Как найти свой духовный путь? С чего начать духовное развитие: пошаговое руководство Про возвышенное окружение и наставников.

Как найти свой духовный путь? С чего начать духовное развитие: пошаговое руководство Про возвышенное окружение и наставников.

С чего начинается духовный путь, самопознание, духовные поиски, чего вы хотите достичь? Узнайте о способах духовной трансформации.

Вы готовы стать на духовный путь?

Духовный путь и саморазвитие — это всегда не просто. Прежде чем стать на духовный путь, человеку нужно подумать и осознать искренне, что жить по-старому нельзя. Понять, что есть справедливые Законы.

Каждая подлинная традиция предполагает, что человек, принадлежащий к ней, должен совершить .

Смысл и цель духовного пути – совершенствование человека и постепенное уподобление его Высшему Божественному Началу.

Это означает преображение человеческой природы, преодоление ее пороков и недостатков, взращивание в себе добродетелей и достоинств. Невозможно вступить на твердый духовный путь сразу, миновав дебри духовных блужданий и стадию предварительного ученичества.

В человеке происходит интенсивная духовная работа по саморазвитию, самопознанию, трансформации собственных недостатков, воспитанию прогрессивных качеств характера, концентрации на высших идеалах и целях. Все внутреннее психическое время заполняется интенсивной работой над собой.

Что поможет стать на духовный путь?

Есть четыре медитации¹, которые могут помочь человеку, ищущему духовных знаний и стремящемуся к просветлению. Медитации следует практиковать ежедневно от получаса до одного часа. Устойчивый результат практики дают через полгода регулярной работы.

Медитация - осознание непостоянства

Непостоянство непрерывно следует за нами, безжалостно разрушая всё, за что мы пытаемся зацепиться: благополучная семья, дом, престижная работа, хорошие отношения с другими людьми, безопасность, материальные удобства и комфорт.

Что будут значить наши привязанности, когда мы поражены старостью, болезнями или лежим на смертном одре? Кроме разочарования и угнетённости от бесцельно проведённой жизни мы ничего не испытаем.

  1. Следует представить все материальные предметы, которыми вы обладаете или хотели бы обладать.
  2. Подумать являются они вечными или нет. Существовали ли они раньше и будут ли существовать в будущем?
  3. Посмотреть на все объекты привязанности с осознанием реальности, всё это преходяще и может исчезнуть в любой момент.
  4. Нарисовать перед собой золотыми буквами слово «НЕПОСТОЯНСТВО».
  5. Размышляя являются ли эти предметы вечными, растворить их в этом слове.

Мы пришли с пустыми руками и уйдём ни с чем. Единственное, что можно взять с собой - это накопленная благая карма (заслуги), впечатления и наш медитативный опыт, которые помогут осознанно выбрать благоприятное перерождение или полностью освободиться от оков Сансары² в момент смерти.

Медитация - размышление над страданиями Сансары

Огонь страданий непрерывно обжигает живых существ. Причина, почему мы родились - захваченность ума Сансарой. Страдая, мы сетуем на судьбу, но это всё наших рук дело, это результат наших повседневных неправильных действий нашего материалистического сознания.

3 типа страдания людей:

  • Страдание от неспособности исполнить свои желания любой ценой: непосильным трудом или даже ценой собственной жизни, чтобы добиться счастья или завладеть имуществом, ради жажды богатства и власти.
  • Страдания от попадания в нежелательные условия: жара, холод, голод, жажда, болезнь, злые духи, воры и грабители.
  • Страдание от недостатка высших радостей и счастья этой жизни: друзей, спутников и богатства. Причина этому - цепляния за «Я», отождествление «Я есть это тело». Только раскрыв свою изначальную природу можно превзойти сущностное неведение и обрести подлинную свободу.

Нужно научиться отворачиваться от страстных желаний, вырвать привязанность! Уничтожить жажду обусловленного существования вплоть до её основы! Осознать величайшее благо Освобождения! - таково противоположное направление хода мыслей, которое должно возникнуть из раздумий о порочности Сансары.

