Сценарий ссоры. Анализ сценария возникающих ссор

Сценарий ссоры. Анализ сценария возникающих ссор
Сценарий ссоры. Анализ сценария возникающих ссор

Ссоры в семье - вещь неизбежная, а в семье с маленьким ребенком причины ссор - на каждом шагу. По крайней мере так кажется уставшей маме и отцу, который еще не освоился со своей новой ролью. Чтобы семейные ссоры не повлияли негативно на развитие ребенка, давайте научимся ссориться правильно.

Ссора с мужем, история первая

Мы видим молодую пару, которая уютно устроилась на диване в гостиной вместе со своим новорожденным малышом. Телевизор включен, пульт в руках у мужа.

Жена мягко говорит ему: "Милый, не мог бы ты перестать переключать каналы?". Он спрашивает: "Почему? Я просто хочу посмотреть, что там идет. Может, где-то есть хороший фильм".

Она отвечает, все еще мягко: "Но, милый, это слишком возбуждает малыша. Давай остановимся на какой-нибудь передаче, а?" - "Но мне не нравится ни одна. Хочу поискать еще". - "Это что, так важно?". Потом она не выдерживает: "Все, давай оставь вот это". В воздухе повисает напряжение. Давайте посмотрим, что будет дальше.

Он: Ладно. Все-все, ладно.

Она: Ты говоришь "ладно" таким тоном, как будто хочешь сказать "заткнись".

Он: Я не сказал "заткнись". Ты просто слишком нервная.

Она: Я не нервная. Просто знаю этот твой тон. Ты кричишь на меня, как будто я - один из твоих подчиненных. Мне не нравится, когда со мной так говорят.

Он: Мне тоже не нравится, когда меня пилят. Отстань от меня.

Она: Да пошел ты! Если бы я тебя не пилила, ты бы вообще мое мнение не учитывал!

Он: Хватит орать! Еще про нервы говорит! Не можешь держать себя в руках?

Она: Не могу - с таким кретином, как ты!

Ребенок начинает возиться.

Он: Вот, смотри, что ты наделала.

Она: Это ты всегда начинаешь. Я сижу спокойно, а ты взрываешься.

Он: Нет, это ты как гадюка. Одно неверное движение - и все, кусаешь.

Она: А как мне не кусать того, кто пытается меня раздавить?

Ребенок морщит личико, напрягается и громким воплем сообщает об охватившей его .

Как перестать ссориться при детях

Такие стычки не редкость, когда вы измотаны и подавлены. Они начинаются ни с того ни с сего. И вредят всем, особенно когда дети становятся свидетелями ссор родителей. Они наблюдают за вами, вбирая все, как губка.

Очень важно, чтобы дети не становились свидетелями наших стычек. Детей глубоко ранят ссоры родителей, происходящие на их глазах, особенно сильные ссоры. Поэтому мы предлагаем следующий выход.

Установите время, отведенное для обсуждения проблем . Вне этого времени не следует затрагивать сложные вопросы. Говорить о них лучше наедине. Некоторые из пар договариваются обсуждать свои жалобы и серьезные темы раз в неделю, на специальных встречах. Причем лучше, если каждый из вас придет на такую встречу с одной претензией, а не с целым списком.

Не обсуждайте проблемы за едой. Ссоры за едой ведут к нарушению пищеварения и способны впоследствии стать причиной расстройства пищевого поведения у детей.

О небольших разногласиях можно говорить при детях, когда им не меньше четырех лет. Но и в этом случае они должны видеть, что вы эти разногласия преодолели. В возрасте от четырех до восьми они любят, когда, помирившись, мы обнимаемся или целуемся. Остальные финалы стычки не производят на них такого сильного впечатления.

Еще можно сказать пару слов, чтобы объяснить, что только что произошло. Например: "Бобби, сказать, что сейчас случилось? Мы рассердились друг на друга, но потом решили это обсудить. Я выслушал маму, она - меня. Поэтому мы смогли понять друг друга. Проблема исчерпана, мы опять помирились".

