1907-1990 гг.)

Интерьер собора

Полный вид снаружи — действительно монументальное сооружение

А это — фасад церкви Св. Маклу (15-16 ст.) во Франции, построенная в стиле пылающей готики. Действительно завораживающее зрелище

Собор Св. Патрика, Нью-Йорк. Неоготика, 1858-1878 гг.

Уникальным примером готического стиля в Руси являются постройки Грановитой палаты и звонницы на Софийском соборе в Великом Новгороде. В средневековой России, которая находилась под влиянием византийского искусства, готику практически не воспринимали как стиль, достойный внимания. Определенное подобие с готикой заметно лишь в строениях башен и стен на Московском Кремле.

А вот неоготическим стилем отличается императорская резиденция в Царицыне как наиболее выдающийся памятник «русской готической архитектуры» и самый крупный псевдоготический комплекс Европы.

Что касается мебели, то самым ярким образцом стиля считается дрессуар или шкаф для посуды. Нередко его покрывали росписью. Вся мебель той эпохи отличается простотой и тяжеловесностью. Например, одежда и бытовые предметы впервые начали хранить в специальных шкафах, хотя раньше для этого использовались исключительно сундуки. Так в концы Средневековья появились прототипы современной мебели: шкафов, кроватей и кресел. Один из самых распространенных в те времена элементов мебели — филенчато-рамочная вязка. Основными материалами на западе и севере Европы являлись местные древесные породы, в том числе орех, дуб, сосна, ель, а также лиственница, кедр и можжевельник.

Характерная черта архитектуры — высокие, вытянутые стрельчатые своды, окна, порталы


В эпоху Крестовых походов произошел переворот в изготовлении оружия. Европейцам удалось на Востоке познакомиться с легкой сталью, поддающейся ковке. Тяжелым кольчугам пришлось отступить перед новым видом доспехов. В них шарнирами соединялись кусочки металла, что позволяло покрыть всю поверхность самой сложной формы, оставив достаточно свободы для движения. От такой необычной конструкции новых лат появилась и новая форма в европейской одежде. В то же время создавались все наиболее известные сегодня способы кроения.

Благодаря готической моде на смену свободной романской рубашкоподобной форме одежды пришел сложный облегающий покрой. Пиком совершенства готического костюма стало окончание XV века, когда вся Европа покорилась моде, созданной при дворе Бургундии. В это время был укорочен мужской наряд, а длинную одежду носили только люди пожилого возраста, врачи и судейские. За счет облегающей куртки или упелянда, узких шоссов и короткого плаща одежда стала воплощением эстетических идеалов эпохи, подчеркивая стройный образ галантного юноши, грациозного кавалера. Женская одежда изменилась за счет отделения юбочной части от лифа. Юбка по ширине увеличилась благодаря дополнительным тканевым вставкам. Верхнюю часть наряда представлял узенький лиф, облегающие длинные рукава, треугольный вырез на спине и груди. Плечи женщины отклонялись назад, отчего образовывался силуэт, напоминающий букву S и названный «готическая кривая». Наподобие архитектуры той поры готической одежде задавалась вертикальная направленность. За счет отвесных концов накладных рукавов, острых манжет, сложных каркасных головных уборов, вытянутых кверху (атур), и остроносых ботинок эта тенденция только усиливалась. Самым популярным и наиболее дорогим считался желтый цвет, который преобладал именно в мужской одежде.

Гаргульи — демонические фигуры, венчающие стены готических соборов

Винтажное фото — гаргулья на стене Собора Парижской Богоматери

«Милый» скелет, удерживающий свод

Готический стиль в интерьере

По сравнению с любым дизайном отличает масса преимуществ: неповторимость, оригинальность, таинственность. Однако он, как говорится, на любителя, ведь в нем преобладают только темные тона с доминирующим черным цветом, который часто разбавляют бордовым и фиолетовым. Намного реже могут встречаться детали салатного, розового и белого цвета, однако вводятся они не для ублажения глаз.

Лишь человек, по-настоящему очарованный атмосферой готического стиля, захочет создать подобный интерьер в своем жилище с неповторимостью и некоторой мрачностью. Хозяин таких пенатов даже в самой смерти находит что-то романтическое.

Лучше всего такой интерьер воплощается в масштабных строениях и на больших площадях

Готическому стилю не место в малометражной квартире, ведь создание подобного дизайна нуждается в пространстве. Поэтому лучший вариант для него — загородный дом или элитная квартира.

Однако, хотя этому стилю необходима большая высота помещения, его приверженцы умудряются воплощать такой дизайн и при не очень высоком потолке стандартного жилья.

Комната в готическом стиле должна бы создаваться из тех материалов, которые использовались древними готами, а это натуральное дерево и камень, обработанный нарочито грубо. Но не все будут применять подобный оригинальный материал, превращая свой дом в средневековый замок. Поэтому вполне допустимо использование искусственных аналогов.
Светильник в готическом стиле отлично подойдет для создания средневековой атмосферы. Особого внимания требует подсветка, а также световые эффекты, при помощи которых можно создать особую таинственность, присущую готике.

Туалетный столик с зеркалом. Подсвечник добавляет колорита

Еще одна отличительная черта готического интерьера — использование окон, направленных вверх, а также аналогичных арок. Декором могут послужить ажурные башни и орнаменты в готическом стиле, которые наполняют атмосферу помещения величием и изяществом. Окна украшают орнаментом или витражом.

Для получения гармоничной картины следует уделить должное внимание готической мебели. Это может быть буфет на высоких ножках, двустворчатый шкаф с филенками, массивная кровать и стулья с высокими спинками. Удачно вписывается в подобный интерьер и мебель из дерева, украшенная резьбой. Этот интерьер выходит тяжеловесным: хотя он дополняется множеством изысканных элементов, но все равно воспринимается несколько грубовато. Часто в нем, кроме окон, даже двери делают в готической стилистике.