Давайте просто изменим свою жизнь так, чтобы плохой карме неоткуда было взяться. Глубоко размышляйте над этой темой и после этого действуйте так, чтобы избежать перерождения.

Если все ваши действия прекращают круговорот Сансары, то можно утверждать, что ваша медитация начинает давать плоды.

Медитация - осознание бесполезности кармических поступков

Если вы поймёте, что несвободны, что ваше истинное эго страдает из-за прошлых убеждений, что жизнь вокруг - возврат кармы³ прошлых действий и накопление новой кармы, которая снова и снова вынуждает вас страдать в Сансаре, то захотите накопить много заслуг и достичь Освобождения, и .

Вы захотите стать свободным от кармы, от смерти, от жизни, полной страданий, выйти за пределы всех ограничений в мир Абсолютного счастья и Свободы - Маханирвану! Сансара с её заботами - всего лишь мимолетный мираж.

Привязанности и дела подобны снам. Постоянно глубоко медитируя над этой темой, нужно сделать теперь свою жизнь осмысленной и правильной, искать изо всех сил путь к свободе и не думать больше о постороннем.

Задумайтесь, этот мир непостоянен. А когда мы переродимся, куда, в какой из миров перенесёт нас вектор нашего сознания? Очень важно отслеживать, куда направлено наше сознание.

Медитация - осознание достижения Освобождения

Важно развивать веру и желание обрести состояние бесконечного блаженства великой Нирваны⁴. Практиковать в ретритах⁵, разделив своё время на медитативные сессии, и развивать убеждённость и непреклонную решимость достичь конечной цели своей практики.

Если ум постоянно будет находиться в этих размышлениях, то стремление обрести состояние Будды ради блага других будет становиться всё глубже и глубже, и это является признаком успеха в практике.

Давайте фиксировать своё сознание только на своём истинном «Я», и тогда придёт настоящее, не зависящее ни от чего Освобождение. Когда все ваши мысли и действия будут направлены - это и будет показателем вашего правильного продвижения на пути самопознания.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Медитация - род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (Википедия).

² Сансара или самсара - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары» (Википедия).

³ Карма - одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения (Википедия).

⁴ Нирвана, Ниббана - понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизм (Википедия).

⁵ Ретрит, также Ритрит - английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике (

Здравствуйте,

А вот вы задумывались, что такое духовный путь человека? Как его выбрать? Как понять, что выбранный духовный путь - ваш?

Такая деликатная тема. Может быть, даже не для широкого обсуждения. Тем не менее, давайте попробуем аккуратно к ней подойти. С некоторыми базовыми рекомендациями, о которых желательно помнить каждому.

Самое важное и простое. Нам нужно искать духовный путь своим сердцем . Есть один творец, есть один высший источник и есть разные дороги к нему. Просто нужно найти свою.

Если вы, допустим, выбрали христианство как духовную практику для себя, то вы должны утвердиться в ней и идти этим путем. Но в то же время есть один интересный момент.

Духовный путь человека - путь чистого сердца

Гордыня - она очень хитрая. Гордыня, эгоизм проявляются как оценка, пренебрежение к другим, чувство превосходства. Часто люди, когда встают на духовный путь, начинают свысока смотреть на других людей. Которые, например, практикуют иначе тот же самый духовный путь. С некоей позиции превосходства, пренебрежения. И вот это крайне опасно.

Потому что духовный путь - это путь чистого сердца.

Путь сердца уважительного, любящего, смиренного. Можете ли вы себе представить, например, как Иисус Христос и Мухаммад дерутся друг с другом? Обвиняют друг друга? Это невозможно. А среди их последователей такое случается…

Поэтому иногда очень важно, какой бы духовной традиции вы не принадлежали, попробовать другие традиции.

Почему это важно?

