Каждый ребенок талантлив. «Каждый ребенок талантлив по-своему

Каждый ребенок талантлив. «Каждый ребенок талантлив по-своему

Дети - это чудо света,

Я увидел это сам.

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам!

Каждый человек наделен индивидуальными особенностями и уникальными способностями, делающими его не похожим на других. С самого раннего детства надо объяснять малышу, что он неповторимый, так же как мама и папа и вообще все люди. Очень важно, чтобы родители сумели дать почувствовать ребенку, что он — единственный в своем роде. От того, какой образ «Я» утвердится в ребенке с детства, будет зависеть его будущее, успех не только в личной, но и во всех остальных сферах жизни.

Рассказать ребенку о его уникальности и неповторимости необходимо родителям, пока он растет. Ведь человек, считающий себя плохим, некрасивым, недостойным уважения, невольно будет вести себя так, чтобы другие постоянно убеждали его в обратном, то есть он, не отдавая себе в этом отчета, будет требовать к себе повешенного внимания и ежеминутных подтверждений любви и признания со стороны окружающих.

«Не сравнивайте себя с другими, иначе вы будете страдать или от зависти, или от гордости», - говорили мудрецы. Действительно, важно научить ребенка не сравнивать себя с другими.

Взрослые часто сравнивают своих детей то с соседскими ребятами, то с героями книжек, то с самими собой в детстве. А этого делать нельзя. Чтобы сформировать у ребенка правильное отношение к себе и другим, надо научить его ценить себя как личность и тогда он сможет поверить в себя.

Вот советы, которые помогут Вам поддерживать в ребенке творческое начало:

  • Создайте благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находите слова поддержки для новых творческих начинаний, относитесь к ним с симпатией и теплотой.
  • Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживайте стремление ребенка к творчеству. Проявляйте сочувствие к его ранним неудачам. Ни в коем случае не высказывайтесь неодобрительно о творческих попытках ребенка. Если часто повторять: «Хорошо, но могло быть лучше», ребенок вскоре сделает вывод, что все его старания напрасны, так как, сколько, ни пытайся, все равно результат будет недостаточно хорош.
  • Не заглушайте в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечайте на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоело его «почему» и «отчего». Напротив, всем своим поведением показывайте, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствуйте интересные и глубокие вопросы.
  • Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека с вашей стороны может заглушить творчество. Навязчивая родительская помощь может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уж о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.
  • Учите ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого вам самим необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следите за своей речью, не допуская слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагогах и, наоборот, педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности.
  • Открыто выражайте свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие родители или хотя бы один из них был таким.
  • Не бойтесь проявить собственную индивидуальность, даже прослыть белой вороной, не стремитесь «быть как все», не заглушайте в себе творческие порывы. Быть может, это будет связано с сочинением стихов или, скажем, разведением кроликов, игрой на скрипке, выращиванием редких цветов, рисованием или приготовлением изысканных блюд — главное, чтобы ваше творчество несло радость другим и было по-настоящему добрым. Каждый талантливый человек встретил хоть раз в своей жизни яркую и неординарную личность, оказавшую на него сильнейшее влияние. Станьте такой личностью для своих детей.
  • Помогите ребенку оценить в себе творческую личность, содействуйте его более глубокому самопознанию, но одновременно учите уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.
  • Учите ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Для этого наряду с вопросами: «Как ты считаешь?», «Что ты думаешь по этому поводу?» - чаще задавайте вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Какие чувства ты сейчас испытываешь?» Убеждайте ребенка: «Больше доверия своей интуиции». Действительно, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.
  • Создайте необходимую для творчества атмосферу, которая поможет ребенку избежать возможного общественного непонимания и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было заглушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.
  • Учите ребенка справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения.
  • Учите детей видеть хорошее и красивое в жизни.
  • Сохраняйте в своей душе лучшие «детские» качества, а ребенку помогайте не растерять их.