Для придания потолку «готического» вида можно использовать лепнину, эффект свода, открытые стропила. Аксессуарами могут служить скульптурки разных мифических созданий, львов, картины, рыцарские доспехи и драпировки.

Конечно, полностью передать интерьер древнего замка почти невозможно. Но ценители готики могут использовать и просто элементы стиля, способные придать чертам дома готическую возвышенность.




Готический стиль в одежде

Неожиданное воплощение получил готический стиль в одежде. Он используется в основном девушками и юношами, которые относятся к молодежной субкультуре – «готам». Преимущественно в нем копируется европейская мода веков «неоготики». Принципиальная черта стиля — преобладание в нем деталей всех оттенков черного.

В современной готической моде очень мало того, что роднит ее с настоящей одеждой готов средневековья. В традиционном в нынешнем понимании готическом наряде преобладает экстравагантный крой и черный цвет. Из материалов предпочтение отдается коже, кружеву, шелку, бархату. Также в одежде используются детали из люрекса, тафты, органзы, парчи и винила.

Платье в стиле викторианской готики

Ещё один яркий пример викторианского направления

Шляпка, корсет, вуаль — готические красавицы бывают неимоверно женственными

Викторианский стиль, мужской вариант

Девушкам-готам характерно ношение корсетов, придающих силуэту стройности и соблазнительных очертаний. Их носят поверх основной одежды – рубашки или платья. Актуальным элементом нарядов считается юбка миди, штаны из кожи или платье длиной в пол. Даже мини-юбки очень популярны в готическом стиле. Верхняя одежда девушек – это в основном длинный кожаный или матерчатый плащ.

Мужчинам-готам свойственна ярко выраженная женственность, поэтому в их одежде точно повторяются элементы женских нарядов. Конечно, платья в готическом стиле и корсеты все равно прерогатива исключительно женщин, но юбки в готической субкультуре вполне могут носить мужчины. Все остальное же — это та же черная рубашка, балахон, длинный плащ и кожаные облегающие штаны.

«Современные» готы выглядят несколько по-иному. Тут уже нет стилизации под средневековье или викторианскую эпоху





Из обуви у девушек и юношей готической культуры популярны высокие тяжелые ботинки типа «гриндерсов». Также приветствуются разные виды обуви с высокой платформой, носить которую могут и парни, и девушки. Прекрасному полу можно подойдут сапоги, полусапожки или туфли на высоких каблуках. Что касается цвета обуви, то он, разумеется, остается только черным.

Девушкам-готам очень нравятся включения в наряд элегантных шляпок с вуалью черного цвета, а также ажурных кружевных перчаток.



Характерные – это исключительно серебряные украшения, которые можно заменить только белым золотом. Но временами готы могут использовать и недорогие недрагоценные металлы. Традиционное применение белого цвета в аксессуарах считается символом холодного, мертвенного света Луны. С его помощью отлично подчеркивается траурный характер готических одежд и бледность лиц готов.

Создать готический ансамбль очень просто, но выглядеть и являться готом – разные понятия. Для соответствия субкультуре готов важно жить этим, веровать в это и не предавать даже в мелочах. А вот для создания правильного готического костюма достаточно просто придерживаться основных стилистических рекомендаций. Причем они не представляют собой ничего нового: черная одежда, кружева, кожа, оборки, сапоги на высоченной платформе, черный или красный корсет, рваные джинсы, юбка и черные сетчатые колготки. Также уместны рваные черные футболки, перчатки, лонгсливы, рубашки и брюки черного цвета. Дополнить образ можно армейскими ботинками, украшениями в виде крестов, пауков, черепов, драконов, серебристых цепей, массивных колец, ошейников с шипами, пирсинга лица, не гламурных украшений.

Выделиться из общей массы помогут рюкзаки с шипами, нашивками, пятнами от краски, умышленными разрывами. Останется только сделать максимально мрачный макияж, кровавый маникюр, прическу с эффектом жирных волос – и вперед к единению с миром тьмы!

Фото

Реалистические черты стали выступать гораздо ярче в искусстве готики, возникшей в XII-XV веках и распространившейся по всей Европе. Название «готика» условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые первыми применили этот термин, характеризуя искусство Средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. После того как в XIX столетии появилось понятие «романское искусство», готическим стали именовать заключительный этап истории средневекового искусства в Западной Европе - с конца романтики до начала эпохи Возрождения.

Готика была порождена теми динамическими процессами в жизни средневекового мира, которые ознаменовали вторую половину XII-XIV веков. Это было время апогея в развитии феодального общества Западной Европы. В ХII-ХIII веках окончательно сформировалось сознание правящего класса феодалов, небывалого могущества достигла католическая церковь, которая претендовала на господство над всем западным миром.

Однако важнейшие изменения были связаны с подъемом и ростом городов, в которых создавались крупные городские общины с самостоятельным управлением и которые отныне стали ведущей прогрессивной силой в жизни средневековой Европы, так как бюргерство завоевывало все новые права. Нарождавшаяся буржуазия, неустанно богатевшая на торговле, утверждала в культуре, и значит, в искусстве свои представления и вкусы со склонностью ко всему положительному, конкретному. Огромное влияние на умы оказывали сочинения отца логики как науки, величайшего философа древности Аристотеля, становившиеся известными в латинских переводах.

Процессы, которые развивались в общественной жизни государств Загадкой Европы и которые определили появление готического стиля в архитектуре, скульптуре, живописи, не могли не отразиться и на прикладном искусстве, в том числе и костюме.

XIII век знаменуется интенсивной классовой борьбой, которая приводит к классовой дифференциации и в костюме. Более заметным становится расслоение уже в среде самих феодалов, что отражается и в костюме знати. Еще более резко различается одежда феодалов, горожан и крестьян.

В XIII веке издаются первые законы, ограничивающие пышность одежд вассалов в сравнении с сюзереном. Появляются законы, регламентирующие ношение одежд в зависимости от принадлежности к определенному сословию. В них предписываются строгие ограничения в выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры в отличие от дворян не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т.д.