Разумеется, не в том смысле, чтобы вы поменяли свой выбор сердца. Вообще, как выбор сердца можно поменять, задумайтесь. Это странно. Если ваше сердце уже выбрало, если уже откликнулось на определенный духовный путь, как оно может быть смущено? Все, это уже утвердилось. Но имеет смысл попробовать другие практики, чтобы у вас расширилось вот это осознание, что есть единый творец. И - разные пути к нему.

То есть просто изнутри это настроение почувствовать. Попрактиковать, поисследовать, почувствовать Бога через другие практики.

Так мы уберем эти проявления эгоизма и . Снимем шаблоны оценки и превосходства.

А потом - вновь вернуться к своей традиции и стать очень серьезными там. Но - уже без чувства пренебрежения ко всем другим.

Как вы это воспринимаете?

P. S. Эта статья открывает новую серию материалов о духовном пути человека, ложной и истинной духовности, о разнице между настоящим смирением и тупым терпением. Мы продолжим через несколько дней.

P. P. S . Если вы здесь впервые, сейчас можно подписаться, нажав сюда . Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу (социальные кнопки - чуть ниже).

По тренингу Олега Гадецкого «Свобода и самореализация. Трансформация негативных убеждений»

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.

В духовном мире существует негласное правило – лишний раз не говорить о трудностях на пути. Ведь как известно гораздо больших успехов достигает тот, кто ориентирован на плюсы и .

Но, как написал в своей книге один довольно известный в современном мире йог:

«Из-за того, что о трудностях не рассказывают, люди сталкиваясь с ними, либо считают, что с ними самими что-то не то, либо считают, что путь плохой и надо поискать другой».

Я с ним согласна, поэтому в данной статье эту тему затрону.

Можно ли пройти по духовному пути без трудностей?

А можно ли забраться в гору без усилий? Вид сверху потрясающий! И чем выше, тем будет красивее, вот только надо до этого уровня добраться.

Вообще я видела сотни человек, серьёзно идущих по духовному пути, у них разный возраст, разные национальности, они все разные… Но, если они серьёзны в своём намерении познать Свою Истинную Природу , им приходиться прикладывать усилия, для преодоления возникающих трудностей.

Подозрительно не то, когда трудности есть, подозрительно то, когда человек заявляет, что у него нет и не было трудностей на духовном пути.

Обычно так говорит тот, кто спокойненько скатывается вниз и возможно даже не подозревает об этом.

Трудности — это не что-то плохое – это ступеньки духовного роста, повод для развития воли и способ .

Те, у кого с волей и интуицией всё в порядке не перестают сталкиваться с трудностями и испытаниями, но для них . Таких людей я тоже встречала, они достойны восхищения.

Из-за чего на духовном пути возникают трудности?

В глобальном смысле трудности являются частью нашего мира. Он так устроен. В нём есть сила, которая помогает людям осознать свою Высшую Природу и приблизиться к Абсолютному Счастью. А есть сила, которая не хочет, чтобы человек осознал свой безграничный потенциал, о ней я писала в статье про (В эту силу называют Сатаной). В этой статье приведу выдержку из книги :

Однажды, обращаясь к аудитории, Мастер сказал: «Я привык думать, что Сатана — всего лишь выдумка людей, но теперь я знаю и подтверждаю свидетельство тех, кто жил до меня, что Сатана - реальность. Он - всемирная сознательная сила, единственная цель которой - привязать всех людей к колесу заблуждений».

«Святой – это грешник, который никогда не сдавался».

Если в глобальном смысле Майя – Сатана – это всемирная сила, то в нашем личном плане она действует через наши же подсознательные привычки и склонности. Именно поэтому так важно стремиться соблюдать , именно эти заповеди йоги и христианства являются панацеей от, создающей препятствия на пути к счастью, Майи.

Как преодолеть все трудности на духовном пути жизни.

