Открытое нод по фэмп в средней группе. Конспект нод по фэмп в средней группе «играем и считаем» план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Открытое нод по фэмп в средней группе. Конспект нод по фэмп в средней группе «играем и считаем» план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Задачи:

  • упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «сколько? », «который по счету? », «на котором месте?»;
  • раскрыть на конкретных примерах значение понятий: большая, маленькая, короче, длиннее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Играем и считаем»

Воспитатель: Полутина Н.А.

Задачи:

  • упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «сколько? », «который по счету? », «на котором месте?»;
  • раскрыть на конкретных примерах значение понятий: большая, маленькая, короче, длиннее.

Материал для занятия: письмо от Умняшки, кукла, геометрические фигуры для каждого ребенка (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и модули геометрических фигур, обручи, карточки с заданием на к/р, цветные карандаши, карточки для счета, карточки с цифрами, проектор, слайдовая презентация «Занимательные задачки», подарки -«разукрашки»

Ход занятия:

Организационный момент.

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Я прошу вас мне сказать:

Ребята, сегодня почтальон принес мне письмо. Хотите узнать, что там?

«Здравствуйте ребята! Меня зовут кукла Умняшка. Я живу в волшебной стране Игрляндия! И я приглашаю вас к себе в гости! Я слышала, что вы очень послушные, умные и сообразительные ребята, и я очень хочу с вами познакомиться! »

А вы хотите познакомиться с Умняшкой? А как мы отправимся в волшебную страну? (предположения детей)

А я вам предлагаю отправиться пешком. Нам предстоит долгий путь.

Отправляемся друзья! Отставать никак нельзя!

(дети идут по камушкам, по песочку, по листочкам)

1 задание «Геометрические фигуры».

Ой, ребята, смотрите, где это мы очутились? А я знаю. Мы на лужайке. А кто живет на этой лужайке, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг)

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник)

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат)

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

Догадались, кто живет на этой лужайке? (геометрические фигуры)

Ребята, а хотите, я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. Садитесь удобнее. И так, слушайте сказку.

«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким.

А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким.

А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.

Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась с начала на одну его сторону, но не чего не увидела из - за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть я смогу помочь тебе? » - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. Плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».

Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника? (две длинные, а две короткие)

А сейчас геометрические фигуры предлагают поиграть вам в игру «Найди свой домик».

Жили-были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник (показывает и раскладывает в обручи большие фигуры). Затем раздает всем детям по одной геометрической фигуре.

В математику играю,

Вас в фигуры превращаю!

Раз, два, три, треугольник, в дом беги! (дети-треугольники забегают в свой обруч).

Молодцы ребята! Справились!

2 задание «Считаем до 5»

Смотрите, ребята, мы с вами оказались в королевстве феи Считалочки, но она сейчас в отъезде по делам. И вот фея Считалочка уехала, а числа 1,2,3,4 и 5 решили пока ее нет, немного пошалить и перепутались так, что забыли свои порядковые места. Поэтому в королевстве даже солнышко спряталось. Давайте им поможем навести порядок?!

(Дети расставляют числа по порядку).

Молодцы, вы все сделали правильно!

А еще Считалочка нам оставила какое-то задание. Посмотрим?

(у каждого ребенка карточка с заданием: сосчитать нарисованные предметы и получившиеся ответы соединить с цифрами)

Пока мы с вами выполняли задание феи, выглянуло солнышко.

Гимнастика для глаз

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка, ты со мной (моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись. (круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду (смотрят влево)

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду (смотрят вправо)

Ребята, а посмотрите, вот здесь тоже какие-то картинки.

(рассматриваем картинки с изображением разных предметов, которые висят на доске. Затем дети выполняют движения соответствующие тексту)

Сколько яблочек у нас,

Столько мы подпрыгнем раз. (1)

Сколько листиков у нас,

Столько мы присядем раз. (2)

Сколько красных мухоморов,

Столько сделаем наклонов. (3)

Сколько баночек у нас,

Столько хлопнем с вами раз. (4)

Сколько клоунов веселых,

Столько топнем с вами раз (5).