Происходила перегруппировка господствующих сословий. Рыцарство, до этого времени задававшее тон в культуре, еще находило возможность проявлять себя в длительных войнах и различных воинских забавах, однако постепенно сходило со своего высокого пьедестала, растрачивая силы на междоусобицы и рыцарский разбой. В то же время росли, крепли и богатели города, на политическую арену выходило бюргерство, росло самосознание, а вместе с ним и самоутверждение, проявлявшееся и в костюме.

Набирал силу здоровый реализм в жизни и обычаях, в искусстве и культуре; вместе с тем дотоле смиренное благочестие сменилось мечтательной аскезой, религиозным фанатизмом и идеологическими поисками, выразившимися в различных ересях.

Все эти противоположности не замедлили сказаться в коренном изменении одежды и многообразии ее форм.

В это же время с развитием портновского искусства усложняется технология изготовления одежды. В одежде Западной Европы, и прежде всего во Франции, начинается подлинное «господство ножниц »: закладываются основы кроя, особенно повлиявшие на изменение форм женской одежды. Умение кроить ткани устранило зависимость фасона одежды от ширины ткацкого станка.

То, что ранее едва отваживалось проявиться - подчеркивание тех или иных форм тела путем изменения силуэта, противопоставление частичного обнажения окутыванию, - теперь с полной определенностью производится посредством одежды, то есть появляется «мода» в современном смысле.

В костюмах впервые появляются вшивные рукава, которые первоначально пришивают на один день, вечером отпарывают, так как одежда очень узка и снять ее иначе невозможно. Иногда рукава привязывают шнурками. Поскольку верхняя одежда, которую раньше надевали через голову, стала теперь настолько узкой, что ее пришлось разрезать спереди и снабдить застежками, последние впервые приобрели исключительно важное значение.

С изобретением застежки и появлением распашной одежды, то есть разрезанной спереди сверху донизу, рукава начинают вшивать для постоянной носки. В костюме появляется воротник. Усложнение кроя позволяет расчленить объем и тем самым создавать костюм, подчеркивающий фигуру. В женском платье наблюдается членение на лиф и юбку.

Характерной чертой силуэта одежды ХIII и XIV веков становятся вытянутые готические пропорции. Особенно же заметным влияние готики на костюмы стало в XV столетии.

Тонкость и вытянутость силуэта с изяществом завершается сильно вытянутыми заостренными формами шляпы и башмаков. В одежде преобладают яркие цвета, самой модной тканью становится бархат, появившийся в период позднего Средневековья. Ткани богато орнаментируются. Излюбленный орнамент - растительный.

Костюмы по своим формам становятся все разнообразнее. В XIV веке в мужском костюме появляются два модных направления: короткая и длинная одежда. Одни носят свободное и длинное, другие (чаще всего молодежь) - узкое и короткое.

Нижней мужской одеждой всех классов по-прежнему была камиза . Сверху надевали котт , доходивший теперь до середины икры или до щиколотки. Однако к середине XIV века он вышел из моды. Модным стал пурпуэн - короткая куртка с узкими рукавами, к которой крепились штаны-чулки, существовавшие как одно целое в виде сквозных тесно прилегающих паголенков. Щеголи носили пурпуэн с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами.

Кроме пурпуэна у знати в моде были два верхних кафтана - котарди и блио . Котарди - узкая одежда, доходившая до середины бедер, с рукавами различной формы: узкими и широкими, в виде крыльев. Блио - отрезной по талии кафтан с узким лифом и пышными полами, не сшитыми по бокам. Блио обычно шнуровали сзади.

В этот период у всех классов был в ходу нарамник - тип плаща, состоявший из куска ткани, согнутого пополам и имевшего на месте сгиба отверстие для головы. По бокам нарамники не сшивались. Они могли быть длинными и короткими.

Сшитый в боках нарамник превратился в одежду, называемую сюрко . Сюрко иногда имело ложные рукава либо просто проймы. Модным был короткий плащ - табар , с колоколообразными, не сшитыми по боковому шву рукавами. Этот вид одежды являлся обязательной принадлежностью костюма герольда, пажа.

Женский костюм состоял из котт и камизы . У котт был узкий верх, шнурованный сбоку или сзади, и широкая за счет боковых клиньев юбка. С XIII века талия стала удлиненной, а юбка приобрела шлейф.

В юбку иногда вшивали спереди кусок собранной в сборку ткани, так как считалось модным драпировать ткань на животе.

Женщины всех сословий носили накладные нарамники, иногда длинные, иногда укороченные до середины икр. Верхней одеждой был плащ, полукруглый и круглый, с передним разрезом, на груди застегивавшийся пряжкой.

Обувью мужчинам служили полусапоги и туфли из кожи или бархата, без каблуков. Первоначально носки были слегка заостренными, а с середины XIV века обувь феодалов, так называемый пигаш , приобрела настолько удлиненные носки, что иногда они достигали 50 см. Женская обувь была схожа с мужской - с заостренными носками.

Однако наибольшее значение придавалось формам головных уборов. Мужчины носили прежний средневековый капюшон, видоизменяя его в соответствии с модой. Обычно он был пришит к плащу или куртке. Капюшон-воротник, как и ранее, прикрывал голову и плечи и мог застегиваться спереди; со временем край воротника сзади удлинился и стал свисать сзади, а иногда мог даже опускаться ниже пояса.

Распространенным головным убором, который носили женщины всех слоев населения вплоть до XV века, был горж . Он напоминал сшитую из ткани трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади. Носили женщины также вилообразный, или «двурогий» чепец с ниспадающим покрывалом или с широким свисающим краем.