Дорогие родители, загляните в светлые детские глаза и попробуйте посмотреть на мир глазами своего ребенка. Помните, что, мы, взрослые должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Тренером по художественной гимнастике Тамара Трубановская проработала 20 лет. А первую свою группу учениц собрала, когда сама была еще школьницей.

Тамара Трубановская. Фото: ИА «Республика» / Виталий Голубев

— Тамара Анатольевна, получается, о профессии тренера вы с детства мечтали?
— Да. В первом классе школы нас, девочек, как-то пригласили в спортзал, показали выступления гимнасток и спросили, кто хочет заниматься этим видом спорта. Я сразу загорелась! А спустя три года перешла заниматься к очень известному тренеру Наталье Липниной. Вот тогда я по-настоящему влюбилась и в художественную гимнастику, и в профессию тренера. Наталья Яковлевна — потрясающий педагог, интеллигентный, интереснейший человек. Когда мы ездили на соревнования, то обязательно, если выдавалось свободное время, ходили вместе на выставки, в музеи, театры.

— Как вышло, что вы в столь юном возрасте уже попробовали себя в роли педагога?
— Сегодня вспоминаю и сама удивляюсь. Я тогда училась в пятом классе и собрала девчонок помладше и своих ровесниц, чтобы вместе заниматься художественной гимнастикой. И директор школы, самое главное, разрешил! Среди этих девочек была Любовь Смирнова — ныне ведущий в Карелии тренер по фитнес-аэробике. Когда встречаемся, разговариваем о нашем детстве, я ей всегда в шутку напоминаю: «Люба, не забывай, я твой первый тренер!» (смеется).

Как бы то ни было, после школы я даже не раздумывала, куда поступать: конечно, на факультет физического воспитания Карельского пединститута. И здесь, я считаю, мне очень повезло, потому что педагогический состав тогда был просто звездный, очень сильный.Наши преподаватели окончили Ленинградский институт физкультуры имени П.Ф. Лесгафта. Это учебное заведение с уникальной историей, оно было основано еще в конце XXI века! Среди его выпускников известнейшие российские тренеры и спортсмены. И вот люди с таким высочайшим уровнем образования и педагогического мастерства были нашими учителями: Юрий Шлыков, Леонид Байтман,Юрий Цунский. У таких педагогов учиться было здорово и интересно!

После вуза Тамара Трубановская работала в ДЮСШ № 1 в Петрозаводске. Воспитала немало талантливых спортсменов и тренеров. В ее группе в свое время занималась и известная ныне телеведущая Оксана Пушкина. В 1993 году стала завучем школы, в 2000-м перешла работать в Центральную специализированную детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва, затем в 2011 году была назначена ее директором. Сейчас возглавляет ресурсный центр развития дополнительного образования «Ровесник».

— А из поездок на соревнования что вам больше всего запомнилось?
— Самые яркие воспоминания остались от всесоюзных соревнований, которые проходили в Омске. На них я сдавала норматив мастера спорта, училась тогда на третьем курсе. На этих соревнованиях выступали прославленные советские гимнастки — Галима Шугурова, первая чемпионка Европы, Ирина Дерюгина, которая дважды в конце 70-х стала абсолютной чемпионкой мира. Мы затаив дыхание следили за их выступлениями! Это было так ярко, так мощно, что просто завораживало!

— Художественная гимнастика — это особый вид спорта, здесь очень силен элемент творчества. Талант или трудолюбие, божья искра или физические данные — что здесь важнее?
— Творческая сторона, безусловно, важна. Постановка программы, подбор музыки – это творческий процесс. Но, конечно, художественная гимнастика — это именно спорт, а не вид искусства. Как и в любом другом спорте, это тяжелые тренировки, преодоление себя и главное — желание добиться результата, стать первой, лучшей. И для того, чтобы это получилось, должно совпасть многое. Талант? Конечно. Физические данные? Тоже важно, не спорю.
И трудолюбие нужно, и увлеченность ребенка, и поддержка этого увлечения родителями…

