Какие церковные праздники самые главные. Самые важные православные праздники Главные религиозные праздники христианства

Какие церковные праздники самые главные. Самые важные православные праздники Главные религиозные праздники христианства
Какие церковные праздники самые главные. Самые важные православные праздники Главные религиозные праздники христианства

1 мая

Преподобного Иоанна, ученика Преподобного Григория Декаполита (820-850)

Мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303)

Святого Космы исп., епископа Халкидонского, и Преподобного Авксентия (815-820)

Мученика Иоанна Нового из Янины (1526)

Священномученика Виссариона Селинина пресвитера (1918)

Преподобномученицы Тамары Сатси (1942)

Максимовской иконы Божией Матери (1299)

День постный

2 мая

Преподобного Иоанна Ветхопещерника (VIII)

Блаженной Матроны Московской (1952)

Мучеников Феоны, Христофора и Антонина (303)

Священномученика Пафнутия, епископа Иерусалимского

Святого Георгия исп., епископа Антиохии Писидийской (813-820)

Святого Трифона, патриарха Константинопольского (933)

Преподобного Никифора игумена

Святого Виктора исп., епископа Глазовского (1934)

3 мая

Преподобного Феодора Трихины

Преподобного Александра Ошевенского (1479)

Мученика младенца Гавриила Белостокского (1690)

Святых Григория (593) и Анастасия Синаита (599), патриархов Антиохийских

Преподобного Анастасия, игумена Синайской горы (685)

Святого Николая Велимировича, епископа Охридского и Жичского (1956) (Серб.)

Святого Феодосия исп., епископа Коломенского (1937)

Кипрской иконы Божией Матери (392)

Приметы дня 3 мая:

  • На Федора покойники тоскуют по земле.
  • В этот день посещали кладбища: причитали или окликали родителей на погосте.
  • На Феодоров день земля открывается и вылетают души ушедших от нас на Божий свет.

4 мая

Священномученика Ианнуария епископа и с ним Мучеников Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305)

Мученика Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (II)

Обретение мощей Преподобного Феодора Санаксарского (1999)

Праведного Алексия Бортсурманского (1848)

Мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата (303)

Святого Максимиана, патриарха Константинопольского (434)

Священномученика Иоанна Пригоровского пресвитера (1918)

Святого Николая Писаревского исп., пресвитера (1933)

Священномученика Алексия Протопопова пресвитера (1938)

5 мая

Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского (613)

Перенесение мощей благоверного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1834)

Аппостолов Нафанаила, Луки и Климента (I)

Преподобного Виталия (609-620)

Священномученика Платона, епископа Банялукского (1941) (Серб.)

Священномученика Евстафия Малаховского пресвитера (1918)

Мученика Димитрия Власенкова (1942)

Приметы дня 5 мая:

  • На Луку высаживают лук.
  • Теплый май весну снаряжает.
  • Ночью заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов на все лето, пока хлеб в поле стоит.

6 мая

Великомученика Георгия Победоносца (303) - весенний Юрьев день

Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012)

Мученицы царицы Александры (303)

Мучеников Анатолия и Протолеона (303)

Преподобной Софии (1974)

Священномученика Иоанна Ансерова пресвитера (1940)

Приметы дня на Юрия, 6 мая:

  • Юрий на порог весну приволок.
  • Егорий землю отмыкает.
  • Пришел Егорий - и весне не уйти.
  • Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
  • Коли весенний Егорий с кормом (появится трава), то зимний Никола (19 декабря) будет с мостом (зима установится, будет хороший санный путь).
  • На Юрья снег - урожай на гречу, на Юрья дождь - гречи недород.
  • С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду.

День постный

7 мая

Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272)

Преподобного Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII)

Преподобного Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII)

Мучеников Пасикрата и Валентина (228)

Мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303) - Евсеев день

Преподобного Фомы юродивого (546-560)

Преподобного Елисаветы чудотворицы (V)

Священномученика Бранко пресвитера (1941) (Серб.)

Мученика Сергия Архангельского (1938)

Молченской иконы Божией Матери (1405)

Приметы дня 7 мая:

  • Пришел Евсей - овсы отсей.
  • Когда на дороге грязь, тогда овес - князь.
  • Сей рожь хоть на часок в пепелок, а овес хоть в воду, да в пору.
  • Овес должно сеять дня за два после или до наступления полнолуния и никогда во время затмения.

8 мая

Апостола и евангелиста Марка (63) - День Марка-ключника

Преподобного Сильвестра Обнорского (1379)

Преподобного Василия Поляномерульского (1767) (Румын.)

Священномученика Сергия Рохлецова пресвитера (1938)

Цареградской иконы Божией Матери (1071)

Приметы дня 8 мая:

  • Марк владеет ключами от дождей.
  • Марк отмыкал небесную высь, созывал влагу, просил ее сойти на землю.
  • Если выпадет после Марка три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных.

День постный

9 мая

Поминовение усопших воинов

Священномученика Василия, епископа Амасийского (ок. 322)

Святого Стефана, епископа Великопермского (1396)

Праведной Глафиры девы (322) - День Глафиры-горошницы

Преподобного Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.)

Священномученика Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его Мучеников Николая и Петра (1918)

Приметы дня 9 мая:

  • Большая роса или ясный день на Горошницу - к урожаю огурцов.
  • Коли на северном ветре сеять горох - будет он жидок, коли на западном - будет мелок, коли при южном - будет он гнил и червив; сеять горох надобно при восточном ветре.

10 мая

Апостола и Священномученика Симеона, сродника Господня (107)

Преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского (1094)

Праведного Евлогия странноприимца (IV)

Священномучеников Павла Светозарова и Иоанна Рождественского пресвитеров, Мучеников Петра Языкова, Николая Малкова, Авксентия Калашникова, Сергия Мефодиева и Мученицы Анастасии (1922)

Преподобномученицы Марии Носовой (1938)

Священномученика Иоанна Спасского пресвитера (1941)

Приметы дня 10 мая:

  • Утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
  • Сова кричит - на холод.
  • Ненастная погода окончится, если к вечеру появляется туман в низких местах.
  • Заморозок возможен, если утром стоит ясная погода, а к полудню появляются кучевые облака, которые к вечеру снова исчезают.