Если, сила создающая трудности большая и сильная, а Майя, не желающая духовного прогресса людей, является очень большой и очень сильной, своими силами с ней не справиться (и не надо думать, что вот именно вы смогли бы справиться, я таких самоуверенных товарищей часто встречаю, и они дорого платят за своё самомнение и гордыню, хотя бы тем что их самомнение и гордыня от такого подхода только увеличиваются, вот видео хорошее есть на эту тему: ). Лучше последовать хорошо проверенному методу, совету пятой и полностью

А здесь ещё раз скажу: «Трудности – это потенциальные ступени на лестнице духовного развития». Главное применять волю и .

По сути то, жизнь так и так трудности создаёт, люди не торопясь преодолевают их и потихонечку , ведь все здесь стоят на духовном пути, даже те, кто не осознают этого.

Закончу статью словами Великого Христианского учителя 7 – го века прп. Иоанна Лествичника:

“Если бы знали, какие скорби ждут монахов, никто никогда не пошел бы в монастыри, но если бы знали, какие радости ждут монахов в Царствии Небесном, все, не задумываясь, пошли бы в монастыри”.

Царствие Небесное — это не обязательно что-то наступающее после смерти физического тела…это уже здесь… . Просто надо научиться входить туда, и существует. Любые приложенные усилия того стоят.

Это отрывок из книги о трудностях на духовном пути:

Счастья вам, мой дорогой читатель, пишите комментарии, и до встречи в реальности йоги.

Почти каждый раз когда я общаюсь с людьми, считающими себя идущими по духовному пути, я вижу одни и те же излюбленные остановки, сидя на которых они воображают свой путь. Остановиться легко. Настолько, что большинство духовных искателей ещё даже не вступило на путь, уютно устроившись на остановке под названием «Современная духовность». А уж на этой остановке есть всё что душа пожелает.

Вот длинный ряд просветленных Мастеров и Гуру с ещё более длинными рядами своих последователей. Вот библиотека священных писаний и лучшие тексты просвещенных представителей человечества. Вот группа йогов в скрученных позах и вот свободный коврик, ждущий тебя за умеренную плату. Рядом самозабвенно мантры поют и кружатся в экстатическом танце люди с блаженными лицами. А вот тут, вкусив некий экзотический напиток, или пожевав волшебный гриб, можно испытать высочайшие мистические переживания. А там, неподалеку, в ряд выстроилась целая череда ашрамов, от которых веет тишиной и покоем. И ещё отовсюду зазывают к себе, предлагая чайные церемонии, техники медитации и дыхания, тайны боевых искусств, энергетические комплексы, магические приёмы, шаманские ритуалы, древние артефакты и духовную атрибутику на любой вкус… ух… всего и не перечислишь.

Грех тут не остановиться - вон какой большой выбор. Да и спрос очевидно имеется. А раз спрос велик и люди оттуда идут с горящими глазами, значит дело хорошее и нужно пробовать, так ведь? Правильная логика?

Вот поэтому люди и застревают на этой остановке. Они руководствуются логикой эпохи потребления, в которую даже духовность выставлена на прилавки. И вот потребители ходят от отдела к отделу, выбирая себе различные наряды духовно-продвинутых искателей. А потом они показывают их друг другу, как трофеи, добытые в духовном супермаркете.

Думаете я против всего перечисленного? Нет. Не против. Дело вообще не в том что я перечислил. Всё это двери. Как я могу быть против дверей? Если ты знаешь к чему идешь, то это то, сквозь что ты иногда проходишь, идя к своей цели, а если не знаешь, то это просто хождение по разным достопримечательностям раскрученного туристического маршрута с духовными комментариями к нему. А духовный туризм нынче явление очень популярное.