Молодцы! Справились со всеми заданиями феи Считалочки! Мы можем идти дальше!

3 задание «Реши задачку»

Ой, куда это мы опять пришли? А попали мы в королевство принца Задачкина, здесь тоже нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?

Тогда давайте решим с вами занимательные задачки, которые приготовил для нас принц. Только слушать их нужно очень внимательно!

Навострите свои ушки на макушке и послушайте: Презентация.

Задачка «В гостях у пчелы».

Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. За ним прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Затем пришла лиса с кувшином, а последним приковылял волк.

Перечислите всех, кто прибежал к улью. Сколько их всего?

Каким по счету примчался к улью заяц? А белка?

Каким по счету приковылял волк?

У кого была самая маленькая посуда?

У кого была самая большая посуда?

Задачка «Волк и лиса на рыбалке»

Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк-жадина подумал: «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-предлинной леской – больше рыбы наловлю». Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытягивать: то карася, то леща, то сома, то щуку. А волк поймал одного карасика, стал его из реки тянуть, да в длинной леске и запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.

Сколько всего рыб поймала лиса? Волк?

А сколько они поймали вместе?

Кто больше наловил рыбы, почему?

Задачка «У лося в гостях»

Купил лось телевизор, пригласил зверей мультфильм смотреть. Пришли гости к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая. На большую скамейку сели лось и медведь. А на маленькую – еж, белка, заяц, суслик и мышь.

Сколько зверей поместилось на большой скамейке?

Сколько зверей поместилось на маленькой скамейке?

На какой скамейке поместилось больше зверей? Почему?

Молодцы ребята!

Ну, вот, наконец, мы дошли до страны Игрляндии! (детей встречает кукла Умняшка)

Здравствуй, Умняшка!

Здравствуйте, ребята! Как вы до меня добрались? Трудно было? Какие вы молодцы! А хотите со мной поиграть? А я посмотрю, какие вы умненькие и сообразительные!

Начинаем мы опять:

Решать, отгадывать, смекать!

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час!

Дети играют с Умняшкой.

Игра называется: «Что длиннее».

Кукла бросает мяч одному из детей и говорит: «Спичка, что длиннее? »

Ребенок ловит мяч и отвечает: «Карандаш, что длиннее? » - и бросает мяч следующему игроку (коса у девочки, ленточка, палка, веревка, рельсы, дорога) Мяч бросают до тех пор, пока фантазия не иссякнет и не с чем будет сравнивать.

Игра «Когда это бывает?»

Завтракаем мы утром, а ужинаем …(вечером)

Спим мы ночью, а делаем зарядку…(утром)

Днем мы обедаем, а завтракаем …(утром)

Солнце светит днем, а луна…(ночью)

Ужинаем мы вечером, а обедаем…(днем)

В садик мы идем утром, а из садика….(вечером)

После игр кукла Умняшка подводит совместно с детьми итог занятия.

И предлагает взять с собой игру-задание «Разукрашки»

(на каждого ребенка листок с заданием)

1. Раскрасьте только круглые предметы.

2. Раскрасьте только прямоугольные предметы.

3. Раскрасьте предметы, которые быстро двигаются.

Ребята вам пора возвращаться в детский сад. Я очень рада, что вы ко мне пришли в гости! До свидания! Приходите еще!


Коквина Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №81
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект НОД по ФЭМП в средней группе "На поиски колокольчика"
Дата публикации: 15.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе

«На поиски колокольчика»