11 мая

Аппостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I)

Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (286)

Святого Кирилла, епископа Туровского (1183)

Мучеников Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Мурина, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (ок. 63)

Мученицы Анны Шашкиной (1940)

Приметы дня 11 мая:

  • Знахари на Максима лечили затяжные лихорадки: солнечный день считался верным знаком того, что болезни отпустят человека.

В этот день нельзя:

  • Стричь младенцам ногти и волосы.
  • Прокалывать себе уши - будете хуже слышать.
  • Планировать помолвку - брак будет недолговечен.
  • Белить стены или потолок - можно расстаться с удачей и здоровьем.

12 мая

Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286-299)

Преподобного Мемнона чудотворца

Преподобного Нектария Оптинского (1928)

Преподобного Амфилохия Почаевского (1970)

Мучеников Диодора и Родопиана диакона (284-305)

Святого Василия Острожского (1671) (Серб.)

Трехсот мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII-XVIII) (Груз.)

Приметы дня 12 мая:

  • В этот день знахари продолжали лечить больных лихорадкой, обращаясь с прошением к девяти мученикам.

13 мая

Апостола Иакова Зеведеева (44) - Якова-апостола

Обретение мощей Святого Никиты, епископа Новгородского (1558)

Святого Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского (1867)

Святого Доната, епископа Еврии (ок. 387)

Обретение мощей Священномученика Василия, епископа Амасийского (IV)

Мученика Максима

Приметы дня 13 мая:

  • Если восход на Якова ясный, то и все лето будет солнечным, а если с утра на дворе пасмурная погода, то измучают летом дожди-сеногнои.
  • Если вечером взойдут звезды и подует с юга теплый ветер - лето будет теплое, с изобильным плодородием.

День постный

14 мая

Пророка Иеремии (VI в. до Р. Х.)

  • Крестьяне считали, что Иеремия 14 мая запрягает небесную колесницу и помогает земледельцам.

Преподобного Пафнутия Боровского (1477)

Священномученика Макария, митрополита Киевского (1497)

Преподобного Герасима Болдинского (1554)

Преподобномученика Ваты Персянина (IV)

Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1213)

Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816)

Мученицы Нины Кузнецовой (1938)

Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери

Приметы дня 14 мая:

  • Если солнце взошло ясно, то быть и всему лету ясным.
  • Коли на Еремея погоже - уборка хлеба пригоже.
  • На Еремея непогода - всю зиму промаешься (будет суровая зима).
  • Пала роса с вечера - к ясному дню.
  • Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее - когда цвет калины будет в кругу.
  • Сей неделю после Егория (6 мая), да другую после Еремея.

15 мая

Святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373)

Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115)

  • Младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира были первыми святыми, которых канонизировали и Русская, и Константинопольская православные церкви. Другие названия праздника - Борисов день (Борис-день, Борис и Глеб - сеятели, барыш-день, соловьиный праздник, соловьиный день, свистозарник, свистуньи, свистопляски).

Святого Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (1654)

Мучеников Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II)

Благоверного и равноапостольного царя Бориса, во Святом Крещении Михаила (907), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.)

Путивльской иконы Божией Матери (1635)

Приметы дня 15 мая:

  • На Бориса и Глеба знахари заговаривают людей, страдающих маетой - нервными расстройствами.
  • Читают заговор над молоком, которым потом должен умываться больной.

День постный

16 мая

Мучеников Тимофея и Мавры (ок. 286) - День Марфы-молочницы

Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074)

Преподобного Петра чудотворца, епископа Аргосского (X)

Преподобного Иулиании (1393) и Евпраксии (1394), Московских Святого Феофана Перифеорийского (после 1353)

Священномученика Николая Беневоленского пресвитера (1941)

Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085) и Свенской (Печерской) (1288)

Приметы дня 16 мая:

  • Начинали высаживать рассаду капусты и засевать огороды.
  • Запели соловьи перед Маврой - весна зацветает дружно.
  • Трогаются в рост побеги ели.
  • Цвет черемухи приносит холод.

17 мая

Мученицы Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290)

  • Пелагея - воронья заступница. Оберегает молодых воронят, учит их уму-разуму.

Преподобного Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV-XV)

Священномученика Еразма, епископа Формийского (303)

Священномученика Альвиана, епископа Анейского, и учеников его (304)

Священномученика Сильвана, епископа Газского, и с ним 40 мучеников (311)

Священномученика Иоанна Васильева пресвитера (1942)

Священномученика Николая Тохтуева диакона (1943)

Старорусской иконы Божией Матери (1570)

18 мая

Великомученицы Ирины (I-II) - День Ирины-рассадницы

Обретение мощей Преподобного Иакова Железноборовского

Преподобного Варлаама Серпуховского (1377)

Преподобномученика Ефрема Нового (1426)

Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878)

Приметы дня 18 мая:

  • В этот день сажали капусту.
  • Рано утром, хозяйки выходили в огород и в полном одиночестве, чтобы никто не сглазил, и сажали рассаду.
  • На Ирину-Рассадницу нельзя есть хлеб, иначе куры поклюют урожай.
  • Если рассада пьет много воды - к сухому покосу, а не вбирает воду - покос будет мокрым.
  • На Ирину выжигали поля, покосы и луга.

19 мая

Праведного Иова Многострадального (ок. 2000-1500 гг. до Р. Х.)

Преподобного Михея Радонежского (1385)

Преподобного Иова Почаевского (XVII)

Мучеников Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362)

Мученика Варвара, бывшего разбойника

Приметы дня 19 мая:

  • Выпадающая в этот день роса считалась целебной.
  • Рано утром выходили крестьяне на луга и босиком ходили по траве, а дети катались по земле, «вбирая» в себя силу и здоровье.
  • Знахари на Иова собирали росу на рушники, выжимали их и хранили целебную влагу, которая помогала в лечении многих болезней.
  • Большая роса и ясный день - к хорошему урожаю на огурцы.
  • Отсутствие утренней росы после ее ежедневного появления - к перемене погоды.

20 мая

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351)

Мученика Акакия сотника (303)

Преподобного Нила Сорского (1508)

Преподобного Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, епископа Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), епископа Цилканского, Иосифа, епископа Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского (VI) (Груз.)