Плотно прилегающая мужская куртка, ватная подкладка на груди, спине и плечах, туфли с длинными узкими носами, длинная верхняя одежда с рукавами наподобие колокола, длинные шлейфы женских платьев, глубокие проймы сюрко , высокие «двурогие» чепцы, без сомнения, были изобретены французами. Но развить эти формы до неслыханного великолепия и совершенства было призвано герцогство Бургундия, которое во второй трети XV века превосходило в политическом и культурном отношении ослабленную войной Францию.

Могучая, стремительно восходящая княжеская династия, присоединившая к своим владениям и Нидерланды, в то время самую богатую страну в мире, сумела использовать свое положение для целеустремленного развития всех искусств и ремесел. Богатый двор бургундских герцогов обратил позднюю готику в утонченное и роскошное искусство.

При Филиппе III Добром (1396-1467) и его преемнике Карле Смелом (1433-1477) появилась собственно бургундская придворная одежда. Ее богатство, а также исполненная фантазии отделка вызывали восхищение знати во всей Европе и в дальнейшем, до самого конца XV столетия, служили образцом для подражания и получили название «придворных бургундских мод». Иногда этот период в истории костюма называют также «карнавалом мод» благодаря бесконечной смене разнообразных форм костюма.

Особым отличительным признаком регламентированной строгим придворным этикетом бургундской моды являлось подчеркивание удлиненных и заостренных форм: края одежды выполнялись в виде зубцов; тонкая, высоко зашнурованная талия; устремленный вверх головной убор; обувь с узкими длинными носами; длинные шлейфы и развевающиеся покрывала, а у мужчин - шелковые драпировки на шляпах и плотно прилегающие чулки-штаны.

Если не считать придворного церемониала, для которого были предпочтительны в основном темные, приглушенные тона, одежда богатых горожан была роскошной, даже подчас эксцентричной. Носили дорогие узорчатые материи, затканные золотом, меховые оторочки и богатые украшения, среди которых встречались даже бубенцы и колокольчики.

Мужской костюм периода «бургундских мод» создавался в кругу феодалов, и в нем подчеркивалось явное пренебрежение к труду: костюм был неудобным, то широким и длинным, то узким и коротким. Иногда верхняя одежда была настолько длинной, что полы ее волочились по земле, а вошедший в это время в моду жакет имел часто рукава с разрезами, в которые продевали руки, в результате чего сами рукава играли чисто декоративную роль и спускались вдоль фигуры.

Мужчины носили также короткую, плотно прилегающую подпоясанную куртку со стоячим воротником и надставленными полами, собранными в складки. Разрезы на рукавах позволяли видеть полотняную рубаху. Плечи, грудь и спина куртки были подбиты ватой. Особенно бросалась в глаза фантастическая головная повязка типа тюрбана из тонкой шелковой ткани. Пестрота тканей и отделка одежды бубенцами даже вызывала возмущение среди духовенства.

Женский костюм периода «бургундских мод», так же как и мужской, отличался удлиненным силуэтом. Это впечатление достигалось сочетанием укороченного лифа, длинной неширокой юбки и высокого головного убора. Причем неширокая юбка была спереди несколько укорочена, а сзади имела шлейф. Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщины в обществе.

Так, королева имела право носить шлейф в 11 локтей (один локоть равен 45 см), герцогини, принцессы - в 8 локтей, и т.д. до одного локтя. Любимым головным убором знатных женщин был эннен. Высота его зависела от степени знатности. В таких одеждах у женщин была типичная осанка, плавно прогнутая линия тела в форме буквы S.

Влияние позднеготической моды, доведенной бургундским двором до высшей степени элегантности, естественно, ощущалось в соседних странах, в первую очередь в Германии. Особенно охотно заимствовались элементы новых форм одежды в землях, лежавших в нижнем течении Рейна и на юго-западе.

На многочисленных гобеленах, картинах, стенных росписях, книжных миниатюрах постоянно встречаются детальные изображения модных элементов одежды и аксессуаров, в большинстве случаев обнаруживающие их бургундское происхождение. У женщин и девушек это длинные рукава верхней одежды - конические в виде крыльев, узкие рукава нижней одежды с воронкообразным раструбом, начинающимся на запястье и доходящим до основания пальцев; у мужчин - шелковая головная драпировка с зубчатыми краями или короткая одежда с подбивкой, со стоячим воротником и такими же разрезами на рукавах, как у женщин.

Они носили низко сидящий широкий металлический пояс с подвешенными к нему бубенцами, ножами, кошелями или оружием с коротким лезвием. Излюбленной обувью служили башмаки с длинными острыми носами, которые в сочетании с зубчатыми краями одежды и изящными висячими украшениями соответствовали остроконечным формам позднеготической архитектуры и скульптуры.

Одежда в готическом стиле вызывает неоднозначную реакцию, от полного неприятия до неподдельного интереса и восхищения. Темные личности с непроницаемым выражением мертвенно-бледного лица, словно пришельцы из потустороннего или параллельного мира, притягивают взгляд, заставляют оборачиваться вслед с опаской или с мыслью «чертовски красиво, но мне не подойдет». Это готы. Обязательно ли принадлежать к их субкультуре, чтобы одеваться в подобном стиле – вопрос спорный. Сейчас попробуем, не меняя своего мировоззрения, приобщиться к эпатажной готической моде и внести экстравагантную нотку в образ повседневный или для особых случаев.

В этой статье:

Кратенько пробежимся по истории от средневековья до наших дней и приступим к изучению фото, подбору одежды и созданию образа очаровательной готессы или изменим отношение к этой культуре на более лояльное. Ведь ее представители – обычные люди, выражающие таким образом свою индивидуальность.


История возникновения готической моды

Мрачные нравы царили в Европе XII-XV веков. Это было жуткое и одновременно романтическое время с точки зрения современного человека. Всевластие католической церкви, беспощадные костры инквизиции, сжигающие ведьм, благородные рыцари, готовые жертвовать жизнью ради прекрасных дам.