Если сдержаться не удалось и на глазах ребенка произошла крупная ссора, потребуется больше усилий. Ребенка следует взять на руки и успокоить. Если возможно, держать его лучше между собой - но только в том случае, когда между вами уже установился мир. Если напряжение сохраняется, тогда ребенка лучше держать сбоку, на некотором расстоянии от второго партнера.

Когда дети становятся старше, возникают другие проблемы. У них появляется страх, что их родители собираются развестись . Нужно сказать им, что это не так (если, конечно, вы не планируете на самом деле - но это отдельная тема).

Второй страх связан с тем, что они - причина вашей ссоры. Маленькие дети считают, что они - центр Вселенной. Они думают, что все происходящее вокруг них должно быть как-то с ними связано. Поэтому вам нужно сказать им о том, что ваша ссора не имеет к ним отношения и что вы их любите. Объяснить, что все родители время от времени спорят, потому что у них разные точки зрения на разные вещи, и что это нормально. И заверить, что вы устраните разногласия, и извиниться, что расстроили их. После чего обнять и сделать все, чтобы следующий разговор состоялся не в их присутствии.

Как спорить правильно: история вторая

Появление ребенка не создает новых причин для ссор. На самом деле большинство поводов сцепиться остаются неизменными - и в двадцать лет, и в восемьдесят. Но, как и многие, эти муж и жена озабочены тем, как они ссорятся, а не почему.

Такое знакомо большинству из нас. Причина ссоры вытеснена нашим негодованием по поводу отношения к нам. Мы обвиняем друг друга в том, что вечно раздуваем конфликты, что мучаем друг друга нападками. Сетуем на то, что нас перестали замечать, что нас подавляют или вовсе ни во что не ставят. Иными словами, спорим о том, как танцевать, а не о том, какую музыку выбрать.

Можно ли спорить иначе - по форме, а не по содержанию? В ходе нашего исследования семейных пар мы наблюдали более приемлемое развитие событий. Пары-мастера тоже ссорятся, и по тем же самым причинам, но как-то по-другому. Мягче, веселее и добрее. Даже раскалившись от гнева, они подбирают слова, которые не столько ранят, сколько помогают заявить о своих правах.

Давайте представим, как мог бы выглядеть разговор предыдущей пары, если бы они лучше умели разрешать конфликты.

Она: Милый, не мог бы ты перестать переключать каналы? У меня от этого голова начинает кружиться.

Он: Брось, любимая... Ты же знаешь, что я люблю пощелкать пультом. Да и проверить осталось всего 128 каналов.

Она: Ладно. Пожалуй, я тогда пойду помою пол на кухне.

Он: Пытаешься поймать меня в старую добрую ловушку вины, да?

Она: Это не работает.

Он: Ты правда так ненавидишь, когда я переключаю каналы?

Она: Правда. У меня голова и так идет кругом. А это мелькание слишком возбуждает. И, наконец, вредно для моих глаз.

Он: Не знал этого. Ладно, что если остановимся на футболе?

Она: Дорогой!

Он: Просто подумал, что стоит попробовать. Ладно. Так что ты хочешь посмотреть?

Она: Как насчет канала со старыми фильмами? Мне нравятся мелодрамы.

Он: Фу-у-у.

Она: Ладно, ладно. Что тогда?

Он: Знаю. Тот фильм с Клинтом Иствудом на 44-м.

Она: Ради тебя - все что угодно.

Этот диалог почти не содержит острых углов. Они жалуются, но на этот раз без взаимных упреков, критики и оскорблений. Никто не занимает оборонительную позицию, никто не наносит ударов. Все проходит легче и проще. Все дело - в их мягкости и готовности услышать друг друга, готовности станцевать свое танго красиво.

