Как работает память человека новейшие исследования. Функционирование памяти

Как работает память человека новейшие исследования. Функционирование памяти

Сенсорная память — это мгновенный отпечаток полученной сенсорной информации на периферических частях анализаторов. Информация сюда попадает благодаря целенаправленному процессу восприятия физических характеристик стимулов, и ее объем, по сути, равен объему восприятия. В зависимости от модальности раздражителя различают следующие основные разновидности сенсорной памяти: коническую — сенсорную копию визуальной информации и эхоическую — сенсорную копию акустической информации. В памяти конической информация сохраняется до 250 мс; в эхоической — до 1 с. Забывается информация в сенсорной памяти вследствие угасания следов.
Кратковременная память — это такая память, хранение информации в которой характеризуется ограниченным временем и ограниченным объемом. Материал поступает или из сенсорной, или из долговременной памяти: из сенсорной поступает новая информация; из долговременной — информация, которая вспоминается. Необходимым условием для этого является направленность внимания человека на эту информацию и ее сенсорная организация (акустическая, визуальная или семантическая).

Опыты американского психолога Дж. Миллера продемонстрировали ограниченный объем памяти кратковременной: 7±2 единицы, т.е. от 5 до 9 единиц. Однако путем перекодирования информации в новые структурные единицы ее объем может вырасти, правда количество этих новых структурных единиц дальше продолжает равняться 7±2. Таким образом, объем кратковременной памяти определяется не столько количеством отдельных объектов, сколько количеством хорошо интегрированных групп объектов. Этот объем имеет тенденцию увеличиваться от детства к взрослости (если в детском возрасте он составляет 4-5 единиц, то во взрослом — 7-8). Для различных модальностей у одного человека он также может быть различным, в зависимости от доминирования того или иного типа памяти.
В памяти кратковременной информация сохраняется очень короткое время: до 30 сек., следовательно, она характерна для той стадии запоминания, когда следы раздражителей только образуются. Однако в основном материал необходимо задержать дольше, чем на несколько секунд, и поэтому его следует повторять «про себя». Механическое повторение обеспечивает повторное поступление информации в память кратковременную. Важным условием при этом является то, чтобы объем материала, который повторяется, не превышал объема памяти (7±2 единицы). Если же повторение является осмысленным, материал перекодируется в семантический код и переходит в длительную память.

Забывание информации в памяти кратковременной происходит в результате трех причин: вытеснения (при переполнении объема новая информация частично стирает старую), интерференции (одна информация смешивается с другой) или угасания (если материал не повторять, каждое мгновение уменьшается интенсивность образа). Потеря информации может быть необратимой, т.е. она не переходит в долговременную память, а просто исчезает.

Кратковременная память играет значительную роль в жизни человека. Благодаря ей прорабатывается значительное количество информации, отсеивается ненужная и в результате не перегружается долговременная память. Без нее невозможно нормальное функционирование памяти долговременной, потому что она исполняет роль своеобразного фильтра на пути к ней, пропуская только нужную, отобранную информацию.

На рубеже 50-60-х годов XX в. внимание исследователей привлекли оперативные преобразования, которые могут происходить в кратковременной памяти во время выполнения человеком познавательных задач, например, во время мышления. Такая память получила название оперативной. Память оперативная — это такой вид памяти, который обеспечивает непосредственное осуществление человеком актуальных действий и операций. Она позволяет сохранить информацию на время, необходимое для решения тех или иных задач. Пока этот рабочий материал функционирует, он составляет содержание оперативной памяти, в которой сочетается информация из кратко- и долговременной памяти. Например, при выполнении сложных математических действий мы храним в памяти некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока ими оперируем. В ходе продвижения к конечному результату эти части могут забываться. Оперативная память, так же, как и кратковременная, имеет ограниченный объем (7±2 единицы); время хранения информации определяется исключительно задачей, стоящей перед человеком и, как правило, колеблется в пределах от нескольких секунд до нескольких минут. Излишняя или нужная для дальнейшей работы информация быстро из нее стирается. Своевременное забывание позволяет избежать ошибок, связанных с использованием устаревшей информации и освобождает место для хранения новых данных. Итак, по своим характеристикам оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Вы можете записаться консультацию на интересующую вас тему, оплатив стоимость 1 консультации

или 5 консультаций со скидкой.

После этого свяжитесь со мной, чтобы выбрать удобное время для консультации

https://www.facebook.com/marina.korobkova.1

whatsapp +84 93 558 40 15

Или на e-mail через кнопку Контакты

Закономерности функционирования памяти

Многочисленные исследования памяти привели к выявлению законов и закономерностей в функционировании памяти. Немец­кий исследователь Г. Эббингауз еще в прошлом веке вывел целую серию закономерностей запоминания:

События жизни, которые производят на человека сильное эмоциональное впечатление, могут сразу запоминаться им прочно и надолго.

Недостаточно интересные события могут переживаться де­сятки раз и не запоминаться.

Пристальное внимание улучшает запоминание.

Человек может очень точно воспроизводить события и не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения и уверенностью в точности нет прямой связи.

Увеличение запоминаемого ряда снижает количество запо­минающейся информации. Чтобы запомнить увеличенный ряд, необходимо большее число повторений для запоминания. Напри­мер, человек воспроизводит 6 слогов после однократного запоми­нания. Ему дают ряд из 12 слогов, в этом случае воспроизвести 6 удается лишь после 14-16 повторений (26 слогов - 30 повторе­ний).

При запоминании длинного ряда лучше всего воспроизво­дятся начало и конец («эффект края»).

Повторения подряд заучиваемого материала менее продук­тивны для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени (несколько часов, дней).

То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда.

Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

Основатель психоанализа 3. Фрейд описал механизм забыва­ния, в основе которого лежит мотив нежелания помнить. Приме­ром мотивированного забывания, по Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо ве­щи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприят­ных событиях. Склонность к забыванию неприятного широко распространена в жизни.