Духовный туризм

Некоторые духовные традиции сравнивают первый этап на духовном пути с жизнью пчелы. По сути, это ещё не сам путь, но только прелюдия к нему. Пчела летает от цветка к цветку и пробует их пыльцу на вкус. Так и духовный искатель знакомится с разными подходами, религиозными направлениями, философскими воззрениями, практиками и конкретными носителями знаний и состояний. Подразумевается что духовный искатель на этом этапе по крайней мере теоретически разберется с основными вопросами, поймет какова цель духовного пути, каковы его собственные склонности и какое из испробованных направлений ему ближе. Этот этап может длиться несколько лет, и по его истечению духовный искатель, подобно пчеле возвращается в улей, чтобы переварить съеденную пыльцу и начать давать мёд. Возврат в улей – это остановка внешнего поиска, прекращение активного накопления информации и опыта, и начало переваривания всего, что было накоплено в прошлом. Это - начало пути.

Но что я вижу? Я вижу что ненасытные пчёлки летают всю жизнь без устали, так и не вернувшись в улей, так и не начав процесс переваривания, и так и не начав выделять мёд. Вот это и есть духовный туризм.

Цель

Очень редко можно встретить человека, который потрудился честно ответить себе на вопросы о цели всего того, что он делает в сфере жизни, которую считает духовной. Зачем всё это? Какова конечная цель? Что должно быть в итоге?

В 99.9% случаев за этим вопросом скрывается примерно один и тот же ответ. Он маскируется духовными терминами и возвышенными формулировками, но при честном рассмотрении там всегда одно и то же. Часто люди говорят о духовном пробуждении и освобождении, а подразумевают при этом счастье, блаженство, гармонию, экстаз, могущество, покой, признание, роль просветленного учителя и все такое в этом роде. Если взглянуть честно, то всё это скрытые представления об удовольствии. Удовольствии, завёрнутом в фантик духовности.

Вообще-то все представления об удовольствии коренятся в нашем прошлом опыте, так что если цель – удовольствие, то ты всегда будешь иметь дело лишь с фрагментами своего прошлого в разных его комбинациях. Порой причудливых и мистических комбинациях, но тем не менее…

Знай, что этот мир удовлетворяет все запросы без исключений. Он так устроен. И если положение в мире таково, что духовных искателей миллионы, а пробужденных существ единицы, то вывод прост: они не хотят пробуждения, они хотят чего-то другого. И это другое маскируется под духовность.

Мастера и Гуру

Для современного духовного искателя лучший Мастер – это мёртвый Мастер. Я не шучу. Это факт, если ты смотришь на вещи прямо. Живой Мастер – это угроза всем твоим представлениям, всей твоей шаткой конструкции эго - концепциям, теориям, умопостроениям и твоей воображаемой личности. Словом, всей той лжи, которой ты укрываешься от жизни.

Поэтому современным искателям нравятся Мастера прошлого, или те Мастера, которые находятся на достаточном отдалении от них. Они не угрожают их безопасности и полностью соответствуют их представлениям и фантазиям о духовном пути. Таких Мастеров можно заочно любить, ими можно восхищаться и периодически ссылаться на их слова. Они не выйдут из нирваны, чтобы кулаком истины заехать в челюсть твоей воображаемой персоны. А ведь примерно этим занимается настоящий Мастер. Живой Мастер. Тот, которому ты можешь задать свой важный вопрос и к которому ты можешь подойти достаточно близко, чтобы однажды исчезнуть.

Большинство из тех, кто приходит к Мастерам, чтобы задать свой вопрос (например, на сатсанге), думают что они пришли за ответом, за решением озвученной проблемы. Но задача у Мастера другая – отобрать у тебя твои вопросы, оставить тебя ни с чем – незащищенным, открытым и уязвимым: без вопросов и ответов, без многочисленных слоёв из идей и концепций. И если ты это понял, тогда ты несмотря на неизбежный дискомфорт будешь подходить к нему все ближе и ближе, пока однажды не обнаружишь, что Мастер и ты – не отличны.