Обретение мощей Преподобного Нила Мироточивого, Афонского (1815)

Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери

  • Начало вечерни, утрени и литургии пасхальное. Окончание и отпуст литургии по пасхальному чину. В греческой Цветной Триоди в этот день дается также чинопоследование, аналогичное последованию служб пасхальной седмицы, с пением пасхальных часов.

Приметы дня 20 мая:

  • Чем раньше начинает цвести черемуха, тем жарче будет лето.
  • Лопнули черемуховые почки - весна в полной силе.
  • Когда у черемухи много цвета, лето будет мокрое.
  • Цветет черемуха - лучшее время посадки картофеля.
  • Если роса не высохнет до полудня - жди ненастья.
  • Если с вечера по небу разбросаны облака мелкими клочьями - жди на следующий день дождя.

День постный

21 мая

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117) - День Ивана Богослова

Преподобного Арсения Великого (449-450) - Арсеньев день

Преподобного Арсения трудолюбивого (XIV) и Пимена постника (XII), Печерских, в Дальних пещерах

Мученика Никифора Зайцева (1942)

Приметы дня 21 мая:

  • Ночные дожди и дневное солнце наполнят кладовые, бочки и бочонки.
  • Красное небо с вечера сулит хорошую погоду, утренняя краснота воду дает.
  • Облака идут вверх - к ясной погоде; идут вниз или в одно место собираются - к дождю.
  • День с дождями - гриб будет полками.

22 мая

Пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.)

Мученика Христофора (ок. 250)

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087) - День Николы Вешнего

Святой Николай покровитель лошадей, праздник конюхов. Первое ночное (выгон лошадей на луга на всю ночь).

Преподобного Иосифа Оптинского (1911)

Преподобного Шио Мгвимского (VI) (Груз.)

Священномученика Димитрия Воскресенского пресвитера (1938)

Священномученика Василия Колосова пресвитера (1939)

Приметы на Николая, 22 мая:

  • В первый день ночного никто не работал.
  • Парни и детвора разжигали на лугах костры, садились у огня кружком, угощались пирогами и пекли в золе картофель.
  • На Николу открывался купальный сезон.
  • До Николы вешнего не следует купаться.

День постный

23 мая

Апостола Симона Зилота (I)

Святого Симона, епископа Владимирского и Суздальского (1226)

Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (XVI)

Мучеников Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251)

Мученика Исихия Антиохийского (IV)

Преподобного Исидоры юродивой (IV)

Блаженного Таисии (V)

Киево-Братской иконы Божией Матери (1654)

Приметы дня 23 мая:

  • Пчелы с утра весело летают - будет солнечный день.
  • Если в этот день пойдет дождь, все лето будет дождливое.
  • Сильный ветер во время дождя предвещает хорошую погоду.
  • Холодный и ветреный май полезен для урожая.

24 мая

Священномученика Мокия (ок. 295) - Мокеев день

Равноаппостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских

Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870)

Преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII)

Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского (1671)

Святого Никодима, архиепископа Сербского (1325)

Священномученика Михаила Белороссова пресвитера (1920)

Священномученика Александра, архиепископа Харьковского (1940)

Приметы дня 24 мая:

  • Солнечный восход багрян - лето с грозами идет.
  • Если туманно и багровый восход солнца, а днем дождь - будет лето мокрое и грозное.

25 мая

Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (прославление 1913)

Святого Епифания, епископа Кипрского (403) - День Епифана

Святого Германа, патриарха Константинопольского (740)

Преподобного Дионисия Радонежского (1633)

Второе обретение мощей праведного Симеона Верхотурского (1992)

Святых Савина, архиепископа Кипрского (V), и Полувия, епископа Ринокирского (V)

Мученика Иоанна Валаха (1662) (Румын.)

Священномученика Петра Попова пресвитера (1937)

Мученицы Евдокии Мартишкиной (1938)

Приметы дня 25 мая:

  • Если на Епифана утро теплое и солнечное - жди сухого лета.
  • В сухую погоду насекомых у акации не бывает, то же происходит со смородиной, донником и жимолостью.
  • Желтые листки акации раскрываются и выделяют много нектара - к дождю.

26 мая

Мученицы Гликерии девы и с нею мученика Лаодикия, стража темничного (ок. 177) - День Лукерьи-комарницы

Праведной Гликерии девы, Новгородской (1522)

Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688)

Мученика Александра Римского (284-305)

Святого Павсикакия, епископа Синадского (606)

Святых Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX)

Преподобного Евфимия Иверского (1028) (Груз.)

Священномучеников Василия Соколова, Александра Заозерского и Христофора Надеждина пресвитеров, преподобномученика Макария Телегина и мученика Сергия Тихомирова (1922)

Мучеников Черкасских (XX)

Приметы дня 26 мая:

  • Если комаров много - это к дождю.
  • С Лукерьи-комарницы жди потепления.
  • Появились комары - жди тепла и дождя.
  • Крупный комар - к доброму году.
  • Когда комар не живой, тогда май сухой.
  • Комары вьются - к солнечному дню.
  • Много комаров - готовь под ягоды много коробов, много мошек - готовь по грибы лукошек.

27 мая

Мученика Исидора (251) - День Сидора-огуречника

Блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца (1474)

Святого Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (XII)

Мученика Максима (ок. 250)

Преподобного Серапиона Синдонита (V)

Святого Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175)

Священномученика Петра Рождествина пресвитера (1939)

Теребенской (1654) и Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери

Приметы дня 27 мая:

  • На Сидора сади огурцы и сей лён.
  • Если весь день ясный и тёплый, будет хороший урожай огурцов.
  • Погода нехорошая - огурцы плохи.
  • До Сидора заморозки бывают.

День постный

28 мая

Вознесение Господне

Преподобного Пахомия Великого (ок. 348) - День Пахома Теплого

Святого Исаии, епископа Ростовского, чудотворца (1090)

Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591) (сына Иоанна Грозного)

Преподобного Исаии Печерского (1115)

Преподобного Пахомия Нерехтского (1384)

Преподобного Евфросина (1481) и ученика его Серапиона, Псковских

Преподобного Ахиллия, епископа Ларисийского (ок. 330)

Приметы дня 28 мая:

  • Пришел Пахом - запахло теплом.
  • Конец заморозков на почве.
  • На Пахома тепло - все лето теплое.
  • Когда осина покроется сережками, на березах проклюнутся молодые листья, а папоротники развернут завитки листьев - начинается первый грибной сезон.