Конечно, к каждому ребенку нужен свой особый, индивидуальный, подход. Все хотят воспитывать будущих звезд, олимпийских чемпионов. Это желание понятно. Но даже если девочка не станет профессиональной спортсменкой, наша задача — привить ей те качества, которые потом очень помогут во взрослой жизни. Представьте, выходит на арену малышка, первый-второй класс, на трибуне огромное количество зрителей… Уже в таком возрасте она должна уметь справляться с волнением, собрать всю свою волю, не растеряться, не стушеваться. Умение следить за собой, держать себя в форме, уверенность в собственных силах, самостоятельность — это ведь пригодится в любых жизненных обстоятельствах любой женщине.

— Со своими ученицами поддерживаете отношения, знаете, как складываются их судьбы?
— Да, с очень многими общаемся и по сей день. Многие девочки сегодня сами работают тренерами. Кое-кто уехал в соседнюю Финляндию. Помню, как я перед отъездом убеждала их не бросать занятия гимнастикой: «Это будет там ваш кусок хлеба!» И сейчас они работают в соседней стране, ведут занятия. Российская школа художественной гимнастики ценится и востребована за рубежом.

— А вас не приглашали в ту же Финляндию преподавать?
— Приглашали и в Финляндию, и в Швецию…

— Почему же не поехали?
— Скажу абсолютно без пафоса: это не мое. Я фанатка не только своей страны, но и своей малой родины, Карелии. В моей жизни был такой случай: свекровь, известный в нашей республике врач, купила дом в Туапсе, на побережье Черного моря. И мы поехали всей семьей туда жить. Меня хватило на четыре месяца: в буквальном смысле до слез скучала по Петрозаводску. И в итоге мы с мужем вернулись в Карелию.

— Ваш супруг тоже спортсмен?
— Нет, он окончил физико-математический факультет, по профессии программист. Но со спортом с молодости дружил, был даже победителем первенства Карелии по плаванию. Но главное, всегда с большим пониманием относился к моему выбору профессии. Даже когда родились дети (у нас две дочери), навалились семейные хлопоты… Время тогда было непростое, и я понимаю, что без поддержки мужа как тренер я бы не состоялась. Сейчас у старшей дочери уже свои дети, так что я счастливая мама и бабушка.

— Вы вспомнили о непростом времени: в Центральную школу олимпийского резерва вы пришли работать больше 15 лет назад. Тогда действительно был тяжелый период, денег ни на что не было, и на спорт в том числе.
— Не то слово. Тренерам задерживали зарплаты, не было средств, чтобы вывозить ребят на соревнования. К счастью, в этой сфере были сильные руководители, председатель Госкомспорта Евгений Шорохов, директор нашей школы Александр Гойхенберг. Они огромные усилия приложили, чтобы сохранить отрасль. За несколько последних лет, конечно, произошли серьезные подвижки в лучшую сторону: стали строиться крупные спортивные объекты, внимания развитию спорта государство уделяет гораздо больше. Но спортивной инфраструктуры, в том числе и в Петрозаводске, конечно, все равно не хватает. Многое еще требуется сделать. Нужны специализированные залы для спортивной гимнастики, спортплощадки в шаговой доступности. Хорошо, например, что администрация города договорилась о том, что наши дети могут заниматься художественной гимнастикой во Дворце спорта Koral, но ведь он в Сулажгоре, родителям приходится возить детей за тридевять земель…

— Сейчас вы возглавили центр «Ровесник». Насколько для вас это новое поле деятельности?
— В чем-то новое, в чем-то соприкасается с предыдущим опытом. «Ровесник» в том числе проводит много спортивно-массовых мероприятий. Например, сейчас организуем региональный этап всероссийских соревнований «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры». Очень важно, что в них участвуют не только юные спортсмены, но и ребята, которые целенаправленно в секциях или спортшколах не занимаются. То есть это продвижение и поддержка именно массового спорта, здорового образа жизни в каждой школе, в каждом районе.