В рамках гештальттеории выявлена такая закономерность па­мяти, как запоминание незавершенных действий. Если людям предложить серию заданий и позволить одни из них довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что испытуемые впоследствии в 2 раза чаще вспоминают незавершен­ные задания, чем завершенные. Объясняется это тем, что при получении задания у испытуемого возникает потребность выпол­нить его. Если задание не доведено до конца, потребность не удовлетворена. Мотивация влияет на память, сохраняя в ней сле­ды незавершенных действий. При вспоминании заданий незавер­шенные называются в первую очередь, следовательно, то, что отвечает актуальным и не вполне удовлетворенным потребностям, запоминается прочнее и воспроизводится быстрее.

При организации заучивания материала, запоминании нужной информации необходимо учитывать имеющиеся закономерности в функционировании памяти.

Развитие памяти в онтогенезе человека

Как и любая психическая функция человека, память развива­ется по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти идет по нескольким направлениям:

во-первых, механическая память постепенно замещается и дополняется осмысленной или логической;

во-вторых, вначале непосредственное запоминание со време­нем превращается в опосредованное, связанное с активным и со­знательным использованием для запоминания и воспроизведения материала различных мнемотехнических приемов и средств;

В-третьих, непроизвольное запоминание и воспроизведение, доминирующее в детстве, у взрослого человек превращается впроизвольные процессы (саморегулирующиеся, подчиненные воле и самоконтролю).

Специальные исследования развития памяти провел А. Н. Ле­онтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом умеща­ется другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвое­нию ребенком все более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Употребление вспо­могательных средств для запоминания превращает прямое, непо­средственное запоминание в опосредованное.

В качестве стимулов-средств могут выступать самые различ­ные предметы: пальцы рук, зарубки, узелки на память, крестики на руке. Эти предметы выполняют функцию напоминателя. По мере развития ребенка внешние предметы-стимулы заменяются внутренними стимулами (образы, чувства, ассоциации, представ­ления, мысли). В процессе формирования внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Возникает умение так проинструктировать себя при запоминании, чтобы потом, когда возникает необходимость, суметь точно вспомнить. Память становится произвольной и не зависимой от внешних ус­ловий.

Развитие произвольной логической памяти требует для своего возникновения не только большого информационного багажа, но и овладения определенной системой мыслительных операций, с помощью которых можно многоступенчато обобщать входной ма­териал и переходить к использованию символьных языков выс­ших уровней.

В процессе перехода от внешних стимулов к внутренним и увеличения разнообразия мыслительных операций развивается высшая произвольная логическая память (рис. 7).

Билет 23.

Тренировка памяти. Способы запоминания и приемы совершенствования памяти.

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы.

Для того чтобы запоминание было успешным, следует придерживаться следующих положений: 1) делать установку на запоминание; 2) проявлять больше активности и самостоятельности в процессе запоминания (человек лучше запомнит путь, если будет двигаться самостоятельно, нежели когда его будут сопровождать); 3) группировать материал по смыслу (составление плана, таблицы, схемы, графика и т. п.); 4) процесс повторения при заучивании следует распределять в течение определенного времени (дня, нескольких часов), а не подряд. 5) новое повторение улучшает запоминание ранее выученного; 6) вызвать интерес к запоминаемому; 7) необычность материала улучшает запоминание.

Тренировка слуховой памяти

Упражнение 1. Чтение вслух

Упражнение 2. Стихи

Упражнение 3. Подслушивание

Тренировка зрительной памяти

Упражнение 1. Таблицы Шульте

Как известно, таблицы Шульте полезны для развития скорочтения. Они отлично тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность, а если засекать время, то появится стимул побить личный рекорд, что придаст занятию с этими таблицами дополнительный азарт.

Таблицы Шульте полезны не только для развития навыка быстрого чтения, но и для тренировки зрительной памяти. При поиске последовательно идущих чисел в таблице наше зрение мгновенно фиксирует несколько ячеек. В результате происходит запоминание места нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами.

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Упражнение 3. Игра в спички

Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

Упражнения 4. Римская комната

Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации. Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Методы запоминания - приемы, которые помогают запоминать те или иные новые сведения.

Многократное повторение. Например, многократноеповтороение стихотворения вслух.

Мнемонический прием - маленькая поговорка или рифма для первой буквы каждого слова. Например, Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

Акроним - из первых букв каждого слова составляет новое слово. Например, СКИФ, MAG, ОКО.

Компоновка - запоминание, которое опирается на некоторое правило или принцип. Например, в алфавитном порядке, по размеру, по цвету, по назначению и т.д.

Или, например, для удобства запоминания дел дня имеет смысл частные дела, где можно, собирать, упаковывать в основные Задачи дня. 30 дел в одной голове уложить в память затруднительно, но если их правильно скомпоновать, все становится проще. Память нормально удерживает около семи объектов, поэтому оптимально, если в расписании дня будет до 7 основных задач, а каждая задача может состоять из нескольких (до 7) дел. У вас даже оказывается запас…

Ассоциативный метод запоминания - зрительная ассоциация, созвучная ассоциация или другие психологические зацепки.

Аббревиатура - СССР, МосКомПечать

Использование звуков, цвета и т.п. Например, сирена при пожаре, желтые рукоятки для оператора и т.п.

Билет 24

Понятие и функции внимания. Связь внимания с другими психическими процессами, сознанием и поведением.

Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания.

Определение и основные свойства внимания. Классификация видов внимания

Основные определения внимания. В. Вундт: внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия. Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность. Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция). Внимание – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Для этого его нужно рассматривать на уровне деятельности в целом. 2 основные характеристики внимания: 1) необходимость селекции материала, 2) образование прошлого опыта (для сохранения нужно удерживать его некоторое время в сознании, необходима активность субъекта). Внимание как усилие сознания, которое имеет ограниченный ресурс. Внимание – наличие особой активности субъекта, оснащенной специальными средствами и связанной с усилием субъекта. В. всегда подразумевает активность, В - активная селекция; это формирование и проявление перецептивной установки на один объект при игнорировании других.; это состояние ясности и отчетливости содержания сознания; это готовность замечать ч-т. в поведении другого и реагировать на это; это направленность и сосредоточенность псих.деятельности. направленность (направленность - выбор и поддержание данной деятельности; сосредот. - отвлечение от др. деят. и углубление в данной деят.); это особ. деятельность контроля (идеальная, сокращенная, автоматиз); феноменальное и продуктю проявление работы вед. уровня организ. деятельности ÞÞ в - это всегда выбор, селекция и избирательность., а также сосредоточение и борьба с отвлеч.