29 мая

Преподобного Феодора Освященного (368) - День Федора-житника

Перенесение мощей Преподобного Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца (1545) (собственноручно выкопал канал из озера Ильмень и подвел его к монастырю)

Преподобного Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских

Священномученика Александра, епископа Иерусалимского (III)

Мучеников Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303)

Блаженного отроковицы Музы (V)

Преподобного отцов, в Лавре св. Саввы избиенных (614)

Святого Георгия II, епископа Митиленского (IX)

Мученика Вукашина (1943) (Серб.)

Приметы дня 29 мая:

  • Смотрели в этот день на луну: если она огненно-красная, значит, быть сильному ветру.
  • На Федора взаймы денег не давай - неурожай и у дающего, и у берущего.

День постный

30 мая

Апостола Андроника и святого Иунии (I)

Преподобного Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской (1407) - День Евдокии Свистуньи

Мучеников Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284-305)

Святого Стефана, патриарха Константинопольского (893)

Приметы дня 30 мая:

  • Евдокии день, когда ветры свистят.
  • Какова Евдокия, таково и лето.
  • Народившаяся на дождливую Евдокию луна - к мокрому лету, а если еще и северный ветер дует - лето будет холодным и дождливым.

31 мая

Память святых отцов семи Вселенских Соборов

Мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303) - День Федота-овсянника

Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины (249-251)

Преподобного Макария Алтайского (1847)

Мучеников Симеона, Исаака и Вахтисия (IV)

Мучеников Ираклия, Павлина и Венедима

Мучеников Давида и Таричана (693) (Груз.)

Святого Михаила Виноградова исп., пресвитера (1932)

Священномученика Василия Крылова пресвитера (1942)

Приметы дня 31 мая:

  • Федот - помощник весны.
  • Солнце красное заходит - к ветру, в морок (легкая дымка) - дождь будет, в облако - следующий день выдастся ненастным.
  • Волна бьет навстречу текучей воде - будет дождь.
  • Если кучевые облака к вечеру не рассеиваются, ожидаем ухудшения погоды и дождь.

Благовещение Пресвятой Богородицы - праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у Неё Божественного Младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).

Введение во храм Пресвятой Богородицы - праздник в память вступления трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, куда Она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

Вознесение - праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) - праздник в честь въезда Христа в Иерусалим. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.

Крестовоздвижение - праздник посвящен событиям IV в., когда святая Елена нашла в Иерусалиме Крест Господень. Отмечается 14 (27) сентября.

Крещение Господне (Богоявление) - праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января.

Пасха - главный христианский праздник в честь воскресения распятого на кресте Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому стилю.

Покров Пресвятой Богородицы - праздник в память явления в X в. во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, которая распростёрла своё покрывало над христианами, тем самым благословив их на победный бой с сарацинами. Отмечается 1 (14) октября.

Преображение Господне - праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.

Рождество Пресвятой Богородицы - праздник в честь рождения Девы Марии, матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря, православные церкви отмечают этот праздник 7 января (по григорианскому стилю).

Сретение Господне - праздник в честь встречи (сретения) пра-иедником Симеоном Мессии - ребёнка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля.

Троица (русское название дня Пятидесятницы) - праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи.

Основные христианские посты

Пост - воздержание на определённый срок от всякой пищи или её отдельных видов (особенно мяса). Каждый православный должен поститься по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник Воздвижения Креста Господня. Также существуют 4 многодневных поста

Весенний (Великий) - начинается с первого понедельника после Масленицы и продолжается вплоть до Пасхи.

Летний (Петров) - начинается в первый понедельник после Духового дня и оканчивается 29 июня (12 июля), в день святых апостолов Петра и Павла.

Осенний (Успенский) - 15 дней перед праздником Успения.

Зимний (Рождественский или Филиппов) - начинается с 15 (28) ноября и длится 40 дней перед Рождеством Христовым.

Церковные праздники — это важные для христиан датой, к которым принято готовиться молитвенно, соблюдать пост, а потом приходить на торжественную литургию с причастием в храм. Некоторые православные праздники, такие как Успение, кажутся людям, далеким от церковной жизни, странными. Зачем христиане празднуют смерть? О сути церковных праздников мы постараемся рассказать вам в этой статье.

Календарь не переходящих церковных праздников известен:

Церковный праздник Дата церковного праздника Значение церковного праздника
Рождество Христово 7 января
Крещение Господне 19 января Двунадесятый церковный праздник
Сретение Господне 15 февраля Двунадесятый церковный праздник
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля Двунадесятый церковный праздник
Рождество Иоанна Предтечи 7 июля Великий церковный праздник
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля Великий церковный праздник
Преображение Господне 19 августа Двунадесятый церковный праздник
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа Двунадесятый церковный праздник
Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября Великий церковный праздник
21 сентября Двунадесятый церковный праздник
Воздвижение Креста Господня 27 сентября Двунадесятый церковный праздник
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября Великий церковный праздник
4 декабря Двунадесятый церковный праздник

Переходящие церковные праздники , в свою очередь, постоянно празднуются в разные дни. Мы составили таблицу по ближайшим датам:

Праздники 2020 2021 2022
Начало триоди 9 февраля 21 февраля 14 февраля
Прощеное воскресенье 1 марта 14 марта 6 марта
Вход в Иерусалим 12 апреля 25 апреля 17 апреля
Пасха 19 апреля 2 апреля 24 мая
Вознесение Господне 28 мая 10 мая 10 июня
Троица 7 июня 20 июня 2 июня
Петров пост 27 дней 14 дней 21 день

Что такое церковный праздник?

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил.4:4–7 . )

Что такое православный праздник? Светские люди часто задают этот вопрос, вступая на путь церковной жизни. Многие мирские праздники сопровождаются шумными застольями, танцами и песнями. Чем же отличаются от них праздники церковные?