Именно в эту эпоху зародился величественный, завораживающий холодной неприступностью стиль, названный готическим, то есть варварским, отрицающим классические каноны красоты, пропорций и гармонии. Вначале направление архитектуры, а затем и одежды, ярко выраженными острыми углами, символизировало стремление ввысь, к Богу, отрицание земной важности бытия.

Наибольшее распространение новый стиль получил во Франции. Одежда парижских модниц была вычурной и своеобразной:

  • остроконечные головные уборы и остроносые туфли;
  • затянутые корсетами тонкие силуэты;
  • шлейфы бесконечной длины;
  • зубчатые, неровные края рукавов и подолов;
  • обилие ярких орнаментов и цветочных мотивов.

Портняжное дело из простого ремесла превратилось в искусство, были придуманы все известные доныне методики кроя.

А потом мир шагнул в эпоху Возрождения, и готика канула в Лету. Попытка выйти из забвения в конце XVIII-начале XIX веков была кратковременной и неудачной. В 70-х годах XX века готика вновь ожила, придя на смену угасающей панк-культуре, не сумевшей утвердиться в своем лозунге «Жить быстро – умереть молодым».

С жизнью было более-менее все понятно, и мог справиться практически каждый. А вот тема смерти, загробного мира, вечного траура пришлась по вкусу мрачным романтикам. Их излюбленным цветом стал черный, а местами для прогулок и сборов – кладбища. Новый готический стиль окончательно оформился к 80-м годам, а в 2000-х он вышел на подиумы.

Современный стиль готов в одежде: характерные черты, отличительные особенности

Средневековье наложило отпечаток на внешний облик меланхоличных фаталистов. Но они взяли на вооружение лишь узкую, зашнурованную талию, в остальном же модные тенденции того времени имеют мало общего с обликом современных готов.

Эти гротескные личности скорее приняли роль жертвы инквизиции, явившейся в наш мир с напоминанием о вечной скорби, трауре, бренности бытия. Но поверьте, в глубине души никто из них не собирается умирать, а изысканная красота смерти – способ преподнести себя миру и быть замеченными.

Хотите безошибочно определять представителей этой субкультуры в толпе или примерить на себя одежду в готическом стиле, запоминайте основные особенности:

  • преобладание черного цвета с контрастными акцентами – белый, красный;

  • допускаются темные насыщенные тона – фиолетовый, бордовый, зеленый, синий;

  • четкие силуэты, прямые летящие линии;

  • откровенная экстравагантность с подтекстом для взрослых;

  • винтажные или суперсовременные платья сложного кроя;

  • объемные юбки, длина мини или макси;

  • жабо, кружева, сетка, шнуровка;

  • корсеты и портупеи, преимущественно поверх одежды;

  • свободные черные блузы, футболки, рубашки, ;

  • обилие кожи – брюки, юбки, ;

  • грубая обувь на платформе или высоком каблуке ( , камелоты, );

  • эксцентричные зонтики, шляпки с вуалью, длинные перчатки;

  • массивные украшения из белого металла;

  • выразительный контраст темных волос и абсолютно белого лица;

  • нарочито небрежный агрессивный макияж в черной и кроваво-красной гамме.


Из тканей предпочтительнее:

  • бархат;
  • атлас;
  • шелк;
  • кожа;
  • винил;
  • парча;
  • тафта;
  • кружево;
  • органза.

Изрядная доля аристократизма присутствует у готов как в женском стиле, так и в мужской одежде. Длинные черные пальто и плащи, шляпа-цилиндр, в торжественных случаях – фрак, ну чем не лондонский денди. Но все же образ современной готессы заслуживает большего внимания.

Варианты самовыражения в одежде от готов

Интересным открытием для девушек может стать образ готической Лолиты. Этот стиль – один из видов японской уличной моды. Он не содержит никаких намеков на пошлость и вульгарность, а наоборот выглядит довольно изысканно и непринужденно. Характерные черты:

  • черный цвет активно разбавленный голубыми, синими, красными деталями;

  • довольно много белого – чулки, перчатки, подъюбники;

  • строгие платья с корсажами и пышными юбками;

  • кокетливо выглядывающие воротнички рубашек и кружевные панталоны;

  • элегантная длина до колена;

  • принты в готической тематике;

  • изящные шляпки с лентами, сумочки-гробики;

  • обувь на массивном каблуке или очень высокой (до 20 см) платформе;

  • мрачный макияж можно заменить макияжем с акцентом на глаза;

  • волосы – черные локоны или прямые темно-рыжие, возможны фиолетовые или красные пряди в черных волосах.

В итоге получается вполне очаровательный, женственный образ. Но готический стиль одежды весьма разнообразен. Существуют и другие направления.

  • Кибер – мрачная гамма щедро дополнена кислотными оттенками, прически – ирокезы, дреды, макияж в неоновых тонах.

  • Джей – подражание героям японского аниме, но с неукоснительным соблюдением готических правил – темной одежды и контрастного макияжа.

  • Средневековый – самая романтическая ветвь субкультуры готов: непременные корсеты, платья в викторианском стиле, длинные перчатки, кружева, шляпки.

  • Вампирский – наиболее популярный стиль. Акцент делается на обязательное присутствие насыщенно-красного цвета, символизирующего кровь и безупречную белизну кожи.

  • Корпоративный – позволяет соблюдать дресс-код в рабочей обстановке. Обычно – это строгий черный костюм с белоснежной сорочкой и немного украшений в соответствующей стилистике.




Как видите, собрать комплект одежды в современном готическим стиле, подходящий для любой обстановки, не сложно. Но это не все. Важно выдержать гармонию образа в целом, то есть превратиться гота или готессу с ног до головы.

Обувь и аксессуары

Ножки готессы будут соответствовать всем требованиям, если надеть:

  • высокие армейские ботинки;
  • сапоги на массивной платформе;
  • туфли или босоножки на широком и довольно высоком каблуке;
  • для торжественных случаев – агрессивная шпилька.