Кроме того, «Ровесник» занимается поддержкой научно-технического творчества. Тесно сотрудничаем с технопарком ПетрГУ. У нас есть программы по конструированию авиамоделей, моделированию космических аппаратов, подготовке к олимпиадам по программированию, физике, математике, астрономии.

— В советские времена талантливых, отличившихся на олимпиадах, на соревнованиях детей отправляли, например, отдохнуть в «Артек». А сейчас есть что-то похожее, какое-то поощрение?
— Такая практика возобновилась, и это здорово. «Артек», «Орленок», «Смена»… В этом году ребята из Карелии, у которых есть серьезные достижения в творчестве, спорте, исследовательской деятельности, вновь поедут отдыхать в эти знаменитые детские лагеря.

Кроме того, готовимся к большому событию, которое состоится в конце мая — Республиканскому фестивалю научно-технического творчества детей и молодежи. Это мастер-классы по техническому творчеству, чемпионат по авиамоделям, соревнования радиоуправляемых автомоделей, моделей вертолетов и квадрокоптеров… А также презентация лаборатории малого судостроения, созданной в нашем центре.

В «Ровеснике» есть и программы, связанные с искусством, краеведением. У нас прекрасный коллектив, все творческие люди, энтузиасты своего дела. Но главное, что эта работа, как и работа тренера, в школе олимпийского резерва, она тоже с детьми и для детей. Каждый ребенок талантлив в той или иной сфере. Развивать тягу к познанию, к творчеству, к тому, чтобы он хотел совершенствоваться и учиться чему-то новому — что может быть важнее и интереснее?

Когда-то давно, ещё в студенческие годы, я открыла для себя размышления Сергея Михалкова о воспитании.

У каждого ребёнка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.

Переступив порог школы, с самого первого дня, я стала задумываться над тем, как сделать пребывание детей в школе насыщенными, интересными, плодотворными. Какие формы нужно использовать, чтобы ученики были активными и на уроках, и на внеклассных мероприятиях?

Моё педагогическое кредо – Каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по-своему.

Цель моей работы – найти гибкий баланс между собственными и детскими интересами, создать такую атмосферу, чтобы пребывание в школе превратилось в радостный, интересный и увлекательный процесс.

Задачи моей работы – выявить и развить все силы ученика, внушить каждому сознание его собственной неповторимости, побудить к самостоятельности, чтобы стать творцом самого себя.

Девизом моей педагогической деятельности являются слова В.А.Сухомлинского “Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, фантазии и творчества. Без этого – он засушенный цветок”.

Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и талант учеников, я использую личностно-ориентированный подход как в обучении, так и в воспитании. А детям есть, где приложить свои умения. Они активно участвуют в открытых уроках, интеллектуальных марафонах, предметных неделях, в работе факультатива “Химия и охрана окружающей среды Кубани”, биолого-химического кружка “Индикатор”, выпускают предметные газеты и газеты по различным тематикам, совместно со мной и родителями готовят и проводят праздники, имеющие разную направленность.

Если дети вкладывают в подготовку этих уроков и мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день приносит им радость.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов моей деятельности. Каждый талантливый ребенок уникален, и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога, что в наших условиях обеспечить нелегко.

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают, открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа. Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного – этот ребенок – талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать.

Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое – это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего, необходимо самому ребенку, а также его родителям наставникам и оказывать всяческую в этом помощь

При работе с одарёнными детьми я практикую выполнение исследовательских работ. Например, научно-исследовательская работа "Здоровьесберегающий подход к выбору туалетного мыла", помогла ученикам 11 класса получить не только теоретические знания, но и практические навыки, а из полученных наблюдений сделать вывод, о том как правильно выбрать туалетное мыло.

Или другой пример – исследовательская работа – “ Тайна секрета мидии”. Ученица 10 класса Акопян Лаура на основе проведенных ее опытов, доказала прочность секрета биссуской железы мидий, и подтвердила огромную силу сцепления покровных стекол. Проведение подобных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребёнка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. И зачастую увлечение каким-либо предметом в школе приводит учащихся к правильному выбору будущей своей профессии и становится делом всей их жизни.