Вам кажется, что это невозможно? Еще как возможно! Мы пересматривали записи разговоров таких пар-мастеров, анализировали то, что они делали, - секунда за секундой, - и тайна их танца постепенно раскрывалась. Все они делали одни и те же шаги. Даже если кто-то был очень рассержен и оступался, то быстро исправлял ситуацию, и танец продолжался.

Упражнение "Анализ сценария возникающих ссор" я использую в курсе терапии тех пар, где ссоры случаются регулярно. Цель его - снизить частоту и интенсивность различных ссор, стычек и споров. Ссоры по типовому сценарию возникают, когда адаптированное в детстве поведение одного партнера сталкивается с детской адаптацией другого, принося обоюдную боль.

Пара из числа моих клиентов, Джек и Дебора, свои регулярные стычки даже назвали "трехчасовками", так как они всякий раз продолжались до трех часов ночи. Это были не какие-то жаркие схватки с рукоприкладством; это было монотонное, изматывающее противостояние, ничем никогда не кончавшееся. После этих "трехчасовок" всегда наступала длившаяся несколько дней депрессия.

Проанализировав свои ссоры, Джек и Дебора сумели выделить в них то, что присутствовало каждый раз. Сведя все к этому "общему знаменателю", они смеялись, глядя на себя как бы со стороны. Но затем в дискуссии промелькнула и печаль: "Все это, конечно, забавно, но радоваться нечему,- сказал Джек.- Если все так просто, то почему мы вновь и вновь попадаем в эту ловушку?"

Вот типичный сценарий их ссор:

Действие первое. Пять вечера. Джек приходит домой с работы и начинает увиливать от просьб Деборы что-то сделать для семьи. Это может быть что угодно: программа мероприятий на выходные, помощь по дому, разбор почты. Джек каждый раз говорит, что все сделает, но только не сразу же, так как сейчас у него по плану оздоровительная пробежка трусцой.

Действие второе. Джек уходит заниматься бегом трусцой. Потом, когда он возвращается, в дверях стоит недовольная Дебора и напоминает ему, что он обещал сделать. Джек соглашается выполнить обещанное чуть позже.

Действие третье. Джек принимает душ. Дебора не отстает и настаивает, чтобы, он выполнил ее просьбу. Он вновь обещает сделать все, что надо, только чуть позже.

Действие четвертое (кульминационный момент драмы). Джек отдыхает в кресле. В комнату входит Дебора, она разъярена. "Ты начнешь это делать сейчас же или честно признаешься, что отказываешься. Ненавижу твои отговорки!" - восклицает она. "Да нет, я не отказываюсь,- отвечает Джек.- Но только не приставай ко мне сейчас. Я устал, мне надо отдохнуть. Это не к спеху - подождет". Джек приступает к разгадыванию кроссворда и не замечает вовсе Дебору. Она близка к истерике. "Я ненавижу тебя! - плачет она.- Ты никогда не выполняешь обещаний. Ты никогда меня не слушаешь! Я для тебя словно живой робот, домохозяйка! Ни любви, ни ласки от тебя не дождешься!" Джек наивно полагает, что ее гнев стихнет сам собой, и демонстративно еще сильнее углубляется в кроссворд. Потом не выдерживает, встает и уходит из дому.


Действие пятое. Джек возвращается домой через несколько часов. Он выпил. Дебора снова бросается на на него с руганью. Битва продолжается: оружием Деборе служат ядовитые упреки, Джек язвительно огрызается или вообще молчит. Постепенно они оба устают от этого и в отчаянии расходятся по своим углам.

Теперь проанализируем эту ссору. На языке психологов Джека можно назвать "пассивно-агрессивным". Он сердится на Дебору за то, что та вмешивается и пытается перестраивать его жизнь, вторгается в его суверенное пространство. Однако он боится выразить свой гнев открыто. Он уходит в "убежища": бег трусцой, пиво, кроссворды и тому подобное. Дебору можно назвать "агрессивно-агрессивной". "Она, как бульдог, вцепится и не отпускает",- говорит о ней Джек, и, как ни странно, в его голосе звучат нотки восхищения. Она последовательна как в выполнении желаемого, так и в гневе. Постоянно воспроизводящимся элементом их ссор является то, что чем больше Дебора атакует, тем больше Джек отступает, а чем больше он от нее отступает, тем сильнее в ней чувство покинутости. Видя пассивность Джека, она начинает впадать в паническое состояние, потому что боится одиночества, а его инертность создает у нее ощущение того, что она общается не с живым существом, а с каким-то бледным призраком без плоти.