Вместо сумок – большие рюкзаки черного цвета или изящные саквояжики. Головной убор – шляпка, желательно с вуалью или лентами. Очки – чаще круглые, могут быть украшены шипами. Оригинальный аксессуар – ошейник из латекса, кожи или металла. Шипы на нем также приветствуются. Еще одна фишка – кружевной или бархатный зонтик для защиты от солнца.

Готический стиль в одежде относится к разряду экстраординарных. Он всегда обращает на себя внимание прохожих, его сложно спутать с чем-то другим. Стиль готика ко многому обязывает - обычно он заключается не только в особенностях одежды, но и предполагает свою собственную философию. Более верно будет то, что при помощи внешнего образа готы стараются проявить свое внутреннее состояние. Одежда в стиле готика пришла в современный мир из средневековья. Сегодня она обрела свои особенности и несколько преобразилась.

Особенности готического стиля

Готический стиль в одежде впервые появился в 12 веке в Европе. Затем он постепенно развивался и преображался до 16 века. После этого в той же Европе в 17 - 18 веках наблюдалась мода на "неоготику". Как раз она и послужила основой для современного готического стиля, который начал распространяться в конце 70-х годов прошлого века.

Такая одежда характерна для людей, принадлежащих к субкультуре готов, пришедшей на смену панкам. В этом порядке отчетливо просматривается закономерность. После бурного анархизма, вызова государственной системе наступает депрессия из-за того, что все попытки изменить мир оказались бесплодными. Оба эти стиля присущи молодежи, и они несут в себе скорее внутреннее состояние, которое проявляется таким открытым образом. Стиль готика, так же как и панк, присущ юношескому максимализму. В них есть вызов и несогласие. Обычно, с годами происходит переосмысление и смена стиля. Поэтому готы старше 30 лет встречаются нечасто.

Среди особенностей, относящихся к внешнему виду одежды в стиле готика, можно выделить в первую очередь цветовые пристрастия. Доминирующим во всем образе является черный цвет. Он присутствует и в одеянии, и в макияже, и в аксессуарах.

Готический стиль имеет строгие рамки и ограничения, однако это не мешает создавать уникальные образы. Каждый гот выглядит особенно и неповторимо, и при этом, придерживается конкретных правил, благодаря чему представителя данной субкультуры невозможно спутать с кем-то другим.

Отличительной чертой стиля готика является еще и утонченность, аристократичность, которые просматриваются в различных элементах - это и головные уборы, и корсеты, и пышные юбки. Весь образ в целом, при всей своей оригинальности, выглядит гармонично и стильно. В частности это можно объяснить тем, что готы в большинстве своем творческие люди. Именно по этой причине они и могут позволить себе носить столь экстравагантные наряды и прически.

красные акценты и прозрачная юбка

комплект черного цвета из ткани и кожи

топ с тонкими бретелями, лакированные сапоги, юбка со складками, шейный платок и длинные перчатки

полупрозрачная юбка, кожаная куртка и необычный головной убор

открытые зоны в области плеч и ног

пышная легкая юбка с корсетом

Как создается готический образ?

Для того, чтобы создать завершенный готический образ, необходимо вращаться в определенных кругах или иметь то самое настроение и отношение к миру, которое присуще готам. В таком случае останется лишь выразить свои эмоции в одежде. Однако существуют и определенные правила, согласно которым создается готический образ.

Материалы

Первое, на что следует обратить внимание - это материалы. Одежда в стиле готика чаще всего бывает выполнена из бархата, атласа и других материалов, на которых черный цвет выглядит наиболее глубоко и благородно. Нередко присутствует отделка из кружев и легких прозрачных материалов. Готы часто используют кожу в украшениях и элементах одежды.

Гардероб

В женском готическом гардеробе практически всегда присутствуют корсеты - носятся они чаще всего поверх прочей одежды. Платья и юбки могут иметь любую длину, но чаще всего встречаются модели миди или макси. Иногда девушки носят брюки.

Черные чулки или колготки в сеточку являются характерным атрибутом готического стиля. Кроме того, дополнять образ могут длинные кружевные перчатки, стильная шляпка и черная вуаль.

Что касается обуви, то в данном случае уместны будут высокие тяжелые ботинки, украшенные металлическими элементами и ремешками на высокой плоской подошве - их носят как девушки, так и парни. Представительницы прекрасного пола, придерживающиеся готического стиля, нередко используют сапоги и туфли на каблуках. В целом их образы всегда выглядят соблазнительно и женственно.

При этом многие элементы являются универсальными. Кроме обуви, представители обоих полов могут использовать в гардеробе старые потрепанные футболки, жилетки, пиджаки.

В холодное время года готы носят плащи и пальто - преимущественно длинные, исключительно черного цвета. Однако их образ выглядит наиболее ярко именно летом, когда есть возможность создать уникальный многослойный наряд, который, несмотря на свою сложность, выглядит неизменно стильно, гармонично и целостно.

черное макси платье с открытыми плечами

многослойное украшение на шее и подол с косым срезом

принт в виде креста

массивное украшение на шее и ремне в едином стиле

сочетание длинных перчаток с высокими сапогами

юбка ниже колена и открытые руки

для того, чтобы вещи смотрелись гармонично, требуется соответствующий мейкап, правильная укладка и набор аксессуаров

Аксессуары, прическа, макияж

Одежда в стиле готика немыслима без определенных дополнений. Что касается аксессуаров, то чаще всего в качестве украшений используются кожаные изделия с металлическими шипами, серебряные подвески и цепочки, кольца. В этой субкультуре никогда не применяется золото и цветные драгоценные камни. Каждый элемент должен быть выполнен в холодных, преимущественно черных тонах. Именно поэтому будут уместны нефрит, жемчуг, агат, черный опал и подобные камни. Украшения чаще всего выполнены в виде орнаментов, распятия, египетского креста.