Но современный искатель приходит к Мастеру, чтобы подтвердить своё мнение и укорениться в нём. А если этого не происходит - он уходит к другому. Выбор ведь нынче огромный. Обязательно найдется тот, кто будет ласково приглаживать его возвышенные представления о себе самом, заодно увеличивая ряды своих последователей.

Ходить на сатсанги и пить Мастеров из трубочки как разноцветные соки, обсуждая потом понравился он тебе или нет – это чертовски странно. И так же странно часто ходить от одного Мастера к другому, смешивая эти напитки как коктейли.

Возможно, у тебя есть вопрос: обязателен ли Мастер на пути пробуждения? На этот вопрос у меня есть точный ответ: да, Мастер нужен. Но пойми прежде это: истинный Мастер – это сама Жизнь. Она твой первый и последний учитель.

Мистические переживания

Зачастую мистические опыты воспринимаются людьми как неотъемлемая часть духовного пути, поэтому часто становятся самоцелью. Что в сущности является подменой и препятствием на пути пробуждения. Духовное пробуждение – это не мистическое переживание, это вообще не какой-либо новый опыт и не измененное состояние сознания. Пробуждение никогда не совпадает с представлениями о нём. Оно подобно вспоминанию себя как того, кто видит этот сон, а не того, кто во сне что-то делает. Как того, кто существовал и будет существовать всегда. Посреди всех явлений и за их пределами.

Все переживания, все опыты, вся мистика во всех её проявлениях – это часть сна. Может быть в его более тонких слоях, но все же - это часть сна.

Сон разворачивается в виде некой драмы на театральной сцене. Сцена - это территория привычного человеческого восприятия. Метафизика и мистика – это закулисье внешних процессов, видимое, если привычное восприятие изменить. А пробуждённое существование – это не вовлечённое наблюдение из-за пределов как сцены, так и её закулисья. И заглядывать за кулисы чаще всего нет никакой необходимости.

Я периодически слышу о том, как кто-то из встреченных мной людей воодушевленно рассказывает о мистических переживаниях, как о чем-то очень значимом. И когда они спрашивают меня что я об этом думаю, то не видят в моих глазах большого интереса. Я говорю об этом как о чем-то обыденном и не особо важном. И это, конечно, им не нравится.

Просто мне уже сложно понять чем одно состояние принципиально лучше другого. И мне таким людям хочется сказать, облив холодными словами: купи каких-нибудь психотропных веществ и ты легко получишь целый букет мистических переживаний. Если эти переживания являются твоей целью, то наркотики – самый быстрый способ добиться этого. И множество людей в современной духовной тусовке так и делают, прикрываясь высокими словами.

Но если быть честным с собой, то увидишь что после этих переживаний твои прежние реакции остаются на своих местах. А именно твои реакции в обыденной жизни – и есть показатель твоего продвижения. Единственную пользу, которую я могу признать от психотропных опытов – это чуть более расширенные представления о себе и мире. И это вся польза. Её можно извлечь и куда более безопасными средствами. Впрочем нет, не вся. Это ещё и возможность увидеть как ты цепляешься за образ духовно-продвинутого человека. И знай, что приём психотропных веществ – это всегда некий опыт, оплаченный в кредит.

Если твоя цель пробуждение, то для тебя мистические опыты, естественно переживаемые по мере прохождения некоторых этапов – это просто дорожные знаки. Они как вехи на пути, по которым ты можешь понять где ты находишься и что дальше делать. Будучи водителем, ты ведь никогда не делаешь дорожный знак целью своей поездки, не останавливаешься возле него, не бродишь вокруг, считая его чем-то особенным. Ты просто едешь дальше, узнав благодаря знаку, что здесь тебя ждет поворот, горка, или пешеходный переход.

Духовные практики

Ох… с этим беда. Нужно признать, что с доступностью информации к нам пришла поверхностность её восприятия.