Цель:
продолжать формировать и расширять элементарные математические представления у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи
Образовательные:  Способствовать умению сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький; длинный, короче, самый короткий; широкий, шире, самый широкий);  Закрепить название геометрических фигур;  Закреплять умение ориентировки в пространстве;  Уточнить представления детей о частях суток и временах года; Развивающие:  Развивать познавательный интерес и активность в работе;  Развивать логическое мышление, внимание, память;  Развивать эмоциональную сферу детей в игровой деятельности;  Развивать логическое мышление. Воспитательные:  Учить детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга; выполнять задания, отвечать на заданные вопросы.  Воспитывать дружеские чувства детей друг к другу, согласовывая действия в игровой и учебной деятельности; Материалы и оборудование: Два набора геометрических фигур; набор полосок разной ширины; набор полосок разной длины; картинки для фланелеграфа: собака, скворец, дерево, ствол дерева, трава, кошка, облако, солнце; картинки «Времена года» и «Части суток»; три коробочки-кубики разного размера и цвета; колокольчики по количеству детей и один для воспитателя; чудесный мешочек; два фланелеграфа; картинка в виде паззла с изображением кубика; мешочки с наполнителями по количеству детей; замочек с ключиком; магнитофон и записи спокойной музыки. Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, я рада вас всех видеть! А вы хотите узнать, зачем мы с вами сюда пришли? Тогда садитесь поудобнее, я расскажу (дети садятся на стульчики). Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что вы в детском саду больше всего любите делать Дети: - играть, гулять, рисовать. Воспитатель: Я тоже хочу с вами поиграть. У меня есть «чудесный мешочек». Как вы думаете что в нём? Дети: Ответы. Воспитатель: А давайте проверим! Предметов в мешочке хватит всем (проводится игра «Чудесный мешочек»). Начнем с меня. У меня колокольчик! (дети по очереди достают колокольчики одному не хватает). Воспитатель: Что же делать, ребята? Мы можем как-то помочь? Но ведь он должен где-то быть, я же сказала что предметов в мешочке хватит всем. Надо его найти. Только как мы узнаем куда идти, чтобы найти колокольчик? Дети: ответы Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас есть две дороги. Скажите, пожалуйста, они одинаковые или разные? Дети: Разные. Одна - широкая и короткая, другая – узкая и длинная. Воспитатель: Давайте разделимся на две команды. А чтобы разделиться нужно рассчитаться на первый – второй. Дети рассчитываются на первый - второй. Воспитатель: Первая команда пойдёт по широкой и короткой дороге, а втора команда – по узкой и длинной. Вас ждут задания, которые надо выполнить. После выполнения каждого задания я буду давать вам карточку и когда вы все задания выполните, сложив правильно все карточки в картинку вы узнаете где колокольчик. Итак, 1 задание: Выложить по возрастанию полоски Для первой команды: по длине Для второй команды: по ширине После выполнения дети комментируют как они выполняли задания
2 задание: Выложить последовательно Для первой команды: Времена года Для второй команды: Части суток После выполнения дети комментируют как они выполняли задания 3 задание: Выложить из геометрических фигур Для первой команды: Собачья конура. Траву поместить под конурой. Солнце над конурой. Собаку слева. Дерево поместить справа. Для второй команды: Скворечник. Кошку поместить под скворечником. Облака над скворечником. Скворца слева. Ствол дерева справа. После выполнения дети комментируют из каких геометрических фигур они выполняли задания и где поместили дополнительные картинки. Воспитатель: Вот и соединились тропинки, давайте встанем друг на против друга и поиграем в игру «Здравствуй друг». Здравствуй друг (пожимают руку) Как ты тут? (похлопали по плечу друг друга) Где ты был? (пожимают плечами) Я скучал. (прижимают руку к сердцу) Ты пришёл (разводят руки в стороны) Хорошо! (обнимаются) Воспитатель: Ребята вы всё ещё хотите найти колокольчик? Дети: Да Воспитатель: Тогда доставайте карточки, которые я вам давала и попробуйте сложить картинку. Дети складывают. Получается изображение кубика. Воспитатель: Ребята, что это? Дети: Кубик. Воспитатель: А где он находится? Давайте его поищем. Дети ищут кубик Воспитатель: Молодцы, ребята нашли кубик. Там что-то есть. Как вы думаете что там? Дети: ответы
Воспитатель: Давайте посмотрим. Из коробки-кубика воспитатель достаёт ещё одну коробку- кубик. Воспитатель: Ребята, а это что? Дети: Ещё один кубик, только поменьше и другого цвета. Воспитатель: И там что-то есть. Как вы думаете что там? Дети: ответы Воспитатель: Ребята здесь ещё есть мешочки Воспитатель: Давайте посмотрим. Из коробки-кубика воспитатель достаёт ещё одну коробку- кубик. Воспитатель: Ребята, а это что? Дети: Ещё один кубик, только ещё меньше и другого цвета. Воспитатель: И там что-то есть. Как вы думаете что там? Но ребята, посмотрите здесь замок как нам быть? Дети: ответы Воспитатель: Ребята здесь ещё есть мешочки, но мешочки эти не простые. Они заколдованные, нужно взять их в руки осторожно. Подуть на них и постараться прощупать пальчиками, чтобы найти ключик. Дети находят ключик и отдают воспитателю. Воспитатель достаёт колокольчик и отдаёт кому не хватило. Воспитатель: Достаньте свои колокольчики. Проверьте у всех ли теперь есть колокольчик? Дети достают колокольчики. Воспитатель: Ребята, вы сегодня преодолели длинную и трудную дорогу скажите, пожалуйста, что было самым сложным? Что запомнилось? Что понравилось больше всего? Дети: ответы Воспитатель: Вы молодцы, я хочу подарить вам эти колокольчики, пусть они вам всегда помогают в трудную минуту.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Цыплята» (4-5 лет) с учетом ФГОС