Св-ва. Внимание как состояние (фиксир. полож. в кот. ч-т или к-т нах.) и как процесс (вовокупн. последоват. этапов, кот привод. к к-т. состоян) им. разн. св-ва. У вним. как состояния 4 св-ва:

2. степень (интенсивность)

3 объем (число простых впечатл. или идей осозн. четко в данный момент)

4. концентрация (сосред) здесь объем и степень нах. в обратн. зависимости. Вним. как процесс: 1. колебания - непроизв. изменения вним. 2. отвлечение - непроиз. измнение направленности, 3. сдвиги - непр. изм. объема, 4. перекл. - преднамеренное измен.направленности, 5 устойчивость - опред. частотой колеб. и сдвигов, 6. распределение - возм. направл. в. одноврем. на неск. объектов. 7. подвижность - быстрое изм. напрравл, степени, объема.

Виды:

1) Джеймс выделил 3 типа : 1. по объекту сознания (сенсорное и умственное);

2 аффетивное (непоср. - если объек интересен сам по себе и производное - в связи с др. объект.);

3. пассив. (мы обраш. на него внимание скорее благодаря его природе, чем силе воздейств. на к-н. прирожденное стремление и в силу этого приобр. привлекательность) и активн. \ произвольн.(всегда апперцептивно, мы делаем усилия для направл в.).

Непрозв. в: главная побуд. сила не в субъекте, а в объекте и челов. вним. незав. от отсознат. целей и их частоназ. пассивн. . Типы: а. вынужденное (врожденное), выз. объектами с определ. хар-ками (интенсивность, ритмичность повторения, неожиданное); б. невольное (завис. от инд. опыта и возн. в проц. подлаживания, а объекты попад. во вним. в период при актуализ. потребности); в. привычное (зав. от целенапр. и воспит.).

Произвольное: отлич. его признак - сознат. намерение обратить на ч-т. вним. а. волевое (конфликт м. выбранным объектом и тенденциями непроиз. в. Þвозник. чувство напряжения); б. выжидательное (если челов. предупр. и ждет); в. спонтанное (волевое превр. в нов. ф.) .

2) другая классиф. : 1.. селективное (анализируется в услов. действ.неск. объектов. По модальностьи - зрительное....). Селективн. отл от фокусировки (мы приспосабл. к к-т. ответу, что надо делать с этим стимулом), тем, что мы сосред. на выходе на к-т. признаке. 2. распределоенное (одновр. вып действий); 3. непрерывное (длит. и монотон. задачи)

3) Другаяклассиф. 1) по предмет, 2) по функции, как процесс решения задачи; 3) по генезу.

(1) предметное содержание деятельности, требующей внимания. У. Джемс: виды внимания по связи с познанием: а) перцептивное внимание – наблюдательность (восприятие); б) интеллектуальное внимание – проницательность (мышление). Всякая деятельность непроизвольно сопровождается потоком сознания, которое позволяет контролировать исполнение действий – исполнительное внимание. (2) А. Смирнов: любая деятельность сопровождается мнемической направленностью. Задача: а) цель и усилие по ее достижению - непроизвольные и произвольные процессы; б) средства – непосредственные и опосредованные процессы; в) роль в процессе переработки информации (когнитивная информация) – П. Я. Гальперин: функция внимания – контроль. Внимание – движение психического контроля, автоматизированный контроль. (3) Н. Ф. Добрынин: функциональные критерии уровней развития: 1) наличие цели – непроизвольное и произвольное внимание; 2) наличие средств – непосредственное и опосредованное. Уровни: 1) пассивное (натуральное – вслед за объектом); 2) ВПФ (активность); 3) послепроизвольное (активность личности).

.ВНИМАНИЕ. ВИДЫ И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте, обеспечивающий его наиболее ясное отражение.

В нервной системе под влиянием внешней или внутренней системы возникает очаг возбуждения, который на определенное время господствует над другими участками, доминирует. Этот принцип доминанты лежит в основе физиологических механизмов внимания.

1. По активности человека в организации внимания различают 3 вида:

· Произвольное – управляется сознательной целью, оно тесно связана с волей человека, основной функцией является активное регулирование протекания псих.процессов;

· Непроизвольное – наиболее простое и генетически исходное, оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей;

· Послепроизвольное – это сосредоточивание на объекте, в силу его ценности для личности.

2. По местонахождению объекта:

· Внешнее

· Внутреннее

Свойства внимания:

1. объем внимания – измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени (4-6 объектов);

2. распределение внимания – выражается в том, что человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов;

3. переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой;

4. устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту (15-20 мин.);

5. отвлечение .

Свойства личности, связанные со вниманием:

· невнимательность;

· внимательность;

· рассеянность (мнимая и подлинная);

· наблюдательность.

.Теории внимания.

Основные теории внимания.

В. можно определить как готовность со стороны организма к восприятию окружающих его стимулов. Исторически сложилось так, что понятие В. заняло центральное место в области психологии. В к. XIX- нач. XX вв. представители функционалистских и структуралистских школ психологии считали В. центральной проблемой, хотя и подчеркивали разные его аспекты.

Функционалисты с тавили в центр избирательный характер В. как активной функции организма, осн. на его мотивационном состоянии. Т. о., признавая, что В. иногда м. б. пассивным и рефлекторным, они сосредоточивались на его произвольных аспектах и на том обстоятельстве, что именно В. определяет содержание получаемого организмом опыта.

Структуралисты , напротив, рассматривали В. как состояние сознания, к-рое заключается в повышенной концентрации и имеет следствием ясность впечатлений. Тем самым они сделали выбор в пользу изучения условий, приводивших кмакс, выделенности объекта сознания или ясности восприятия.