Я объяснил Деборе и Джеку, что для прекращения их конфронтации им следует написать сценарий этой драмы со счастливым концом, когда они сидят, обнявшись, на диване.

Я убедил их, что любой отход от традиционного сценария будет конструктивен. Уже само осознание ими возможности написания этого сценария является немалой победой. По крайней мере, прежде чем вступить в конфликт, они могут остановиться и сказать: "Опять повторяется все то же самое. Будем бередить друг у друга старые раны". И достаточно хотя бы одному из них не поддаться искушению вести себя как прежде, чтобы предотвратить семейный скандал.

Вот несколько возможных вариантов: Дебора может повести себя не столь агрессивно, с пониманием отнесясь к его словам: "Не к спеху. Подождет". Повторив свою просьбу раз-другой, она оставит Джека в покое. Может быть, он действительно через какое-то время возьмется за дело.

Джеку в новом сценарии можно отвести роль человека с более волевым характером. Если он не одобряет какой-то план Деборы, он открыто скажет: "Нет. Я этого делать не буду. Мне сейчас некогда. У меня свои дела". Дебора, конечно, может возмутиться, но, если Джек будет настаивать на своем мнении, она это воспримет спокойнее. Ей, в конце концов, важно не то, что он вытряхнет мусор из пылесоса, а то, что она хочет видеть в муже чуткого, живого человека.

Анализ сценариев ссор может быть очень полезен прежде всего потому, что позволяет вычленить из них наиболее опасные моменты. Хотя ни это упражнение, ни "Вместилище гнева" не искореняют глубинных проблем партнеров - этой цели служит описанное ранее упражнение "Растяжка характера",- оно позволяет обоим супругам понизить деструктивное действие гнева.

Счастье в отношениях влюбленных зависит от обоих. Для гармонии важны взаимопонимание, уважение и создание новых привычек. Но порой влюбленные, сами того не осознавая, допускают ошибки, способные разрушить самый крепкий союз. Если в вашей жизни есть особенный человек, которого вы полюбили, доверяйте ему, меньше советуйтесь с друзьями и не забывайте про комплименты.

Мы верим в любовь, поэтому собрали опасные привычки в отношениях - если их не совершать, то получится сохранить гармонию и укрепить союз двух сердец.

1. Специально заставлять ревновать
Почему-то принято считать, что ревность - это свидетельство сильных чувств. Иногда ревность действительно может освежить отношения и помогает на какое-то время получить желаемую ласку, внимание и заботу, но это не решит всех тех проблем, из-за которых спектакль и затевался. На безобидный флирт с другим мужчиной ваш любимый может отреагировать совсем не так, как вы себе представляли: не побежит за цветами, а предложит прекратить отношения.

На самом деле ревность не имеет отношения к любви. Основа ревности - страх потерять то, что любишь. В то время как доверие является важным условием здоровых и крепких взаимоотношений.

2. Писать сообщения с намеками в соцсетях

Не стоит публиковать психологические цитаты о проблемах в отношениях в социальных сетях, которые пишутся будто просто так, а на самом деле конкретному человеку. Зачем заставлять любимого догадываться о чем-то, о чем можно поговорить напрямую?

Старайтесь всегда обсуждать с избранником то, что вас волнует, в личном разговоре, избегая социальных сетей.