« Космический полёт»

Воспитатель: О.К.

Программное содержание:
Обучающие задачи:
Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
Упражнять в прямом счёте в пределах 10 и обратном порядке от10 до 0.
Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение добиваться поставленных целей, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия
Методические приёмы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.
Демонстрационный материал: схема, модель для составления арифметических задач.
Развивающая среда: карточки с заданиями, лист бумаги в клетку, карандаши (на каждого ребенка).

Интеграция:

1. Познание

2. Коммуникация

3. Здоровье

4. Физическая культура

5. Художественная литература

7. Безопасность

Ход занятия:

I Мотивация к учебной деятельности:

Ребятки, к нам на занятие пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая. Занятие начнем со стихотворения. Стихотворение рассказывает ребёнок.

Давайте, ребята, учиться считать!
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа,
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
И в прятки сыграть не сумеют ребята. Максим
Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.

- «Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь.»
-« А на чем мы с вами отправимся? Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем мы с вами полетим».
-« Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?»

II - Ну вот, сели поудобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 10.

Д\и «Назови соседей числа»
Воспитатель спрашивает:
Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным) и какое последующим (то, которое стоит после названного)?
Воспитатель показывает каждому ребенку карточку с числом индивидуально: А ребёнок отвечает воспитателю предыдущее число и последующее число.

III – « Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно:

У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)
9 грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?»

Физкультминутка:
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку-засыпают)

IV- « Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели. Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты.Задачки то заколдованные, зашифрованные. Здесь какие-то схемы, модели. Можно ли по этим схемам придумать задачки? Прежде чем вы составите задачки, давайте вспомним:
- Из каких двух частей состоит задача? (условие, вопрос)
- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? (-)
- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? (+)
- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи?» (2)

Схема:
Решение:4-1=3(от четырех отнять один осталось три)
Модель:
8+1=9
Решение: на дереве сидело восемь птиц, к ним прилетела еще одна. Сколько всего птиц стало на дереве? (К 8 прибавить один получится 9)

V - А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад нам нужно найти другие кнопки. А теперь возьмите листочек бумаги и карандаш в руки. Математический диктант.
В левом верхнем углу нарисуем квадрат.
В правом нижнем углу овал.
В левом нижнем углу прямоугольник.
В правом верхнем углу круг.
А посередине треугольник.
- Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.
Пуск! Полетели! .

VI « А пока мы с вами летим- небольшая «Умственная разминка»
- Какое сейчас время года?
- Сегодня четверг, а завтра?
- Какие арифметические знаки вы знаете?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
-Если стол выше стула, то стул…?
-Если дорога шире тропинки, то тропинка?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите зимние месяца.
- Сколько ушей у трех мышей?
- Сколько концов у двух палок?
- Если сестра старше брата, то брат…?
VII –« Мы приземлились! Земля встречает нас фруктами.
Воспитатель преподносит детям яблоки.