Гештальт-психологи, ассоцианисты, бихевиористы и психоаналитики были склонны вообще игнорировать В. при построении своих теорий, в лучшем случае отводя ему малозначительную роль. К сожалению, за все эти годы непримиримой борьбы между теорет. направлениями в психологии для исслед. В. было сделано сравнительно немного.

Многие современные теории внимания исходят из того, что наблюдателя всегда окружает множество признаков. Возможности нашей нервной системы слишком ограничены, чтобы ощущать все эти миллионы внешних стимулов, но даже если бы все они нами обнаруживались, мозг не смог бы их обработать, так как наша пропускная способность обработки информации тоже ограничена. Наши органы чувств, подобно другим средствам связи, работают вполне хорошо, если количество обрабатываемой информации находится в пределах их возможностей; при перегрузке происходит сбой. Целостную теорию внимания первым в зарубежной психологии разработал британский ученый Бродбент. Эта теория, названная моделью с фильтрацией , была связана с так называемой одноканальной теорией и основывалась на идее о том, что обработка информации ограничена пропускной способностью канала, - как гласила исходная теория обработки информации Клода Шеннона и Уоррена Вивера.

Д.Бродбент написал в своей нашумевшей книге “Восприятие и коммуникация”, что восприятие есть результат работы системы обработки информации с ограниченной пропускной способностью. В теории Бродбента существенным было представление, что мир содержит в себе возможность получения гораздо большего количества ощущений, чем позволяют охватить перцептивные и когнитивные способности человека. Поэтому для того, чтобы справиться с потоком поступающей информации, люди избирательно направляют внимание только на некоторые признаки и “отстраиваются” от остальных.

Т. Рибо предложил так называемую «моторную теорию внимания », согласно которой основную роль в процессах внимания играют движения. Именно благодаря их избирательной и целенаправленной активизации происходят концентрация и усиление внимания на предмете, а также поддержание внимания на данном предмете в течение определенного времени. Аналогичную мысль о физиологическом механизме внимания высказывал А. А. Ухтомский. Он считал, что физиологической основой внимания является доминантный очаг возбуждения, усиливающийся под действием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей.

Совр. российские психологи стали первыми изучать ориентировочный рефлекс, или ориентировочную реакцию, к-рая состоит из кластера физиолог.изменений, происходящих в организме в ответ на изменения в его окружении. Считается, что эти изменения являются физиолог.коррелятами внимания. Эти корреляты включают изменения электрической активности мозга и электрической активности кожи, расширение зрачка, напряжение скелетных мышц, усиление мозгового кровотока и перемены позы. Ориентировочный рефлекс ведет к повышенной рецепции стимуляции и улучшенному научению. Работа, начатая российскими психологами, была продолжена в США. В частности, проведены исслед., посвященные индивидуальным различиям в силе ориентировочной реакции и сопутствующим обстоятельствам таких различий.

В рез-те работы нейрофизиологов и нейроанатомов , таких как Эрнандес-Пеон и др., в стволе головного мозга была обнаружена диффузная структура, назв. ретикулярной формацией, к-рая, по-видимому, опосредует процессы возбуждения, В. и отбора стимулов. Исслед. ретикулярной формации, к-рую еще наз. ретикулярной активирующей системой, а тж ее связей с др. важными регуляторными системами мозга, обеспечили основу для физиолог. объяснений влияния мотивации, сна, сенсорного входа, научения, а тж эндогенных и экзогенных хим. веществ на процесс В.

Произвольное и непроизвольное внимание.

ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ - самое простое и генетически исходное. Имеет пассивный характер, ибо навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта - новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр. Физиологическое проявление этого вида внимания - реакция ориентировочная.

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ - направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность выполняется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации; по происхождению связано с трудовой деятельностью. В условиях затрудненной деятельности предполагает волевую регуляцию и использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания.

Билет 25.

Положительные и отрицательные эффекты внимания. Критерии наличия внимания.

Явление невнимания. Поэтическая, профессорская и студенческая рассеянность. Сверхвнимание. Абсорбция. Опыт потока. Отрицательные эффекты внимания

К явлениям невнимания относятся: рассеянность, ошибки внимания и феномены избирательного (направленного) невнимания. Ошибки невнимания – неверно выполненного или пропущенное действие, неспособность заметить важное событие или объект, - могут оказаться следствием рассеянности или избирательного невнимания. Явления избирательного невнимания, устойчивые во времени, как и рассеянность, отличаются тем, что ошибки внимания стабильно ограничены одной из сфер действительности или собственного поведения человека и не наблюдаются в отношении прочих объектов и событий.

Поэтическая, профессорская рассеянность. Если спросить физика то он припомнит Исаака Ньютона, который на завтра вместо яйца «сварил» часы. Химику на ум придет знаменитый ученый, Иван Каблуков, который все время подписывался как Каблук Иванов.

Примером поэтической рассеянности может служить писатель Андрей Белый. Известна история, когда он, придя в одну из петербургских редакции, забыл снять галоши. Казалось бы, пустяк, но Белый не удержался и сочинил едва ли не оду поэтической рассеянности, где пристыдил некоего Н.В. Валентинова, который обратил на это внимание.

Выделим характерные для этих рассеянностей особенности поведения и внимания. Прежде всего это отсутствие реакции или неадекватной реакции на внешнее воздействии по причине чрезмерной концентрации на собственных мыслях или на решаемой задаче. Привычные действия или даже целые цепочки действия сохранны, однако, обратная связь о ходе их выполнения и о возможных изменениях в окруж среде отсутствует.

Студенческая рассеянность. За примером этой рассеянности не надо далеко ходить. Загляни в любой класс.там есть обязательно непоседливый ученик, который ерзает, дергает за косички. Внимание такого ученика отличается повышенной «помехоустойчивостью»: оно чрезмерно подвижно, разбросанно, подвержено отвлечению. Стоит появиться малейшему стимулу, как внимание сразу направленно на него. Либо пролетающая галка, шум за окном, развязанный шнурок учителя. У этого внимания две стороны. Первая: высокая отвлекаемость . Во вторых слабая концентрация . Это едва ли не главная проблема современной психологии образования.