3. Пользоваться советами подружек и друзей


Недаром психологи советуют не выносить сор из избы. Больше всего стоит опасаться подружек или друзей, готовых давать консультации в круглосуточном режиме. Часто своими советами они могут направить вас на ложный путь и только поссорить со второй половинкой. Постоянно жалуясь на избранника, вы рискуете тем, что друзья составят негативное мнение о нем, у них возникнет вопрос, почему же вы до сих пор вместе.

Также не стоит ругаться на людях и тем более в компании друзей. Если в отношениях есть проблема, лучше решать ее наедине в спокойной атмосфере или идти к семейному психологу.

4. Пытаться заменить маму / папу партнера

Забота о любимом человеке - естественное желание. Но самое важное, чтобы желание помогать не перерастало в гиперопеку. Ведь ваш партнер - это взрослый самостоятельный человек, который сам в состоянии решить свои проблемы. Женщина, желающая быть своему мужу мамой, парализует его волю, лишает самостоятельности и делает зависимым. А мужчина, дающий непрошеные советы своей избраннице каждые 10 минут во всех жизненных ситуациях, начинает вызывать только раздражение у девушки.

Если вашему любимому нужна поддержка, забота и совет, он наверняка сам об этом скажет, тогда помощь будет особенно ценна. А разделение обязанностей подарит свободное время, которое можно провести вдвоем.

5. Припоминать каждую ошибку

Мы все совершаем ошибки, и это совершенно нормально. Но копить обиды и держать в голове негатив вредно не только для отношений, но и для здоровья, потому что это повышает уровень стресса. Злопамятность превращает любые отношения в психологические пытки. Не стоит при каждой ссоре припоминать ошибки, которые допустил партнер несколько месяцев назад. Это прошлое, а вам следует думать о счастливом будущем. Лучше двигаться дальше и развиваться вместе.

6. Видеть только черное и белое


Все люди живут, руководствуясь социальными стереотипами. Часть из них действительно помогают нам не запутаться в мире, принимать «свое» и отвергать «чужое». Однако многие шаблоны ограничивают людей и позволяют видеть только черное и белое. Подобные стереотипы сильно мешают отношениям. Помните, что ваши отношения уникальны и не поддаются установкам.

На любую спорную ситуацию постарайтесь посмотреть не только со своей точки зрения, но и глазами партнера, попробуйте встать на его сторону и услышать его чувства.

7. Ревновать к друзьям партнера


У каждого из нас есть зона личного комфорта. Когда кто-то вторгается в эту зону, мы чувствуем стресс, дискомфорт или агрессию. Поэтому если люди уважают личное пространство друг друга, это способствует более крепким отношениям между ними. Друзья - это святая святых каждого человека и часть личного пространства. Встречи с ними - прекрасная возможность переключиться и развиваться обоим как личностям. Особенно важны друзья для мужчины, это его отдушина. Так что не стоит обижаться или не отпускать смотреть футбол в чисто мужской компании.

8. Препятствовать развитию партнера

Желание препятствовать развитию партнера ради своего личного комфорта - это проявление страха. Развитие превыше личной выгоды. Очень важно создавать общее пространство в отношениях и уважать попытки партнера вырасти в них. Два любящих человека идут вместе, рука об руку, но одновременно с этим полностью свободны.

Следует проявлять заинтересованность в развитии личности любимого человека и помогать раскрывать его потенциал.

Татьяна Петухова
Давай не будем ссориться! Театральная сценка

Входят Денис и две девочки

1-я девочка- Денис, ты не знаешь,где Сашка?

/Денис хмурится. молчит/

2-я девочка - Денис, ты почему молчишь,где же Сашка?

Денис/сердито / Не знаю и знать не хо-чу!

1-я девочка /удивлённо/ Ну, вы же друзья!

Денис/угрюмо/ А сейчас я всем скажу, я с Сашкой больше не дружу!

девочки вместе : Ну. почему!

Денис/гневно топает ногой/ А потому! Хвастал. что портрет с меня

нарисует за три дня.

Девочки/восхищённо/ за три дня! Вот это да-а!

Денис/сердито/ Художником себя вообразил. водил кистью и творил.