В макияже, который характерен для обоих полов, также преобладают черные тона на фоне бледной кожи. Тон придается с помощью светлой пудры, румяна не используются. Глаза подводятся черным карандашом, тени применяются не всегда. Губы могут быть накрашены как черной, так и темно-бордовой помадой.

Волосы должны быть преимущественно длинными - как у девушек, так и у юношей. Цвет, естественно, черный, иногда с применением колорирования. Что касается причесок, то зачастую готы оставляют волосы распущенными или делают оригинальные стрижки, подбривая виски и выполняя на них замысловатые узоры.

Маникюр гота выполняется чаще всего черным лаком, но бывают уместны и другие темные холодные оттенки. При этом не возбраняется легкая небрежность, которая придаст образу колоритности.

В целом, готический образ является неповторимым и оригинальным. Его выбирают яркие личности, которые несут вызов в своем облачении. Далеко не каждый человек может набраться смелости примерить его на себя. Если вам нравится это направление, но вы не готовы на такие шаги, то можно добавить небольшой акцент в привычный гардероб с помощью пышной черной юбки средней длины, корсета или соответствующих украшений. Чтобы придать особого настроения, выбирайте все остальные элементы в холодной неяркой цветовой гамме.

Современный готический стиль имеет намного больше общего с «неоготикой», нежели с «готикой» 17-18 . В первую очередь, для него характерно использование черного цвета.

Допускается разбавлять ансамбль красным или темно-бордовым.

Ткани для изготовления одежды могут быть самыми разными: хлопок, люрекс, кружево, шелк, бархат, кожа, винил и так далее. Девушки часто носят корсеты как часть одежды или надевают их поверх платья либо футболки. Можно носить как брюки, так и юбки. При этом длина юбок обычно ниже колена. В качестве верхней одежды используются пальто, плащи.

Мужчины-готы предпочитают носить обтягивающие джинсы, темные футболки, балахоны, плащи. Кроме того, как , они порой надевают юбки.

Из обуви готы предпочитают массивные ботинки, вроде «гриндерсов» и «мартинсов», сапоги на высокой платформе. Девушки в ряде случаев дополняют свой наряд туфлями, сапогами или ботильонами на высоком каблуке. Цвет обуви – черный.

Наиболее знаменитыми марками одежды, обращающимися к готическому стилю, являются: Alexander McQueen, Givenchy, Viktor&Rolf.

Аксессуары

Готам свойственно использовать аксессуары только из серебра, реже из белого золото. Блеск этого металла прекрасно оттеняет бледную кожу и ассоциируется с лунным светом.

Драгоценные камни в украшениях практически не используются, да и мало какие из них подойдут к готическому стилю.

Исключением являются бриллианты и сапфиры. А вот удается увидеть достаточно часто: опалы, агаты, горный хрусталь и многие другие. Так или иначе, все камни, имеющие черную, белую или холодную окраску.

Большинство колец, ожерелий и колье имеют определенную символику. Особой популярностью пользуются кресты. Некоторым нравятся ошейники с , браслеты из кожи. Элементы сада-маза нередко удается увидеть в готическом стиле. Аналогичная ситуация касается бандажа.

Девушкам-готам свойственно носить шляпки и перчатки из кружева.

Прическа и макияж

Макияж – неотъемлемая часть готического образа. Чтобы подчеркнуть белизну кожи, готы используют светлую пудру. Глаза подводят черным цветом, причем, это касается как , так и . Губы темной-бордовой матовой помадой. Цвет ногтей – черный, допускается небрежность, неаккуратность маникюра.

Волосы готов обычно выкрашены в черный цвет, хотя блонд тоже имеет место быть. Лучше всего, если волосы будут длинными, прямыми, ниспадающими с плеч.

Бизнес стиль в одежде известен многим, но не всем понятно, что такое кэжуал. «Кэжуал» – английское слово, и переводится оно, как «простой», «небрежный». Стиль бизнес-кэжуал имеет огромное количество обожателей.

Если вы полюбите business-casual, то сможете одеваться в офис уютно и по-деловому одновременно. Бизнес-стиль делится на три основные группы: строгий стиль, гламурно-деловой и бизнес-кэжуал. Сегодня мы заострим свое внимание на последнем.


Стоит заметить, что вещи, которые удачно вписываются в стиль бизнес-кэжуал, можно спокойно носить в повседневной жизни. Более того, кэжуал является одной из основ повседневного стиля.


Бизнес-кэжуал вносит в повседневную жизнь разнообразие, ведь с ним открывается огромный спектр различных цветов, тканей и фактур. Кэжуал отодвигает рамки, стирает границы. Самые популярные ткани этого стиля – трикотаж, джинса и вельвет. На некоторых отдельных вещах, которые относятся к этому повседневному стилю, можно встретить различные молнии, замочки и даже шипы. Такая фурнитура говорит нам о том, что кэжуал сумел включить в себя и милитари стиль. Кстати, в последнее время тенденция милитари особенно сильно набирает обороты.

Бизнес-кэжуал для женщин

Темные джинсы с высокой талией, трикотажные свитера мягких оттенков, платья прямого кроя, которые сочетаются с ярким шарфом – все это уже стало классикой этого стиля. Однотонные футболки, кардиганы спокойных оттенков, бриджи, длина которых по колено и свитера, одетые поверх рубашки, только завоевывают свою нишу. Совсем скоро в офисах будет встречаться и другая одежда, которая станет устраивать и начальство, и самих сотрудников.



Пусть бизнес-кэжуал довольно «свободный» стиль, но некоторые рамки, определенные правила в нем все же существуют. Стоит их перечислить.


Не надо надевать на себя яркую бижутерию. Во-первых, стильности она вам не предаст это точно. Во-вторых, кричащие оттенки просто непозволительны в офисе.


Будьте аккуратны с кружевом. Если вы его и будете выбирать, то учтите, что оно должно быть непрозрачным. Вообще, придает некую легкомысленность и легкость своей обладательнице, так что отложите ее до прогулки по парку с подругами или молодым человеком.