IIX Рефлексия: Ребята вам понравился наш космический полет? Что вам понравилось, какое задание понравилось больше (ответы детей).

А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.

Список литература

    Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, От рождения до школы, под редакцией Н.Е.Вераксы, М., 2011.

    Математика от трёх до семи, З.А.Михайлова, Учебно методическое пособие для воспитателей детских садов, «Детство-Пресс», М. 2000.

    Математика до школы, А.А.Смоленцева, Пособие для воспитателей и родителей, СПб 2010.

    Формирование элементарных математических представлений, Старшая группа (5-6 лет), Помораева И.А., Позина В.А., Мозаика-Синтез, М. 2015.

    Методика обучения математике в детском саду Е.А.Щербакова, Academa, М. 2000.

Цели и задачи:

  • Закреплять знания детей о числовом ряде (1-5), цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Продолжать учить сопоставлять цифру с количеством предметов.
  • Учить порядковому счету в пределах 5.
  • Закрепить знание геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат и умение видеть их в окружающих предметах.
  • Продолжать учить классифицировать по цвету, форме, величине. Учить пользоваться понятиями: «самый большой», «самый маленький», «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький».
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать, умение слушать друг друга и воспитателя, взаимодействовать сообща.

Материал к занятию.

  • Макет Золотой Рыбки.
  • Набор рыбок одинакового цвета, различной величины (5 шт.)
  • Игра «Что лишнее?»
  • Конусы с маячками - геометрическими фигурами; 4 обруча; набор разноцветных рыбок с туловищем круглой, треугольной, овальной, квадратной формы
  • Набор рыбок одинакового размера, разного цвета с цифрами на боку 1-5.
  • На каждого ребенка полоски-аквариумы, подносы с кружками красного, желтого, синего цвета.
  • Карточки с изображением рыбок в количестве от 1 до 5.

Ход занятия

1 . Работа на ковре.

Приветствие «Доброе утро!» (дети стоят в кругу, взявшись за руки)

Доброе утро! Всем улыбнулись!

Справа и слева друзьям поклонились!

Будем дружить, помогать всем всегда,

Со мной вы согласны? Конечно же ДА!

Воспитатель: - Сегодня наша помощь требуется необычной гостье. Кто она - угадайте!

Загадка.

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю.

Плаваю под мостиком.

И виляю хвостиком. (рыбка)

Воспитатель: - Да, это Золотая Рыбка. А вот и она. Посмотрите, какая красавица! Как вы думаете, где может жить такая Золотая Рыбка? (ответы детей). Наша Золотая Рыбка живет в аквариуме. Она в нем - самая главная, самая важная. Интересно, какая ей нужна помощь? (Рыбка не отвечает). Наверное, она молчит потому, что она - в аквариуме, а мы - в группе. Нам нужно попасть к ней. Закрывайте глазки, слушайте волшебные слова.

Аквариум чистый сверкает стеклом,

А наши детишки окажутся в нем!

Воспитатель: - Вот мы и очутились внутри аквариума, а вокруг вас водичка. А вот и Рыбка. Поздоровайтесь с ней!

Ребята здороваются с Золотой Рыбкой, она им отвечает и рассказывает, почему ей нужна помощь: в последнее время все труднее ей следить за порядком в аквариуме. Разбаловались-расшалились, все перепутали обитатели аквариума - рыбки. Рыбка сомневается, смогут ли ребята ей помочь, ведь они не рыбы, а люди…

Воспитатель: - А мы сейчас докажем Золотой Рыбке, что много знаем о рыбках.

Физминутка «Веселые рыбки» (слова и движения авторские)

Воспитатель: - Ну вот, теперь Золотая Рыбка убедилась, что мы точно можем ей помочь.

Ребята выполняют задания.

  • «Какая рыбка в стае лишняя?»