Вот уж где я настрадался! Зубы чистил. умывался,

Даже вспоминать об этом больно, зубы чистил доб-ро-вольно!/грозит/

1-я /весело/ Ух-ты! неужели помыл уши?

Денис. сжимая кулачки. отвернулся.

2-я девочка/миролюбиво/ Тебе не нравится-не слушай.

Денис огорчённо машет рукой- Не поверишь, ни за что!

Сделал модную причёску. каждый день носил"матроску"

Сашке сникерсы дарил.

Девочки /повтор/ сникурсы дарил?

Денис. вздыхая- да, дарил. но я всё стерпеть решил.

не увижу я пока на портрете моряка.

Все маршируют. скандируя : мо-ря-ка-мо-ря-ка!мо-ря-ка навер-ня-ка!

Денис/печально/Зря мечтал. когда увидел свой портрет, то поверишь или нет,

Себя увидел я такого!

девочки /с любопытством/ Какого?

Денис /шопотом в сторону/ Можно испугать любого!

Девочки лукаво улыбаясь. повторяют -испугать любого?

Денис с досадой/ Получились лишь полоски,одни полоски от"матроски"

девочки/повтор/ одни полоски от матроски.

Денис хмурится-Такой обиды не прощу! Сашке тоже отомщу!

девочки вместе-Как?

Денис- ему отправлю письмецо, пусть помоет он лицо/показывает/

и оденет пусть тельняшку

1-я девочка-зачем?

Денис-там полосочки пошире! рисовать я буду Сашку

не торопливо, дня четыре. покажу рисунок всем!

2-я девочка/качает головой/ тогда поссоритесь совсем .

а друзей хороших мало. я за вас переживала.

1-я девочка-Художником не просто стать. а сердишься опять, прости его. ему так тяжко

а вот и он бежит наш Сашка.

Сашка- прости. мой друг я виноват, поверь уже и сам не рад. /протягивает руку/

Денис/радостно/ Конечно, мы с тобой друзья. /обнимаются/

Все вместе-Друзьям ссориться нельзя !

Публикации по теме:

Развлечение, посвященное 23 февраля «Будем Родину хранить, будем в армии служить» Развлечение, посвященное 23 февраля «Будем Родину хранить, будем в армии служить». Цель: воспитание чувства патриотизма, гражданственности.

Цель: пропаганда здорового образа жизни; воспитание у детей чувства уважения к Российской армии, любви к Родине; создание атмосферы веселья,.

Физкультурный досуг «Будем мы здоровыми! Будем мы веселыми!» Программное содержание: Образовательные: Формировать двигательные умения детей: в ходьбе, беге. Прививать детям культурно-гигиенические.

Конспект игры-занятия по развитию речи «Будем делать хорошо и не будем плохо» Цель:Формировать у детей представление о нравственных нормах поведения:доброжелательности,правдивости,справедливости,отзывчивости. Задача:Учить.

НОД с использованием игровой ситуации в старшей группе «Надо ли ссориться?» Цель: - формировать знания об адекватных социально приемлемых способах выхода из конфликтных ситуаций, о дружеских взаимоотношениях, имение.

Праздничный досуг, посвященный Дню матери и Дню толерантности: «Будем дружно в мире жить, будем мам своих любить» Цель: Воспитание нравственных чувств у детей подготовительной группы посредством музыкально- театральной деятельности. Через разучивание.

Проект для детей старшей группы «Больше будем петь, меньше будем болеть» Проект для детей старшей группы «Больше будем петь, меньше будем болеть». Проект долгосрочный (октябрь-апрель). Участники проекта: воспитатели,.

Сценарий студенческой весны 2014

Черновой 3!

«Все мы совершаем ошибки и все мы на них учимся, самое главное вовремя признать свою ошибку.»

В конферансе будет несколько вариантов путешествия во времени:

1) Прямое перемещение- можно вмешиваться в события (будут сильные последствия)

2) Параллельное пребывание-ты никак не можешь повлиять на происходящее вокруг себя.