Увлёкшись химией и биологией ещё в школе, мои выпускники продолжают своё обученив в химических и медицинских ВУЗах.

Пивнев Михаил – лауреатVIIВсероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия экологии и безопасности жизнедеятельности “ЮНЭКО-2009”. Победительконкурса исследовательских проектов при СКИБИИТ “Бизнес в молодежном предпринимательстве”. Участникмежрегиональной научно-практической конференции при АФ ГОУ ККИДППО “Продуктивные технологии и пути их решения”. Победительзонального этапа научно-практической конференции “Эврика” при Малой академии наук учащихся Кубани. Лауреатмуниципального этапа городской научно-практической конференции “Паруса науки”. Участникфестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” Издательского Дома “Первое сентября” ЛауреатВсероссийского конкурса “Познание и творчество” Общероссийской Малой академии наук “Интеллект будущего” в номинации “Анатомия”. Победитель муниципального этапа Всероссийского “Молодежного биологического чемпионата” – студент Армавирского медицинского колледжа.

Карагодский Виталий – лауреатВсероссийского конкурса“НациональноеДостояние России”. ЛауреатVIIВсероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия экологии и безопасности жизнедеятельности “ЮНЭКО-2009” . Победительконкурса исследовательских проектов при СКИБИИТ “Бизнес в молодежном предпринимательстве”, “ Сегодня школьник-завтра бизнесмен”. Участниккраевой научно-практической конференции “Эврика” при Малой академии наук учащихся Кубани. Участникмежрегиональной научно-практической конференции при АФ ГОУ ККИДППО “Продуктивные технологии и пути их решения”. Лауреатмуниципального этапа городской научно-практической конференции “Паруса науки”. Участникфестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” Издательского Дома “Первое сентября”.Победитель Всероссийского конкурса “Познание и творчество” Общероссийской Малой академии наук “Интеллект будущего” в номинации “Анатомия”.Победитель муниципального и краевого этапов Всероссийского “Молодежного биологического чемпионата”. Участникинтернет-олимпиады по биологии “Творческая молодежь Кубани”. Участникмуниципального этапа конкурса научно-исследовательских работ “Кубанские товары и услуги-только высшего качества!” – студент Ставропольской медицинской академии.

Чнаваян Мариам – лауреат VII Всероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности “ЮНЭКО-2009г.”. Участник фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “ПортфолиоИздательского Дома “Первое сентября”.ЛауреатВсероссийского конкурса “Национальное Достояние России”.Лауреат Всероссийского конкурса “Познание и творчество” Общероссийской Малой академии наук “Интеллект будущего” в номинации “Анатомии”. Победитель муниципального этапа Всероссийского “Молодежного биологического чемпионата” – обучается в Ставропольском техническом университете.

Мусатова Ксения – участница школьных, районных научно-практических конференции, краевого конкурса "Экологический проект", лауреат Всероссийского заочного конкурса "Познание и творчество",участник фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" Издательского Дома "Первое сентября" решила посвятить себя медицине и продолжает обучение в Армавирском медицинском колледж,

Этот список можно было бы продолжить.

Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности одаренного ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир.

Поэтому при подготовке к уроку приходится с особой тщательностью подбирать и придумывать задания для таких учащихся.

Например, если ребенок научился решать задачи сам по данной теме,то я предлагаю ему проявить себя и сочинить свои задачи, подобрать упражнения для теста.

Систему заданий для одаренного ребенка продумываю таким образом, чтобы у него возникла необходимость воспользоваться дополнительным источником знаний: интернетом, энциклопедиями, справочниками, словарями.

Все вышеперечисленное можно отнести и к домашним заданиям для одаренного школьника. Остается только добавить, что ребенку дается право выбора при выполнении домашнего задания.