Рыбки в аквариуме плавают самые разные: большие, маленькие, разного цвета, разной формы. Вот расшалились они и перепутались, некоторые рыбки не в свою стаю попали. Посмотрите, какая рыбка лишняя в стае?

  • «Кто за кем?».
  • «Подбери рыбкам нужный аквариум».

Посмотрите, как много рыбок… Заметили, что у них разное? Да, у них разная форма туловища. Есть рыбки круглые, квадратные, а есть овальные и треугольные. Теперь нам нужно заселить рыбками целых 4 аквариума. (На ковре 4 обруча, в каждом - конус с маячком, обозначающим геометрическую фигуру).

По сигналу воспитателя дети кладут свою рыбку в нужный обруч.

Золотая Рыбка благодарит ребят за помощь, но говорит, что ей еще нужно помочь, только для этого нужно сесть на камушки (за столы).

2. Работа за столами.

  • «Ну-ка, рыбки, встаньте в ряд!»

Воспитатель: - Ребята, вот еще рыбки-шалунишки. Нужно, чтобы они плыли стайкой по порядку. (дети расставляют рыбок от 1 до 5).

Швецова Елена Анатольевна , воспитатель
ЕАО, п.Теплоозёрск

Учить узнавать в предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о них; развивать умение определять пространственное направление относительно других предметов; развивать словарный запас детей; умение отвечать полными ответами; развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, усидчивость. Формировать физические качества и накопление двигательного опыта.



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

МКДОУ «Детский сад №2 п.Теплоозёрск»

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

группа №9 «Сказка»

п.Теплоозёрск

январь 2017г.

1. Обучающие задачи: учить узнавать в предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о них; развивать умение определять пространственное направление относительно других предметов (ПР); развивать словарный запас детей; умение отвечать полными ответами (РР); развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, усидчивость (ПР). Формировать физические качества и накопление двигательного опыта (ФР).

2. Развивающие: закреплять с детьми названия геометрических фигур, повторить счет от 1 до 5, упражнять в умении составлять домики из счетных палочек; совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку (ПР).

3. Воспитывающие: воспитывать умение слушать взрослого и сверстников, говорить, не перебивая (РР). Воспитывать интерес к математике, взаимопомощь, навыки самооценки (СКР).

Предварительная работа:

дидактические игры: «Посели фигуру», «Какой фигуры не стало», «Что пропало», «Катится, не катится», подвижные игры: «Найди свой домик», разгадывание загадок.

Словарная работа: геометрические фигуры

Методы и приёмы: словесный: вопросы к детям, использование художественной литературы (загадки); игровой: дидактические игры; наглядный, практическая деятельность детей.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

картинки «геометрические фигуры», картинки «Кто лишний за столом?», картинки для гимнастики для глаз.

Раздаточный материал:

Рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические качели», на каждого ребёнка по пять кругов, треугольников, квадратов и прямоугольников, счётные палочки. Ножницы, клей, листы бумаги, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, картинки с изображением из геометрических фигур с заданным цветом каждой фигуры для раскрашивания.

Индивидуальная работа: упражнять в умении составлять домики из счетных палочек – Дима, Настя. Закреплять умение отвечать полными ответами – Влад, Лиза, Кирилл П.

Структура и методические приемы:

I. Вводная часть - 3 минуты.а) приветствие

б) загадывание загадок;б) ходьба по дорожкам;II. Основная часть - 15 минут.а) Упражнение «Геометрические деревья»б) Упражнение «Геометрические дома»в) Упражнение «Геометрические качели»г) Гимнастика для глаз «Найди похожий по форме предмет»д) Игра: «Отсчитай-ка».е) Игра: «Строим домики».

ж) Физкультминутка

з) Игра: «Назови похожий предмет».

и) Вырезание ножницами «Геометрические фигуры»

к) Конструирование «Геометрическая картинка»

III. Заключительная часть - 2 минуты.а) обобщение воспитателя;б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).

Вводная часть:

Дети стоят в кругу, воспитатель с детьми.