Абсорбция (поглощение) феномен предельного внимания, который выделил Рибо. такое внимание пассивно и реактивно: человек не управляет им, но лишь реагирует на происходящее вокруг. В происходящее может оказаться настолько увлекательным, что ему только и остается, чтоб открыть рот и «впитывать» все что видит и слышит. Внимание по типу абсорбции может привести к полному прекращению деятельности.

Опыт потока. К явлению предельного внимания может быть отнесено и состояние предельного вовлеченности в деятельность, когда человек внимателен к чему то, над чем ему приходилось раньше работать уже без усилий. Н-р школьник полностью погружается в игру, а ведь когда-то пришлось немало времени потратить изучая ее правила, и клавиш. И коль скоро такое «погружение» произошло, родителям стоит немало трудов «достучатся» до своего чада.

Подобное явление амер. психолог Чиксентмихайи обозначил как опыт потока , в который мы ныряем с головой и позволяем нести нас в нужное направление. Наблюдается когда человеку ничто не отвлекает извне и он может полностью погрузится в любимое занятие.

Опыт потока

В последние годы ученых привлек крайне яркий феномен, связанный с явлением всеохватывающего тотального внимания, -опыт «потока» . Опыт «потока» (М. Чиксентмихайя, 1990) сопряжен с осуществлением деятельности, которая доставляет субъекту наслаждение сама по себе, вне прямой зависимости от ее конечного результата. К деятельностям такого рода можно отнести игру, медитацию, вдохновение, любовные переживания и т.п. Многие люди, которых спрашивают, зачем они тратят время и деньги на практически бесполезные занятия, порой даже связанные с риском для жизни (например, альпинисты, ныряльщики, гонщики), отвечают, что делают это именно для того, чтобы достигнуть состояния полного погружения в деятельность или, другими словами, максимально интенсивного внимания.

Наверно, как и любому нормальному человеку, мне случалось пережить опыт потока. Это состояние у меня было связано с влюблённостью и не раз! Если я люблю, то сильно, если я чувствую, то в полной мере. По жизни максималистка наверно, поэтому и полностью погружаюсь в какой либо процесс. В этом процессе моё внимание сосредоточено в максимальной степени на одном объекте. На мой взгляд, также к опыту потока можно отнести и любимое дело, которое полностью вовлекает тебя в свои глубины, и ты забываешь о времени. Для тебя это представляет огромный интерес. В моём случае – это стихотворения и живопись. Конечно, я сама не великий художник и поэт! Но, смотря и чувствуя творчество других людей, я также эмоционально и сильно переживаю эти эмоции, вовлекаюсь в саму суть и творю что-то новое, своё!!!

Отрицательные эффекты внимания.

Прежде всего это деавтоматизация – разрушение прежде автоматизированной деятельности при обращении внимания на отдельные компоненты. Бернштейн в качестве примера привел притчу о сороконожке. К которой обратилась зловредная жаба и спросила с какой ноги та начинает движение.задумавшись об этом сороконожка не смогла сделать ни одного шагу.

Еще один отрицательный эффект – эффект семантического пресыщения . (Джеймс) если внимательно смотреть на одно и тоже слово, повторять его, то она в скором времени потеряет для нас смысл. Это так же и в отношении с нашими чувствами: пытаясь обратить свое внимание на эмоцию, она сразу исчезает.

Следующий эффект невнимани: Сбой параллельно осуществляемых видов деятельности . Внимание не может хватать на все, и если что то его требует больше, то на остальное остается меньше. Н-р если какой то вопрос отвлекает девушку от вязания, которым она занята, то вязание определенно освоено нею не достаточно.

Гиппенрейтер. Критерии (признаки) внимания.

I. Классическая психология сознания: ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания (феноменальный, субъективный критерий). Есть и факультативные субъективные критерии внимания: переживание усилия, эмоция интереса.

II. Продуктивный критерий (объективный). Повышается качество когнитивного (мышление, восприятие) или исполнительного продукта при наличии внимания.

III. Мнемический критерий. Относится к продуктивному, но его особенность в том, что запоминание есть всегда, когда есть внимание (побочный продукт любого внимательного действия).

IV. Внешние реакции. Мимика, поза, поворот головы, фиксация глаз и т.д. Психофизиологические корреляты: ЭЭГ, КГР, зрачковый рефлекс и др.

V. Критерий избирательности. Отбирается только нужная информация. При выполнении 2-х и более действий, часть выполняются на автомате.

Билет 26 Исследования внимания в классической психологии сознания (В.Вундт, Э.Титченер, У.Джемс). Проблема внимания в гештальтпсихологии (К.Коффка, В.Келер, П.Адамс).

Внимание в теоретических и эмпирических исследованиях Вундта . Центральной проблемой исследований Вильгельма Вундта стало разграничение явлений внимания и сознания. Для этого он использовал метафору зрительного поля. Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание находится фокусе зрительного поля, менее отчетливо – распределено на его периферии.

По Вундту, внимание представляет собой одну из характеристик или свойств сознания. Заслугой Вундта является измерение объема сознания. Для измерения объема сознания он использовал мелодический ряд, включающий разное количество тактов. Он предлагал испытуемым прослушать ряд. Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные, трехдольные и т.д. Ряды предъявлялись последовательно. Испытуемые должны были определить, одинаковы они или нет. При этом испытуемые давали правильные ответы даже для восьми двухдольных рядов. Однако не все мелодии воспринимались ими ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в данный момент, выделялся с большей отчетливостью, следующий был менее отчетлив и так вплоть до полного исчезновения ощущения.

Вундт предположил, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находится в фокусе сознания, а все остальные удерживаются за счет ассоциативных связей с фокусом. Предъявляя испытуемым матрицы со случайным набором букв или изолированных звуков, которые им не удавалось объединить в такты, он определил, что объем внимания равен 6 сложным элементам. Для описания содержания сознания и внимания Вундт использовал предложенные Г. Лейбницем термины: «перцепция» и «апперцепция». Перцепцией он называл вхождение содержания в сознание, апперцепцией – сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания. По мнению Вундта, наша способность к осознанию не является постоянной и зависит от характера воспринимаемого материала. Если мы воспринимаем набор случайных элементов, объем сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание). Если же перед нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперцептируемое (находящееся в фокусе) и перцептируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в единое целое. При этом сознание «расширяется» (сознание > внимания), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.