Господь призвал нас не для страдания, но для спасения и вечной жизни, что, само по себе, уже является поводом для радости. Поэтому, даже, когда мы плачем, раскаиваясь в своих грехах, это — великая радость. Ведь у нас есть Тот, кто готов принять наше раскаяние. Православные праздники заключены в тихой радости единения с Богом. Эти важные даты призваны напомнить нам о Евангельских событиях, они связаны с древними христианскими традициями и позволяют нам на время отвлечься от мирской суеты, чтобы посвятить еще один день в году общению с Богом. Во время церковного праздника в храме служится литургия, а мы восхваляем историю нашего Спасения Иисусом Христом, вспоминая те или иные события Священного Писания или жития православных святых.

Церковные праздники делятся на переходящие и непереходящие. Дата непереходящих праздников никогда не меняется и ежегодно отмечается в один и тот же день. Переходящие православные праздники не имеют постоянной даты и зависят от даты празднования Пасхи. Именно из-за даты празднования Пасхи обычно двигается Церковный календарь. Дата празднования Воскресения Христова высчитывается по солнечно-лунному календарю. Ее обычно отмечают в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Отцы Первого Вселенского собора постановили такой порядок еще в 325 году.

Существует двенадцать самых важных церковных праздников. Их именуют «двунадесятыми» или иногда «дванадесятыми». Пасха не входит в этот список, как наиглавнейший православный праздник, стоящий отдельно, вне каких-либо категорий.

  • Рождество Христово
  • Богоявление
  • Сретение
  • Благовещение
  • Вербное воскресенье
  • Вознесение
  • Троица
  • Преображение
  • Успение Пресвятой
  • Воздвижение Креста Господня
  • Рождество Богородицы
  • Введение во храм Богоматери
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Обрезание Господне и память св. Василия Великого
  • Рождество Иоанна Крестителя
  • Память первоверховных апостолов Петра и Павла
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя
  • Память свят. Николая
  • Перенесение мощей свят. Николая в итальянский г. Бари.

С появлением новых святых пополняется и список православных праздников.

Праздники в православном календаре

Двунадесятые Богородичные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Недалеко от Иерусалима располагается город Назарет. Именно в этом городе жили праведные и уже немолодые супруги Иоаким и Анна. Долгое время Господь не давал им детей. Во времена их жизни это считалось позором, ведь дети считались благословением Божьим. Однажды Первосвященник даже не принял жертву от Иоакима, обвиняя его в том, что он, очевидно, в чем-то провинился перед Богом, раз Господь не дает ему детей. Иоаким взмолился Господу, чтобы Он даровал им с супругой ребенка. Анна считала себя повинной в бездетности брака. Она тоже обратилась к Богу с просьбой подарить им с Иоакимом потомство и пообещала принести дитя в дар Богу, служить Ему. Тогда пред ней предстал Ангел Небесный и сказал: «Твоя молитва услышана. Ты родишь дочь благословенную. Ради нее благословятся все роды земные. Через нее дастся спасение всему миру и наречется она Марией».

В те времена благословением от Бога считалось только рождение младенца мужского полы. Даже в Священном Писании люди исчисляются только мужскими единицами. Но девочкой, которую родит Анна станет Пресвятая Богородица, мать Христа.

Иоаким, тем временем, спешил к Золотым воротам Иерусалима после сорокадневного поста в горах. Он должен был увидеть свою жену Анну, потому что в горах ангел явился и ему. Обняв его у ворот, Анна сказала «знаю теперь, что Господь благословил меня».

Рождество Пресвятой Богородицы — первый двунадесятый православный праздник в церковном году, который начинается 14 сентября по новому стилю. Божья Матерь послужила делу Спасению, родив Сына Человеческого, от которого началась новая эпоха и новое летоисчисление. Со Спасителем Господь открыл нам, что главным законом в нашей жизни должен быть закон любви, способность к жертве во имя любви. Земной путь Богородицы был наполнен скорбями, она стояла у Креста Господня и вместе со Спасителем переживала крестные муки.

Но мир радовался ее рождению, в день Рождества Богородицы родилась наша заступница перед Богам, по молитвам к которой свершаются великие чудеса.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из главных церковных праздников, посвященных земной жизни Богородицы. Кроме Введения празднуются также Рождество Богородицы и Успение Богородицы. Эти праздники основаны на Священном Предании. На Евангельских событиях основан праздник Благовещения, когда Ангел Господень явился сообщить о зачатии Христа.

Кроме этих главных праздников, празднуются и другие православные праздники — праздники чудотворных икон Богородицы, Покров (этот день особо любим в народе) и много других дней, отражающих нашу любовь к Пресвятой Богородице. Введение во храм Девы Марии — это особая дата, не имеющая аналогов среди других церковных праздников. Священное Предание рассказывает о том, что, как только Деве Марии исполнилось три года, родители — Иоаким и Анна отвели ее в храм, чтобы, согласно обету, данному Господу, воспитать ее в Божественной благодати. Этот обет был исполнен в благодарность за дарованное дитя. Он не означал принятие ребенком обета монашества или особой аскетической жизни, но его воспитанием занимались уже не родители, а служители храма. Это — знак высшего доверия Богу.

В Иерусалиме в те времена существовал один храм, в алтаре которого некогда хранился ковчег Завета. В этом же храме существовала особая духовная школа, где воспитывались отроки и отроковицы, посвященные Богу. Деву Марию встретил первосвященник Захария. Он играл важную роль в Ветхозаветной Церкви и был непререкаемым моральным авторитетом для верующих. Без посторонней помощи Дева Мария взошла по всем пятнадцати ступеням, ведущим в святилище, едва переступив порог храма. Увидевшие это восприняли восхождение как чудо. Несмотря на тело младенца, Богородица уже тогда была совершенна душой. Она вошла в храм радостной и торжествующей, как в родной дом.

Первосвященник Захария вел девочку в святая святых храма, куда он сам мог входить только раз в году. Он сразу увидел, что перед ним — не обычный ребенок. Пребывая во храме Дева Мария восхищала всех полнотой своей добродетели, будучи при этом смиренной и кроткой. Это была еще одна ступень на пути к явлению в мир Спасителя, поэтому верующие так чтят эту знаменательную дату и выделяют ее среди многих православных праздников.

Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля)

Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый православный праздник.

Он по-разному назывался у первых христиан: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, но в VII веке на Востоке и Западе его стали звать одинаково — Благовещение Пресвятой Богородицы.

Этот день явил радость всему миру и стал началом нашего Спасения, благословением для всех людей. В этот день Бог соединился с человечеством и в лице Девы Марии исполнились все пророчестве Ветхого Завета о Сыне Человеческом. Во всем мире тогда не было святее и достойнее Девы Марии. Она проживала в храме уже двенадцать лет, когда первосвященник сказал, что, достигнув совершеннолетия, она должна оставить храм, выйти замуж и переселиться в дом своего мужа. Дева Мария смиренно отвечала, что она дала обет посвятить свою жизнь Господу и не желает нарушить обет целомудрия. Первосвященник не могу заставить Деву нарушить обет, данный Богу, поэтому он собрал духовенство храма, чтобы молиться и просить Богу явить Его волю. Первосвященнику Зарахрию явился Ангел с указанием забрать неженатых мужей из дома Давидова и просить их принести жезлы свои, кому из них Господь покажет знамение, тот и станет мужем для Девы Марии.

Когда Первосвященник собрал жезлы, он стал молиться, чтобы Господь явил свою волю. На ночь жезлы оставили в храме, а на следующий день жезл Иосифа расцвел. Иосиф был родственником Девы Марии, вел праведную жизнь, ему было уже больше 80 лет, он жил во вдовстве и имел взрослых детей. Дева Мария переселилась из храма в Назарет, но осталась жить в уединении и безмолвии, сохраняя девство. Пречистая Дева продолжала жить для Бога, заниматься домашними делами. Пока Бог послал к Деве Марии архангела Гавриила.

Дева Мария знала пророчества о пришествии Мессии и о Пресвятой Деве, которая станет Его матерью. Она молилась о том, чтобы послужить этой женщине, но этой женщиной оказалась она сама.

«Радуйся, благодатная, Господь с тобою; Благословенна Ты в женах», — эти слова Дева Мария услышала от архангела, явившегося к ней. Эти слова привели ее в смятение, и она безмолвствовала. Но архангел Гавриил утешил ее словами о том, что Господь даст Сыну престол Давида. Дева Мария не знала мужа, но сила Вышнего осенила ее, и она зачала, когда свет Духа Божьего осенил ее. Свершилось таинство воплощения Сына Божьего. Избранная из всех родов, Дева Мария вместила в себе сокровище благодати и дала человеку возможность надеяться на спасение.

Сретение Господне (2/15 февраля)

В основу церковного праздника Сретение Господне положено удивительное чудесное событие, которое произошло в Иерусалиме в I веке н.э.. Согласно традиции, на сороковой день после рождения все иудеи должны были принести в храм своих первых сыновей для посвящения Богу. В благодарность принято было приносить Богу жертву — барана, вола, голубей. Важную роль играло то, что семья могла себе позволить.

Этот закон был установлен в память об освобождении еврейского народа из египетского рабства. Тогда Господь спас от гибели израильских первенцев.

Родители принесли Иисуса Христа в иерусалимский храм, как того требовал закон, как только Ему исполнилось сорок дней, чтобы представить перед Богом. Иосиф и Мария не могли позволить себе принести дорогостоящую жертву, так как жили небогато. Они принесли в жертву лишь двух птенцов голубей. В это время в Иерусалиме жил благочестивый старец — Симеон Богоприимец. По внушению Духа Божия и пророчицы Анны, он пришел в храм, так как Святой Дух обещал Праведному Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Мессию. Ему было уже 360 лет. По Преданию Церкви, он был одним из тех, кто переводил Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Он хорошо знал Писание и с верой ожидал Христа Спасителя. Хотя, сначала он усомнился в возможности исполнения пророчества, о том, что Спаситель родится в мир от земной женщины. Он даже хотел изгладить эти пророчества в Писании, но к нему явился Ангел Господень и удержал его, подтвердив истинность этих слов — «Веруй тому, что написано!».

Увидев младенца Иисуса у дверей храма, он в великой радости воскликнул: «Это - Бог, Соприсносущный Отцу, это - Предвечный Свет и Спаситель Господь!». Как и было обещано Господом, ему явился Божественный Младенец с Пречистой Девой и праведным Иосифом. Сердце Симеона трепетало, он славил Господа в молитве. Старец узрел Того, Кто был обещан Господом людям, наступила полнота времен. Он мог уйти из этого мира, ибо исполнилось пророчество.

Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа)

Этот праздник кажется парадоксальным тем, кто не знаком с церковными православными праздниками. Почему мы празднуем смерть? Но мы знаем слова «Живем ли, для Господа живем; Умираем ли, для Господа умираем». Еще Апостол Павел говорил: «Для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение».

Последнее, что мы знает о земном пути Девы Марии из Евангелия, это — слова, которые Господь обращает к Матери со креста. Слова о Его любимом ученике, Иоанне Богослове: « Жено! се, сын Твой «. Эти слова, конечно же, касались всего человечества.

Любимый ученик Христа взял Деву Марию к себе. Священное Писание не доносит до нас сведений об Успении Богородицы, но Церковное Предание хранит для нас сведения о жизни Богородицы после Воскресения Христова.

Итак, Богородица жила в доме Иоанна Богослова. Она часто уединялась для молитвы своему Божественному Сыну. В один из таких дней к ней вновь явился архангел Гавриил, чтобы возвестить — через три дня Пресвятая Дева отойдет ко Господу. Богородица приняла эти слова с великой радостью в ожидании встречи с Богом. Единственное, о чем она попросила — дать ей возможность проститься с апостолами, учениками Христа, которые понесли в мир весть о Спасении. Чудесным образом апостолы, которые были далеко от Иерусалима, были перенесены туда, чтобы проститься со своей Небесной Матерью. Богоматерь утешила апостолов в их скорби и попрощалась с каждым из них.