3) Окно во времени- невидимое наблюдение за происходящим во времени.

Рабочие имена героев:

Костя- путешественник во времени.

Маша- «виноватая» девушка

Петя- «виноватый» парень

Сцена 1. Недалекое будущее.

Голос за кадром: Дети рождаются, чтобы исправлять ошибки родителей. Моя история начинается с того, что я потерял отца за несколько месяцев до рождения, маму- когда мне было 13 лет. Всю свою жизнь я мечтал, увидеться с ними. Окончив школу, я решил разобраться в этой истории.

В 2036 году российским ученым удалось создать первый в мире прототип машины времени.

И тут я понял, что это мой шанс…

Действие происходит в лесу.

Костя бежит по лесу с часами-машиной времени, убегает от полиции. Пытается запустить часы. Мимо пролетают лазеры. Нажимая на кнопки он замедляет в воздухе полет лазеров. Набирает верную комбинацию и исчезает.



Сцена 2. Ссора.

День. Оживленная улица. Маша идет по улице среди толпы, улыбается, говорит по телефону. Петя стоит у катка, говорит с ней по телефону. Договариваются встретиться на катке. Маша идет по улице к остановке. Петя катается на катке. Маша заходит на территорию катка, идет к кассе. Петя нечаянно врезается в девушку, та падает. Он пытается ей помочь. Она первый раз на катке и у нее разъезжаются ноги, она обхватила ему шею, чтобы удержаться. Маша выходит на каток и видит, как Петя обнимается с другой девушкой. Они смеются, улыбаются. Маша ревнует, обижается и уходит. Петя помогает той девушке встать, извиняется и они расходятся.

Квартира Пети. Петя возвращается домой. Маша сидит на диване с надутым видом смотрит телевизор. Петя подходит к ней, хочет обнять. Та его отталкивает. Они ругаются и Маша уходит в слезах.

Сцена 3. Незнакомец

Маша выбегает из дома. Идет по улице. Садится на лавочку. Ругается на Петю.

Возле лавочки стоял незнакомый парень (Костя).

В ответ Маша посмотрела на него и отвернулась.

Костя подсаживается рядом.

К: У вас что-то случилось?

М: А вам какое дело, идите куда шли!

К: Просто пытаюсь помочь вам.

М: Слушайте, оставьте меня в покое! Дайте мне побыть одной!

Маша резко встает и уходит.

К (позади нее): Девушка, а за вами сложно угнаться!)

М: Слушайте, да оставьте меня в покое! Чего вы пристали ко мне!

Горит зеленый, Маша торопится поскорее уйти от него.

М: Свободно?

Таксист: Да

Маша садится в такси и уезжает. Костя улыбаясь провожает ее взглядом. Достает из кармана блокнот, проводит пальцем по записям, складывает обратно блокнот и берется за часы.

Маша подходит к дому (подруги или ее мамы). Она снова видит Костю на лавочке у подъезда. Решительным шагом подходит к Косте и спрашивает:

М: Да что вам надо от меня?

К: Мне надо с вами поговорить. Я знаю о вашей проблеме, что вы поругались с парнем. Что виной тому та девушка с которой он обнимался на катке. А вы решили, что у него есть другая?

М: Вы что маньяк? Вы что следите за мной?

К: Что вы, мне это не нужно. Просто я это уже видел.

К: А, я боюсь вы мне не поверите, если я скажу. Проще показать, оглядитесь вокруг.

Маша оборачивается. Весь двор застыл. Люди замерли на месте, птицы зависли в воздухе.

М: А, я поняла, хорошая шутка, это розыгрыш. Где скрытая камера, куда улыбаться.

Маша оглядывается в поисках камеры. Смотрит на нас и фальшиво улыбается.

К: Хорошо, а так…

Костя нажимает на часы и происходящее вокруг обернулось вспять.

Маша остолбенела, в изумлении открыла рот.