. Внимание в исследованиях Титченера. Эдвард Титченер, в основном, разделял взгляды Вундта, используя для вычленения внимания как феномена сознания тот же феноменологический критерий – критерий ясности. Определение сущности внимания сводится к отождествлением его со свойством ощущения быть ясным. Э. Титченер вводит понятие «уровень сознания» и «волна внимания». Поток сознания протекает на двух уровнях: верхний представляет собой ясные процессы. нижний – «уровень смутности» сознания. Э. Титченеру принадлежит заслуга постановки проблемы генезиса внимания. Он первым в истории психологии внимания поставил эту проблему и попытался её решить. Им были выделены три стадии развития внимания и три соответствующие им генетические формы внимания.

1) Первичное внимание – самая ранняя стадия развития внимания.

2) Вторичное внимание – это активное, произвольное, сопровождающееся волевым усилием внимание. 3) Производное первичное внимание – внимание, при котором раздражитель одерживает неоспоримую победу над своими конкурентами. Это период зрелой и самостоятельной деятельности. Э. Титченер подчёркивает, что описанные им три стадии развития внимания и соответствующие им его генетические формы обнаруживают различия в сложности, но не в характере самого переживания, которое представляет собой один тип душевного процесса. Т.о., Э. Титченер, как и В. Вундт, выделяет критерий ясности сознания как феноменологический критерий внимания; ясность ощущения, к которому он сводит сущность внимания, зависит от «предрасположения» НС субъекта, объяснение которому он не даёт.

Внимание как селективность сознания (У. Джемс). Уильям Джемс. Центральной идеей является идея избирательности (селективности) сознания, связанной с ограниченностью объёма сознания. Описывая явление «рассеяния внимания», он использует определение «тусклый фон сознания» и ясное сознание – сосредоточенное внимание. При этом к критерию ясности в описании феномена внимания он добавляет критерий избирательности (селективности) сознания У. Джемс внёс существенный вклад в развитие представлений о формах внимания. Им предложено несколько классификаций видов внимания.

А. По объекту внимания: 1) чувственное внимание, объектом которого является ощущение; 2) интеллектуальное внимание – его объектом является воспроизведённое представление. Б.По опосредованности процесса внимания: 1) непосредственное внимание – его объект сам по себе эмоционально привлекателен, интересен непосредственно; 2) опосредованное внимание – его объект сам по себе неинтересен, но связан ассоциативно с эмоционально привлекательным объектом – это апперцептивное внимание. В. По наличию волевого усилия: 1) пассивное, рефлекторное, непроизвольное, не сопровождающееся волевым усилием; 2) активное, произвольное, сопровождающееся волевым усилием. Представление У. Джемса о многообразии форм внимания было важнейшей поворотом в прояснении вопроса об основных видах (формах) существования внимания.

Проблема внимания в гештальтпсихологии и ассоциативной психологии.

Внимание – это часть процесса восприятия; некоторая сила внутри целостного поля (К. Коффка, 1922). А наше восприятие определяется законами организации сенсорного поля: законами близости, спаянности пространства, прегнантности, хорошего продолжения и т.д. В этом описании совсем не остаётся места вниманию – всё происходит без его участия, так же, как и без участия субъекта восприятия. Однако такое понимание внимания и его место в процессе восприятия – не единственное в гештальтпсихологии. Э. Рубин подвергал сомнению сам факт существования внимания (1925). А в 1958 году В. Келер и П. Адамс опубликовали работу, в которой анализировались результаты их экспериментального исследования, приведшего их к выводу о том, что внимание усиливает, интенсифицирует процесс восприятия, делает его избирательным. Представители английской эмпирической психологии - ассоционисты - вовсе не включали внимание в систему психологии, для них не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации; поэтому для них не существовало и внимания.

Внимание как «сила Эго» в гештальтпсихологии.

В качестве главной характеристики психологических процессов гештальтпсихология рассматривает предметность, которая ярко представлена в феномене выделения фигуры или предмета из фона. Понятие структуры (гештальта), отражающей предметную целостность объекта и имеющей преимущество над ее элементами, составляет основное ядро концепции. Формирование гештальта подчиняется своим собственным законам, таким, как группировка частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, тенденция любого психического феномена принимать более определенную, отчетливую, завершенную форму и др.

Гештальтпсихологи представляли себе внимание как один силовой фактор, оказывающий влияние на психологические процессы субъекта. «Внимание – это сила, исходящая от Эго и направленная к объекту (случай произвольного внимания), или сила, исходящая от объекта в направлении Эго (случай непроизвольного внимания)», - писал К.Коффка. Подобное внимание процесса внимания предполагает его рассмотрение как одного из факторов, включенных в процесс структурирования феноменального поля.

Психика человека понималась в гештальтпсихологами как целостное феноменальное поле (совокупность переживаемого субъектом в данный момент), которое обладает определенными свойствами и строением. Основными компонентами феноменального поля являются фигура и фон.

Экспериментально влияние внимания на порог расчленения фигур было показано в эксперименте В.Келера и П.Адамса. Испытуемым демонстрировался шит белого цвета с нанесенными точками. В случае, когда расстояние между точками по вертикали и по горизонтали было равно, щит воспринимался как равномерно заполненный точками. От пробы к пробе расстояние по горизонтали оставалось константным, а расстояние по вертикали постепенно уменьшалось. Одной группе предъявлялся только щит (условие наличия внимания), а другой группе на фоне щита показывали резанные из бумаги фигурки, которые им следовало описать (условие отсутствия внимания).

После выполнения задания испытуемых спрашивали, что они видели – точки или столбцы. Оказалось, что при наличии внимания, для того чтобы россыпь точек начала восприниматься как вертикальные столбцы, расстояние между точками по вертикали должно стать в 1,7 раза меньше, чем расстояние между точками по горизонтали. В отсутствии внимания это расстояние должно стать в три раза меньше. Другими словами, в условиях внимательного восприятия порог расчленения фигуры становиться значимо ниже (расстояние между точками в тот момент, когда они уже воспринимаются как «столбцы, должно быть больше»), чем в том случае, когда щит выступит фоном.