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!"

Если каждый улыбнётся

– Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие, но прежде нам нужно отгадать загадки, чтобы узнать в какую страну мы с вами отправимся.

1. Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня … (квадрат)

2. Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг)

3. Три вершины,

Три угла,

Три сторонки –

Кто же я? (треугольник)

4. Растянули мы квадрат

И представили на взгляд.

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник –

Стал квадрат….. (прямоугольник)

Воспитатель: Геометрия повсюду

Только глазом поведёшь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдёшь.

Мы в страну фигур пойдём,

Много там чего найдём.

Поиграем, погуляем,

Все фигуры посчитаем.

Сколько есть на белом свете

Удивительных секретов.

Всё нам надо узнавать,

Мир премудростей познать.

Какие геометрические фигуры вы знаете? Круг, треугольник, прямоугольник, квадрат - это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные - куб, шар, цилиндр.В геометрической стране геометрические фигуры везде-везде.

Можно отправляться в путешествие геометрических фигур. Вы готовы?

Основная часть:

Упражнение «Геометрические деревья»

Перед вами деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? Пять деревьев.Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).Упражнение «Геометрические дома»

Рассмотрите дома геометрической страны.

Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?Чей дом самый высокий (низкий)?Чей дом самый широкий (узкий)?К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?Упражнение «Геометрические качели»

На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите треугольников, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и треугольников стало поровну? Добавить один треугольник или убрать один круг.

Гимнастика для глаз «Найди похожий по форме предмет»

Найдите глазами предмет, похожий по форме на треугольник (круг, квадрат, овал, прямоугольник).

Смотрите, жители страны Геометрических фигур оставили нам письма с заданиями. Вот и наше первое задание.

Игра: «Отсчитай-ка».

Отсчитайте и выложите на верхнюю полочку карточки 5 треугольников. Маша, посчитай, пожалуйста, вслух треугольники. А теперь выложите на 1 меньше квадратиков на нижнюю полочку. Сколько квадратов вы выложили? Дима, отсчитай квадратики. Ребята, а какое число больше: 5 или 4? А на сколько 5 больше 4?

Ребята, мы справились с нашим первым заданием. Давайте посмотрим наше второе задание.

Игра: «Строим домики».

На столе у вас лежать счетные палочки. Давайте соберем с вами один маленький домик, а второй большой и сравним их. Лиза, посчитай, сколько у тебя ушло палочек на строительство маленького домика? Из каких геометрических фигур получились у вас домики? Чем отличаются эти фигуры друг от друга? Только размером: большой и маленький квадрат, большой и маленький треугольник.

Физкультминутка: «Быстро встаньте, улыбнитесь».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели-встали, сели-встали.

И на месте побежали.

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем,

И на двух ногах поскачем.

Молодцы. Присаживайтесь на места. Давайте посмотрим наше следующее задание.

Игра: «Назови похожий предмет».

Ребята, я буду называть предмет, а вы будете показывать мне соответствующую фигуру. Например: солнце круглой формы, значит поднимаем круг. Дальше вы сами подумайте и поднимите мне нужную форму.

Дверь (прямоугольник, крыша у домика (треугольник, кубик (квадрат, огурец (овал).

Вырезание ножницами «Геометрические фигуры»

Как с помощью ножниц, из квадрата сделать треугольники?Как с помощью ножниц, из прямоугольника сделать квадраты?Как из круга сделать два полукруга?

Конструирование «Геометрическая картинка»

Составьте из получившихся у вас геометрических фигур картинку и наклейте ее на лист бумаги. Эта картинка напомнит вам о путешествии в страну геометрических фигур.

А домой возьмите вот такую раскраску. (Картинка с изображением, составленным из геометрических фигур с заданным цветом для раскрашивания каждой фигуры).

Заключительная часть:

Все дети сегодня молодцы, все отлично подружились с жителями Геометрической страны. Дима, с какими жителями геометрической страны ты сегодня встретился? Ребята, наше путешествие по стране Геометрических фигур окончено. Давайте похлопаем себе.