К: Хочу предложить вам небольшую прогулку.

М: А,а к-куда?

К: Правильнее спросить когда. Глупо отказываться, потому что я здесь из-за вас.

М: А почему из-за…ладно, не важно. Хорошо. Я согласна.

Костя протягивает руку. На руке Маша заметила родимое пятно.

К: Держитесь крепче.

Они берутся за руки и исчезают.

Материализуются в другом месте.

М: Где мы?

К: Я не хотел, чтобы путешествие прошло даром. Это скорее маленькая экскурсия которая позволяет понаблюдать за людьми. Иногда бывает полезно посмотреть со стороны…

Сцена 4. Конфликт двух людей.

Герои: Женя и Оля.

Оля и Женя – давние подруги, которые очень редко общались в последнее время. В этот день они вышли прогуляться, чтобы узнать, как обстоят друг у друга дела.

Они идут по дороге, днем, по оживленной улице, горячо обсуждая что-то…

Ж: …так что так. Не знаю, как буду выкручиваться: пропустила много, а тут еще тесты. А у тебя что нового?

О: Да вот, недавно в конкурсе участвовала. Прозу подавала последнюю из написанных.

О: Не прошла.

Ж: Почему?

О: Сказали, слабая работа: и сценарий хромает, и идея хлипкая. В общем, отправили переписывать.

Ж: Знаешь, честно говоря, последний рассказ у тебя и правда не очень… (подбирает слово) хороший получился.

О: (хмурится, пристально смотрит на подругу, повышает голос, начинает злиться) Чего ж ты мне раньше этого не сказала?

Ж: Я ведь знаю, как ты к критике относишься: чуть слово не то скажешь, ты уже рвешь и мечешь. И я думала, ты сама все свои ошибки заметишь.

О: Когда я тебе скинула черновик, ты сказала, что все отлично. Сейчас ты мне говоришь, что много ошибок. Тебя вообще как понимать? Я же просила сразу честно мнение высказать. Я ведь тебе доверилась, поверила!

Оля обижена; Женя не знает, что сказать в оправдание; дальнейшую прогулку обе идут молча.

Оля злится на подругу, считает ее виновной в собственной неудаче. Девушка сидит дома, перечитывает свои черновики, рвет некоторые листы, комкает и бросает на пол, вычеркивает строки.

Чрез столько зим и столько испытаний

Открытой книгой, чередой загадок,

Чрез годы вместе, сутки в расставанье.

Мы ссоримся с тобой, и это глупо.

Порой срываюсь на тебя совсем без дела:

Наверное, мне хочется с тобою

Делить все-все. Но мы с тобой раздельны:

И жизнь твоя теперь другой дорогой,

Хоть параллельной; иногда тропинки

Смыкаются – и я с тобою снова,

Уже летят упреки, угрызенья.

Мы вроде близко, но теперь чужие.

А раньше, вспомнить, были всюду рядом;

А раньше, вспомнить, мы с тобой дружили…

Я рада, что ты здесь, моя родная,

Чрез столько ссор и столько испытаний,

Взлетевшей птицей в мир больших скитаний,

Чрез сутки вместе, годы в расставанье.

Спустя некоторое время она успокаивается, собирает сумку и уходит. По пути в универ она прокручивает в голове сцены из ее прогулки с подругой, обдумывает ситуацию.

Спеша на пару, она встречает Женю на лестнице.

Ж: Привет. Ты тоже сегодня учишься?

О: (хмуро) Ага. (нависает тишина)

Ж: Ладно, я на пару. (собирается уходить)

О: Погоди… (виновато опускает взгляд) Жень, я наговорила тогда… голос повысила. Прости.

Ж: Бывает.

О: Я не должна была. В том, что я не прошла, я сама виновата. Надо было больше стараться.

Ж: (улыбается) Ну, в следующий раз у тебя все обязательно получится ведь!

О: (поднимает взгляд на подругу, улыбается в ответ)