Несомненно, каким бы хорошим не был урок, его недостаточно для воспитания одаренного ученика. Поэтому, конечно, не обойтись без спецкурсов и факультативов. Темы и программу курсов я определяю исходя из запросов и интересов учащихся. Дополнительные занятия, бесспорно, играют определенную роль в воспитании одаренного школьника. Так как это коллективные занятия, и на них присутствует дух соперничества, соревнования. Главное, чтобы у ребенка были достойные соперники, а если их нет, то в таком качестве может выступить и самому учителю.

Ребенку, а тем более одаренному, надо не только помогать, но и постоянно контролировать его обучение.В своей работе я использую различные виды контроля: тематический контроль выполнения домашних заданий, проверку выполнения всех этих этапов экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, слежу за оформлением работ, ведением экспериментальных записей. Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Это может быть оценивание результатов, вручение грамот, наград, предоставление возможности побывать в интересных местах.

Для родителей тоже возникают трудности при воспитании одаренного ребенка, поэтому мне приходится проводить работу с родителями, осуществлять психологическую поддержку, разъяснять условия труда и отдыха, объяснить какую помощь они могут оказать своему ребенку.

Учитель, работающий с одаренными детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором учебно-воспитательного процесса, интеллигентным, эрудированным, владеть современными образовательными технологиям. Для учителя должны быть характерны: желание работать нестандартно, поисковая активность, знание психологии одаренных детей, готовность к сотрудничеству, стремление к интеллектуальному совершенствованию, умение создать доверительные межличностные отношения, признавать право одаренного ребенка на ошибку, уважение любой его идеи, обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности.

В заключение можно сказать, что только в сотрудничестве с учащимися мне удаётся развить их талант и творческие способности. А они на лицо: мои ученики стали фармацевтами и врачами, химиками и учителями, даже работают в шоу-бизнесе.

Но самое главное, что я вознаграждена тем, что слышу нежный звон серебряных колокольчиков.

Библиографический список.

  1. Указ Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи" (с изменениями от 29 февраля 2008 г. N 283).
  2. Юркевич В.С. Одаренность: иллюзии и реальность. М.,1990.
  3. http://www.humanities.edu.ru
  4. Абакулов А., Ищенко Т., Кораванец Н. Система поиска и поддержки талантливых детей в Краснодарском крае: заделы, противоречия,перспективы/Вестник ИПК, №5, 2009.
  5. Юркевич В.С. Опыт развития креативности у одаренных детей и подростков.

За видеоприложением обращайтесь, пожалуйста, к автору

«Каждый ребенок талантлив по-своему!»

Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
Одарённостьот слова «дар» (дар природы, Божий дар).
Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» пишет:
«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке»
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.
Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. Раскрою некоторые подходы в развитии творческих способностей школьников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.
Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:
Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.
Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:
· приобщая детей к искусству мастеров;
· организуя творческую (авторскую) деятельность детей.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).
Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.
Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Трудно определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.
Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка». Традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Чем больше человек окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В существующей действительности учитель решает вопросы, связанные с творческой самореализацией детей по самым различным направлениям учебной деятельности. Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в мире эксклюзивных «штучных» вещей, созданных своими руками.
В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности приобретает практическую значимость, вызывая чувство гордости за конечный результат. На уроках изобразительного искусства, и технологии пытаемся разнообразить деятельность детей, нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.

Когда-то давно, ещё в студенческие годы, я открыла для себя размышления Сергея Михалкова о воспитании.

У каждого ребёнка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.

Переступив порог школы, с самого первого дня, я стала задумываться над тем, как сделать пребывание детей в школе насыщенными, интересными, плодотворными. Какие формы нужно использовать, чтобы ученики были активными и на уроках, и на внеклассных мероприятиях?

Моё педагогическое кредо – Каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по-своему.

Цель моей работы – найти гибкий баланс между собственными и детскими интересами, создать такую атмосферу, чтобы пребывание в школе превратилось в радостный, интересный и увлекательный процесс.

Задачи моей работы – выявить и развить все силы ученика, внушить каждому сознание его собственной неповторимости, побудить к самостоятельности, чтобы стать творцом самого себя.