Но Успение Богородицы не было обычным расставанием души с телом. В час ее смерти Небеса разверзлись и присутствовавшие узрели Христа с Ангелами и почившими праведниками. Пресвятая Дева была словно погружена в сон, поэтому ее преставление называется Успением, то есть сном. И за этим сном ожидались слава и пробуждение в Царстве Небесном. Душа Девы Марии, сопровождаемая ангельским пением, вознеслась на Небеса.

Во время погребения тела Богородицы один иудейский священник преисполнился гнева к Матери Иисуса Христа и решил опрокинуть тело Девы Марии на землю. Но стоило ему только дотронуться до одра Пречистой Девы, как Ангел Господень явился с мечом и отсек ему руки. Священник взмолился апостолам о помощи. Апостол Петр ответил, что Господь по молитвам к Его Матери может даровать ему исцеление. Священник Афоний приложил свои руки к месту отсечения, вознося молитвы Богородице. Его молитва была услышана, и он последовал за одром Девы Марии, прославляя Господа и Богородицу.

Апостол Фома не успел увидеть погребение Божьей Матери и очень скорбел, желая проститься с ней. Когда на третий день апостолы открыли ему гробницу, тела Богородицы в ней не оказалось, но она явилась им сама в Небесной Славе в окружении множества ангелов со словами: «Радуйтесь, ибо я с вами во всем дни».

Пасха, или Светлое Воскресение Христово является первым и самым главным праздником всей новозаветной православной церкви. Она занимает главенствующее место среди двенадцати переходящих праздников. Этот день – воспоминание о евангельских событиях, которые стали основой всего христианского учения.

Воскресение Спасителя для любого христианина – это победа человеческой сущности над постоянными законами смерти.

Первородный грех человечества был смыт пролитой кровью на кресте Спасителя Иисуса Христа, а, следовательно, и последующее наказание его. В этот день все предыдущие победы человечества померкли перед этим событием торжества жизни перед смертью. Поэтому этот праздник верующие прихожане также называют как Торжество торжеств.

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье считается также одним из двенадцати главных праздников Русской православной церкви.

Эта дата очень важна для всего христианского учения, так как сам факт прихода Иисуса Христа в данный город, где изначально все были враждебно настроены к Спасителю, указывает именно на то, что крестные страдания его, закончившееся смертью, были все же добровольными.

День этого праздника напрямую зависит от даты Светлого дня Пасхи. Он приходится на число за неделю до Пасхи. На особую значимость Входа Господня в Иерусалим указывают все источники евангелистов.

День Святой Троицы также называют Пятидесятницей.

Эти события связаны с явлением апостолам Святого Духа. Ученикам Христовым в день ветхозаветной Пятидесятницы явились огненные языки Святого Духа. Этот день связан и с другим знаменитым событием. Апостолам также была открыта третья ипостась Святой Троицы. После этого учение о Триедином Боге стало увековеченным.

Рождество Христово

Празднуется православной церковью 7 января. Согласно церковным приданиям, Адаму, который согрешил в раю, Бог обещал Спасителя. Его скорое явление предсказывали ветхозаветные пророки, так как перед рождением Иисуса Христа иудеи уже забыли о своем Творце. Многие из них предали церковь и стали поклоняться языческим богам.

Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуется православными христианами 21 сентября. Праведный Иоаким и Анна были родителями Пресвятой Богородицы или Девы Марии. Всю жизнь они тяжко скорбили от того, что не могли иметь детей. Они считали, что это Божья кара за содеянные грехи. Однако, даже в престарелом возрасте они не теряли надежды и молились каждый день. И наконец Господь смилостивился над ними.

Крещение

Является, пожалуй, самым важным христианским праздником. Данный праздник проводится с 18 января. С этого времени православные отмечают Крещенский сочельник, который означает придерживание строгого поста и приготовление к другому празднику — Богоявлению Господне.

При Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя».

В Крещенский сочельник после службы совершаются торжественные процессии к прорубям на водоемах, они освящаются, и желающие могут искупаться. Как правило, купание представляет собой троекратное погружение в воду с головой. При этом верующий крестится и произносит «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!»





Православная Церковь имеет свой календарь. Он отличается от нашего - например, год начинается в сентябре, а не январе. В Церковном календаре свои - Церковные - праздники. Какие есть главные праздники в православии? Сколько вообще праздников в христианстве? Что такое двунадесятые праздники? Рассказываем самое главное, что нужно знать.

Православный календарь: что это?

Церковь живет по так называемому Юлианскому календарю: годичному циклу, в котором столько же дней, сколько в нашем «обычном» календаре, и вообще все точно так же, с той только разницей, что начало года (и Церковное начало года) - 1 сентября, а не в январе.

Каждый день в Церкви - это память о каком-либо событии или святом. Например, 7 января вспоминается (правильнее сказать - празднуется) Рождество Христово. И таким образом Церковь за год «проживает» все основные события своей истории, земной жизни Христа, Богородицы, Апостолов, а также вспоминает всех своих святых - не только самых почитаемых (например, ), но вообще всех. У каждого святого есть свой день памяти и каждый день в году является памятью - праздником - того или иного святого и чаще всего, за день вспоминаются не один, а несколько святых.

(Например, взять 13 марта - это день памяти десяти святых: преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, преподобного Василия исповедника, священномученика Арсения митр. Ростовского, священномученика Нестора епископа Магиддийского, преподобных жен Марины и Киры, священномученика Протерия патриарха Александрийского, преподобного Иоанна-нареченного Варсонофием еп. Дамасского отшельника Нитрийского, преподобномученика Феоктириста игумена Пеликитского, блаженного Николая Саллоса Христа ради юродивого Псковского)

Получается, если светский календарь делится на праздничные и непраздничные дни (и праздничных в нем совсем мало), то Церковный календарь состоит сплошь из праздников, поскольку каждый день вспоминается то или иное событие и празднуется память того или иного святого.

В этом есть отражение всей сути христианского бытия, когда радование о Господе и святых Его происходит не в какие-то отдельные дни недели или года, а постоянно. В шутку или нет, но в народе даже родилась пословица: «У православных - каждый день праздник». Вообще-то, это именно так. Хотя, есть исключения: некоторые дни Великого Поста, требующего особого сосредоточения.