Все практики и методы – это инструменты, вроде лопаты. Она нужна, чтобы копать до тех пор, пока не доберешься до воды. И когда ты выкопаешь колодец с водой, нужно выбросить лопату и, не отходя от колодца, пить из него до полного насыщения. Вместо этого духовные искатели берут то одну лопату, то другую. И копают то в одном месте, то в другом. Иногда я спрашиваю некоторых почему они меняют лопаты и места? И некто отвечает, что эта лопата ему не подходит, или что там где он копал воды нет. А я смотрю на местность, на которой он работал и вижу множество маленьких ям. И я знаю: если бы он свои усилия приложил к одному месту – колодец был бы уже выкопан. Причем не так уж и важно где начать копать - вода есть везде, просто копай пока в этом не убедишься.

Духовная литература и знания

И мне часто хочется спросить: зачем ты постоянно перечитываешь тексты ссылок? Зачем их цитируешь? Зачем тебе коллекции ссылок? Зачем ты читаешь комментарии к ним?

Клик – это всё что нужно. Иди туда, куда они указывают.

Вопреки общепринятым представлениям, я скажу, что большого количества знаний не нужно. Порой достаточно одной искренней беседы, или небольшого абзаца текста, чтобы сформулировать самую суть того, что тебе нужно делать и как именно. А далее – берешь лопату и копаешь.

Ашрамы

Я побывал во множестве ашрамов, общался со многими людьми, которые регулярно их посещают. И я много раз слышал одну и ту же историю. Она звучит примерно так: «Здесь, в ашраме, хорошо, спокойно, возвышенно, а там где я живу всё не так – шумно, низкие энергии и люди кругом не те». Поэтому некоторые из таких людей однажды все бросают и селятся рядом с ашрамом, или прямо в нём.

И знаешь что я думаю? Я думаю, что на этом чаще всего путь этого человека оканчивается. Причем скорее всего так и не начавшись.

Большая часть наших узлов завязана в условиях того социума, в котором мы провели большую часть жизни. И лучший способ увидеть и развязать эти узлы – это взглянуть на них прямо, не пряча глаза. Если бы эти люди искренне спросили меня каким я вижу их следующий шаг, то я бы сказал: возвращайся домой; устройся на работу; добейся того, чего когда-то хотел, но потом сдался, спрятав это желание куда подальше; наладь отношения с родителями, родственниками, женой или мужем, друзьями и сотрудниками; окружи себя достойными людьми. Необязательно чтобы все эти отношения были близкими, достаточно чтобы они не были деструктивными и чтобы гармонично укладывались в контекст твоей жизни. И вот когда это случится, и при этом останется некая тяга к чему-то выходящему за рамки даже этой гармонии – приезжай в ашрам. В этом случае ты не будешь убегать от действительности и ты уже не будешь чувствовать большой контраст между жизнью дома и жизнью в ашраме. Ашрам станет просто удобным решением практической задачи – например, для прохождения интенсивного ретрита, или переваривания пройденного этапа.

О нашем времени

Я считаю что наше время - просто подарок для того, кто действительно заинтересован в пробуждении, потому что современный социум таков, что достаточно жить обычной жизнью в гуще общества, чтобы деструктивные тенденции ума постоянно выходили наружу. Современная социальная система этому способствуют. И это конечно же тяжело, но и очень эффективно. Так жизнь показывает то, что тебя отягощает, помогая тем самым от этого освободиться.

Тесные связи, доступность информации, интенсивность жизни, и даже материалистичный вектор современного общества – всё это отличные условия для быстрого взросления.

Ещё несколько слов

Всё вышеупомянутое ни в коем случае не является критикой. В сущности всё и всегда на своих местах. И автор этого текста сам наступал на многие из этих граблей. Просто иногда такой текст может стать поводом к пересмотру своего курса движения.

В таком случае ты просто читаешь и честно спрашиваешь себя – так ли это в моей жизни, или нет? И если ты искренне ответишь себе на эти вопросы, то повторять обнаруженные глупости будет уже сложно, или совсем невозможно. В сущности всё это было о том, как перестать имитировать духовность, попадаясь в хорошо замаскированные ловушки.