Девизом моей педагогической деятельности являются слова В.А.Сухомлинского “Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, фантазии и творчества. Без этого – он засушенный цветок”.

Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и талант учеников, я использую личностно-ориентированный подход как в обучении, так и в воспитании. А детям есть, где приложить свои умения. Они активно участвуют в открытых уроках, интеллектуальных марафонах, предметных неделях, в работе факультатива “Химия и охрана окружающей среды Кубани”, биолого-химического кружка “Индикатор”, выпускают предметные газеты и газеты по различным тематикам, совместно со мной и родителями готовят и проводят праздники, имеющие разную направленность.

Если дети вкладывают в подготовку этих уроков и мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день приносит им радость.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов моей деятельности. Каждый талантливый ребенок уникален, и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога, что в наших условиях обеспечить нелегко.

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают, открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа. Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного – этот ребенок – талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать.

Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое – это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего, необходимо самому ребенку, а также его родителям наставникам и оказывать всяческую в этом помощь

При работе с одарёнными детьми я практикую выполнение исследовательских работ. Например, научно-исследовательская работа "Здоровьесберегающий подход к выбору туалетного мыла", помогла ученикам 11 класса получить не только теоретические знания, но и практические навыки, а из полученных наблюдений сделать вывод, о том как правильно выбрать туалетное мыло.

Или другой пример – исследовательская работа – “ Тайна секрета мидии”. Ученица 10 класса Акопян Лаура на основе проведенных ее опытов, доказала прочность секрета биссуской железы мидий, и подтвердила огромную силу сцепления покровных стекол. Проведение подобных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребёнка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. И зачастую увлечение каким-либо предметом в школе приводит учащихся к правильному выбору будущей своей профессии и становится делом всей их жизни.

Увлёкшись химией и биологией ещё в школе, мои выпускники продолжают своё обученив в химических и медицинских ВУЗах.

Пивнев Михаил – лауреатVIIВсероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия экологии и безопасности жизнедеятельности “ЮНЭКО-2009”. Победительконкурса исследовательских проектов при СКИБИИТ “Бизнес в молодежном предпринимательстве”. Участникмежрегиональной научно-практической конференции при АФ ГОУ ККИДППО “Продуктивные технологии и пути их решения”. Победительзонального этапа научно-практической конференции “Эврика” при Малой академии наук учащихся Кубани. Лауреатмуниципального этапа городской научно-практической конференции “Паруса науки”. Участникфестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” Издательского Дома “Первое сентября” ЛауреатВсероссийского конкурса “Познание и творчество” Общероссийской Малой академии наук “Интеллект будущего” в номинации “Анатомия”. Победитель муниципального этапа Всероссийского “Молодежного биологического чемпионата” – студент Армавирского медицинского колледжа.

Карагодский Виталий – лауреатВсероссийского конкурса“НациональноеДостояние России”. ЛауреатVIIВсероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия экологии и безопасности жизнедеятельности “ЮНЭКО-2009” . Победительконкурса исследовательских проектов при СКИБИИТ “Бизнес в молодежном предпринимательстве”, “ Сегодня школьник-завтра бизнесмен”. Участниккраевой научно-практической конференции “Эврика” при Малой академии наук учащихся Кубани. Участникмежрегиональной научно-практической конференции при АФ ГОУ ККИДППО “Продуктивные технологии и пути их решения”. Лауреатмуниципального этапа городской научно-практической конференции “Паруса науки”. Участникфестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” Издательского Дома “Первое сентября”.Победитель Всероссийского конкурса “Познание и творчество” Общероссийской Малой академии наук “Интеллект будущего” в номинации “Анатомия”.Победитель муниципального и краевого этапов Всероссийского “Молодежного биологического чемпионата”. Участникинтернет-олимпиады по биологии “Творческая молодежь Кубани”. Участникмуниципального этапа конкурса научно-исследовательских работ “Кубанские товары и услуги-только высшего качества!” – студент Ставропольской медицинской академии.