Таким образом, в той части поля, на которую направлено внимание, принципы его организации, описанные гештальтпсихологами (в данном случае принцип близости), действуют при более слабой стимуляции.

На этом сайте есть огромное количество статей и интерактивных схем, выпускаемых под пристальным вниманием редакторов-ведущих мировых учёных в области нейронаук. А ещё там есть раздел «Спроси эксперта» , где специалисты отвечают на вопросы простых смертных. Мы выбрали три вопроса о работе памяти и перевели их для вас.

Существует ли фотографическая память?

Ларри Сквайр,

профессор психиатрии, нейробиологии и психологии в Калифорнийском университете Сан-Диего. Исследует организацию и неврологические основы памяти.

Говоря о фотографической памяти, обычно имеют в виду способность человека очень подробно запоминать визуальную информацию. Предполагается, что такие люди словно делают мысленные снимки так же, как фотоаппарат создаёт статичные изображения, а потом могут вспоминать их без ошибок. Однако фотографической памяти в этом смысле не существует.

Это легко продемонстрировать, попросив людей, которые считают, что обладают фотографической памятью, прочитать две-три строки текста, а затем воспроизвести текст по памяти в обратном порядке. Если бы память работала как фотография, у них бы это получилось, но в жизни такого не происходит.

Память больше похожа на кусочки головоломки , чем на фотографию. Чтобы вспомнить событие прошлого, мы собираем вместе самые запоминающиеся элементы и обычно забываем то, что творилось на фоне, цвет стен, картину на заднем плане, точные формулировки. Пропуская детали, мы формулируем основное содержание. Мы хорошо помним суть случившегося и плохо - частные элементы. Это выгодно, потому что содержание события важнее, чем детали.

Конечно, у разных людей способность к запоминанию отличается. То, насколько хорошо мы запоминаем вещи, зависит от того, насколько сильно мы обращали на них внимание. Кроме того, на способность запоминать влияет то, как мы воспроизводим материал в сознании и соотносим его с уже известным.

Некоторые люди с хорошей памятью используют специальные техники для её развития. Другие могут без усилий вспомнить большое количество автобиографической информации из разных сфер жизни. Исследователи узнают больше о памяти и её механизмах, изучая таких людей, а также тех, кто страдает нарушениями памяти из-за болезни или травм.

Как помочь ученикам лучше запоминать информацию?

Томас Кэрью,

профессор нейронаук в Нью-Йоркском университете. Изучает, как мозг получает информацию, где её хранит и как использует.

Всякий, кто когда-либо готовился к экзаменам, однажды задавал себе вопрос - как поместить в мозг побольше информации и подольше её сохранить? Вот два практических способа, основанных на экспериментальных данных.

Около 130 лет назад немецкий психолог Германн Эббингаус провёл значимую серию исследований по изучению памяти человека. Результаты показали, что отдых перед новым обращением к материалу даёт преимущества. Это наблюдение теперь известно как эффект интервального повторения.

С момента открытия Эббингауса сотни исследований подтвердили: занятия, которые разнесены во времени, приносят больше пользы в плане запоминаемости материала, чем то же количество занятий, следующих друг за другом впритык.

Мы всё ещё изучаем, как именно работает интервальный механизм. Чтобы сформировать долговременную память, синапсические связи укрепляются, а это требует производства клеточных белков. Есть основания предполагать, что разнесённое обучение улучшает производство этих белков.

Таким образом, для более успешных результатов требуется делать перерывы во время занятий и, когда это возможно, дробить уроки на части.

Кажется логичным, что всё главное, что связано с запоминанием материала, случается, когда мы учимся чему-то впервые, а последующие контрольные и тесты нужны только для измерения и оценки. Однако проверка знаний имеет бо льшее значение, чем кажется на первый взгляд.

Работы исследователей памяти выявили важность обучения с расширенным тестированием. Главный вывод заключается в том, что регулярная проверка может значительно улучшить способность вызывать материал в памяти. Интересно, что повторное изучение материала не принесло таких результатов. Это указывает на то, что при формировании долговременных воспоминаний восстановление информации в памяти может играть более значимую роль, чем запоминание.

Неврологическая основа этого явления неясна. Однако популярная гипотеза предполагает, что припоминание уже известного активизирует процесс укрепления нейронных связей.

Используйте больше викторин и тестов, как на уроках, так и в домашней работе, чтобы помочь ученикам вспоминать материал почаще.

Откуда берётся дежавю?

Говард Айхенбаум,

директор Центра памяти и мозга, Лаборатории когнитивной нейробиологии и Центра нейронауки в Бостонском университете.

Дежавю - это странное чувство, когда нам кажется, что с нами уже происходило то, что мы вообще-то совершенно точно переживаем в первый раз. Изучать дежавю в лабораторных условиях трудно, ведь явление это редкое и трудно воспроизводимое.

Тем не менее, есть нечто общее между дежавю и более распространенной ситуацией, при которой кто-то кажется знакомым, хотя вы не помните имени этого человека и обстоятельств знакомства. В отличие от дежавю, учёные могут воспроизвести такое ощущение узнавания в лаборатории. Один из способов сделать это - попросить участников исследования оценить лица и места, как виденные ранее, так и нет.

Такие исследования помогли учёным понять, что узнавание и воспоминание - это две разные формы памяти, которые работают вместе. Чувство смутного узнавания люди испытывают легко, а вот конкретное воспоминание, требующее установления ассоциаций и критического подхода, занимает больше времени. Например, если какой-то человек кажется вам знакомым, вы сможете разобраться, кто он такой, поговорив с ним и достроив картину.

Функциональные исследования с помощью МРТ показали, что в распознавании знакомых изображений участвуют перирхинальная кора и прилегающая область, называемая корой парафтопампала. Оба этих отдела отправляют информацию в гиппокамп, который также участвует в работе памяти. Полный опыт воспоминания может представлять собой объединение сходящихся сигналов от перирхинальной и парафтопампальной области.