И если ты поймал себя на этом, то ты просто оставишь остановку, на которой сидишь, скорректируешь дальнейший курс движения и пойдешь своим путём.

Духовное развитие – это путь эволюции человеческого существа одновременно во всех возможных сферах бытия. Только гармоническое участие всех пластов души: физического (тело), ментального (ум), чувственного (астральная проекция) и каузального (истинное Я) в эволюционном процессе может называться духовным развитием. Иначе такой процесс превращается в акцентирование на частностях.

Представьте, что вы приняли решение привести свою фигуру в совершенную форму. Вы идете в тренажерный зал. Но место того, что чтобы следовать классической программе по равномерной нагрузке на все группы мышц, вы беретесь исключительно за бицепсы, игнорируя работу с другими частями тела. Результат таких занятий едва ли будет примечательным: вы получите прекрасно проработанные руки, которые, однако, будут несуразно торчать из непропорционально худого или дряблого торса. Подобное происходит и тогда, когда принимая решение стать на путь духовного развития, мы склоняемся к одной только частности, забывая о том, что искомый результат всегда кроется в общем и целостном.

Таким образом, само по себе укрепление воли через физическое совершенствование, или интеллектуальное становление через приобретение знаний, или даже «прокачка» чувственного восприятия посредством медитативных упражнений и техник еще не является свидетельством духовного развития практикующего. И только все перечисленное в комплексе, как само по себе вытекающее из складывающегося мировоззрения индивидуальности может называться таковым.

Почва, в котором покоится корень духовного развития личности суть его динамическая картина мира, изменчивая природа которой обоснована устремлением сознания открыть все пазлы мироустройства, дабы достигнуть всей полноты недостижимой истины. Потому процесс эволюции вечен. Потому время от времени, жизнь от идущего по сему непростому пути, будет требовать рушить старые стены, а после – их заново воздвигать.

Разрушение – неизбежный аспект духовного развития. Укрепление воли всегда происходит через преодоление старых условных границ собственного «могу». Интеллектуальный рост требует от нас безжалостного уничтожения старых убеждений во имя принятия новых сведений в картину мира. Совершенствование тонких чувственных каналов восприятия невозможно без отказа от условностей, стереотипов и ожиданий. И наконец, уходя в глубину своего бытия, нас неотвратимо настигает встреча с собственным прошлым, без перепросмотра которого духовная эволюция мутирует в химеру, рождая большое несоответствие между внешней оболочкой личности и ее внутренним миром этических принципов.

Работа с прошлым – пожалуй, одна из важнейших задач на пути духовного развития. Это, как и прочие обязательные пункты, сопряжено с разрушением, а потому – с болью. Снимая защитные механизмы психики, обнажая острые воспоминания, мы обнажаем и воспаленные неуспокоенной совестью, нервы. И чтобы даровать им покой и гармонию, необходимо признать, принять, простить и отпустить. Что разрушаем мы в процессе такой работы, ответ известен: частичку собственного Эго – гордыню – главное препятствие на пути совершенствования. И это самый очевидный и частый на этой стези пример того, как крах дает освобождение и исцеление. Потому духовно ищущий не страшиться никаких утрат.

В заключении, подведем итог и тезисно перечислим основные сферы и задачи на пути духовного развития:

    • Материя: поддержание тонуса физического тела, укрепление воли, здоровое питание, труд, стремление к материальному благополучию;
    • Интеллект: расширение кругозора, обучение, познание;
    • Эмоции и чувства: получение впечатлений, развитие интуиции, медитативные практики, приобретение способности управления своим эмоциональным состоянием, культивирование благодетелей – милосердия, доброты, благодарности;
    • Каузальный мир: осознание причинно-следственных связей, познание метафизических законов Универсума, проработка прошлого, отработка кармических узлов, работа с мировоззрением.