Чнаваян Мариам – лауреат VII Всероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности “ЮНЭКО-2009г.”. Участник фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “ПортфолиоИздательского Дома “Первое сентября”.ЛауреатВсероссийского конкурса “Национальное Достояние России”.Лауреат Всероссийского конкурса “Познание и творчество” Общероссийской Малой академии наук “Интеллект будущего” в номинации “Анатомии”. Победитель муниципального этапа Всероссийского “Молодежного биологического чемпионата” – обучается в Ставропольском техническом университете.

Мусатова Ксения – участница школьных, районных научно-практических конференции, краевого конкурса "Экологический проект", лауреат Всероссийского заочного конкурса "Познание и творчество",участник фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" Издательского Дома "Первое сентября" решила посвятить себя медицине и продолжает обучение в Армавирском медицинском колледж,

Этот список можно было бы продолжить.

Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности одаренного ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир.

Поэтому при подготовке к уроку приходится с особой тщательностью подбирать и придумывать задания для таких учащихся.

Например, если ребенок научился решать задачи сам по данной теме,то я предлагаю ему проявить себя и сочинить свои задачи, подобрать упражнения для теста.

Систему заданий для одаренного ребенка продумываю таким образом, чтобы у него возникла необходимость воспользоваться дополнительным источником знаний: интернетом, энциклопедиями, справочниками, словарями.

Все вышеперечисленное можно отнести и к домашним заданиям для одаренного школьника. Остается только добавить, что ребенку дается право выбора при выполнении домашнего задания.

Несомненно, каким бы хорошим не был урок, его недостаточно для воспитания одаренного ученика. Поэтому, конечно, не обойтись без спецкурсов и факультативов. Темы и программу курсов я определяю исходя из запросов и интересов учащихся. Дополнительные занятия, бесспорно, играют определенную роль в воспитании одаренного школьника. Так как это коллективные занятия, и на них присутствует дух соперничества, соревнования. Главное, чтобы у ребенка были достойные соперники, а если их нет, то в таком качестве может выступить и самому учителю.

Ребенку, а тем более одаренному, надо не только помогать, но и постоянно контролировать его обучение.В своей работе я использую различные виды контроля: тематический контроль выполнения домашних заданий, проверку выполнения всех этих этапов экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, слежу за оформлением работ, ведением экспериментальных записей. Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Это может быть оценивание результатов, вручение грамот, наград, предоставление возможности побывать в интересных местах.

Для родителей тоже возникают трудности при воспитании одаренного ребенка, поэтому мне приходится проводить работу с родителями, осуществлять психологическую поддержку, разъяснять условия труда и отдыха, объяснить какую помощь они могут оказать своему ребенку.

Учитель, работающий с одаренными детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором учебно-воспитательного процесса, интеллигентным, эрудированным, владеть современными образовательными технологиям. Для учителя должны быть характерны: желание работать нестандартно, поисковая активность, знание психологии одаренных детей, готовность к сотрудничеству, стремление к интеллектуальному совершенствованию, умение создать доверительные межличностные отношения, признавать право одаренного ребенка на ошибку, уважение любой его идеи, обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности.

В заключение можно сказать, что только в сотрудничестве с учащимися мне удаётся развить их талант и творческие способности. А они на лицо: мои ученики стали фармацевтами и врачами, химиками и учителями, даже работают в шоу-бизнесе.

Но самое главное, что я вознаграждена тем, что слышу нежный звон серебряных колокольчиков.

Библиографический список.

  1. Указ Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи" (с изменениями от 29 февраля 2008 г. N 283).
  2. Юркевич В.С. Одаренность: иллюзии и реальность. М.,1990.
  3. http://www.humanities.edu.ru
  4. Абакулов А., Ищенко Т., Кораванец Н. Система поиска и поддержки талантливых детей в Краснодарском крае: заделы, противоречия,перспективы/Вестник ИПК, №5, 2009.
  5. Юркевич В.С. Опыт развития креативности у одаренных детей и подростков.

За видеоприложением обращайтесь, пожалуйста, к автору