Икона «на каждый день года» - изображение по возможности всех святых и главные Праздники Церковные

Какие праздники бывают в христианстве

Если говорить совсем общими словами, то Праздники в православной Церкви можно разделить на такие «категории»:

  • Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник.
  • Двунадесятые праздники - 12 праздников, которые напоминают об основных событиях в жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Часть из них отражены в текстах Нового Завета (Евангелии или Деяниях Апостолов), а часть (Рождество Божией Матери, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня) взяты из Церковного Предания. Большинство из них имеют определенную дату празднования, но некоторые зависят от даты празднования Пасхи. Подробнее о каждом Двунадесятом празднике мы рассказываем ниже.
  • Пять великих недвунадесятых праздников . Обрезание Господне и память святителя Василия Великого; Рождество св. Иоанна Предтечи; Память апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Покров Пресвятой Богородицы.
  • Любой воскресный день в году - как прямое напоминание о Воскресении Христовом.
  • Средние Праздники : Дни памяти каждого из Двенадцати апостолов; Обретения честной главы Иоанна Предтечи; Дни памяти святителей Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца, а также - 40 Севастийских мучеников. Память Владимирской и Казанской икон Божией Матери. Кроме того, средним праздником для каждого храма является его Престольные праздники. То есть, память святых, в честь которых освящен алтарь или алтари, если их в храме несколько.
  • Малые Праздники : все остальные дни.

Главные праздники в православном христианстве

Пасха, Воскресение Христово

Когда празднуется Пасха: в первое воскресенье после полнолуния, не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта

Главный праздник - праздников Праздник. Память о Воскресении Христовом, которое является центром всего христианского вероучения.

Во всех православных храмах праздник Пасхи отмечается ночными богослужениями и торжественным крестным ходом.

Подробнее о празднике Пасха на Википедии

Даты празднования Пасхи 2018-2027 гг.

  • В 2018 году: 8 апреля
  • В 2019 году: 28 апреля
  • В 2020 году: 19 апреля
  • В 2021 году: 2 мая
  • В 2022 году: 24 апреля
  • В 2023 году: 16 апреля
  • В 2024 году: 5 мая
  • В 2025 году: 20 апреля
  • В 2026 году: 12 апреля
  • В 2027 году: 2 мая

Рождество Пресвятой Богородицы

Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября, так что Рождество Богородицы - это первый Двунадесятый праздник в Церковном году. Во время него, как и во все Богородичные праздники, священнослужители облачаются в голубое.

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - единственный двунадесятых праздник, который не связан напрямую с годами жизни Спасителя или Богородицы. Вернее, тоже связан, но не напрямую: в этот день Церковь вспоминает и празднует обретение Креста Господня, которое произошло в 326 году возле Голгофы - горы, где был распят Иисус Христос.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Еще один Богородичный праздник из числа двунадесятых в православии. Установлен в память о дне, когда родители Пресвятой Богородицы - святые праведные Иоаким и Анна - привели ее в Иерусалимский храм, во святая святых которого она жила вплоть до своего обручения с Иосифом. Все эти годы она была питаема пищей с неба, которую приносил ей архангел Гавриил.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

Рождество во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа - второй, наряду с Пасхой, - Праздник, который предваряется многодневным (40 дней) постом. Как и Пасху, Церковь отмечает Рождество торжественным ночным богослужением.

Это самый главный после Воскресения Христова праздник в православии.

Крещение Господне

В этот день Церковь вспоминает и празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан Предтечей Иоанном Крестителем.

Икона Крещения Господня

Сретение Господне

Этот Праздник установлен в память о дне, когда Богородица и Иосиф принесли в первый раз в храм младенца Иисуса - на 40-й день после Его рождения. (Это было исполнение закона Моисеева, согласно которому родители приносили в храм своих первых сыновей - для посвящения Богу).

Слово «Сретение» значит «встреча». Это был день не только принесения Иисуса во храм, но и встречи - там, в храме, - старца Симеона с Господом. Благочестивый старец дожил к тому моменту почти до 300 лет. За 200 с лишним лет до этого до этого он работал над переводом Библии и усомнился в правильности текста в книге пророка Исаии - в том месте, где говорилось, что Спаситель будет рожден от Девы. Симеон подумал тогда, что это описка и на самом деле в виду имелось слово «молодая женщина», и в своем переводе хотел учесть это, но ангел Господень остановил старца и уверил, что тот не умрет, пока своими глазами не увидит сбывшееся пророчество пророка Исаии.

Так оно и стало.

Икона Сретения Господня

Благовещение Пресвятой Богородицы

В этот день Церковь вспоминает и празднует день, когда архангел Гавриил принес Деве Марии весть о том, что она станет матерью по плоти Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

Когда празднуется: ближайшее воскресенье перед Пасхой

Праздник установлен в память о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке. Народ восторженно встречал Его. Многие считали, что Спаситель избавит их от ига Римской империи и в первую очередь ждали от Него именно этого. Он пришел не для этого и через несколько дней Христос был осужден и распят…

Вознесение Господне

Когда празднуется: 40-й день после Пасхи

В этот день Церковь вспоминает и празднует Вознесение Спасителя на небо. Это случилось на 40-й день после Его воскресения - и после того, как Он на протяжении этих сорока дней являлся Своим апостолам.

День Святой Троицы

Когда празднуется: 50-й день после Пасхи

Это память о дне, когда на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков и «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».С момента сошествия Святого Духа Апостолы могли говорить на любых языках с любыми народами - чтобы нести Слово Божие во все концы света.

И совсем скоро - и вопреки всем гонениям - христианство стало самой распространенной религией в мире.

Храм Живоначальной Троицы на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. День Святой Троицы - престольный для этого храма праздник.

Преображение Господне

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь празднует момент, который, как и большинство других Двунадесятых Праздников, описан в Евангелии. Явление Божественного величия Спасителя перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Икона Преображения Господня

Успение Богородицы

Для христиан смерть земная - не трагедия, но врата в жизнь вечную. А в случае со святыми - праздник. А Успение Пресвятой Богородицы - двунадесятый Праздник - один из самых чтимых Церковью. Это последний двунадесятый праздник в годичном цикле православной Церкви.

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Этот и другие посты читайте в нашей группе во