0 4 237 0

Память является важнейшей составляющей человеческой личности. Благодаря памяти мы можем иметь о себе полноценное представление как о личности, существующей не только в пространстве, но и во времени, что крайне важно для самоидентификации и адекватного самовосприятия. Человеческой памятью интересуются различные науки, в первую очередь, психология и философия.

Понятие памяти

Память – это особая способность сохранять, накапливать и воспроизводить информацию и различные навыки, полученные в предшествующие настоящему моменту промежутки времени.

Структура памяти очень сложная – существует несколько ее видов, за каждый из которых отвечает определенный отдел мозга.

Как функционирует

Человеческая память выполняет следующие функции:

  1. Узнавание . Эта функция отвечает за восприятие объекта или предмета, которые воспринимались ранее.
  2. Воспроизведение . С его помощью осуществляется актуализация воспринятой ранее информации.
  3. Запоминание . В ходе этого процесса информация сохраняется в сознании человека, будучи проассоциированной с ранее полученной информацией.
  4. Сохранение . Эта функция характеризуется процессом аккумуляции приобретенных человеком воспоминаний в течение длительного временного периода, позволяет использование хранящейся в мозге информации.

Рассмотрим основные классификации памяти.

По степени психической активности

    Двигательная

    Подразумевает запоминание, хранение и воспроизведение движений, нужна человеку для активного физического взаимодействия с окружающим миром. Развивается рано, практически с детских лет.

    Эмоциональная

    Помогает запоминать чувства и эмоции, играет важную роль в жизни человека. Работает как сигнальная система, побуждающая к действию или, наоборот, удерживающая от него на основании пережитых в связи с ним эмоций.

    Образная

    Хранит в человеческом мозге различные представления, воспоминания в виде ярких картинок, звуков, запахов и вкусов. Ее развитие у детей начинается довольно рано, в полтора-два года.

    Словесно-логическая

    Действует как механизм запоминания и воспроизведения (устного или письменного) мыслей и чувств.

По характеру целей деятельности

  1. Непроизвольная . Этот вид памяти характеризуется отсутствием конкретной программы и цели запоминания и не сопровождается волевыми усилиями человека, а также использованием каких-либо определенных техник запоминания.
  2. Произвольная . Отличается от непроизвольной тем, что в ее основе лежит целенаправленное стремление специально запомнить, а затем воспроизвести определенную информацию. Для этой цели используются различные методы запоминания, которые складываются в целые системы.

По продолжительности хранения информации

Название

Характеристика

Мгновенная (тактильная или сенсорная) Под ней подразумевается тот вид, благодаря которому в наш мозг поступает информация, моментально передаваемая органами чувств. Длительность такой памяти в среднем – не более четверти секунды.
Кратковременная или короткая Устроена так, чтобы сохранять в течение краткого отрезка времени обобщенную картинку воспринятой органами чувств информации. Такое воспоминание хранится в кратковременной памяти не более 20 секунд.
Долговременная или долгосрочная Считается, что она способна сохранять полученную информацию неограниченное количество времени при возможности многократно ее воспроизводить. Свойства долговременной памяти зачастую связаны с процессом мышления.
Оперативная Сохраняет след воспринятой информации, необходимый для завершения некой операции.

Классификация Тульвинга

  • Зрительная или визуальная . Отвечает за запоминание информацией, воспринимаемой с помощью зрительных рецепторов.
  • Моторная (кинестетическая) . Основывается на запоминании, сохранении и воспроизведении различных движений, чаще всего через личный двигательный опыт.
  • Эпизодическая . Заключается в способности сохранять конкретные фрагменты информации с одновременным фиксированием ситуации, в которой она была получена.
  • Семантическая . Это один из видов долговременной памяти, основной функцией которой является хранение обобщенных знаний о мире.
  • Топографическая . Отвечает за ориентацию в пространстве, запоминание местности и маршрутов.

Другие виды

Название

Описание

Имплицитная В ней хранятся воспоминания, которые мы не стараемся запоминать намеренно. Это и различной степени значимости события из жизни, и приобретаемые в ходе совершения определенных действий навыки. Играет ведущую роль в формировании поведенческих привычек человека.
Эксплицитная Этот вид памяти отвечает за хранение намеренно запоминаемой информации. Любые процессы, нацеленные на целенаправленное запоминание, завершаются в эксплицитной памяти.
Эхоическая (аудиальная, слуховая) Отвечает за сохранение сенсорной и слуховой информации. Период хранения информации – короткий. Является вспомогательным инструментом распознавания речи, а также определения источника звука.
Репродуктивная Ее суть в повторном воспроизводстве сохраненной ранее информации с помощью такого действия, как припоминание. Этот вид памяти в особенности помогает людям, которым необходимо воспроизводить некие образы по памяти.
Реконструктивная Состоит в том, чтобы правильно восстановить последовательность тех или иных действий в рамках конкретных процессов.

Заключение

Заключение

Память – это сложное явление, имеющее под собой биологическую основу, но интересующее также и ученых от психологии. Выше мы привели характеристики различных видов памяти и процессов, за которые они отвечают, кратко перечислили факторы и закономерности, влияющие на формирование воспоминаний. У памяти есть свои законы, за разнообразие ее видов отвечают различные участки мозга.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Функции памяти:

1. Узнавание -воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.

2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.

3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Свойства памяти:

1. Запоминать (новую информацию)

2. Вспоминать (информацию)

3. Припоминать

4. Воспроизводить

5. Узнавать (ранее сохраненную информацию)

6. Сохранять (информацию)

Виды памяти

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без

специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с

помощью специальных приемов).

3. Кратковременная память , которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память

4.Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.)

5.Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация и из КП и ДП.

6.Промежуточная память - в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

7.Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти.

8.Механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.


ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ.

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец.

Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Память нужно развивать и тренировать . Для этого используют:

Различные методы укрепления;

Улучшения;

Специальные тренировки.

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

Осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;

Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление -материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;

Эмоционально- эстетическая насыщенность материала;

Возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;

Материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.