Обувь нужно выбирать либо классических оттенков, либо спокойных. Пайетки, блестки, сверкающие нитки недопустимы ровно так же, как и чересчур открытая обувь.


Сумка должна выглядеть качественно и быть среднего размера. Отдавайте предпочтение коже, так как тканевые сумки смотрятся уж слишком просто.


Моде от кутюр или просто супермодным вещам тут не место. Спокойная, уютная классика без излишеств и ничего больше.


Макияж должен быть предельно естественным. Допускается акцент на губы или глаза. При использовании теней для век, стоит помнить, что веки – это не холст для художеств. Большое количество ярких оттенков нужно отложить для более подходящего случая. Так же дело обстоит и с ногтями. Французский маникюр идеально подойдет. Также хорошо будет смотреться лак бежевого или нежно-розового цвета. Не забываем, что ногти должны быть либо короткими, либо средней длины. Огромные «когти» давно уже не в моде.


Соблюдайте все эти советы и вы будете прекрасны и обворожительны даже в офисе, ведь там больше не будет скучно.

Сегодня в любой крупной компании можно услышать: «В пятницу разрешено приходить на работу в сasual». Но для непосвященного человека сложно сразу же сориентироваться, как правильно соблюсти все правила этого стиля.

Casual – это стиль повседневной одежды, которую уместно носить на работу. Другое его название – случайный. В отличие от делового дресс-кода, casual - это более упрощенный и удобный вариант классической одежды для работы. Сотрудники должны подбирать свой гардероб так, чтобы он соответствовал классическим нормам, выглядел аккуратно и сдержанно, но не был слишком официальным.

Вещи, которые уместны при таком стиле – брюки и юбки различных спокойных оттенков, поло, свитера, рубашки, классические дневные платья. При выборе наряда не стоит включать в этот стиль джинсы, спортивную одежду, предметы кричащих расцветок, а также топы, футболки и короткие юбки.

Не стоит путать такие понятия, как случайность и неопрятность. Casual совершенно не подразумевает под собой наличие мешковатых потертых тканей, которые лишь портят внешний вид человека. Кроме того, подобный стиль, как и многие другие, подразумевает под собой аккуратность во всем. Вы должны уделять внимание не только одежде, но и общему внешнему виду: волосы, кожа, ногти и другие составляющие вашего образа.

Особое внимание девушкам стоит уделить своему гардеробу, так как зачастую в погоне за красотой они теряют чувство меры и вкуса. Стиль сasual отличается своей простотой и удобством. Не стоит надевать коктейльные или вечерние наряды, также юбки должны прикрывать колени, а туфли – обязательно прикрывать пальцы. И не забывайте про макияж, так как это тоже часть вашего образа, которая не должна выбиваться из общего вида.

Когда-то любая субкультура ассоциировалась с чем-то эпатажным и… непременно, готичным. Но у готики много своих оттенков, а в начале десятых годов двадцать первого столетия её вообще умудрились переосмыслить в спортивный стиль. Затронет ли такое переосмысление готики в корпоративный стиль?

Было ли это? Да, деловой стиль в готике существовал с момента её появления – как-никак, а представители субкультуры – всё те же обычные люди, которым хочется вкусно покушать и комфортно поспать, что невозможно сделать без обычной работы. Особенно в офисе. Взрослеющие готичные детки ищут себе работу и… тут же сталкиваются с тем, что их кричащему виду не рады. Они снимают с себя пирсинг, смывают краску с волос и отказываются от яркого макияжа. При этом тоска по принадлежности к субкультуре их не отпускает. Что им остаётся делать? Искать новый стиль, который устроит и их, и работодателей.

В первую очередь, деловые готы отказались от выразительного макияжа и крупных аксессуаров. Максимум, что они могут позволитьсебе в макияже – это подведённые лайнером глаза и щедро накрашенные ресницы, в сочетании с позволительным количеством румян, тоном под цвет кожи и помадой спокойного оттенка. Ботинки с выразительными деталями и одежда с декоративными ремнями тоже становятся не к месту – их заменяет тёмная обувь лаконичного дизайна, с брюками и рубашками простого кроя. Казалось бы, наступил главный кошмар для гота – растворение в безликой толпе. Однако, нет. Если же обычный человек будет разбавлять классические вещи чёрного цвета, гот этого делать не станет – он будет стараться подчеркнуть его, сделав чёрный ещё чернее. Тотал блэк лук – это больше похоже на готическую историю в одежде.

Классические вещи чёрного цвета не так сложно найти – чёрный считается базовым цветом не только у готов. Даже если они однажды захотят выглядеть как все, им точно не придётся кардинально менять гардероб. Чёрный брючный костюм перестанет выглядеть готично, если к нему взять яркую сумку и надеть под него цветастый свитер. Но нужно ли им это, при их состоянии души?

Итак, чтобы быть деловым и остаться готичным, следует соблюдать свой личный кодекс правил:

  • Чёрная база. Несмотря на то, что готы могут носить любые цвета (даже белый), фон для образа требуется мрачным;
  • Лаконичный дизайн. Пусть вещи будут многофункциональными, благодаря своей простоте – всё гениальное просто, как говорится;
  • Внимание - на рубашки. Если захочется чего-нибудь викторианского или брутального, то это можно позволить благодаря фасонам рубашек – достаточно найти подходящую;
  • Обувь классического фасона. Будь то дерби, оксфорды или шпильки – их носят и неработающие готы, а уж работающим точно стоит присмотреться к такой обуви;
  • Практичные аксессуары. Как и основной гардероб, аксессуары тоже должны быть универсальными, скажем, как чёрная шляпа для прогулок в осенний день или галстук, для ещё большего рабочего настроения.

Финансовые кризисы становятся всё более угнетающими, с каждым своим приходом – так пусть об этом аккуратно напоминают знающие толк в своём деле офисные готы.

Источники:

  • Готика в архитектуре, стиль готика в архитектуре, неоготика